Особенности становления мотивационно-смысловой сферы личности в дошкольном детстве. Структура мотивационно-смысловой интенции личности: содержательная, эмоционально-отношенческая, действенная составляющие. Локус контроля и временной фактор. Факторный анализ объекта мотивационно-смысловой интенции, эмоциональной и действенной составляющих мотивационно-смысловой интенции, локуса контроля и временного фактора. Основные закономерности развития мотивационно-смысловой интенции на этапе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Половые особенности мотивационно-смысловой интенции старших дошкольников и младших школьников.
Контрольные вопросы
Литература
_____________________________________________________________
Возможность исследования мотивационно-смысловой сферы имеет особенное значение для дошкольного возраста, когда системы категорий и их структурные связи находятся в стадии формирования (Л.С. Выготский), в том числе для исследования динамики преобразований мотивационно-смысловой сферы личности в контексте половозрастных изменений.
Проблема возрастной специфики мотивационно-смысловой сферы личности остается одной из наиболее важных в психологии личности и в психологии развития.
Анализ теоретических подходов к становлению и развитию личности позволяет рассматривать старший дошкольный возраст как онтогенетический период, в котором происходит становление и первичное структурирование мотивационно-смысловой сферы личности как системы мотивационно-смысловых образований, интегрированных временной перспективой. Об этом свидетельствуют особенности развития детской личности в онтогенезе, соединенные с развитием внутренней позиции (Л.С. Выготский, В.С. Мухина), «возрастающая, проявляющаяся в разных областях и интегрирующаяся избирательность» отношений (В.Н. Мясищев); рождение социального Я в виде сознания себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений, порождающего потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность (Л.И. Божович). У детей старшего дошкольного возраста появляется соподчинение мотивов, являющееся самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника (А.Н. Леонтьев), как результат складывающейся к 7 годам индивидуальной мотивационной сферы (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, Д.Б. Эльконин). Возникает личное сознание как осознание возможностей своих действий, личных качеств, места в системе общественных отношений (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Развитие нравственной и волевой сферы через развитие целенаправленности действий, установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом, возрастание регулирующей и планирующей роли речи в выполнении действий (И.В. Дубровина) способствует появлению «упорядоченного семантического пространства», регуляции поведения (Ю.М. Забродин). Развитие рефлективного и формального мышления (В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Г.А. Цукерман) и воображения как целенаправленной деятельности, (А.М. Лобок, В.С. Мухина) обеспечивает развитие произвольности поведения, возрастающей способности ребенка к самодисциплине (Э. Эриксон). Именно с этого момента ребенок начинает становиться личностью – точкой средоточения различных общностей в социокультурной реальности и обособления от них (В.И. Слободчиков), ребенок ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе (В.С. Мухина). Наблюдается отчетливый рост самосознания (Д.И. Фельдштейн), обогащение, изменение ведущих, доминирующих потребностей, своеобразная их иерархизация (А.Н. Леонтьев, В.И. Ковалев). В этом возрасте происходит вариативный диалог ребенка с культурой (А.М. Лобок), развитие самоидентификации, самоуважения, образа Я, расширение своей личности, формирование мировоззрения и активной воли, понимание себя через видение своих способностей, своего статуса и своей роли в настоящий момент, оценка своих стремлений и будущих целей (Г. Оллпорт). Становление отношений равенства, взаимности, формирование стереотипов и установок (Г. Салливан), персонализация как результат превращения различных деятельностных структур субъектности в содержание его представлений о себе (В.И. Слободчиков) позволяют говорить о структурной организации мотивационно-смысловой сферы. Исследования подтверждают это предположение: наблюдается построение связной системы личностных смыслов в связи со значениями «Я-образа», самооценкой и самосознанием, ориентацией на свой пол как важнейший компонент самосознания (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган И.С. Кон, В.С. Мухина, М.В. Осорина), ориентацией во времени (В.С. Мухина).
Содержательная составляющая мотивационно-смысловой интенции личности.
Содержательная составляющая мотивационно-смысловой интенции личности представлена объектом мотивационно-смысловой интенции, в частности, тремя вида объектов: субъекты, предметы и экзистенции и тремя типами категорий соответственно («Субъекты», «Предметы», «Экзистенции»). Более подробная разбивка содержательной составляющей интенции представлена в таблице 2. Так, тип категорий «Субъекты» представлен категориями «Я» и «Другие». В категорию «Другие», в свою очередь, входят подкатегории «Люди», «Семья», «Товарищи».
Таблица 2.
Факторный анализ объекта мотивационно-смысловой интенции
Содержательная составляющая | Типы категорий | Категории | Подкатегории |
Субъекты | Я | - | |
Другие |
Люди | ||
Семья | |||
Товарищи | |||
Объекты |
Природные |
Растения | |
Животные | |||
Явления природы | |||
Материальные |
Техника | ||
Деньги | |||
Иное | |||
Экзистенции |
Формы организации жизнедеятельности |
Учеба | |
Развлечения, досуг, спорт | |||
Профессиональная реализация | |||
Идеальное |
Наука | ||
Познание | |||
Ирреальное | |||
Религия | |||
творчество | |||
Альтруизм | |||
здоровье | |||
Смерть | |||
Счастье, успех | |||
Политика |
Пример:
Высказывание «Чтобы была веселая семья; чтобы папа и мама радовались» относится к типу категорий «Субъекты», категории «Другие», подкатегории «Семья»;
высказывание «Давали мне денег всегда» относится к типу категорий «Объекты», категории «Материальные», подкатегории «Деньги»;
высказывание «Я надеюсь закончить школу и поступить в институт» относится к типу категорий «Экзистенции», категории «Формы организации жизнедеятельности», подкатегории «Учеба».
Эмоционально-отношенческая и действенная составляющие мотивационно-смысловой интенции личности. Локус контроля и временной фактор.
Эмоциональная составляющая мотивационно-смысловой интенции личности представлена положительным и отрицательным отношением к объекту интенции. Отношение к объекту интенции может быть не проявлено. В этом случае оно классифицируется как непроявленное.
Действенная составляющая представлена стремлением к объекту, избеганием объекта, созиданием объекта, разрушением объекта. Данная составляющая характеризуется дополнительно экстернальным и интернальным локусом контроля. Так, если цель субъекта может быть достигнута субъектом благодаря усилиям других людей или стечению обстоятельств, выявляется мотивационно-смысловая интенция экстернального локуса контроля, а если субъект выражает готовность к самостоятельному достижению цели – мотивационно-смысловая интенция интернального локуса контроля.
Временной фактор позволяет отнести высказывание к определенному этапу жизни. Этапы жизни могут выделяться исследователем произвольно, в зависимости от целей исследования, например, «школа», «открытое настоящее», «профессиональная подготовка», «профессиональная реализация», «историческое будущее», «личное будущее».
Таблица 3.
Факторный анализ эмоциональной и действенной составляющих
мотивационно-смысловой интенции, локуса контроля и временного фактора
Эмоциональная составляющая | положительное отношение |
отрицательное отношение | |
Действенная составляющая |
избегание |
стремление, получение | |
созидание | |
разрушение | |
Локус контроля | интернальный |
экстернальный | |
Временной фактор |
школа |
открытое настоящее | |
профессиональное обучение | |
работа | |
личное будущее | |
историческое будущее |
Пример:
Высказывание «Чтобы была веселая семья; чтобы папа и мама радовались» анализируется следующим образом: положительное эмоциональное отношение, действенная составляющая характеризуется «стремлением, получением», локус контроля – экстернальный, временной фактор – «открытое настоящее»;
высказывание «Давали мне денег» анализируется следующим образом: эмоциональное отношение не проявлено, действенная составляющая характеризуется «стремлением, получением», локус контроля – экстернальный, временной фактор – «открытое настоящее»;
высказывание «Я надеюсь закончить школу и поступить в институт» анализируется следующим образом: эмоциональная составляющая не проявлена, действенная составляющая характеризуется «стремлением, получением», локус контроля – интернальный, временной фактор – «школа», «профессиональное обучение», «личное будущее».
Отнесение каждого из высказываний респондента, завершающего незаконченное предложение опросника Дж. Нюттена, к содержательной, эмоциональной и действенной составляющим мотивационно-смысловой интенции, а также к локусу контроля и временному фактору позволяет составить самое общее представление о характере мотивационно-смысловой направленности индивидуума или группы. Для проведения более подробного качественного анализа и выявления специфики мотивационно-смысловой организации индивидуума или группы необходимо отнесение высказываний респондентов к категориям, подкатегориям и конечным единицам анализа – к смысловым единицам (таблицы 4 – 7).
Для сравнительного анализа мотивационно-смысловых профилей выделяются такие количественные показатели, как общее количество высказываний; количество содержательных единиц (категорий и тем), используемых респондентами. В случае применения метода для группового исследования значимость мотивационно-смыслового образования измеряется через количество упоминаний данного образования от общего количества высказываний детей. Для количественных оценок степени развития данного образования его значимость представлялась в баллах, процентах, рангах, коэффициентах значимости. Сравнение показателей производится через сравнение относительной частоты употребления смысловых единиц по группе. Измерение значимости мотивационно-смыслового образования через количество упоминаний данного образования от общего количества высказываний детей. Для количественных оценок степени развития данного мотивационно-смыслового образования его значимость представляется в баллах, рангах, коэффициентах значимости. Средний балл высчитывается по выборке: средний балл рода мотивационно-смысловой интенции как сумма средних баллов ее видов; средний балл вида мотивационно-смысловой интенции как сумма средних баллов ее мотивационно-смысловых категорий; средний балл мотивационно-смысловых категорий как сумма средних баллов ее мотивационно-смысловых единиц.
Таблица 4. Категория «Субъекты»
Категории | Подкатегории | Смысловые единицы |
Я |
хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
желание быть красивым | ||
желание быть сильным | ||
желание быть добрым | ||
желание быть умным | ||
желание быть хорошим | ||
желание быть умелым | ||
желание быть взрослым | ||
желание быть послушным | ||
Другие | Я – другие люди | хорошо отношусь |
плохо отношусь | ||
стремлюсь к другим | ||
избегаю плохих | ||
стремлюсь не причинять вред | ||
стремлюсь оказывать помощь | ||
забочусь о других | ||
хочу встретить знаменитостей | ||
Я - семья | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
боюсь потерять | ||
стремлюсь быть вместе | ||
соперничаю с другими членами | ||
стремлюсь помогать | ||
стремлюсь заботиться | ||
Я - товарищи | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
боюсь потерять | ||
стремлюсь к дружбе | ||
избегаю плохих | ||
стремлюсь заботиться | ||
стремлюсь помогать | ||
Люди - Я | относятся ко мне хорошо | |
относятся ко мне плохо | ||
хотят причинить мне вред | ||
Семья - Я | относятся ко мне хорошо | |
относятся ко мне плохо | ||
заботятся обо мне | ||
запрещают делать то, что хочется | ||
заставляют делать то, чего не хочется | ||
Товарищи - Я | относятся ко мне хорошо | |
относятся ко мне плохо | ||
стремятся к дружбе со мной |
Таблица 5. Категория «Объекты»
Категория | Подкатегория | Смысловые единицы |
Объекты материального мира | техника | хорошо отношусь |
плохо отношусь | ||
стремление получить | ||
стремление создавать | ||
деньги | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
стремление получить | ||
стремление выиграть | ||
стремление иметь много | ||
Иные материальные объекты | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
стремление получить | ||
страх потерять | ||
стремление сохранить | ||
Животные | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
желание иметь животное | ||
Природные объекты | страх потерять животное | |
Растения | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
стремление заботиться | ||
стремление иметь растение | ||
Явления природы | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
страх катастроф |
Таблица 6. Категория «Экзистенции»
Категории | Подкатего-рии | Смысловые единицы |
Формы организации жизнедеятельно-сти | учеба | хорошо отношусь |
плохо отношусь | ||
страх, что не поставят хорошую отметку | ||
страх, что поставят плохую отметку | ||
стремление к хорошим отметкам | ||
стремление учиться лучше | ||
страх плохо сделать задание | ||
стремление к учебному процессу | ||
избегание учебного процесса | ||
желание получить хорошее образование | ||
стремление к достижениям | ||
желание поступить в ВУЗ, техникум | ||
развлечения, досуг | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
стремление к занятиям спортом | ||
стремление к достижениям в спорте | ||
стремление к занятиям танцами | ||
стремлениек туризму и путешествиям | ||
стремление к музыкальным занятиям | ||
стремление к отдыху | ||
стремление гулять | ||
стремление ходить на концерты | ||
Профессио-нальная реализация | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
желание иметь хорошую работу | ||
стремление к конкретной профессии | ||
стремление к профессиональным достижениям | ||
Идеальное | здоровье | хорошо отношусь |
плохо отношусь | ||
стремление к здоровью | ||
избегание вреда здоровью | ||
страх за здоровье других | ||
страх за свое здоровье | ||
смерть | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
страх собственной смерти | ||
страх смерти других людей | ||
страх смерти членов семьи | ||
страх смерти животных | ||
стремление к жизни | ||
счастье, успех | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
стремление к успеху в жизни | ||
стремление стать знаменитым | ||
стремление добиться своих целей | ||
стремление к счастью в жизни | ||
наука, познание | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
стремление к занятиям наукой | ||
стремление к познанию | ||
Бог, ирреальное | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
стремление к ирреальному | ||
стремление к Богу | ||
творчество | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
стремление к творчеству | ||
альтруизм | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
стремление улучшить жизнь всех | ||
политика | хорошо отношусь | |
плохо отношусь | ||
желание жить в своей стране | ||
нежелание жить в своей стране | ||
желание разрушить власть | ||
стремление властвовать | ||
страх правонарушения | ||
страх войны | ||
стремление к социальной справедливости |
Пример:
Высказывание «Чтобы была веселая семья; чтобы папа и мама радовались» отнесено к типу категорий «Субъекты», категории «Другие», подкатегории «Семья». Отнесение данного высказывания к смысловым единицам анализа: это «Стремлюсь быть вместе», «Стремлюсь заботиться»;
высказывание «Давали мне денег всегда» относено к типу категорий «Объекты», категории «Материальные», подкатегории «Деньги». Отнесение данного высказывания к смысловым единицам анализа: это «Получить деньги»;
высказывание «Я надеюсь закончить школу и поступить в институт» отнесено к типу категорий «Экзистенции», категории «Формы организации жизнедеятельности», подкатегории «Учеба». Отнесение данного высказывания к смысловым единицам анализа: это «Стремление к учебному процессу» и «Желание поступить в ВУЗ, техникум».
Данные сравнительного анализа как результат применения контент-анализа ответов детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов дают представление об основных закономерностях развития мотивационно-смысловой интенции (получены Г.З. Сураевой (17) и М.С. Мышкиной (10)).
Таблица 7.
старшие дошкольники | младшие школьники |
51 мотивационно-смысловой единица (в их число входят те мотивационно-смысловые единицы, которые отсутствуют у школьников) | 79 мотивационно-смысловых единиц (исчезают 4 и появляются 34 новые мотивационно-смысловые единицы) |
16 мотивационно-смысловых категорий | 17 мотивационно-смысловых категорий (за счет появления новой категории «Счастье, успех») |
4 временных фактора («открытое настоящее», «личное будущее», «школа», «работа») | 6 временных факторов (к имеющимся у дошкольников добавляются «профессиональное образование» и «историческое будущее») |
Таблица 8.
№ ранга | старшие дошкольники | младшие школьники |
1 | субъекты | экзистенции |
2 | экзистенции | субъекты |
3 | предметы | предметы |
Конечные смысловые единицы анализа, а также примеры конкретных высказываний детей, отнесенных к данным единицам анализа, приведены в таблицах 9–26.
Темы контрольных работ
Таблицы мотивационно-смысловых единиц и примеров конкретных
высказываний старших дошкольников и младших школьников
Таблица 9. Категория «Я»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Желание быть красивым | принцессой быть; чтобы волосы были блестящие | быть красивой как Бритни Спирс; отращивать волосы; чтобы были длинные ноги; чтобы не была толстой |
Желание быть сильным | стать рейнджером, чтобы защищать город от воров; быть сильнее всех | быть сильным; быстро бегать; быть качком; тоже носить тяжести |
Желание быть добрым | хочу относиться ко всем с добротой; стать добрым | быть очень добрым; не хочу быть злым; не быть жестоким; не делать зло |
Желание быть умным | все знать и быть умным; чтобы рос умным | быть внимательной на уроках; быть умным для своей умности; быть способным |
Желание быть хорошим | хочу быть хорошим; не хочу быть плохим, чтобы меня ругали | стать лучше; быть хорошей во всем; быть хорошим человеком; никому не врать |
Желание быть умелым | хочу научиться писать; уметь делать все | водить машину с ранних лет, к телепатии, к совершенству, делать много трюков |
Желание быть взрослым | хочу вырасти большим, чтобы выгнать бандитов из дома; стать взрослым; взрослой быть; стать супер-героем, чтобы защищать всех | Скорей подрасти; ходить одной в гости; делать все без напоминаний родителей |
Желание быть послушным | быть всегда послушной; хочу всех слушаться; быть хорошей девочкой | - |
Таблица 10. Категория «Я – Другие»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Хорошо отношусь | чтобы все жили долго и счастливо; чтобы у детишек была хорошая, крепкая семья, чтобы Света не болела | чтобы наша Елена Геннадьевна не расстраивалась, когда мы уйдем в 5-й класс; чтобы учительница жила долго; чтобы все были счастливы |
Плохо отношусь | убить всех, кто не сбавляет скорости, он может задавить | отомщу неприятелю; не будет дураков; много плохих людей |
Стремлюсь к другим | - | никогда не остаться одной и больной; встречать в жизни хороших людей |
Избегаю плохих | не дружить с ребятами, которые балуются; не уважаю, кто книжки рвет | обходить людей при разговоре, избегать врага; не общаться с незнакомцами |
Стремлюсь не причинять вред | не драться ни с кем | не желать другим зла; не причинять кому-то боль; не обижать других |
Стремлюсь оказывать помощь, заботу | чтобы все жили долго и счастливо; чтобы у детишек была хорошая, крепкая семья | построить все для любителей кактусов; помочь людям, которым очень плохо; делать, чтобы другому человеку было хорошо |
Страх за здоровье других | - | боюсь, что люди все заболеют СПИДОМ |
Хочу встретить знаменитостей | встретить солистов из группы «Руки вверх!» | увидеть «Иванушек Интернешенал»; пожать руку солисту группы «Back street boys»; увидеть Майкла Макмануса |
Таблица 11. Категория «Я - Семья»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Хорошо отношусь | у моей мамы было все хорошо; чтобы мы с сестрой никогда не ссорились; вся семья была счастлива; чтобы у меня была крепкая семья; чтобы старший брат хорошо учился; чтобы мама с папой не ссорились; мама с папой никогда не болели; чтобы мама была красивая; чтобы была веселая семья; чтобы папа и мама радовались | у моей мамы было все хорошо; чтобы мы с сестрой никогда не ссорились; вся семья была счастлива |
Плохо отношусь | чтобы бабушка к нам не приходила | мне не дают спокойно жить родители; сломаю руку сестре; чтобы брат заходил в мою комнату |
Боюсь потерять | чтобы не обижать маму; чтобы брат не уезжал | обидеть маму; что родители будут жить отдельно; чтобы бабушка и дедушка жили с нами |
Стремлюсь быть вместе | чтобы мой брат приехал, скучно без него; чтобы папа к нам чаще приходил, скучно одной, он со мной играл всегда; жить в двухэтажном доме с мамой и папой; жить всей семьей в большом доме, чтобы у каждого была своя комната | брат приехал на каникулы; играть с моими братьями каждый день; поехать к бабушке |
Соперничаю с другими членами | чтобы у меня тоже был велосипед, как у брата; чтобы мне купили джинсы, а то все Ленке | родители хвалят мою сестру, а не меня; сестру любят больше; у брата есть ролики, а меня - нет |
Стремлюсь помогать, заботиться | чтобы убирать в кухне, подметать полы; мыть посуду; стирать хорошо | делаю все, чтобы мама радовалась мною; чтобы мама переживала; помогать папе с машиной |
Деньги, работа, одежда для родных | чтобы у мамы были новые туфли; чтобы у моей сестренки тоже было много кукол; в нашей семье было много-много денег; у мамы с папой был подарок; у мамы с папой была настоящая машина; папа стал богатым; сестра поскорее купила дом | - |
Желание нового члена семьи | чтобы у мамы был муж; чтобы у меня была сестренка или братик | - |
Таблица 12. Категория «Я -Товарищи»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Боюсь потерять | - | не хочу уходить в другой класс; поссорюсь с Таней Дмитриевой; останусь со своим любимым классом |
Стремлюсь к дружбе | быть всегда рядом со своим другом, хочу иметь много друзей; играть с друзьями; чтобы с девочками крепче дружить; чтобы Катя стала хорошей девочкой | познакомиться с девочкой; чтобы не потерять друга; хочу дружить по-настоящему; дружить со всеми, даже с теми, с кем не хочу |
Избегаю плохих | не хочу с Женькой играть, он говорит матные слова; чтобы Ленька перестал быть жадным | дружить с идиотами; не было в нашем классе Гаврилина; дружбы с плохим человеком |
Стремлюсь заботиться, помогать | - | хочу сдружить наш класс; чтобы защищать маленьких; помочь Денису; помогать другим учиться |
Плохо отношусь к товарищам | - | чтобы Машка двойку по русскому получила, чтобы не вображала про себя |
Таблица 13. Категория «Другие - Я»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Относятся хорошо | чтобы все со мной дружили; чтобы все любили меня | пусть тот, кого я люблю, заботится обо мне; были довольны мной; все будут любить меня |
Относятся плохо | чтобы учительница не ругала меня; чтобы не обижалась на меня | могут напасть; меня поругают; меня будут обзывать; будут обижать |
Хотят причинить вред | чтобы не ломали мой штаб; чтобы сестра не кусалась и не дралась | меня убьют; будут мешать мне делать уроки; накроют открытый колодец картоном – и я упаду |
Таблица 14. Категория «Семья - Я»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Относятся хорошо | чтобы папа подарил набор украшений; чтобы дедуля построил карусели; чтобы меня любила моя сестра; чтобы крестная купила щенка; дедуля с Севера приехал; чтобы папа купил поезд; чтобы за мной мама поскорее приехала; чтобы бабуля купила шоколадку | чтобы всегда любили и уважали родители; слушали, что я говорю; всегда давали денег |
Относятся плохо | чтобы дома на меня не сердились; чтобы мама не ругала; чтобы сестра со мной не дралась; чтобы папа и мама были умными (потому что деньги мне не дают); чтобы родители отпускали на улицу | сестра будет драться; чтобы мама меня не била; меня будут ругать за оценки и за правильность |
Заботятся | чтобы мне купили дубленку, мама обещала; чтобы записали в бассейн как в прошлом году | покупали одежду и сладости; папа чинил мой велик |
Запрещают делать то, что хочется | чтобы отпускали гулять одного | родители будут запрещать мне ходить к Петерсонам, чтобы мама не пускала во двор, скажут, чтобы я не ходил на улицу |
Заставляют делать то, чего не хочется | - | кормить цветной капустой; мыть голову; убирать в своей комнате и комнате брата |
Таблица 15. Категория «Товарищи - Я»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Относятся хорошо | чтобы со мной дружили; чтобы со мной дружил Денис | мой друг не предаст меня; подруга не бросит в беде; уважали меня |
Относятся плохо | друзья не обижали меня; чтобы ребята со мной не ссорились; чтобы друзья во дворе не били меня; чтобы дети не дрались со мной | будут драться; обзываться; захотят унизить |
Стремятся к дружбе | чтобы меня всегда принимали играть во дворе | у меня будет много друзей; Аня тоже будет дружить с нами; все друзья придут на день рождения |
Таблица 16. Категория «Материальные предметы»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Получить технику | джип настоящий; много больших и настоящих машин; пожарную машину; полицейскую машину; танк; самолет; быстроходную машину; КАМАЗ настоящий, чтобы груз возить; машину «Милицию» - возить буду; мотоцикл; автобус | мне купили велосипед, купить компьютер; в старших классах иметь свою машину |
Создавать технику и другие материальные предметы | - | помогать строить дом на даче; сделать дом своими руками; построить вертолет |
Получить деньги | давали мне денег всегда | если мне дадут денег на карманные расходы; мама всегда будет давать, сколько нужно |
Выиграть, заработать деньги | - | заработать 50 рублей; получить приз два миллиона долларов; выиграть в лотерею |
Иметь много денег | иметь много денег; богатым быть; иметь много богатства; хочу иметь много золота | быть богатым; иметь все деньги мира |
Получить иные материальные предметы | арбуз; ягоды и фрукты; сладостей много; хочу сок с трубочкой; мороженое клубничное; мороженое «Лакомка»; конфеты; ананас; поесть печенья; чтобы было много еды дома и в садике. Платье; юбку; туфли; корону; лаковые туфли; шляпу; кофту. Мячик футбольный – играть летом; вертолетик; сумку с косметикой; куклу Барби; аквариум с рыбками; зайчика игрушечного, чтобы он стоял на подставке в квартире; игрушку – львенка большого; золотые украшения; набор мебели для кукол, коляску; книгу; кассету; двухэтажный дом; шампунь «Маленькая фея»; мне подарили конфет и доску, на которой рисуют | есть мороженное каждый день, получить ролики, иметь свою квартиру; иметь большую коллекцию старых монет |
Стремление сохранить материальные предметы | - | хочу, чтобы велосипед не ломался |
Страх потери материальных предметов | - | боюсь, что мяч попадет на дорогу и лопнет |
Таблица 17. Категория «Объекты природного мира»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Желание иметь животное, растение | хочу, чтобы у меня были рыбки в аквариуме; собаку большую, настоящую, чтобы лаяла; чтобы дерево выросло большое-пребольшое – выше дома; цветок-василек; настоящую далматинца-собаку; лошадку настоящую; настоящих змеек завести; котенка Ваську; чтобы дома жили все звери; попугай; настоящего мишку; попугая говорящего; чтобы дома было много цветов; кошечку; белку; кита большого; черепаху; бабочки летали; кролика; живую обезьянку; щенка; животных завести | чтобы была сиамская кошка, у меня будет питомец, развести много кактусов |
Страх потерять животное | - | у нас будут отбирать кота |
Стремление заботиться о животном, растении | хочу котенка, чтобы самой ухаживать за ним | посадить яблоню и вырастить ее; не загрязнять природу; вырастить дерево, которое очень большое; вылечить кота |
Страх катастроф | - | чтобы не было конца света; мир исчезнет; боюсь катастроф |
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Страх, что поставят плохую отметку | - | боюсь двоек и троек, боюсь, что кончу год троечником, остаться на второй год |
Стремление к хорошим отметкам | быть отличницей; учиться на 5; хочу получать пятерки | учиться на одни пятерки, хорошо сдать зачет; учиться без троек |
Стремление учиться лучше | - | лучше учиться по русскому языку; очень сильно стараться учиться; выучить английский алфавит |
Страх плохо сделать задание | - | не смогу ровно начертить; плохо выучу стихотворение |
Стремление к учебному процессу | хорошо учиться в школе; хочу быстрее в школу пойти; мне нравится учиться; пойти в 9-ю школу; учителя чаще вызывали к доске; никогда не опаздывать в школу; хочу хорошо рисовать в школе; чтобы в школе все у меня получалось | - |
Избегание учебного процесса | - | не хочу учиться летом, не хочу делать домашних заданий; хочу взорвать школу |
Стремление к достижениям | - | чтобы я окончила школу на золотую медаль, стать лучшим учеником в школе; получить диплом за доклад |
Желание поступить в ВУЗ | - | поступлю в МГПИ |
Стремление к знаниям | узнать в школе все про рыб; про звезды и инопланетян | - |
Обладание «школьными» материальными предметами | чтобы мне купили портфель и новые фломастеры | - |
Таблица 19. Категория «Досуг»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Стремление к занятиям спортом | - | заниматься легкой атлетикой; научиться играть в бейсбол; записаться в команду футбола |
Стремление к достижениям в спорте | - | попасть на олимпиаду, поднять штангу, научиться хорошо плавать, участвовать в областном шахматном турнире |
Стремление к занятиям танцами | научиться танцевать; танцевать красиво | получить приз на танцевальном конкурсе, по ритмике; хорошо танцевать |
Стремление к туризму и путешествиям | хочу летом поехать в Самару, на Волгу; поехать в Сочи; поехать в Макдональдс; хочу съездить в Крым; хочу поехать в гости в Кинель-Черкассы | поехать на Черное море, побывать во Франции, Англии, Германии, поехать на рыбалку |
Стремление к музыкальным занятиям | чтобы песни петь; научиться играть на пианино; участвовать в группе «Дискотека Авария» | сделать концерт «Здравствуй лето», закончить программу по музыке за 3-4 года, заниматься по музыке на 4 и 5 |
Стремление к отдыху | смотреть ужастики и «Приключения Тома Сойера»; поехать на рыбалку; искупаться в реке; порыбачить; хочу встать во время тихого часа; купаться в бассейне | хорошо отдохнуть, подольше поспать, не вставать рано |
Стремление гулять | погулять летом на природе; каждый день гулять на улице | гулять допоздна; гулять до утра; успеть погулять; гулять по 24 часа в сутки |
Стремление ходить на концерты; в кино | - | пойду на концерт Иванушек; увидеть фильм «Лекс» |
Таблица 20. Категория «Профессия»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Желание иметь хорошую работу | - | получить хорошую работу |
Стремление к конкретной профессии | стать директором банка; бизнесменом; переводчиком; банкиром; работать таксистом, на лимузине ездить; строителем; космонавтом; полицейским; директором школы; доктором, лечить, как бабушка; машинистом; танкистом; художником; учителем; фотомоделью, летчиком | чтобы в будущем стать директором своего кафе, стать шофером, стать генетиком |
Стремление к проф.достижениям | - | стать лучшим поваром, быть хорошим юристом |
Таблица 21. Категория «Здоровье»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Стремление к здоровью | хочу выздороветь; чтоб я не болела; быть всегда здоровой | каждый день ходить на стадион |
Избегание вреда здоровью | - | буду огорчен, если я буду курить |
Страх за здоровье других | чтобы никто не болел никогда; чтобы все были здоровыми | чтобы бабушка хорошо видела; мама не болела; не хочу, чтобы папа курил |
Страх за свое здоровье | - | боюсь клещей; придется ходить на иглоукалывание; боюсь страшной болезни; я лягу в больницу |
Таблица 22. Категория «Смерть»
Мотивационно-сысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Страх перед собственной смертью. | не умирать никогда | рано умереть и пожениться |
Страх смерти других людей | - | мы все умрем, чтобы люди умирали |
Страх смерти членов семьи | - | умрут родители |
Страх смерти животных | - | - |
Стремление к жизни | жить долго | пожить подольше; жить; долго прожить; стремлюсь к жизни; научиться радоваться жизни |
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Успех в жизни | - | надеюсь на успех в жизни; осуществились мои мечты; мои желания исполнятся; надеюсь на лучшее |
Стремление стать знаменитым | - | стать знаменитой как Алла Пугачева; стать знаменитой фотомоделью; попасть в телевизор |
Стремление добиться своих целей | - | преодолевать препятствия; стремлюсь к лучшему; достичь своей цели |
Счастье в жизни | - | жить счастливо, избегать неприятностей |
Таблица 24. Категория «Идеальное»
Мотиваци-онно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Стремление к занятиям наукой | - | учить все языки мира; быть ученым |
Стремление к познанию | узнать больше о животных из книги энциклопедии | иметь все диски мировой библиотеки на компьютере, стремлюсь к знаниям |
Стремление к ирреальному | стать человеком-пауком; быть как фокусник или волшебник; встретить Буратино с ключиком, чтобы он показал мне свой город; чтобы звезды летали; чтобы волшебная палочка показала, как она красиво рисует | получить крылья и научиться летать, получить колдовскую книгу, волшебствовать |
Стремление к Богу | попасть на небеса, верить в Бога | |
Стремление к творчеству | красиво рисовать | составлять компьютерные игры |
Стремление улучшить жизнь всех | не хочу, чтобы ребята дрались; чтобы все инвалиды выздоровели; чтобы все жили долго и счастливо | чтобы во всем мире настала дружба; мир станет добрее |
Таблица 25. Категория «Политика»
Мотивационно-смысловые единицы | Высказывания | |
старших дошкольников | младших школьников | |
Желание жить в своей стране | - | никуда не уезжать из нашей России |
Нежелание жить в своей стране | - | уеду в Канаду или Америку; жить в Англии, где мой дядя |
Желание разрушить власть | - | взорву самолет президента, не было бы Лукошенко, взорву белый дом |
Желание поддержать власть | - | помочь нашему президенту |
Стремление властвовать | - | стать президентом |
Страх правонаруше-ния | - | боюсь нарушить закон; боюсь попасть в тюрьму; сделать что-нибудь ужасное и меня накажут |
Страх войны | - | хочу, чтобы война в Чечне кончилась; боюсь революции; буду протестовать против бомбежки России |
Стремление к социальной справедливости | чтобы не было бедных и бомжей | чтобы аттракционы были бесплатные; чтобы цены понизились; чтобы у беженцев были дома |
старших дошкольников и младших школьников
Высказывания | |
экстернального локуса | интернального локуса |
чтобы были длинные ноги | уеду в Канаду или Америку |
чтобы цены понизились | стать знаменитой фотомоделью |
чтобы у беженцев были дома | боюсь попасть в тюрьму |
чтобы мои желания исполнились | быть хорошим юристом |
сделать что-нибудь ужасное, и меня накажут | боюсь нарушить закон |
хочу, чтобы война в Чечне кончилась | узнать больше о животных из книги энциклопедии |
чтобы аттракционы были бесплатные | стать знаменитой как Алла Пугачева |
чтобы не было бедных и бомжей | учить все языки мира; быть ученым |
чтобы все инвалиды выздоровели | научиться радоваться жизни |
чтобы волшебная палочка показала, как она красиво рисует | я лягу в больницу |
осуществились мои мечты | стать лучшим поваром |