SpyLOG

4.6. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИИ

План:

Литература:

  1. Бодлер Г. Личность и личностный рост. М. : ВЦП, 1985. С. 180-212.
  2. Зейгарник Б.Б. Теория личности К.Левина. М»: изд-во МГУ, 1981.
  3. Левин К. Определение понятия "поле в данный момент" /Хрестоматия по истории психологии. М. : изд-во МГУ, 1980. С. 131-145.

 

Основные представления гештальт-психологии Ф.Перлса /1893-1970/

Организм как целое

В основе теории Перлса лежит представление об организме как целом и о единстве его функционирования. "Организм действует в среде и реагирует на среду с большей или меньшей интенсивностью; когда интенсивность уменьшается, физическое поведение превращается в ментальное; когда интенсивность увеличивается, ментальное поведение превращается в физическое".

Таким образом, любой аспект поведения индивидуума может рас­сматриваться как проявление целого бытия человека.

Теория психологического поля К.Левина стала основополага­ющей в гешталът-теории. К.Левин представлял поведение как функцию сил, действующих в психологическом "жизненном пространстве" индивидума. Совокупность всех действующих сил он рассматривал как психологическую реальность индивидуума в каждый момент и образу­ющих единую конфигурацию. Позднее теория К.Левина стала основой для развития групповой динамики.

Сам индивидуум понимается как постоянно являющаяся частью более широкого поля, включающего как организм, так и его среду. (Рис. 93)

Ритм контакта и ухода определяется иерархией потребностей индивида.

Доминирующая потребность личности проявляется как фигура на фоне остального, что есть в личности.

Действия личности в психологическом поле должны быть направ­ лены на удовлетворение потребностей.

В отличие от Фрейда, Перлс акцентирует внимание на очевидном, а не подавляемом психическом материале.

Эффективное действие - личности в помологическом поле - та­кое действие, которое направлено к удовлетворению доминирующей потребности, что в итоге укрепляет сущность индивида как целое.

Психология «здесь и теперь»

 

 

Переживание настоящего в любой данный момент есть единствен­ но адекватный для личности психический опыт. Принятие с открытым сердцем опыта настоящего - психологическое условие удовлетворен­ности и чувства полноты жизни.

Осознавание – замечание, осведомленность человека о своем поведении.

 

 

Фрейдовская проблема "сопротивления" находит отзвук в теории Перлса. Но фрейдовский акцент на специфическое содержание смещен Перлсом на специфическую форму как прерывание континуума осозна вания.

Осознавать - значит уделять внимание постоянно возникающим фи­ гурам в собственном восприятии, прямо соприкасаться, вопреки по­ мехам фантазии, с миром и с собой.

Психологический рост – это процесс расширения зон самосознавания. (Рис. 98)

 

Психологический рост

Психологическое здоровье и зрелость личности определятся способностью переходить от опоры на среду и регулирование средой к опоре на себя и саморегуляцию. (Рис. 99). Центральным психологическим понятием, раскрывающим сущность саморегуляции является равновесие. "Любое нарушение организмического равновесия составляет не­полный гештальт, незаконченную ситуацию, заставляющую организм становиться творческим, находить средства и пути восстановления равновесия... Формирование фигуры /фона/, оказывающихся наиболее сильными, временно принимает на себя управление всем организмом. Это основной закон органической саморегуляции".

Саморегулируемые, опирающиеся на себя индивидуумы характери­зуются свободным протеканием и определенностью значения фигуры /фона/ в проявлении своих потребностей в контакте и отходе.

Каждый человек обладает способностью достигать оптимального равновесия, внутри себя и между собой и средой.

Перлс исследует возможные пути психологического роста. /Рис. 100/.

Итак, Перлс рассматривает человеческую личность, находящуюся в психологическом поле, от которого она дифференцируема, но от ко­торого неотделима.

Функции контакта и отхода являются решающими в определении социального существования индивида.

Чувство принадлежности к социальному окружению, группе сос­тавляет, по Перлсу, первичный психологический импульс выживания.

Неврозы, внутренне блокирующие психическое развитие личности, возникают вследствие нарушения чувствования границ взаимодействия, неспособности найти и поддержать надлежащее равновесие в отноше­ниях с другими людьми.

Различение границ взаимодействия, чувствование их расширяет способность индивида опираться на себя, осуществлять психическую регуляцию поведения.


 

Рис. 99 Обретение личностью психического здоровья.

 

Подпись: Завершение незавершенных ситуаций  и гештальтовПодпись: Реорганизация взаимодействияПодпись: Препятствие росту 

Рис. 100 Психологические пути достижения уровня подлинной личности, способной переживать и выражать свои эмоции.

 

Вопросы:

  1. Кого из зарубежных психологов вы можете отнести к предста­ вителям холического направлений?
  2. Почему Ф.Перлс рассматривал свои идеи как ревизию фрейдиз­ ма и неофрейдизма?
  3. Какие ключевые понятия составляют психологическую основу рассмотрения Пврлсом осознаваяния?
  4. Как раскрывает Перлс понятие "психологический рост" лич­ ности в процессе взаимодействия индивида со средой?
  5. В чем выражается психологическая зрелость подлинной лич­ ности?

Назад | Содержание | Вперед