План:
Литература:
Исследование проблемы развития психики в филогенезе мы начнем с рассмотрения материалистической концепции развития психики.
Развитие психики является не только интересной частной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования любой психологической проблемы. Закономерности всех психических явлений познаются в их развитии: в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания. Диалектичектический принцип определяет сложную трактовку самого процесса развития.
а) При диалектическом понимании развитие психики рассматривается не только как рост (увеличение или уменьшение), но главным образом как изменение , как постоянный процесс.
Согласно диалектическому пониманию психическое развитие является не только увеличением изначально данных качеств, а также и появлением новых. Таким образом, непрерывность развития прерывается: в целостном процессе психического развития выделяются самостоятельные этапы или ступени.
Процесс психического развития происходит при этом не как "рекапитуляция", а как сложные и часто зигзагообразный поступательный процесс - от одной» к другой качественно своеобразной ступени психического развития.
б) Психическим явлениям свойственны внутренние противоречия. Подлинным содержанием психического развития является борьба этих: внутренних противоречий.
Задача психологии заключается в том, чтобы вскрыть преемственность в развитии высших форм психики, проследить происходящий в борьбе процесс развития их существенных закономерностей.
в) Возникновение новой ступени психического развития не является чисто внешней надстройкой. Внутри предшествующей стадии осуществляется подготовка: внутри нее нарастают - сначала в качестве подчиненных моментов - те процессы, которые став ведущими, дают начало новой ступени развития.
Рис. 11. Трактовка идеалистическая
Рис. Трактовка материалистическая
Согласно материалистической трактовке развития психики, его научное изучение должно исходить из зависимости, его научное изучение должно исходить из зависимости психики, сознания от их материальных основ (рис. 12)
Рис. 12 Раскрытие внутренней взаимосвязи нервной системы как механизма деятельности с самой осуществляемой деятельностью (по С.Л. Рубинштейну)
На основе межпредметных научных исследований установлено, что прямо или косвенно, образ жизни играет определяющую роль – в развитии и строении, и функции и их единстве, причем, влияние образа жизни на строение опосредованно функцией. Только принятие этого положения создает биологические и естественнонаучные предпосылки для единого целостного учения о развитии, в которое органичным звеном входит проблема развития психики в филогенезе.
Характер взаимодействие со средой
Тип строения
Формы психического отражения
Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и
развитием нервной системы, особенно головного мозга, обусловленного изменением образа жизни. Уровень развития нервной системы и органов чувств главным образом определяет уровень и формы психического отражения (рис. 13)
Рис. Влияние на развитие психического отражения строения нервной системы и характера взаимоотношений организма со средой (по А.Н. Леонтьеву).
Тропизм - обусловленная симметричным строением организма вынужденная реакция - установка или движение - организма под воздействием внешних физико-химических раздражителей.
Тропизм - это вынужденная ориентировка организма по отношению к внешним силовым линиям.
Рис. Основные тропизмы
Раздражимость – представляет собой способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых (биотических) влияний.
Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражителям, имеющим прямое биологическое значение.
Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, чувствительность – есть генетически «не что иное, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т.е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию».
Рис. Тенденция прогрессирующего развития нервной системы.
Уровень развития нервной системы и органов чувств (в частности рецепции) определяют уровень и формы психического отражения. Рецептор - орган, специально приспособленный для восприятия раздражений, отличающейся повышенной чувствителъностыо.
Рецепторы
Рис. Тенденции развития рецепторного аппарата органов чувств.
Таким образом эволюция форм психики выражается в усложнении форм функций рецепторов, а также сигнальной деятельности. Развитие специализированных дистантных рецепторов увеличивает возможность отражения действительности, способствует развитию более совершенных форм поведения.
Позднее гипотеза А.КЛеонтьева была уточнена на основе новейших зоопсихологических данных К.Э.Фабри. Согласно взглядам Леонтьева-Фабри, развитие психического отражения и поведения от животных до человека можно представить так, как это показано на рис. 17.
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
Стадия и уровень психического отражения, его характеристика |
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем |
Виды живых существ, находящихся на этом уровне |
1 |
2 |
3 |
1. Стадии элементарной сенсорной психики А. Низший уровень Примитивные элементы чувствительности, развитая раздражительность
Б. Высший уровень.
Наличие ощущения. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. |
А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Слабая нецеленаправленная двигательная активность
Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Способность избегать неблагоприятные условия среды, нести поиск положительных раздражителей. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы |
А. Простейшие. Многие низшие одноклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высшие (кольчатые): Черви, улитки, некоторые другие беспозвоночные |
II . C тадия перцептивной психики
А. Низший уровень.
Отражение внешней действительности в форме образов, предметов, интеграция в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти.
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности ориентировочно-исследовательской фазы. Способность решать задачу разными методами. Перенос в новые условия. Созерцание и использование примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Усмотрение причинно-следственных связей явлений. |
А. Формирование двигательных навыков
Преобладают ригидные, запрограммированные компоненты. Двигательные способности разнообразны и сложны. Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательны – защитное поведение.
Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.
В. Выделение специальных органов манипулирования. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. |
А. Рыбы, низшие позвоночные, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые.
Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)
В. Обезьяны |
Рис. 17 Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по Р.С. Немову)
Поведение - определенным образом организованная деятельность, осуществляющая связь организма с окружающей средой.
В то время как у человека внутренний план сознания отдифференцирован от поведения, у животных психика и поведение образуют непосредственное единство. Поэтому изучение развития психики необходимо предполагает изучение психики в единстве с поведением. Согласно гипотезе С. Л.Рубинштейна, биологические у животных и исторические формы психики у человека детерминированы и образуют различные, связанные друг с другом, многообразные отношения и взаимопереходы (рис. 18)
0 |
Предысторические с точки зрения развития психики формы поведения – у простейших, которые определяются физико-химическими процессами. |
1 |
Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма, к среде, инстинктивные, т.е. несознательные, формы поведения. |
2 |
Основанные на исторических формах существования, вырабатывающиеся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения. |
Рис.18 Гипотеза С.Л. Рубинштейна о развитии психики, которое определяется изменением форм существования, образа жизни
Рис. Взаимосвязанное форм поведения, сопровождаемое изменением форм отражения.
Рис. 20. Динамика форм регуляции поведения
Формы психического отражения, возникая внутри тех или иных: форм поведения и в зависимости от нас, в свою очередь, опосредуют переход от одной формы поведения к другой.
Вопросы:
План:
Литература:
Психология и очень древняя, и совсем еще юная наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее, она еще в будущем. Ее существование в качестве самостоятельной научной дисциплиной исчисляется лишь столетиями, но ее основные проблемы занимали мудрецовцов-философов со времен зарождения философии. Десятилетиям экспериментальных исследований предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей - с другой стороны.
Вся история психологии, несмотря на внешнюю мозаичность психологических концепций, рассматривается как единый процесс, развивающийся в зависимости от общего развития науки, познания, социальных условий. Любую психологическую теорию следует понимать как закономерный, исторически обусловленный процесс, имеющий глубокие гносеологические корни в предшествующем опыте и создающий возможность дальнейшего развития психологического знания.
Главной особенностью развития психологии является конфронтация 2-х главных направлений в психике: материализма (основатели - Демокрит, Эпикур) и идеализма (Платон). Действительно, научное значение идеалистических систем заключается в том, что они ставят важные проблемы, выявляют слабые стороны в материалистических теориях психики. Каждая историческая эпоха ставит свои проблемы в психологии. Психология испытала на себе глубокое влияние естественных наук: физики, химии; гуманитарных наук.
психологизация
Рис. Типы связей психологии с другими науками
Главная задача истории психологии – анализ психических представлений в развитии их взглядов, начиная от исторически более ранних, первоначальных форм этих представлений, по настоящее время. Историческое значение имеет то, как та или иная психологическая теория приближает нас к изучению объекта психологии, что нового сказано в ней о психике.
Предмет психологии как науки изменялся на протяжении всего его развития (душа, сознание, бессознательное, поведение). Исторически наблюдается сужение предмета психологии от области живого, одушевленного к области непосредственно психических явлений.
Дискуссии о предмете психологии идут до настоящего времени.
Вопросы и задания:
Основные этапы развития психологии
№ этапа |
Название этапа |
Предмет психологии |
Выдающиеся психологи |
Значение этапов |
1 |
Античность VI - IV в.в. до н.э. |
Душа: животная, растительная, чувствующая (Аристотель) |
Демокрит Аристотель Платон |
Зарождение психологических идей о душе, познании внутри материалистического и идеалистического направлений античной философии |
2 |
Психологические идеи Средневековья VI - XI в.в. н.э. |
Бессмертная душа: растительная, животная, вегетативная (Ф. Аквинский) |
Авиценна Фома Аквинский |
Выделение психологии в самостоятельную науку |
3 |
Психологические идеи Возрождения XIV - XYI в.в. |
Душа как мыслящая субстанция (Декарт) |
Декарт Спиноза Локк |
Выделение психологии в самостоятельную науку |
4 |
Психология Нового времени XYII - XIXX в.в. |
Сознание – поле, в центре которого наиболее ясные представления, число которых уменьшается к переферии (Лейбниц) |
Лейбниц Вундт Рибо Джемс |
I периода: формирование методологических основ психологии как науки о сознании; II периода: Проникновение в психологию эксперимента; III период: возникновение прикладных областей психологии: детская психология, психология малокультурных народов |
5 |
Современная психология XX в. |
Бессознательное (индивидуальное) |
З.Фрейд |
Сознание самостоятельных психологических школ: Психоанализ |
6 |
|
Коллективное бессознательное |
К.Г.Юнг |
Аналитическая психология |
7 |
|
Поведение |
Уотсон Толмен Торндайк Скиннер |
Бихевиоризм |
8 |
|
Психическая деятельность |
Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев П.И. Зинченко М.Я. Басов С.Л. Рубинштейн А.В. Запорожец |
Культурно-историческая теория развития психики, сознания и деятельности |
Рис. Основные этапы развития психологии и их научно-практическое значение.
Назад | Содержание | Вперед