План:
Литература:
Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.
Индивидуальное развитие человека осуществляется в постоянном активном взаимодействии с миром – природой и обществом. Благодаря открытости системы «человек-мир» возможны объективная познаваемость субъективных психических явлений, управление процессом человеческого развития. Человека можно представить не только как «открытую» систему, но и как систему «закрытую», - «встроенную» в «открытую» систему взаимодействия с миром (рис. 42).
«В этом – относительно обособленном от окружающего внутреннем мире складываются комплексы ценностей (жизненных планов и перспектив, глубоко личных переживаний), определенные организации образов («портретов», «пейзажей», «сюжетов») и концептов, притязаний и самооценки».
Этапы онтогенетического развития человека в обществе
индивид
субъект
Целеустремленная активность
индивидуальность
личность
Творчество
Рис. 43
Моргун В.Ф. предпринял попытку построения монистической концепции многомерного развития личности. (Рис. 44)
Развитие индивида в личность согласно этой концепции, проиходит в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа, реализующего в деятельности надиндивидные процессы.
Социально-психологические характеристики личности:
Статус личности – объективное положение человека в системе межличностных отношений. (Осознание человеком частично или полностью, адекватно или неадекватно).
Позиция личности – характеризует субъективно деятельную сторону положения человека в структуре отношений.
Роли личности – динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями человека в обществе.
Диапозон и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включается личность. (Рис. 45)
В теории ролей (Д. Мид, М. Кун, И. Блумер) главное внимание уделяется индивидуальному исполнению человеком роли, раскрытию механизмов активности личности, определяемых требованиями и ожиданиями, а также активностью самой личности. (Рис. 46).
Индивидуальность – своеобразие психического склада личности, ее неповторимость.
Общие характеристики индивидуальности:
многоуровневость и интегральность;
творческая активность;
вариативность поведения.
Неравномерность, гетерохронность и целостность – главные законы развития, обеспечивающие единство развития человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.
Рис 45.
Рис. 46 Механизмы активноти личности.
Критерии зрелости
Рис. 47 Дифференцированне критерии развития личности
Рис. 48 Структура личности (К.К. Платонов)
Подструктура направленности личности (потребности, интересы, идеалы, убеждения )
СОЦИО
х
БИО
Рис. 49
По Ядову
Рис. 50 Ведущие компоненты в структуре направленности личности в различных психологических теориях.
Рис. 51 Социальный и индивидуально-психологический смысл устойчивости личности
Рис. 52
Воспитанность личности – интегральная социально-психологическая характеристика целостной личности.
Критерии воспитанности:
Соответствие поведения, отношений, установок человека общечеловеческим ценностям.
Степень практического проявления в личности чувств долга, ответственности, качеств активности, самостоятельности, надежности.
Соотношение в направленности и поведении ценностных ориентацией на себя, на деятельность, на взаимодействие.
Соотношение внутреннего гуманизма и внешней воспитанности.
Способность творчески менять поведение человека в нестандартных условиях.
Вопросы:
3. Дайте психологическую характеристику качеств и элементов форм направленности личности значимого для Вас человека.
4. В чем заключается диалектика развития личности?
5. Приведите известные Вам определения личности.