План:
Литература:
Термин "способности" имеет в психологии давнюю и широкую исто рию применения; литература, посвященная психологическому анализу способностей весьма разнообразна. Вместе с тем проблема способностей, особенно ее прикладной аспект, далека от своего окончательно го решения. Эта ситуация нашла свое отражение в одновременном со существовании нескольких интерпретаций термина "способности".
Способности - свойства психики человека, являющиеся сово купностью различных, психических свойств, процессов и состояний.
Способности - высокий уровень развития общих и специаль ных знаний, умений и навыков.
Способности - это то, что не сводится к наличным знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение и эф фективное использование на практике.
В современном психологическом мире под способностями принято понимать индивидуально-психологические особенности личности, явля ющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной дея тельности.
Таким образом, важно различать способности и знания,умения и навыки по отношению к которым способности выступают как возможнос т и их формирования и эффективного исполь зования.
Способности являются прижизненными образованиями, в их развитии и формировании активно участвуют среда и воспитание.
Природной, т.е. физиологической и функциональной, основой способностей, создающей предпосылки их развития, являются задат ки. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, т.е.. задатки многозначны. Задат ки, в отличие от способностей, направленных на содержание конкретной деятельности, ни на что сами по себе не направлены.
Способности являются сложными структурными образованиями. Структуру так или иначе составляет совокупность психических ка честв, обеспечивающих высокую успешность выполнения конкретной деятельности. Так, структура математических способностей совершенно отличается от, например, литературных, художественных или педаго гических способностей.
Личность как носитель определенных психических качеств имеет потенциальные возможности дал развития способностей. Они превращаются в актуальные, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. Но способности не только формируются, проявляются в деятельности, - они только в ней и "существуют". Способность, которая "выпадает" из деятельности, которой человек перестает на практике пользоваться, со временем теряется.
Только благодаря постоянному использованию в деятельности, только благодаря постоянным упражнениям мы подчеживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Таким образом, основными условиями развития способноотей можно назвать наличие задатков, создающих предпосылки формирования способностей, включенность человека в конкретную деятельность, задающую определенный уровень требований к его способностям, и активный характер «использования» им своих способностей.
Вопросы:
Назад | Содержание | Вперед