Интервью, как основной метод ведения телефонной консультации, другие авторские
схемы телефонной беседы; их общие черты и различия. Изменения последовательности
и числа этапов в основной схеме консультирования: причины, следствия,
оценка эффективности. Заключение "контракта".
Задачи экстренного психологического консультирования: восстановление эмоционального равновесия, формулирование проблемы, расширение пространственно-временной зоны восприятия, увеличение числа и разнообразия вариантов решения проблемы, восстановление или установление социальных и межличностных связей.
Случаи информационных запросов, отказа от разговора консультантом или абонентом. "Молчащие звонки". Розыгрыши: проблемные и игровые.
Вестник РАТЭПП №2, 1995.
Скворцов А.В.
ЛОГИКА ТЕЛЕФОННОЙ БЕСЕДЫ
Проблема абонента-структура, включающая в себя:
Результатом является экспансия психологического прошлого за границы наличного существования.
Для личного, понимания логики беседы и некоторых психо-терапевтических возможностей консультанта обратимся к схеме:
Возможные "ходы" в обсуждении "проблемы" в диаде "консультант-абонент". Ось ОХ отражает одно из "измерений" в беседе, состоящей из 3 базовых конструкторов описания и обсуждения проблемы в диаде "консультант-абонент"; "чувства" - эмоционально-чувственное отношение проблемной ситуации; "мысли" - рационально-рефлексивное отношение; "действия"- действенный компонент (поведенческими). Ось OY - отражает временное измерение в беседе, состоящее из временных фокусов обсуждения и описания "проблемы" в диаде "консультант-абонент".
Блок 1. Эмоционально-чувственное отношение к проблемной
ситуации, выражается непосредственно ("здесь и сейчас"). Работа
ведется с актуальными переживаниями: эмо-циональное отреагирование, вербализация
эмоций, эмоцио-нальное проживание через эмпатическое слушание, в случае
острого переживания через сострадательную эмпатию. Возни-кает ощущение
психологической близости, "теплоты". Снижа-ется ощущение одиночества.
(Что вы сейчас чувствуете?)
Блок 2. Отражает рационально-рефлексивное отношение к происходящим сейчас событиям (проблемной ситуации). (Что вы сейчас думаете по этому поводу?)
Блок 3. Реальное поведение абонента в контексте проблемной ситуации. Какие усилия прикладывает абонент, чтобы справиться с проблемной ситуацией.
Блок 4. Эмоционально-чувственное отношение абонента к психологическому прошлому в контексте проблемной ситуации. Что вы сейчас чувствуете по отношению к тому, что произошло с вами? Что вы чувствовали тоща, когда это произошло? Фиксируется изменение отношения (тогда - сейчас) в оценке прошлого.
Блок 5. Отражает рационально-рефлексивное отношение абонента к событиям, непосредственно предшествующим возникновению проблемы, ее актуализации. Что вы сейчас думаете по поводу того, что с вами происходило? Что вы, тогда по этому поводу думали? фиксируется изменение отношения (тогда-сейчас) в оценке прошлого. Очень важный блок: ориентация на поиск причин произошедшего (происходящего).
Блок 6. Отражает поведенческие аспекты, относящиеся к моменту возникновения проблемной ситуации (ближайшее психологическое прошлое). Что вы тогда делали, чтобы справиться с этим?
Блок 7. Отражает эмоционально-чувственное отношение абонента к предстоящему будущему (психологическому будущему) в контексте проблемной ситуации. Очень серьезный блок: негативный фон усиливается, когда абоненту требуется принять решение - признак сопротивления. Фиксируясь на негативных эмоциях, вы рискуете "запрограммировать" абонента. Возможны разные приемы - например, апелляция к прошлым результатам результатом преодоления сходных состояний - "терапия прежними достижениями", приемы косвенной сугге-стии, "подбадривание".
Блок 8. Отражает рационально-рефлексивное отношение к возможному будущему (психологическому будущему). Образ будущего и отношение к нему. Элементы дихотомии: "построено" - "не построено", "реалистично" - "нереалистично". Один из тактических ходов - взгляд из отдаленного будущего на ближайшее. (Что вы будете делать 1, 2... года спустя по поводу TWO, что с вами произойдет?)
Блок 9. Отражает продвижение абонента к соответствующе-му действию, планирование, актуализация поведенческих аль-тернатив. По сути, финал разговора. Ориентация на этот блок и в начале разговора - ошибка. Непосредственное обращение к нему - в крайних экстремальных случаях, требующих немед-ленного вмешательства и руководства при жесткой лимитированности времени (например, угроза нападения). План - результат его (абонента), а не вашей работы.
Основная идея: Если отвлечься от второстепенных деталей, внутренняя
логика построения беседы выражается так: беседа начинается с терпеливого
бескритичного выслушивания, в ходе которого происходит эмоциональное отреагирование
на значи-мые аспекты проблемной ситуации, что создает предпосылки для
когнитивного овладения проблемной ситуацией и в даль-нейшем к планированию
действий.
………………………….
Нетрудно заметить, что временной фокус ,обсуждения проблемной ситуации
смещается с актуальных переживаний (Блок 1; вопрос 1) к установлению причинно-следственных
свя-зей (как абонент сам понимает причину тех или иных событий и своих
состояний - отнесенность к ближнему психологическому прошлому (блок 5;
вопрос 2)). Понимание причин возникно-вения проблемной ситуации работает
на ее осознание. Стоит напомнить, что это - одна из психотерапевтических
возможно-стей (хотя и не очень мощных). Это "озарение" высвечивает
новые грани проблемы.
Эти вопросы отражают смещение временного фокуса обсуж-дения в беседе к психологическому будущему. Достаточно час-тая ситуация, когда абонент может изложить проблему, обсуждает различные ее аспекты, но само ее решение вызывает сопротивление. Он не стал конструктивен, чтобы продвигаться в этой логике. В этом случае трудно ожидать, что результатом будет "продвижение абонента к соответствующему действию..." (блок 9). Образ психологического будущего расплывчат и нереалистичен (блок 8). Отношение к нему амбивалентно: с одной стороны - надежда, что "можно справиться", с другой - неуверенность в собственных силах, растерянность и страх (блок 7).
Излишнее усердие консультанта, выраженное в стремлении дать совет, рекомендацию, вряд ли уместно, хотя готовность их воспринимать абонентом сейчас выше, нежели, если бы беседа строилась по типу "вопрос - ответ" или на начальных этапах.
Как говорит Б.Мэки, здесь победой будет минимальный конструктивный сдвиг видения своей ситуации и такая маленькая разница в самочувствии и будет результатом первого разговора по телефону.
Это самая простая схема разговора, отражающая динамику развития беседы: контакт - рапорт - маленькое изменение - закрепление изменения - прогноз движения дальше.
Ступени психологической помощи. У помощи по телефону есть две особенности: контакт с абонентом носит сугубо вербальный характер, а ситуация подчас столь остра, что требует быстрых и точных действий. К тому же всегда остается возможность, что первая беседа окажется единственной. Поэтому диалог нередко строится по законам краткосрочной интенсивной психо-терапии. Беседа складывается из ряда последовательных этапов, каждый из которых подчинен особой задаче и строится с опорой на определенную психотерапевтическую технику.
Начало разговора преследует две цели:
а) придать человеку уверенность в том, что он обратился туда, где его
поймут и поддержат;
б) определить степень серьезности ситуации и состояния або-нента, оценив
объем реального времени, в пределах которого должно быть принято какое-либо,
хотя бы частичное, позитивное решение. Абоненту предоставляется возможность
говорить, в то время как консультант слушает, не перебивая, не вмешиваясь
преждевременно в ход его речи и собирая всю первичную инфор-мацию. Допустимы
только нейтральные реплики, "поддакивания", помогающие абоненту
высказаться.
Второй шаг призван заложить основу развития отношений с подростком. Психолог исходит здесь из тех фундаментальных для ситуации помощи установок, которые разработаны К. Роджерсом :
Когда запрос уточнен и сформулирован, начинается третий этап, цель которого - помочь подростку в интеллектуальном и ценностном овладении проблемой.
Четвертый этап - та часть собственно психокоррекционной работы, которая требует от консультанта вклада максимального психотерапевтического потенциала в беседу. Здесь важно устано-вить и поддержать все здоровые, позитивные, сохранные стороны личности подростка, обратив их на то, чтобы повысить его самооценку и укрепить уверенность в себе. И одновременно установить круг друзей и близких, которые в сложившейся ситуации могли бы ему помочь. Когда это удается, достигается мобилизация всех ресурсов, которые сам подросток мог упустить из виду.
Пятый этап - это выработка плана действий, направленного на преодоление критической ситуации. Как и всякий процесс пси-хотерапии, телефонный ее вариант рассчитан в конечном счете на активность самого консультируемого. Поэтому, основываясь на достигнутом, подросток подводится к осознанию того варианта решения проблемы, с которым согласен он сам. Участие подростка в разработке плана действий налагает на него внутренние обязательства выполнить наме-ченное. Соглашение, которое порою заключается с сотрудниками ТД на данном этапе, призвано эти обязательства закрепить. Кон-сультант занимает позицию "пассивной" активности: "держит" паузу (намеренное молчание с целью переадресовки активности подростку) , если что-то предлагает, то вполне деликатно и в форме не готовых решений, а только их гипотез.
Заключительный этап беседы-это снова поддержка и максимальное одобрение абонента; выражается вера в него самого, в его силы, уверенность в осуществлении намеченного (метод такой косвенной суггестии неоднократно используется на протя-жении всего телефонного контакта).
Соблюдение последовательности этапов психотерапии является одним из существенных принципов неотложной помощи по телефону . Действительно, нельзя пытаться вселять бодрость в человека, когда он находится на пике своих переживаний, или предлагать ему решения, для восприятия которых он не созрел. Многие авторы отмечают наличие некой внутренней логики в кри-зисной "интервенции" по телефону и в общих чертах одинаково описывают сменяемость ее фаз. И вместе с тем на страницах тех же источников нет-нет да и мелькнет предупреждение, что заготовка всякого рода схем и планирование психотерапевти-ческого сеанса идут в ущерб спонтанности и гибкости решения, Когда работает схема, интуиция спит. А значение интуиции в та-кой нетрадиционной форме психологической помощи, как помощь по телефону, трудно переоценить. Но правда, "технология" интуи-ции пока не раскрыла нам своих секретов.
Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.Описывая интервью как основной метод психологического консультирования, мы исходим из следующих предварительных соображений: психолог-консультатнт работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводится в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.
Что отличает интервью от других методов работы практического психо-лога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предпола-гает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предме-том взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента. Например, темой могут стать переживания клиента или отдельной могут стать действия клиента.
Но существенно важным для проведения интервью является то, что предметом
взаимодействия, определяющим отношения Клиента и Психоло-га, будет внутренний
мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных
тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру - сделать его более
динамичным.
………….
Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов
и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциаль-ные возможности
клиента. Вопросы - основной способ воздействия пси-холога на клиента в
ходе интервью.
В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интер-вью. Остановимся на ней подробнее.
Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопони-мания или как ее часто маркируют - "Привет!".
Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента.
Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологи-ческого комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.
Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте темы; происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: "В чем проблема?"
Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.
Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.
После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозна-чить так - желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью - "Чего вы хотите добиться?"
Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.
Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно.
Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернатив-ных решений. Маркировка этой стадии - "Что еще мы можем сделать по этому поводу?"
Психолог и клиент работают с различными вариантами решения пробле-мы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.
Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным дня клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации.
Пятая стадия интервью - обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа - "Вы будете делать это?". Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью.
Рекомендуемая литература:
Назад | Содержание | Вперед