План:
Литература:
Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности /А.В. Пет ровский/.
Структуру общения образуют виды общения и механизмы их реали зации. /Рис. 150/.
Общение как коммуникация.
Коммуникация - обмен информации между людьми, в результате которого прибавляется что-то новое к уже имеющимся представлениям.
Коммуникатор - человек, адресующий информацию другому человеку, а реципиент - тот, кто ее принимает.
Общение как восприятие /перцепция/.
Перцепция - восприятие партнерами друг друга как заслужива ющего доверия.
Механизмы восприятия.
Идентификация - это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого объекта.
Рефлексия - осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.
Стереотипизация - классификация форм поведения и субъективная интерпретация их причин путем отнесения к явлениям, отвечающим социальным стереотипам.
Рис. 151
Общение как взаимодействие.
Интеракция - обмен действиями, осознанно пли неосознанно направленными на регуляцию позиции партнера.
Каждый контакт - это целостный акт сознания, двигательной реакции и чувства - кооперация сенсорной, мускульной и вегетативной систем человека /Перис Ф., Гудман Р./.
Коммуникативная компетентность (КК) - - такой уровень обучен ности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе.
Источники и методы формирования КК, имеющие для каждого че ловека различную субъективную значимость, представлены на рис. 152 /Ю.Н.Емелъянов/.
Особое значение для формирования имеет жизненный опыт - эмпирические знания, вырабатываемые интуитивным психологом в хо де жизни и постоянно проверяемые на практике.
«Проектирование человека» - основная психолого-педагогичес кая проблема /В.А.Сухомлинский/ - формулируется как задача проек тирования воспитывающей среды. Процесс непроизвольного Нормирова ния индивидом целостного жизненного опыта определяет "эффект трансситуационного научения". Научение в межличностном контексте предшествует Нормированию структуры личноети, "Я-концепции" и са мооценки, которые также нормируются в межличностном контексте.
Рис. Источники коммуникативной компетентности и методы неформирования (по Ю.Н. Емельянову)
Важным эмпирическим показателем коммуникативной компетент ности, по крайней мере, для интуитивного психолога выступает эмпатия.
Такой психологический феномен, как эмпатия, достаточно слож ный, связан с сущностными характеристиками функционирования пси хики.
Так, коммуникативная функция в сфере сознания реализуется через общение и состоит в обмене замыслами, идеями, образами, т.е. во взаимной презентации субъектами совместной деятельности процесса и результата психического отражения. Коммуникативная Пункция оказывается имплицитно включенной в функции психического отражения и регулирования.
На рис. 153 представлена структура эмпатии. Понятийное поле вокруг центрального понятия "эмпатия" разбито на подмножества, находящиеся между собой в формально-логических отношениях и образующих понятийный тетрабазис, каждая сторона которого являет ся ведущей и объединяющей для триады ее составляющих.
В современной психолгогии понятие «эмпатия» часто отождествляется с социальной сенситивностью (чувствительностью) – означает способность распознавать мысли и чувства другого, представляя его оценки и самооценки. (Даймонд, Бронфербриннер).
"Эмпатия - -воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу".
Именно такая идентификация выступает источником понимания и предсказания поведения других людей /Маркус/.
Дифференцировка эмпатии как психического процесса произво дится с учетом преобладания в нем одного из компонентов:
а/ когнитивного - в образе, отражающем состояние другой лич ности, преобладает рациональное содержание - понимание.
Близко по смыслу интуитивному познанию другой личности /Ши бутани/;
б/ эмоционального - эмоционально окрашенный образ как реак ция отзывчивости на переживания другого;
в/ действенного - действенная эмпатия является высшей фор мой межличностных отношений - характеризует нравственную сущность другого человека.
Область подсознательного отражения
сопереживание
синтония
аттракция
Область аффективного регулирования
На рис.155 представлена иерархическая структурно-динамичес кая модель эмпатии.Неосознанная привлекательность одного человека для другого как результат его эмоционального отношения
Инстинктивное созвучие с окружающей средой, «массовое чувство»
Социально обусловленная желательная индивидуальность эмоционально окрашенная реакция
Область произвольного регулирования
Рис. 153 Понятийный тетрабазис
Структура эпатии (по Юсупову).
Объект переживаний
Субъект эмпатииРис. 155 Иерархическая структурно-динамическая модель эмпатии.
В данном контексте уделяется большое внимание межличностной ситуации как единице анализа общения.
Межличностная ситуация - "человеческая чувственная деятельность" в поле "человек-среда", межличностная ситуация уникальна, поскольку обусловлена субъективными истолкованиями событий участ никами общения с последующими действиями, зависимыми от этих истолкований. Самовосприятие составляет еще один аспект ситуационного контекста. /Двумерность межличностной ситуации показана на рис.156 с помощью координат a , b -ситуации/.
Тогда в задачу психолога входит изучение психических процессов, посредством которых человек определяет и истолковывает для себя происходящие события, выбирает средства и меру участия в них.
На рис.157 показана схема средств вербального и невербаль ного общения. Функции речи в общении схематически изображены на рис. 158 . Психологию особенно интересует коммуникативная Функция речи: наличием эмоционально-выразительной Функции общение отли чается от коммуникации.
Коммуникативная компетентность на уровне вербального обще ния выражается в выборе стиля речи, адекватного одномерной модели типовой ситуации общения /где, с кем, с какой целью?/.
Каждый стиль речи в общении характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании высказывания, так и в его языковом оформлении. /Рис. 159/.
Рис. 157 Средства общения
Тип речи |
Стиль речи |
Ситуация общения | Стилевые черты |
||
где |
с кем |
зачем |
|||
разговорный |
разговорный |
Неофициальная обстановка |
1-1 |
Общение (поговорить) |
Непренужденность, расплывчатость, личностный смысл |
книжный |
научный |
Официальная обстановка |
1- много |
Сообщение (объяснить) |
Абстрактность, точность, логичность |
книжный |
Официально-деловой |
Официальная обстановка |
1- много |
Сообщение (проинструктировать) |
Официальность, точность, бесстрастность, объективность |
Книжный |
Официальная обстановка |
------ |
----- |
Воздействие (убедить) |
Призывность, эмоциональность |
книжный |
--- |
------ |
----- |
Воздействие (изобразить) |
Конкретность, образность, эмоциональность |
Рис. 159 Психологическая характеристика стилей речи
Большинство психологов сходятся во мнении, что словесное общение в беседе занимает не менее 35%, более 65% информации пере дается с помощью невербальных средств общения. Жест и мимика не сут в общении до 40% информации. Ритмически согласованные с инто нацией, ударениями и паузами, жесты выражают и формируют эмоцио нальное отношение говорящего .
Итак, в повседневной жизни коммуникативная компетентность человека проявляется в осознании своей "телесности", в практическом овладении языком мимики, жестов и телодвижений. Эмоционально значимые мимические обозначения: прищур век, движения глазных яблок, бровей, движения мускулов на нижней части лица. /Рис. 161/.
Рис. 162 язык мимики
Вопросы :
5. Какими чертами характеризуется стиль речи в общении?
6. Какие свойства из указанных являются речевыми?
7. Используя таблицу эмоционального значимых мимических обозначений, определите эмоции на рис. 7.
Назад | Содержание | Вперед