План:
Литература:
Основные представления
К.Юнг /1875-1961/ рассматривал человеческую психику как целостное динамическое взаимодействие сознания к бессознательного. Областъ бессознательного он делил на индивидуальное и коллективное бессознательное. /Рис. 73/.
Индивидуальное бессознательное включает забытые, подавленные, неосознаваемые переживания, накапливающиеся в процессе жизнедеятельности индивида. Представление К. Юнга о личном бессознательном подобно представлению о бессознательном З.Фрейда.
Коллективное бессознательное включает в себя наслоение семейного, родового, национального, расового, общечеловеческого опыта. Это вне-личное или сверх-личное бессознательное. Врожденные структуры коллективного бессознательного содержат уникальное психологическое наследство.
Архетипы - "первичные образы" организации психического материала /архетип матери: Дева-Мария, Венера, Мать-природа/.
Символы - слово или образ, которые, кроме непосредственного значения, включают более широкий "бессознательный аспект".
Именно в символах, прежде всего, выражает себя бессознательное. Поэтому символы дал Юнга не безжизненные слова и пустые формы это мощные, живые реальности, которые люди проживают в своей жизни и за которые умирают. Психическое развитие включает в себя не только намерения, но нуждается в привлечении символа.
Личность имеет целостное архетипическое строение: каждая из основных структур личности - тоже архетип.
Архетипы личности.
«Эго»- возникшее из бессознательного образование, которое создает последовательрость и направленность психической жизни личности.
«Персона» - это то, каким мы представляем себя миру /социальные роли, индивидуальный стиль, род одежды/.
"Тень" /тень "Эго"/ - центр личного бессознательного, которое было вытеснено из сознания - тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются человеком:.: как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам.
«Анима» и «Анимус» - психические структуры, которые фокусируют весь психологический материал, не удовлетворяющий сознательному представлению индивидуума о себе как о женщине или мужчине /это источник проекций и создания образов творчества/.
"Самость" - первичный архитип гармонии, порядка и целостности личности.
Психологический рост
По Юнгу каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации и саморазвитию.
индивидуальность - это наиболее внутренняя, постоянная, ни с чем не сопоставимая уникальность.
Индивилуализация понимается как «становление собой» или «самореализация».
Индивидуализация - это процесс развития целостности личности не только по оси "эго-самостъ", но и интеграция всех сторон психики: эго, персоны, тени, анимы или анимуса и других бессознательных архетипов. /Рис. 74/.
Психологическая сущность индивидуализации - развитие самости путем единения сознания и бессознательного.
Цели процесса индивидуализации - целостность, объединение, примирение полярностей, - достижение динамического равновесия психики.
Рис. 74 развитие целостности архитипов структуры личности (По К. Юнгу)
Анализируя персону, мы как бы снимаем маску, и обнаруживаем, что то, что казалось индивидуальным, на своем дне оказывается коллективным» Призвание реальности тени позволяет нам освободиться из-под ее влияния» Кроме того, мы можем ассимилировать ценный материал личного бессознательного» На пути самопознания нам предстоит не просто встреча с анимой или аницусом, но обращение с этим архетипом как реальной психической силой.
Последняя и самая важная стадия процесса индивидуализации - развитие самости.
"Самость - наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью".
В действительности процесс индивидуализации имеет более сложный характер, чем описываемые стадии. Индивидуализация скорее похожа на спираль, в которой, человек каждый раз продолжает сталкиваться с теми же самыми вопросами, но только в более тонкой форме.
К.Юнг разработал интересную классификацию психологических типов.
Среди юнговских. понятий интроверсия и экстраверсия получили широкое распространение. Юнг полагал, что каждый индивидум может быть охарактеризован как ориентированный первично на внутреннее или на внешнее. Энергия интровертов более естественно направляется к их внутреннему миру, а энергия экстравертов - к внешнему.
Никто не является чистым интровертом или экстравертом. Временами интроверсия является более подходящей, временами - экстраверсия. В идеале - следует быть пластичным, уметь принимать любую из двух ориентации там, где она более подходит, и действовать с точки зрения их равновесия.
Сочетание четырех функций в индивидууме составляет целостный и уравновешенный подход к миру обычно, одна функция сильно доминирует, и еще одна, относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции бессознательны и действуют с меньшей эффективностью. /Рис. 77/.
А теперь остановимся на более подробном психологическом анализе типологии к. Юнга.
Типология К.Юнга опирается на обширное исследование культуры и представляет собой вариацию сложного диалектического единства осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности.
Приведем краткую характеристику личностной типологии К.Юнга.
Экстравертированный тип личности характеризуется направленностью, на мир внешних объектов, окружающих людей, которые, подобно магниту, определяют его интересы и "жизненную энергию".
Экстравертам свойственны инициативность, импульсивность, гибкость поведения, потребность з непрерывном социальном подкреплении актов поведения, адаптированность.
Интровертированный тип личности характеризуется направленностью личности на явления своего собственного внутреннего мира, которым придается высшая ценность. Интроверт - это человек малообщительный, пассивный, склонный к рефлексии и мечтательности.
Экстравертированный мыслительный тип - рассудочный тип личности, действующей исходя из обдуманных мотивов с ориентацией на акты, общепризнанные идеи и ценности. Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней.
Экстраверсированный ощущающей тип характеризуется стремлением к непосредственному переживанию различных ощущений. У людей этого типа главный критерий ценности - та или иная сила ощущений, как конкретных проявлений жизни, ее полноты.
Экстраверсированный эмоциональный тип - это люди, руководствующиеся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями. Чуства таких людей в процессе ориентации на общепринятое утрачивают личный характер.
Экстравертированный интуитивный тип обладает тонким чутьем, способностью к бессознательным умозаключениям, предвидением тенденции, которые зарождаются и имеют будущее.
Интровертированный мыслительный тип, главные ценности которого связаны с развившем субъективных символических образов. Характеризуется яркой ориентацией мышления на субъективный фактор.
Интровертированный ощущающий тип ориентируется на субъективную интенсивность ощущений, вызванных: объективными раздражителями. Часто утрачивает понятие об объективных источниках своих ощущений.
Идтровертированный эмоциональный тип стремится к внутреннему переживанию чувств. Ценность внутреннего мира чувств такого человека высока, когда он обладает художественными способностями и не слишком озабочен эгоцентрическим «Я».
Интровертированный интуитивный тип характеризуется углубленной направленностью интуиции на внутренние субъективные образы. Углубление интуиции влечет за собой удаление от осязаемой действительности. И человек становится загадкой для окружающих.
Ваш функциональный тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в нашем функционировании и стиль деятельности, который мы предпочитаем.
Особенно полезна данная типология в о взаимоотношениях с другими: позволяет понять социальные отношения, вариативность восприятия и интерпретации явлений мира.
Например, интуитивно-чувствующий оратор не прочтет такую логичную, высоко-организованную лекцию как мыслительно- ощущательный тип. У первого разговор будет перескакивать с предмета на предмет, проблема будет рассмотрена о разных сторон, но не систематично.
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед