SpyLOG

4.3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА

План:

Литература:

  1. Аверинцев С. С. "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и законо­мерности творческой фантазии //0 современной буржуазной эстетике. М»: Искусство, 1972.
  2. Анциферова Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран /Теоретические проб­лемы психологии личности. М. : Наука, 1974.
  3. Юнг К.Г. Психологические типы, М.: Алфавит, 1992.

 

Основные представления

К.Юнг /1875-1961/ рассматривал человеческую психику как це­лостное динамическое взаимодействие сознания к бессознательного. Областъ бессознательного он делил на индивидуальное и коллектив­ное бессознательное. /Рис. 73/.

Индивидуальное бессознательное включает забытые, подавленные, неосознаваемые переживания, накапливающиеся в процессе жизнедея­тельности индивида. Представление К. Юнга о личном бессознательном подобно представлению о бессознательном З.Фрейда.

Коллективное бессознательное включает в себя наслоение семей­ного, родового, национального, расового, общечеловеческого опыта. Это вне-личное или сверх-личное бессознательное. Врожденные структуры коллективного бессознательного содержат уникальное психоло­гическое наследство.

Архетипы - "первичные образы" организации психического мате­риала /архетип матери: Дева-Мария, Венера, Мать-природа/.

Символы - слово или образ, которые, кроме непосредственного значения, включают более широкий "бессознательный аспект".

Именно в символах, прежде всего, выражает себя бессознатель­ное. Поэтому символы дал Юнга не безжизненные слова и пустые формы это мощные, живые реальности, которые люди проживают в своей жизни и за которые умирают. Психическое развитие включает в себя не только намерения, но нуждается в привлечении символа.

Личность имеет целостное архетипическое строение: каждая из основных структур личности - тоже архетип.

Архетипы личности.

«Эго»- возникшее из бессознательного образование, которое создает последовательрость и направленность психической жизни личности.

«Персона» - это то, каким мы представляем себя миру /социальные роли, индивидуальный стиль, род одежды/.

"Тень" /тень "Эго"/ - центр личного бессознательного, которое было вытеснено из сознания - тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются человеком:.: как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам.

«Анима» и «Анимус» - психические структуры, которые фокусируют весь психологический материал, не удовлетворяющий сознательному представлению индивидуума о себе как о женщине или мужчине /это источник проекций и создания образов творчества/.

"Самость" - первичный архитип гармонии, порядка и целостнос­ти личности.

 

Психологический рост

По Юнгу каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуали­зации и саморазвитию.

индивидуальность - это наиболее внутренняя, постоянная, ни с чем не сопоставимая уникальность.

Индивилуализация понимается как «становление собой» или «самореализация».

Индивидуализация - это процесс развития целостности личности не только по оси "эго-самостъ", но и интеграция всех сторон пси­хики: эго, персоны, тени, анимы или анимуса и других бессознатель­ных архетипов. /Рис. 74/.

Психологическая сущность индивидуализации - развитие самости путем единения сознания и бессознательного.

Цели процесса индивидуализации - целостность, объединение, примирение полярностей, - достижение динамического равновесия пси­хики.

Рис. 74 развитие целостности архитипов структуры личности (По К. Юнгу)

 

 

Анализируя персону, мы как бы снимаем маску, и обнаруживаем, что то, что казалось индивидуальным, на своем дне оказывается коллективным» Призвание реальности тени позволяет нам освободить­ся из-под ее влияния» Кроме того, мы можем ассимилировать ценный материал личного бессознательного» На пути самопознания нам пред­стоит не просто встреча с анимой или аницусом, но обращение с этим архетипом как реальной психической силой.

Последняя и самая важная стадия процесса индивидуализации - развитие самости.

"Самость - наша жизненная цель, потому что это наиболее пол­ное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью".

В действительности процесс индивидуализации имеет более слож­ный характер, чем описываемые стадии. Индивидуализация скорее похожа на спираль, в которой, человек каждый раз продолжает стал­киваться с теми же самыми вопросами, но только в более тонкой форме.

К.Юнг разработал интересную классификацию психологических типов.

Среди юнговских. понятий интроверсия и экстраверсия получили широкое распространение. Юнг полагал, что каждый индивидум может быть охарактеризован как ориентированный первично на внутреннее или на внешнее. Энергия интровертов более естественно направляет­ся к их внутреннему миру, а энергия экстравертов - к внешнему.

Никто не является чистым интровертом или экстравертом. Вре­менами интроверсия является более подходящей, временами - экстра­версия. В идеале - следует быть пластичным, уметь принимать любую из двух ориентации там, где она более подходит, и действовать с точки зрения их равновесия.

Сочетание четырех функций в индивидууме составляет целостный и уравновешенный подход к миру обычно, одна функция сильно домини­рует, и еще одна, относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции бессознательны и действуют с меньшей эффек­тивностью. /Рис. 77/.

А теперь остановимся на более подробном психологическом анализе типологии к. Юнга.

Типология К.Юнга опирается на обширное исследование культуры и представляет собой вариацию сложного диалектического единства осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности.

Приведем краткую характеристику личностной типологии К.Юнга.

Экстравертированный тип личности характеризуется направлен­ностью, на мир внешних объектов, окружающих людей, которые, подоб­но магниту, определяют его интересы и "жизненную энергию".

Экстравертам свойственны инициативность, импульсивность, гиб­кость поведения, потребность з непрерывном социальном подкреплении актов поведения, адаптированность.

Интровертированный тип личности характеризуется направлен­ностью личности на явления своего собственного внутреннего мира, которым придается высшая ценность. Интроверт - это человек мало­общительный, пассивный, склонный к рефлексии и мечтательности.

Экстравертированный мыслительный тип - рассудочный тип лич­ности, действующей исходя из обдуманных мотивов с ориентацией на акты, общепризнанные идеи и ценности. Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней.

Экстраверсированный ощущающей тип характеризуется стремлени­ем к непосредственному переживанию различных ощущений. У людей этого типа главный критерий ценности - та или иная сила ощущений, как конкретных проявлений жизни, ее полноты.

Экстраверсированный эмоциональный тип - это люди, руководст­вующиеся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями. Чуства таких людей в процессе ориентации на общепринятое утрачи­вают личный характер.

Экстравертированный интуитивный тип обладает тонким чутьем, способностью к бессознательным умозаключениям, предвидением тен­денции, которые зарождаются и имеют будущее.

Интровертированный мыслительный тип, главные ценности которо­го связаны с развившем субъективных символических образов. Харак­теризуется яркой ориентацией мышления на субъективный фактор.

Интровертированный ощущающий тип ориентируется на субъективную интенсивность ощущений, вызванных: объективными раздражителями. Часто утрачивает понятие об объективных источниках своих ощущений.

Идтровертированный эмоциональный тип стремится к внутреннему переживанию чувств. Ценность внутреннего мира чувств такого чело­века высока, когда он обладает художественными способностями и не слишком озабочен эгоцентрическим «Я».

Интровертированный интуитивный тип характеризуется углублен­ной направленностью интуиции на внутренние субъективные образы. Углубление интуиции влечет за собой удаление от осязаемой дейст­вительности. И человек становится загадкой для окружающих.

Ваш функциональный тип показывает относительно сильные и от­носительно слабые места в нашем функционировании и стиль деятель­ности, который мы предпочитаем.

Особенно полезна данная типология в о взаимоотношениях с дру­гими: позволяет понять социальные отношения, вариативность восп­риятия и интерпретации явлений мира.

Например, интуитивно-чувствующий оратор не прочтет такую логичную, высоко-организованную лекцию как мыслительно- ощущательный тип. У первого разговор будет перескакивать с предмета на предмет, проблема будет рассмотрена о разных сторон, но не систематично.

 

Вопросы:

  1. В чем состоит главное отличие аналитической психологии К.Юнга от психоанализа З.Фрейда?
  2. Какова психологическая структура коллективного бессозна­тельного?
  3. Каково строение психологической структуры личности?
  4. Как понимается психологический рост в аналитической пси­хологии?
  5. Каков характер процесса индивидуализации?
  6. Как отражается в учении о психологических типах идея це­лостности психической организации?
  7. Каково практическое значение типологии К.Юнга?
  8. Как и в чем могут проявляться архетипы коллективного бессознательного в жизни конкретного человека?

Назад | Содержание | Вперед