SpyLOG

2.2. Методы психологии.

План:

Литература:

  1. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятные метода в психологии» М., 1975.
  2. Гамезо M.B., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., Просвеще­ние, 1986. С. 24-43.
  3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М. , 1982.
  4. Гласс Дж., Стенли Дай Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  5. Налимов Б. Б. Теория эксперимента. М., 1971.
  6. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева. M., 1987.
  7. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1936. С. 53-63.

 

Равнобедренный треугольник: Выводы и предложения    Обработка материалов    Методики исследования: конкретное воплощение метода в соответствие с целью исследования    Методы исследования:  Способы получения фактов о проявлении психики, отвечающие методологическим принципам     Методологические принципы психологического исследования:  требования к построению исследования    Методология науки  Диалектико-материалистическое понимание предмета психологии                   

 

Рис. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования

 

 

 

Методы психологии - основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Система методов объединена наличием общей методологии науки. На рис. 4 показана взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.

В психологии используются общенаучные и специальные методы, с помощью которых выявляются существенные психологические факты, за­кономерности психики, основные методы психологии (рис. 5).

Наблюдение - метод фактической и целенаправленной фиксации психических фактов по специально созданной программе.

Эксперимент - основной метод психологии, опирающийся на точ­ный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

Обучающий или формирующий эксперимент - метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности.

При построении программы исследования, выбора методов и конк­ретных, методик исследования современная психология исходит из прин­ципов культурно-исторической теории развития психики, сознания и деятельности.

Основными принципами являются неравномерностъ (гетерогенность) психического развития (Б. Г. Ананьев, Б.П. Зинченко); ампфлификация как необходимое условие разностороннего развития человека (A.В.За­порожец). Последний принцип подчеркивает значение богатства, возможностей на ранних, ступенях детского развития как психологическое средство выявления задатков и способностей, специфической чувстви­тельности к объекту.

Методологические принципы определяют выбор методов и построение программ психологического исследования: адаптированность (соответствие психологического инструмента возрасту исследуемых), комплексность, оперативность, развивающее и прогностическое значе­ние в детском возрасте.

Наиболее обоснованные и устойчивые психологические акты по­зволяет получать полевое наблюдение. О полевом наблюдении говорят, когда исследование проводится в реальной жизненной ситуации, в не­посредственном контакте с изучаемым объектом.

Важно отметить, что получению надежных результатов способствует соблюдение следующих правил:

1) наблюдать один и тот жe объект в разнообразных ситуа­циях (нормальных и стрессовых; стандартных, и необычных);

2) не смешивать описание событий с их интерпретацией: фиксировать что происходит, как происходит, а не я не свои впечатления о происходящем.

Важную роль наблюдения за поведением ребенка в естественных условиях играет в психологии детского возраста: поведение ребенка обладает явной непосредственностью и большей выразительностыо. Именно полевое наблюдение позволяет решать pазнообразные и сложные задачи педагогического прогноза и коррекции детского развития. (М.Я. Васов, А.Н. Болтуков и др.)

М.Я. Басов считал, что использование длительного систематичес­кого наблюдения в качестве основного методического приема исследо­вания детей позволяет реализовать целый комплекс взаимосвязанных целей. (рис.6)

 

Современное понятие эксперимента включает, с одной стороны, представление о его логической структуре как объективного способа доказательства гипотез, а с другой стороны, как определенного вида предметно-чувственной деятельности исследователя (А.П. Куприян).

Логика построения эксперимента предполагает возможность причинно-следственных гипотез. "Новые гипотезы выдвигаются либо для объяснения вновь наблюденных, подчас неожиданных явлений, либо для устранения оставшихся незамеченными противоречий в ранее существующих концепциях”.

В реальной экспериментальной процедуре экспериментальной ступают в качестве управляемых исследователем факторов - независимых переменных (НП). В качестве зависимых переменных (ЗД) выступают показатели процесса, на который, согласно гипотезе влияют независимые переменные (Готтсданкер, В.Б. Налимов).

Экспериментальная проверка позволяет принять или отвергнуть гипотезу в зависимости от того соответствуют или отвергнуть гипотезу в зависимости от того соответствуют или нет ей полученные результаты.

Вспомогательные методы психологического исследовани я.

Биографический метод в психологии - изучение дневников, авто­биографий и других документов с целью реконструкции миpa личности, ее самосознания.

Ш. Бюллер - признанный мастер биографического метода. Она соб­рала свыше 700 юношеских дневников. Содержание их тематики отражает их духовные устремления молодых людей - интерес к малейшим движениям души, чувство одиночества, поиск идеала.

Современные биографические методы, основанные на изучении лич­ности в контексте ее истории, перспектив психического развития и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на воссоздание жизненных программ и сценариев индивидуального развития, простран­ственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни.

Главным источником получения информация являются автобиографические методики \ опросники, интервью, тесты, спонтанные и инициированные автобиографические свидетельства очевидцев т.д.

Опрос - метод изучения мнений, отношений, аттитюдов в ситуа­ции непосредственного взаимодействуя с опрашиваемыми.

Начинающий исследователь сталкивается с такой проблемой, что опрашиваемые могут отвечать на вопросы о учетом требований, ситуации, ожиданий, приписываемых ими исследователю, а такое социально одоб­ряемых норм и ценностей. Искусство опроса заключается в минимизации данных факторов путем использования более гибких техник и про­цедур опроса.

Близнецовый метод - метод изучения близнецов, направленный на выявление роли наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.

Что наиболее информативный метод группы психогенетических ме­тодов. Он основан на том, что монозиготные /однояйцовые/ близнецы имеют сходную среду воспитания, то большее сходное свойство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может служить в пользу наследственных влияний на наследуемые психические признаки. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно пси хологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетические…...

Практическому психологу важно учитывать, что в некоторых случаях близнецовая ситуация приводит к значительным трудностям, свя­занным с социальной адаптацией близнецов. Психолог должен предупредить замкнутость детей. Установлено, что чем шире круг общих близнецов с самого раннего детства, тем легче преодолеваются трудности их развития, связанные с близнецовой ситуацией.

Социометрия в учении основателя данного метода исследования Дж. Морено – это отрасль науки, занимающаяся математическими исследованиями психологических свойств популяций людей; б ) экспериментальная методика исследования межличностных отношений; результаты, получаемые с ее помощью.

Cоциометрическая теория в значительной степени была построена на наблюдениях "психологической географии" в школе для девочек в Хадсоне. Результаты этих исследований были представлены разноцветными, схемами, пространственно отражающими структуру отно­шений внутри групп и между ними. На них и концептуально и визуально - в форме зрительные образов - кристаллизовались понятия "пар", “треугольников”, “цепочек”, “кругов” и “звезд”, типы изоляций и т.д.

В групповой работе психолог применяет социометрию как психодиагностические метод, результаты которого чаще остаются скрытыми от участников.

Практическому психологу важно учитывать, что применение открытой социометрии в качестве метода, направленного на решение психотерапевтических или воспитательных задач, является силънодействующим средством. После его применения некоторые участники - "отрицательные", иногда и "положительные" звезды нуждаются в "индивидуальной психотерапии" (Н.Пассириэлло). Можно рекомендовать психо­логу в групповой работе с людьми применения неявных, косвенных форм социометрии.

Выше в тексте мы не раз упомнили “психодиагностический метод”. Остановимся подробнее на его анализе.

Психодиагностика - банк конкретных психологических методик, предназначенных для проверки теоретико-психологических построений на практике, а также воплощение в психологической теории эмпирических фактов.

 

Рис. 7 Виды психодиагностики

Ориентация практического психолога на психодиагностические обследование отличается от научного исследования. Незнание этого отличия приводит к тому, что начинающий психолог “тонет” в обилии фактов, и вместе с тем, не может дать точный диагноз и тем более прогноз психического свойства. Если психолог-исследователь ориентирован на поиск неизвестных закономерностей, использует известных «испытуемых» (определенных по какому-либо признаку) и пренебрегает их индивидуальными различиями, получает тем самым общие выводы, связывающие абстрактные переменные. То для психодиагноста – практика именно эти индивидуаные различия и эмпирическая ценность личности являются главным объектом изучения: он ориентируется на поиск известных закономерностей в «неизвестных» обследуемых, осуществляет на основе психодиагностического обследования эмпирическую типологию испытуемых.

В подборе методик в батарею (в программу обследования) психолог должен руководствоваться не субъективными предпочтениями и предубеждениями, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики и выбора комплементарных методов (рис. 8)

Исходя из вышеперечисленной классификации можно отметить, что наиболее многочисленную группу методов психодиагностики составляют тесты – стандартизированные измерительные методы.

Основные требования к тестам: надежность, валидность, дискриминативность.

Надежность теста – это характеристика его точности как измерительного интеллекта, характеристика его устойчивости к действию помех\состояние испытуемых, их отношение к процедуре тестирования и т.д.

Валидность теста – это соответствие того, что измеряет психодиагностический метод, тому, что он признать измерить.

Определением валидности устанавливается область действительности, для которой метод дает репрезентативные данные.

Дискриминативность (различительная способность) - способность теста отделять испытуемых, получивших высокий балл при испытаниях от тех, кто получил низкий балл.

В качестве диагностической методики для измерение развития общего интеллекта в нашей стране широко применяется адаптированный вариант методики американского психолога Д.Бекслера.

Методика является стандартизированной в отношении устных инст­рукций испытуемому, в форме предъявления заданий, установления ли­мита времени на каждое задание, решения относительно момента повто­рения инструкций и оказания помощи, а главное - в установлении единообразия е системе оценок.

Система стандартных оценок методики Векслера позволяет сделать интериндивидуальное сравнение по отношению к общей попудяции, на которой шкала оценок была стандартизирована, и интериндивидуальное сравнение уровня различима психических функций, лежащих в основа выполнения различных тестов . Итоговая статистическая оценка называ­ется интеллектуальным коэффициентом.

Напомним, что ранее предложенный коэффициент Бине определялся отношением интеллектуального возраста к хронологическому.

 

Подпись: Психологические методыПодпись: вербальныеПодпись: невербальныеПодпись: Проективные техникиПодпись: Диагностические техникиПодпись: Тесты-опросникиПодпись: Открытые опросникиПодпись: Шкальные техники (Ч. Осгуда), диски класификации Подпись: Индивидуально ориентированные техники – ролевые репертуарные решетки 

Рис. 8. Классификация психодиагностических процедур и их основания.

Интеллектуальный коэффициент, применяемый в тесте общего ин­теллекта Бекслера, выводится с помощью арифметической суммы оценок, полученных на 11 субтестах, каждый из которых (6 вербальных и 5 невербальных) качественно своеобразен.

Таким образом, методика Бекслера является хорошим примером стандартизарованного теста, отвечающего требования надежности и валидности, является достоверным показателем общих интеллектуальных способностей.

Модифицированный вариант метода Векслера позволяет диагностировать уровень интеллектуального развития детей 6-8 возраста.

 

Тип нарушения и субтесты, на выполнение которых он влияет

В чем он проявляется

1

2

Замедленность темпа психической деятельности (III, УII, УIII, 1Х, Х, Х1, Х II )

Ребенок практически не делает ошибок, сосредоточенно выполняет задания, но очень медленно, долго не приступает к заданию, молчит, часто не укладывается отведенные лимиты времени, нередко появляются внешние признаки утомления.

Психомоторная расторможенность в сочетании с плохим самоконтролем ( III , У1, У II , УШ, 1Х, Х, Х1, Х II )

Не анализирует исходных условий, ориентируется на случайные, внешние признаки, решает путем проб и ошибок, отсутствует логика суждений и действий

Недостатки пространственного анализа и синтеза (1Х и Х)

Собирает совершенно неверные конструкции, не соответствующие образцу или реальному объекту (например, собирая лошадь, может приставить ноги к голове).

Несформулированность умственного плана действий ( III , 1У и УI II : речь улучшает выполнение)

Не может выполнить задание в уме, постоянно требуется внешняя опор (посчитать на пальцах, записать, проговорить вслух), наличие которой улучшает выполнение.

Бедный запас знаний, культурная задержка (1, II и У, и иногда У II )

Не знает многих вещей, никогда не видел их, не слышал о них, бедный словарный запас; задания ,требующие сиюминутной сообразительности выполняет довольно хорошо.

Недостатки моторики (Х1 и Х II , иногда 1Х и Х)

Тремор руки, прерывистость линий, ребенок часто выходит за пределы лабиринта, отрывает карандаш от бумаги, кубики и детали у него падают, разъезжаются, затруднен их подгон.

Нарушение кратковременной памяти (У1, III )

Ребенок воспроизводит одну-две цифры, иногда проявляются контаминации, плохо удерживает промежуточные результаты.

Речевые недостатки (1, II , 1У и У)

Путает слова по звучанию, неверно произносит отдельные звуки, отвечает междометиями, проявляются сорные слова, жесты и прочее.

Рис. 9. Основные качественные типы нарушения интеллектуальной деятельности у детей 6-8 лет (по В.В. Зейгарник)

Вопросы и задания по теме:

  1. Охарактеризуйте взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.
  2. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблю­дения?
  3. В чем состоит значение программы психологического исследо­вания?
  4. Придумать самому методику стандартного опроса или наблюде­ния, эксперимента для исследования переживаний человека.
  5. Разработайте программу психодиагностического исследования интеллектуальной сферы учащихся-подростков.
  6. Перечислите известные Вам методы психологических исследований.
  7. Дайте характеристику стандартизированного психодиагности­ческого метода.

Назад | Содержание | Вперед