План:
Литература:
Организм как целое
В основе теории Перлса лежит представление об организме как целом и о единстве его функционирования. "Организм действует в среде и реагирует на среду с большей или меньшей интенсивностью; когда интенсивность уменьшается, физическое поведение превращается в ментальное; когда интенсивность увеличивается, ментальное поведение превращается в физическое".
Таким образом, любой аспект поведения индивидуума может рассматриваться как проявление целого бытия человека.
Теория психологического поля К.Левина стала основополагающей в гешталът-теории. К.Левин представлял поведение как функцию сил, действующих в психологическом "жизненном пространстве" индивидума. Совокупность всех действующих сил он рассматривал как психологическую реальность индивидуума в каждый момент и образующих единую конфигурацию. Позднее теория К.Левина стала основой для развития групповой динамики.
Сам индивидуум понимается как постоянно являющаяся частью более широкого поля, включающего как организм, так и его среду. (Рис. 93)
Ритм контакта и ухода определяется иерархией потребностей индивида.
Доминирующая потребность личности проявляется как фигура на фоне остального, что есть в личности.
Действия личности в психологическом поле должны быть направ лены на удовлетворение потребностей.
В отличие от Фрейда, Перлс акцентирует внимание на очевидном, а не подавляемом психическом материале.
Эффективное действие - личности в помологическом поле - такое действие, которое направлено к удовлетворению доминирующей потребности, что в итоге укрепляет сущность индивида как целое.
Психология «здесь и теперь»
Переживание настоящего в любой данный момент есть единствен но адекватный для личности психический опыт. Принятие с открытым сердцем опыта настоящего - психологическое условие удовлетворенности и чувства полноты жизни.
Осознавание – замечание, осведомленность человека о своем поведении.
Фрейдовская проблема "сопротивления" находит отзвук в теории Перлса. Но фрейдовский акцент на специфическое содержание смещен Перлсом на специфическую форму как прерывание континуума осозна вания.
Осознавать - значит уделять внимание постоянно возникающим фи гурам в собственном восприятии, прямо соприкасаться, вопреки по мехам фантазии, с миром и с собой.
Психологический рост – это процесс расширения зон самосознавания. (Рис. 98)
Психологический рост
Психологическое здоровье и зрелость личности определятся способностью переходить от опоры на среду и регулирование средой к опоре на себя и саморегуляцию. (Рис. 99). Центральным психологическим понятием, раскрывающим сущность саморегуляции является равновесие. "Любое нарушение организмического равновесия составляет неполный гештальт, незаконченную ситуацию, заставляющую организм становиться творческим, находить средства и пути восстановления равновесия... Формирование фигуры /фона/, оказывающихся наиболее сильными, временно принимает на себя управление всем организмом. Это основной закон органической саморегуляции".
Саморегулируемые, опирающиеся на себя индивидуумы характеризуются свободным протеканием и определенностью значения фигуры /фона/ в проявлении своих потребностей в контакте и отходе.
Каждый человек обладает способностью достигать оптимального равновесия, внутри себя и между собой и средой.
Перлс исследует возможные пути психологического роста. /Рис. 100/.
Итак, Перлс рассматривает человеческую личность, находящуюся в психологическом поле, от которого она дифференцируема, но от которого неотделима.
Функции контакта и отхода являются решающими в определении социального существования индивида.
Чувство принадлежности к социальному окружению, группе составляет, по Перлсу, первичный психологический импульс выживания.
Неврозы, внутренне блокирующие психическое развитие личности, возникают вследствие нарушения чувствования границ взаимодействия, неспособности найти и поддержать надлежащее равновесие в отношениях с другими людьми.
Различение границ взаимодействия, чувствование их расширяет способность индивида опираться на себя, осуществлять психическую регуляцию поведения.
Рис. 99 Обретение личностью психического здоровья.
Рис. 100 Психологические пути достижения уровня подлинной личности, способной переживать и выражать свои эмоции.
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед