SpyLOG

5.5. ПАМЯТЬ

План:

Литература:

  1. Гамезо М.Б., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1936.
  2. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986.
  3. Смирнов А.А. Избранное психологические труды. Т.П. Психология запоминания. М. : Педагогика, 1987.
  4. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М .: изд-во МГУ, 1976.
  5. Фресс Л., Пиаже Ж,. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1973. Вып. IV .
  6. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1978.
  7. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: Учебно-методическое пособие. М., 1985.

Образы внешнего мира, возникающие в процессе постоянного взаимодействия человека со средой не исчезают бесследно. Они ос­тавляют "след", который может сохраняться в течение неопределен­ного длительного времени. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в дея­тельности или возвращение в сферу сознания, называются памятью.

Традиционно память изучается в системе познавательных процес­сов, но она является той основой, на которой строится любое психи­ческое явление. Распад памяти - это распад личности, ведь все ее отношения, навыки» привычки, желания, притязания существуют благо­даря памяти.

Итак, память - это запачатление, сохранение и последующее вос­произведение того, что было содержанием прежнего опыта.

Основаниями для классификации процессов памяти могут быть:

•  Характер психической активности. /Рис. 120/.

 

Рис. 120 Виды памяти.

 

Образная память – это память на пердставления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. В соответствии с мо­ дальностью ведущего анализатора различают зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную, обонятельную память. Зрительная и слуховая память играют важнейшую роль в жизненной ориентировке человека. Своеобразным феноменом образной памяти является так называемая «эй детическая память» Эйдетизм - это способность человека к сохране­ нию и воспроизведению чрезвычайного, живого и детального образа воспринятых, ранее предметов и схем..

Содержанием словесно-логической памяти является содержание мыслительных процессов: смысл событий, логика доказательства, смысл читаемого текста и т.п. При этом второстепенные детали не воспроизводятся.

Эмоциональная память - это память на чувства» Так как эмоции играют большую роль в регуляции поведения, пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, побуждающие к определенным действиям или удерживающие от них.

Моторная память - это запоминание, сохранение и воспроизведе­ ние различных, движений и их совокупностей. Эта память служит осно­вой для формирования различных, практических навыков от ходьбы, письма до сложнейших трудовых операций.

II . Характер целей деятельности, наличие или отсутствие специ­альной мнемической задачи.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специ­альная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроиз­вольной памятью. Намерение сохранить материал в памяти характери­зует произвольную память. Результаты непроизвольного запоминания зачастую много лучше произвольного. Это касается тех случаев, ког­да оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятель­ ности.

•  Длительность сохранения материала. /Рис. 121/.

 

 

Рис. 121. Виды памяти

 

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение ма­териала, продолжительное удержание знаний, а также умений и навы­ков. Эта подсистема памяти характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Механизмом ввода этой информации является ча­ще всего многократное повторение, которое осуществляется на уров­не памяти кратковременной.

 

Кратковременная память отличается очень кратким сохранением материала после однократного и очень краткого восприятия, а также немедленным воспроизведением.

Средний объем кратковременной памяти ограничен 7+2 единицами интегрированной информации. Этот объем характеризует так называемую механическую память, которая функционирует без включения в процесс запоминания активного мышления.

Механизмом кратковременного запоминания считают временное ко­дирование, т.е. отражение предназначенной для запоминания информа­ции в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека.

Выделяют еще и оперативную память - запоминание, проявляющее­ся в конкретной деятельности, действиях, операциях. Содержанием оперативной памяти являются некоторые промежуточные результаты деятельности.

В оперативной памяти образуется как бы смесь из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памя­ти.

В памяти людей можно наблюдать большие индивидуальные разли­чия. Они мог/т касаться:

•  различной скорости запоминания;

•  прочности сохранения;

•  легкости воспроизведения.

Индивидуальные особенности порождают существование различных ти­пов памяти. Их выделяют на основе преобладания памяти той или иной модальности:

а/ наглядно-образный тип памяти;

б/ словесно-логический тип памяти;

в/ эмоциональный тип памяти.

Кроме типов и видом памяти выделяют еще ее процессы. Это запомина­ние /ввод информации в память/, воспроизведение /актуализация/, сохранение /удержание/ и забывание материала. Все эти процессы тесно связаны друг с другом: так, организация запоминания влияет на прочность сохранения, качество сохранения влияет на воспроизведение.

 

 

 

Запоминание - процессы памяти, обеспечивающие удержание мате­риала в ней путем связывания новой информации с прошлым опытом. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импринтинг. При этом человек находится обычно в состоянии сильного эмоционального напряжения.

Различают произвольное запоминание, когда оно определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной специальной мнемической задаче; и непроизвольное запоминание. когда оно лишь сопровождает другую деятельность.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание; по результату - дословное и смысловое.

Подпись: Состояние организмаПодпись: Состояние организмаПодпись: Состояние организмаПодпись: Состояние организмаПодпись: Состояние организмаПодпись: Количество материалаПодпись: обстановкаПодпись: осмысленностьПодпись: связанностьПодпись: понятностьПодпись: нагладностьПодпись: ритмичность 

 

Сохранение обеспечивает длительное удержание воспринятой информации в памяти в скрытом состоянии. Сохранение зависит от ор­ганизации мнемических средств, от осмысленности и прочности запо­минания, а также от мер, предупреждающих забывание - повторения.

Процесс, противоположный сохранению - забывание. Забывание биологически целесообразно для человека. Темп забывания зависит от:

•  объема запоминаемого материала;

•  от его содержания и степени осознанности;

•  от личностной значимости материала;

•  от включенности в деятельность

Непроизвольное воспроизведение давно забытого

реминисценция

Формы воспроизведения

Которое осуществляется в отсутствии восприятия объекта

воспоминание

узнавание

Наиболее активная форма воспроизведения, зависит от ясности постановленных целей

Которое возникает при повторном восприятия объекта

узнавание

Воспроизведение - актуализация, возобновление ранее образовавшихся в мозгу связей.

Рис. 125 Формы воспроизведения прошлых опытов

 

Эффективность воспроизведения зависит от применяемого метода - чем больше ситуация воспроизведения напоминает ситуацию запомина­ния, тем лучше воспроизведение.

Содержанием памяти являются образы предметов и явлений, осно­ванные на прошлом восприятии. Это представления.

В отличие от образов восприятия, они носят более обобщенный характер, так как предполагают интеллектуальную переработку, выде­ление в предмете существенных признаков, отнесение его к опреде­ленной категории; являются следами не одного восприятия, а сложной многоструктурной деятельности.

 

Вопросы:

  1. Что такое память?
  2. Что такое тип памяти? Какие известны индивидуальные раз­личия в памяти?
  3. Какие виды памяти вам известны?
  4. Какие процессы входят в структуру памяти?
  5. Что является содержанием памяти? Что такое представления?
  6. Чем их отличия от образов восприятия?
  7. В чем заключается принципиальное отличие кратковременной памяти от оперативной?
  8. Какие факторы влияют на продуктивность памяти?
  9. Как, зная общие закономерности памяти, повлиять ее продуктивность?

Назад | Содержание | Вперед