Познавательные процессы /ощущения, восприятие, мышление, память, воображение и внимание/ входят как составные единицы в любую человеческую деятельность, обеспечивая ту или иную ее эффективность. (рис. 108). Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный технический акт, состаящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но обычно один из них является ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. И только в этом смысле познавательные процессы можно рассматривать отдельно. В реальной, «живой» психике они «растворены» друг в друге. Все вместе, в своей совокупности, познавательные процессы входят в структуру интеллекта, составляя его содержательную и операциональную стороны и обеспечивая рационольное познание субъектом окружающей его действительности.
Основная функция познавательных процессов, реализуемая на разных уровнях: /рис. 109/ отражения объективных свойств и качеств предметов, явлений, и их взаимосвязей. Таким образом, отражение окружающей действительности на уровне познавательных процессов существенно отличается от ее отражения на эмоциональном уровне» Познавательные процессы обеспечивают отражения объективного содержания стимулов из внешней и внутренней среды, тогда как эмоциональные - их субъективное /"значение для меня"/ содержание.
Но важно, что познавательные процессы не просто "отражают" внешнюю по отношению к субъекту действительность, но и моделируют ее, "отражая" в своих моделях ситуации, которые объективно еще не существуют. Именно это позволяет человеку заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. /Рис. 108/.
План:
Литература:
Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в направленности и сосредоточенности сознания человека на определенных объектах. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует протекание любого познавательного процесса. У внимания, в отличие от остальных познавательных процессов нет своего специфического содержания: его содержанием становится то, на что оно направлено.
Внимание характеризуется следующими основными свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.
Объем внимания определяется количеством одновременно воспринимаемых объектов. Распределение внимания характеризуется возможностью одновременного эффективного выполнения нескольких различных видов деятельности. Переключение определяется скоростью произвольного переноса внимания с одного объекта на другой. Концентрация внимания выражается в степени его сосредоточения на объекте, а устойчивость - длительностью концентрации внимания на объекте.
Поскольку в процесс реальной деятельности внимание включено всеми своими свойствами, если одно из них оказывается нарушенным или не сформированным, то снижается эффективность деятельности в целом.
Различают 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. /Рис. 110/.
В процессе жизни, обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, индивидуально-типологические качества. /Рис. 111/.
Устойчивые сочетания различных качеств формируют такие личностные особенности как внимательность, наблюдательность или, наоборот, рассеянность.
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед