Предлагаемая в учебном пособии методика контент-анализа неоконченных предложений Дж. Нюттена является вариантом в модификации Н.Н. Толстых разработанной Дж. Нюттеном вербальной методики диагностики мотивационно-смысловой сферы личности. Данная методика позволяет исследовать мотивационно-смысловую сферу личности, а через нее и менталитет – с точки зрения его валентности – как принимаемых, так и отвергаемых элементов: в виде целей, образцов, идеалов как позитивных интенций («к чему мы стремимся и кем бы мы хотели быть»), и негативных интенций в виде позиций «кем бы мы не хотели быть и к чему бы не стремились».
Эта точка зрения позволяет исследовать мотивационно-смысловую сферу личности не только как структуру восприятия мира, но и как структуру регуляции действия в контексте мотивационно-смысловых интенций субъекта, в том числе и в контексте возрастной специфики развития личности, которая остается одной из наиболее важных тем практической психологии. Изучение особенностей мотивационно-смысловой сферы личности на разных возрастных этапах позволит определить механизмы становления личности, как специфические для каждого возраста, так и обобщенные, устойчивые, сохраняющие основные особенности и в дальнейшем развитии.
Это приобретает особую значимость в контексте исследования мотивационно-смысловой сферы в период становления и на начальных этапах развития личности и становится возможным при исследовании мотивационно-смысловой интенции личности как структурного компонента ее мотивационно-смысловой сферы и исходной модели мотивационно-смысловой сферы личности ребенка. Это позволяет разработать модели методов воспитания, обеспечивающих максимальную реализацию возможностей и способностей человека.
Пособие снабжено классификаторами мотивационно-смысловых интенций личности (МСИ) в виде 26 таблиц, отражающих структуру мотивационно-смысловой интенции личности, факторный анализ объекта, эмоциональной и действенной составляющих локуса контроля и временного фактора мотивационно-смысловой интенции, структуру категорий, а также содержание составляющих их мотивациооно-смысловых единиц на примерах конкретных высказываний детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.