SpyLOG

7.2. СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ

План:

Литература:

  1. Артемьева Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Еаука, 1977. С.8-47, 94-151.
  2. Бодалев АД. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей //Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 119-124.
  3. Общая психология /Под ред. Б.В.Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 361-377.
  4. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 439-447.
  5. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей. //Вопросы психологии. 1986. Л 3. С. 78-89.
  6. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одарен- ность" //Психол.журнал. 1983. Т.4. № 5. С. 3-11.

Термин "способности" имеет в психологии давнюю и широкую исто­ рию применения; литература, посвященная психологическому анализу способностей весьма разнообразна. Вместе с тем проблема способнос­тей, особенно ее прикладной аспект, далека от своего окончательно­ го решения. Эта ситуация нашла свое отражение в одновременном со­ существовании нескольких интерпретаций термина "способности".

•  Способности - свойства психики человека, являющиеся сово­ купностью различных, психических свойств, процессов и состояний.

•  Способности - высокий уровень развития общих и специаль­ ных знаний, умений и навыков.

•  Способности - это то, что не сводится к наличным знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение и эф­ фективное использование на практике.

В современном психологическом мире под способностями принято понимать индивидуально-психологические особенности личности, явля­ ющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной дея­ тельности.

Таким образом, важно различать способности и знания,умения и навыки по отношению к которым способности выступают как возможнос т и их формирования и эффективного исполь­ зования.

Способности являются прижизненными образованиями, в их разви­тии и формировании активно участвуют среда и воспитание.

Природной, т.е. физиологической и функциональной, основой способностей, создающей предпосылки их развития, являются задат­ ки. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, т.е.. задатки многозначны. Задат­ ки, в отличие от способностей, направленных на содержание конк­ретной деятельности, ни на что сами по себе не направлены.

Способности являются сложными структурными образованиями. Структуру так или иначе составляет совокупность психических ка­ честв, обеспечивающих высокую успешность выполнения конкретной дея­тельности. Так, структура математических способностей совершенно отличается от, например, литературных, художественных или педаго­ гических способностей.

 

Личность как носитель определенных психических качеств имеет потенциальные возможности дал развития способностей. Они превраща­ются в актуальные, когда под влиянием требований деятельности начи­нают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. Но способности не только формируются, проявляются в деятельности, - они только в ней и "су­ществуют". Способность, которая "выпадает" из деятельности, которой человек перестает на практике пользоваться, со временем теряется.

Только благодаря постоянному использованию в деятельности, только благодаря постоянным упражнениям мы подчеживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Таким образом, основными условиями развития способноотей можно назвать наличие задатков, создающих предпосылки формирования способностей, включенность человека в конкретную деятельность, задающую определенный уровень требований к его способностям, и активный характер «использования» им своих способностей.

 

 

Вопросы:

  1. Дайте определение способностей
  2. Что такое общие и специальные способности? Как они соотносятся?
  3. Какова взаимосвязь между способностями человека и совокупностью его знаний, умений и навыков?
  4. Под влиянием каких внешних факторов происходит формирование способностей?
  5. Какие внутренние психические условия необходимы для успешного развития способностей? Что представляют собой природные задатки способностей?
  6. Что такое задатки?

Назад | Содержание | Вперед