План:
Литература:
Образы внешнего мира, возникающие в процессе постоянного взаимодействия человека со средой не исчезают бесследно. Они оставляют "след", который может сохраняться в течение неопределенного длительного времени. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания, называются памятью.
Традиционно память изучается в системе познавательных процессов, но она является той основой, на которой строится любое психическое явление. Распад памяти - это распад личности, ведь все ее отношения, навыки» привычки, желания, притязания существуют благодаря памяти.
Итак, память - это запачатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прежнего опыта.
Основаниями для классификации процессов памяти могут быть:
Характер психической активности. /Рис. 120/.
Рис. 120 Виды памяти.
Образная память – это память на пердставления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. В соответствии с мо дальностью ведущего анализатора различают зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную, обонятельную память. Зрительная и слуховая память играют важнейшую роль в жизненной ориентировке человека. Своеобразным феноменом образной памяти является так называемая «эй детическая память» Эйдетизм - это способность человека к сохране нию и воспроизведению чрезвычайного, живого и детального образа воспринятых, ранее предметов и схем..
Содержанием словесно-логической памяти является содержание мыслительных процессов: смысл событий, логика доказательства, смысл читаемого текста и т.п. При этом второстепенные детали не воспроизводятся.
Эмоциональная память - это память на чувства» Так как эмоции играют большую роль в регуляции поведения, пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, побуждающие к определенным действиям или удерживающие от них.
Моторная память - это запоминание, сохранение и воспроизведе ние различных, движений и их совокупностей. Эта память служит основой для формирования различных, практических навыков от ходьбы, письма до сложнейших трудовых операций.
II . Характер целей деятельности, наличие или отсутствие специальной мнемической задачи.
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольную память. Результаты непроизвольного запоминания зачастую много лучше произвольного. Это касается тех случаев, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятель ности.
Длительность сохранения материала. /Рис. 121/.
Рис. 121. Виды памяти
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение материала, продолжительное удержание знаний, а также умений и навыков. Эта подсистема памяти характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Механизмом ввода этой информации является чаще всего многократное повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной.
Кратковременная память отличается очень кратким сохранением материала после однократного и очень краткого восприятия, а также немедленным воспроизведением.
Средний объем кратковременной памяти ограничен 7+2 единицами интегрированной информации. Этот объем характеризует так называемую механическую память, которая функционирует без включения в процесс запоминания активного мышления.
Механизмом кратковременного запоминания считают временное кодирование, т.е. отражение предназначенной для запоминания информации в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека.
Выделяют еще и оперативную память - запоминание, проявляющееся в конкретной деятельности, действиях, операциях. Содержанием оперативной памяти являются некоторые промежуточные результаты деятельности.
В оперативной памяти образуется как бы смесь из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти.
В памяти людей можно наблюдать большие индивидуальные различия. Они мог/т касаться:
различной скорости запоминания;
прочности сохранения;
легкости воспроизведения.
Индивидуальные особенности порождают существование различных типов памяти. Их выделяют на основе преобладания памяти той или иной модальности:
а/ наглядно-образный тип памяти;
б/ словесно-логический тип памяти;
в/ эмоциональный тип памяти.
Кроме типов и видом памяти выделяют еще ее процессы. Это запоминание /ввод информации в память/, воспроизведение /актуализация/, сохранение /удержание/ и забывание материала. Все эти процессы тесно связаны друг с другом: так, организация запоминания влияет на прочность сохранения, качество сохранения влияет на воспроизведение.
Запоминание - процессы памяти, обеспечивающие удержание материала в ней путем связывания новой информации с прошлым опытом. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импринтинг. При этом человек находится обычно в состоянии сильного эмоционального напряжения.
Различают произвольное запоминание, когда оно определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной специальной мнемической задаче; и непроизвольное запоминание. когда оно лишь сопровождает другую деятельность.
По механизму выделяют логическое и механическое запоминание; по результату - дословное и смысловое.
Сохранение обеспечивает длительное удержание воспринятой информации в памяти в скрытом состоянии. Сохранение зависит от организации мнемических средств, от осмысленности и прочности запоминания, а также от мер, предупреждающих забывание - повторения.
Процесс, противоположный сохранению - забывание. Забывание биологически целесообразно для человека. Темп забывания зависит от:
объема запоминаемого материала;
от его содержания и степени осознанности;
от личностной значимости материала;
от включенности в деятельность
Непроизвольное воспроизведение давно забытого
реминисценция
Формы воспроизведения
Которое осуществляется в отсутствии восприятия объекта
воспоминание
узнавание
Наиболее активная форма воспроизведения, зависит от ясности постановленных целей
Которое возникает при повторном восприятия объекта
узнавание
Воспроизведение - актуализация, возобновление ранее образовавшихся в мозгу связей.Рис. 125 Формы воспроизведения прошлых опытов
Эффективность воспроизведения зависит от применяемого метода - чем больше ситуация воспроизведения напоминает ситуацию запоминания, тем лучше воспроизведение.
Содержанием памяти являются образы предметов и явлений, основанные на прошлом восприятии. Это представления.
В отличие от образов восприятия, они носят более обобщенный характер, так как предполагают интеллектуальную переработку, выделение в предмете существенных признаков, отнесение его к определенной категории; являются следами не одного восприятия, а сложной многоструктурной деятельности.
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед