SpyLOG

6. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

6.1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

План:

Литература:

  1. Василюк Ф.Л. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М,: изд-во МГУ, 1984. С. 31-77, 156-176.
  2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: изд-во МГУ, 1976. С. 28-34, 78-135.
  3. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмо­ций. В кн.: Психология эмоций: тексты. М., 1984. С. 3-18.
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. С. 193-
  5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. С. 23-126.
  6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. В кн.: Психология эмоции: тексты. М., 1984. С. 164.
  7. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб, и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 366-384.
  8. Общая психология /Под ред. В.В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 293-314.

Эмоции - особые классы психических процессов, отражающих в форме непосредственных переживаний удовольствие-неудовольствие, приятного-наприятного, процесс и результаты практической деятель­ности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку все, что делает человек, в конечном счете, направлено на удовлетворение его разнообразных потребностей, любые проявле­ния активности человека сопровождаются эмоциональными пережива­ниями.

Эмоции выполняют очень важную сигнальную функцию: не неся непосредственно никакой информации о внешних объектах их связях и о самой ситуации их существования, они отражают отношения между мотивами деятельности и ее результатами. То есть эмоции отражают значение предметов и явлений «для меня».

В структуре эмоциональных процессов можно выделить три ос­новных компонента, эмоциональное возбуждение, знак эмоций, сте­пень контроля эмоций. /Рис. 134/.

 

Рис. 134 Компоненты эмоциональных процессов

Эмоциональные процессы и состояния выполняют несколько важных функций: сигнальная, мобилизационная, регулятивная.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек делятся на собственно эмоции, аффекты, чувства и настроения.

Эмоции - непосредственное, временное переживание какого-ни­будь более постоянного чувства. Различают стенические и астени­ческие эмоции»

Аффект - особо выраженное эмоциональное состояние, сопровож­даемое видимыми изменениями в поведении человека, который их ис­пытывает. Аффекты характеризуются значительными изменениями соз­нания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания,

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. В отличив от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных аспектов окружающей среды, чувства свя­заны с переживаниями сложных явлений, событий, людей, ситуации.

Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека* Основными источниками настроений являются удовлетворенность или неудовлет­воренность всем ходом жизни, в частности тем, как складываются от­ношения человека со своими ближайшими людьми, как разрешаются проблемы и трудности, возникающие в жизни.

На сегодняшний день в психологии сосуществуют несколько теорий, по-разному отвечающих на вопрос о происхождении эмоций. Наиболее известными из них являются теория Ч.,Дарвина, фиксиру­ющая прежде всего сигнально - коммуникативную функцию эмоций; тео­рия Джеймса-Ланге /У.Джеймс и К.Ланге/, основная идея которой заключается в том, что эмоции возникают и изменяются в соответст­вии с изменениями физиологического характера, происходящими в ор­ганизме.

Теория эмоций Л.Фестингера, связавшая возникновение эмоций и характер с реализацией или нереализацией субъективной програм­мы /когнитивный диссонанс/; когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера связывает их возникновение с памятью и мотиваци­ей. Советский физиолог П.В. Симонов предложил теорию эмоций, свя­зывающих потребность и необходимую для ее удовлетворения информа­цию. Суть этой теории может быть кратко выражена формулой:

Э   =  F  (П 1  (И Н  – И С ) , …)

где: Э - эмоция, ее сила и качество;

П - величина и специфика актуальной потребности;

И Н - информация о средствах необходимых для удовлетворения

данной потребности;

И С - информация о средствах, которыми человек в данный момент располагает.

Каждая из этих теорий, по-своему «схватывающая» момент воз­никновения эмоций, в той или иной степени может считаться научно респектабельной.

 

Вопросы:

  1. Охарактеризуйте особенности эмоциональной сферы личности. 
  2. Какие виды эмоциональных переживаний вам известны? Б чем их отличие друг от друга? 
  3. Какую роль играют эмоций, в психической жизни человека? Какие функции эмоций вы можете назвать? 
  4. Каким образам эмоции и чувства влияют на познание и прак­тическую деятельность человека? 
  5. Как психологи объясняют происхождение эмоций? 
  6. Охарактеризуйте различные виды эмоциональных состояний. 

6.2. ВОЛЯ

План:

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М», 1984.
  2. Божович Л.Л., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального поведения //Вопросы психологии. 1976. № 4.
  3. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  4. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
  5. Селиванов Б.Д. Психология волевой активности. Рязань, 1974.
  6. Селиванов Б.Д. Волевая регуляция активности личности //Вопросы психологии. 1982. №4.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

Волевое действие – это действие, необходимыми признаками которого являются осознанность и намеренность, а главным признаком – недостаток побуждения (торможения) и восполнение его.

 

 

 


 


 

Волевые качества личности:

•  целеустремленность - умение человека подчинять свои дейст­вия поставленным целям;

•  настойчивость - умение человека мобилизовать свои возмож­ности для длительной борьбы с препятствиями;

•  выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

•  самостоятельность - умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критичес­ки оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

•  организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;

•  дисциплинированность - сознательное подчинение своего по­ведения общепринятым нормам, установленному порядку.

Эмоционально-волевая регуляция — это и произвольная саморе­гуляция эмоциональных реакций и состояний, и регуляция действий через измерение эмоционального состояния и отношения к действию. /Рис. 141/.

Механизм регуляции - самоконтроль - который предполагает двойственность всех структурных элементов системы регуляции и обеспечивает связь между ними и всей структурой в целом.

Расхождение идеальной и реальной подструктур внутри системы самоконтроля направляет активность личности на устранение обнару­ женного рассогласования, препятствующего достижению результатов деятельности.

Направления этой активности связаны с изменением целей дея­ тельности или с изменением способов достижения целей - тактик, или с изменением самооценки личности своей структуры, т.е. с изме­ нением самой личности. /рис. 142/.

 

Вопросы:

  1. Дайте характеристику проявлений воли в учебной и трудовой деятельности человека.
  2. Что является оппозицией волевого действия?
  3. Какие характеристики волевого действия отражают содержание сознания человека?
  4. Что необходимо для осознанного принятия решения?
  5. Иногда мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение человек вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения.
  6. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать.
  7. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких осо­бенностях воли личности это говорит?
  8. Каков главный механизм эмоционально-волевой регуляции поведения?

Назад | Содержание | Вперед