SpyLOG

5.6. МЫШЛЕНИЕ

План:

Литература:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. /Избр.психол.исследования. М.: изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 119-122.
  2. Мышление: процесс, деятельность, общение /Отв.ред. А.Б.Грушинский. М.: Наука, 1982, С. 5-80.
  3. Рубинштейн С.Д. О мышлении и путях его исследования. М.: изд-во АПН СССР, 1958.
  4. Тихомиров О.К. Психология мышления. М 0 : изд-во МГУ, 1984.
  5. Общая психология /Под ред. В.В,Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 238-258.
  6. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд 0 , пере раб. и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 322-347.
  7. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: изд-во МГУ, 1981. С. 60-78.

В психологии мышление определяют обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Являясь высшим познавательным процессом, мышление неразрывно связано с ощущениями и восприятием, с которых собственно и начина­ется познавательная деятельность. Через ощущения и восприятие мыш­ление непосредственно связано с внешним миром. Но если на чувственной ступени познания внешнее воздействие приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании прямо и непосредственно, т.е. образ возникает в процессе его восприятия, то отражение ок­ружающего мира на уровне мышления осуществляется опосредованно че­рез понятие, слово с помощью системы мыслительных операций: ана­лиза, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, системати­зации, классификации. /Рис. 126/.

Возникновение опосредованной формы отражения действительности является важным моментом в эволюции психики. Оно позволило субъек­ту "оторваться", эмансипироваться от конкретной ситуации и безгра­нично расширило его возможности. Благодаря мышлению человек позна­ет не только то, что непосредственно воспринимает, или может вос­принимать, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения и других мыслитель­ных операций.

Являясь непосредственным выражением ситуации, чувственные об­разы не выходят за ее пределы, а значит, не позволяют до конца расчленить общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодейст­вия субъекта с познаваемым объектом. Осуществляясь с помощью своих операции, мышление обеспечивает дальнейшее, более глубокое позна­ние мира, позволяя познавать не только явления, но и их сущность.

Существенное особенностью мышления является его неразрывная связь с речью, которая выступает как его материальная основа. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь и протекает в форме внутренних речевых, процессов.

Мышление, опирающееся лишь на непосредственно воспринимаемый образ носит примитивный характер, так как не позволяет субъекту выйти, за пределы этого образа и наглядно-действенного оперирова­ния с ним.

Другой важной особенностью мышления, отличающей его от ос­тальных познавательных процессов, является то, что оно всегда но­сит целенаправленный, произвольный характер. Любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, на поиск ответа на вопрос так или иначе возникающий в нашем сознании. Обыч­но решение мыслительной задачи проходит в несколько этапов: воз­никновение проблемы, построение различных гипотез возможного ре­шения, проверка решения.

Более развернутая схема мыслительного процесса представлена на рис. 127.

В зависимости от стиля действенной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществ­ляться различными способами. Наиболее примитивным /и наименее эф­фективным/

решения мыслительных: задач, обеспечивающими накопление опы­та и создающими условия для умственного развития человека являют­ся пассивное использование алгоритма /обеспечивает высокую эффек­тивность при решении однотипных задач/; целенаправленное переструк­турирование условия задачи /обеспечивает высокую эффективность в том случае, если новую задачу можно разбить на ряд подзадач, алго­ритм решения которых хорошо известен/; активное применение алго­ритма; эвристические способы решения /выход за пределы имеющихся алгоритмов и построение новых алгоритмов решения задачи/.

По разным основаниям в психологии выделяют несколько видов мышления. /Рис. 128/.

Наглядно-действенное мышление - наиболее простая форма мыш­ления, возникающая в практической деятельности и неразрывно с ней связанная. Наглядно-действенное мышление является основой для формирования более сложных форм мышления.

Наглядно-образное мышление является более сложной по сравне­нию с наглядно-действенной формой мышления. Она связана с перехо­дом от непосредственного оперирования с познаваемым объектом к оперированию с образами этого объекта. То есть, наглядно-образное мышление опирается на образы и представления, а сами мыслительные операции протекают во внутреннем плане.

Наиболее сложной формой мышления полностью протекающей во внутреннем плане и не предающейся в опоре на внешний образ являет­ся абстрактно-логическое /словесно-логическое/ мышление. Оно осу­ществляется с помощью логических операций с понятиями.

Теоретическое понятийное мышление характеризуется тем, что в ходе решения мыслительной задачи человек использует уже готовые знания, выраженные в понятиях, суждениях, умозаключениях и не об­ращается непосредственно к опытному изучению действительности.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который используется для решения мыслительной задачи являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы и представления.

Оба вида теоретического мышления в действительности существу­ют одновременно в едином мыслительном потоке дополняя друг друга, раскрывая разные стороны познаваемого бытия.

Практическое мышление направлено, как правило, на разрешение частных конкретных задач, возникающих в реальной жизни. Практичес­кое мышление /реализуемое в обеих его формах/ всегда связано с конкретной действительностью и его результаты проверяются практи­кой здесь и теперь.

Дискурсивное /аналитическое/ мышление характеризуется тем, что отдельные его этапы четко выражены и полностью осознаются; при необходимости они легко вербализуются. Б чистом виде аналити­ческое мышление принимает форму строгого дедуктивного вывода, дис­курсивное мышление всегда протекает в форме развернутых речевых внутренних рассуждений.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы, оно носит свернутый, в основном неосознаваемый характер. Человеку в этом случае представлен в сознании лишь результат интуитивного мышления.

Интуитивное и дискурсивное мышления дополняют друг друга. Интуиция означает акт одномоментного «схватывания» структуры за­дачи или ситуации, однако правильность /или ошибочность/ интуи­тивных догадок устанавливается с помощью аналитического /дискур­сивного/ мышления.

Репродуктивное /воспроизводящее/ мышление, в решении мысли­тельных задач заключается в воспроизводстве и применении готовых и хорошо усвоенных знаний и умений. Как правило, репродуктивное мышление не выходит за пределы наличных условий данной мыслитель­ной задачи.

Продуктивное /творческое/ мышление характеризуется созданием принципиально нового мыслительного продукта. Творческое мышление всегда носит инновационный характер, т.е. по ходу решения мысли­тельной задачи меняются и способы ее решения. Новообразование, возникающей внутри творческой мыслительной деятельности касается мотивации, целей, оценок, смыслов и т.п. Именно поэтому результа­ты творческого мышления всегда шире чем условия задачи, решаемой субъектом. Творчество - это всегда выход за пределы наличной си­туации.

Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. При решении задач словесные рассуж­дения опираются на яркие образы. Б то же время решение даже самой простой конкретной практической задачи требует словесных обобщений и опирается на них.

Однако в зависимости от ее характера, в мышлении человека преобладает тот или иной вид мыслительной деятельности. Именно этот факт и дает основания для выделения различных видов мышления.

Особенности мышления каждого конкретного человека, проявля­ющиеся по-разному на различных этапах решения мыслительной задачи, показывают глубинную зависимость индивидуального мышления от лич­ностных особенностей человека. Свойства личности человека, кото­рые устойчиво характеризуют его мыслительную деятельность, приня­то называть качествами ума. Принято выделять:

Самостоятельность ума - умение использовать индивидуальный и общественный опыт, независимость собственной мысли.

Критичностъ ума заключается в способности объективно оцени­вать себя и других.

Гибкость ума - построение и проверка гипотез, умение нахо­дить пути решения задачи.

Глубина ума - способность анализировать, сравнивать, нахо­дить существенное»

Пытливость ума - стремление к постоянному поиску наиболее эффективного решения.

Широта, ума - разносторонность подходов к решению задачи.

Мышление разных людей может различаться не только преоблада­ющим типом мыслительной деятельности или качествами ума, завися­щими от личностных особенностей, но и уровнем развития.

Существует несколько критериев умственного развития.

Первый /и далеко не самый надежный/ - это запас знаний, дос­тупный, свободному оперированию.

Второй показатель - системность знаний.

Третий - владение рациональными приемами умственной деятель­ности, сформированность интеллектуальных умений. О сформированных интеллектуальных умениях у человека можно говорить тогда, если в его мышлении проявляются критичность, самостоятельность, продук­тивность, гибкость и др.

 

Вопросы :

  1. Что означает целенаправленность, опосредованность и обобщенность мышления? Дайте определение мышления.
  2. Назовите и охарактеризуйте виды мышления.
  3. В чем заключается принципиальное отличие словесно-логическое мышления от наглядно- действенного и наглядно-образного?
  4. Назовите основные характеристики творческого мышления и раскройте их смысл.
  5. Как протекает мышление в процессе решения задач? Какова структура мыслительной деятельности в этом процессе?
  6. Что такое качество ума? Охарактеризуйте их.

Назад | Содержание | Вперед