SpyLOG

8.2. ГРУППЫ И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

План:

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: изд-во МГУ, 1988.
  2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: изд-во МГУ, 1991.
  3. бщая психология /Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1986, С. 157-191.
  4. обер М.А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.

Группа - социальная общность людей, объединенных на основа­нии ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполня­емой ими деятельности или характеру общения.

 

Групповые интересы

Групповые потребности

Групповые нормы

 

группа

 

Групповые ценности

Групповое мнение

Групповые цели

Рис. 163 Психологические характеристики групп

 

Классификация групп

Исследование психологии групп начинается с операционализации понятий. Классификация групп по дихотомическому принципу позволя­ет очертить принципиальные различия между группами. /Рис. 164/

Группа условная - общность людей, не имеют прямых или косвен­ных объективных взаимоотношений друг с другом.

Группа реальная - ограниченная в размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реаль­ными отношениями.

Группа официальная - реальная или условная социальная общ­ность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой объ­единены социально заданной деятельностью, организующей их труд.

Группа референтная - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мне­ния, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Группа большая - реальная значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную обществен­ную деятельность.

Группа малая - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами,

Каждая разновидность группы выступает специфическим объектом изучения динамических процессов, механизмов группообразования и меж­личностных отношений.

Почему люди образуют группы?

Люди вступают в группы с целью удовлетворения некоторых индиви­дуальных потребностей: БЛИЗОСТЬ и ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ открывают возмож­ность удовлетворения социальных потребностей в признании, уважении и аффилитации.

Группобразование - динамичное превращение в процессе совместной деятельности реальной и первоначально диффузной человеческой общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц, пред­ставляющие собой группу определенного уровня развития.

 

Рис. 164 Классификация групп

Групповая структура представляет собой сложное многомерное образование. (рис. 168)

Вера в то, что организация облегчает достижение целей, является психологической доминантой групповой структуры.

Формирование групповой структуры развивается в той степени, в которой члены группы нуждаются в структуре и в индивидуально-благоприятном положении в группе.

Групповые нормы – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль средства регуляции поведения членов группы.

 

Двумерная модель группового развития (Б.Такмен)

 

Сферы жизнедеятельности группы

Деловая (инструментальная)

Эмоциональная (экспрессивная)

4.Стадия принятия решения

Конструктивное сотрудничество

Стадия «функционально-ролевой соотнесенности»

Образование ролевой структуры группы

3. Стадия максимального информационного обмена

Проникновения в намерения друг друга

Стадия развития групповой сплоченности

 

Гармонизация отношений

2. Стадия эмоционального ответа на требования задачи

противодействие требованиям задачи

 

Стадия «внутреннего конфликта»

 

Нарушение взаимодействия

  1. Стадия ориентировки в задаче

Поиск оптимального способа решения

Стадия «проверки зависимости»

Поиск взаимоприемлемого межличностного поведения

Рис. Динамика группового процесса исходя из условий групповой активности – деловой и межличностной.

Вера в то, что организация облегчает достижение целей, является психологической доминантой групповой структуры.

Формирование групповой структуры развивается в той степени, в которой члены группы нуждаются в структуре и в индивидуально-благоприятном положении в группе.

Групповые нормы - совокупность правил и требований, выраба­ тываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль средства регуляции поведения членов группы.

 

Следует отметить, что член группы с высоким статусом может отклоняться от групповых норм, если такое отклонение способству­ет достижению общегрупповых целей.

Практический интерес представляет феномен "генерализации статуса": внешний статус оказывает существенное влияние на "внут­ренний" статус участников группы.

 

 

Следует отметить, что член группы с высоким статусом может отклоняться от групповых норм, если такое отклонение способству­ет достижению общегрупповых целей.

Практический интерес представляет феномен "генерализации статуса": внешний статус оказывает существенное влияние на "внут­ренний" статус участников группы.

Модели коммуникативных сетей представляют собой совокупность путей передачи информации в группе. Различные сети коммуникаций /рис. 171 а,б/ оказывают различное влияние на работу группы. Об­ ладание информацией, касающейся группы, позитивно связано с вели­ чиной официального статуса. Неофициальный статус членов группы в системе межличностных отношений определяет сеть коммуникаций в группе. /Рис. 171 в, г, д, е/. Окно "Джо-Гарри" служит удобной моделью пространственного взаимодействия индивида и группы. /Рис. 172/.

Позиции отражают субординированностъ вертикальных располо­ жений индивидов в зависимости от их способности оказывать влия­ ние в группе. Измерения специальной власти могут совпадать с коммуникативным и социометрическим измерением: наиболее влиятель­ ный субъект воспринимается другими членами группы как центр ком­ муникации, лицо, обладающее личностной привлекательностью.

Открытость во взаимоотношениях, которая зависит от уровня доверия, существующего в Открытость во взаимоотношениях, которая зависит от уровня доверия, существующего в группе, способствует решению групповых и индивидуальных: проблем.

 

Важной разновидностью социальной власти является феномен лидерства.

Лидерство - способность эффективно влиять на мнения, аттитюды и поведение людей. Индивидуальный стиль деятельности лидера в группе определяется 3 психологическими факторами. /Рис. 173/

Вывод, согласно Фидлеру, таков: легче быть лидером любимым, имеющим власть и ясно представляющим групповые задачи, чем наобо­ рот.

Представленные выше измерения групповой структуры позволяют дифференцированно подойти к ее анализу, построить развернутое пси­хологическое описание группы.

Сплоченность малой группы является на протяжении десятилетий предметом пристального научного внимания.

 

Одни авторы стремятся исследовать проблему на эмпирическом уровне обыденного взаимодействия людей.

Так, С.Кратохвил рассматривает сплоченность как взаимное тя­ готение членов группы друг к другу. /Рис. 174/.

 

Рис. 174 Факторы межличностной привлекательности (по С. Кратохил)

Другие исследователи сплоченности пытаются включить анализ проблемы в контекст других, более орпделенных социально-психологических феноменов (Рис. 175, 176)

 

Рис. 175 Трактовка сплоченности как эмоционального феномена межличностных отношений.

 

 

Рис. 176 Рассмотрение проблемы сплоченности в рамках стратометрической концепции коллектива (по А.В. Петровскому)

Итак, члены высокосплоченных групп общаются друг с другом в большей степени, чем члены низкосплоченных групп.

Участники сплоченных групп действуют как коллективисты - они дружественны и кооперативны, в не сплоченных группах каждый отстаи­ вает себя - отсюда проявления взаимной агрессии.

Высокосплоченные группы оказывают большее влияние на своих членов, чем низкосплоченные. Высокосплоченные группы обнаруживают большее единство целей, эффективность в достижении общегрупповых целей, чем низкосплоченные группы.

Члены высокосплоченных групп обнаруживают большую эмоциональ­ ную удовлетворенность, чем члены низкосплоченных групп.

Групповая деятельность по многим параметрам эффективнее ин­ дивидуальной. Присутствие других само по себе увеличивает уро­вень мотивации действующего индивида. Данный феномен получил название социальной фасилитации /К.Леви /.

В группах возникает больше решений и лучшего качества, чем у индивидов, работающих в одиночку. На рис. 177 представлены модели группового принятия решения.

Однако групповая деятельность не может быть сведена к груп­ повому . принятию решения. Результат групповой деятельности шире и богаче. Он проявляется в психических новообразованиях членов группы и в качественно-новом уровне развития межличностных отно­шений. /Рис. 174/

 

Вопросы:

  1. Почему люди объединяются в группы? Приведите примеры, показывающие что через объединение в группу человек реализует личные интересы и цели.
  2. Каковы критерии построения моделей развития группы?
  3. Какие психологические измерения групповой структуры конструируют инструментально-деловую, а какие- эмоционально- экспрессивную сферы жизнедеятельности группы?
  4. Как связаны положение индивидов в группе /социальный статус/ с отношением к групповой информации?
  5. Какой вид, по вашему мнению, примет "Окно Джо-Гарри”, если в группе образуются доверительные межличностные отношения; отношения взаимного отчуждения?
  6. Сплоченность - это условие или результат группового взаимодействия?
  7. В чем выражается, как вы считаете, эффективность групповой деятельности?

 

 

Подпись: Индивидуальное решение 

 

Рис. 177 Модели группового принятия решения


Трапеция: Теория группового достижения Г. СтогдиллПодпись: Персонификация дифференция позиции участниковПодпись: ПЕРЕМЕННЫЕ 

 

Продуктивность – изменения в достижении ценностей

Рис. 178 Трансориентационный подход к исследованию групповой эффективности

9.Заключение

Итак, мы рассмотрели основные темы курса "Общая психология". В каждой теме определены пентабазис основных понятий во всем мно­гообразии связей и отношений, а также уровни трудности и сложнос­ти его усвоения, которые студенты могут программировать в соответ­ствии с личностным уровнем притязания и целями познавательной дея­тельности.

Активное восприятие и понимание содержания каждой темы пред­полагает конкретизацию понятии, насыщение их личностным смыслом, интериоризацию путем включения в собственную систему представлений, иллюстрацию примерами, формирование интеллектуальных операций и способностей путем решения задач и проблемных вопросов по соответ­ствующим темам.

Назад | Содержание