Предлагаемое пособие преследует несколько целей. Являясь учебным пособием по курсу "Общей психологии" для студентов непсихологических факультетов, оно направлено на снижение дефицита учебно-методической. литературы по психологии, который явно ощущается студентами и преподавателями. В пособии рассматриваются основные темы курса общей психологии. К каждой теме подобрана литература, обращаясь к которой, студенты могут углубить свои знания, самостоятельно получить интересующую их информацию. Каждая тема заканчивается контрольными вопросами и заданиями, работая с которыми студенты получают возможность предварительно (до экзаменационной проверки) получить представление о своих знаниях и умениях, что позволяет корректировать процесс осмысления и изучения программного материала.
Ответ на контрольный вопрос считается правильным как по содержанию, так и по форме, если он удовлетворяет следующие требования:
1) смысл ответа точно соответствует смыслу вопроса;
2) содержание ответа совпадает по объему с содержанием вопроса, то есть суть вопроса в ответе освещена достаточно полно;
3) ответ имеет обоснованный характер (научно аргументирован);
4) построение мысли в ответе логически завершено.
Если работа с контрольными вопросами выявила недостаточность понимания какого-либо психологического явления или темы в целом, необходимо самостоятельно конкретизировать непонятный вопрос и обратиться за разъяснениями к преподавателю или дополнительным литературным источникам.
Темы каждого раздела, освещаемые их понятия, а также вопросы и задания к каждое теме определяют круг знании и умении, которыми должны овладеть студенты в процессе курса общей психологии.
Несмотря на структурную привязку содержания пособия к имеющейся программе курса общей психологии, его фактическое содержание порой выходит за рамки программы и призвано расширить предлагаемые на лекциях и в других учебных пособиях сочетания по изучаемому предмету. Таковы, например, тема "Сознание ж самосознание личности", темы, входящие в третий раздел "Теории личности в зарубежной психологии", тема "Группы и групповая динамика" из седьмого раздела.
Значительная часть содержащегося в пособии учебного материала изложена в виде схем, таблиц или диаграмм. Широкое использование такого способа выражения информации не случайно. Во-первых, такая форма позволяет существенно "уплотнить" информацию, а иногда и более адекватно, чем в форме развернутого словесного описания, передать сложность и многообразие взаимосвязи различных психических феноменов. Во-вторых, такой способ представляется нам в высшей степени эффективным приемом, активизирующим и направляющим мышление обучаемого, дело в том, что различного рода схемы, диаграммы и таблицы являются способом объективации особой - формы анализа - анализа через синтез, являющейся основой процесса мышления.
Таким образом, работа с предлагаемыми схемами и таблицами позволяет более глубоко и всесторонне осваивать предлагаемый материал.
В процессе написания учебного пособия, авторы пользовались классической и современной психологической литературой, использовались достижения педагогической науки.
"Как работать с пособием", тема 1 раздела "Предает психологии", темы 1У раздела "Познавательные процессы", темы У раздела. Эмоционально-волевые процессы", темы из раздела "Индивидуально-психологические свойства личности" написаны Березиным С.Б.
Такие темы 1 раздела, как "Методы психологии", "Развитие психики в филогенезе", "Краткий очерк истории психологии", а также темы в разделе "Деятельность, сознание, личность", темы раздела Ш "Теории личности :. зарубежной психологии", темы раздела УП "Общение и группы", тема "Воля" написаны Турусовой О.В.
План:
Литература:
В комплексе наук о человека важнеейшая роль принадлежит психологии. По сути дела, любая проблема, относящаяся к изучению человека, в конечном счете приводит к необходимости анализа круга явлений, которые традиционно определяются как психические (психические свойства, состояния, процессы, функции и т.д.). Мир психических явлении чрезвычайно разнообразен, но есть одна существенная особенность, которая, будучи свойственной всем этим явлениям, объединяет их в один класс. Она заключается в отнесенности этих явлений к внутреннему миру человека. Таким образом, психология - это наука о внутреннем (психическом) мире человека.
Предметом психологии являются - фактом психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности. Психику принято понимать как особую форму жизнедеятельности, как свойство высокоорганизованной материи заключающееся в субъективном отражении объективного мира» Бее в психике и сама она в целом - субъективный образ объективного мира, идеальное отражение реальной действительности. При этом необходимо иметь в виду, что психическое отражение имеет ряд существенных особенностей, отличающих это от других форм отражения.
Позже всего это - его активный характер. Психическое отражение, формирующее психический образ, не зеркально, не пассивно! Оно сопряжено с активным поиском, активным выбором того, что станет психическим образом. То есть сам по себе "образ" необходимо понимать не как "картинку" или "фотографию”, а как множество состоянии его носителя. Следовательно, психическое отражение - это отражение не окружающего мира, среды или воздействий, а отражение тенденции изменений всего того, что есть вовне ж внутри; психическое отражение - это "построение знание" о более менее близком и отдаленном будущем субъект-объективной системы. Психическое отражение - это активное моделирование образа, а не просто его пассивное возникновение. В таком моделировании образа внешней действительности заключается еще одна, особенность психического отражения - его oпeрежающий характер.
•Образы окружающей действительности, понимаемые нами как множество субъективных. состояний носителя этих образов, характеризуется разной степенью адекватности, т.е. соответствия отображаемому объекту. Ho важно, что психическое отражение, как моделирование образа, способно совершенствоваться и углубляться. В этом заключается третье свойство психического отражения.
Такое представление в сущности психического отражения позволяет глубже понять основную функцию психики, заключающуюся в построении прогноза того что произойдет, в отражении того, чего еще пока нет.
Весь процесс только в том, как, каким образом оказывается возможным отображать в состояниях: субъекта то, что в действительности еще нет, при этом» отражать более или менее адекватно? Другими словами: как отражаемое преобразуется в отраженное?
Этот вопрос является главной проблемой психологической науки.
Основная функция психики.
Рис.1
Всю совокупность психических явлений, составляющих, предает психологии» можно условно разделить на три класса; процессы, свойства личности и состояний (рис. 2).
-устойчивый интерес -творческий подъем -апатия -угнетенность и т.п.
|
-темперамент -характер -способность -направленность
|
эмоциональные
волевые
познавательные
-ощущение -восприятие -мышление -воображение -память -речь -внимание |
-настроение -чувства -реакции |
Рис. 2. Основные формы проявления психики
Строго говоря, любой психический феномен является процессом, характеризующимся своей динамикой, вместе с тем, деление психических явлений на процессы» состояния и свойства вполне правомерно, поскольку каждый из выделенных классов обладает своими специфическими особенностями. Так, психический процесс - это наиболее кратковременное психическое явление, выраженное начало и конец.
Психические состояния занимают по продолжительности промежуточное положение между кратковременным психическим процессами и свойствами личности. Психические состояния могут быть достаточно продолжительными, хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут и быстро меняться.
Психические свойства личности в отличие от процессов и состояний, характеризуются большей стабильностью и стойкостью. Стабильность свойств личности заключается в сходимости их проявлений! в одинаковых условиях. Стойкость свойств личности вовсе не означает их неизменности: под воздействием воспитания к самовоспитания они претерпевают порой существенные изменения.
Понятно, что разделение явлений, изучаемых в психологии на процессы, свойства и состояния довольно условно. Всякий процесс, если он длится достаточно долго, можно характеризовать как существующее состояние организма. С другой стороны, многие состояния не существуют иначе как в форме процессов. Более того, реальная психика - это непрерывно меняющийся поток психического отражения действительности ж взаимодействия с этой действительностыо и взаимодействия с этой действительностью, в котором все психические явления оказываются неразрывно связанными друг с другом, в буквальном смысле слова, растворены друг в друге.
Современная психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики, представляет собой широко разветвленную область человеческих знании. В ней выделяют много различных отраслей, каждая из которых является относительно самостоятельным направлением научных исследований. Задачи, стоящие перед этими отраслями, являются конкретизацией основной проблемы психологии. Имея это в виду, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе психологических наук. Их в свою очередь можно разделить на общие или базовые и специальные (рис. 3).
Базовые отрасли психологии направлены на понимание и объяснение психики и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Задача базовых отраслей психологии, часто объединяемых названием "общая психология" - поиск наиболее общих универсальных закономерностей развития и функционирования психика.
Специальные отрасли психологии направлены на исследование поведения и психологии людей в условиях конкретной теоретической или практической деятельности» Их задача - поиск особенностей проявления общепсихологических закономерностей. Таким образом, специальные отрасли психологии активно используют достижения общей психологии, которая является фундаментальной основой их развития.
Психология познавательных процессов
Возрастная психология
Педагогическая психология
Психология труда
Психология личности
Социальная психология
Медицинская психология
Инженерная психология
Психология индивидуаль-ных различий
Зоопсихоло-гия
Военная психология
Экологическая психология
Психофизио-логия
Юридическая психология
Психология управления
Рис. Комплекс психологических наук
Вопросы: