До недавнего времени мы, психологи-профессионалы, интуитивные психологи и все интересующиеся психологией, ощущали на себе психологическое давление единого подхода, утвердившегося в советской психологии. Отмечая некоторые интересные достижения зарубежной психологии, мы выносили общий суровый приговор: научная и методологическая несостоятельность.
Но это не мешало зарубежной психологии развиваться, порождая все новые психологические течения.
Широта, многовариантность подходов, настоящая полифония, личная обусловленность - яркие особенности зарубежных теорий личности. Несмотря на огромную вариативность, вое психологические направления, подобно молодой рощице, выросли на мощных корнях филосовско-психологических теорий ХХв.: психоанализе З.Фейда, теории экзистенцконализма. Идеи этих теорий повлияли на психологию, литературу, искусство, социологию, медицину.
Классический психоанализ Фрейда породил современных психоаналитиков: К.Юнга, А.Адлера, оказявших большое воздействие на гуманистическую психологию К.Роджерса, экзистенциональный анализ Б.Франкла. И хотя теории зарубежных психологов можно в методологическом отношении критиковать, их практические достижения несомненны.
Путь от теории к реальному психологическому объекту сложен необходимо для всестороннего его исследования сочетать принципы и подходы разных зарубежных теорий. Их рассмотрение в данном пособии выходит за рамки учебной программы.
При разработке содержания данного раздела мы ориентировались на студентов с широкими научными интересами, внутренне свободных и любознательных.
Интересы и мотивация студентов, осваивающих курс "Общей психологии" такова, что большинство студентов стремится узнать нечто о самом себе и о других людях. И лишь во вторую очередь их интересуют сложности психологических исследований и трудности использования понятийного аппарата.
Мы знаем по собственному педагогическому опыту, что студенты стремятся овладеть интеллектуально сложным материалом, если понимают, что он ценен и имеет непосредственное отношение к их личным проблемам. Учитывая интересы и ценности студентов, мы рассматриваем зарубежные теории Личности как полезные понятийные средства, для понимания психологических механизмов поведения и личностного роста.
Данное изложение ориентировало прежде всего на студентов, остро заинтересованных в применении психологических принципов в собственной жизни и в последующей профессиональной деятельности.
Каждая из психологических теорий личности представляет позитивный образец, идущий от личности и жизненного пути самого автора. Мы позволяли себе несколько критическое отношение лишь к тем аспектам, где сам автор не вполне достигает поставленной им же самим цели, но не внешнюю критику.
Особое внимание мы обращали на те аспекты каждой, психологической теории, которые особенно важны студентам для лучшего понимания личностного роста к развитию. Причем некоторые зарубежные теории личности /например, классический психоанализ З.Фрейда/ акцентирует внимание на внутренних препятствиях психического роста, а гуманистическая психология ориентирована преимущественно на самоактуализацию и психологический рост личности.
План:
Литература:
Психоанализ - психологическая школа, созданная 3. Фрейдом
Психоанализ - понятие, которое употребляется в трех основных смыслах:
особый подход к исследованию душевных процессов, предполагает ряд технически: приемов, имеющих целью вскрыть бессознателъный смысл ошибочных действий, скрытые мысли сновидений и т.д.;
метод лечения невротических заболеваний, заключающийся в доведении до сознания пациента бессознательного психического материала;
теория о структуре душевной жизни, взаимодействии отдельные подструктур.
Предметом нашего рассмотрения является психоанализ как теория психики.
Основные представления
Психический детерминизм : каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие человека имеют причину. В самых загадочных проявлениях психики проявляются скрытые биологические предпосылки или их следствия.
Первоначально система психики была представлена в учении З.Фрейда тремя инстанциями: сознание, предсознание, бессознательное. (Рис. 65)
Б
П
Рис. 65 Первоначальная система психической жизни З.Фрейда
Сознание – небольшая часть ума: включает то, что мы осознаем в каждый момент обыденной жизни.
Предсознание – часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Оно подобно большому складу памяти, в которой сознание может нуждаться ежеминутно для выполнения своих функций.
Бессознательным З. Фрейд называет такой психический процесс, о существовании которого можно предполагать, выводить по известнымпричинам из его следствий.
Бессознательный материал – это не реализованные влечения психосексуального харктера, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание,отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях.
Бессознательный материал обладает жизненностью, непосредственностью и эмоциональной силой, внутренней связоностью.
Побуждения или инстинкты - это те напряжения, которые направляют организм к определенным целям, т.е. являются последними причинами всякой деятельности.
Фрейд считает, что человек, ощущающий потребность, начнет поисковую деятельность, ища возможность уменьшить первоначальное напряжение.
Основные инстинкты
«Напряжение – уменьшение напряжения» - полный цикл поведения человека от релаксации к напряжению и деятельности, и вновь к релаксации.
Рис. 67 Ведущие инстинкты человека
Фрейд предполагает существование фундаментального, биологически продолжающегося и неразрешимого инстинктивного конфликта» Из смешения основных влечений, энергия которых подчиняется собственным законам, возникает огромное разнообразие человеческого поведения.
Либидо - психосексуальная энергия, доступная, инстинктам жизни.
Пластичность
Подвижность
ИзменчивостьРис. 68. Характеристики либидо
Катексис – процесс, посредством которого имеющаяся в душе либидозная энергия привязывается или помещается в психическую репрезентацию личности.
Рис.69 Процесс катектирования либидо
Психоаналитическая теория стремится исследовать, где либидо могло быть неверно катектировано. Со времен Фрейда проблема обнаружения и канализации психической энергии становится ведущей проблемой в понимании личности.
Стремление высвободить связанные психические энергии мы встретим также в гуманистической психологии К.Роджерса и А. Маслоу, хотя каждая из теорий строит свои заключения об источнике психической энергии.
Сначала 20-х годов Фрейдом выделяются иные инстанции психики: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Рис. 70
Я - целостная инстанция, которая управляется психическими процессами , руководит цензурой сновидений, процессом вытеснения. Олицетворяет то, что можно назвать разумом, рассудительностью.
"Оно" - вместилище бессознательных влечений /психосексуальных, влечений к смерти/, с трудом управляемых Я. Это образ котла, где бурлят и кипят агрессивные, подавленные желания. "Я" и "Оно" не разделены резкой границей, вместе с последним Я разливается к низу и постепенно переходит в "Оно". /Рис. 70/. "Я" стремится заменить принцип удовольствия, безраздельно господствующий в «0но2», принципом реальности.
«Сверх-Я» или"идеальное "Я
«Сверх— Я» - адвокат внутреннего мира или "Оно". 1 часть данной подструктуры - наследник Эдипова комплекса; 2 часть - система унаследованных табу и запретов. Отношения между "Я" и идеалом "Я" отражают противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего миров.
Общая цель души - поддерживать, а если оно нарушено, то восстанавливать приемлемый уровень динамического равновесия, которое увеличивает удовольствия и минимизирует неудовольствие. Энергия, которая используется для работы системы, возникает в Оно с его примитивной инстинктивной природой. Я, появляющееся из Оно, рационалистически обращается с его основными побуждениями "Сверх-Я", появляющееся из "Я", действует как моральный тормоз или противовес практической заботе Оно и Я и устанавливает границы подвижности Оно.
Психическое развитие личности - внутренне конфликтный процесс с последовательно сменяющими друг друга стадиями психосексуального развития. /Рис. 71/.
По мере психосексуального развития личности происходит динамика желаний, способов и физических областей удовлетворения желаний» Нормальное психическое развитие подразумевает своевременное прохождение стадий. Отставание в психическом развитии - "фиксация", имеет место, когда человек остается слишком привязанным к определенной стадии, предпочитая удовлетворять свои потребности инфантильными способами.
Препятствия росту и психологический рост личности
Тревожность - состояние, вызываемое ожидаемым или предвидимым возрастанием напряжения или неудовольствия, которое развивается в реальной или воображаемой ситуации, когда угроза слишком велика, чтобы ее игнорировать, чтобы с ней справиться или разрядить.
Способы искажения или отрицания самой ситуации, вызвавшей состояние тревожности называются защитными механизмами.
Рис. 72 Ситуации, искажаемые или отрицаемые под действие защитных механизмов.
Рис. 71 Стадии психосексуального развития личности (По Фрейду)
Механизмы психологической
защиты личности
Сублимация - это процесс, посредством которого энергия, первоначально направленная на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуальным или культурным.
Сублимированная энергия уменьшает первоначальные побуждения
- это "успешная защита".
Регрессия /подавление/, отрицание, рационализация, акретивное образование, изоляция, проекция - "патогенные" механизмы защиты - блокируют прямое выражение потребностей.
Регрессия - удаляет потенциально вызывающее тревожность событие, идею или восприятие из сознания, "удерживает" их на расстоянии от сознания, препятствуя таким образом возможному их разрешению
"Я сделал это", - говорит моя память. - "Невозможно, чтобы я сделал это", - говорит моя гордость, и остается непреклонной. В конце концов память уступает.
Рационализация - это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий.
Например: "Этот эксперимент был логическим продолжением моей предыдущей работы" /он начинался, как сшибка, но, к счастью, из этого что-то получилось/.
Итак, рационализация препятствует психическому росту, потому что не позволяет рационализирующему работать с истинными, менее похвальными, рационализирующими силами.
Реактивные образования
Этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию; это явная бессознательная инверсия желания.
Главные психологические характеристики реактивных образований - преувеличение, ригидность и экстравагантность.
Реактивные образования можно видеть в любом преувеличенном поведении: - Хозяйка, которая постоянно моет и чистит свой дом, может сосредотачивать свое сознание на пребывании в грязи. - Родители, не принимающие упреки детей, может быть, настолько "вмешивались" в их жизнь под предлогом заботы об их благополучии, что эта сверхзабота могла быть формой наказания.
Проекция - приписывание другому человеку или объекту качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего.
Например: "Все мужчины и женщины хотят одного и того же" /Я много думаю о сексе/.
Люди, которые имеют тенденцию стереотипизировать других, обнаруживают мало понимания собственных чувств.
Изоляция - это отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Например, дети, взяв игрушечную зверушку, "дают" ей делать и говорить то, что родители не разрешают самому ребенку в обычных обстоятельствах.
Итак, психологическая защита избегает реальности, переопределяет реальность, помещает внутреннее чувство во внешний мир, разделяет реальность» В каждом случае либидозная энергия, необходимая для поддержания защиты, существенно ограничивает подвижность и силу Я.
Психический рост личности
Цель психоанализа состоит в том, чтобы освободить ранее недоступный бессознательный материал, чтобы с ним можно было оперировать сознательно.
Бессознательный психический материал, полагал Фрейд, остается бессознательным, при условии постоянного и значительного расходования либидо. Если этот материал становится доступным сознанию, то энергия Оно может быть использована на более здоровые цели.
Высвобождение бессознательного заблокированного материала с помощью психоаналитических техник /толкование сновидений, метод свободных ассоциаций, перенесение, анализ забывания, описок, оговорок, шуток/ - может уменьшить саморазрушительные тенденции и способствовать психическому росту личности.
Неофрейдисткие теории - направление в психологии, сторонники которого пытались преодолеть биологизм классического ортодоксального фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст развития личности (Рис 72)
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед