SpyLOG

Тема 2. Мотивационно-смысловая интенция как структурный

компонент мотивационно-смысловой сферы личности.


Особенности рассмотрения мотивационно-смысловой сферы личности в современной психологической литературе. Мотивационно-смысловая интенция как структурный компонент мотивационно-смысловой сферы личности. Компоненты мотивационно-смысловой интенции личности. Родо-видовая структура мотивационно-смысловой интенции личности.


Контрольные вопросы

  1. Какова тенденция рассмотрения внутренней реальности человека в современной психологической литературе?
  2. Как рассматривается мотивационно-смысловая сфера личности в современной психологической литературе?
  3. Какое место занимает мотивационно-смысловая интенция в структуре мотивационно-смысловой сферы личности?
  4. Какими признаками описывается мотивационно-смысловая интенция личности?
  5. Чем определяется структура мотивационно-смысловой интенции личности?

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни.- М., Мысль,1977.
  2. Асеев В. Г. Личностная значимость и вероятность событий // Проблемы психологии личности/ советско-финский симпозиум, «Наука».- М., 1982. С. 236-243.
  3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М., Мысль, 1976.
  4. Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность. -  В сб.: Теоретические проблемы психологии личности. – М, Наука, 1974.
  5. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., Смысл, 2002.
  6. Асмолов А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б.В. Петровский В.А., Субботский Е. В., Хараш А.У., Л.С.Цветкова. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопросы  психологии. 1979. № 3. с. 35 -45.
  7. Баканов Е.Н. Исследование побудительности цели. - Вестник МГУ, Серия 14, «Психология» 1978, № 2. С.68-74.
  8. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ, Серия 14, № 2,1981 с.48-56.
  9. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  10. Богоявленская Д.Б. Смысл жизни и творчество// Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни// Материалы III- V симпозиумов.- М, 2001 г. С.115-120.
  11. Божович Л. И., Благонадежина Л. В., Изучение мотивов поведения детей и подростков.- М., Педагогика, 1972.
  12. Забродин Ю. М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы. психологии. 1989. № 6. С.100-106.
  13. Забродин Ю.М. Теория личности и управление человеческими ресурсами. М., Финстатинформ, 2002.
  14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.
  15. Имедадзе И. В. К проблеме побуждения деятельности // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 124-131.
  16. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. - М., Институт психологии РАН, 1994.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Политиздат. 1975.
  18. Магомед-Эминов М.Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения // Вестник Московского университета. Серия 14,  № 1, 1984. С. 57-59.
  19. Мясищев В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности// Психология личности: тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. С. 35- 38.
  20. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. 197. Вып. V. Гл. XV.
  21. Обуховский К. Психология влечений человека- М.: Прогресс. 1972.
  22. Рубинштейн С. Л. Проблемы  общей психологии. М., Педагогика, 1973.
  23. Смирнов С.Д. психологическая теория деятельности и концепция Н.А. Бернштейна // Вестник МГУ Серия 14, «Психология» № 2, 1978. С. 14-25.
  24. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект). Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2002. - 20 с.
  25. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты, - СПб., «Нева», 2002.
  26. Nuttin J., Motivation, Planning and Action. A Relational  Theory of Behavior Dynamics., Louvain, Hillsdale, New Jersey, 1984.Р. 171.

____________________________________________________________________


Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно представлена во многих отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследованиях. При этом, как отмечает Л.И. Божович, «…мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена». Во многом это связано с тем, что едва ли найдется другая такая же необозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации.

Анализ работ  зарубежных и отечественных авторов по проблеме мотивационной и смысловой детерминации активности, поведения, деятельности позволяет объединить мотивы и смыслы в единую мотивационно-смысловую сферу, где, по мнению Ю.М. Забродина, «мотивы и смыслы находятся в единстве, не в тождестве», и рассматривать ее как целостное, динамическое образование личности, детерминирующее поведение и отношение человека к миру.

В последнее время в психологической науке начинает преобладать общая методологическая установка на рассмотрение внутренней реальности человека как многомерной, одновременно включенной в несколько систем отношений. В этой связи на первый план анализа выдвигаются такие категории, как «образ мира» А.П. Стоценко, «метаиндивидуальный мир» Л.Я. Дорфмана, «экосфера и экониша индивидуального субъекта» Ю.М. Забродина, «жизненный мир субъекта» Д.А. Леонтьева, «мир человека» А.Г. Асмолова.

Одним из наиболее общих и существенных проявлений личности человека является его произвольная активность, обеспечивающая достижение принимаемых человеком целей. Именно целенаправленная произвольная активность реализует все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений.

Целенаправленная активность личности сопровождается и поддерживается как мотивационными, так и смысловыми процессами, составляющими содержание мотивационно-смысловой сферы личности. Мотивационно-смысловая сфера – это стержень личности, к которому «стягиваются» такие свойства личности, как направленность, ценностные установки, социальные ожидания, притязания и другие социально-психологические характеристики. Рассмотрению особенностей мотивационно-смысловой сферы личности посвящены работы таких авторов как: А.Г. Асмолов, Е.Н. Баканов, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Ю.М. Забродин, Т.В. Корнилова, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Дж. Нюттен, К. Обуховский, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов.

Анализ работ этих авторов позволяет рассматривать мотивационно-смысловую сферу как целостное, динамическое, иерархизированное образование личности, детерминирующее поведение и отношение человека к миру. Мотивационно-смысловая сфера личности является выражением ценностного отношения человека к миру и для выяснения ее структурного строения исключительно важен вопрос о тех качественных формах, в которых выступает мотивационно-значимое отношение человека к действительности.

Многими авторами отмечается, что мотивационно-смысловая реализация человека не ограничивается областью его актуальной активной деятельности, а выходит за ее пределы, охватывая сферу потенциального ее приложения (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Ю.М. Забродин, К. Халл, Е.П. Ильин, М.Ш. Магомед-Эминов, И.В. Имедадзе, и др.). Целесообразная активность человека сопровождается специальной внутренней работой по осознанию «значимого» и определению своего способа жизни. Подобная внутренняя работа поддерживается как мотивационными, так и смысловыми процессами, составляющими содержание мотивационно-смысловой сферы личности.

Одной из форм проявления потенциально значимого является мотивационно-смысловая интенция (МСИ). Одним из структурных компонентов мотивационно-смысловой сферы личности является мотивационно-смысловая интенция, введенная Г.З. Сураевой. Мотивационно-смысловая интенция – это системное образование, определяющее область «значимого» личности и задающее ориентиры как ближайшего ее поведения и развития (на ближайшем интервале жизненного пути), так и дальнего будущего (на более отдаленных отрезках жизни). Актуальные мотивы реализуются в конкретных ситуациях настоящего личности, а мотивационно-смысловая интенция относится к целым классам ситуаций, которые могут наступить в будущем. Тем самым происходит осознанное мотивационное предвосхищение будущих ситуаций и подготовка к ним. Это, по мнению Ю.М. Забродина, позволяет определить «потенциальные возможности субъекта».

К существенным для мотивационно-смысловой интенции относятся следующие ее аспекты:


Таблица 1. Структура мотивационно-смысловой интенции личности.

Род МСИ Вид МСИ
Предметная МСИ отношения Предметная положительного отношения
Предметная отрицательного отношения
Предметная МСИ действия Предметная действия экстернального локуса
Предметная действия интернального локуса
Субъектная МСИ отношения Субъектная положительного отношения
Субъектная отрицательного отношения
Субъектная МСИ действия Субъектная действия экстернального локуса
Субъектная действия интернального локуса
Экзистенциальная МСИ отношения Экзистенциальная положительного отношения
Экзистенциальная отрицательного отношения
Экзистенциальная МСИ действия Экзистенциальная действия экстернального локуса
Экзистенциальная действия интернального локуса

Мотивационно-смысловая интенция, являясь структурным компонентом мотивационно-смысловой сферы личности, позволяет осуществить анализ «истинной направленности человека во всех ее проявлениях, в том числе и недеятельностных, но психологически существенных» (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский).

Родо-видовая структура мотивационно-смысловой интенции личности позволяет наиболее полно и дифференцированно осуществить изучение мотивационно-смысловой сферы, динамику ее развития на любых интервалах жизненного пути, а также на общевозрастных этапах, определить как «потенциальные возможности субъекта», так и «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин).