План:
Литература:
В структуре познавательной деятельности человека особое место занимает воображение или фантазия» Воображением называют психический процесс, сущность которого заключается в создании новых образов /представлений/ предметов, ситуаций путем переработки материала восприятий и представлений, накопленных прежним опытом.
Говоря о воображении, обычно подчеркивают его исключительную принадлежность человеческой психике. Дело в том, что важнейшее значение воображения состоит в представлении результатов труда до его начала, причем не только конечных, но и промежуточных продуктов труда. В этом проявляется ориентировочная, направляющая функция воображения и в этом состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Участие воображения в процессе труда тем значительнее, чем больше творчества в этом труде. Как своеобразная форма отражения, воображение дает возможность осуществить выход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, "оживляет" то, что было ранее.
Образы воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Эти образы в известном смысле предвосхищают результаты деятельности или служат средством разрешения определенных умственных задач. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, составляет главный момент творческого воображения. Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов-представлений /воображение/ и организованная система понятий /мышление/.
Если об исходных данных известно многое, то ход решения задачи подчиняется в основном законам мышления, если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения.
На активное и пассивное воображения разделяют его по степени выраженности активности.
Для пассивного воображения характерно создание образов, которые никогда не воплощаются в жизнь или не могут быть осуществлены. Иными словами, здесь воображение заменяет собой деятельность, выступая ее суррогатом, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.
Пассивное воображение монет быть преднамеренным, и тогда говорят о грезах - образах воображения, не связанных с волей, которая способствовала бы их воплощению в жизнь. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в состоянии аффекта, при временном бездействии.
Активное воображение разделяют на творческое и воссоздающее. Воссоздающее воображение - это создание образов по их описанию, а творческое - это создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом; эти образы реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Именно этот вид воображения является неотъемлемой частью технического, художественного и других видов творчества.
Мечта - особый вид воображения. Ее можно рассматривать как форму особой внутренней деятельности по созданию образа желаемого будущего.
Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, результат которой отсрочен. Характеризуя воображение со стороны его механизмов необходимо рассмотреть способы создания образов воображения.
Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых, непривычных неожиданных сочетаниях и связях. Процессы воображения носят аналитико-синтетический характер. Синтез в процессах воображения осуществляется в различных формах:
агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей;
гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта или изменение количества отдельных частей или их смещение;
схематизация - сглаживание, слияние отдельных представлений и выявление между ними черт сходства;
типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе;
заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Особую роль играет фантазия, а именно - творческое воображение в художественном и научном творчестве. Воображение - необходимый элемент творческой деятельности на всех ее этапах.
В художественном творчестве реализуется такая важнейшая особенность воображения как его значительная эмоциональностъ. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, художник, писатель, музыкант заставляют и зрителей, читателей, слушателей страдать, радоваться, переживать вместе с ними.
В научном же творчестве воображению принадлежит решающая роль на ранних: стадиях: изучения научной проблемы, оно нередко ведет к замечательным и гениальным догадкам.
Вопросы :
План:
Литература:
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами его жизни, деятельности и сознания.
Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей - форма общения, опосредованная языком и средство мышления.
В отечественной психологии речь рассматривается как особая, речевая деятельность, выступающая или в виде целостного акта деятельности /если она имеет свою специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности/, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия.
Речь имеет две основные функции - коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является одновременно и средством общения /см. тему "Общение"/, и формой существования мысли, сознания. /Рис. 131/. При этом важно отметить, что обе эти функции взаимодействуют одна в другой и формируются одна через другую.
Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой знания. Через посредство языка и речи формируется мышление ребенка, складывается структура его сознания.
В психологии выделяют несколько видов речи, каждый из которых отличается от других по структуре, мере произвольности, формам регулирования, направленности и функции, использованию вспомогательных неречевых средств. (рис. 132)
Внутренняя речь - "речь для себя" - различные виды языковых значений существующие вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование. /Рис. 133/.
В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интерио-ризации внешней речи.
Внешняя речь - "речь для других" - является, как правило, средством общения и чаще всего является диалогической.
Внешняя устная речь - вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется там, что отдельные компоненты речевого высказывания порождаются и воспринимаются последовательно.
Внешняя письменная речь - вербальное общение при помощи письменных текстов.
Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует графику. Если устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослыми, то для усвоения специфического для письменной речи грамматического и стилистического строя, необходимы специальные условия /обучение в школе, например/. По своему строю письменная речь всегда представляет собой полные, грамматически организованные развернутые структуры.
Аффективная внешняя речь является простейшей формой речи функции которой заключается в передаче или формировании определенного эмоционального состояния /типа: "Ух та!", "А ну-ка, ну-ка..."/.
Важнейшими характеристиками речи человека являются:
- содержательность /объем выраженных мыслей; обеспечивается подготовленностью и общим интеллектуальным уровнем говорящего/;
понятность/обеспечивается способностью говорящего адаптироваться к интеллектуальным возможностям собеседника или слушателей/;
выразительность /эмоциональная насыщенность, обеспечивается владением паралингвистических составляющих речевого выссказывания/;
действенность /влияние на мысли, чувства, ценности, поведение других людей; обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей/.
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед