SpyLOG

Введение.

Любовь - одно из самых фундаментальных чувств. В наших сердцах она, несомненно, занимает одно из первых мест. Любовь - самое таинственное явление из всех, которые вообще могут рассматриваться.

По традиции, психология пренебрегала изучением любви. Предметом ее исследования было "межличностное влечение", и гипотезы формулировались в терминах отношения.

Как правило, аффективный компонент межличностного влечения оценивался при помощи биполярной шкалы симпатии (с диапазоном от "очень нравится" до "очень не нравится"), и в качестве стимульного материала использовалась фотография или изображение более или менее привлекательного незнакомца. По мнению Бершид, исследователь, предъявляющий в качестве стимульного материала фотографию незнакомого испытуемому человека, рискует получить данные, не учитывающие эмоциональный компонент межличностного влечения или любви. Она пришла к выводу, что исследование межличностного влечения и любви не может быть эффективным до тех пор, пока исследователь не обратит пристального внимания на эмоциональные корни этих явлений.

Любовь отличается от всех остальных эмоций. Такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх - это базовые, дискретные эмоции. Каждая из них представляет собой отдельный феномен, включающий в себя свое уникальное переживание. Они определяются как базовые потому, что такие эмоции, как интерес и страх, имеют собственные способы выражения, собственные специфические переживания и собственные конкретные паттерны активности нервной системы. Любовь также является фундаментальным и базовым чувством, но характеристики этой фундаментальности в отношении любви принимают иное, более комплексное звучание.

Относительно определения любви можно сказать следующее. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой.

  1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку.
  2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека.
  3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти¹.

Трудности в определении любви оказываются, по крайней мере отчасти, тесно связаны с тем фактом, что любовь представляет собой не унитарное, одномерное состояние, а скорее сложный, многоликий феномен, характерный для широкого диапазона человеческих взаимоотношений. Ведь мы называем одним и тем же словом "любовь" такие отличные друг от друга отношения, как отношения между возлюбленными, между супругами, между родителями и детьми и между близкими друзьями.

Зик Рубин рассматривает любовь как понятие, отличное от симпатии; в соответствии с этим он разработал специальные анкеты, позволяющие измерить и первое, и второе состояние². Так, по Рубину, любовь - это не просто большое "количество" симпатии, обычно это и качественно иной набор чувств и забот в отношении того, кого любят. Симпатия, с точки зрения Рубина, отмечена восхищением и дружеской аффектацией, отраженными в таких высказываниях, как: "Х - это такой человек, каким хотел бы быть и я".

Элайн Уолстер (Хэтфилд) вместе с Биллом Уолстером³ различают два основных типа любви: страстную и товарищескую. Страстная, или романтическая любовь характеризуется сильными эмоциями, сексуальным желанием и сосредоточенностью человека на предмете своей любви. Начало такой любви характеризуется чаще всего быстротой, нежели постепенностью, и почти неизбежно пламенная природа страстной любви остывает со временем. В некоторых случаях страстная любовь может стать прелюдией к возможной товарищеской любви - более спокойному и стабильному чувству, отмеченному взаимным доверием, возможностью положиться друг на друга и теплотой. В сравнении с характерной кратковременностью страстной любви, товарищеская любовь, как правило, длится дольше и становится со временем глубже.


Глава I. Разновидности любви.
1.1 Материнская любовь.

Если согласиться с тем, что привязанность к другому человеку, потребность заботиться и защищать - атрибуты чувства любви, то следует признать, что любовь матери к ребенку - это особый тип любви. Ее особенность проявляется в том, что она жизненно необходима ребенку.

Говоря о материнской любви, нельзя обойти вниманием такую ее характеристику, как чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность удовлетворить их. В некотором смысле чувствительность к потребностям ребенка просто необходима для его здоровья и благополучия.
Некоторые аспекты материнской любви имеют черты физиологического драйва. В дополнение к физиологическому, или биологическому, аспекту важную роль в материнской любви играет эмоция радости. Эта радость социальна по своей природе, она вызвана фактом совместного бытия, фактом причастности к жизни, к развитию ребенка.

Другой компонент материнской любви - эмоция интереса. Любящая мать искренне интересуется своим ребенком и всем, что он делает. Эта заинтересованность выражается очень разнообразно, но одним из важнейших способов ее проявления является игра. Матери интересен ее малыш: что бы он ни делал, все возбуждает в ней любопытство и вызывает восхищение.

Вот что говорит относительно материнской любви Э. Фромм в своей работе "Искусство любви":

"Материнская любовь - это безусловное утверждение в жизни ребенка и его потребностей. Но здесь должно быть сделано одно важное дополнение. Утверждение жизни ребенка имеет два аспекта: один - это забота и ответственность, абсолютно необходимые для сохранения жизни ребенка и его роста. Другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни. Это установка, которая внушает ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле!

Связь матери и ребенка - это по самой своей природе неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой дает ее. Материнская любовь выходит за пределы себя в ребенке, ее любовь к нему придает значение и смысл ее собственной жизни.

Материнская любовь к растущему ребенку, любовь, которая ничего не желает для себя, это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых, и наиболее обманчивая из-за легкости, с которой мать может любить своего младенца. Но именно потому, что это трудно, женщина может стать действительно любящей матерью, только если она способна любить вообще; если она способна любить своего мужа, других детей, чужих людей, всех людей. Женщина, которая не в состоянии любить в этом смысле, может быть нежной матерью, пока ребенок мал, но она не может быть любящей матерью, чья задача в том, чтобы быть готовой перенести отделение ребенка - и даже после отделения продолжать любить его"&sup4.

1.2 Братско-сестринская любовь.

Любовь между сестрами и братьями - также особый феномен. Старший брат или старшая сестра иногда становятся первым партнером ребенка в игре.

Любовь между братьями и сестрами отличается от любви между родителем и ребенком и от любви между друзьями. Как правило, самой сильной считается любовь между матерью и ребенком или между отцом и ребенком. Второе место занимает сиблинговая любовь. Сиблинговая любовь, также как и любовь между родителем и ребенком, отличается долговечностью, хотя и проходит порой через весьма серьезные испытания в детстве и подростковом возрасте. Обычно даже бурные детские ссоры не могут разрушить ее.

1.3 Романтическая (эротическая) любовь.

Романтическая любовь отличается выраженным сексуальным началом, а также наибольшей конфликтностью, нередко становится причиной душевного надлома, который оставляет след на долгие годы.

"В эротической любви есть предпочтительность. Часто предпочтительность эротической любви неверно интерпретируется как привязанность, основанная на обладании. Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытывающих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих. Два человека отождествляются друг с другом и решают проблему одиночества, увеличивая единичную индивидуальность вдвое. Они достигают чувства преодоления одиночества, однако, поскольку они отделены от всего остального человечества, они остаются отделенными и друг от друга, и каждый из них отчужден от самого себя. Их переживание единства - иллюзия. Эротическая любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого. Она предпочтительна только в том смысле, что я могу соединить себя целиком и прочно с одним человеком. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смысле эротического слияния, полного соединения во всех аспектах жизни - но не в смысле глубокой братской любви"&sup5.

1.4 Себялюбие (любовь к себе).

Современная культура вся пронизана табу на эгоизм. Эгоизм выступает как синоним себялюбия. Учение, согласно которому эгоизм - это величайший грех, а любовь к другим - величайшая добродетель, чрезвычайно устойчиво.

Кант различал эгоизм, себялюбие и удовольствие от себя самого. Но даже "разумное себялюбие" должно ограничиваться нравственными принципами.

Ницше видел противоречие между любовью к себе и любовью к другим. Любовь коренится не в силе человека, а в его слабости. "Ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе" &sup6.

Мысль о том, что любовь к себе тождественная эгоизму и несовместима с любовью к другим, рационализирована в научном языке теории нарциссизма Фрейда. По Фрейду, у младенца все либидо направлено на себя как на свой объект; эту стадию Фрейд называет "первичным нарциссизмом". По мере развития либидо смещается с себя, своего "Я" на другие объекты. Если нормальное развитие "объект - связей, объект - отношений" нарушается, либидо отвращается от объектов и вновь обращается на "Я"; это называется "вторичным нарциссизмом". Согласно Фрейду, чем больше любви я направляю на объекты, тем меньше ее остается для самого себя, и наоборот. Фрейд утверждал, что любовь это проявление либидо, и если либидо направлено на других людей, то это любовь, а если оно направлено на самого его носителя - то это любовь к себе. Следовательно, любовь и любовь к себе взаимно исключаются в том смысле, что чем больше первая, тем меньше вторая, о чем упоминалось выше. Если любить себя - плохо, то отсюда следует, что не любить себя - добродетельно.

"Если добродетельно любить своего ближнего, как человеческое существо, должно быть добродетелью - а не пороком - любить и себя, так как я тоже человеческое существо. Нет такого понятия человека, в которое не был бы включен и я сам. Доктрина, которая провозглашает такое исключение, доказывает, что она сама внутренне противоречива.

Любовь к своему "я" нераздельно связана с любовью к любому другому существу. Из этого следует, что мое собственное "я" должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение моей собственной жизни, счастья, развития, свободы коренится в моей собственной способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще"&sup7.

1.5 Любовь к чести.

Любовь к чести необходимо отличать от вожделения чести. Когда мы оба эти понятия рассматриваем в соотношении, то любовь к чести в этом случае является чем-то отрицающим, поскольку человек озабочен лишь тем, чтобы не стать предметом пренебрежения. Вожделение же чести жаждет быть предметом глубокого уважения со стороны других.

Любовь к чести можно назвать порядочностью, она должна отличаться от благопристойности. Вожделение же чести представляет собой амбицию. Человек может любить честь даже тогда, когда не находится в человеческом обществе, из любви к чести можно даже искать одиночества. Но вожделение чести не может существовать в одиночестве, так как человек желает быть глубоко уважаем со стороны других. Таким образом, вожделение чести - это притязание, требование по отношению к другим обратить на себя внимание. Когда любовь к чести не превращается в вожделение чести, то это называют скромностью.

1.6 Псевдолюбовь.

Фромм полагает, что любовь не является следствием сексуального удовлетворения, наоборот, даже знание так называемых сексуальных приемов - это результат любви. "Любовь как взаимное сексуальное удовлетворение или любовь как "слаженная работа" и убежище от одиночества - это две нормальные формы разложения любви в современном западном обществе, социально моделированной патологии любви"&sup8.

Другой формой псевдолюбви, которая вместо человеческого счастья приводит лишь к неврозам, к страданиям, является привязанность одного или обоих "любовников" к фигуре одного из родителей. Уже будучи взрослыми, они переносят чувство ожидания и страха, которые испытывали по отношению к отцу и матери, на любимого человека.

Еще одна форма псевдолюбви - любовь-поклонение. Люди часто имеют склонность обожествлять любимого. Будучи отчужден от своих собственных сил, человек проецирует их на своего кумира, почитаемого как воплощение любви, света, блаженства.

Проявление невротической любви - это нежелание замечать свои грехи и сосредоточенность на недостатках и слабостях "любимого" человека. Если два человека делают это одновременно, то их любовные отношения превращаются в пытку постоянного взаимного разоблачения.

Видом псевдолюбви является также "временная аберрация". Многие помолвленные или молодожены мечтают о блаженстве, которое якобы ожидает их впереди, тогда как в данный момент они уже начинают скучать друг с другом. Переживается ли любовь "заместительно", как фиктивное участие в переживаниях других людей, переносится ли она из настоящего в прошлое или в будущее, такие абстрактные и отчужденные формы любви служат, согласно Фромму, лишь наркотиком, облегчающим боль реальности, одиночества и отчуждения.

И последняя, самая частая форма псевдолюбви - это проекция своих проблем на детей. Когда человек чувствует, что не в состоянии придать смысл собственной жизни, он старается обрести его в сыне или дочери.

¹ Приведенные определения даны из: Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т.1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000.

² Rubin Z. Measurement of romantic love. Journal of Personality and Social Psychology. 1970,№16.

³Walster (Hatfield) E, & Walster B.W. (1978). A new look at love. Reading, MA: Addison - Wesley.

&sup4 Фромм Э. Искусство любви. Минск: ТПЦ "Полифакт", 1991. С. 31 - 33.

&sup5 Там же. С. 34

&sup6 Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч. в 2-х т. Т. 2 - М.: 1990 - с. 43, 44.

&sup7 Фромм Э. Указ. соч. С.36-37.

&sup8 Фромм Э. Указ. соч. С.56.

Содержание | Вперед