План:
Литература:
Образы внешнего мира, возникающие в процессе постоянного взаимодействия человека со средой не исчезают бесследно. Они оставляют "след", который может сохраняться в течение неопределенного длительного времени. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания, называются памятью.
Традиционно память изучается в системе познавательных процессов, но она является той основой, на которой строится любое психическое явление. Распад памяти - это распад личности, ведь все ее отношения, навыки» привычки, желания, притязания существуют благодаря памяти.
Итак, память - это запачатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прежнего опыта.
Основаниями для классификации процессов памяти могут быть:
Характер психической активности. /Рис. 120/.
Рис. 120 Виды памяти.
Образная память – это память на пердставления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. В соответствии с мо дальностью ведущего анализатора различают зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную, обонятельную память. Зрительная и слуховая память играют важнейшую роль в жизненной ориентировке человека. Своеобразным феноменом образной памяти является так называемая «эй детическая память» Эйдетизм - это способность человека к сохране нию и воспроизведению чрезвычайного, живого и детального образа воспринятых, ранее предметов и схем..
Содержанием словесно-логической памяти является содержание мыслительных процессов: смысл событий, логика доказательства, смысл читаемого текста и т.п. При этом второстепенные детали не воспроизводятся.
Эмоциональная память - это память на чувства» Так как эмоции играют большую роль в регуляции поведения, пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, побуждающие к определенным действиям или удерживающие от них.
Моторная память - это запоминание, сохранение и воспроизведе ние различных, движений и их совокупностей. Эта память служит основой для формирования различных, практических навыков от ходьбы, письма до сложнейших трудовых операций.
II . Характер целей деятельности, наличие или отсутствие специальной мнемической задачи.
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольную память. Результаты непроизвольного запоминания зачастую много лучше произвольного. Это касается тех случаев, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятель ности.
Длительность сохранения материала. /Рис. 121/.
Рис. 121. Виды памяти
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение материала, продолжительное удержание знаний, а также умений и навыков. Эта подсистема памяти характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Механизмом ввода этой информации является чаще всего многократное повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной.
|
Кратковременная память отличается очень кратким сохранением материала после однократного и очень краткого восприятия, а также немедленным воспроизведением.
Средний объем кратковременной памяти ограничен 7+2 единицами интегрированной информации. Этот объем характеризует так называемую механическую память, которая функционирует без включения в процесс запоминания активного мышления.
Механизмом кратковременного запоминания считают временное кодирование, т.е. отражение предназначенной для запоминания информации в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека.
Выделяют еще и оперативную память - запоминание, проявляющееся в конкретной деятельности, действиях, операциях. Содержанием оперативной памяти являются некоторые промежуточные результаты деятельности.
В оперативной памяти образуется как бы смесь из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти.
В памяти людей можно наблюдать большие индивидуальные различия. Они мог/т касаться:
различной скорости запоминания;
прочности сохранения;
легкости воспроизведения.
Индивидуальные особенности порождают существование различных типов памяти. Их выделяют на основе преобладания памяти той или иной модальности:
а/ наглядно-образный тип памяти;
б/ словесно-логический тип памяти;
в/ эмоциональный тип памяти.
Кроме типов и видом памяти выделяют еще ее процессы. Это запоминание /ввод информации в память/, воспроизведение /актуализация/, сохранение /удержание/ и забывание материала. Все эти процессы тесно связаны друг с другом: так, организация запоминания влияет на прочность сохранения, качество сохранения влияет на воспроизведение.

Запоминание - процессы памяти, обеспечивающие удержание материала в ней путем связывания новой информации с прошлым опытом. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импринтинг. При этом человек находится обычно в состоянии сильного эмоционального напряжения.
Различают произвольное запоминание, когда оно определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной специальной мнемической задаче; и непроизвольное запоминание. когда оно лишь сопровождает другую деятельность.
По механизму выделяют логическое и механическое запоминание; по результату - дословное и смысловое.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Сохранение обеспечивает длительное удержание воспринятой информации в памяти в скрытом состоянии. Сохранение зависит от организации мнемических средств, от осмысленности и прочности запоминания, а также от мер, предупреждающих забывание - повторения.
Процесс, противоположный сохранению - забывание. Забывание биологически целесообразно для человека. Темп забывания зависит от:
объема запоминаемого материала;
от его содержания и степени осознанности;
от личностной значимости материала;
от включенности в деятельность
Непроизвольное воспроизведение давно забытого
реминисценция
Формы воспроизведения
Которое осуществляется в отсутствии восприятия объекта
воспоминание
узнавание
Наиболее активная форма воспроизведения, зависит от ясности постановленных целей
Которое возникает при повторном восприятия объекта
узнавание
Воспроизведение - актуализация, возобновление ранее образовавшихся в мозгу связей.Рис. 125 Формы воспроизведения прошлых опытов
Эффективность воспроизведения зависит от применяемого метода - чем больше ситуация воспроизведения напоминает ситуацию запоминания, тем лучше воспроизведение.
Содержанием памяти являются образы предметов и явлений, основанные на прошлом восприятии. Это представления.
В отличие от образов восприятия, они носят более обобщенный характер, так как предполагают интеллектуальную переработку, выделение в предмете существенных признаков, отнесение его к определенной категории; являются следами не одного восприятия, а сложной многоструктурной деятельности.
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед