План:
Литература:
Подавляющее большинство психологических теорий отводят ощущениям место самых простых из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый или субъективно представленный результат переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей.
Ощущения - это отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущениями называются так же недифференцированные и неопредмеченные впечатления об окружающей действительности.
Отражая в своем качестве и многообразии широчайший спектр свойств окружающего мира, ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания.
Отражения мира на уровне ощущений присутствуют практически у всех живых существ - от высших до простейших. Генетически ощущения возникли на основе раздражимости, понимаемой как особое свойство нивой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды. Но в отличие от раздражимости, ощущения характеризуются как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, фиксируя тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды.
Ощущения и сохранение их следов нервной системой является природной основой развития психики в филогенезе и онтогенезе. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью. Так, предметная трудовая деятельность может вызвать существенные изменения чувствительности /художники способны различать до 200 оттенков одного и того же цвета/.
Возникновение ощущений начинается с воздействия раздражителя на органы чувств. /Рис. 112/.
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и тередают ее в мозг.
Однако для возникновения ощущений недостаточно лишь воздействия материального раздражителя на орган чувств. Необходима некоторая работа самого органа чувств.
Чтобы лучше видеть, слышать, осязать и т.п., человек меняет свое местоположение, позу, наклон, поворачивает в сторону появившегося объекта голову, прищуривается, прислушивается, активно взаимодействует с объектом.
То есть анализатор является системой с обратной связью, которая заключается в изменении функционального состояния рецепторов под влиянием сигналов из соответствующих отделов мозга. Благодаря обратной связи мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.
Многообразие ощущений отражает качественное многообразие окружающего мира. Классификация ощущений может осуществляться по разным основаниям. Наиболее распространено разделение ощущений по модальности, в связи с чем выделяют ощущения зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и другие. Но такая классификация не учитывает существование интермодальных ощущений или синестезий. По характеру отражения и месту раположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействиии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) пропреоцептивные (кинестетические), рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела; 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов внутренних органов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
Экстероцептивные ощущения делятся на 2 подкласса: дистантные /например, зрительные/ и контактные /например, вкусовые/.
Существует и генетическая классификация ощущений, в соответствии с которой выделяют более древнюю - протопатическую - и более молодую, эпикритическую чувствительность. Одна позволяет локализовать объект в пространстве, оценить его размеры, форму, получить сведения о явлении. Это более молодая и совершенная чувствительность, Протопатические ощущения скорее субъективны, всегда окрашены аффективно.
Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов.
Так, зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой ч асти спектра, на световой рецептор глаза, благодаря зрительным ощущениям человек познает освещенность, цвет предметов, их величину, пропорции, конструкцию, объем, пространственное расположение.
Орган слуха - ухо - реагирует на механические воздействия, связанные с периодическими изменениями атмосферного давления в соответствующем диапазоне /звуковая волна/.
Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это самый простой и самый древний вид чувствительности /протопатическая чувствительность/. Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости носа и носоглотки.
Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы /вкусовые почки/, расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике. Вкусовые ощущения разделяются на 4 группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого, Разные участки языка по-разному чувствительны к каждой группе вкусовых ощущений.
Кожная чувствительность, или осязание - это самый широко представленный и распространенный по всему телу вид ощущений. В их основе лежат механические и термические свойства предмета, воздействующего на поверхность кожи. Любое тактильное ощущение есть комбинация четырех других, более простых видов осязательных ощущений: давления, боли, тепля и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.
Некоторые авторы выделяют в отдельную группу кинестетические ощущения, идущие от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении и рецепторов равновесия, расположенных во внутреннем ухе. Эти ощущения обеспечивают координацию движении, способствуют оценке направления, скорости и расстояния до предметов. Они формируются автоматически вне контроля сознания и регулируют движения на подсознательном уровне.
Итак, все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов - раздражителей. Однако ощущение не возникает сразу, как только нужный стимул начинает действовать на орган чувств, Для того, чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой.
Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает лишь болевое ощущение.
Переход от невоспринимаемых стимулов /не вызывающих ощущения/ к воспринимаемым /порождающим ощущения/ происходит не постепенно, а скачкообразно.
Изменение раздражителя влечет за собой и изменение /увеличение или уменьшение/ силы ощущения. Наименьшая величина изменения силы раздражителя, которая может быть зафиксирована данным органом чувств, называется порогом различения /или относительным порогом/.
Рис. 115 Пороги ощущений
Пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим.
Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая - от условий состояния организма и называется сенсибилизацией. При адаптации:- чувствительность изменяется в сторону повышения и в сторону понижения. При сенсибилизации: - чувствительность меняется только в сторону повышения; - чувствительность зависит от физиологических или психологических состояний самого организма.
Отдельное органы чувств взаимодействуют друг с другом это взаимодействие может протекать в двух формах:
отдельные ощущения могут влиять друг на друга, т.е. работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств;
органы чувств могут работать вместе, обуславливая новый вид чувствительности, при которой качества ощущение одного вида /например, слуховых/ переносятся на другой вид ощущений /например, зрительный/. Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией. /Например, «цветной слух»/.
Вопросы:
Литература:
Восприятие - форма целостного психического отражения предметов или явлений, объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на рецепторные поверхности органов чувств.
В ходе восприятия происходит группировка отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в себя» В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека. Уже на уровне восприятия происходит первичный анализ воспринимаемой ситуации, всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам
Классификация восприятие осуществляется на основе преобладания того или иного анализатора в перцептивной деятельности. В соответствии с этим выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестетические восприятия.
Всякое восприятие включает двигательный /моторный/ компонент /в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д./. Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта, как систему перцептивных действий
Восприятие человека предметно и осмысленно. Сведения о внешнем мире, получаемые благодаря восприятию, относятся к объектам этого мира.
Предметность выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений о внешнем мире, получаемых благодаря восприятию, к объектам этого мира. Это свойство восприятия лежит в основе его ориентирующей и регулирующей функции в практической деятельности человека. Несмотря на то, что восприятие возникает при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мыслительными процессами; сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, отнести к известной группе, классу, обобщить его в слове.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Несмотря на то, что восприятие включает в себя отдельные ощущения, мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру.
Восприятие характеризуется константностью, т.е. способностью перцептивной системы компенсировать все те изменения, которые постоянно происходят с окружающими объектами, благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п.
Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не в состоянии воспринимать их все одновременно. Из огромного числа воздействий в данный момент выделяются с большей отчетливостью и осознанностью лишь некоторые. Избирательность восприятия зависит главным образом от интересов и установок личности.
Рис.116 Структура перцептивного действия
Классификация восприятий осуществляется на основе преобладания того или иного анализатора в перцептивной деятельности. В соответствии с этим выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестетические восприятия.
Такая зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией.
Влияние прошлого опыта человека на восприятие приводит к тому, что один и тот же предмет может восприниматься по-разному разными людьми. Чем больше опыт человека, чем большим объемом знаний он обладает, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете о
Разнообразие предметного мира порождает выделение таких специализированных по объему и содержанию восприятия, как восприятия пространства, времени, восприятия человека человеком. Эти виды восприятия выделяются в силу содержания самой предметной деятельности.
Рис. 118 Векторы восприятия пространства
В познании пространственных свойств объектов ведущую роль иг рает зрительно-двигательная функциональная система восприятия при рассматривании, а также нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т.д 0
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки.
Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлении или событий действительности.
Физиологической основой восприятия времени является ритмичес кая смена возбуждения и торможения в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга.
Восприятие времени во многом определяется содержанием дея тельности, характером переживаний. Время, заполненное значи мыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало и они малосущественны, минуты кажутся часами. При воспоминаниях же о событиях прошлого - напротив, время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно растягивают временные промежутки.
Восприятие движений - это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно является важнейшим элементом ориентировки человека в окружающей среде.
Восприятие человека человеком, или межличностное восприятие отличается большей пространственностью, более выраженной оценоч ной стороной, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.
Рис. 119 Психологические механизмы социальной перцепции
Однако не всегда восприятие дает человеку адекватное отражение предметов объективного мира. Существуют так называемые "ошибки" в восприятии или зрительные иллюзии. Причины их различны. Это и практический опыт человека, и особенности анализаторов, и изменение условий восприятия.
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед