SpyLOG

4. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

4.1.ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени мы, психологи-профессионалы, интуитив­ные психологи и все интересующиеся психологией, ощущали на себе психологическое давление единого подхода, утвердившегося в советской психологии. Отмечая некоторые интересные достижения зарубеж­ной психологии, мы выносили общий суровый приговор: научная и ме­тодологическая несостоятельность.

Но это не мешало зарубежной психологии развиваться, порождая все новые психологические течения.

Широта, многовариантность подходов, настоящая полифония, личная обусловленность - яркие особенности зарубежных теорий личности. Несмотря на огромную вариативность, вое психологические направления, подобно молодой рощице, выросли на мощных корнях филосовско-психологических теорий ХХв.: психоанализе З.Фейда, теории экзистенцконализма. Идеи этих теорий повлияли на психологию, литературу, искусство, социологию, медицину.

Классический психоанализ Фрейда породил современных психоаналитиков: К.Юнга, А.Адлера, оказявших большое воздействие на гуманистическую психологию К.Роджерса, экзистенциональный анализ Б.Франкла. И хотя теории зарубежных психологов можно в методологическом отношении критиковать, их практические достижения несомненны.

Путь от теории к реальному психологическому объекту сложен необходимо для всестороннего его исследования сочетать принципы и подходы разных зарубежных теорий. Их рассмотрение в данном посо­бии выходит за рамки учебной программы.

При разработке содержания данного раздела мы ориентировались на студентов с широкими научными интересами, внутренне свободных и любознательных.

Интересы и мотивация студентов, осваивающих курс "Общей пси­хологии" такова, что большинство студентов стремится узнать нечто о самом себе и о других людях. И лишь во вторую очередь их инте­ресуют сложности психологических исследований и трудности использования понятийного аппарата.

Мы знаем по собственному педагогическому опыту, что студенты стремятся овладеть интеллектуально сложным материалом, если понимают, что он ценен и имеет непосредственное отношение к их личным проблемам. Учитывая интересы и ценности студентов, мы рас­сматриваем зарубежные теории Личности как полезные понятийные средства, для понимания психологических механизмов поведения и личностного роста.

Данное изложение ориентировало прежде всего на студентов, остро заинтересованных в применении психологических принципов в собственной жизни и в последующей профессиональной деятельности.

Каждая из психологических теорий личности представляет позитивный образец, идущий от личности и жизненного пути самого автора. Мы позволяли себе несколько критическое отношение лишь к тем аспектам, где сам автор не вполне достигает поставленной им же самим цели, но не внешнюю критику.

Особое внимание мы обращали на те аспекты каждой, психологи­ческой теории, которые особенно важны студентам для лучшего по­нимания личностного роста к развитию. Причем некоторые зарубеж­ные теории личности /например, классический психоанализ З.Фрейда/ акцентирует внимание на внутренних препятствиях психического рос­та, а гуманистическая психология ориентирована преимущественно на самоактуализацию и психологический рост личности.

4.2. ПСИХОАНАЛИЗ З.ФРЕЙДА.

План:

Литература:

  1. Добреньков В. И. Неофрейдизм в поисках "истины". Мысль, 1974.
  2. Дмитриев А.Е. Философский анализ проблемы бессознательного.Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1985.
  3. Зеигарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии, М. :изд-во МГУ, 1982. С. 18-30.
  4. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. : Просвещение, 1989.
  5. Флоренская Т.А. Социализация фрейдизма в теориях личности КД.Хорни и Г.С.Салливена //Вопросы психологии. 1974. .^3. С. 13-19.
  6. Шорохова Е.В. Теоретические проблеяли психологии личности. М.: Наука, 1974.

Психоанализ - психологическая школа, созданная 3. Фрейдом

Психоанализ - понятие, которое употребляется в трех основных смыслах:

•  особый подход к исследованию душевных процессов, предпо­лагает ряд технически: приемов, имеющих целью вскрыть бессознателъный смысл ошибочных действий, скрытые мысли сновидений и т.д.;

•  метод лечения невротических заболеваний, заключающийся в доведении до сознания пациента бессознательного психического ма­териала;

•  теория о структуре душевной жизни, взаимодействии отдель­ные подструктур.

Предметом нашего рассмотрения является психоанализ как тео­рия психики.

Основные представления

Психический детерминизм : каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие человека имеют причину. В самых загадочных проявлениях психики проявляются скрытые биологические предпосылки или их следствия.

Первоначально система психики была представлена в учении З.Фрейда тремя инстанциями: сознание, предсознание, бессознательное. (Рис. 65)

 

 


Б

П

С

 

Рис. 65 Первоначальная система психической жизни З.Фрейда

 

Сознание – небольшая часть ума: включает то, что мы осознаем в каждый момент обыденной жизни.

Предсознание – часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Оно подобно большому складу памяти, в которой сознание может нуждаться ежеминутно для выполнения своих функций.

Бессознательным З. Фрейд называет такой психический процесс, о существовании которого можно предполагать, выводить по известнымпричинам из его следствий.

Бессознательный материал – это не реализованные влечения психосексуального харктера, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание,отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях.

Бессознательный материал обладает жизненностью, непосредст­венностью и эмоциональной силой, внутренней связоностью.

Побуждения или инстинкты - это те напряжения, которые нап­равляют организм к определенным целям, т.е. являются последними причинами всякой деятельности.

 

Фрейд считает, что человек, ощущающий потребность, начнет поисковую деятельность, ища возможность уменьшить первоначальное напряжение.

Основные инстинкты

«Напряжение – уменьшение напряжения» - полный цикл поведения человека от релаксации к напряжению и деятельности, и вновь к релаксации.

 

 

Рис. 67 Ведущие инстинкты человека

Фрейд предполагает существование фундаментального, биологи­чески продолжающегося и неразрешимого инстинктивного конфликта» Из смешения основных влечений, энергия которых подчиняется соб­ственным законам, возникает огромное разнообразие человеческого поведения.

Либидо - психосексуальная энергия, доступная, инстинктам жизни.

Пластичность

Подвижность

  Изменчивость

Рис. 68. Характеристики либидо

Катексис – процесс, посредством которого имеющаяся в душе либидозная энергия привязывается или помещается в психическую репрезентацию личности.

 

 

Рис.69 Процесс катектирования либидо

Психоаналитическая теория стремится исследовать, где либидо могло быть неверно катектировано. Со времен Фрейда проблема обна­ружения и канализации психической энергии становится ведущей проб­лемой в понимании личности.

Стремление высвободить связанные психические энергии мы встретим также в гуманистической психологии К.Роджерса и А. Маслоу, хотя каждая из теорий строит свои заключения об источнике психической энергии.

Сначала 20-х годов Фрейдом выделяются иные инстанции психики: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Рис. 70

 

Я - целостная инстанция, которая управляется психическими процессами , руководит цензурой сновидений, процессом вытеснения. Олицетворяет то, что можно назвать разумом, рассудительностью.

"Оно" - вместилище бессознательных влечений /психосексуаль­ных, влечений к смерти/, с трудом управляемых Я. Это образ котла, где бурлят и кипят агрессивные, подавленные желания. "Я" и "Оно" не разделены резкой границей, вместе с последним Я разливается к низу и постепенно переходит в "Оно". /Рис. 70/. "Я" стремится заменить принцип удовольствия, безраздельно господствующий в «0но2», принципом реальности.

«Сверх-Я» или"идеальное "Я

«Сверх— Я» - адвокат внутреннего мира или "Оно". 1 часть дан­ной подструктуры - наследник Эдипова комплекса; 2 часть - система унаследованных табу и запретов. Отношения между "Я" и идеалом "Я" отражают противоречия реального и психического, внешнего и внут­реннего миров.

Общая цель души - поддерживать, а если оно нарушено, то вос­станавливать приемлемый уровень динамического равновесия, которое увеличивает удовольствия и минимизирует неудовольствие. Энергия, которая используется для работы системы, возникает в Оно с его примитивной инстинктивной природой. Я, появляющееся из Оно, рационалистически обращается с его основными побуждениями "Сверх-Я", появляющееся из "Я", действует как моральный тормоз или противо­вес практической заботе Оно и Я и устанавливает границы подвиж­ности Оно.

Психическое развитие личности - внутренне конфликтный про­цесс с последовательно сменяющими друг друга стадиями психосек­суального развития. /Рис. 71/.

По мере психосексуального развития личности происходит дина­мика желаний, способов и физических областей удовлетворения жела­ний» Нормальное психическое развитие подразумевает своевременное прохождение стадий. Отставание в психическом развитии - "фиксация", имеет место, когда человек остается слишком привязанным к опреде­ленной стадии, предпочитая удовлетворять свои потребности инфантильными способами.

 

Препятствия росту и психологический рост личности

Тревожность - состояние, вызываемое ожидаемым или предвиди­мым возрастанием напряжения или неудовольствия, которое развивает­ся в реальной или воображаемой ситуации, когда угроза слишком ве­лика, чтобы ее игнорировать, чтобы с ней справиться или разрядить.

Способы искажения или отрицания самой ситуации, вызвавшей состояние тревожности называются защитными механизмами.


 

Рис. 72 Ситуации, искажаемые или отрицаемые под действие защитных механизмов.

 

Рис. 71 Стадии психосексуального развития личности (По Фрейду)

Механизмы психологической

защиты личности

Сублимация - это процесс, посредством которого энергия, пер­воначально направленная на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуаль­ным или культурным.

Сублимированная энергия уменьшает первоначальные побуждения

- это "успешная защита".

Регрессия /подавление/, отрицание, рационализация, акретивное образование, изоляция, проекция - "патогенные" механизмы защиты - блокируют прямое выражение потребностей.

Регрессия - удаляет потенциально вызывающее тревожность со­бытие, идею или восприятие из сознания, "удерживает" их на рас­стоянии от сознания, препятствуя таким образом возможному их разрешению

"Я сделал это", - говорит моя память. - "Невозможно, чтобы я сделал это", - говорит моя гордость, и остается непреклонной. В конце концов память уступает.

Рационализация - это нахождение приемлемых причин или основа­ний для неприемлемых мыслей или действий.

Например: "Этот эксперимент был логическим продолжением моей предыдущей работы" /он начинался, как сшибка, но, к счастью, из этого что-то получилось/.

Итак, рационализация препятствует психическому росту, потому что не позволяет рационализирующему работать с истинными, менее похвальными, рационализирующими силами.

Реактивные образования

Этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, ко­торое диаметрально противоположно действительному желанию; это явная бессознательная инверсия желания.

Главные психологические характеристики реактивных образова­ний - преувеличение, ригидность и экстравагантность.

Реактивные образования можно видеть в любом преувеличенном поведении: - Хозяйка, которая постоянно моет и чистит свой дом, может сосредотачивать свое сознание на пребывании в грязи. - Ро­дители, не принимающие упреки детей, может быть, настолько "вме­шивались" в их жизнь под предлогом заботы об их благополучии, что эта сверхзабота могла быть формой наказания.

Проекция - приписывание другому человеку или объекту качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего.

Например: "Все мужчины и женщины хотят одного и того же" /Я много думаю о сексе/.

Люди, которые имеют тенденцию стереотипизировать других, об­наруживают мало понимания собственных чувств.

Изоляция - это отделение вызывающей тревожность части ситуа­ции от остальной сферы души. Например, дети, взяв игрушечную зве­рушку, "дают" ей делать и говорить то, что родители не разрешают самому ребенку в обычных обстоятельствах.

Итак, психологическая защита избегает реальности, переопреде­ляет реальность, помещает внутреннее чувство во внешний мир, раз­деляет реальность» В каждом случае либидозная энергия, необходи­мая для поддержания защиты, существенно ограничивает подвижность и силу Я.

Психический рост личности

Цель психоанализа состоит в том, чтобы освободить ранее не­доступный бессознательный материал, чтобы с ним можно было опери­ровать сознательно.

Бессознательный психический материал, полагал Фрейд, остает­ся бессознательным, при условии постоянного и значительного рас­ходования либидо. Если этот материал становится доступным созна­нию, то энергия Оно может быть использована на более здоровые цели.

Высвобождение бессознательного заблокированного материала с помощью психоаналитических техник /толкование сновидений, метод свободных ассоциаций, перенесение, анализ забывания, описок, ого­ворок, шуток/ - может уменьшить саморазрушительные тенденции и способствовать психическому росту личности.

Неофрейдисткие теории - направление в психологии, сторонники которого пытались преодолеть биологизм классического ортодоксаль­ного фрейдизма и ввести основные его положения в социальный кон­текст развития личности (Рис 72)

 

Вопросы:

  1. Если психику человека уподобить айсбергу, то какое пси­хическое образование по З.Фрейду будет вершиной, а какие - неви­димой частью айсберга?
  2. На каком предположении З.фейд обосновывает свои теорети­ческие психологические построения?
  3. Что такое побуждения или инстинкты и каковы их психичес­кие функции?
  4. В каких позициях по отношению к жизни-смерти и друг другу состоят основные инстинкты человека?
  5. В чем, на ваш взгляд, состоит отличие более ранних и позд­них представлений З.Фрейда о структуре психики?
  6. В чем состоит нормальное психическое развитие личности?
  7. Почему З.Фрейд полагает, что основная проблема души: как справиться с тревожностью?
  8. Каковы механизмы успешной и "патогенной" психологической
    защиты?
  9. Какие базовые бессознательные мотивы и способы их реали­зации в поведении выявляют неофрейдисты?

Назад | Содержание | Вперед