SpyLOG

4.7. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТЕЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

План:

Литература:

  1. Бодлер Г. Личность и личностный рост. М.; ВЦЦ, 1985» С. 311- 386 в
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: изд-во МГУ, С. 38-42, 52-57.
  3. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю.Б.Гинпенрейтер, АЛ.Пузырея, М.: изд-во МГУ, 1982.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Гуманистическая психология – К.Роджерс /1900/, А.Маслоу /1907-1970/ - психологическая школа, которая рассматривает лич­ ность как продукт развития человеческого опыта, усвоения общест­ венных форм поведения.

Ядром человека является представление о себе /образ "Я"/, самооценка. Развитие личности определяется врожденными гуманоидальными, альтруистическими потребностями и стремлениями.

Основные представления теории К.Роджерса

Поле опыта - уникальный для каждого индивида опыт: содержит события, восприятия, ощущения, воздействия, которые человек не всегда осознает, но может осознать, если будет фокусироваться на них.

В поле опыта находится самость. Самость или представление о себе - есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

Идеальная самость - это представление себя, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя.

Как и самость - это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая перераспределению.

Для гуманистической психологии Роджерса основополагающей яв­ ляется идея, что психологический рост возможен и является централь­ным для структуры личности.

"Модель роста" К.Роджерса утверждает: человек обладает собст­ венной, изнутри идущей активностью, стремлением к росту, к прогрес­ су, к реализации своего внутреннего потенциала.

Тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов лич­ ности» Тенденция к самоактуализации - единственный мотив, постули­ руемый в теоретической "модели роста" К.Роджерса.

 

 

Рис. 101 Психологические условия актуализации внутреннего потенциала и стремления личности к росту

Подлинность /искренность/ К.Роджерс обозначает как конгруен тностъ. Конгруентность/высокая/ означает, что сообщение /то, что мы выражаем/, опыт /то, что происходит в нашем поле/ и сознавание /то, что мы замечаем/ более или менее адекватны.

Неконгруентность между сознаванием и опытом означает репрес­сию по отношению к себе.

Безусловное принятие другого человека - принятие его таким, каков он есть. По глубокому убеждению К.Роджерса ядро, сердцевина каждого человека конструктивно, и если у человека есть выбор, он всегда выбирает позитивный путь развития.

Эмпатическое понимание, сопереживание - это способность гла­зами другого человека посмотреть на мир, проникнуть во внутренний мир человека, чтобы сопровождать его в "путешествие к истокам са­ мого себя".

Реализация этих психологических условий в повседневном обще­ нии формирует "фасилитаторский" тип взаимодействия. Опыт принятия и любви формируют адекватную и гибкую самооценку личности, кото­рая сама превращается в источник саморазвития. Целостная картина развития личности по К.Родкерсу представлена на рис. 102. Данные принципы составили основу "недирективной", централизованной на клиенте психотерапии.

К.Роджерс был и в жизни "фасилитатором": он на практике воп­ лощал свою мечту: путем установления фасилитаторского стиля обще­ ния между враждующими группировками людей установить мир на земле, способствовать духовному развитию всех людей.

 

 

Основные представления психологии самоактуализации А.Маслоу

А.Маслоу в качестве центральной характеристики личности вы­деляет иерархические уровни потребностей. /Рис» 103/.

По Маслоу ранее называемые потребности доминируют, т.е. долж­ ны удовлетворяться прежде называемых позже. Как только удовлетво­ ряются потребности более низкого уровня, сразу же появляются дру­ гие, более высокие потребности и начинают доминировать в организ­ ме. Когда и они удовлетворяются - на сцену выходят еще более высо­кие потребности и т.д.

Метамотивация касается такого поведения личности, которое вы­ зывается потребностями и ценностями роста»

Самоактуализаия - полное использование талантов, способнос тей и возможностей личности.

 

Самоактуализация подразумевает длительную систематическую вовлеченность в работу роста, когда индивидуум довольствуется не просто удовлетворением потребностей, а стремится к развитию спо­собностей до максимально возможного уровня.

Для исследования самоактуализации А.Маслоу изучил следующих индивидуумов: А.Линкольна, Т.Джефферсона, А,Энштейна, Э.Рузвельт, Д.Адамс. У.Джемса. А.Швейцера, О.Хаксин и др.

 

Психологическая самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от нерешенных проблем к проблемам реальным. А. Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям в безопасности.

Ограничения процессу самоактуализации

Негативное влияние прошлого опыта личности

Дурные привычки, закрепляющие непродуктивное поведение

Групповое давление, групповые нормы, не ориентированные на личностный рост

Психологическая защита, отрывающая нас от себя

 

Рис. 106. Препятствия росту

Итак, хотя экспериментальные работы А.Маслоу носят скорее "разведывательный" характер, они направлены на позитивные измере­ния человеческого опыта, позитивной человеческой потенциальности.

А теперь кратко рассмотрим учение Б.Франкла - одного из лиде­ров экзистенционального анализа, - направления в гуманистической пси хологии. В его учении подчеркивается уникальность личного опыта каждого человека и его бытия, решается проблема смысла жизни как реализации общечеловеческих ценностей. /Рис. 107/.

 

Вопросы:

 

  1. Как вы считаете, да чего люди используют свой опыт, ка ковы предположения Роджерса?
  2. Дайте психологическую характеристику «модели роста» Роджерса.
  3. Чем отличается взгляд на природу человеческих потребностей психоаналитиков и гуманистической психологии?
  4. Самоатуализирующиеся люди в концепции А.Маслоу – идеальные люди?
  5. Можно ли стать самоактуализирующейся личностью только на основе желания?
  6. Как можно, по мнению В.Франкла, достичь уникальной личной идентичности?

 

 

Подпись: логотерапия

творческая

влечениям

среде

задаткам

По отношению к:

 

 

 

совесть

отношения

Рис. 107 Экзистенциональный анализ личности (В. Франкл)

Назад | Содержание | Вперед