Модель проходит апробирование с 1995 г. в городе Самаре в Центре практической психологии. Основой модели является авторская методика, разработанная учеными Самарского государственного университета на кафедрах психологии и педагогики: доцентом, канд. психол. наук К.С.Лисецким; доцентом, канд. психол. наук С.В.Березиным и старшим преподавателем А.Э.Березовским.
Модель учитывает лучшие достижения зарубежного и отечественного опыта. Авторы имели возможность проведения глубоких и основательных исследований российской наркосубкультуры, а также современного состояния подростковой и молодёжной среды.
Методика обсуждалась и получила высокую оценку на научных конференциях, проходивших в разное время: в январе 1997 г. - 1-ая Международная научно-практическая конференция в городе Самаре "Молодёжь против наркотиков"; в апреле 1998 г. также в городе Самаре конференция "Перспективы конфликтологии"; в июле 1998 г. - "Международная конференция по проблемам интеграции академической и практической психологии"; в июле 1999г. на Всемирном конгрессе антинаркотических сил "В ХХ1 веке без наркотиков" в Москве; в сентябре 1999г. на 1-ой Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни и профилактики наркозависимости подростков и молодежи".
Практическая деятельность и научные исследования, проводимые в центре "Второе Рождение", позволили сформулировать необходимые условия - принципы результативной психологической реабилитации, без соблюдения которых реабилитация наркозависимых не только малоэффективна, но и маловероятна.
Модель представляет собой систему психокоррекционных процедур двух направлений:
Первичная личностно-ориентированная профилактика
Цель первичной профилактики: повышение психологической устойчивости подростков
и юношей к наркотической контаминации (заражению).
Задачи:
Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики разработана на основе изучения случаев становления личности, свободной от наркотиков в неблагоприятных окружающих условиях, и представляет собой технологию для работы с подростками, старшеклассниками, студентами. Работа проводится двумя ведущими в малых группах по 10 человек в форме 8-10 тренинговых психокоррекционных сессий. Каждая сессия имеет продолжительность 2-3 часа.
Вся активная часть работы с учащимися одной группы продолжается при оптимальном распределении по срокам в течение трех-четырех недель.
В разработке профилактической программы принимали непосредственное участие психологи Центра практической психологии - Н.Самыкина, О.Коронцевич, О.Латышева, А.Макаров.
Наши исследования подтвердили, что основными причинами употребления наркотических веществ подростками и молодёжью являются:
Стресс
Как показывают наши исследования, подростки различаются фактором стрессоустойчивости: дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, значительно более устойчивы к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Данное личностное качество может быть сформировано психологическими средствами и служить целям профилактики наркомании.
Стресс можно определить как состояние организма и личности, возникающее в результате несоответствия между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность, шоковые реакции и т.д.
Каковы бы ни были источники стресса, сущность его сводится к глубинным конфликтам в системе "Я-концепции": либо между "Я- реальным" и "Я- идеальным", либо между "Я- реальным" и "Я- зеркальным".
Если представить "Я-концепцию" как динамическую структуру, то между ее различными модальностями существует определенный уровень напряжения. Напряжение уровня выше среднего есть энергия психического развития, направленная на сравнение и утверждение модальностей "Я-концепции". Это потенциал самосозидания. Однако повышенное напряжение становится неуправляемым, и зачастую подросток, не зная, как справится с ним, вместо того, чтобы искать новые выходы из "тупика саморазвития", прибегает к "легким" и таким доступным способам снятия напряжения, как наркотики.
Возрастание напряжения обусловлено расхождением в оценках, данных индивидом самому себе и данных ему другими, что является сильным "генератором тревожности". Возникновение напряжения связано с восприятием угрозы своему "Я" как целостной системе.
Большое расхождение между "Я- реальным" и "Я- идеальным" или "Я- реальным" и "Я- зеркальным" ставит подростка в такие условия, что он вынужден либо осознавать и принимать источник расхождения в оценках, делая, таким образом, выбор в сторону своего развития и сохраняя ядро своей личности, либо накапливать напряжение, а затем искать "легкие" способы его снятия. Большое расхождение между "Я-реальным" и "Я-идеальным" считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации ребенка.
В литературе встречается точка зрения, что это расхождение можно рассматривать как признак процесса взросления. Но у подростков зачастую "Я- идеальное" начинает "поглощать" "Я- реальное", и личность, пытаясь вести себя в соответствии с "Я- идеальным", на самом деле демонстрирует неличностное поведение, вводя в заблуждение окружающих и увеличивая тем самым расхождение между "Я- реальным" и "Я- зеркальным". Так появляются утверждения типа: "Меня не понимают", "Меня все отвергают", "Меня никто не любит" и т.д.
Задача психокоррекционной работы с "Я-концепцией", на наш взгляд, заключается в том, чтобы в буквальном смысле обучить подростка навыкам нейтрализации психического напряжения, неизменно возникающего в процессе его развития, а еще лучше - переводу психической энергии, составляющей содержание напряжения, в энергию, направленную на собственное развитие, на приобретение и раскрытие новых возможностей.
Базовой причиной расхождения между различными модальностями "Я" считается дефицит сторон образа "Я": чем меньше у подростка осознанных и принятых "Я", тем больше у него шансов быть вовлеченным в конфликт между "Я-реальным" и "Я- идеальным" или "Я-реальным" и "Я-зеркальным".
В формировании "Я-реального" большое значение играет развитие у подростка умения смотреть на окружающий мир глазами других людей: эта способность помогает подростку соотносить несовпадающие концепции реального и идеального "Я". Тогда имеет место коперниканское понимание личности: "Я нахожу свое "Я" не в себе самом (его во мне видят другие), а во вне меня существующем - в собеседнике, в любом, в природе, а также в компьютере, в системе".
Стрессоустойчивость у подростков может быть повышена путем увеличения собственных степеней личностной свободы (ролей) через присоединение к своему осознанному "Я" еще множества других "Я- образов". Тогда вероятность расхождения между модальностями "Я" будет сведена к минимуму.
Любопытство
Любопытство - один из человеческих даров и одновременно "пороков", ради которого люди преодолевают немыслимые препятствия и ставят под угрозу свою собственную жизнь. Часто ожидания оказываются значительнее результата. Интерес- это самый сильный мотив личности, т.к., во- первых, есть личностное отношение (и, следовательно, субъектная активность) к объекту интереса, а, во- вторых, личность так начинает строить ситуацию, что ее ресурсы обязательно проявляются на пути достижения объекта любопытства.
Однако мы считаем, что любопытство напрямую связано с внушаемостью: чем выше внушаемость, тем больше любопытство.
Задача психокоррекционной работы в данном случае - обучить подростка навыкам преодоления и удовлетворения любопытства социально приемлемыми и безопасными способами.
Внушаемость
Внушаемость мы рассматриваем как склонность личности к восприятию информации без критического осмысления. Она зависит от многих причин, но одной из центральных является также несформированность "Я-концепции".
Представляя обобщенный образ "Я" как соединение множества частных
образов "Я" можно предположить следующее: создавая картину себя
в процессе своего развития, подросток, не осознавая или не принимая какую-
либо информацию о себе, оставляет, таким образом, "белые пятна"
в картине "Я", которые требуют заполнения. И тогда под действием
других факторов внушаемости происходит "закрашивание" этих "белых
пятен" в своей картине.
Подростки, имеющие опыт употребления наркотиков, часто зависят от других
людей, которые за них "закрашивают" пустоты на их картине "Я",
и такого рода краской часто может стать наркотик.
Задачей психокоррекционной работы является осознание подростком причин собственной зависимости, развитие устойчивой самооценки и навыков самостоятельного принятия решений.
Педагогическая запущенность. Инфантильность
Педагогическая запущенность напрямую связана с недостатками в развитии "Я-концепции". Упущения в воспитании оказываются одним из распространенных факторов, обуславливающих формирование наркотической зависимости. Это влияние может быть как прямым, так и опосредованным.
Прямое влияние педагогической запущенности выражается в том, что ребенок не получает элементарных знаний об опасности даже единичного приема наркотиков. Зачастую это связано с неграмотностью родителей в этом вопросе, но может также являться следствием того, что у родителей тема наркомании становится запретной, она ими отрицается в силу того убеждения, что "их ребенок никогда не станет наркоманом". Кроме того, педагогическая запущенность может являться прямым условием наркотизации подростка, если за ребенком не ведется наблюдения, если родители не имеют представления, где и с кем общается их сын или дочь. В этом случае для подростка открывается безграничный мир, где не существует родителей и учителей, норм и правил, а, следовательно, нет контроля, сдерживающего его импульсивные побуждения на пути утоления интереса, в данном случае - к наркотикам.
Опосредованное влияние педагогической запущенности проявляется, прежде
всего, в том, что подросток, не усвоивший норм и правил существования
в социуме, часто сталкивается с этим социумом, требующим от него заранее
заданных реакций. Однако подросток с недостатком воспитания не умеет вести
себя в соответствии с требованиями среды и, не встречая ожидаемой реакции
от других людей на свое поведение, переживает фрустрацию [14]. Так рождается
напряжение, которое он также из- за недостатка воспитания снимает социально
неприемлемыми способами- алкоголем или наркотиками.
Кроме того, результатом педагогической запущенности является инфантильность
подростка: это недостаточное развитие "внутреннего Родителя"
- субстанции самоконтроля подростка, играющей немалую роль в формировании
у личности таких качеств, как стрессоустойчивость, критичность, ответственность
за собственные поступки, активность в достижении целей и т.д.
Задача психокоррекционной работы в данном случае - работа с конкретными клиентскими случаями по формированию и развитию "внутреннего Родителя".
Последствия травм
Травма, физическая или психическая, всегда связана с утратой какой- либо функции организма или психики. Она влечет за собой различные последствия, в том числе постоянную физическую боль (и в этом случае наркотик может оказаться "болеутоляющим средством"), формирование у подростка комплекса неполноценности (наркотик позволяет "уйти" от переживаний о своей несостоятельности в мир безразличия к своей ущербности), потерю смысла жизни и переживание экзистенциального кризиса (и тогда наркотик является именно тем средством, который быстро и без особых затрат заполняет вакуум, образовавшийся в душе подростка).
Важно помочь подростку принять себя в ином качестве, отличном от того, которое было изначально им принято. И это может быть осуществлено путем "дорисовывания" в картине "Я" еще нескольких деталей, являющихся отражением новых свойств.
Недостаточное развитие навыков поведения в условиях жизненных проблемных ситуаций
Навыки поведения в условиях жизненных проблемных ситуаций являются показателем подростковой коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками; для них становится важным познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и правила значимой для него группы. Часто препятствием здесь являются неуверенность подростка в своих силах, страх быть не принятым, и тогда любая ситуация общения становится стрессовой.
Для подростка важно выработать чувство уверенности в себе, которое может быть приобретено им в процессе групповой работы посредством коррекции самооценки и образа "Я" (в том числе и принятия себя разным).
В заключение хочется отметить, что групповая психокоррекционная работа, используемая нами, позволяет воссоздать условия реальной жизни, показать подростку возможности его развития, "сильные" и "слабые" стороны его "Я". Поэтому психокоррекционная работа с подростками направлена на формирование у них субъектной позиции, повышение устойчивости образа "Я", развитие адекватной самооценки, приобретение навыков преодоления трудных жизненных ситуации, ведущих к саморазвитию.
Личность психолога.
Мы не случайно остановились подробно на такой теме как личность психолога. Как показывают наблюдения и изучение соответствующей литературы, личность ведущего, его особенности, способы построения отношений с клиентами оказывают самое непосредственное и зачастую даже определяющее влияние на результативность изменений личности каждого участника и эффективность работы группы в целом.
Прежде всего стоит сказать, что содержание работы ведущего на тренинге состоит в создании эмоционально насыщенного опыта новых социальных отношений с каждым из участников и с группой в целом. Практика новых социальных отношений формирует тип внутригруппового восприятия, иную обратную связь между членами группы, что обеспечивает позитивную динамику личностных и индивидуально - психологических особенностей подростков. Не стоит игнорировать тот факт, что сам психолог в группе также предстает как субъект отношений, который так или иначе выражает свое, личностное отношение к происходящему. Кроме того, ведущий в группе подростков - представитель "племени взрослых", поэтому в группе происходит не только апробирование модели построения отношений с ровесниками, но и с взрослыми людьми. Кроме того, на начальных этапах работы группы ведущий старается не выражать свои истинные чувства, опасаясь "обидеть" подростка или наоборот его похвалить. Тренинговая группа тем и ценна, что в процессе ее функционирования происходит обмен формами поведения в социуме, и ведущий в этом смысле выступает как один из участников этого обмена. И если подростки чувствуют в проявлениях психолога противоречие, то это порождает в них внутриличностный конфликт, причем конфликт, имеющий своим предметом неуверенность в правомерности собственных чувств. И еще. Тренинг - это не урок. За него даже не ставят оценок. Он ценен сам по себе.
В ходе работы ведущему полезно помнить несколько правил:
· Ведущий - не Бог и не всезнайка. Он может чего-то не знать, чего - то
не уметь, ошибаться. Это возможно, особенно в группах, состоящих из подростков,
имеющих опыт употребления наркотиков. И не стоит стесняться того, что
кто- то в группе понимает в каких - то вопросах лучше вас. Согласитесь,
смешно будет выглядеть тот ведущий, который будет доказывать подростку
- наркоману, что кайф - это не так хорошо, как о нем говорят и что на
самом деле без наркотиков общаться намного проще. Любой подросток, имеющий
даже самый небольшой опыт, вам смело докажет обратное, подтвердив это
еще и тем, что: "Не пробовали, ну и молчите!". Смелее признавайте
свои ошибки, предлагайте подумать вместе, спрашивайте совета группы, прислушивайтесь
к мнениям участников, пытайтесь уточнить какой-то вопрос к следующему
занятию и т.д.
· Стремитесь к постоянному получению обратной связи от учащихся. Спрашивайте,
что было интересно, что они хотели бы обсудить подробнее, что им понравилось,
что не понравилось и т.д.
· Активнее прибегайте к жестам, используйте прикосновения: телесный контакт
- это то, к чему стремятся подростки, но чего еще боятся.
· Не бойтесь поддерживать или наоборот не поддерживать участников. Самое
главное - не поддавайтесь соблазну поиграть в их игры: вы рискуете проиграть,
а кроме того, сделать все, чтобы помешать себе и участнику личностно развиваться.
· Выполняйте все групповые нормы, ведь Вы - такой же участник, как и все
остальные, единственное, что отличает Вас от них - примерное планирование
того, что будет происходить дальше.
Именно поэтому мы считаем, что правила работы группы - это, прежде всего,
правила работы психолога, правила его профессионального участия в происходящем.
В связи с этим нам хотелось бы остановит свое внимание на примерах стиля
ведения группы.
Содержание личностно-ориентированных психоактивных сессий
Описание методики.
Прежде всего хочется сказать, что наше описание будет включать в себя
описание конкретных занятий, проводимых в целях профилактики наркомании
и социальной дезадаптации в различных группах, поэтому при использовании
наших комментариев следует учитывать возрастную специфику.
Кроме того, поскольку самая основная функция психотерапевтической и психокоррекционной
работы - развитие рефлексивной функции личности (что очень актуально в
подростковом возрасте), то обсуждение любого упражнения стоит начинать
с вопроса "Что ты сейчас чувствуешь?" и работать с реальными
чувствами и эмоциями. В одной из сессий этот вопрос станет основным.
Программа профилактики
Занятие 1. Знакомство. Правила и принципы групповой работы
Цель: заключение контракта на дальнейшую работу.
Задачи:
Основные понятия:
Особенностью проведения первого занятия является то, что сама работа должна носить характер не терапии и не коррекции, а лишь небольшой беседы, носящей скорее консультационный характер. Как и в индивидуальной работе, целью самой беседы должен стать сбор информации о клиенте, особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, характерологических особенностях. Главное преимущество групповой работы перед индивидуальной во время беседы состоит в том, что информация о клиенте, о его особенностях взаимодействия с другими людьми, полученная от него самого, либо опровергается, либо подтверждается уже в процессе работы. Таким образом, она носит более объективный характер. Для психолога важно отследить расхождения в субъективной оценке клиентом своих особенностей с объективными явлениями, понять их причины, построив, таким образом, как можно большее количество гипотез для дальнейшей работы.
Пример: Группе был задан довольно популярный для первых занятий вопрос:
"Опиши себя, какой ты человек?"
Света, 16 лет: Обыкновенный человек, со своими странностями. Ничего особенного.
Ведущий: Тем не менее, есть что - то, что отличает тебя от других людей?
Света: Может быть, независимость.
Ведущий: Независимость от кого или от чего?
Света: Независимость от других людей, от их мнений, претензий.
На протяжении всей работы Оля демонстрировала свою независимость и даже отстраненность, однако на самом деле была очень чувствительна к замечаниям и мнениям других участников группы по ее поводу (это было видно по вегетативным реакциям, позе, мимике и другим невербальным проявлениям клиентки). Таким образом, мы имели возможность увидеть расхождение между той информацией, которую предоставил клиент и тем, что он действительно делает. Это позволило нам сформулировать несколько гипотез:
Очевидно, что эти гипотезы похожи, однако основным их различием является то, что в первом случае независимость - это невротическое образование, а во втором - "болезнь роста", носящая скорее созидающий, чем разрушающий характер.
Кроме того, хочется отметить, что по мере работы могут формироваться
также и другие гипотезы, которые необходимо проверять и прорабатывать.
Важно также учитывать то, с каким контингентом проводится работа, так
как различие между обычными подростками, подростками - наркоманами, подростками
- правонарушителями, одаренными подростками и т.д. очевидно. Необходимо
построить границы терапевтической работы в каждом случае, поставить перед
собой конкретные цели и задачи, определить для себя возможные трудности
на пути групповой работы, пытаясь таким образом предупредить их по максимуму.
Такими трудностями могут быть следующие явления: участник пришел на занятие
в наркотическом опьянении, у девушки во время группы началась истерика,
один из участников провоцирует терапевта на открытый конфликт и т.д. Каждый
из случаев может стать великолепной возможностью развития группы, если
психолог отнесется к нему, прежде всего не как теоретически подготовленный
субъект (хотя это также немаловажно), а как личность, высказав свое, личностное
отношение к происходящему. Все эти рабочие задачи нужно решать психологу
уже на первой сессии.
Примерные вопросы и упражнения, которые можно использовать на первой сессии:
Правила работы психотерапевтической группы
Прежде чем вводить основные правила и принципы групповой работы, необходимо "подготовить" участников к групповой работе. Это можно сделать с помощью следующего текста:
"Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Что-то делать с собой мы можем здесь только с помощью друг друга, только через друг друга. Наше общение, то, что мы внесем в групповое пространство, только это и будет помогать пониманию себя. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые мы вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, есть несколько принципов групповой работы".
Правило "здесь и теперь": главным сейчас является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания и через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Выходить из помещения во время занятий нельзя.
Принцип эмоциональной открытости: если участник думает или чувствует
что - то важное постоянно, "здесь и сейчас", то ему можно сказать
об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового
опыта.
Правило "СТОП": каждый имеет право сказать: "У меня есть
чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно". Это переживание
также становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и
новые перспективы групповой работы.
Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения как о себе, так и о других.
Правило не давать советы: совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет- это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, а, во- вторых, совет- это ограничение свободы личности другого, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.
Правило "Я-высказывания": в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что- либо от своего имени, можно говорить о своих мыслях и чувствах.
Правило запрета на диагнозы или оценку: оценка поступка без запроса есть ограничение личностной свободы, порождающее тревогу по поводу возможных в последствии оценок, которые участник может получить от других участников, это может привести к возникновению "закрытости" некоторых членов группы или к стремлению поступать исходя из принципов социальной желаемости, подстраиваться.
Принцип личной ответственности: всё, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы - это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ты ни сделал - это твой выбор, за который ты первый несешь ответственность.
Принцип личного вклада: чем больше участник проявляет свою активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратной связи он получит, и следовательно, тем больше у него появится возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.
Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - неприемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны обсуждаться в группе, а не за ее пределами, т.к. разговоры о групповых процессах вне работы ведут к снижению напряжения, необходимого при групповой работе.
"Презумпция здоровья": участники берут на себя ответственность признать себя здоровыми людьми.
Принцип "круга": во время работы каждый участник должен видеть каждого. Говорить на занятии можно только так, чтобы говорящего видел каждый из участников. Кроме того, каждый участник должен находиться в относительно равном положении относительно каждого другого участника.
Принцип инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная (как в экстренной хирургии: в первую очередь оперируют не того, кого раньше доставили, а по жизненным показаниям). "Жизненные показания" на занятиях соответствуют неосознанной личностной иерархии ценностей участников.
Принцип включенности: на занятиях нет супервизоров, наблюдателей, "оценщиков".
Принцип "постоянства": занятия пропускать нельзя.
Упражнения:
КТО Я?
Цель: работа с образом "Я" в структуре "Я - концепции".
Задачи:
Ход работы: участники пишут на листочках 10 - 20 (в зависимости от возраста) определений - ответов на вопрос "Кто я?" (5 - 10 минут) После этого проводится работа с полученными ответами, возможная в нескольких направлениях:
И в том, и в другом случае упражнений выполняет диагностическую роль, в результате чего ведущий уже может начать строить диагностические и коррекционные гипотезы, разрабатывая индивидуальный план работы с каждым участником.
Для обсуждения упражнения можно использовать следующие вопросы:
Главное, чтобы упражнение не стало просто приятным времяпрепровождением
и разговором ни о чем для ведущего и участников. Важно зафиксировать,
что самораскрытие в процессе выполнения и обсуждения упражнения не угрожающего
характера, но приносит интересную, важную информацию для себя, и для других
носит
Упражнения, использующиеся для "разогрева" группы:
"МУХА"
Цель: работа с эмоциональным фоном группы.
Задачи:
Ход игры: вычерчивается на доске или ватмане игровое поле 3х3 клетки. Инструкция: "Представьте, себе что в центре этого поля сидит муха, которая может двигаться по команде из поля в поле в следующих направлениях: "вверх", "вниз", "налево", "направо" и никак больше. Сейчас по очереди вы даете команды по которым муха будет переходить из клетки в клетку. Главное, чтобы муха не выходила за приделы поля.
Пройдя тренировояный круг, ведущий переводит игру на новый, невидимый (вертуальный) уровень. Все участники представляя поле в своем воображении, продолжают игру. Будьте внимательны, т.к. в любой момет ведущий может спросить любого участника, где находится муха".
Игра проводится в течение 5-7 минут, чтобы она помогла достигнуть рабочего эмоционального фона, но не стала для участников неинтересной. В последсвтии можно усложнять игру, увеличивая поле или вводя условия объемного поля - куба. Кроме того, можно вводить несколько мух, каждая из которых будет "собственностью" какого - либо одного участника. Однако важно будет следить за тем, где какая муха находится и с чьей мухой она "встречается". В случае встречи мух возможно какое - либо задание (наприер, задать друг другу какой - либо вопрос на существующую тему). В этом случае возможен выход на построение реальных отношений между участниками. Условием такой игры должно стать органичение количества мух в 1 поле.
В процессе упражнения ведущему следует отследить контактных - дистантных участников, их отношения и проявления. Возможно делегирование роли ведущего одному из участников. Это поможет ведущему скорее стать частью группы.
"ХЛОПКИ ПО КРУГУ"
Цель: эмоциональная стабилизация группы, подготовка к дальнейшей работе
Задачи:
Ход игры: Ведущий дает следующую инструкцию: "Сейчас мы будем хлопать в ладоши 1 раз, двигаясь по часовой стрелке. Как только я внезапно хлопаю в ладоши 2 раза, то движение хлопка начинается в противоположную сторону".
По ходу игры многие участники будут допускать ошибки, на которые следует обращать внимание, например, с помощью следующих вопросов:
Они могут служить хорошим средством для ускорения процессов групповой динамики.
"МЯЧ"
Цель: построение отношений
Задачи:
Ход игры: ведущий дает следующую инструкцию: "Сейчас я загадаю
качество, внешнее или внутреннее, и брошу мячик кому - нибудь, из участников,
если у того, кому я брошу мяч, это качество представлено так же, как у
меня или так же, как у меня отсутствует, я скажу в первом случае - да,
во-втором - нет. Затем тот, кому я кинул мяч, тоже кидает мяч другому.
И если и у 1, и у 2 это качество есть, я говорю "да", а если
у 1 есть, а у 2 - нет, или наоборот, то я говорю "нет". Задача
группы - отгадать, какое качество я загадал". Эта игра может повторяться
3 - 5 раз
Работа с "Я - концепцией"
Занятие 2. Знакомство с миром собственных эмоций
Цель: Осознание "Я - чувствующий"
Задачи:
Проблемы:
Основные понятия:
Упражнения:
"КОНФЛИКТ ЭМОЦИЙ"
Цель: осознание множественности своих проявлений
Задачи:
Инструкция: "Представьте, что вы - эмоции или чувства… Каждый из вас сейчас имеет возможность выбрать одну (побыть одной) из эмоций, окунуться в переживание собственных чувств, выбрать одно из многих, которые в вас сейчас есть и проявляется ярче других… Прислушайтесь к себе и заметьте, как много разных состояний находится в вас. Если вы выбрали, то почувствуйте себя в этом состоянии…Теперь, когда вы почувствовали себя в этой эмоции, обратите внимание на других участников. Все вы - эмоции одного человека, которые, возможно, он чувствует, а которые, возможно, чувствовать отказывается. Выберите группой те эмоции или чувства, которые мешают ему комфортно жить, с которыми ему неуютно. Попробуйте прислушаться к каждой эмоции".
Ход работы: работа ведется в соответствии с отношениями, возникающими в процессе ведения группы.
Условия проведения: готовность участников к более глубокой работе с чувствами.
Занятие 3. Знакомство с телом
Цель: осознание источника телесного напряжения
Задачи:
Проблемы:
Основные понятия:
Упражнения:
"ЗНАКОМСТВО РУКАМИ"
Цель: построение отношений через телесные ощущения, выражение отношений в процессе соприкосновений руками.
Задачи:
Группа делится на 2 части, одна из которых образует внутренний круг, а другая - внешний. Участники встают лицом друг к другу.
Инструкция: "Закройте глаза. Внутренний круг, пройдите по часовой стрелке. Внешний круг, пройдите против часовой стрелке. Попробуйте не открывать глаза. Почувствуйте своими руками руки другого человека, который стоит напротив вас. Познакомьтесь… Попробуйте задать вопрос руками… Получите ответ… Попробуйте определить характер этого человека… Пообщайтесь с помощью рук… Доверьте ему свою тайну… Расскажите собеседнику, что вы чувствуете…". (3 - 5 минут) "Откройте глаза. Что нового вы узнали о своем собеседнике? … Много ли вам "сказали" руки про своего "хозяина"?
"ВОСКОВАЯ ПАЛОЧКА"
Цель: переживание телесных ощущений в отношениях доверия - недоверия
Задачи:
Все участники становятся в круг плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. Тот, кто стоит в центре, закрывает глаза и максимально расслабляется и его раскачивают остальные участники группы, стараясь не причинить ему боль". Затем - на месте "восковой палочки" оказываются остальные участники группы. В заключении ведется работа с чувствами, возникшими в результате выполнения упражнения.
"ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ"
Цель: переживание доверия в отношениях как стрессовой ситуации
Задачи:
Упражнение выполняется в парах. Один участник встает спиной к партнеру. Его партнер стоит лицом к спине партнера и отходит на небольшое расстояние от него. Когда готов первый участник, он падает назад, а другой его ловит.
После упражнения участники обмениваются чувствами в группе.
Занятие 4. Работа с самооценкой
Цель: нахождение критериев оценки себя
Задачи:
Проблемы:
Основные понятия:
Упражнения:
"ЖИВАЯ" СОЦИОМЕТРИЯ
Выбирается один участник. Желательно, чтобы выбор был добровольным. Участнику предлагается расставить других участников на такое расстояние, чтобы оно выражало его отношение к ним. В каждом из случаев важно обращать внимание подростка на то, что он сам может устанавливать дистанции в отношениях с другими людьми, так, как он сделал на занятии. Параллельно необходимо вести работу эмоциональными состояниями, которые сопровождают построения каждой "границы". Обсуждение упражнения может проводиться по следующим вопросам:
"ЧТО ОБЩЕГО И ЧТО РАЗЛИЧНОГО"
Цель: нахождение сходства и различия между участниками
Задачи:
ь выявление критериев определения сходства - различия с другими
ь развитие способности к свободному проявлению себя как похожего и себя
как отличного
ь выделение общего и различного как способ построения отношений
Ход упражнения: участникам предлагается написать 5 (10) сходств и 5 (10) различий с другими участниками, например, в парах. Упражнения можно усложнять, выполняя его в подгруппах с большим количеством человек. Тогда сравнение проводится в нескольких вариантах: 1 - 2 - 3; (1 + 2) - 3; (1 + 3) - 2; и т.д. Работа ведется с отношениями, возникающими в результате выделения общего - различного. Акцент можно сделать на работе с трудностями, возникающими в процессе сравнения. Возможны выходы на работу с риском самораскрытия:
Назад | Содержание | Вперед