Тема 4:
Кризисная интервенция.
Факторы кризиса. Различные схемы и этапы протекания кризиса, особенности
каждой фазы, Принципы кризисной интервенции. Фокусировка. Модель решения
проблемы. Используемые техники. Краткая медицинская справка о психофармпрепаратах.
Вестник РАТЭПП, вып. 1, 1995.
Тамар Крон
ПОМОЩЬ НАХОДЯЩЕМУСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ
Кризис определяется в Оксфордском словаре следующим образом: "Поворотный
момент, особенно болезни. Период опасного или неопределенного состояния
дел в коллективе, экономике и т.п. Термин происходит от соответствующего
греческого слова, означающего -решение". В иврите слово машбер
впервые появляется в книге Исайи. Машбер означает открытие шейки матки,
т.е. событие, предшествующее выходу младенца из лона матери в большой
мир, в жизнь.
Мы видим, что изначально кризис понимался как нечто, хотя и опасное,
но содержащее в себе возможность развития. В процессе болезни -это может
быть момент, начиная с которого больной начинает выздоравливать. Описывая
кризис, мы часто упоминаем позитивные обстоятельства, готовые одолеть
недуг. Принятие правильного решения может повернуть к лучшему развитие
сложнейших ситуаций. Почему же в сознании многих людей, в силу своего
профессионального Долга помогающих другим, кризис отождествляется с катастрофой,
несчастьем, травмой?
Я хотела бы напомнить о потенциале роста и развития, сокры-том в кризисе.
Я думаю, что если мы не будем забывать об этом, мы сможем лучше помочь
нашим клиентам, находящимся в кризисном состоянии, собрать свои силы и
использовать их для изменения своего положения и личностного развития.
Другая характерная черта кризиса - это его неотложность. В критической
ситуации решающее значение приобретает наша способность реагировать без
задержки. Отложенная интервенция - рискованна, а в некоторых случаях,
например, при травмах, может привести к развитию хронических состояний.
Не следует, впрочем, забывать, что многие кризисные ситуации раз-решаются
без вмешательства извне, силами самого человека, не нуждающегося в профессиональной
или парапрофессиональной помощи.
Последний, но отнюдь не по своему значению, момент, котoрый я хотела
бы отметить, прежде чем я представлю модель помощи - это ключевая роль
"присутствующего другого". Под присутствием я понимаю выслушивание,
ответ и заботу. Задача эта - не из легких. Человек в кризисном состоянии
вовсе не расположен выслушивать наши мудрые и рациональные слова. Он безнадежно
запутался, страдает от депрессии и тревоги, чувствует беспомощность и
бессилие. Обычно он (или она) убеждены, что кризис никогда не закончится,
а их положение никогда не выправится. Смятение является типичной реакцией
и для "присутствующего другого". Он может дистанцироваться от
"терпящего бедствие", одарить его житейскими советами или даже
почувствовать раздражение в отношении клиента, проявляющего, по его мнению,
пассивность и беспомощность. Другая опас-ность -слишком глубокая идентификация
с клиентом, что делает "присутствующего другого" столь же беспомощным,
как и чело-века, которому он призван помочь.
Принимая во внимание упомянутые мною моменты, я попытаюсь теперь представить
модель помощи находящимся в кризисном состоянии, разработанную доктором
Гари Каином и мною в процессе нашей работы со студентами, переживавшими
кризис. Эта модель исходит из представления о множественности причин,
формирующих кризисную ситуацию. Для целей презентации я использовала когнитивно-эмоциональный
подход к пониманию травмы, попытавшись объединить его с нашей моделью
и специ-фикой психологической помощи по телефону.
Анализируя кризисные ситуации, мы находим, что причины, их вызывающие, можно
сгруппировать вокруг четырех факторов:
- НАЛИЧИЕ СТРЕССОРОВ
Действующие стрессоры (стрессогенные факторы) могут быть разделены на
два типа: потери и блокады. Когда речь идет о потерях, имеются в виду
интегральные (органически присущие) в прошлом части личности - ныне
утраченные. Примеры потерь:
утрата любимого (любимой); утрата социального статуса или высокой самооценки,
утрата идентичности, чувства безопасности или внешней -поддержки. Под
блокадами подразумеваются препятствия на пути достижения целей. Примеры
блокад: невозможность достичь намеченную цель; невозможность установить
желаемые отношения или соответствовать ожиданиям - своим или окружающих;
невозможность достичь независимости и автономии.
- ОГРАНИЧЕННОЕ ИЛИ ИСКАЖЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Примеры ограниченного восприятия: восприятие нового окружения (например,
,новой страны иммигрантами) как опасного для себя и своих близких; потерянный
возлюбленный воспринимается как лучший в мире, с которым никто и никогда
сравниться не сможет. Искаженное восприятие обычно имеет более тяжелые
последствия. Вот его примеры: чувство неполноценности; чувство вины
в отсутствии реальных оснований, параноидальное восприятие действительности
(в духе одной, ведущей идеи); ощущение безысходности и т.д.
Первые две группы факторов - стрессоры и искаженное или ограниченное
восприятие - имеют прямое отношение к понятию аксиомы в том смысле,
как оно употребляется некоторыми авторами, пишущими о психологической
травме. Так, Ронни Янов-Пульман пишет в своей книге "Разрушенные
аксиомы": "Сердцевину нашего внутреннего мира составляют фундамен-тальные
представления о себе и внешнем мире, которые являются основой наших
повседневных мыслей и действий". Эти фундаментальные представления
(или аксиомы) образуют систему кон-цепций, определяющую наши ожидания
в отношении себя и окружающего мира. Далее Янов-Пульман описывает наиболее
фундаментальные аксиомы: первая заключается в представлении о доброжелательности
мира. Вторая сводится к вере в осмысленность мира и всего, что в нем
происходит. Третья - это убеж-денность в ценности своего "я".
Янов-Пульман утверждает, что эти три аксиомы присущи мировоззрению большинства
людей. От себя я бы прибавила, что это утверждение верно, скорее, для
представителей культуры Запада. В других культурных общно-стях можно
встретить иной набор аксиом. Не будем забывать об этом. Другой существенный
пункт, отмечаемый Янов-Пульманом и другими исследователями o- это когнитивный
(познавательный) консерватизм, т.е. сопротивление всяким изменениям
сложившейся картины мира. Мы воспринимаем окружающее через выработанные
нами познавательные схемы, определяющие наши оценки и суждения. Эти
схемы можно определить как наши теории и мини-теории относительно себя
и устройства окружающего мира. В связи с обсуждающейся темой нас в первую
очередь интересует то обстоятельство, что, как показали Пирямен и Мак-Канн,
познавательные схемы в существенной мере отражают психологические потребности
и проявляются, главным образом, на подсознательном уровне. Эти исследователи
выделя-ют шесть базовых психологических потребностей: безопасность,
доверие, независимость, могущество, уважение, интимность, а также потребность
в смысле, т.е. потребность видеть мир и свою жизнь осмысленной.
Наш жизненный опыт может подтверждать или опровергать сложившиеся схемы,
но мы предрасположены фиксировать лишь те события, которые схемам соответствуют.
Получая подтверж-дения их, мы чувствуем себя в безопасности: наши теории
о себе, других и жизни - правильны и поэтому мы и впредь можем рассчитывать
на них, строя свою жизнь, они помогут избегнуть разочарований. Консервативны
как позитивные, так и негатив-ные схемы, что объясняет то упорство,
с каким иногда наши клиенты держатся за взгляды, в невыгодном свете
рисующие их настоящее и будущее. Новые схемы, более оптимистичные и
подтверждаемые реальностью, проигрывают старым, имеющим одноединственное
достоинство - то, что они старые. Таким образом, схемы определяют наше
взаимодействие с окружающим миром.
Что же происходит, когда складывается ситуация, не соответ-ствующая
выработанным схемам? Будут сделаны попытки втис-нуть новый жизненный
опыт в сложившиеся ранее схемы. В данном случае к услугам человека -
амнезия, искаженное восприятие, рационализация и т.п. - все ради сохранения
существо-вавшего взгляда. Однако, когда противоречие между схемой и
новым опытом становится разительным, оно начинает действо-вать на человека
травматически, причем тем более сильно, чем в большей мере гибнущая
схема была связана с базовыми психо-логическими потребностями (см. выше).
- ОТКАЗ АДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Одной из характерных особенностей кризисной ситуации является отказ
адаптивных механизмов человека, который в нее вовлечен. Причем предполагается,
что обычно эти механизмы находятся в его распоряжении. Анализируя специфику
данной кризисной ситуации, следует выяснить, к каким из приемов адаптации
к окружению и решения проблем прибегал ранее наш клиент и почему они
оказались бесполезными в данной ситуации.
Во многих случаях мы обнаружим, что ограниченное или искаженное восприятие,
а также тенденция сопротивляться изменениям схем (о которой речь шла
выше) - как раз и являются причинами отказа механизмов адаптации.
Важный момент работы с кризисным клиентом - выработка у него временной
перспективы. Обычно, в кризисном состоянии временная перспектива как
бы вовсе отсутствует. Единственное, что доступно восприятию человека
- это его настоящее. Мысленные "путешествия" совместно с клиентом
в его прошлое и будущее, сначала в форме рационального зондирования,
а затем, возможно, в виде эмоционально-чувственных представлений, могут
вернуть клиенту утраченную временную перспективу.
Иногда само признание кризисной ситуации таковой и "разрешение"
на отказ от действий в направлении, показавшем свою бесплодность, могут
значительно смягчить интенсивность переживаний.
Такого рода "разрешения" оказываются эффективными, когда мы
имеем дело с клиентами, страдающими навязчивостями, чувствующими обязанность
во всем достигать совершенства (перфекционисты) или испытывающими чувство
вины.
- ОТСУТСТВИЕ ИЛИ ОТКАЗ СИСТЕМ (ВНЕШНЕЙ) ПОДДЕРЖКИ
Отсутствие или отказ систем (внешней) поддержки - одна из основных причин
кризиса и один из ключевых моментов, определяющих выздоровление. Для
людей, находящихся в кри-зисной ситуации, можно считать типичным чувство
одиночества и изоляции. Не следует забывать, что отсутствие систем поддержки
может быть как действительным, так и воображаемым, что связано с искаженным
восприятием. Таким образом, этот вопрос требует специального, осторожного
исследования в процесс разговора с клиентом.
Значение внешней (социальной) поддержки вновь и вновь подчеркивается
в исследованиях выхода человека из стрессовых ситуаций и преодоления
последствий психологических травм. Наличие рядом человека, в лояльности
или внимании которого клиент уверен, - едва ли не самое существенное
условие выхода из кризиса без особого ущерба для личности.
Как пишет Юдит Герман в своей книге "Травма и выздоров-ление":
"Выздоровление как процесс формируется только в контексте межличностных
отношений: оно невозможно в изоляции". Помочь клиенту вновь обрести
доступ к системам внешней поддержки - наша первейшая задача.
Но ведь "заботящийся другой" в контексте нашего обсужде-ния
- это человек на другом конце телефонного провода. И ощущение изоляции
- это именно то, что подвигло нашего собеседника к звонку. От нас ожидают
подлинного диалога. Мартин Бубер писал, что есть "присутствующий
другой", который дает надежду в отчаянии. Присутствие предполагает
ответ. По Буберу ответ означает ответственность. Ответить означает ото-двинуть
в сторону собственные потребности и намерения, в том числе самые благородные,
в том числе желание исцелить, и поступить на службу Диалогу. Уловить
глубочайшие потребности другого, слушать проникновенно и слышать также
то, что не высказано. Подчинение Диалогу предполагает смирение, подобное
тому, что иллюстрируется хасидской притчей "Как раввин из Сассова
научился любви к людям":
"Тому, как любить людей, я научился у одного крестьянина. Он сидел
в корчме с другими крестьянами. Они молча пили вино. Долгое время он
молчал, как и остальные, но потом, разгоряченный вином, он вдруг спросил
своего товарища, сидевшего напротив: "Скажи мне, любишь ты меня
или нет?" Тот ответил: "Конечно, я тебя люблю". Но спросивший
не был удовлетворен ответом: "Ты говоришь, что любишь меня, но
ты не знаешь, что мне нужно. Если бы ты действительно меня любил, то
знал бы". Его собеседник не нашелся, что сказать и крестьяне вновь
погру-зились в молчание. Но я все понял. Знать нужды людей и нести бремя
их печалей - вот настоящая любовь к людям".
Эта прекрасная притча не нуждается в толковании.
Я-Ты и Я- Оно (термины философской концепции М. Бубера) всегда противоре-чат
друг другу, а мы работаем в контексте, предполагающем оба подхода (клиент
как партнер по диалогу и клиент как предмет целенаправленной работы).
Мы слушаем нашего собеседника со всей открытостью, на которую способны,
и одновременно думаем о его проблемной ситуации. Мы анализируем ее и составляем
план своей интервенции и одновременно поддерживаем свою открытость и готовность
ответить в любой момент. Мы рискуем, действуя подобным образом. Мы постоянно
должны быть готовы к столкновению с неожиданным, ведь неожиданное - это
сущность подлинного диалога.
Руководство по телефонному консультированию METRO CRISIS LINE
Гл.КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ
Базовые принципы кризисной интервенции
В настоящее время в литературе можно найти много принципов кризисной
интервенции. Мы считаем, что некоторые из них более важны, нежели остальные.
Ниже приводятся восемь базовых принципов, отражающих нашу точку зрения.
- Безотлагательная интервенция. Кризис таит в себе опасности,
ограничивает возможности для развития, поэтому интервенция не может
быть отсрочена.
- Самоопределение. Мы считаем, что обратившиеся к нам в момент
кризиса люди вполне компетентны и способны выбрать свой собственный
жизненный курс.
- Действие. При кризисной интервенции специалист очень активно
участвует во всем, что происходит с клиентом для того, чтобы оценить
ситуацию и сформулировать план действий.
- Ограничение целей. Минимальная цель кризисной интервенции
- предотвратить катастрофу. В более широком смысле основополагающая
цель состоит в восстановлении равновесия. Конечная цель может заключаться
в том, чтобы сделать и то, и другое в совокупности с элементами развития.
- Поддержка. При работе с кризисом специалист должен предоставить
клиенту поддержку, а именно быть "с ним", т.е. помочь ему
пройти через процесс.
- Кризис, сфокусированный на решении проблемы - это состояние,
которое неоднократно приводит к неопределенности все стороны индивидуума.
В таком случае интервенция должна быть достаточна структурирована для
того, чтобы сфокусироваться на основной проблеме или проблеме, приведшей
к кризису.
Фокусировка
- Что такое фокусировка?
- Подвести клиента к разговору об одной конкретной вещи, с обоюдного
согласия сделать акцент на этой теме.
- Для чего мы это делаем?
- С тем, чтобы не приводить консультанта в состояние смятения и
подавленности.
- Для того, чтобы клиент не чувствовал себя подавленно. Если клиент
заявляет сразу несколько проблем, это угнетает его. Рассматривая
по одной проблеме за раз, он сможет лучше разобраться с каждой,
контролировать и окончательно разрешить ее.
- Типы фокусировки:
- Клиент более чем с одной проблемой нуждается в фокусировке.
- "Рассеянный" клиент, который перескакивает с одной
темы на другую.
- Фокусировка на том, что "красной нитью" проходит почти
через все проблемы клиента (например, неуверенность).
- Фокусировка на клиенте, а не на третьем лице.
- Когда фокусировка необходима?
- Когда Вы, как консультант, запутались или чего-то не понимаете.
- Работая с клиентом, у которого множество проблем, фокусировку
можно провести после "большой свалки".
- При работе с "рассеянным" клиентом всякий раз, когда
становится очевидным, что его разбросанность перемежается с моментами
прояснения. Но как мы поймем, когда клиент "разбрасывается"?
- Если ничего не удается сделать - нет ясности, нет альтернативы;
отбрасываем чувства и меняем предмет.
- Если клиент перескакивает с одной темы на другую, особенно
когда они совершенно не связаны.
- Когда клиент достиг некоего прогресса в прояснении данного
предмета, и вдруг меняет тему.
- Как провести фокусировку?
- Путем совместного с клиентом выстраивания приоритета проблем.
- Суммируя все проблемы клиента и затем, выбрав одну часть этой
суммы, сконцентрироваться на ней.
- Ставя открытые вопросы, с тем, чтобы вернуть клиента к приоритетной
проблеме, если он/она отклоняется.
- Вступая в конфронтацию с клиентом: "Мы договорились работать
с Х, но, как мне кажется, Вы говорите о Y."
- Проводя реальную проверку: набравший ваш номер клиент, у которого
нет денег или пищи, или который только что поссорился со своей подружкой
- на самом ли деле он осознает важность своей проблемы.
- Будьте открыты, говорите клиенту о своем желании сфокусироваться
в данный момент на определенной теме и позвольте ему самому выбрать
эту тему.
- Остерегайтесь следующего:
- Фокусироваться на предмете, который кажется важным Вам, но не
клиенту.
- Слишком раннего фокусирования, когда клиент еще не собрался с
мыслями.
- Возможно, что действительно разбрасывающийся клиент является
наркоманом или человеком с умственными расстройствами.
Рекомендуемая литература:
- Хэмбли. Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает помогать
по телефону. Пер. Ю. Донец. Ред. Моховиков А.М. Одесса, 1993.
- Кристенсон Т. Модель решения проблемы. //Вестник РАТЭПП. СПб.. 1993.
№1-2. с. 36.
- Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.,
Наука, 1993.
- Руководство по телефонному консультированию. Metro Crisis Line, г.Портленд
(штат Орегон), США. 1996г.
- Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. - М.:Смысл, 1999
Назад | Содержание
| Вперед