План:
Литература:
Сознание - высшая интегративная форма психического отражения объективно; действительности, свойственная только человеку, как общественно историчекому существу.
Практически сознание выступает как непрерывно меняющаяся картина чувственных и умственных образов.
Динамическая работа человеческого сознания подчинена определенным закономерностям. (Рис. 55)
Рис. 55 Законы человеческого сознания (по Вундту)
Образы сознания предстают перед субъектом в его внутреннем опыте и выполняют важные психические функции в жизнедеятельности человека (Рис.56)
Отражение
Отражение
Регуляция
Рис. 56 Психические функции сознания (по Л.С. Рубинштейну)
Сознание - особенность человеческого бытия, формы жизни, субъект которой способен, выходя за пределы собственного, одиночного существования, осознавать свое отношение к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за собственные поступки, ставить перед собой цели. Благодаря сознанию человек не ограничивается приспособлением к наличным условиям жизни, но изменяет мир, а вместе с тем изменяет, формирует и развивает тенденции собственного психического отражения.
Рис 57 Исторические предпосылки человеческого сознания
Первой предпосылкою развития человеческого сознания было развитие мозга. Но самый мозг и в целом природные особенности - продукт исторического развития человека.
Основной закон исторического развития сознания - человек развивается, трудясь; изменяя природу, он изменяется сам.
Исторические условия развития сознания ния
Форма существования содержание знаков
общественно-исторического
опыта
опредмеченность в:
Рис. 58 Социальные условия развития и продукты функционирования сознания
Основной принцип развития - единство строения и функций: развитие новых трудовых функций отразилось на изменении строения мозга, - а развитие его строения обусловило возможность появления и развития новых функций: двигательных, сенсорных, познавательных.
Важной предпосылкой развития сознания выступает трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Вслед за трудом и вместе с ним возникшая речь явилась существенным стимулом развития человеческого мозга и сознания. Значение – обобщенная форма отражения человеком общественно исторического опыта.
Значение в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания.
Личностный смысл – «значение для меня» рассматривается как единица сознания /А.Н.Леонтьев/.
Осознание субъектом отношений к действительности
Данное понятие сыграло важную методологическую роль в решении проблемы соотношение индивидуального - общественного создания жизни ЛИЧНОСТИ.
Рис. 59 Субъективные переживания в функции оценки личностного смысла
Рис.60 Личностный смысл как единство интеллектуальных и эмоциональный психических процессов
Проблема самосознания в современной психологии имеет множество аспектов и уровней исследования (социологический, философский, психологически). Такая многослойность обусловлена, тем обстоятельством что в своих многообразных взаимоотношениях с миром человек выступает для себя точкой отсчета не только своих действий, мыслей и переживаний, но и других людей и ситуаций в целом. Подход человека к определению ситуации зависит от того, какова его картина мира /Т.Шибутани/.
Еще Дж.Мид полагал, что отличительные признаки человека - это способность к абстрактному мышлению, формированию представления о самом себе как о чувственном объекте и включение в целенаправленное и моральное поведение.
Итак, самосознание - это жизненно необходимый субъекту процесс, направленный на постоянное созидание самого себя.
Анализ самосознания со структурной точки зрения позволяет вскрыть психологические механизмы его функционирования. В структурном отношении, считает П.Р.Чамата, самосознание представляет собой единство трех сторон - познавательной /самосознание/, эмоционально-ценностной /самоотношение/ и девственно-волевой /саморегуляция/. /Рис. 61/.
Важно отметить, что самопознание это не какой-то законченный продукт /набор квалификаций самого себя/, но процесс, постоянная внутренняя деятельность человека, являющаяся источником развития личности, способом ее человеческого существования.
Более того, постоянная незавершенность - одно из внутренних условий ее способности к безграничному развитию /Л.И.Анцыферова/.
Психологическим механизмом самопознания выступает рефлексия /логическая - в сфере мышления, личностная - в сфере самосознания/. /Рис. 62/.
Г.А.Галицын считает, что суть рефлексии - в изменении средств и оснований деятельности с целью управления состоянием, его оптимизации, лучшего и более полного достижения цели. "Рефлексы о собственных внутренних деятельностях" есть необходимая предпосылка изменения и развития.
Таким образ с одной стороны, рефлексия есть деятельный механизм изменения, с другой – принадлежит самому изменяемому объекту.
Как же это возможно?
Разрешить это противоречие можно только диалектически: рефлексия в действительности саморазвития /деятельности самопознания/ выступает как основной механизм самодвижения, образования психических новообразований, раскрытие старого в новое. Рефлексия таким образом оказывается, с одной стороны, совпадающей с деятельностью самопознания, с другой – основным механизмом развития его структур.
Самосознание, по мнению Б.Г.Ананъева, является неотъемлимым компонентом психологической структуры личности и развивается вместе с ней от низшего к высшему уровню своей организации, что выражается в самооценке личности. /Рис. 63 /.
Различные грани индивидуального самосознания личности включает глобальная Я-концепция. (рис. 64)
«Я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно сознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Я-концепция – закономерный и уникальный результат психологического развития личности.
Рис. 61 Психологическая структура самопознания (П.Р. Чамата)
Понимание других
понимание себя
Рис. 62 Типы рефлексии
Рис. 63 Развитие самосознания от низшего к внутреннему уровню своей организации, что выражается в развитии самооценки (Б.Г. Ананьев)
Глобальная Я-концепция
Я-концепция как совокупность установок на себя
умственное
социальное
эмоциональное
Рис. 64 Иерархическая структура Я-концепции (Р.Берн)
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед