SpyLOG

5. Познавательные процессы

5.1. Введение

Познавательные процессы /ощущения, восприятие, мышление, память, воображение и внимание/ входят как составные единицы в любую человеческую деятельность, обеспечивая ту или иную ее эффективность. (рис. 108). Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный технический акт, состаящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но обычно один из них является ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. И только в этом смысле познавательные процессы можно рассматривать отдельно. В реальной, «живой» психике они «растворены» друг в друге. Все вместе, в своей совокупности, познавательные процессы входят в структуру интеллекта, составляя его содержательную и операциональную стороны и обеспечивая рационольное познание субъектом окружающей его действительности.

Основная функция познавательных процессов, реализуемая на разных уровнях: /рис. 109/ отражения объективных свойств и качеств предметов, явлений, и их взаимосвязей. Таким образом, отражение окружающей действительности на уровне познавательных процессов су­щественно отличается от ее отражения на эмоциональном уровне» Поз­навательные процессы обеспечивают отражения объективного содержа­ния стимулов из внешней и внутренней среды, тогда как эмоциональ­ные - их субъективное /"значение для меня"/ содержание.

Но важно, что познавательные процессы не просто "отражают" внешнюю по отношению к субъекту действительность, но и моделиру­ют ее, "отражая" в своих моделях ситуации, которые объективно еще не существуют. Именно это позволяет человеку заранее намечать це­ли, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. /Рис. 108/.

5.2. ВНИМАНИЕ

План:

Литература:

  1. Грановская Ф.М. Элементы практической психологии. Л.: изд-во ЛГУ, 1984. С. 41-60.
  2. Общая психология /Под ред. В.В.Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. С. 153-168.
  3. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1986. С. 231-246.
  4. Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Е.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М.: изд-во МГУ, 1976. С. 259.

Внимание - это психическое состояние, характеризующее интен­сивность познавательной деятельности и выражающееся в направлен­ности и сосредоточенности сознания человека на определенных объек­тах. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует протекание любого познавательного процесса. У внимания, в отличие от остальных познавательных процессов нет своего специфического содержания: его содержанием становится то, на что оно направлено.

Внимание характеризуется следующими основными свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переклю­чением.

Объем внимания определяется количеством одновременно воспри­нимаемых объектов. Распределение внимания характеризуется возможностью одновременного эффективного выполнения нескольких различных видов деятельности. Переключение определяется скоростью произвольного переноса внимания с одного объекта на другой. Кон­центрация внимания выражается в степени его сосредоточения на объекте, а устойчивость - длительностью концентрации внимания на объекте.

Поскольку в процесс реальной деятельности внимание включено всеми своими свойствами, если одно из них оказывается нарушенным или не сформированным, то снижается эффективность деятельности в целом.

Различают 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. /Рис. 110/.

 

 

В процессе жизни, обучения и воспитания, деятельности и об­щения у человека развиваются свойства внимания, его виды, инди­видуально-типологические качества. /Рис. 111/.

Устойчивые сочетания различных качеств формируют такие лич­ностные особенности как внимательность, наблюдательность или, наоборот, рассеянность.


 

Вопросы:

  1. Что такое внимание? Какова роль внимания в протекании пси­хических процессов?
  2. Назовите свойства внимания.
  3. Какие виды внимания вам известны? Какова их взаимосвязь?
  4. Какие объективные качества раздражителя привлекают к себе внимание?
  5. Расскажите об индивидуальных особенностях внимания и его
    регуляции.
  6. Охарактеризуйте внимание как познавательный процесс.

Назад | Содержание | Вперед