SpyLOG

Тема 4. Количественно-качественный анализ мотивационно-смысловыхпредпочтений на примере высказываний старших дошкольников и младших школьников. Таблицы мотивационно-смысловых единиц и примеров конкретных высказываний старших дошкольников и младших школьников.


Особенности становления мотивационно-смысловой сферы личности в дошкольном детстве. Структура мотивационно-смысловой интенции личности: содержательная, эмоционально-отношенческая, действенная составляющие. Локус контроля и временной фактор. Факторный анализ объекта мотивационно-смысловой интенции, эмоциональной и действенной составляющих мотивационно-смысловой интенции, локуса контроля и временного фактора. Основные закономерности развития мотивационно-смысловой интенции на этапе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Половые особенности мотивационно-смысловой интенции старших дошкольников и младших школьников.


Контрольные вопросы

  1. Как рассматривается проблема становления мотивационно-смысловой сферы личности в дошкольном возрасте в психологической литературе?
  2. Что включает в себя содержательная составляющая мотивационно-смысловой интенции личности?
  3. Что включает в себя эмоционально-отношенческая составляющая мотивационно-смысловой интенции личности?
  4. Что включает в себя действенная составляющая мотивационно-смысловой интенции личности?
  5. Какую роль играет временной фактор в структуре мотивационно-смысловой интенции личности?
  6. Какие смысловые категории, подкатегории, единицы составляют содержание категорий «Субъекты», «Предметы», «Экзистенции»?
  7. Какие смысловые категории, подкатегории, единицы составляют содержание категорий «Субъекты», «Предметы», «Экзистенции»?
  8. Какие смысловые категории, подкатегории, единицы составляют содержание категории «Я»? категории «Другие»? категории «Объекты материального мира»? категории «Природные объекты»? категории «Формы организации жизнедеятельности»? категории «Идеальное»? категории «Я»?
  9. Каковы закономерности развития мотивационно-смысловой интенции от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту?
  10. Какими половыми различиями характеризуется содержание мотивационно-смысловой интенции у старших дошкольников и младших школьников?

Литература

  1. Мышкина М.С. Сравнительный анализ мотивационно-смысловой интенции личности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // Вестник СФ МГУП. Выпуск 3. М., 2003.
  2. Мышкина М.С. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (сравнительный анализ). Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2004.
  3. Смирнова М.М. Изучение экстернальности / интернальности личности по текстам. Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1988.
  4. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект). Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2002.

_____________________________________________________________


Возможность исследования мотивационно-смысловой сферы имеет особенное значение для дошкольного возраста, когда системы категорий и их структурные связи находятся в стадии формирования (Л.С. Выготский), в том числе для исследования динамики преобразований мотивационно-смысловой сферы личности в контексте половозрастных изменений.

Проблема возрастной специфики мотивационно-смысловой сферы личности остается одной из наиболее важных в психологии личности и в психологии развития.

Анализ теоретических подходов к становлению и развитию личности позволяет рассматривать старший дошкольный возраст как онтогенетический период, в котором происходит становление и первичное структурирование мотивационно-смысловой сферы личности как системы мотивационно-смысловых образований, интегрированных временной перспективой. Об этом свидетельствуют особенности развития детской личности в онтогенезе, соединенные с развитием внутренней позиции (Л.С. Выготский, В.С. Мухина), «возрастающая, проявляющаяся в разных областях и интегрирующаяся избирательность» отношений (В.Н. Мясищев); рождение социального Я в виде сознания себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений, порождающего потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность (Л.И. Божович). У детей старшего дошкольного возраста появляется соподчинение мотивов, являющееся самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника (А.Н. Леонтьев), как результат складывающейся к 7 годам индивидуальной мотивационной сферы (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, Д.Б. Эльконин). Возникает личное сознание как осознание возможностей своих действий, личных качеств, места в системе общественных отношений (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Развитие нравственной и волевой сферы через развитие целенаправленности действий, установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом, возрастание регулирующей и планирующей роли речи в выполнении действий (И.В. Дубровина) способствует появлению «упорядоченного семантического пространства», регуляции поведения (Ю.М. Забродин). Развитие рефлективного и формального мышления (В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Г.А. Цукерман) и воображения как целенаправленной деятельности, (А.М. Лобок, В.С. Мухина) обеспечивает развитие произвольности поведения, возрастающей способности ребенка к самодисциплине (Э. Эриксон). Именно с этого момента ребенок начинает становиться личностью – точкой средоточения различных общностей в социокультурной реальности и обособления от них (В.И. Слободчиков), ребенок ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе (В.С. Мухина). Наблюдается отчетливый рост самосознания (Д.И. Фельдштейн), обогащение, изменение ведущих, доминирующих потребностей, своеобразная их иерархизация (А.Н. Леонтьев, В.И. Ковалев). В этом возрасте происходит вариативный диалог ребенка с культурой (А.М. Лобок), развитие самоидентификации, самоуважения, образа Я, расширение своей личности, формирование мировоззрения и активной воли, понимание себя через видение своих способностей, своего статуса и своей роли в настоящий момент, оценка своих стремлений и будущих целей (Г. Оллпорт). Становление отношений равенства, взаимности, формирование стереотипов и установок (Г. Салливан), персонализация как результат превращения различных деятельностных структур субъектности в содержание его представлений о себе (В.И. Слободчиков) позволяют говорить о структурной организации мотивационно-смысловой сферы. Исследования подтверждают это предположение: наблюдается построение связной системы личностных смыслов в связи со значениями «Я-образа», самооценкой и самосознанием, ориентацией на свой пол как важнейший компонент самосознания (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган И.С. Кон, В.С. Мухина, М.В. Осорина), ориентацией во времени (В.С. Мухина).


Содержательная составляющая мотивационно-смысловой интенции личности.

Содержательная составляющая мотивационно-смысловой интенции личности представлена объектом мотивационно-смысловой интенции, в частности, тремя вида объектов: субъекты, предметы и экзистенции и тремя типами категорий соответственно («Субъекты», «Предметы», «Экзистенции»). Более подробная разбивка содержательной составляющей интенции представлена в таблице 2. Так, тип категорий «Субъекты» представлен категориями «Я» и «Другие». В категорию «Другие», в свою очередь, входят подкатегории «Люди», «Семья», «Товарищи».

Таблица 2.

Факторный анализ объекта мотивационно-смысловой интенции

Содержательная составляющая Типы категорий Категории Подкатегории
Субъекты Я -

Другие
Люди
Семья
Товарищи

Объекты

Природные
Растения
Животные
Явления природы

Материальные
Техника
Деньги
Иное

Экзистенции

Формы
организации жизнедеятельности
Учеба
Развлечения, досуг, спорт
Профессиональная реализация

Идеальное
Наука
Познание
Ирреальное
Религия
творчество
Альтруизм
здоровье
Смерть
Счастье, успех
Политика

Пример:

Высказывание «Чтобы была веселая семья; чтобы папа и мама радовались» относится к типу категорий «Субъекты», категории «Другие», подкатегории «Семья»;

высказывание «Давали мне денег всегда» относится к типу категорий «Объекты», категории «Материальные», подкатегории «Деньги»;

высказывание «Я надеюсь закончить школу и поступить в институт» относится к типу категорий «Экзистенции», категории «Формы организации жизнедеятельности», подкатегории «Учеба».


Эмоционально-отношенческая и действенная составляющие мотивационно-смысловой интенции личности. Локус контроля и временной фактор.


Эмоциональная составляющая мотивационно-смысловой интенции личности представлена положительным и отрицательным отношением к объекту интенции. Отношение к объекту интенции может быть не проявлено. В этом случае оно классифицируется как непроявленное.

Действенная составляющая представлена стремлением к объекту, избеганием объекта, созиданием объекта, разрушением объекта. Данная составляющая характеризуется дополнительно экстернальным и интернальным локусом контроля. Так, если цель субъекта может быть достигнута субъектом благодаря усилиям других людей или стечению обстоятельств, выявляется мотивационно-смысловая интенция экстернального локуса контроля, а если субъект выражает готовность к самостоятельному достижению цели – мотивационно-смысловая интенция интернального локуса контроля.

Временной фактор позволяет отнести высказывание к определенному этапу жизни. Этапы жизни могут выделяться исследователем произвольно, в зависимости от целей исследования, например, «школа», «открытое настоящее», «профессиональная подготовка», «профессиональная реализация», «историческое будущее», «личное будущее».

Таблица 3.

Факторный анализ эмоциональной и действенной составляющих

мотивационно-смысловой интенции, локуса контроля и временного фактора

Эмоциональная составляющая положительное отношение
отрицательное отношение

Действенная составляющая
избегание
стремление, получение
созидание
разрушение
Локус контроля интернальный
экстернальный

Временной фактор
школа
открытое настоящее
профессиональное обучение
работа
личное будущее
историческое будущее

Пример:

Высказывание «Чтобы была веселая семья; чтобы папа и мама радовались» анализируется следующим образом: положительное эмоциональное отношение, действенная составляющая характеризуется «стремлением, получением», локус контроля – экстернальный, временной фактор – «открытое настоящее»;

высказывание «Давали мне денег» анализируется следующим образом: эмоциональное отношение не проявлено, действенная составляющая характеризуется «стремлением, получением», локус контроля – экстернальный, временной фактор – «открытое настоящее»;

высказывание «Я надеюсь закончить школу и поступить в институт» анализируется следующим образом: эмоциональная составляющая не проявлена, действенная составляющая характеризуется «стремлением, получением», локус контроля – интернальный, временной фактор – «школа», «профессиональное обучение», «личное будущее».


Отнесение каждого из высказываний респондента, завершающего незаконченное предложение опросника Дж. Нюттена, к содержательной, эмоциональной и действенной  составляющим мотивационно-смысловой интенции, а также к локусу контроля и временному фактору позволяет составить самое общее представление о характере мотивационно-смысловой направленности индивидуума или группы. Для проведения более подробного качественного анализа и выявления специфики мотивационно-смысловой организации индивидуума или группы необходимо отнесение высказываний респондентов к категориям, подкатегориям и конечным единицам анализа – к смысловым единицам (таблицы 4 – 7).

Для сравнительного анализа мотивационно-смысловых профилей выделяются такие количественные показатели, как общее количество высказываний; количество содержательных единиц (категорий и тем), используемых респондентами. В случае применения метода для группового исследования значимость мотивационно-смыслового образования измеряется через количество упоминаний данного образования от общего количества высказываний детей. Для количественных оценок степени развития данного образования его значимость представлялась в баллах, процентах, рангах, коэффициентах значимости. Сравнение  показателей производится через сравнение  относительной частоты употребления смысловых единиц по группе. Измерение значимости мотивационно-смыслового образования через количество упоминаний данного образования от общего количества высказываний детей. Для количественных оценок степени развития данного мотивационно-смыслового образования его значимость представляется в баллах, рангах, коэффициентах значимости. Средний балл высчитывается по выборке: средний балл рода мотивационно-смысловой интенции как сумма средних баллов ее видов; средний балл вида мотивационно-смысловой интенции как сумма средних баллов ее мотивационно-смысловых категорий; средний балл мотивационно-смысловых категорий как сумма средних баллов ее мотивационно-смысловых единиц.

Таблица 4. Категория «Субъекты»

Категории Подкатегории Смысловые единицы

Я

хорошо отношусь
плохо отношусь
желание быть красивым
желание быть сильным
желание быть добрым
желание быть умным
желание быть хорошим
желание быть умелым
желание быть взрослым
желание быть послушным
Другие Я – другие люди хорошо отношусь
плохо отношусь
стремлюсь к другим
избегаю плохих
стремлюсь не причинять вред
стремлюсь оказывать помощь
забочусь о других
хочу встретить знаменитостей
Я - семья хорошо отношусь
плохо отношусь
боюсь потерять
стремлюсь быть вместе
соперничаю с другими членами
стремлюсь помогать
стремлюсь заботиться
Я - товарищи хорошо отношусь
плохо отношусь
боюсь потерять
стремлюсь к дружбе
избегаю плохих
стремлюсь заботиться
стремлюсь помогать
Люди - Я относятся ко мне хорошо
относятся ко мне плохо
хотят причинить мне вред
Семья - Я относятся ко мне хорошо
относятся ко мне плохо
заботятся обо мне
запрещают делать то, что хочется
заставляют делать то, чего не хочется
Товарищи - Я относятся ко мне хорошо
относятся ко мне плохо
стремятся к дружбе со мной

Таблица 5. Категория «Объекты»

Категория Подкатегория Смысловые единицы
Объекты материального мира техника хорошо отношусь
плохо отношусь
стремление получить
стремление создавать
деньги хорошо отношусь
плохо отношусь
стремление получить
стремление выиграть
стремление иметь много
Иные материальные объекты хорошо отношусь
плохо отношусь
стремление получить
страх потерять
стремление сохранить
Животные хорошо отношусь
плохо отношусь
желание иметь животное
Природные объекты страх потерять животное
Растения хорошо отношусь
плохо отношусь
стремление заботиться
стремление иметь растение
Явления природы хорошо отношусь
плохо отношусь
страх катастроф

Таблица 6. Категория «Экзистенции»

Категории Подкатего-рии Смысловые единицы
Формы организации жизнедеятельно-сти учеба хорошо отношусь
плохо отношусь
страх, что не поставят хорошую отметку
страх, что поставят плохую отметку
стремление к  хорошим отметкам
стремление учиться лучше
страх плохо сделать задание
стремление к учебному процессу
избегание учебного процесса
желание получить хорошее образование
стремление к достижениям
желание поступить в ВУЗ, техникум
развлечения, досуг хорошо отношусь
плохо отношусь
стремление к занятиям спортом
стремление к достижениям в спорте
стремление к занятиям танцами
стремлениек туризму и путешествиям
стремление к музыкальным занятиям
стремление к отдыху
стремление гулять
стремление ходить на концерты
Профессио-нальная реализация хорошо отношусь
плохо отношусь
желание иметь хорошую работу
стремление к конкретной профессии
стремление к профессиональным достижениям
Идеальное здоровье хорошо отношусь
плохо отношусь
стремление к здоровью
избегание вреда здоровью
страх за здоровье других
страх за свое здоровье
смерть хорошо отношусь
плохо отношусь
страх собственной смерти
страх смерти других людей
страх смерти членов семьи
страх смерти животных
стремление к жизни
счастье, успех хорошо отношусь
плохо отношусь
стремление к успеху в жизни
стремление стать знаменитым
стремление добиться своих целей
стремление к счастью в жизни
наука, познание хорошо отношусь
плохо отношусь
стремление к  занятиям наукой
стремление к познанию
Бог, ирреальное хорошо отношусь
плохо отношусь
стремление к ирреальному
стремление к Богу
творчество хорошо отношусь
плохо отношусь
стремление к творчеству
альтруизм хорошо отношусь
плохо отношусь
стремление улучшить жизнь всех
политика хорошо отношусь
плохо отношусь
желание жить в своей стране
нежелание жить в своей стране
желание разрушить власть
стремление властвовать
страх правонарушения
страх войны
стремление к социальной справедливости

Пример:

Высказывание «Чтобы была веселая семья; чтобы папа и мама радовались» отнесено к типу категорий «Субъекты», категории «Другие», подкатегории «Семья». Отнесение данного высказывания к смысловым единицам анализа: это «Стремлюсь быть вместе», «Стремлюсь заботиться»;

высказывание «Давали мне денег всегда» относено к типу категорий «Объекты», категории «Материальные», подкатегории «Деньги». Отнесение данного высказывания к смысловым единицам анализа: это «Получить деньги»;

высказывание «Я надеюсь закончить школу и поступить в институт» отнесено к типу категорий «Экзистенции», категории «Формы организации жизнедеятельности», подкатегории «Учеба». Отнесение данного высказывания к смысловым единицам анализа: это «Стремление к учебному процессу» и «Желание поступить в ВУЗ, техникум».


Данные сравнительного анализа как результат применения контент-анализа ответов детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов дают представление об основных закономерностях развития мотивационно-смысловой интенции (получены Г.З. Сураевой (17) и М.С. Мышкиной (10)).


  1. Содержание МСИ характеризуется возрастными изменениями от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту: увеличивается количество мотивационно-смысловых единиц, категорий, временных факторов (таблица 7).

Таблица 7.

старшие дошкольники младшие школьники
51 мотивационно-смысловой единица (в их число входят те мотивационно-смысловые единицы, которые отсутствуют у школьников) 79 мотивационно-смысловых единиц (исчезают 4 и появляются 34 новые мотивационно-смысловые единицы)
16 мотивационно-смысловых категорий 17 мотивационно-смысловых категорий (за счет появления новой категории «Счастье, успех»)
4 временных фактора («открытое настоящее», «личное будущее», «школа», «работа») 6 временных факторов (к имеющимся у дошкольников добавляются «профессиональное образование» и «историческое будущее»)

  1. У старших дошкольников и младших различная иерархия мотивационно-смысловых предпочтений (таблица 8):

Таблица 8.

№ ранга старшие дошкольники младшие школьники
1 субъекты экзистенции
2 экзистенции субъекты
3 предметы предметы

  1. Содержание МСИ характеризуется половыми различиями:

Конечные смысловые единицы анализа, а также примеры конкретных высказываний детей, отнесенных к данным единицам анализа, приведены в таблицах 9–26.


Темы контрольных работ

  1. Представление об интенциональности в философии античного периода (в учении Аристотеля, стоиков).
  2. Представление об интенциональности в философии неоплатонизма, в учении Фомы Аквинского, Уильяма Оккама.
  3. Развитие понятия интенциональности в функционализме Брентано.
  4. Понятие интенциональности в феноменологии Гуссерля.
  5. Понятие интенциональности в экзистенциальной психологии Р. Мэя.
  6. Особенности рассмотрения мотивационно-смысловой сферы личности в современной психологической литературе.
  7. Мотивационно-смысловая интенция как структурный компонент мотивационно-смысловой сферы личности.
  8. Подход Дж. Нюттена к рассмотрению содержания мотивационно-смысловой сферы личности.
  9. Метод контент-анализа вербальных продуктов.
  10. Подход к изучению смысловых единиц письменных самоанализов испытуемых А. Барельсона и метод графов.
  11. Особенности становления мотивационно-смысловой сферы личности в дошкольном детстве.
  12. Основные закономерности развития мотивационно-смысловой интенции на этапе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.
  13. Половые особенности мотивационно-смысловой интенции старших дошкольников и младших школьников.

Таблицы мотивационно-смысловых единиц и примеров конкретных

высказываний старших дошкольников и младших школьников


Таблица 9. Категория «Я»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Желание быть красивым принцессой быть; чтобы волосы были блестящие быть красивой как Бритни Спирс; отращивать волосы; чтобы были длинные ноги; чтобы не была толстой
Желание быть сильным стать рейнджером, чтобы защищать город от воров; быть сильнее всех быть сильным; быстро бегать; быть качком; тоже носить тяжести
Желание быть добрым хочу относиться ко всем с добротой; стать добрым быть очень добрым; не хочу быть злым; не быть жестоким; не делать зло
Желание быть умным все знать и быть умным; чтобы рос умным быть внимательной на уроках; быть умным для своей умности; быть способным
Желание быть хорошим хочу быть хорошим; не хочу быть плохим, чтобы меня ругали стать лучше; быть хорошей во всем; быть хорошим человеком; никому не врать
Желание быть умелым хочу научиться писать; уметь делать все водить машину с ранних лет, к телепатии,  к совершенству, делать много трюков
Желание быть взрослым хочу вырасти большим,  чтобы выгнать бандитов из дома; стать взрослым; взрослой быть; стать супер-героем, чтобы защищать всех Скорей подрасти; ходить одной в гости; делать все без напоминаний родителей
Желание быть послушным быть всегда послушной; хочу всех слушаться; быть хорошей девочкой -

Таблица 10. Категория «Я – Другие»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Хорошо отношусь чтобы все жили долго и счастливо; чтобы у детишек была хорошая, крепкая семья, чтобы Света не болела чтобы наша Елена Геннадьевна не расстраивалась, когда мы уйдем в 5-й класс; чтобы учительница жила долго; чтобы все были счастливы
Плохо отношусь убить всех, кто не сбавляет скорости, он может задавить отомщу неприятелю; не будет дураков; много плохих людей
Стремлюсь к другим - никогда не остаться одной и больной; встречать в жизни хороших людей
Избегаю плохих не дружить с ребятами, которые балуются; не уважаю, кто книжки рвет обходить людей при разговоре, избегать врага; не общаться с незнакомцами
Стремлюсь не причинять вред не драться ни с кем не желать другим зла; не причинять кому-то боль; не обижать других
Стремлюсь оказывать помощь, заботу чтобы все жили долго и счастливо; чтобы у детишек была хорошая, крепкая семья построить все для любителей кактусов; помочь людям, которым очень плохо; делать, чтобы другому человеку было хорошо
Страх за здоровье других - боюсь, что люди все заболеют СПИДОМ
Хочу встретить знаменитостей встретить солистов из группы «Руки вверх!» увидеть «Иванушек Интернешенал»; пожать руку солисту группы «Back street boys»; увидеть Майкла Макмануса

Таблица 11. Категория «Я - Семья»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Хорошо отношусь у моей мамы было все хорошо; чтобы мы с сестрой никогда не ссорились; вся семья была счастлива; чтобы у меня была крепкая семья; чтобы старший брат хорошо учился; чтобы мама с папой не ссорились; мама с папой никогда не болели; чтобы мама была красивая; чтобы была веселая семья; чтобы папа и мама радовались у моей мамы было все хорошо; чтобы мы с сестрой никогда не ссорились; вся семья была счастлива
Плохо отношусь чтобы бабушка к нам не приходила мне не дают спокойно жить родители; сломаю руку сестре; чтобы брат заходил в мою комнату
Боюсь потерять чтобы не обижать маму; чтобы брат не уезжал обидеть маму; что родители будут жить отдельно; чтобы бабушка и дедушка жили с нами
Стремлюсь быть вместе чтобы мой брат приехал, скучно без него; чтобы папа к нам чаще приходил, скучно одной, он со мной играл всегда; жить в двухэтажном доме с мамой и папой; жить всей семьей в большом доме, чтобы у каждого была своя комната брат приехал на каникулы; играть с моими братьями каждый день; поехать к бабушке
Соперничаю с другими членами чтобы у меня тоже был велосипед, как у брата; чтобы мне купили джинсы, а то все Ленке родители хвалят мою сестру, а не меня; сестру любят больше;  у брата есть ролики, а меня - нет
Стремлюсь помогать, заботиться чтобы убирать в кухне, подметать полы; мыть посуду; стирать хорошо делаю все, чтобы мама радовалась мною; чтобы мама переживала; помогать папе с машиной
Деньги, работа, одежда для родных чтобы у мамы были новые туфли; чтобы у моей сестренки тоже было много кукол; в нашей семье было много-много денег; у мамы с папой был подарок; у мамы с папой была настоящая машина; папа стал богатым; сестра поскорее купила дом -
Желание нового члена семьи чтобы у мамы был муж; чтобы у меня была сестренка или братик -

Таблица 12. Категория «Я -Товарищи»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Боюсь потерять - не хочу уходить в другой класс; поссорюсь с Таней Дмитриевой; останусь со своим любимым классом
Стремлюсь к дружбе быть всегда рядом со своим другом, хочу иметь много друзей; играть с друзьями; чтобы с девочками крепче дружить; чтобы Катя стала хорошей девочкой познакомиться с девочкой; чтобы не потерять друга; хочу дружить по-настоящему; дружить со всеми, даже с теми, с кем не хочу
Избегаю плохих не хочу с Женькой играть, он говорит матные слова; чтобы Ленька перестал быть жадным дружить с идиотами; не было в нашем классе Гаврилина; дружбы с плохим человеком
Стремлюсь заботиться, помогать - хочу сдружить наш класс; чтобы защищать маленьких;  помочь Денису; помогать другим учиться
Плохо отношусь к товарищам - чтобы Машка двойку по русскому получила, чтобы не вображала про себя

Таблица 13. Категория «Другие - Я»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Относятся хорошо чтобы все со мной дружили; чтобы все любили меня пусть тот, кого я люблю, заботится обо мне; были довольны мной; все будут любить меня
Относятся плохо чтобы учительница не ругала меня; чтобы не обижалась на меня могут напасть; меня поругают; меня будут обзывать; будут обижать
Хотят причинить вред чтобы не ломали мой штаб; чтобы сестра не кусалась и не дралась меня убьют; будут мешать мне делать уроки; накроют открытый колодец картоном –  и я упаду

Таблица 14. Категория «Семья - Я»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Относятся хорошо чтобы папа подарил набор украшений; чтобы дедуля построил карусели; чтобы меня любила моя сестра; чтобы крестная купила щенка; дедуля с Севера приехал; чтобы папа купил поезд; чтобы за мной мама поскорее приехала; чтобы бабуля купила шоколадку чтобы всегда любили и уважали родители; слушали, что я говорю; всегда давали денег
Относятся плохо чтобы дома на меня не сердились; чтобы мама не ругала; чтобы сестра со мной не дралась; чтобы папа и мама были умными (потому что деньги мне не дают); чтобы родители отпускали на улицу сестра будет драться; чтобы мама меня не била; меня будут ругать за оценки и за правильность
Заботятся чтобы мне купили дубленку, мама обещала; чтобы записали в бассейн как в прошлом году покупали одежду и сладости; папа чинил мой велик
Запрещают делать то, что хочется чтобы отпускали гулять одного родители будут запрещать мне ходить к Петерсонам, чтобы мама не пускала во двор, скажут, чтобы я не ходил на улицу
Заставляют делать то, чего не хочется - кормить цветной капустой; мыть голову; убирать в своей комнате и комнате брата

Таблица 15. Категория «Товарищи - Я»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Относятся хорошо чтобы со мной дружили; чтобы со мной дружил Денис мой друг не предаст меня; подруга не бросит в беде; уважали меня
Относятся плохо друзья не обижали меня; чтобы ребята со мной не ссорились; чтобы друзья во дворе не били меня; чтобы дети не дрались со мной будут драться; обзываться; захотят унизить
Стремятся к дружбе чтобы меня всегда принимали играть во дворе у меня будет много друзей; Аня тоже будет дружить с нами; все друзья придут на день рождения

Таблица 16. Категория «Материальные предметы»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Получить технику джип настоящий; много больших и настоящих машин; пожарную машину; полицейскую машину; танк; самолет; быстроходную машину; КАМАЗ настоящий, чтобы груз возить;  машину «Милицию» - возить буду; мотоцикл; автобус мне купили велосипед, купить компьютер; в старших классах иметь свою машину
Создавать технику и другие материальные предметы - помогать строить дом на даче; сделать дом своими руками; построить вертолет
Получить деньги давали мне денег всегда если мне дадут денег на карманные расходы; мама всегда будет давать, сколько нужно
Выиграть, заработать деньги - заработать 50 рублей; получить приз два миллиона долларов; выиграть в лотерею
Иметь много денег иметь много денег; богатым быть; иметь много богатства; хочу иметь много золота быть богатым; иметь все деньги мира
Получить иные материальные предметы арбуз; ягоды и фрукты; сладостей много; хочу сок с трубочкой; мороженое клубничное; мороженое «Лакомка»; конфеты; ананас; поесть печенья; чтобы было много еды дома и в садике. Платье; юбку; туфли; корону; лаковые туфли; шляпу; кофту. Мячик футбольный – играть летом; вертолетик; сумку с косметикой; куклу Барби; аквариум с рыбками; зайчика игрушечного, чтобы он стоял на подставке в квартире; игрушку – львенка большого; золотые украшения; набор мебели для кукол, коляску; книгу; кассету; двухэтажный дом; шампунь «Маленькая фея»; мне подарили конфет и доску, на которой рисуют есть мороженное каждый день,  получить ролики, иметь свою квартиру; иметь большую коллекцию старых монет
Стремление сохранить материальные предметы - хочу, чтобы велосипед  не ломался
Страх потери материальных предметов - боюсь, что мяч попадет на дорогу и лопнет

Таблица 17. Категория «Объекты природного мира»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Желание иметь животное, растение хочу, чтобы у меня были рыбки в аквариуме; собаку большую, настоящую, чтобы лаяла; чтобы дерево выросло большое-пребольшое – выше дома; цветок-василек; настоящую далматинца-собаку;  лошадку настоящую; настоящих змеек завести; котенка Ваську; чтобы дома жили все звери; попугай; настоящего мишку; попугая говорящего; чтобы дома было много цветов; кошечку; белку; кита большого; черепаху; бабочки летали; кролика; живую обезьянку; щенка; животных завести чтобы была сиамская кошка, у меня будет питомец, развести много кактусов
Страх потерять животное - у нас будут отбирать кота
Стремление заботиться о животном, растении хочу котенка, чтобы самой ухаживать за ним посадить яблоню и вырастить ее; не загрязнять природу; вырастить дерево, которое очень большое; вылечить кота
Страх катастроф - чтобы не было конца света; мир исчезнет; боюсь катастроф

Таблица 18. Категория «Учеба»
Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Страх, что поставят плохую отметку - боюсь двоек и троек, боюсь, что кончу год троечником, остаться на второй год
Стремление к  хорошим отметкам быть отличницей; учиться на 5; хочу получать пятерки учиться на одни пятерки, хорошо сдать зачет; учиться без троек
Стремление учиться лучше - лучше учиться по русскому языку; очень сильно стараться учиться; выучить английский алфавит
Страх плохо сделать задание - не смогу ровно начертить; плохо выучу стихотворение
Стремление к учебному процессу хорошо учиться в школе; хочу быстрее в школу пойти; мне нравится учиться; пойти в 9-ю школу; учителя чаще вызывали к доске; никогда не опаздывать в школу; хочу хорошо рисовать в школе; чтобы в школе все у меня получалось -
Избегание учебного процесса - не хочу учиться летом, не хочу делать домашних заданий; хочу взорвать школу
Стремление к достижениям - чтобы я окончила школу на золотую медаль, стать лучшим учеником в школе; получить диплом за доклад
Желание поступить в ВУЗ - поступлю в МГПИ
Стремление к знаниям узнать в школе все про рыб; про звезды и инопланетян -
Обладание «школьными» материальными предметами чтобы мне купили портфель и новые фломастеры -

Таблица 19. Категория «Досуг»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Стремление к занятиям спортом - заниматься легкой атлетикой; научиться играть в бейсбол; записаться в команду футбола
Стремление к достижениям в спорте - попасть на олимпиаду, поднять штангу, научиться хорошо плавать, участвовать в областном шахматном турнире
Стремление к занятиям танцами научиться танцевать; танцевать красиво получить приз на танцевальном конкурсе, по ритмике; хорошо танцевать
Стремление к туризму и путешествиям хочу летом поехать в Самару, на Волгу; поехать в Сочи; поехать в Макдональдс; хочу съездить в Крым; хочу поехать в гости в Кинель-Черкассы поехать на Черное море,  побывать во Франции, Англии, Германии, поехать на рыбалку
Стремление к музыкальным занятиям чтобы песни петь; научиться играть на пианино; участвовать в группе «Дискотека Авария» сделать концерт «Здравствуй лето», закончить программу по музыке за 3-4 года, заниматься по музыке на 4 и 5
Стремление к отдыху смотреть ужастики и «Приключения Тома Сойера»; поехать на рыбалку; искупаться в реке; порыбачить; хочу встать во время тихого часа; купаться в бассейне хорошо отдохнуть, подольше поспать, не вставать рано
Стремление гулять погулять летом на природе; каждый день гулять на улице гулять допоздна; гулять до утра; успеть погулять; гулять по 24 часа в сутки
Стремление ходить на концерты; в кино - пойду на концерт Иванушек; увидеть фильм «Лекс»

Таблица 20. Категория «Профессия»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Желание иметь хорошую работу - получить хорошую работу
Стремление к конкретной профессии стать директором банка; бизнесменом; переводчиком; банкиром; работать таксистом, на лимузине ездить; строителем; космонавтом; полицейским; директором школы; доктором, лечить, как бабушка; машинистом;  танкистом; художником; учителем; фотомоделью, летчиком чтобы в будущем стать директором своего кафе, стать шофером, стать генетиком
Стремление к проф.достижениям - стать лучшим поваром, быть хорошим юристом

Таблица 21. Категория «Здоровье»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Стремление к здоровью хочу выздороветь; чтоб я не болела; быть всегда здоровой каждый день ходить на стадион
Избегание вреда здоровью - буду огорчен, если я буду курить
Страх за здоровье других чтобы никто не болел никогда; чтобы все были здоровыми чтобы бабушка хорошо видела; мама не болела; не хочу, чтобы папа курил
Страх за свое здоровье - боюсь клещей; придется ходить на иглоукалывание; боюсь страшной болезни; я лягу в больницу

Таблица 22. Категория «Смерть»

Мотивационно-сысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Страх перед собственной смертью. не умирать никогда рано умереть и пожениться
Страх смерти других людей - мы все умрем, чтобы люди умирали
Страх смерти членов семьи - умрут родители
Страх смерти животных - -
Стремление к жизни жить долго пожить подольше;  жить; долго прожить; стремлюсь к жизни; научиться радоваться жизни

Таблица 23. Категория «Счастье, успех»
Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Успех в жизни - надеюсь на успех в жизни; осуществились мои мечты; мои желания исполнятся; надеюсь на лучшее
Стремление стать знаменитым - стать знаменитой как Алла Пугачева; стать знаменитой фотомоделью; попасть в телевизор
Стремление добиться своих целей - преодолевать препятствия; стремлюсь к лучшему; достичь своей цели
Счастье в жизни - жить счастливо, избегать неприятностей

Таблица 24. Категория «Идеальное»

Мотиваци-онно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Стремление к занятиям наукой - учить все языки мира; быть ученым
Стремление к познанию узнать больше о животных из книги энциклопедии иметь все диски мировой библиотеки на компьютере, стремлюсь к знаниям
Стремление к ирреальному стать человеком-пауком; быть как фокусник или волшебник; встретить Буратино с ключиком, чтобы он показал мне свой город; чтобы звезды летали; чтобы волшебная палочка показала, как она красиво рисует получить крылья и научиться летать, получить колдовскую книгу, волшебствовать
Стремление к Богу
попасть на небеса, верить в Бога
Стремление к творчеству красиво рисовать составлять компьютерные игры
Стремление улучшить жизнь всех не хочу, чтобы ребята дрались; чтобы все инвалиды выздоровели; чтобы все жили долго и счастливо чтобы во всем мире настала дружба;  мир станет добрее

Таблица 25. Категория «Политика»

Мотивационно-смысловые единицы Высказывания
старших дошкольников младших школьников
Желание жить в своей стране - никуда не уезжать из нашей России
Нежелание жить в своей стране - уеду в Канаду или Америку; жить в Англии, где мой дядя
Желание разрушить власть - взорву самолет президента, не было бы Лукошенко, взорву белый дом
Желание поддержать власть - помочь нашему президенту
Стремление властвовать - стать президентом
Страх правонаруше-ния - боюсь нарушить закон; боюсь попасть в тюрьму; сделать что-нибудь ужасное и меня накажут
Страх войны - хочу, чтобы война в Чечне кончилась; боюсь революции; буду протестовать против бомбежки России
Стремление к социальной справедливости чтобы не было бедных и бомжей чтобы аттракционы были бесплатные; чтобы цены понизились; чтобы у беженцев были дома

Таблица 26. Экстернальность / интернальность высказываний

старших дошкольников и младших школьников

Высказывания
экстернального локуса интернального локуса
чтобы были длинные ноги уеду в Канаду или Америку
чтобы цены понизились стать знаменитой фотомоделью
чтобы у беженцев были дома боюсь попасть в тюрьму
чтобы мои желания исполнились быть хорошим юристом
сделать что-нибудь ужасное, и меня накажут боюсь нарушить закон
хочу, чтобы война в Чечне кончилась узнать больше о животных из книги энциклопедии
чтобы аттракционы были бесплатные стать знаменитой как Алла Пугачева
чтобы не было бедных и бомжей учить все языки мира; быть ученым
чтобы все инвалиды выздоровели научиться радоваться жизни
чтобы волшебная палочка показала, как она красиво рисует я лягу в больницу
осуществились мои мечты стать лучшим поваром