SpyLOG

1. ВВЕДЕНИЕ

Направленность и целеполагание в образовании и просвеще нии в настоящее время претерпели ряд изменений. В прежние, доперестроечные, годы повсеместно утверждали социоцентрический подход во всех сферах общества, при котором человек рассматрив ался как частица социума, а образование - как процесс социализа ции и профессионализации индивида с точки зрения его макси мальной общественной полезности. Современные концепции образо вания и воспитания пропагандируют антропоцентрический или индивидуально-личностный подход, суть которого заключается в провозглашении самоценности человека, а образование понимается как процесс «окультуривания» человека. В основе такого толкова ния нынешних педагогических процессов лежат два фундаментальн ых принципа - природосообразности и культуросообразности. Это означает, что общество требует от школы подготовки свобод ной, самостоятельной, сознательной и ответственной личности, личности, умеющей предвидеть препятствия, преодолевать их, а также владеющей навыками самосовершенствования. В этом смысле формула такой работы выглядит следующим образом, знание + желание + действие, что придает деятельности человека характер самодеятельности, всестороннего самовыражения.

В таких условиях проблема активизации познавательной деятельности не только не потеряла своей актуальности, но, наоборот, приобрела еще большую остроту и значимость.

В отдельные периоды развития педагогической науки этому вопросу уделялось достаточное внимание, что имеет большое зна чение для тех отраслей знаний, которые занимаются проблемой развития личности, т.к. результаты исследований позволили рассматривать данную проблему с различных точек зрения. Так, пси хологические аспекты проблемы освещались в работах Ь Г Ананьева, Л.И.Божович, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Добрынина, В С Ильина, А Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, Ю.В.Шарова, И.Щукиной и др. (познавательная потребность); Л.С.Выготского, С Л Рубинштейна (роль общественно-исторического характера сознания, единства сознания и деятельности в активности учения человека); П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова (активное влияние сознания на характер учения и его результат); А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина (характер усвоения знаний). Кроме того, значительный вклад в разработку проблемы активизации познавательной деятельности школьников внесли Д.Б.Боюяв- ленская, В.В.Давыдов, В.А.Крутецкий, Т.В.Кудрявцев, А.А.Лю блинская, Н.А.Менчинская, Ю.А.Самарин, К.А.Славская- Абульханова, Н.Ф.Талызина, М.Н.Шардаков, Д.Б.Эльконин и др.

Педагогические аспекты проблемы рассматривались Л.П.Аристовой, Е.И.Голантом, А.В.Даринским, М.И.Еникеевым, Б.П.Есиповым, М.П.Кашиным, И.Я.Лернером, И.Т.Огородни ковым, П.И.Пидкасистым, И.Ф.Харламовым и др. (самостоя тельная работа); Д.В.Вилькеевым, М.А.Даниловым, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, Н.А.Половниковой и др. (познавательная само стоятельность); А.Н.Алексюком, Б.И.Коротяевым, М.И.Левиной, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, И.Т.Огородниковым, М.Н.Скаткиным и др. (совершенствование методов обучения); Ю.К.Бабанским (дидактические основы оптимизации процесса обучения); М.А.Даниловым, Т.И.Ильиной, С.М.Михайловым, И.Т.Огородниковым, И.И.Титовым, П.Н.Шимбиревым и др. (принципы обучения); Ю.К.Бабанским, А.А.Кирсановым, Х.И.Лийметсом, Е.С.Рабунским, И.Унтом, И.М.Передовым и др. (индивидуальный подход); Л.П.Аристовой, М.А.Данилоным, Б.П.Есиповым, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, Н.А.Полов никовой, М.Н.Скаткиным, И.Ф.Харламовым и др. (система среде ib активизации учения).

Анализ состояния дел в образовании и просвещении показывает тем не менее, что данный вопрос не потерял своей остроты и по сей день. Доказательством этого является решительное наступление на все звенья процесса обучения различного характера нововведе ний. Внедрение новшеств в технологию преподавания привело к тому, что учитель как руководитель деятельностью учащихся, ока зался в роли первопроходца, исследователя, творца. Стремясь воздействовать на потребностно-мотивационную сферу школьников с целью удовлетворения природной любознательности учащихся и на этой основе формирования у них интереса к учению, пробуждения желания к самостоятельному познанию, педагог вынужден искать соответствующие способы общения с ними, способы передачи запланированных на данный урок знаний, умений и навыков. Резуль татом такой работы явилось формирование новых, инновацион ных, методов обучения, которые как раз и призваны активизиро вать деятельность учеников, причем не только на уроке как тако вом, но и вне его. Таким образом, применение действенных методов обучения в полной мере способствует и развитию навыков самообразования.

Данная инновационная деятельность учителей имеет двоякое значение: с одной стороны, она активизирует процесс преподава ния, совершенствуя тем самым личностные и профессиональные качества учителя, который из обыкновенного «урокодателя» и транслятора знаний превращается в созидателя, творца своей деятельности. С другой стороны, такого рода деятельность учителя, безусловно, активизирует процесс учения, позволяя ученику прочувствовать и соизмерить свои силы и возможности в решении той или иной задачи, продемонстрировать определенные личностные качества: волю, целеустремленность, организованность и т.д. - при встрече с трудностью. Все это способствует формированию ученика как субъекта процесса обучения, с которым считаются, чьи интере сы уважают, и чьи способности стараются развить. То же самое можно сказать и о таком компоненте процесса обучения, как фор мы его организации: они также претерпевают изменения, выходя за рамки традиций и обычаев.

Следовательно, направленность нынешних инновационных процессов имеет специфическую особенность. Она заключается в преобразовании, прежде всего характера обучения, который из пассивного и созерцательного постепенно превращается в активный и созидательный. Это сказалось в первую очередь на сущностных свойствах процесса обучения - на концепции деятельности школы в целом, на ее целевой ориентации. Влияние тенденций, активизи рующих учебный процесс, сказалось и на инструментально значимых свойствах: содержании обучения и способах его организации и передачи школьникам, на взаимоотношениях педагога и ученика. С этой точки зрения данное пособие и посвящено рассмотрению проблемы активизации познавательной деятельности, имея в виду те условия, которые сложились на данный момент в сфере образова ния и просвещения в России: повсеместное внедрение отдельных инноваций, имеющих местное значение и широкое распространение инновационных процессов, оказывающих влияние на социокуль турную сферу в целом.

Пособие включает в себя три главы. В первой - на основе психолого-педагогического анализа проблемы активизации познавательной деятельности дается логическое обоснование таких понятий как «активность», «принцип активности», «активизация деятельности». На основе сравнительной характеристики возрастных особенностей школьников выделяются этапы формирования навыков активной познавательной деятельности. Рассматривается зависимость способов активизации от типологии инноваций, существующей в отечественной школе.

Вторая глава посвящена подробному разбору тех дидактиче ских условий активизации деятельности школьников, которые имеют фундаментальное значение для школьной практики, касаются в первую очередь философии школы, ее концепции деятель ности как целостного образовательного организма. Это связано с внедрением таких систем обучения как дифференцированное, про граммированное, проблемное, модульное обучение. Кроме того, рассматривается вопрос технологии постановки целей обучения и рамках инновационного процесса и с точки зрения поставленной проблемы.

Третья глава касается непосредственно деятельности учителя и технологии конструирования процесса обучения, имея в виду про блему выбора методов и форм организации обучения. С этой целью на основе имеющихся классификаций, как методов, так и организа ционных форм обучения, дается их система с учетом степени нарас тания активности познавательной деятельности школьников. В конце пособия, в приложении, представлены краткие технологии и спользования некоторых активных методов и форм организации учебно-воспитательной и познавательной деятельности школьников.

Проблема активизации познавательной деятельности рассматривается в данном пособии преимущественно на основе анализа инновационных процессов, имеющих место в школе, что позволяет выявить ряд особенностей современного процесса обучения и дать рекомендации, доступные для практических работников учебных заведений различного уровня и вида.

2. Психолого - педагогические основы активизации познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов

2.1. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СТРУКТУРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Получившее распространение в последнее время инновационное обучение с точки зрения решения проблемы активизации познавательной деятельности имеет огромное значение Доказательством этого утверждения могут быть следующие аргументы. Во- первых, сама суть данного процесса - нацеленность всех участников учебно-познавательной деятельности на активный поиск истины, позволяет решить следующие немаловажные задачи усвоение опы та самостоятельного нахождения знаний и навыков их применения в новых условиях, приобретение практики творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации. Во-вторых, та кая трактовка задач позволяет усмотреть в действиях школы жела ние помочь молодым людям не столько приспособиться к реалиям современной жизни, сколько активно осваивать ситуации социальных перемен.

Следовательно, инновационное обучение влияет на важнейшую сторону жизни человека, включая, наряду с познавательным характером его деятельности, духовный, социальный и коммуника тивный ее аспекты. Из этого следует, что инновационное обучение как прогрессивное и передовое направление в образовании в пол ной мере призвано решать и одну из важнейших проблем совре менной школы поиск более действенных способов, методов, средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся Очевидно, что данная проблема потребует пересмотра всех струк турных компонентов учебно-воспитательного процесса с целью вы явления особенностей их функционирования в новых условиях, с точки зрения новых задач, стоящих перед современным образова нием, и на этой основе - модернизации, изменения или даже корен ной перестройки как некоторых из них, так и деятельности всей школы в целом.

С этой точки зрения важно иметь в виду ту классификацию ин новаций, которая представлена автором в пособии «Разви вающаяся школа - школа инновационная» (5).

Особо следует остановиться на критериях, послуживших осно вой для нее. Так, первый критерий - философия (концепция) школы - строится на тех нововведениях, которые влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса - на его содержательный, процессуальный, коммуникативный компоненты. В качестве второго кри терия выступает общая направленность школы, под которой понимают совокупность устойчивых мотивов целого школьного орга низма, ориентирующих деятельность школы, стимулирующих ее на достижение определенных целей и обеспечивающих относительную независимость от наличных ситуаций. Ценности и принципы деятельности учителя составляют содержание третьего критерия.

Анализируя выделенные основания классификации нововведе ний в системе инновационного обучения, становится очевидным тот факт, что в рамках первой группы инноваций можно рассматривать различные типы обучения, такие, например, как дифферен цированный, проблемный, программированный, модульный и т.д. Именно в этом случае и наблюдается повсеместная перестройка всех сторон и структурных компонентов процесса обучения Ре зультатом такой перестройки является формирование иного, «инновационного», мировоззрения на процесс обучения как таковой: по-иному осмысливаются функции учителя, вырабатывается иной взгляд на ученика, сам действенный компонент обучения - способы и формы сообщения знаний, умений и навыков, рассматривается не как цель, а как наиболее эффективное и благоприятное средство для всестороннего развития школьника. Сущность в горой группы инноваций составляют такие нововведения, которые затра гивают отдельные компоненты учебно-познавательного процесса. Это могут быть и целевой, и содержательный, и мотивационно- потребностный элементы процесса обучения, определяющие ту или иную ориентацию в деятельности школы. Работа в данном направ лении позволяет педагогическому коллективу более точно и кон кретно определить задачи своей деятельности, подчеркнуть важ нейшие аспекты учебно-воспитательного процесса: новшества в со держательном отношении позволяют изменить обучение качест венно, максимально приближая его к запросам школьника, привне сение нового в мотивационно-потребностный или эмоционально- ценностный компоненты позволяют позитивно влиять на деятельность ученика, активизируя и стимулируя ее и побуждая школьника к дальнейшим действиям. Но, безусловно, наиболее ярко и убеди тельно направленность школы будет проявляться в том случае, если инновационные процессы коснуться целевого компонента, сама по себе цель уже определяет тот курс, по которому движется учебное заведение. Третья же группа полностью решает проблему вы бора учителем более оптимальных методов или средств обучения, отвечающих нынешним запросам как общества, так и отдельной личности.

Следовательно, вполне целесообразным будет выделение сле дующих направлений в инновационном обучении в рамках решения проблемы активизации познавательной деятельности школьников.

Схема 1.

Схема соотношения направлений инновационного обучения и способов активизации познавательной деятельности школьников

Такое структурирование процесса активизации познаватель ной деятельности внутри инновационного обучения позволяет учи телю, целому коллективу педагогов, администрации школы более четко представить себе возможные варианты активизации, определить конкретные задачи по решению данной проблемы, спрогнози ровать конечный результат выбранной деятельности, исходя из того или иного критерия, что, безусловно, позитивно скажется прежде всего на учащемся, на уровне его интеллектуального и эмоцио нального развития. Кроме того, данная структура наглядно демонстрирует неограниченные возможности инновационном) обучения для решения проблемы активизации деятельности школьника, т.к. любое новшество в конечном счете обязательно будет направлено на действенное включение учеников в процесс обучения.

В связи с этим возникает проблема толкования тех педагогических понятий, которые достаточно часто употребляю ни при рассмотрении вопроса активизации познавательной деятельности. В частности, необходимо четко представлять, что понимают под термином «активность» науки, являющиеся основополагающими для профессиональной деятельности учителя - педагогика и техология, как они рассматривают активизацию познавательной деятельности с точки зрения инновационных процессов в обучении и воспитании.

 

2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Проблема активизации познавательной деятельности не нова в педагогике. Этой теме посвятили свои исследования такие крупнейшие ученые, как: Л.П.Аристова, Ю.К.Бабанский, Д.Н.Богоявленский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, В.А.Крутецкий, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Э.И.Моносзон, И.Т.Огородников, Ю.А.Самарин, М.Н.Скаткин, К.А.Славская-Абульханова, Н.Ф.Талызина, Т.И.Шамова, М.Н.Шардаков, Г.И.Щукина, И.Ф.Харламов, Д.Б.Эльконин и др. Тем не менее специально проведенные опросы, беседы с учителями школ, студентами педагогического университета, педагогических колледжей нашего города показали, что четкого представления о сути данной проблемы не имеет подавляющее большинство собеседников. Так, одна группа опрошенных толковала эту проблему с точки зрения принципа активности, который необходимо соблюдать в учебно-познавательной деятельности; другая - объясняла ее как необходимое качество человека, третья же - рассматривала активизацию познавательной деятельности как сумму двух первых слагаемых: принцип активности + активность человека = активизация познавательной деятельности.

Разобраться в этом поможет педагогический словарь. Так. «активность», действительно, важнейшая черта человека, его «способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности в труде, учении, общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, в играх и т.п.».

В то же словаре читаем, что для соблюдения принципа активно сти необходимо соблюдение следующих условий: «... познаватель ные и практические задачи, которые ставятся перед учащимися в процессе обучения, должны находиться в таком же отношении к уже усвоенным знаниям и привычным действиям, чтобы новое ре шение вызывало постоянно возрастающее напряжение умственных сил. Активность учащихся в обучении развивается на основе таких высоких мотивов познавательной деятельности, как интерес к достижениям науки, осознание общественного значения научных знаний, необходимость их усвоения для активного служения обществу» .

«Активизация процесса обучения - совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса» .

Выстраивая данные сущности в соответствии с их нарастающей значимостью, становится очевидным следующий факт: основной целью общества и школы как его социального института должна стать задача по формированию способности человека совершать общественно значимые преобразования в мире на основе присвое ния богатств материальной и духовной культуры. Один из путей решения этой задачи - непременное соблюдение принципа активности в важнейшие периоды жизни человека: в период вхождения его в окружающий мир через игру, общение, учение, познание, искание, самоутверждение, выбор будущей деятельности и т.д.

Следовательно, процесс активизации обучения школьника на ходится как бы в фундаменте процесса достижения основной цели -формирование человека с активной жизненной позицией, и иерархия рассматриваемых в данном параграфе понятий приобретает следующий вид:

Схема 2.

Иерархия понятий «активность», «активизация познавательной деятельности», «активная жизненная позиция»

Данная схема, таким образом, позволяет еще раз убедиться в том, что рассматриваемая проблема активизации обучения школьников действительно требует к себе пристального внимания всех тех, кто принимает участие в становлении личности будущего гра жданина.

2.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Отечественная психология, занимающаяся проблемой личности, утверждает, что она обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, т.е. в деятельности. В этой связи понятие «активность» тесно связано с понятием мотивации, включающим представления о потребностях, мотивах, целях, задачах, интересах, стремлениях, намерениях, имеющихся у человека.

Из всех мотивационных понятий наиболее важным является потребность, которая выступает источником активности личности. «Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытывавмой им нужды в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности».

Необходимо помнить, что потребности формируются в процессе воспитания и, следовательно, в период становления личности важно приобщать ее к миру человеческой культуры с целью овладения ею формой деятельности, определенной общественным раз витием. Это тем более существенно, т.к. именно побудительная сторона поведения человека и обеспечивает активность и направ ленность действия.

Следующим важным понятием потребностной сферы является мотив «Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и опреде ляющих ее направленность» 2 . Большой вклад в теоретическое по нимание того, что такое мотив, внес А.Н.Леонтьев (6), который, в частности, обращал внимание на следующее: во-первых, мотив вы ступает в качестве средства удовлетворения потребности, организуя и определенным образом направляя поведение; во-вторых, сама по себе потребность не может быть мотивом поведения, т.к. отсут ствует конкретный мотив при наличии ненаправленной личности на удовлетворение возникающей нужды; в-третьих, необходим конкретный мотив - предмет данной потребности, что придает ак тивности направленность и организованность, делает поведение человека целесообразным и разумным; в-четвертых, существует значительная разница между потребностями и мотивами: потреб ность проявляется часто неосознанно, в эмоциях, а мотив выступа ет в сознании человека как цель, на которую направлено его пове дение. Следовательно, если потребности составляют одновременно и сущность и механизм человеческой активности, то мотивы вы ступают как конкретные проявления этой сущности и являются той центробежной силой, которая «запускает» механизм в действие.

Цель - следующий мотивационный фактор, подразумевающий непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на достижение которого направлена деятельность. Следовательно, психологически цель есть то мотивационно-потребностное содержание соз нания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Наличие цели деятельности имеет большое значение для всестороннего развития личности, т.к. в этом случае активизируется внимание, включается в работу память, дается толчок для работы мышления, и весь этот процесс протекает на основе эмоциональных переживаний.

Кроме потребностей, мотивов и целей на степень активности в деятельности большое влияние оказывают интересы «Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности». Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что интерес в рамках решения проблемы активизации деятельности школьников вызывает к жизни особый вид деятельности - ориентировочно-исследовательский. Суть этой деятельности заключается в том, что человек, стремясь удовлетворить свои познавательные по требности, старается глубже познакомиться с объектом, узнать его еще больше, понять его. В этой ситуации интересы заставляют лич ность активно искать пути и способы удовлетворения жажды знаний и понимания. Результатом такой деятельности является, как правило, не угасание интереса, а возникновение новых интересов, соответствующих более высокому уровню познавательной деятель ности. Следовательно, интересы выступают в качестве постоянного побудителя механизма познания. Отсюда вытекает одна из первостепенных задач современной школы - формирование у школьни ков серьезных, содержательных интересов, которые бы стимулиро вали активную познавательную деятельность ребенка и сохраня лись бы и за пределами школы.

Задача - это единичный фактор действия, он выступает в каче стве мотива в ситуации, когда человек при достижении определен ной цели встречается с трудностью, которую необходимо преодо леть, чтобы продвигаться дальше к конкретному результату своей деятельности.

В процессе деятельности возможно возникновение потребности, условие существования и развитие которой не представлены в данной ситуации, и чтобы ее удовлетворить, необходимо создание таких условий как результат специально организованной деятель ности личности. Мотивом такой деятельности будут выступать стремления человека. Если иметь в виду, что таким образом выраженное стремление побуждает к действию, то оно, как категория мотивов, способно поддерживать активность личности в течение весьма длительного времени.

Если человеком осознаются условия и средства удовлетворения потребностей, то в этом случае стремление приобретает характер намерения. «Намерения - это сиюминутно возникающие и довольно быстро сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий».

Психологи отмечают, что потребности, мотивы, цели и задачи выполняют непосредственно побудительную роль и ответственны за направленность поведения личности, тогда как интересы стремления и намерения, участвующие в мотивации поведения, играют инструментальную роль и больше ответственны за стиль деятельно сти.

Следовательно, иерархию факторов мотивационной сферы че ловека, детерминирующей его поведенческую активность, можно выстроить таким образом:

Схема 3. Иерархия мотивационных факторов человека


Инструментальная функция

Побудительная функция


Из данной иерархии мотивационных факторов следует, что для того, чтобы стимулировать активность человека, необходимо, во- первых, отчетливо представлять себе действие складывающихся факторов мотивации активности, во-вторых, обращать внимание на всю систему данных факторов, в-третьих, на функциональную изменчивость этих факторов. Только в этом случае процесс активи зации деятельности человека будет направлен на совершенствова ние его общественной сущности.

2.4. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКА

Ясно представляя себе значимость решения проблемы активизации обучения школьников для достижения основной цели воспитания и обучения, четко выделяя все факторы мотивационной сферы личности ребенка, учителю при этом следует, во-первых, точно знать, какие способы активизации познавательной деятельности существуют, а во-вторых, помнить и учитывать возрастные особенности учащихся. Представленные ниже таблицы возрастных осо бенностей школьников помогут еще раз четко представить и осоз нать всю специфику каждого возраста с учетом решения задачи по активизации познавательной деятельности учеников и выделения основных этапов данной работы.

Таблица 1 Возрастные особенности младшего школьника

Возрастной период

Критерии возраста

Новообразования возраста

Особенности познавательной сферы

Младший школьный возраст 6-7лет-9-10лет 1 -3 (4) класс.

 

Ведущая деятельность -учебная

1.Произвольность психических процессов.

2.Внутренний план действий.

3.Рефлексия.

 

1.Стремление к знанию того, почему «такие» знания и зачем их «сделали».

2.Возрастание требовательности к объяснению.

3.Готовность к усвоению абстрактно-теоретического материала.

4.Смысловая память и синтезирующее восприятие

 


Вывод: учебный процесс должен строиться, исходя из следую щих моментов:

  1. предъявление учащимся достаточно сложных учебно- познавательных задач;
  2. постановка перед детьми системы заданий, требующих ак тивного выяснения путей и средств их решения;
  3. использование методов обучения, воздействующих на эмо циональную сферу младшего школьника, с целью формирования познавательного интереса

Таблица 2. Возрастные особенности подросткового возраста

Возрастной период

Критерии возраста

Новообразования возраста

Особенности познавательной сферы

Подростковый возраст 11 - 14-15 лет 5-9 классы

Ведущая деятельность -духовно- нравственное, личностное общение в процессе учебной и трудовой деятельности

1.Стремление к «взрослости» и самостоятельности

2.Подчинение нормам коллективной жизни.

3.Формирование самосознания.

4.Критическое отношение к окружающим.

 

1. Развитие содержательных интересов.

2.Увлечения, выходящие за рамки школьной программы.

3.Формирование навыков самообразования.

4.Контролируемая и управляемая речь.

5. Интеллектуализация процессов восприятия и памяти.

 

Вывод: учебный процесс должен строиться, исходя из следую щих моментов'

  1. введение сложного учебного материала;
  2. организация самостоятельных форм заданий;
  3. стремление на уроках предоставлять подростку возможность самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональ ные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу, делать самостоятельные открытия;
  4. использование на уроках заданий с элементами творчества.

Таблица 3 Возрастные особенности старшеклассника

Возрастной период

Критерии возраста

Новообразования возраста

Особенности познавательной сферы

Ранняя юность 14-15лет-16-17лет 9-11 классы

 

Ведущая деятельность -учебно-профильная

 

1.Формирование мировосприятия.

2.Формирование профессионального интереса.

3.Формирование самосознания.

4.Формирование ценностных установок.

 

1 . Развитие специальных способностей.

2.Способность выделять существенное.

3.Использование рациональных приемов запоминания.

4.Стремление разобраться в разных точках зрения и составление собственного мнения.

5.Формирование навыков самообразования.

 

Вывод: учебная деятельность должна строиться, исходя из сле дующих моментов:

  1. повышение степени самостоятельности;
  2. предоставление возможности специализации, выбранной старшеклассниками;
  3. активное внедрение элементов проблемного обучения: соз дание проблемной ситуации, формулировка гипотезы, самостоя тельная проверка выбранного предположения и т.д.;
  4. знакомство с методами научного исследования;
  5. включение в учебный процесс заданий, требующих само стоятельной поисковой деятельности;
  6. использование таких методов и форм обучения, в основе ко торых - спор, дебаты, обоснование своей позиции, защита своей точки зрения, высказывание своего мнения.

Таким образом, анализ возрастных периодов развития школь ников ярко демонстрирует следующий факт: процесс конструирования познавательной деятельности школьников, имеющей своей целью воспитание активной личности, находится в прямой зависи мости от возрастных особенностей учащихся.

Следовательно, весь период обучения школьников можно подразделить на этапы, каждый из которых является ступенькой в разв итии ребенка на пути его формирования и взросления. Так, на первом этапе, в младшем школьном возрасте, в основе активизации нежит процесс становления познавательной деятельности как тако-ной. Его характерными чертами являются следующие:

На втором этапе - в подростковом возрасте - на основе полу ченных в начальной школе навыков познавательной деятельности учащийся вступает в период, характеризующийся поиском и наход кой, сомнением и уверенностью в правильности сделанного шага, решения, умением отстаивать свое мнение и т.д. Этот период дол жен быть нацелен на формирование самодеятельности школьника, которая является вторым слагаемым интегрированного понятия «активность».

Деятельность старшеклассника должна быть нацелена прежде всего на совершенствование исследовательских навыков, т.к. имен но исследовательская работа несет в себе положительный заряд, пробуждающий мышление, воображение, волю, интеллект в целом, . t также те стороны личности старшеклассника, которые до сих пор либо дремали, либо были уже в состоянии «готовности».

Очевидно, что в период взрослости полученные навыки долж ны отшлифовываться, приводиться в систему, поэтому цель сле дующего возрастного периода направлена на формирование навы ков созидательной деятельности.

Следовательно, процесс активизации познавательной деятель ности школьника должен осуществляться по следующим направлениям (согласно возрастным особенностям учащихся):

 

1 -ый этап младший школьник

становление навыков учебно-познавательной деятельности

2-ой этап подросток

формирование самодеятельности

3-ий этап старшеклассник

исследовательская деятельность


2.5. Задания для самостоятельного осмысления:

  1. Поясните, в какой логической зависимости находятся между собой следующие педагогические понятия: «активизация», «принцип активности», «активизация познавательной деятельности».
  2. Обоснуйте сущность процесса активизации познавательной деятельности школьников с точки зрения возрастных особенностей их развития.
  3. Дайте психолого-педагогическое обоснование процесса активизации познавательной деятельности учащихся.

Содержание | Вперед