SpyLOG

4.4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А.АДЛЕРА.

План:

Литература:

  1. Бодлер Г. Личность и личностный рост. М.; ВЦП, 1985» С» 104 127.
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: изд-во МГУ, 1982..С. 14-18.
  3. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.

"Индивидуальная психология твердо стоит на точке зрения эволюции и с этой точки зрения рассматривает все человеческие стремления как борьбу за совершенствование"

А.Адлер.

А.Адлер /1870-1937/ был основателем холистической системы индивидуальной психологии, рассматривающей индивидуума как интег­рированную целостность в рамках социальной системы. Основные принципы индивидуальной психологии:

•  холизм /целостность/;

•  единство индивидуального стиля;

•  направленность поведения к цели /актуальные цели, а не прошлый опыт личности определяют поведение/;

•  социальный интерес как проявление социальных влияние на индивидуальную психику.

Структура личности, по мнению Адлера, целостна и едина. /Рис. 78/. Формирование личности определяет чувство неполноценности - врожденное чувство, возникающее из органического несовершенства и слабости человека.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству. Оно проявляется в виде "цели победы" и "цели превосходства", ко­торые создают определенные "стили жизни":

1 Успешная компенсация чувства неполноценности - результат совпадения стремления к превосходству с социальными интересами личности.

2. Сверхкомпенсация - одностороннее приспособление к жизни, сущность которого в том, что болезненное состояние неполноценнос­ти вызывает столь энергичные защитные реакции, которые способны парализовать не только непосредственную опасность, но и то, что может возникнуть в будущем.

Так психические явления человека стремятся из прошлого в бу­дущее.

3. Уход в болезнь - неудавшийся способ компенсации, при кото­ром человек "вырабатывает" симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу.

 

 

 


компенсация

Стремление к превосходству

 

 

 

 

Рис. 78 Индивидуальная психология А. Адлера

Таким образом, успешная компенсация - самый оптимальный с точки зрения психической энергии стиль жизнедеятельности, побуж­даемый развитым социальным чувством.

Социальное чувство иди социальный интерес проявляются в чув­стве общности с людьми /способность к любви и кооперации/ и в глу­боком стремлении к общественному благу.

Итак, индивидуальная психология отрицает фатальную связь пси­хического развития личности с биологическим субстратом, психичес­кое развитие человека подчинено логике общественных отношений.

Остановимся подробнее на анализе целостной системы индивиду­альной психологии.

Основные представления индивидуальной психологии А. Адлера

Чувство неполноценности

Все дети глубоко испытывают чувство неполноценности, явля­ющееся неизбежным следствием их физических размеров, недостатка сил и возможностей.

Умеренное чувство неполноценности может побудить индивидуума к конструктивным усилиям и достижениям.

Чувства неполноценности - причина всех улучшений в положении человечества«

Борьба за превосходство

Ранний Адлер утверждал, что агрессивные тенденции и борьба за власть были решающими в индивидуальном и родовом выживании.

Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как прояв­ление побуждения улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность.


 

Рис. 79 Жизненная цель как сосредоточение стремлений и достижений, направляет жизнь индивида

 

Итак, именно позитивная цель превосходства адекватна стремлению человека к совершенствованию, составляющему часть его жиз­ни, стремлению, без которого жизнь немыслима.

 

 

Формирование жизненных целей начинается в детстве как компен­сация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых» Жизненные цели обеспечивают направ­ление на задачи деятельности, позволяют со стороны интерпретиро­вать поведение человека.

Стили жизни

Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.

В общий стиль жизни включаются, на первый взгляд, изолирован­ные привычки, черты поведения, эмоциональные отклики личности и ДР.

Как часть своего жизненного стиля, каждый человек создает се­бе представление о себе и о мире.

Апперцепция - психологическое понятие, означающее восприятие, включая субъективную интерпретацию воспринятого.

 

 

Индивидуум - и картина, и художник одновременно.

Чувство общественного

Общественное чувство - "чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком..., расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе".

Чувство общности - не просто интерес к ближайшему человечес­кому окружению, это ощущение родства, связанности со всем целым.

Кооперация

Только посредством сотрудничества с другими, внесения ценного вклада в общественную деятельность, мы можем преодолеть действи­тельную неполноценность или наше чувство неполноценности.

Таким образом, развитие кооперативного поведения - есть об­щественное чувство в действии.

Работа, дружба, любовь - триединая задача, аспекты одной и той же проблемы - необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой находится человек.

Жить - значит развиваться. Психическое развитие отражает врожденное стремление человека к совершенствованию, к совершенствова­нию отношений с окружающими, на пути к которому личность преодоле­вает серьезные препятствия.

Адлеровская теория личности оказала воздействие на гуманисти­ческую психологию, психотерапию и теорию личности. Усиление соци­ального интереса стало стержневым направлением психотерапии.

«Я говорю пациентам: "Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать как вы можете сделать кому-нибудь приятное."


 

 

Рис. 82 Психологический рост и препятствие к росту.

 

Вопросы:

  1. Каковы основные принципы индивидуальной психологии А.Ад­лера?
  2. Как соотносятся представления о детерминантах поведения у неофрейдистов и в теории Адлера?
  3. Дайте общую характеристику развитию индивида в обществе?
  4. Каковы общие и специфические характеристики жизненных це­лей?
  5. Дайте социально-психологическую характеристику, "чувства общности" и его влияния на жизненный стиль индивида.
  6. Какова динамика психологического роста индивида?

Назад | Содержание | Вперед