SpyLOG

4.5. СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ.

План:

Литература:

  1. Бодлер Г. Личность и личностный рост. М.: ВЦП, 1985. С. 266-311.
  2. Фаш М.Х. Судьбы бихевиоризма: Социальный бихевиоризм Скиннера/ Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 73-83.

Бихевиоризм - направление в американской психологии, отрица­ющее сознание как предмет научного исследования и сводящее пси­хику к различным формам поведения, понятого как совокупность реак­ции организма на стимулы внешней среды.

 

 

 

Рис. Поведение организма как целое – предмет психологии.


 

Рис. 84 Основные функции психологии

 

S R

Первоначальные представления о предмете и функциях сложились в раннем бихевиоризме (Д. Уотсон, Толмен)

Рис. 85 Основная схема поведения.

Стимул – включает в себя наиболее сложные изменения ситуации, которая вызывает определенные реакции.

Реакция – ответ организма, которая включает не только простой рефлекс, но и сложные акты приспособления.

Врожденные формы поведения – интинкты занимают в раннем бихевиоризме центральное место.

Инстинкт – врожденная стереотипная реакция, отдельные составные части которой являются комбинацией врожденных реакций, развертывающихся сериально при соответствующей мотивации.

Социальный бихевиоризм Б.Скиннера /1904- /

Б.Скиннер - наиболее яркий представитель радикального бихе­виоризма. Его идеи относительно личности и социального поведения, обуславливания. Функций объяснения и управления поведением выдви­нули Скиннера в ряд ведущих теоретиков обучения. Основные представления

Человек - носитель поведенческих процессов, слетавшихся в ре­зультате воздействия на него обстановки, включающей в себя куль­турную среду.

Поведение - это то, что делает организм и что можно наблюдать; это та часть функционирования организма, которая занята взаимодей­ствием с внешним миром и воздействием на внешний мир.

Личность - сумма паттернов поведения. Каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической историк.

Понятия "обусловливания" и "подкрепления" лежат в основе со­циального бихевиоризма Скиннера.

 

Легко прививается и легко исключается

Усиливается или ослабляется событиями, которые следуют за реакцией

Не нуждается в подкреплении

Нуждается в подкреплении

 

Рис. 88 Научный анализ поведения на основе изоляции частей целостного поведения.

Подкрепление – любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции.

 

 

Рис. 89 Типы подкрепляющих символов поведения

Среди всех видов подкрепляющих символов деньги один из глав­ных подкрепителей поведения. Деньги не имеют собственного значе­ния как награда, но человек научается ассоциировать их с первич­ными подкрепителями. Идея дегуманизации человека пронизывает уче­ние Скиннера.

Психологический рост

С точки зрения Скиннера психологический рост - минимизация дурных условии и возрастание благотворного контроля над средой. Мы должны лучше использовать доступные психологические средства, чтобы поддержать свое поведение и управлять им. Начав изменять среду, мы начинаем управлять поведением.

Возможность предсказать будущее поведение

Совершенствовать анализ предыдущих подкреплений

Понимать себя: поведение – закономерно протекающий в данных условиях процесс

Точное описание поведения

Функциональный анализ - это анализ поведения в терминах от­ношений причин и следствий. Он рассматривает каждый аспект пове­дения как "функцию" определенных условий. Точное описание поведе­ния дает возможность управлять им. /рис. 90/.

Рис. 90. Психологические возможности роста, заключающиеся в точном описании поведения.

Использование наград – в высшей степени селективный, эффективный способ контроля над поведением.

Препятствие роста

Наказание информирует о том, что не надо делать, но не сообщает, что делать.

 

Наказание по отношению к наказываемому

Селективно поощряет наказывающего, подкрепляет его способы поведения

  Рис. 91 Неэффективность наказания

Наказание – препятствие психологическому росту личности.

Признание неведения

Изменение поведения, поддерживающего неведение

Неведение

Неведение – наказание причин данного поведения

Рис. 92. Преодоление неведения поведения как путь к росту

Итак, основные выводы бихевиоризм основывает на наблюдаемом поведении людей и животных. Сознание, высшая психическая деятель­ность человека оставались за рамками схем бихевиоризма. Тезис, что вся психическая деятельность человека обусловлена и обуславли­ ваема, независимо от генетических различий условиями внешней сре­ды нуждался в гораздо большем фактическом подтверждении, чем было наработано ранними бихевиористами.

Скиннер предлагает бескомпромиссный взгляд на человеческую природу. Скиннер не отрицает употребление в психологии таких по­ нятий, как "воля", "воображение", "разумность", "свобода". Он ут­ верждает, что объяснения психики, построенные на этих терминах, не функциональны. Они не описывают что происходит в действитель­ности, а скорее затушевывают происходящее. В научном подходе нет места для "внутренних факторов".

В своем стремлении сделать жизнь более понятной, Скиннер предложил такую интерпретацию человеческой природы, эффективность применения которой далеко вышла за рамки "крыс и пищи". Его уче­ ние отражает методологическую тенденцию современной мысли к рацио­ нальному и является последовательно социологизаторским подходом к психике.

 

Вопросы:

  1.  В чем заключается основная психологическая ориентация бихевиоризма?
  2. Каковы преемственность и новизна бихевиористских традиции в учении Скиннера?
  3. Какие типы подкрепляющих символов оперантного поведения более эффективны и почему?
  4. Какими способами достигается понимание себя и к каким психическим новообразованиям это приводит?
  5. Проанализируйте наказание и неведение как препятствия к рост у.
  6. Можно ли сравнивать по аналогии фрейдизм-неофрейдизм, классический бихевиоризм - радикальный бихевиоризм и почему?

Назад | Содержание | Вперед