SpyLOG

Тема 3. Организация и проведение диагностического исследования мотивационно-смысловой интенции методом контент-анализа ответов респондентов на незаконченные предложения Дж. Нюттена


Семантическое пространство как операционная модель мотивационно-смысловой сферы субъекта. Подход Дж. Нюттена к рассмотрению содержания мотивационно-смысловой сферы личности. Методика Дж. Нюттена на завершение незаконченных предложений. Методика мотивационных предпочтений «Три желания» Л.И. Божович. Метод контент-анализа вербальных продуктов. Подход к изучению смысловых единиц письменных самоанализов испытуемых А. Барельсона и метод графов.


Контрольные вопросы

  1. Каковы причины сложности исследования мотивационно-смысловых образований?
  2. Почему субъективное семантическое пространство может быть операционной моделью мотивационно-смысловой сферы субъекта?
  3. Чем представлена в сознании мотивационно-смысловая интенция?
  4. Как подход Дж. Нюттена к проблеме мотивации отражается в предложенном им тесте диагностики мотивационно-смысловой сферы личности?
  5. Почему методика мотивационных предпочтений «Три желания» позволяет определить особенности мотивационно-смысловой сферы детей дошкольного возраста?
  6. Какой алгоритм обработки данных, полученных в результате использования теста незаконченных предложений, предложен Нюттеном?
  7. Почему контент-анализ позволяет составить представление о целостности суждения о предмете, который рассматривается в качестве основания анализа? Как это отражается в его последовательности?
  8. Какие стадии поведения анализа выделены в логике метода графов?
  9. В каких направлениях метод контент-анализа позволяет проанализировать каждое суждение, характеризующее мотивационно-смысловую интенцию?
  10. Как устанавливается валидность отнесения высказываний к соответствующим типам категорий, категориям, смысловым единицам?

Литература

  1. Аналитические методы и методики в исследовании международных отношений / под ред. Тюлина И. Г. - М., 1982.
  2. Луков В.Б., Сергеев В.М. Опыт построения индикаторов конфликта и сотрудничества в исследовании международных отношений. В Аналитические методы и методики в исследовании международных отношений./ под ред. Тюлина И. Г. М., 1982 с. 78-84.
  3. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. 197. Вып. V. Гл. XV.
  4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая помощь в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендации для психологов учреждений, оказывающих социальную и психолого-педагогическую поддержку детей (приложение). М.: Психологический институт РАО, городской медико-социальный центр комитета образования. 1998.
  5. Сураева Г.З. Психологическое исследование мотивационно-смысловой сферы младших школьников // Прикладная психология, 2001, № 6. С. 79-88.
  6. Толстых Н.Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М., 1988.
  7. Nuttin J., Motivation, Planning and Action. A Relational  Theory of Behavior Dynamics., Louvain, Hillsdale, New Jersey, 1984.Р. 171.

__________________________________________________________________

Опыт теоретических и эмпирических исследований показывает, что, мотивационно-смысловые образования с трудом поддаются непосредственному измерению. Фактически  их можно измерить косвенным путем, по затратам времени и средств на деятельность, связанную с ее удовлетворением и по степени предпочтительности. Мотивационно-смысловое образование проявляется в предпочтении человеком объектов, субъектов или видов активности. Поэтому операционной моделью мотивационно-смысловой сферы субъекта может стать субъективное семантическое пространство, представленное индивидуальной системой значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя. Чтобы как-то отнестись к собственным мотивам и смыслам, субъекту надо не только почувствовать или пережить их, но и осмыслить. Оценка актуальной значимости для субъекта тех или иных альтернатив при выборах на уровне вербальных предпочтений, не отягощенных реальностью совершаемых поступков, может строиться посредством метода контент-анализа любых вербальных продуктов. И хотя в современной отечественной психодиагностике контент-анализ применяется крайне редко, он заслуживает большего внимания. Синтез психологического и филологического подходов открывает большие исследовательские возможности этого метода именно применительно к так называемым «продуктам вербального творчества».

Мотивационно-смысловая интенция может быть операционализирована в форме семантического пространства. Оно представлено мотивационно-смысловыми категориями, выявляемыми методом контент-анализа речевой активности. Развитие речи ребенка, расширение у него словарного состава, овладение им языковыми формами приводит к расширению его семантического пространства. Это определяет особенности мотивационно-смысловой интенции, в том числе на возрастном этапе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.

Для диагностики мотивационно-смысловой интенции личности предлагается использовать тест Джозефа Нюттена. Дж. Нюттен рассматривает мотивацию как процесс интеллектуальной обработки потребностей и воплощение их в планы, цели, способы действий с учетом средовых и личных возможностей, самооценок. Автор считает, что когда организм не располагает врожденными схемами, позволяющими ему сразу осуществить направленную адекватную реакцию, мотивация помогает ему определить конкретное направление с помощью ориентиров внешней среды. «Восприятие объекта часто становится приглашением, ожиданием начала релевантного поведения». Когда же в распоряжении индивида имеется несколько различно направленных реакций, мотивационное состояние актуализирует одну из них в направлении соответствующего объекта. Ориентация на один и тот же тип ситуаций или объектов и создает единство и специфичность потребности, несмотря на различные формы ее проявления. Такое постоянство внутренней направленности потребностей организует многочисленные сегментарные реакции в целостное поведение. Поведение же в целом – это еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций и предметов, а не простое реагирование на них. Это не «движение плюс когнитивный смысловой элемент», а смысл, инкорпорированный в двигательные реакции.

Методика Дж. Нюттена относится к типу методик на завершение незаконченных предложений. Опросник состоит из тридцати незаконченных предложений, сформулированных в первом лице единственного числа (модификация Н.Н. Толстых).

Положительные индукты:

  1. я надеюсь….
  2. я очень хочу….
  3. я намереваюсь…
  4. я мечтаю….
  5. я стремлюсь…
  6. я буду очень доволен (довольна), если…
  7. я хочу…
  8. я все делаю для того, чтобы….
  9. у меня есть большое желание….
  10. я бы хотел (хотела) быть способным (способной)…
  11. я бы так хотел (хотела)…
  12. у меня есть цель…
  13. я решил (решила)…
  14. я буду очень рад (рада), если…
  15. я имею определенное намерение…
  16. я сделаю все возможное, чтобы …
  17. я буду очень рад (рада), если мне разрешат…
  18. я бы ничего не пожалел (пожалела) для того, чтобы…
  19. я всем сердцем надеюсь…
  20. всеми своими силами я стремлюсь…

Отрицательные индукты:

  1. больше всего я буду расстроен (расстроена), если…
  2. я не желаю…
  3. я буду протестовать, если…
  4. мне не понравится, если …
  5. я стараюсь избежать….
  6. я боюсь, что…
  7. я буду очень жалеть, если….
  8. я не хочу…
  9. мне не нравится думать о то, что…
  10. я бы не хотел (хотела)…

В бланках ответов необходимо завершить предъявляемую фразу таким образом, чтобы завершенная фраза приобретала вид мотивационного суждения. Исследование может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Изучение мотивационно-смысловой сферы детей 6-7 лет осуществляется методом контент-анализа ответов на методику мотивационных предпочтений «Три желания» Л.И. Божович. Данная методика предназначена для детей 5-9 лет, у которых не сформированы навыки свободного письма, поэтому она позволяет определить особенности мотивационно-смысловой сферы, в том числе сформированность «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович), детей из разной социальной и культурной среды. Методика состоит из трех стимулов, актуализирующих собственные желания детей. К ребенку обращаются со словами: «Ты знаешь, что под Новый год можно задумывать любые желания. Какие три самых заветных желания ты хотел бы задумать?». В процессе индивидуальной беседы с ребенком фиксируются все его ответы на предложенные стимулы, а также отказ от ответов и все вербальные объяснения отказов, а также невербальные сигналы и феномены. В последующем анализируются все вербальные ответы детей.

Согласно принципу обработки данных, предложенному Дж. Нюттеном, их анализ и классификация производится в двух направлениях: относительно объекта мотивации и относительно специфики связи (или активности), устанавливаемой в отношении этого объекта.

Поэтому при анализе высказываний отмечается как природа того объекта, к которому стремится субъект, так и характер активности или связи субъекта и объекта.

Дж. Нюттен выделяет 4 категории объекта:

  1. «Я», сам человек, завершающий неоконченные предложения;
  2. другие люди;
  3. объекты природы и материального мира;
  4. идеальные объекты (наука, идеология, свобода, независимость, этика).

Он же выделил десять основных форм активности, характеризующих содержательную сторону мотивации:

  1. тот или иной аспект личности самого субъекта;
  2. активность, связанная с саморазвитием, самореализацией, развитием всей личности или отдельных ее сторон;
  3. активность, направленная на то, чтобы что-то сделать (активность вообще, профессиональная деятельность, учеба);
  4. контакты с другими людьми, общение;
  5. познание, получение информации;
  6. отношения с трансцендирующими объектами;
  7. стремление к обладанию материальными ценностями;
  8. отдых, развлечения;
  9. все, что касается процедуры и ситуации тестирования;
  10. неклассифицируемые ответы.

Следует отметить, что помимо основных категорий Дж. Нюттеном вводится огромное количество дополнительных параметров, принципиально позволяющих оценить мельчайшие подробности мотивации, а также определить представленность мотивов поведения в различных  периодах жизни. При этом Дж. Нюттен постоянно отмечает, что в зависимости от целей и задач исследования какие-то из особенностей мотивации могут анализироваться предельно подробно, а какие-то наоборот – предельно обобщенно.

Данная версия методики Нюттена позволяет ограничиться анализом тех мотивоционно-смысловых суждений, которые вербализует сам субъект, при этом вся сложная иерархия мотивов и смыслов, которая может лежать за каждым отдельным высказыванием, может не рассматриваться.

В связи с этим на основе классической схемы предлагается модифицированная схема анализа ответов, которая решает задачу реконструкции наиболее предпочитаемых личностью направлений развертывания тех или иных форм активности. При этом в основе данной модификации был положен подход к изучению смысловых единиц письменных самоанализов испытуемых А. Барельсона и метод графов, основанный на структурно-морфологическом анализе.

Важнейшим условием контент-анализа служит понятие целостности суждения о предмете, который рассматривается в качестве основания анализа.

Последовательность контент-анализа.

  1. Выявление характеристик ответов, выступающих как индикаторы категорий; категориями анализа являются обобщающие смысловые понятия, в соответствии с которыми сортируются элементы анализа;
  2. подсчет категорий: с помощью контент-анализа определяется вес, который приписывает субъект тому или иному явлению, с учетом того, как он оценивает силу связей между отдельными элементами действительности.

Стадии проведения анализа в логике метода графов.

  1. Структуризация и первичная обработка ответов: выделение максимально возможного числа однородных элементов информационного материала, их упорядоченная фиксация. Первичными элементами анализа выступают не отдельные термины или выражения, а смысловые блоки: на этой стадии необходимо познакомиться с высказываниями в полном объеме и выделить главные тематические установки информационного массива; затем производится выделение более мелких содержательных элементов и осуществляется их группировка. Таким образом, формируются верхние уровни графа, и устанавливается множество элементов для каждого из этих уровней. Построение более низких уровней графа осуществляется аналогичным образом и зависит от степени детализации и конкретизации описания упоминаемых субъектом явлений.

Это позволяет выделить на первом этапе:

  1. Обработка информационного массива при помощи матричных таблиц, построение классификатора элементов исследуемого объекта и соотнесение с ним установленного множества единиц анализа.
  2. Квантификация информационного материала в виде подсчета элементов тестового материала.

Таким образом, каждое суждение анализируется в трех основных направлениях, отражающих содержательную (субъекты, предметы, экзистенции), эмоционально-отношенческую (положительное отношение, отрицательное отношение) и действенную (избегание, стремление, созидание, разрушение, а также экстернальный/интернальный локус контроля) характеристики мотивационно-смысловой интенции. Экстернальность/интернальность как характеристика действенного компонента МСИ изучается методом контент-анализа используемых детьми пассивных и активных речевых форм.

Дополнительным является анализ разработанного Дж. Нюттеном временного фактора (школа, открытое настоящее, профессиональная подготовка, профессиональная реализация, историческое будущее, личное будущее). Валидность отнесения высказываний к соответствующим типам категорий, категориям, смысловым единицам устанавливается с помощью повторного кодирования другими экспертами.