План:
Литература:
Рис. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования
Методы психологии - основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.
Система методов объединена наличием общей методологии науки. На рис. 4 показана взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.
В психологии используются общенаучные и специальные методы, с помощью которых выявляются существенные психологические факты, закономерности психики, основные методы психологии (рис. 5).
Наблюдение - метод фактической и целенаправленной фиксации психических фактов по специально созданной программе.
Эксперимент - основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.
Обучающий или формирующий эксперимент - метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности.
При построении программы исследования, выбора методов и конкретных, методик исследования современная психология исходит из принципов культурно-исторической теории развития психики, сознания и деятельности.
Основными принципами являются неравномерностъ (гетерогенность) психического развития (Б. Г. Ананьев, Б.П. Зинченко); ампфлификация как необходимое условие разностороннего развития человека (A.В.Запорожец). Последний принцип подчеркивает значение богатства, возможностей на ранних, ступенях детского развития как психологическое средство выявления задатков и способностей, специфической чувствительности к объекту.
Методологические принципы определяют выбор методов и построение программ психологического исследования: адаптированность (соответствие психологического инструмента возрасту исследуемых), комплексность, оперативность, развивающее и прогностическое значение в детском возрасте.
Наиболее обоснованные и устойчивые психологические акты позволяет получать полевое наблюдение. О полевом наблюдении говорят, когда исследование проводится в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом.
Важно отметить, что получению надежных результатов способствует соблюдение следующих правил:
1) наблюдать один и тот жe объект в разнообразных ситуациях (нормальных и стрессовых; стандартных, и необычных);
2) не смешивать описание событий с их интерпретацией: фиксировать что происходит, как происходит, а не я не свои впечатления о происходящем.
Важную роль наблюдения за поведением ребенка в естественных условиях играет в психологии детского возраста: поведение ребенка обладает явной непосредственностью и большей выразительностыо. Именно полевое наблюдение позволяет решать pазнообразные и сложные задачи педагогического прогноза и коррекции детского развития. (М.Я. Васов, А.Н. Болтуков и др.)
М.Я. Басов считал, что использование длительного систематического наблюдения в качестве основного методического приема исследования детей позволяет реализовать целый комплекс взаимосвязанных целей. (рис.6)
Современное понятие эксперимента включает, с одной стороны, представление о его логической структуре как объективного способа доказательства гипотез, а с другой стороны, как определенного вида предметно-чувственной деятельности исследователя (А.П. Куприян).
Логика построения эксперимента предполагает возможность причинно-следственных гипотез. "Новые гипотезы выдвигаются либо для объяснения вновь наблюденных, подчас неожиданных явлений, либо для устранения оставшихся незамеченными противоречий в ранее существующих концепциях”.
В реальной экспериментальной процедуре экспериментальной ступают в качестве управляемых исследователем факторов - независимых переменных (НП). В качестве зависимых переменных (ЗД) выступают показатели процесса, на который, согласно гипотезе влияют независимые переменные (Готтсданкер, В.Б. Налимов).
Экспериментальная проверка позволяет принять или отвергнуть гипотезу в зависимости от того соответствуют или отвергнуть гипотезу в зависимости от того соответствуют или нет ей полученные результаты.
Вспомогательные методы психологического исследовани я.
Биографический метод в психологии - изучение дневников, автобиографий и других документов с целью реконструкции миpa личности, ее самосознания.
Ш. Бюллер - признанный мастер биографического метода. Она собрала свыше 700 юношеских дневников. Содержание их тематики отражает их духовные устремления молодых людей - интерес к малейшим движениям души, чувство одиночества, поиск идеала.
Современные биографические методы, основанные на изучении личности в контексте ее истории, перспектив психического развития и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на воссоздание жизненных программ и сценариев индивидуального развития, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни.
Главным источником получения информация являются автобиографические методики \ опросники, интервью, тесты, спонтанные и инициированные автобиографические свидетельства очевидцев т.д.
Опрос - метод изучения мнений, отношений, аттитюдов в ситуации непосредственного взаимодействуя с опрашиваемыми.
Начинающий исследователь сталкивается с такой проблемой, что опрашиваемые могут отвечать на вопросы о учетом требований, ситуации, ожиданий, приписываемых ими исследователю, а такое социально одобряемых норм и ценностей. Искусство опроса заключается в минимизации данных факторов путем использования более гибких техник и процедур опроса.
Близнецовый метод - метод изучения близнецов, направленный на выявление роли наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.
Что наиболее информативный метод группы психогенетических методов. Он основан на том, что монозиготные /однояйцовые/ близнецы имеют сходную среду воспитания, то большее сходное свойство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может служить в пользу наследственных влияний на наследуемые психические признаки. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно пси хологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетические…...
Практическому психологу важно учитывать, что в некоторых случаях близнецовая ситуация приводит к значительным трудностям, связанным с социальной адаптацией близнецов. Психолог должен предупредить замкнутость детей. Установлено, что чем шире круг общих близнецов с самого раннего детства, тем легче преодолеваются трудности их развития, связанные с близнецовой ситуацией.
Социометрия в учении основателя данного метода исследования Дж. Морено – это отрасль науки, занимающаяся математическими исследованиями психологических свойств популяций людей; б ) экспериментальная методика исследования межличностных отношений; результаты, получаемые с ее помощью.
Cоциометрическая теория в значительной степени была построена на наблюдениях "психологической географии" в школе для девочек в Хадсоне. Результаты этих исследований были представлены разноцветными, схемами, пространственно отражающими структуру отношений внутри групп и между ними. На них и концептуально и визуально - в форме зрительные образов - кристаллизовались понятия "пар", “треугольников”, “цепочек”, “кругов” и “звезд”, типы изоляций и т.д.
В групповой работе психолог применяет социометрию как психодиагностические метод, результаты которого чаще остаются скрытыми от участников.
Практическому психологу важно учитывать, что применение открытой социометрии в качестве метода, направленного на решение психотерапевтических или воспитательных задач, является силънодействующим средством. После его применения некоторые участники - "отрицательные", иногда и "положительные" звезды нуждаются в "индивидуальной психотерапии" (Н.Пассириэлло). Можно рекомендовать психологу в групповой работе с людьми применения неявных, косвенных форм социометрии.
Выше в тексте мы не раз упомнили “психодиагностический метод”. Остановимся подробнее на его анализе.
Психодиагностика - банк конкретных психологических методик, предназначенных для проверки теоретико-психологических построений на практике, а также воплощение в психологической теории эмпирических фактов.
Рис. 7 Виды психодиагностики
Ориентация практического психолога на психодиагностические обследование отличается от научного исследования. Незнание этого отличия приводит к тому, что начинающий психолог “тонет” в обилии фактов, и вместе с тем, не может дать точный диагноз и тем более прогноз психического свойства. Если психолог-исследователь ориентирован на поиск неизвестных закономерностей, использует известных «испытуемых» (определенных по какому-либо признаку) и пренебрегает их индивидуальными различиями, получает тем самым общие выводы, связывающие абстрактные переменные. То для психодиагноста – практика именно эти индивидуаные различия и эмпирическая ценность личности являются главным объектом изучения: он ориентируется на поиск известных закономерностей в «неизвестных» обследуемых, осуществляет на основе психодиагностического обследования эмпирическую типологию испытуемых.
В подборе методик в батарею (в программу обследования) психолог должен руководствоваться не субъективными предпочтениями и предубеждениями, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики и выбора комплементарных методов (рис. 8)
Исходя из вышеперечисленной классификации можно отметить, что наиболее многочисленную группу методов психодиагностики составляют тесты – стандартизированные измерительные методы.
Основные требования к тестам: надежность, валидность, дискриминативность.
Надежность теста – это характеристика его точности как измерительного интеллекта, характеристика его устойчивости к действию помех\состояние испытуемых, их отношение к процедуре тестирования и т.д.
Валидность теста – это соответствие того, что измеряет психодиагностический метод, тому, что он признать измерить.
Определением валидности устанавливается область действительности, для которой метод дает репрезентативные данные.
Дискриминативность (различительная способность) - способность теста отделять испытуемых, получивших высокий балл при испытаниях от тех, кто получил низкий балл.
В качестве диагностической методики для измерение развития общего интеллекта в нашей стране широко применяется адаптированный вариант методики американского психолога Д.Бекслера.
Методика является стандартизированной в отношении устных инструкций испытуемому, в форме предъявления заданий, установления лимита времени на каждое задание, решения относительно момента повторения инструкций и оказания помощи, а главное - в установлении единообразия е системе оценок.
Система стандартных оценок методики Векслера позволяет сделать интериндивидуальное сравнение по отношению к общей попудяции, на которой шкала оценок была стандартизирована, и интериндивидуальное сравнение уровня различима психических функций, лежащих в основа выполнения различных тестов . Итоговая статистическая оценка называется интеллектуальным коэффициентом.
Напомним, что ранее предложенный коэффициент Бине определялся отношением интеллектуального возраста к хронологическому.
Рис. 8. Классификация психодиагностических процедур и их основания.
Интеллектуальный коэффициент, применяемый в тесте общего интеллекта Бекслера, выводится с помощью арифметической суммы оценок, полученных на 11 субтестах, каждый из которых (6 вербальных и 5 невербальных) качественно своеобразен.
Таким образом, методика Бекслера является хорошим примером стандартизарованного теста, отвечающего требования надежности и валидности, является достоверным показателем общих интеллектуальных способностей.
Модифицированный вариант метода Векслера позволяет диагностировать уровень интеллектуального развития детей 6-8 возраста.
Тип нарушения и субтесты, на выполнение которых он влияет |
В чем он проявляется |
1 |
2 |
Замедленность темпа психической деятельности (III, УII, УIII, 1Х, Х, Х1, Х II ) |
Ребенок практически не делает ошибок, сосредоточенно выполняет задания, но очень медленно, долго не приступает к заданию, молчит, часто не укладывается отведенные лимиты времени, нередко появляются внешние признаки утомления. |
Психомоторная расторможенность в сочетании с плохим самоконтролем ( III , У1, У II , УШ, 1Х, Х, Х1, Х II ) |
Не анализирует исходных условий, ориентируется на случайные, внешние признаки, решает путем проб и ошибок, отсутствует логика суждений и действий |
Недостатки пространственного анализа и синтеза (1Х и Х) |
Собирает совершенно неверные конструкции, не соответствующие образцу или реальному объекту (например, собирая лошадь, может приставить ноги к голове). |
Несформулированность умственного плана действий ( III , 1У и УI II : речь улучшает выполнение) |
Не может выполнить задание в уме, постоянно требуется внешняя опор (посчитать на пальцах, записать, проговорить вслух), наличие которой улучшает выполнение. |
Бедный запас знаний, культурная задержка (1, II и У, и иногда У II ) |
Не знает многих вещей, никогда не видел их, не слышал о них, бедный словарный запас; задания ,требующие сиюминутной сообразительности выполняет довольно хорошо. |
Недостатки моторики (Х1 и Х II , иногда 1Х и Х) |
Тремор руки, прерывистость линий, ребенок часто выходит за пределы лабиринта, отрывает карандаш от бумаги, кубики и детали у него падают, разъезжаются, затруднен их подгон. |
Нарушение кратковременной памяти (У1, III ) |
Ребенок воспроизводит одну-две цифры, иногда проявляются контаминации, плохо удерживает промежуточные результаты. |
Речевые недостатки (1, II , 1У и У) |
Путает слова по звучанию, неверно произносит отдельные звуки, отвечает междометиями, проявляются сорные слова, жесты и прочее. |
Рис. 9. Основные качественные типы нарушения интеллектуальной деятельности у детей 6-8 лет (по В.В. Зейгарник)
Вопросы и задания по теме:
Назад | Содержание | Вперед