План:
Литература:
В данный раздел содержания курса включены основные, ключевые категории общей психологии. Ограничение круга ключевых идей и рядоположное их рассмотрение порождает эклектичность и фрагментарность представлений студентов. Включение общепсихологических категорий в целостную систему позволяет охватить, изучить все стороны, все связи, все опосредованные проявления сущности психического (рис. 23).
Данный раздел открывает тема «Психологический анализ деятельности», раскрывающая сущность реальной формы существования мира психического отражения, субъектом которой является личность, включенное в систему общения с другими людьми.
Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного продукта.
Деятельность является специфически человеческим, регулируемым сознание, видом активности, имеющим сложную иерархическую структуру. (рис. 24, 25).
Операциональная структура деятельности.
Всякая деятельность включает в себя внешние и внутренние компоненты. По своему происхождению внутренняя (психическая) деятельность производна от внешней (предметной) деятельности.
В процессе интериоризации внешние действия подвергаются специфической трансформации (рис.26).
Общение
Общественно-историческая категория
Отражение
Социальная обусловленность совместная деятельностьИдеальная представленность
Одного человека в другом
Избирателньое человек как объект
Целенаправленное социальных отношений
Личность
опережающее
Рис. Система общепсихологических категорий (по Б.Ф. Ломову)
Рис. 24 Психологическая структура деятельности
Рис. Структура деятельности.
Рис. Развитие действий во внутреннем плане
Итак, интериоризация - это не просто процесс "погружения" внешних действий во внутренний план, это прежде всего формирова ние самого этого плана. Интериоризуясь, действие становится спо собным к дальнейшему развитию во внутреннем плане, которое перехо дит границы возможностей внешней деятельности.
Экстериоризация - это развертывание и реализация умственного действия во внешнем плане.
Важно подчеркнуть, что интериоризация и экстериоризация рассматриваются как основные механизмы психического развития. Здесь равно важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему как отдельных сторон психической деятельности, так и всей психики в целом.
Рис. Взаимопереходы интериоризации-экстериоризации. Обуславливающие динамику психической деятельности.
Итак, наличие данных психических механизмов позволяет рассматривать процесс психического развития как образование серии превращенных форм поведения, деятельности и сознания.
Действие - это относительно завершенные элемент деятельности, направленный на достижение определенной прожиточной осознаваемой цели.
Действие имеет сложную многокомпонентную структуру. (рис. 26).
компоненты
Рис. Компоненты действия и их функции.
Одно и то же действие в разных условиях может выполняться по-разному.
Операцией называется способ, которым выполняется действие в конкретных условиях.
Мотивационная структура деятельности характеризует проявление личности (направленности личности) в деятельности.
Рис. Проявление личности в деятельности.
Деятельность субъекта всегда направляется некоторой потреб ностью. Потребность является объективной нуждой человека в чем- либо и выражает зависимость человека от факторов природы, культуры и социума, необходимых дал его функционирования как живого че ловека и личности.
В связи с этим можно выделить несколько классов человеческих потребностей. Возможны несколько классификаций по разным основанием. Например (рис. 30, рис. 31):
Рис. 30 Классификация потребностей (по Л.Б. Ительсону и А.В. Петровскому)
Рис. Виды потребностей (по М. Гамезо и И.А. Домашенко)
Регулирующую и направляющую функцию в деятельности потребность приобретает в процессе выделения из предметной среды класса предметов или конкретного предмета, «усвоение» которого способно удовлетворить эту потребность.
Опредмечивание – воплощение способностей человека в продукте деятельности, удовлетворяющем потребности.
«Опредмеченная» таким образом потребность становится мотивом деятельности.
Мотивы – побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотивы характеризуются разной степенью осознанности (рис. 32)
Человек отдает себе отчет в том, что его побуждает к деятельности, что является содержанием его потребностей
Человек не отдает себе отчета в том, побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей
Характеризуются:
интересами
убеждениями
стремлениями
Характеризуется:
установками
влечениями
Рис. Квалификация мотивов
Влияние мотивов на результаты деятельности опосредовано сложностью деятельности. Первый закон Иеркса-Додсона; при высокой мотивации эффект выполнения деятельности низкий (рис. 33, 34).
Второй закон Иеркса-Додсона: выполнению легкой деятельности соответствует высокий уровень мотивации, для успешного выполнения трудной деятельности уровень мотивации должен быть низким.
Притязания - желаемый личностью уровень достижения б деятельности. Цель, выбранная человеком среда задач разной степени сложности, определяется как уровень притязания.
Динамика уровня притязания происходит лишь в интересной и значимой для человека деятельности (рис. 35)
При адекватной самооценке после успеха уровень притязания повышается – человек выбирает более сложную цель. После неуспеха, если он относит неудачу к собственной личности.
Уровни мотивации Уровни мотивации
Легкое задание
Трудное задание
Задание средней трудности
Рис. 33. Первый закон Иеркса-Додсона |
Рис. 34. Второй закон Иеркса-Додсона |
Уровень Притязаний
Рис. 35. Динамика уровня притязания
Цель – это то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.
Предлагается классификация целей по их значимости, характеру развития, самоподчинения и т.д. (Рис. 36)
главные
подчиненные
Текущие
Долго-времен-ные
Рис.36. Классификация целей (по Б.С. Украинцеву)
Процесс формирования цели – целеобразование – одновременно является порождением новых действий. Главный механизм целеобразования – превращение динамичной цели в устойчивую в определенных психологических условиях. (Рис. 37).
Цели
объективная |
осознание |
вербализация |
Устойчивая
Динамичная
Рис. 37. Психологические условия приобретения устойчивости цели (По Франклу, Гулд, Райту)
Отношение – основанная на индивидуальном опыте избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом (В.Н. Мясищев).
Свойства сознания человека проявляются в познавательном и ценностном отношении человека к действителньости.
Познавательные
Психические
процессы
Эмоционально-волевые
механизмыценности
Ориентация и самоопределение
Регуляции деятельности
функции
Рис.38. Познавательная и оценочная деятельность сознания
Рис.39. Переживание отношения к деятельности и факторы его обуславливающие
Психологические отношения представляют интегральную систему избирательных связей человека с действительностью, определяющей его действия переживания. (Рис. 39.)
Содержательная структура деятельности включает знания, умения, которые находятся в определенном соотношении. (Рис. 38.)
Рис. 40. Соотношение знаний, умений, навыков и механизмы их формирования
Знания – система представлений и понятий, которыми владеет человек.
Умения – сознательный уровень выполнения действий с учетом различных условий.
Навык – действие, сначала требовавшее для своего выполнения сознательного контроля, а затем выполняемые при меньшем контроле осознания или при его полном отсутствии.
Формирование навыка происходит в несколько этапов при наличии определенных условий. (Рис. 41.)
Упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения
Автоматизация
Объединение элементов в целостное действие
Синтетический
Аналитический
Вычленение и овладение отдельными элементами действия
Этапы УсловияРис. 41. Этапы и условия формирования навыка
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед