SpyLOG

5.7. ВООБРАЖЕНИЕ

План:

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Собр.соч., т.2. М.: Педагогика, 1982.
  2. Беркинблит М., Петровский А. Факторы и реальность. М.: Полит­издат, 1968.
  3. Общая психология /Под ред. В.В.Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981.
  4. Общая психология /Под ред. Л.В.Пвтровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986.
  5. Розет И.М. Психология фантазии. Минск: изд-во ун-та, 1991. С. 339.
  6. Страхов К.В. Психология творчества» Саратов, 1968.

В структуре познавательной деятельности человека особое мес­то занимает воображение или фантазия» Воображением называют психический процесс, сущность которого заключается в создании новых образов /представлений/ предметов, ситуаций путем переработки ма­териала восприятий и представлений, накопленных прежним опытом.

Говоря о воображении, обычно подчеркивают его исключительную принадлежность человеческой психике. Дело в том, что важнейшее значение воображения состоит в представлении результатов труда до его начала, причем не только конечных, но и промежуточных продук­тов труда. В этом проявляется ориентировочная, направляющая функ­ция воображения и в этом состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Участие воображения в процессе труда тем значительнее, чем больше творчества в этом тру­де. Как своеобразная форма отражения, воображение дает возможность осуществить выход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, "оживляет" то, что было ра­нее.

Образы воображения формируются в процессе мысленного конст­руирования таких объектов, прообразы которых не существуют в ок­ружающей среде. Эти образы в известном смысле предвосхищают ре­зультаты деятельности или служат средством разрешения определен­ных умственных задач. Преобразование наличного наглядного матери­ала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, сос­тавляет главный момент творческого воображения. Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов-представлений /воображение/ и ор­ганизованная система понятий /мышление/.

Если об исходных данных известно многое, то ход решения зада­чи подчиняется в основном законам мышления, если же данные с тру­дом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения.

На активное и пассивное воображения разделяют его по степени выраженности активности.

Для пассивного воображения характерно создание образов, кото­рые никогда не воплощаются в жизнь или не могут быть осуществлены. Иными словами, здесь воображение заменяет собой деятельность, выс­тупая ее суррогатом, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.

Пассивное воображение монет быть преднамеренным, и тогда говорят о грезах - образах воображения, не связанных с волей, кото­рая способствовала бы их воплощению в жизнь. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в состоянии аффекта, при времен­ном бездействии.

Активное воображение разделяют на творческое и воссоздающее. Воссоздающее воображение - это создание образов по их описанию, а творческое - это создание новых образов, требующих отбора материа­ла в соответствии с замыслом; эти образы реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Именно этот вид воображения явля­ется неотъемлемой частью технического, художественного и других видов творчества.

Мечта - особый вид воображения. Ее можно рассматривать как форму особой внутренней деятельности по созданию образа желаемого будущего.

Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, результат которой отсрочен. Характеризуя воображение со стороны его механизмов необходимо рассмотреть способы создания образов воображения.

Воображение, фантазия - это отражение реальной действительнос­ти в новых, непривычных неожиданных сочетаниях и связях. Процессы воображения носят аналитико-синтетический характер. Синтез в про­цессах воображения осуществляется в различных формах:

•  агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей;

•  гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта или изме­нение количества отдельных частей или их смещение;

•  схематизация - сглаживание, слияние отдельных представлений и выявление между ними черт сходства;

•  типизация - выделение существенного, повторяющегося в одно­родных явлениях и воплощение его в конкретном образе;

•  заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Особую роль играет фантазия, а именно - творческое воображе­ние в художественном и научном творчестве. Воображение - необходи­мый элемент творческой деятельности на всех ее этапах.

В художественном творчестве реализуется такая важнейшая осо­бенность воображения как его значительная эмоциональностъ. Пережи­вая чувства и воплощая их в художественные образы, художник, пи­сатель, музыкант заставляют и зрителей, читателей, слушателей страдать, радоваться, переживать вместе с ними.

В научном же творчестве воображению принадлежит решающая роль на ранних: стадиях: изучения научной проблемы, оно нередко ведет к замечательным и гениальным догадкам.

 

Вопросы :

  1. Чем отличается воображение от других: познавательных про­цессов? Что такое воображение?
  2. Какие виды воображения вам известны? Приведите примеры каждого из них.
  3. Какое значение имеет воображение для практической деятель­ности человека?
  4. Что общего между творческим воображением и творческим мышлением?
  5. Какие известны приемы создания творческих образов?
  6. Дайте общую характеристику воображения как познавательного процесса.

 

5.8.РЕЧЬ В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

План:

Литература:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр.соч. Т.2. М.: Педагоги­ка, С. 6-361.
  2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. С. 158.
  3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. // В защиту живого слова. Сост. В.Я.Коровина. М., 1966. С. 78-92.
  4. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1971. С. 135.
  5. Люблинская А.А. Детская психология /Учебн. пособие для пед. инст. М., 1971.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами его жизни, деятельности и сознания.

Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преоб­разующей деятельности людей - форма общения, опосредованная языком и средство мышления.

В отечественной психологии речь рассматривается как особая, речевая деятельность, выступающая или в виде целостного акта дея­тельности /если она имеет свою специфическую мотивацию, не реали­зуемую другими видами деятельности/, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятель­ности или речевого действия в принципе совпадает со структурой лю­бого действия.

Речь имеет две основные функции - коммуникативную и сигнифи­кативную, благодаря которым речь является одновременно и средст­вом общения /см. тему "Общение"/, и формой существования мысли, сознания. /Рис. 131/. При этом важно отметить, что обе эти функ­ции взаимодействуют одна в другой и формируются одна через другую.

Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой эле­ментарной формой знания. Через посредство языка и речи формирует­ся мышление ребенка, складывается структура его сознания.

 

В психологии выделяют несколько видов речи, каждый из которых отличается от других по структуре, мере произвольности, формам регулирования, направленности и функции, использованию вспомогательных неречевых средств. (рис. 132)

Внутренняя речь - "речь для себя" - различные виды языковых значений существующие вне процесса реальной коммуникации. Выделя­ют три основных типа внутренней речи: внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование. /Рис. 133/.

 

В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интерио-ризации внешней речи.

Внешняя речь - "речь для других" - является, как правило, средством общения и чаще всего является диалогической.

Внешняя устная речь - вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется там, что отдельные компоненты речевого высказывания порождаются и воспринимаются последовательно.

Внешняя письменная речь - вербальное общение при помощи пись­менных текстов.

Письменная речь отличается от устной не только тем, что ис­пользует графику. Если устная речь формируется в процессе естест­венного общения ребенка со взрослыми, то для усвоения специфичес­кого для письменной речи грамматического и стилистического строя, необходимы специальные условия /обучение в школе, например/. По своему строю письменная речь всегда представляет собой полные, грамматически организованные развернутые структуры.

Аффективная внешняя речь является простейшей формой речи функ­ции которой заключается в передаче или формировании определенного эмоционального состояния /типа: "Ух та!", "А ну-ка, ну-ка..."/.

Важнейшими характеристиками речи человека являются:

- содержательность /объем выраженных мыслей; обеспечивается подготовленностью и общим интеллектуальным уровнем говорящего/;

понятность/обеспечивается способностью говорящего адапти­роваться к интеллектуальным возможностям собеседника или слушате­лей/;

•  выразительность /эмоциональная насыщенность, обеспечивает­ся владением паралингвистических составляющих речевого выссказывания/;

•  действенность /влияние на мысли, чувства, ценности, поведе­ние других людей; обеспечивается учетом индивидуальных особеннос­тей слушателей/.

 

Вопросы:

  1. Что такое речь? Дайте определение.
  2. Какая функция речи наиболее тесно связана с мышлением?
  3. Чем отличается структура внутренней речи от структуры внешней речи?
  4. Как взаимосвязаны внешние и внутренние речи?
  5. Назовите характеристики речи конкретного человека.
  6. Какова роль речевых процессов в решении мыслительных задач?

Назад | Содержание | Вперед