План:
Литература:
В психологии мышление определяют обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Являясь высшим познавательным процессом, мышление неразрывно связано с ощущениями и восприятием, с которых собственно и начинается познавательная деятельность. Через ощущения и восприятие мышление непосредственно связано с внешним миром. Но если на чувственной ступени познания внешнее воздействие приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании прямо и непосредственно, т.е. образ возникает в процессе его восприятия, то отражение окружающего мира на уровне мышления осуществляется опосредованно через понятие, слово с помощью системы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации. /Рис. 126/.
Возникновение опосредованной формы отражения действительности является важным моментом в эволюции психики. Оно позволило субъекту "оторваться", эмансипироваться от конкретной ситуации и безгранично расширило его возможности. Благодаря мышлению человек познает не только то, что непосредственно воспринимает, или может воспринимать, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения и других мыслительных операций.
Являясь непосредственным выражением ситуации, чувственные образы не выходят за ее пределы, а значит, не позволяют до конца расчленить общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым объектом. Осуществляясь с помощью своих операции, мышление обеспечивает дальнейшее, более глубокое познание мира, позволяя познавать не только явления, но и их сущность.
Существенное особенностью мышления является его неразрывная связь с речью, которая выступает как его материальная основа. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь и протекает в форме внутренних речевых, процессов.
Мышление, опирающееся лишь на непосредственно воспринимаемый образ носит примитивный характер, так как не позволяет субъекту выйти, за пределы этого образа и наглядно-действенного оперирования с ним.
Другой важной особенностью мышления, отличающей его от остальных познавательных процессов, является то, что оно всегда носит целенаправленный, произвольный характер. Любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, на поиск ответа на вопрос так или иначе возникающий в нашем сознании. Обычно решение мыслительной задачи проходит в несколько этапов: возникновение проблемы, построение различных гипотез возможного решения, проверка решения.
Более развернутая схема мыслительного процесса представлена на рис. 127.
В зависимости от стиля действенной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществляться различными способами. Наиболее примитивным /и наименее эффективным/
решения мыслительных: задач, обеспечивающими накопление опыта и создающими условия для умственного развития человека являются пассивное использование алгоритма /обеспечивает высокую эффективность при решении однотипных задач/; целенаправленное переструктурирование условия задачи /обеспечивает высокую эффективность в том случае, если новую задачу можно разбить на ряд подзадач, алгоритм решения которых хорошо известен/; активное применение алгоритма; эвристические способы решения /выход за пределы имеющихся алгоритмов и построение новых алгоритмов решения задачи/.
По разным основаниям в психологии выделяют несколько видов мышления. /Рис. 128/.
Наглядно-действенное мышление - наиболее простая форма мышления, возникающая в практической деятельности и неразрывно с ней связанная. Наглядно-действенное мышление является основой для формирования более сложных форм мышления.
Наглядно-образное мышление является более сложной по сравнению с наглядно-действенной формой мышления. Она связана с переходом от непосредственного оперирования с познаваемым объектом к оперированию с образами этого объекта. То есть, наглядно-образное мышление опирается на образы и представления, а сами мыслительные операции протекают во внутреннем плане.
Наиболее сложной формой мышления полностью протекающей во внутреннем плане и не предающейся в опоре на внешний образ является абстрактно-логическое /словесно-логическое/ мышление. Оно осуществляется с помощью логических операций с понятиями.
Теоретическое понятийное мышление характеризуется тем, что в ходе решения мыслительной задачи человек использует уже готовые знания, выраженные в понятиях, суждениях, умозаключениях и не обращается непосредственно к опытному изучению действительности.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который используется для решения мыслительной задачи являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы и представления.
Оба вида теоретического мышления в действительности существуют одновременно в едином мыслительном потоке дополняя друг друга, раскрывая разные стороны познаваемого бытия.
Практическое мышление направлено, как правило, на разрешение частных конкретных задач, возникающих в реальной жизни. Практическое мышление /реализуемое в обеих его формах/ всегда связано с конкретной действительностью и его результаты проверяются практикой здесь и теперь.
Дискурсивное /аналитическое/ мышление характеризуется тем, что отдельные его этапы четко выражены и полностью осознаются; при необходимости они легко вербализуются. Б чистом виде аналитическое мышление принимает форму строгого дедуктивного вывода, дискурсивное мышление всегда протекает в форме развернутых речевых внутренних рассуждений.
Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы, оно носит свернутый, в основном неосознаваемый характер. Человеку в этом случае представлен в сознании лишь результат интуитивного мышления.
Интуитивное и дискурсивное мышления дополняют друг друга. Интуиция означает акт одномоментного «схватывания» структуры задачи или ситуации, однако правильность /или ошибочность/ интуитивных догадок устанавливается с помощью аналитического /дискурсивного/ мышления.
Репродуктивное /воспроизводящее/ мышление, в решении мыслительных задач заключается в воспроизводстве и применении готовых и хорошо усвоенных знаний и умений. Как правило, репродуктивное мышление не выходит за пределы наличных условий данной мыслительной задачи.
Продуктивное /творческое/ мышление характеризуется созданием принципиально нового мыслительного продукта. Творческое мышление всегда носит инновационный характер, т.е. по ходу решения мыслительной задачи меняются и способы ее решения. Новообразование, возникающей внутри творческой мыслительной деятельности касается мотивации, целей, оценок, смыслов и т.п. Именно поэтому результаты творческого мышления всегда шире чем условия задачи, решаемой субъектом. Творчество - это всегда выход за пределы наличной ситуации.
Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. Б то же время решение даже самой простой конкретной практической задачи требует словесных обобщений и опирается на них.
Однако в зависимости от ее характера, в мышлении человека преобладает тот или иной вид мыслительной деятельности. Именно этот факт и дает основания для выделения различных видов мышления.
Особенности мышления каждого конкретного человека, проявляющиеся по-разному на различных этапах решения мыслительной задачи, показывают глубинную зависимость индивидуального мышления от личностных особенностей человека. Свойства личности человека, которые устойчиво характеризуют его мыслительную деятельность, принято называть качествами ума. Принято выделять:
Самостоятельность ума - умение использовать индивидуальный и общественный опыт, независимость собственной мысли.
Критичностъ ума заключается в способности объективно оценивать себя и других.
Гибкость ума - построение и проверка гипотез, умение находить пути решения задачи.
Глубина ума - способность анализировать, сравнивать, находить существенное»
Пытливость ума - стремление к постоянному поиску наиболее эффективного решения.
Широта, ума - разносторонность подходов к решению задачи.
Мышление разных людей может различаться не только преобладающим типом мыслительной деятельности или качествами ума, зависящими от личностных особенностей, но и уровнем развития.
Существует несколько критериев умственного развития.
Первый /и далеко не самый надежный/ - это запас знаний, доступный, свободному оперированию.
Второй показатель - системность знаний.
Третий - владение рациональными приемами умственной деятельности, сформированность интеллектуальных умений. О сформированных интеллектуальных умениях у человека можно говорить тогда, если в его мышлении проявляются критичность, самостоятельность, продуктивность, гибкость и др.
Вопросы :
Назад | Содержание | Вперед