SpyLOG

3.3. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

План:

Литература:

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Л., 1986.
  2. Галицын Г.А. Рефлексия как фактор развития /Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
  3. Леонтьев А.Н. деятельность. Сознание. Личность, ш., 1975. Общая психология Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение,
  4. Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиций теории деятельности А.Н.Леонтьева //А.Н.Леонтьев и современная психология Сб. статей памяти А.Н.Леонтьева /Под ред. А.В.Запорожца и др. М.: изд-во МГУ, 1983. С. 220-231.
  5. Чамата II .Р. Вопросы самосознания личности в советской психо­логии //Психол.наука в СССР. Сб. статей /Под ред. Б.Г.Ананьева и др. Б 2-х т. ГЛ.: изд-во Акад.пед.наук РСФСР 1959-1960. 2т. С. 51-109.

Сознание - высшая интегративная форма психического отражения объективно; действительности, свойственная только человеку, как общественно историчекому существу.

 

 

Практически сознание выступает как непрерывно меняющаяся картина чувственных и умственных образов.

Динамическая работа человеческого сознания подчинена определенным закономерностям. (Рис. 55)

 

 

Рис. 55 Законы человеческого сознания (по Вундту)

Образы сознания предстают перед субъектом в его внутреннем опыте и выполняют важные психические функции в жизнедеятельности человека (Рис.56)

 

Отражение

Отражение

Регуляция

 

Рис. 56 Психические функции сознания (по Л.С. Рубинштейну)

Сознание - особенность человеческого бытия, формы жизни, субъект которой способен, выходя за пределы собственного, оди­ночного существования, осознавать свое отношение к миру, к дру­гим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответствен­ность за собственные поступки, ставить перед собой цели. Благо­даря сознанию человек не ограничивается приспособлением к налич­ным условиям жизни, но изменяет мир, а вместе с тем изменяет, формирует и развивает тенденции собственного психического отраже­ния.

 

Рис 57 Исторические предпосылки человеческого сознания

Первой предпосылкою развития человеческого сознания было развитие мозга. Но самый мозг и в целом природные особенности - продукт исторического развития человека.

Основной закон исторического развития сознания - человек развивается, трудясь; изменяя природу, он изменяется сам.

Исторические условия развития сознания ния

Подпись: В схемах действийПодпись: Социальных ролях, нормах, ценностях 

 

Форма существования содержание знаков

общественно-исторического

опыта

 

 

 


опредмеченность в:

 

Рис. 58 Социальные условия развития и продукты функционирования сознания

Основной принцип развития - единство строения и функций: раз­витие новых трудовых функций отразилось на изменении строения мозга, - а развитие его строения обусловило возможность появления и развития новых функций: двигательных, сенсорных, познавательных.

Важной предпосылкой развития сознания выступает трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Вслед за трудом и вместе с ним возникшая речь явилась существенным стимулом развития человеческого мозга и сознания. Значение – обобщенная форма отражения человеком общественно исторического опыта.

Значение в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания.

Личностный смысл – «значение для меня» рассматривается как единица сознания /А.Н.Леонтьев/.

Осознание субъектом отношений к действительности

Данное понятие сыграло важную методологическую роль в решении проблемы соотношение индивидуального - общественного создания жизни ЛИЧНОСТИ.

Подпись: нетПодпись: даПодпись: совпадение 

Рис. 59 Субъективные переживания в функции оценки личностного смысла

 

 

Рис.60 Личностный смысл как единство интеллектуальных и эмоциональный психических процессов

Проблема самосознания в современной психологии имеет множество аспектов и уровней исследования (социологический, философский, психологически). Такая многослойность обусловлена, тем обстоятельством что в своих многообразных взаимоотношениях с миром человек выступает для себя точкой отсчета не только своих действий, мыслей и переживаний, но и других людей и ситуаций в целом. Подход человека к определению ситуации зависит от того, какова его картина мира /Т.Шибутани/.

Еще Дж.Мид полагал, что отличительные признаки человека - это способность к абстрактному мышлению, формированию представления о самом себе как о чувственном объекте и включение в целе­направленное и моральное поведение.

Итак, самосознание - это жизненно необходимый субъекту про­цесс, направленный на постоянное созидание самого себя.

Анализ самосознания со структурной точки зрения позволяет вскрыть психологические механизмы его функционирования. В структурном отношении, считает П.Р.Чамата, самосознание представляет собой единство трех сторон - познавательной /самосознание/, эмоционально-ценностной /самоотношение/ и девственно-волевой /саморегуляция/. /Рис. 61/.

Важно отметить, что самопознание это не какой-то законченный продукт /набор квалификаций самого себя/, но процесс, постоянная внутренняя деятельность человека, являющаяся источником развития личности, способом ее человеческого существования.

Более того, постоянная незавершенность - одно из внутренних условий ее способности к безграничному развитию /Л.И.Анцыферова/.

Психологическим механизмом самопознания выступает рефлексия /логическая - в сфере мышления, личностная - в сфере самосозна­ния/. /Рис. 62/.

Г.А.Галицын считает, что суть рефлексии - в изменении средств и оснований деятельности с целью управления состоянием, его оптимизации, лучшего и более полного достижения цели. "Рефлексы о собственных внутренних деятельностях" есть необходимая предпосылка изменения и развития.

Таким образ с одной стороны, рефлексия есть деятельный механизм изменения, с другой – принадлежит самому изменяемому объекту.

Как же это возможно?

Разрешить это противоречие можно только диалектически: рефлексия в действительности саморазвития /деятельности самопознания/ выступает как основной механизм самодвижения, образования психических новообразований, раскрытие старого в новое. Рефлексия таким образом оказывается, с одной стороны, совпадающей с деятель­ностью самопознания, с другой – основным механизмом развития его структур.

Самосознание, по мнению Б.Г.Ананъева, является неотъемлимым компонентом психологической структуры личности и развивается вместе с ней от низшего к высшему уровню своей организации, что выражается в самооценке личности. /Рис. 63 /.

Различные грани индивидуального самосознания личности включает глобальная Я-концепция. (рис. 64)

«Я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно сознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Я-концепция – закономерный и уникальный результат психологического развития личности.

 


 

 

Рис. 61 Психологическая структура самопознания (П.Р. Чамата)

 

 

 

Понимание других

понимание себя

Рис. 62 Типы рефлексии


 

 

Рис. 63 Развитие самосознания от низшего к внутреннему уровню своей организации, что выражается в развитии самооценки (Б.Г. Ананьев)

Глобальная Я-концепция

 

Я-концепция как совокупность установок на себя

 

 

умственное

социальное

эмоциональное

Рис. 64 Иерархическая структура Я-концепции (Р.Берн)

 

Вопросы:

  1. Какие методологические принципы служат обоснованию социальной природы сознания?
  2. Каковы предпосылки развития сознания человека?
  3. Почему совместная деятельность людей является главным историческим условием развития сознания?
  4. Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание в жизнедеятельности личности?
  5. Определите основные идеи психологического исследования самосознания
  6. Дайте психологическую характеристику личностной рефлексии.
  7. Как связаны развитие личности и развитие само сознания?
  8. Почему формирование «Я-концвшщи» является уникальным результатом психического развития личности?
  9. Дайте определения понятиям: "сознание", "самосознание", "Я-концвпция".

Назад | Содержание | Вперед