SpyLOG

Глава 2. Психология любви.
2.1 Психологические теории любви.

Фрейд полагал, что вся человеческая жизнь определяется двумя инстинктами - инстинктом любви (Эрос) и инстинктом смерти (Танатос). Любовь, прежде всего любовь сексуальная, является, по Фрейду, базисом человеческой культуры. Она не просто связывает одного человека с другим. Эрос объединяет семьи, племена, народы, нации в одно большое целое - человечество.

По Фромму, любовь - это заинтересованность в жизнь и развитии того, что мы любим ¹. Утверждающая сила любви раскрывается как воплощение, олицетворение сущностных свойств человека.

Из этого следует, что я сам в принципе в такой же степени должен быть объектом любви, как и другой человек. Если человек в принципе способен на продуктивную любовь, он способен и на любовь к себе; если же он может любить только других, он вообще не способен на любовь.

Фромм различал любовь зрелую и любовь не зрелую. Незрелая любовь говорит: "Я люблю тебя, потому что ты нужен мне". Зрелая же любовь гласит: "Ты нужен мне, потому что я люблю тебя". На первый взгляд разница не заметна, но, на самом деле, она довольно существенная.

Характеризуя три "ступени" любви - низшую (сексуальное отношение), эротическую (увлеченность), любовь в собственном смысле слова - и отдавая должное высшей, В. Франкл вместе с тем отрывает ее от остальных. Он говорит, что "любовь так мало направлена на тело любимого, что она легко может пережить его смерть".

Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существеннейшие черты и особенности любимого человека. и более того, он видит потенциальное в нем. Т.е. то, что еще не выявлено, не должно быть выявлено. Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное.

По Эриксону, положительное качество, которое связано с интимностью - это любовь. В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

2.2 Потребность в любви.

Владение любимым предметом, или взаимность любимого лица, является средством удовлетворения потребности. В любви, так же как и в потребности, любимый объект является источником активно положительного отношения. Однако потребность и любовь выступают как две стороны единого отношения, как его эмоционально-оценочная, с одной стороны, и как его побудительно-конативная сторона, с другой.

Фромм выделял пять основных экзистенциальных потребностей человека. Одна из них - это потребность в установлении связей. По Фромму, чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством "продуктивной любви", помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность.

Осознание человеческой разобщенности без воссоединения любовью - вот источник стыда. И здесь же источник чувства вины и тревоги. Таким образом, самая глубокая потребность человека - это потребность преодолеть свою отчужденность, освободиться из плена одиночества.

Любовь - это один из путей познания "тайны". Любовь - это деятельное проникновение в другое существо, в котором моя жажда познания утоляется путем соединения. В слиянии я познаю тебя, я познаю себя, я познаю каждого, но я ничего не "узнаю". Я познаю тайну всего живого единственно возможным для человека способом, - переживая это соединение, а не путем размышления. Только любовь может удовлетворить мое желание познать тайну. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу тебя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека.

Потребности принадлежности и любви занимают третий ряд в пирамиде Маслоу. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или группе.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола.

Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовь, и бытийная, или Б-любовь. Д-любовь основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, например, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Таким образом, это эгоистическая любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь "бытия" другого, несмотря на его несовершенства. Она не собственническая, не назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самопринятия, чувства значимости любви - всего, что позволяет человеку расти. По Маслоу, бытийная любовь неэгоистична, бескорыстна, она ничего не требует в ответ. Сам акт любви, восприятия сущности и красоты объекта любви является своей наградой.

Маслоу утверждал, что потребности принадлежности и любви редко удовлетворяются обществом (в частности он говорил об американском обществе), в результате чего развиваются дизадаптация и патология. Многие неохотно открывают себя для близких отношений, т.к. боятся быть отвергнутыми. Маслоу заключал, что есть доказательство существенной корреляции между счастливым детством и здоровьем в зрелой жизни. Такие данные, с его точки зрения, поддерживают тезис, что любовь является основной предпосылкой здорового развития человека.

Глава 3. Философия любви.
3.1 Философские теории любви.

В употреблении Спинозы любовь означает любое, не обязательно сильно выраженное, положительное эмоциональное состояние. А именно любовь есть не что иное, как удовольствие (радость), сопровождаемое идеей внешней причины. Тот, кто любит, необходимо стремится предмет своей любви "иметь налицо и сохранять", доставлять ему всякого рода удовольствия.

Подобных взглядов на возникновение любви придерживался и Д. Юм: "При рассмотрении причин любви мы найдем, что она очень разнообразна… Добродетельность, знания, остроумие, здравый смысл, добродушие, отличающие то или иное лицо, вызывают любовь и уважение"².

По Спинозе, человек, испытывающий любовь, сопереживает аффекты любимого лица. Со стороны любимого лица любовь вызывает ответные аффекты. Это объясняется тем, что приветливое, симпатизирующее отношение другого лица человеку само по себе приятно. В результате переключения этой эмоции на лицо, доставляющее удовольствие своим отношением, к нему возникает ответное положительное отношение.

Гегель протестовал против формализма социальных, правовых и нравственных законов, стремился преодолеть их недостатки на основе этики любви, соучастия, примирения, прощения, провозглашенной в Евангелии.

Только любовь, прощение и примирение способны восстановить нравственную справедливость. Гегель писал: "Человеку, душа которого возвысилась над правовыми отношениями и не подчинена ничему объективному, нечего прощать обидчику, ибо тот ни в чем не затронул его права; как только кто-либо посягает на объект права, он тотчас же отказывается от этого права. Душа такого человека открыта для примирения, ибо он сразу же может восстановить любую живую связь, вступить вновь в отношения дружбы, любви"³.

Как указывал Энгельс, первая в истории форма половой любви, в смысле глубокого взаимного влечения мужчины и женщины, возникла в средние века.
По словам Энгельса, в древние времена не было индивидуальной любви. То, что физическая красота, близкие отношения, одинаковые склонности и т.п. побуждали у людей различного пола стремление к половому общению, - это разумеется само собой. Но от этого влечения до современной любви еще бесконечно далеко. Подлинная любовь и взращенные ею чувства существенно отличаются от простого влечения, от "эроса" древних.

Ницше не принимал любовь, считая ее выражением слабости и самоотрицания. Согласно Ницше, потребность в любви свойственная рабам, не способным бороться за то, чего они хотят, и потому стремящимся обрести желаемой через любовь.

"Любовь - феномен изобилия, избыточности. Ее источник - сила дающей личности. Любовь - это утверждение и продуктивность, она стремится к созиданию и творчеству"&sup4. Любовь к другому только тогда добродетель, когда она изливается из этой внутренней силы, но она - зло, если будет проявлением неспособности быть самим собой.

В любви происходит действи-тельное перенесение "центра личной жизни" в другого, оба любящих восполняют друг друга своими качествами, создавая вместе более богатое единство; истинная любовь предполагает обязательное равенство любящих; наконец, всем в любви известна идеализация предмета любви - живое и конкретное прозревание абсолютного содержания его личности и ее убеждение. Эти качества любви вовсе не нужны для простого размножения, увековечения чреды все таких же природно ограничен-ных, более-менее улучшенных и ухудшенных существ. "Если смотреть... на фактический исход любви, то должно признать ее за мечту, временно овладевающую нашим существом и исчезающую, не прейдя ни в какое дело (т.к. деторождение не есть собственное дело любви)" &sup5.

Высшую задачу любви Соловьев выводит к "общему делу" борьбы со смер-тью, увековечивания и преображения высшей ценности - личности, наконец, к Делу возвращения всех сознательных и чувствующих жертв природного порядка за все время его господства, т.е. воскрешение всех умерших.
Шелер трактует половую любовь как личностную встречу высочайшей космической концентрации, как выражение вселенской любви, инструментом которой выступают любящие.

Вечно струящийся от бога поток любви и ответная человеческая любовь задают динамику личности. Благодаря порядку любви, человек приобщается к богу, к другим людям, ценностям, миру. Шелер настаивает на бесстрастности любви, раскрывает ее как спокойное обладание полнотой бытия. Ее динамический аспект определен не влечением к наслаждению, а стремлением к сущности и высшим ценностям. Поэтому любовь имеет творческую природу; она всегда и везде созидательна, продуктивна.

Любовь - это не просто чувство или эмоциональное отношение к другому, она есть завершенное трансцендирование к "ты". В любви "ты" - не просто мое достояние, не просто реальность. Я не вбираю "ты" в себя, напротив, сам "переношусь" в него, оно становится моим в том смысле, что я осознаю себя принадлежащим ему. Лишь через любовь "ты" становится для меня вторым "Я". В любви "ты" открывается как личность.

Однако не существует совершенной, чистой любви, потому что никогда до конца не снимается момент чуждости "ты".

В самой своей сути любовь есть религиозное восприятие конкретного живого существа, видение в нем некоего божественного начала. Всякая истинная любовь, с точки зрения Франка, религиозное чувство.

Заключение.

Употребление понятия "любовь" как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция?

Анализируя указанную в библиографическом списке литературу, можно прийти к нескольким выводам.

Во-первых, нет единого мнения в отношении данного явления, то есть любви. Ни один из рассмотренных авторов не давал определения любви, даже приблизительного. Возможно, это объясняется тем, что любовь, как и другие эмоции и чувства, является сугубо субъективной. То есть, каждый автор смотрит на любовь со своей точки зрения. Таким образом, сколько авторов, столько и мнений. Кроме того, если давать определение любви, то необходимо учитывать подход к столь сложному явлению, то есть "школу", направление, в рамках которого будет даваться определение. Например, если подходить с точки зрения материализма, то можно сказать, что любовь (как утверждают многие современные ученые-физиологи) - это всего лишь активность десяти эндокринных желез. Также можно подойти со стороны деятельностного подхода, психоанализа и т.д.

Во-вторых, как можно заметить после прочтения данного реферата, психология занимается вопросами любви менее активно, чем философия. Не могу сказать точно, но мне кажется, что психологи недооценивают такое явление как любовь. Возможно, они считают, что есть гораздо более интересные объекты исследования. А, возможно, это объясняется тем, что любовь настолько загадочное явление, что изучать его пока не представляется возможным стандартными методами, за исключением, разве что, самонаблюдения. Маслоу, например, часто с сожалением отмечал, что большинство учебников психологии даже не упоминает слово "любовь", как будто психологи считают любовь чем-то нереальным, что должно быть сведено к другим понятиям, вроде проекции или сексуального подкрепления.
В-третьих, если принимать во внимание то, что говорят люди в повседневной жизни, то можно выделить бесконечно много видов любви. Но и здесь можно сделать некоторое уточнение. Люди очень часто путают понятия "нравится" и "любить". В этих двух понятиях, на мой взгляд, есть существенная разница. Нравится за что-то, за какие-то качества, способности и т.д. Например, мне нравится эта певица, потому что она красивая, хорошо поет, артистична и т.п. В отношении любви этого сказать нельзя. Любят потому, что любят. Не за что-то, не за какие-либо особые свойства, а просто любят.


Библиографический список.

  1. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Изд-во "Питер", 2000.
  2. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.
  3. Психология личности в трудах зарубежных психологов // Под ред. Реана А.А. СПб.: Изд-во "Питер", 2000.
  4. Психология личности в трудах отечественных психологов // Под ред. Куликова Л.В. СПб.: Изд-во "Питер", 2000.
  5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  6. Психология эмоций: Тексты. //Под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. М., 1993.
  7. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.
  8. Этическая мысль. М.: Политиздат, 1988.
  9. Вопросы философии. №4, 1993.
  10. Астахов И.Б. Эстетика. М.: "Московский рабочий". 1971.
  11. Большой толковый психологический словарь в 2 томах / Ребер Артур (Penguin). Т. 1 (А - О): Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000.
  12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000.
  13. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: "Наука", 1983.
  14. Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. М.: Знание, 1988. (Народный университет. Педагогический факультет. №9).
  15. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998.

¹ Фромм Э.Указ. соч. С.18.

² Юм Д. Соч. в 2-х т. Т.1. М.: 1966. С. 463.

³ Гегель Г.Ф. Философия религии: в 2 т. Т.1 М., 1975. С. 131.

&sup4 Ницше Ф. Указ. соч. С. 44.

&sup5 Соловьев В.С. Указ. соч. С. 516.

Назад | Содержание