SpyLOG

8. ОБЩЕНИЕ И ГРУППЫ

8.1. ОБЩЕНИЕ

План:

Литература:

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982
  2. Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак. М.: Молодая гвардия, 1991. С.. 240.
  3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ ния. М., 1987.
  4. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.: изд-во ЛГ У, 1991. С. 3-21.
  5. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М.Андреевой и А.И.Донцова. М., 1981.
  6. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. ГЛ.: Просвещение, 1986. С. 127-157.
  7. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Новгород: Ай Кью, 1992. 262 с.
  8. Юсупов И.М. , Бевзова Л.В. Учителю об искусстве общения. Фрун­ зе: Мектей, 1990. 48 с.

 

Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности /А.В. Пет ровский/.

Структуру общения образуют виды общения и механизмы их реали­ зации. /Рис. 150/.

Общение как коммуникация.

Коммуникация - обмен информации между людьми, в результате которого прибавляется что-то новое к уже имеющимся представлениям.

Коммуникатор - человек, адресующий информацию другому человеку, а реципиент - тот, кто ее принимает.

Общение как восприятие /перцепция/.

Перцепция - восприятие партнерами друг друга как заслужива­ ющего доверия.

Механизмы восприятия.

Идентификация - это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого объекта.

Рефлексия - осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

Стереотипизация - классификация форм поведения и субъективная интерпретация их причин путем отнесения к явлениям, отвечающим социальным стереотипам.

 

 

Рис. 151

 

Общение как взаимодействие.

Интеракция - обмен действиями, осознанно пли неосознанно направленными на регуляцию позиции партнера.

Каждый контакт - это целостный акт сознания, двигательной реакции и чувства - кооперация сенсорной, мускульной и вегетатив­ной систем человека /Перис Ф., Гудман Р./.

 

 

Коммуникативная компетентность (КК) - - такой уровень обучен ности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе.

Источники и методы формирования КК, имеющие для каждого че­ ловека различную субъективную значимость, представлены на рис.  152 /Ю.Н.Емелъянов/.

Особое значение для формирования имеет жизненный опыт - эмпирические знания, вырабатываемые интуитивным психологом в хо­ де жизни и постоянно проверяемые на практике.

«Проектирование человека» - основная психолого-педагогичес кая проблема /В.А.Сухомлинский/ - формулируется как задача проек тирования воспитывающей среды. Процесс непроизвольного Нормирова­ ния индивидом целостного жизненного опыта определяет "эффект трансситуационного научения". Научение в межличностном контексте предшествует Нормированию структуры личноети, "Я-концепции" и са мооценки, которые также нормируются в межличностном контексте.

 

 

Рис. Источники коммуникативной компетентности и методы неформирования (по Ю.Н. Емельянову)

 

Важным эмпирическим показателем коммуникативной компетент­ ности, по крайней мере, для интуитивного психолога выступает эмпатия.

Такой психологический феномен, как эмпатия, достаточно слож­ ный, связан с сущностными характеристиками функционирования пси­ хики.

Так, коммуникативная функция в сфере сознания реализуется через общение и состоит в обмене замыслами, идеями, образами, т.е. во взаимной презентации субъектами совместной деятельности процесса и результата психического отражения. Коммуникативная Пункция оказывается имплицитно включенной в функции психического отражения и регулирования.

На рис. 153 представлена структура эмпатии. Понятийное поле вокруг центрального понятия "эмпатия" разбито на подмножества, находящиеся между собой в формально-логических отношениях и об­разующих понятийный тетрабазис, каждая сторона которого являет­ ся ведущей и объединяющей для триады ее составляющих.

В современной психолгогии понятие «эмпатия» часто отождествляется с социальной сенситивностью (чувствительностью) – означает способность распознавать мысли и чувства другого, представляя его оценки и самооценки. (Даймонд, Бронфербриннер).

"Эмпатия - -воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу".

Именно такая идентификация выступает источником понимания и предсказания поведения других людей /Маркус/.

Дифференцировка эмпатии как психического процесса произво дится с учетом преобладания в нем одного из компонентов:

а/ когнитивного - в образе, отражающем состояние другой лич­ ности, преобладает рациональное содержание - понимание.

Близко по смыслу интуитивному познанию другой личности /Ши бутани/;

б/ эмоционального - эмоционально окрашенный образ как реак­ ция отзывчивости на переживания другого;

в/ действенного - действенная эмпатия является высшей фор мой межличностных отношений - характеризует нравственную сущность другого человека.

Область подсознательного отражения

сопереживание

синтония

аттракция

Область аффективного регулирования

На рис.155 представлена иерархическая структурно-динамичес­ кая модель эмпатии.

Неосознанная привлекательность одного человека для другого как результат его эмоционального отношения

Инстинктивное созвучие с окружающей средой, «массовое чувство»

Социально обусловленная желательная индивидуальность эмоционально окрашенная реакция

 

Область произвольного регулирования

 

 

 

Рис. 153 Понятийный тетрабазис

Структура эпатии (по Юсупову).

 

 


 

 

Объект переживаний

Субъект эмпатии

Рис. 155 Иерархическая структурно-динамическая модель эмпатии.

 

В данном контексте уделяется большое внимание межличностной ситуации как единице анализа общения.

Межличностная ситуация - "человеческая чувственная деятель­ность" в поле "человек-среда", межличностная ситуация уникальна, поскольку обусловлена субъективными истолкованиями событий участ­ никами общения с последующими действиями, зависимыми от этих ис­толкований. Самовосприятие составляет еще один аспект ситуацион­ного контекста. /Двумерность межличностной ситуации показана на рис.156 с помощью координат a , b -ситуации/.

Тогда в задачу психолога входит изучение психических процес­сов, посредством которых человек определяет и истолковывает для себя происходящие события, выбирает средства и меру участия в них.

На рис.157 показана схема средств вербального и невербаль­ ного общения. Функции речи в общении схематически изображены на рис. 158 . Психологию особенно интересует коммуникативная Функция речи: наличием эмоционально-выразительной Функции общение отли­ чается от коммуникации.

Коммуникативная компетентность на уровне вербального обще­ ния выражается в выборе стиля речи, адекватного одномерной модели типовой ситуации общения /где, с кем, с какой целью?/.

Каждый стиль речи в общении характеризуется ведущими стиле­выми чертами, которые проявляются как в содержании высказывания, так и в его языковом оформлении. /Рис. 159/.

 

 

 

Рис. 157 Средства общения

 


 

Тип речи

Стиль речи

Ситуация общения

Стилевые черты

где

с кем

зачем

разговорный

разговорный

Неофициальная обстановка

1-1

Общение (поговорить)

Непренужденность, расплывчатость, личностный смысл

книжный

научный

Официальная обстановка

1- много

Сообщение (объяснить)

Абстрактность, точность, логичность

книжный

Официально-деловой

Официальная обстановка

1- много

Сообщение (проинструктировать)

Официальность, точность, бесстрастность, объективность

Книжный

Официальная обстановка

------

-----

Воздействие (убедить)

Призывность, эмоциональность

книжный

---

------

-----

Воздействие (изобразить)

Конкретность, образность, эмоциональность

Рис. 159 Психологическая характеристика стилей речи

 

Большинство психологов сходятся во мнении, что словесное об­щение в беседе занимает не менее 35%, более 65% информации пере­ дается с помощью невербальных средств общения. Жест и мимика не­ сут в общении до 40% информации. Ритмически согласованные с инто нацией, ударениями и паузами, жесты выражают и формируют эмоцио­ нальное отношение говорящего .

Итак, в повседневной жизни коммуникативная компетентность человека проявляется в осознании своей "телесности", в практичес­ком овладении языком мимики, жестов и телодвижений. Эмоционально значимые мимические обозначения: прищур век, движения глазных яблок, бровей, движения мускулов на нижней части лица. /Рис. 161/.

 

 


 

Рис. 162 язык мимики

 

 

Вопросы :

  1. Каковы психологические различия в структуре общения на деловом и игровом уровне? 
  2. Назовите источники коммуникативной компетентности личности. 
  3. Дайте психологический анализ межличностной ситуации как единицы анализа общения.
  4. Расположите перечисленные средства общения по их значимости:

5.  Какими чертами характеризуется стиль речи в общении? 

6.  Какие свойства из указанных являются речевыми?

7. Используя таблицу эмоционального значимых мимических обозначений, определите эмоции на рис. 7.

Назад | Содержание | Вперед