Семантическое пространство как операционная модель мотивационно-смысловой сферы субъекта. Подход Дж. Нюттена к рассмотрению содержания мотивационно-смысловой сферы личности. Методика Дж. Нюттена на завершение незаконченных предложений. Методика мотивационных предпочтений «Три желания» Л.И. Божович. Метод контент-анализа вербальных продуктов. Подход к изучению смысловых единиц письменных самоанализов испытуемых А. Барельсона и метод графов.
Контрольные вопросы
Литература
__________________________________________________________________
Опыт теоретических и эмпирических исследований показывает, что, мотивационно-смысловые образования с трудом поддаются непосредственному измерению. Фактически их можно измерить косвенным путем, по затратам времени и средств на деятельность, связанную с ее удовлетворением и по степени предпочтительности. Мотивационно-смысловое образование проявляется в предпочтении человеком объектов, субъектов или видов активности. Поэтому операционной моделью мотивационно-смысловой сферы субъекта может стать субъективное семантическое пространство, представленное индивидуальной системой значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя. Чтобы как-то отнестись к собственным мотивам и смыслам, субъекту надо не только почувствовать или пережить их, но и осмыслить. Оценка актуальной значимости для субъекта тех или иных альтернатив при выборах на уровне вербальных предпочтений, не отягощенных реальностью совершаемых поступков, может строиться посредством метода контент-анализа любых вербальных продуктов. И хотя в современной отечественной психодиагностике контент-анализ применяется крайне редко, он заслуживает большего внимания. Синтез психологического и филологического подходов открывает большие исследовательские возможности этого метода именно применительно к так называемым «продуктам вербального творчества».
Мотивационно-смысловая интенция может быть операционализирована в форме семантического пространства. Оно представлено мотивационно-смысловыми категориями, выявляемыми методом контент-анализа речевой активности. Развитие речи ребенка, расширение у него словарного состава, овладение им языковыми формами приводит к расширению его семантического пространства. Это определяет особенности мотивационно-смысловой интенции, в том числе на возрастном этапе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.
Для диагностики мотивационно-смысловой интенции личности предлагается использовать тест Джозефа Нюттена. Дж. Нюттен рассматривает мотивацию как процесс интеллектуальной обработки потребностей и воплощение их в планы, цели, способы действий с учетом средовых и личных возможностей, самооценок. Автор считает, что когда организм не располагает врожденными схемами, позволяющими ему сразу осуществить направленную адекватную реакцию, мотивация помогает ему определить конкретное направление с помощью ориентиров внешней среды. «Восприятие объекта часто становится приглашением, ожиданием начала релевантного поведения». Когда же в распоряжении индивида имеется несколько различно направленных реакций, мотивационное состояние актуализирует одну из них в направлении соответствующего объекта. Ориентация на один и тот же тип ситуаций или объектов и создает единство и специфичность потребности, несмотря на различные формы ее проявления. Такое постоянство внутренней направленности потребностей организует многочисленные сегментарные реакции в целостное поведение. Поведение же в целом – это еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций и предметов, а не простое реагирование на них. Это не «движение плюс когнитивный смысловой элемент», а смысл, инкорпорированный в двигательные реакции.
Методика Дж. Нюттена относится к типу методик на завершение незаконченных предложений. Опросник состоит из тридцати незаконченных предложений, сформулированных в первом лице единственного числа (модификация Н.Н. Толстых).
Положительные индукты:
Отрицательные индукты:
В бланках ответов необходимо завершить предъявляемую фразу таким образом, чтобы завершенная фраза приобретала вид мотивационного суждения. Исследование может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Изучение мотивационно-смысловой сферы детей 6-7 лет осуществляется методом контент-анализа ответов на методику мотивационных предпочтений «Три желания» Л.И. Божович. Данная методика предназначена для детей 5-9 лет, у которых не сформированы навыки свободного письма, поэтому она позволяет определить особенности мотивационно-смысловой сферы, в том числе сформированность «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович), детей из разной социальной и культурной среды. Методика состоит из трех стимулов, актуализирующих собственные желания детей. К ребенку обращаются со словами: «Ты знаешь, что под Новый год можно задумывать любые желания. Какие три самых заветных желания ты хотел бы задумать?». В процессе индивидуальной беседы с ребенком фиксируются все его ответы на предложенные стимулы, а также отказ от ответов и все вербальные объяснения отказов, а также невербальные сигналы и феномены. В последующем анализируются все вербальные ответы детей.
Согласно принципу обработки данных, предложенному Дж. Нюттеном, их анализ и классификация производится в двух направлениях: относительно объекта мотивации и относительно специфики связи (или активности), устанавливаемой в отношении этого объекта.
Поэтому при анализе высказываний отмечается как природа того объекта, к которому стремится субъект, так и характер активности или связи субъекта и объекта.
Дж. Нюттен выделяет 4 категории объекта:
Он же выделил десять основных форм активности, характеризующих содержательную сторону мотивации:
Следует отметить, что помимо основных категорий Дж. Нюттеном вводится огромное количество дополнительных параметров, принципиально позволяющих оценить мельчайшие подробности мотивации, а также определить представленность мотивов поведения в различных периодах жизни. При этом Дж. Нюттен постоянно отмечает, что в зависимости от целей и задач исследования какие-то из особенностей мотивации могут анализироваться предельно подробно, а какие-то наоборот – предельно обобщенно.
Данная версия методики Нюттена позволяет ограничиться анализом тех мотивоционно-смысловых суждений, которые вербализует сам субъект, при этом вся сложная иерархия мотивов и смыслов, которая может лежать за каждым отдельным высказыванием, может не рассматриваться.
В связи с этим на основе классической схемы предлагается модифицированная схема анализа ответов, которая решает задачу реконструкции наиболее предпочитаемых личностью направлений развертывания тех или иных форм активности. При этом в основе данной модификации был положен подход к изучению смысловых единиц письменных самоанализов испытуемых А. Барельсона и метод графов, основанный на структурно-морфологическом анализе.
Важнейшим условием контент-анализа служит понятие целостности суждения о предмете, который рассматривается в качестве основания анализа.
Последовательность контент-анализа.
Стадии проведения анализа в логике метода графов.
Это позволяет выделить на первом этапе:
Таким образом, каждое суждение анализируется в трех основных направлениях, отражающих содержательную (субъекты, предметы, экзистенции), эмоционально-отношенческую (положительное отношение, отрицательное отношение) и действенную (избегание, стремление, созидание, разрушение, а также экстернальный/интернальный локус контроля) характеристики мотивационно-смысловой интенции. Экстернальность/интернальность как характеристика действенного компонента МСИ изучается методом контент-анализа используемых детьми пассивных и активных речевых форм.
Дополнительным является анализ разработанного Дж. Нюттеном временного фактора (школа, открытое настоящее, профессиональная подготовка, профессиональная реализация, историческое будущее, личное будущее). Валидность отнесения высказываний к соответствующим типам категорий, категориям, смысловым единицам устанавливается с помощью повторного кодирования другими экспертами.