План:
Литература:
"Индивидуальная психология твердо стоит на точке зрения эволюции и с этой точки зрения рассматривает все человеческие стремления как борьбу за совершенствование"
А.Адлер.
А.Адлер /1870-1937/ был основателем холистической системы индивидуальной психологии, рассматривающей индивидуума как интегрированную целостность в рамках социальной системы. Основные принципы индивидуальной психологии:
холизм /целостность/;
единство индивидуального стиля;
направленность поведения к цели /актуальные цели, а не прошлый опыт личности определяют поведение/;
социальный интерес как проявление социальных влияние на индивидуальную психику.
Структура личности, по мнению Адлера, целостна и едина. /Рис. 78/. Формирование личности определяет чувство неполноценности - врожденное чувство, возникающее из органического несовершенства и слабости человека.
Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству. Оно проявляется в виде "цели победы" и "цели превосходства", которые создают определенные "стили жизни":
1 Успешная компенсация чувства неполноценности - результат совпадения стремления к превосходству с социальными интересами личности.
2. Сверхкомпенсация - одностороннее приспособление к жизни, сущность которого в том, что болезненное состояние неполноценности вызывает столь энергичные защитные реакции, которые способны парализовать не только непосредственную опасность, но и то, что может возникнуть в будущем.
Так психические явления человека стремятся из прошлого в будущее.
3. Уход в болезнь - неудавшийся способ компенсации, при котором человек "вырабатывает" симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу.
компенсация
Стремление к превосходству
Рис. 78 Индивидуальная психология А. Адлера
Таким образом, успешная компенсация - самый оптимальный с точки зрения психической энергии стиль жизнедеятельности, побуждаемый развитым социальным чувством.
Социальное чувство иди социальный интерес проявляются в чувстве общности с людьми /способность к любви и кооперации/ и в глубоком стремлении к общественному благу.
Итак, индивидуальная психология отрицает фатальную связь психического развития личности с биологическим субстратом, психическое развитие человека подчинено логике общественных отношений.
Остановимся подробнее на анализе целостной системы индивидуальной психологии.
Основные представления индивидуальной психологии А. Адлера
Чувство неполноценности
Все дети глубоко испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров, недостатка сил и возможностей.
Умеренное чувство неполноценности может побудить индивидуума к конструктивным усилиям и достижениям.
Чувства неполноценности - причина всех улучшений в положении человечества«
Борьба за превосходство
Ранний Адлер утверждал, что агрессивные тенденции и борьба за власть были решающими в индивидуальном и родовом выживании.
Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявление побуждения улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность.
Рис. 79 Жизненная цель как сосредоточение стремлений и достижений, направляет жизнь индивида
Итак, именно позитивная цель превосходства адекватна стремлению человека к совершенствованию, составляющему часть его жизни, стремлению, без которого жизнь немыслима.
Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых» Жизненные цели обеспечивают направление на задачи деятельности, позволяют со стороны интерпретировать поведение человека.
Стили жизни
Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.
В общий стиль жизни включаются, на первый взгляд, изолированные привычки, черты поведения, эмоциональные отклики личности и ДР.
Как часть своего жизненного стиля, каждый человек создает себе представление о себе и о мире.
Апперцепция - психологическое понятие, означающее восприятие, включая субъективную интерпретацию воспринятого.
Индивидуум - и картина, и художник одновременно.
Чувство общественного
Общественное чувство - "чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком..., расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе".
Чувство общности - не просто интерес к ближайшему человеческому окружению, это ощущение родства, связанности со всем целым.
Кооперация
Только посредством сотрудничества с другими, внесения ценного вклада в общественную деятельность, мы можем преодолеть действительную неполноценность или наше чувство неполноценности.
Таким образом, развитие кооперативного поведения - есть общественное чувство в действии.
Работа, дружба, любовь - триединая задача, аспекты одной и той же проблемы - необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой находится человек.
Жить - значит развиваться. Психическое развитие отражает врожденное стремление человека к совершенствованию, к совершенствованию отношений с окружающими, на пути к которому личность преодолевает серьезные препятствия.
Адлеровская теория личности оказала воздействие на гуманистическую психологию, психотерапию и теорию личности. Усиление социального интереса стало стержневым направлением психотерапии.
«Я говорю пациентам: "Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать как вы можете сделать кому-нибудь приятное."
Рис. 82 Психологический рост и препятствие к росту.
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед