План:
Литература:
Эмоции - особые классы психических процессов, отражающих в форме непосредственных переживаний удовольствие-неудовольствие, приятного-наприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку все, что делает человек, в конечном счете, направлено на удовлетворение его разнообразных потребностей, любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции выполняют очень важную сигнальную функцию: не неся непосредственно никакой информации о внешних объектах их связях и о самой ситуации их существования, они отражают отношения между мотивами деятельности и ее результатами. То есть эмоции отражают значение предметов и явлений «для меня».
В структуре эмоциональных процессов можно выделить три основных компонента, эмоциональное возбуждение, знак эмоций, степень контроля эмоций. /Рис. 134/.
Рис. 134 Компоненты эмоциональных процессов
Эмоциональные процессы и состояния выполняют несколько важных функций: сигнальная, мобилизационная, регулятивная.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек делятся на собственно эмоции, аффекты, чувства и настроения.
Эмоции - непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Различают стенические и астенические эмоции»
Аффект - особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффекты характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания,
Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. В отличив от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных аспектов окружающей среды, чувства связаны с переживаниями сложных явлений, событий, людей, ситуации.
Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека* Основными источниками настроений являются удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности тем, как складываются отношения человека со своими ближайшими людьми, как разрешаются проблемы и трудности, возникающие в жизни.
На сегодняшний день в психологии сосуществуют несколько теорий, по-разному отвечающих на вопрос о происхождении эмоций. Наиболее известными из них являются теория Ч.,Дарвина, фиксирующая прежде всего сигнально - коммуникативную функцию эмоций; теория Джеймса-Ланге /У.Джеймс и К.Ланге/, основная идея которой заключается в том, что эмоции возникают и изменяются в соответствии с изменениями физиологического характера, происходящими в организме.
Теория эмоций Л.Фестингера, связавшая возникновение эмоций и характер с реализацией или нереализацией субъективной программы /когнитивный диссонанс/; когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера связывает их возникновение с памятью и мотивацией. Советский физиолог П.В. Симонов предложил теорию эмоций, связывающих потребность и необходимую для ее удовлетворения информацию. Суть этой теории может быть кратко выражена формулой:
Э = F (П 1 (И Н – И С ) , …)
где: Э - эмоция, ее сила и качество;
П - величина и специфика актуальной потребности;
И Н - информация о средствах необходимых для удовлетворения
данной потребности;
И С - информация о средствах, которыми человек в данный момент располагает.
Каждая из этих теорий, по-своему «схватывающая» момент возникновения эмоций, в той или иной степени может считаться научно респектабельной.
Вопросы:
План:
Литература:
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий
Волевое действие – это действие, необходимыми признаками которого являются осознанность и намеренность, а главным признаком – недостаток побуждения (торможения) и восполнение его.
|
|
Волевые качества личности:
целеустремленность - умение человека подчинять свои действия поставленным целям;
настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с препятствиями;
выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
самостоятельность - умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;
организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;
дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.
Эмоционально-волевая регуляция — это и произвольная саморегуляция эмоциональных реакций и состояний, и регуляция действий через измерение эмоционального состояния и отношения к действию. /Рис. 141/.
Механизм регуляции - самоконтроль - который предполагает двойственность всех структурных элементов системы регуляции и обеспечивает связь между ними и всей структурой в целом.
Расхождение идеальной и реальной подструктур внутри системы самоконтроля направляет активность личности на устранение обнару женного рассогласования, препятствующего достижению результатов деятельности.
Направления этой активности связаны с изменением целей дея тельности или с изменением способов достижения целей - тактик, или с изменением самооценки личности своей структуры, т.е. с изме нением самой личности. /рис. 142/.
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед