SpyLOG

1. КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ? /От авторов/

Предлагаемое пособие преследует несколько целей. Являясь учеб­ным пособием по курсу "Общей психологии" для студентов непсихологических факультетов, оно направлено на снижение дефицита учебно-методической. литературы по психологии, который явно ощущается сту­дентами и преподавателями. В пособии рассматриваются основные темы курса общей психологии. К каждой теме подобрана литература, обра­щаясь к которой, студенты могут углубить свои знания, самостоятель­но получить интересующую их информацию. Каждая тема заканчивается контрольными вопросами и заданиями, работая с которыми студенты получают возможность предварительно (до экзаменационной проверки) получить представление о своих знаниях и умениях, что позволяет корректировать процесс осмысления и изучения программного материа­ла.

Ответ на контрольный вопрос считается правильным как по со­держанию, так и по форме, если он удовлетворяет следующие требова­ния:

1) смысл ответа точно соответствует смыслу вопроса;

2) содержание ответа совпадает по объему с содержанием вопро­са, то есть суть вопроса в ответе освещена достаточно полно;

3) ответ имеет обоснованный характер (научно аргументирован);

4) построение мысли в ответе логически завершено.

Если работа с контрольными вопросами выявила недостаточность понимания какого-либо психологического явления или темы в целом, необходимо самостоятельно конкретизировать непонятный вопрос и об­ратиться за разъяснениями к преподавателю или дополнительным лите­ратурным источникам.

Темы каждого раздела, освещаемые их понятия, а также воп­росы и задания к каждое теме определяют круг знании и умении, которыми должны овладеть студенты в процессе курса общей психологии.

Несмотря на структурную привязку содержания пособия к име­ющейся программе курса общей психологии, его фактическое содер­жание порой выходит за рамки программы и призвано расширить пред­лагаемые на лекциях и в других учебных пособиях сочетания по изу­чаемому предмету. Таковы, например, тема "Сознание ж самосозна­ние личности", темы, входящие в третий раздел "Теории личности в зарубежной психологии", тема "Группы и групповая динамика" из седьмого раздела.

Значительная часть содержащегося в пособии учебного материа­ла изложена в виде схем, таблиц или диаграмм. Широкое использова­ние такого способа выражения информации не случайно. Во-первых, такая форма позволяет существенно "уплотнить" информацию, а иногда и более адекватно, чем в форме развернутого словесного описания, передать сложность и многообразие взаимосвязи различ­ных психических феноменов. Во-вторых, такой способ представляет­ся нам в высшей степени эффективным приемом, активизирующим и направляющим мышление обучаемого, дело в том, что различного ро­да схемы, диаграммы и таблицы являются способом объективации особой - формы анализа - анализа через синтез, являющейся основой процесса мышления.

Таким образом, работа с предлагаемыми схемами и таблицами позволяет более глубоко и всесторонне осваивать предлагаемый ма­териал.

В процессе написания учебного пособия, авторы пользовались классической и современной психологической литературой, использо­вались достижения педагогической науки.

"Как работать с пособием", тема 1 раздела "Предает психоло­гии", темы 1У раздела "Познавательные процессы", темы У раздела. Эмоционально-волевые процессы", темы из раздела "Индивидуально-психологические свойства личности" написаны Березиным С.Б.

Такие темы 1 раздела, как "Методы психологии", "Развитие пси­хики в филогенезе", "Краткий очерк истории психологии", а также темы в разделе "Деятельность, сознание, личность", темы раздела Ш "Теории личности :. зарубежной психологии", темы раздела УП "Общение и группы", тема "Воля" написаны Турусовой О.В.

2. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.

2.1 предмет психологии

План:

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предает познания. Л., ЛГУ. 1986. С. 276-335.
  2. Гамезо M., Дамашеико 11.А. Атлас по психологии. М., Просве­щение, 19Ш. С. 12-23.
  3. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психоло­гии //Хрестоматия по психологии /Сост. В.В.Мнроненко, под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1987. С. 13-26.
  4. Ломов Б.Ф. Система наук о человеке Психологический журнал. 1987. № 1 С.3-13»
  5. Общая психология /Под рзд. А.В.Петровского, 3-е изд., перераб. и доп. М., Просвещение, 1986. С. 5-29.

В комплексе наук о человека важнеейшая роль принадлежит психо­логии. По сути дела, любая проблема, относящаяся к изучению человека, в конечном счете приводит к необходимости анализа круга явлений, которые традиционно определяются как психические (психичес­кие свойства, состояния, процессы, функции и т.д.). Мир психичес­ких явлении чрезвычайно разнообразен, но есть одна существенная особенность, которая, будучи свойственной всем этим явлениям, объединяет их в один класс. Она заключается в отнесенности этих явле­ний к внутреннему миру человека. Таким образом, психология - это наука о внутреннем (психическом) мире человека.

Предметом психологии являются - фактом психической жизни, меха­низмы и закономерности психики человека и формирование психологи­ческих особенностей его личности. Психику принято понимать как особую форму жизнедеятельности, как свойство высокоорганизованной материи заключающееся в субъективном отражении объективного мира» Бее в психике и сама она в целом - субъективный образ объективно­го мира, идеальное отражение реальной действительности. При этом необходимо иметь в виду, что психическое отражение имеет ряд су­щественных особенностей, отличающих это от других форм отражения.

Позже всего это - его активный характер. Психическое отраже­ние, формирующее психический образ, не зеркально, не пассивно! Оно сопряжено с активным поиском, активным выбором того, что станет психическим образом. То есть сам по себе "образ" необходимо пони­мать не как "картинку" или "фотографию”, а как множество состоянии его носителя. Следовательно, психическое отражение - это отражение не окружающего мира, среды или воздействий, а отражение тенденции изменений всего того, что есть вовне ж внутри; психическое отраже­ние - это "построение знание" о более менее близком и отдаленном будущем субъект-объективной системы. Психическое отражение - это активное моделирование образа, а не просто его пассивное возникно­вение. В таком моделировании образа внешней действительности заклю­чается еще одна, особенность психического отражения - его oпeрежающий характер.

•Образы окружающей действительности, понимаемые нами как множество субъективных. состояний носителя этих образов, характеризу­ется разной степенью адекватности, т.е. соответствия отображаемому объекту. Ho важно, что психическое отражение, как моделирование образа, способно совершенствоваться и углубляться. В этом заключа­ется третье свойство психического отражения.

Такое представление в сущности психического отражения позволяет глубже понять основную функцию психики, заключающуюся в пост­роении прогноза того что произойдет, в отражении того, чего еще пока нет.

Весь процесс только в том, как, каким образом оказывается возможным отображать в состояниях: субъекта то, что в действительнос­ти еще нет, при этом» отражать более или менее адекватно? Другими словами: как отражаемое преобразуется в отраженное?

Этот вопрос является главной проблемой психологической науки.

Основная функция психики.

 

 

Рис.1

Всю совокупность психических явлений, составляющих, предает психологии» можно условно разделить на три класса; процессы, свой­ства личности и состояний (рис. 2).

 

 

 


-устойчивый интерес

-творческий подъем

-апатия

-угнетенность и т.п.

 

-темперамент

-характер

-способность

-направленность

 

эмоциональные

волевые

познавательные

 

 

-ощущение

-восприятие

-мышление

-воображение

-память

-речь

-внимание

-настроение

-чувства

-реакции

 

Рис. 2. Основные формы проявления психики

 

Строго говоря, любой психический феномен является процессом, характеризующимся своей динамикой, вместе с тем, деление психичес­ких явлений на процессы» состояния и свойства вполне правомерно, поскольку каждый из выделенных классов обладает своими специфичес­кими особенностями. Так, психический процесс - это наиболее кратковременное психическое явление, выраженное начало и конец.

Психические состояния занимают по продолжительности промежу­точное положение между кратковременным психическим процессами и свойствами личности. Психические состояния могут быть достаточно продолжительными, хотя при изменении условий или вследствие адап­тации могут и быстро меняться.

Психические свойства личности в отличие от процессов и состояний, характеризуются большей стабильностью и стойкостью. Стабиль­ность свойств личности заключается в сходимости их проявлений! в одинаковых условиях. Стойкость свойств личности вовсе не означает их неизменности: под воздействием воспитания к самовоспитания они претерпевают порой существенные изменения.

Понятно, что разделение явлений, изучаемых в психологии на процессы, свойства и состояния довольно условно. Всякий процесс, если он длится достаточно долго, можно характеризовать как сущест­вующее состояние организма. С другой стороны, многие состояния не существуют иначе как в форме процессов. Более того, реальная пси­хика - это непрерывно меняющийся поток психического отражения дей­ствительности ж взаимодействия с этой действительностыо и взаимодействия с этой действительностью, в котором все психические явления оказываются неразрывно связанными друг с другом, в буквальном смысле слова, растворены друг в друге.

Современная психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики, представляет собой широко разветв­ленную область человеческих знании. В ней выделяют много различных отраслей, каждая из которых является относительно самостоятельным направлением научных исследований. Задачи, стоящие перед этими отраслями, являются конкретизацией основной проблемы психологии. Имея это в виду, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе психологических наук. Их в свою очередь можно разделить на общие или базовые и специальные (рис. 3).

Базовые отрасли психологии направлены на понимание и объяснение психики и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Задача базовых отраслей психологии, часто объединяемых названием "общая психология" - поиск наи­более общих универсальных закономерностей развития и функциониро­вания психика.

Специальные отрасли психологии направлены на исследование по­ведения и психологии людей в условиях конкретной теоретической или практической деятельности» Их задача - поиск особенностей проявле­ния общепсихологических закономерностей. Таким образом, специаль­ные отрасли психологии активно используют достижения общей психо­логии, которая является фундаментальной основой их развития.

Психология познавательных процессов

Возрастная психология

Педагогическая психология

Психология труда

 

Психология личности

Социальная психология

Медицинская психология

Инженерная психология

Психология индивидуаль-ных различий

Зоопсихоло-гия

Военная психология

Экологическая психология

 

Психофизио-логия

Юридическая психология

Психология управления

 

Рис. Комплекс психологических наук

 

Вопросы:

  1. Что является предметом психологической науки?
  2. Чем объяснить трудность определения предмета психологии?
  3. Какие психическиее явления изучает психология? Как группируются эти явления?
  4. Психика - субъективное отражение объективного мира. Как Вы это понимаете?
  5. Какова роль общей психологии в системе психологических
    знаний?
  6. Как Вы думаете, каковы перспективы развития психологии в современных, условиях?

Содержание | Вперед