"Я И МОЕ"
Цель: разотождествление "Я" и "мое".
Задачи: осознание чувств, возникающих в процессе потери - приобретения
Ход работы: Участникам предлагается описать то, что составляет их "Я" и выделить то, что по - настоящему принадлежит им.
После этого группа выполняет следующее задание: каждый участник в группе (или один участник) на основе обозначенных им составляющих "мое" пытаются определить место и роль своего "Я" в том, что ему принадлежит.
Работа ведется с мыслями и чувствами, возникающими в каждом случае. Дается суггестия на разотождествление: "Теперь ты сможешь понимать и различать, где ты, а где то, что тебе принадлежит".
"РАБОТА С ОБРАЗАМИ ГРАНИЦ"
Цель: определение и осознание собственных личностных границ и коррекционная работа с ними
Задачи:
Ход работы: Работа ведется с одним участником. Участнику предлагается образно представить и описать свои границы спереди, справа, слева и сзади. Важным является дистанция в каждом из случаев, образ границы (ее качества), способность управлять границами.
Пример:
Психолог: Представь свою границу спереди от себя… Покажи ее …
Как она выглядит?
Клиент: На расстоянии вытянутой руки я вижу ее как линию … Не очень
толстую.
П: Это простая линия? Через нее можно перешагнуть?
К: Нет, это не простая линия. Она как бы магическая, пропускает
того, кого я хочу пропустить.
П: Как ведет себя граница по отношению к людям, которых ты не хочешь
пускать?
К: У меня возникает желание отодвинуться от этого человека, и я
чувствую, что граница движется за мной.
П: Я правильно понимаю, что ты уходишь от общения (отношений) с
этим человеком?
К: Да, он мне неинтересен и скучен.
П: Тебе нужны веселые люди?
К: Не обязательно веселые, но такие, с которыми бы я чувствовал
себя комфортно. Это какая - то взаимная заинтересованность.
П: Определи сейчас границы для меня.
К: Ну, меня устраивает то, как мы сидим.
П: Итак, вот эта линия - это твоя граница. Попробуй отдалить ее
от себя… Что ты сейчас чувствуешь?
К: Я чувствую, что ты становишься чужим, далеким. Мне неудобно
общаться с тобой.
П: Сделай теперь границу намного ближе, чем в первый раз… Какие
у тебя чувства сейчас?
К: Мне хочется отдалиться.
П: Тебе хочется отдалиться, чтобы…
К: Чтобы не чувствовать себя напряженным от того, что ты слишком
близок.
П: Так часто происходит?
К: Да, довольно часто.
П: Правильно ли я понимаю, что линия спереди защищает тебя от твоей
собственной напряженности?
К: …Да. … Наверное… А зачем испытывать лишний раз такое напряжение?
П: Хорошо, что ты это понимаешь. Но теперь ты понимаешь и еще одну
вещь: когда ты хочешь отдалить от себя человека, который вызывает в тебе
напряжение, ты можешь мысленно прочертить эту линию, которая тебя защищает.
Кроме того, ты имеешь право на то, чтобы иметь такую линию… Как самочувствие?
К: Не знаю. Мне кажется, что я сильный.
П: Можем мы на этом закончить?
К: Д. Меня устраивает это состояние. Спасибо.
Аналогичным образом ведется работа с образами границ сзади, справа, слева. Делается акцент на возможности управления границам в любой момент.
Это упражнение является также диагностическим: образ границы, ее отдаленность, качества и т.д. указывает на наличие проблем в той или иной сфере межличностного общения, а также помогает диагностировать и корректировать внутриличностные территориальные конфликты.
"ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ"
Цель: коррекция самооценки
Задачи:
Ход упражнения: Выбирается и выводится за дверь 1 участник, которому дается следующая инструкция: "Перед тобой будет стоять 2 стула. Они чем - то отличаются. Тебе нужно выбрать один из них и сесть на него. В процессе того, что будет происходить, тебе нужно только следить за своим состоянием, настроением, чувствами, мыслями".
Группе в отсутствие участника дается следующая инструкция: "Представьте, что эти 2 стула - противоположные полюса отношений. Этот - стул критики. Как только участник садится на этот стул, вы по очереди говорите ему о том, что вам в нем не нравится. Несомненно, это должно быть реальным, а не придуманным. Если он садится на другой стул, вы, соответственно, говорите ему о том, чем он вам нравится".
Работа ведется с отношениями и состояниями клиента в каждом случае.
"ЗАДАЧИ С СЕКУНДОМЕРОМ"
Цель: демонстрация зависимости эффективности работы от похвалы - порицания
Задачи:
Ход работы: Участники делятся на 2 подгруппы, которым дается одинаковое задание (например, собрать головоломку, мозаику, решить задачки со спичками и т.д.). Главным условием здесь является то, что задание должно быть выполнено быстро и качественно. Одну группу ведущий постоянно критикует, другую - поддерживает. Важно увидеть то, как влияет поддержка (критика) ведущего на эффективность деятельности.
Возможны варианты упражнения. Например, группа делится на 3 подгруппы, которым также даются одинаковые задания. Как и описано выше, одну группу ведущий критикует, другую - поддерживает, а третью - игнорирует. Работа ведется с состояниями каждого из участников, отношениями, возникающими в процессе выполнения задания.
Занятие 5. Развитие стрессоустойчивости
Цель: Выработка психотехник устранения, видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.
Задачи:
Проблемы:
Основные понятия:
Упражнения:
"СТАКАНЧИК"
Цель: выработка психотехник видоизменения, ослабления стрессовых переживаний
Задачи:
Ведущий ставит на ладонь мягкий стаканчик (одноразовый) и говорит участниками группы следующее: "Представьте, что этот стаканчик - сосуд, для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мысли (пауза). В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите. На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик. Затем - ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники и что им захотелось сделать и т.д. Возможно, проведение параллели переживания "здесь и сейчас" на ситуации общения.
Заключительная фраза ведущего этого упражнения может быть следующей: "То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе, и в общении с другими людьми.
"ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ"
Цель: выработка индивидуальной и групповой психотехники видоизменения стрессовых переживаний
Задачи:
Участникам группы раздаются два небольших листка бумаги. На одном из них они пишут "жизнь", на другой - "смерть". Затем все участники группы раздают свои листочки другим участникам группы. После этого происходит подсчет "жизней" и "смертей" у каждого из членов группы.
Инструкция: "Сейчас на одном из листов бумаги напишите "жизнь", на другом - "смерть". А теперь отдайте свою жизнь и свою "смерть" кому - то из членов группы.
В конце игры проводится работа с эмоциональными реакциями участников, возникших в процессе выполнения упражнения.
"АВТОБИОГРАФИЯ ЗА 45 С."
Цель: переживание несоответствия желаемого и возможного как стрессовой ситуации
Задачи:
Участникам дается задание написать коротко свою биографию, в которой было бы понятно все о них. После этого говорится, что время рассказа биографии - 45с.(рекомендуем использовать песочные часы). Реально никто не укладывается в это время так, чтобы рассказать о себе достаточно.
В конце упражнения проводится обсуждение результатов игры и обмен чувствами.
"ЭПИТАФИЯ"
Цель: выработка индивидуальной психотехники ослабления и видоизменения стрессовых переживаний
Задачи:
Инструкция: "Возьмите листок бумаги и попробуйте представить, что вас уже нет в живых не земле. У вас сейчас есть возможность написать себе эпитафию или надгробную надпись. У вас есть возможность написать так, чтобы было понятно, что жизнь вы прожили не зря".
После упражнения обсуждаются мысли, чувства, а также тексты эпитафий, т.е. то, что каждый из участников считает своим самым большим достижением.
Написать эпитафию на себя.
Пример: Группе было предложено написать эпитафию на собственную могилу. (Перед этим было продолжительное обсуждение вопроса о том, ради чего стоит жить на белом свете и удалось ли чего - либо достичь за свои 16 - 17 лет). Надо сказать, что с того момента, как было дано задание, прошло примерно 3 - 5 минут, прежде чем группа действительно стала выполнять задание. Мы считаем это нормальным явлением психологической защиты: в 16 - 17 лет люди очень часто задумываются о смысле жизни и смысле смерти, однако представить реальную ситуацию смерти не могут и не хотят. Мы приведем ниже список эпитафий, написанных двумя группами подростков 14 -15 и 16 -17 лет. Однако работа здесь ведется не только с содержанием эпитафии (хотя она отражает напрямую представления человека о себе), но и с процессом ее написания и прочтения.
Занятие 6. Работа с внушаемостью
Цель: осознание образа "Я-внушаемый".
Задачи:
Проблемы:
Основные понятия:
Упражнения:
АКТУАЛИЗАЦИЯ УСТАНОВОК
Возможна в ситуации ведения тренинга, а также в специально созданных для этого условиях типа ролевой игры.
Ролевая игра представляет собой набор ролей и правил, соблюдение которых позволяет отследить основные тенденции в поведении участников.
Что касается применения ролевой игры в целях работы с установками, то в данном случае работа возможна по следующим этапам:
Результатом интегративной работы со всеми 3 компонентами является выход на жизненный сценарий, типичные психологические игры и манипуляции.
Очевидно, что иррациональные установки формулируются в виде должествований, приказов. Говоря в терминах транзактного анализа, такие установки являются функциями "Родителя". Таким образом, важно перевести эти установки из "родительских" во "взрослые". Это возможно посредством "Незаконченных предложений" типа "Я не умру, потому что…" или "Все люди такие, потому что…" и т.д. Действительно, продолжая предложения, объясняя что - либо себе, участник переходит из состояния "Родителя" в состояние "Взрослого", являющегося критичным и аналитичным по своей функции. Важно закрепить, зафиксировать состояние критичности, а также отработать с чувствами, которые появились у клиента в процессе работы.
Другим вариантом работы с установками является работа по переводу формулировок установок из иррациональной в рациональную посредством изменения должествования на обладание правом. Например, установка "Я должен всегда слушаться родителей" после преобразования может звучать следующим образом: "Я имею право на собственное мнение". Опасностью такой работы является то, что подростковая система ценностей является не совсем сформированной и достаточно неустойчивой, и такие возможные переформулировки типа "Я имею право делать то, что хочу" могут стать оправданием любых, даже самых неприемлемых, поступков подростков. Для этого мы предлагаем ввести следующее правило: "Я имею право на то, за что несу ответственность".
Ролевая игра
Позволяет отрефлексировать неэффективность иррациональных установок в процессе группового общения. Иррациональные установки распределяются между участниками. Каждый участник является носителем и выразителем доставшейся ему иррациональной установки. Ведущий задает тему, развитие которой в групповой дискуссии обнаруживает функциональную ошибочность иррациональных установок. Дискуссия периодически становится абсурдной, разрушая опережающую иррациональность внушенных установок. Предметом дискуссии в ролевой игре можно сделать обсуждение механизма внушаемости.
Занятие 7. Снижение деструктивной конфликтности
Цель: Осознание собственной конфликтности
Задачи:
Проблемы:
Основные понятия:
Упражнения:
Упражнение "ОСТРОВ" или "ТИТАНИК".
Цель: это упражнение служит введением в понятие "конфликт". Оно помогает осознать конфликтную сторону личности и получить опыт активной борьбы.
Задачи:
Ход работы всем участникам группы дают следующую инструкцию и предлагают обсудить ситуацию. "Вы плывете на корабле в южной части Тихого океана. В результате полученной пробоины ваш корабль затонул. Но, к счастью, все, кто здесь присутствует, остались живы и благополучно добрались до необитаемого острова. К сожалению, на этом острове нет растительности и животных, есть только питьевая вода. С собой вы успели захватить нож и спички (есть еще деревянная лодка). Вы знаете о том, что через три недели за вами придет корабль, и вы сможете покинуть этот остров. Но для того, чтобы прожить это время вам надо съесть одного человека. Сейчас в результате обсуждения вам нужно его выбрать".
После инструкции ведущий покидает пределы группы и предоставляет возможность для свободного обсуждения, в процессе которого он может давать комментарии, задавать вопросы, создавать направление для дискуссии. Ведущему следует отмечать создающиеся коалиции, способы психологической защиты и нападения, складывающиеся отношения и ролевые позиции.
Вопросы ведущего:
Упражнение "БЕЛАЯ ВОРОНА".
Цель: осознание паттернов невербальной коммуникации.
Задачи:
Ход работы: участникам группы дается следующая инструкция: "Сейчас вам раздадут карточки, на одной из которых будет написано: "белая ворона". Все остальные чистые. Ваша задача: найти белую ворону, основываясь на следующие правила:
После игры нужно провести обсуждение.
Вопросы ведущего:
После обсуждения можно повторить игру, основываясь на полученный опыт.
Упражнение "ВАКЦИНА ОТСПИДа".
Цель: осмысление стратегии поведения в конфликтной ситуации и в ситуации выбора.
Задачи:
Ход работы: "Все здесь присутствующие в кругу больны СПИДом. Он не перешел в активную фазу и поэтому не проявлен. Но вы точно знаете, что через некоторое время появятся симптомы и, скорее всего вы умрете. К счастью, учеными была разработана вакцина, которая полностью позволяет вылечить эту болезнь. Но на всех присутствующих есть только 4 вакцины. Ваша задача: в результате группового обсуждения найти тех людей, которые были бы достойны этой вакцины".
Ведущий предоставляет возможность свободной дискуссии. В ее процессе он может задавать вопросы и определять ее направление. После игры проводится обсуждение.
Вопросы ведущего:
Конфликт рук*. Упражнение аналогично упражнению "Знакомство руками", однако в данном случае прорабатываются различные стратегии конфликтных взаимоотношений, таких как компромисс, конкуренция, избегание конфликтов, сотрудничество и др.
Упражнение "КОНФЛИКТ РУК".
Цель: это невербальное упражнение исследует чувства, возникающие в результате прикосновения.
Задача:
Ход работы: "Расставьте стулья в комнате в два ряда так, чтобы расстояние между ними было около 60 см: снимите с рук кольца и часы и завяжите себе глаза. Руководитель группы подведет вас к стулу так, чтобы вы не знали, кто сидит напротив.
Сидя лицом к партнеру вложите всю свою энергию в руки. Ничего не говорите. Познакомьтесь с ними, касаясь своими руками рук партнера (3 минуты). Познакомившись, боритесь руками (3 минуты). Теперь миритесь с партнером с помощью рук (3 минуты). Затем попрощайтесь с партнером руками и снимите свою повязку с глаз.
Обменяйтесь друг с другом в течение нескольких минут своими впечатлениями. Затем снова завяжите глаза и приготовьтесь сесть на другой стул".
Важно, чтобы руководитель давал участникам возможность взаимодействовать с людьми обоего пола. Кроме того, группе необходимо совместно анализировать впечатления, возникающие в каждой конкретной ситуации, обмениваться мыслями и чувствами. Дискуссия может касаться неправильного восприятия других участников, тревогой по поводу прикосновений, страха борьбы, чувств теплоты и близости. Руководитель наблюдает за деятельностью участников, также может поделиться своими впечатлениями.
Упражнение "ТРАНЗАКТНЫЕ ИГРЫ".
Игры разыгрываемые по сценариям описанным Э.Берном.
Цель: осмысление внутриличностного конфликта.
Задачи:
Ход работы: руководителем группы вводятся основные понятия транзактного анализа: Родитель, Взрослый, Ребенок, транзакция, игра. Дается описание составляющих личности (Взрослый, Ребенок, Родитель). Затем каждому участнику предлагается вспомнить конфликтную ситуацию, которая осталась без разрешения или оставила "нехороший отпечаток". Каждый из участников предлагает свою ситуацию, а группа выбирает наиболее значимые для всех. Затем эта ситуация воспроизводится, но в качестве протагониста представлены все три составляющие его личности (Родитель, Ребенок, Взрослый). Протагонист выбирает из группы людей, которые наиболее подходят на роль его составляющих личности. Он переживает несколько раз ситуацию, находясь в различных позициях. Выясняются отношения между этими составляющими, что помогает протагонисту найти подходящий выход из данной ситуации.
Вопросы ведущего:
Занятие 8. Тренинг коммуникативной компетентности
Цель: развитие навыков социальной ориентации.
Задачи:
Проблемы:
Основные понятия:
Упражнения:
Упражнение "МАФИЯ".
Цель: развитие навыков социальной ориентации.
Задачи:
Ход работы: Участникам дается следующая инструкция: "Сейчас каждому из вас раздадут карточки, где будут определены ваши роли. Возможны следующие варианты: мафия, мэр города, комиссар, честный гражданин. В процессе игры происходи смена дня и ночи. Днем идет активное обсуждение, поиск мафии и выбор жертвы, ночью - все закрывают глаза, после просьбы ведущего глаза открывает мафия и беззвучно показывает ведущему свою жертву, потом они закрывают глаза, и ведущий просит комиссара также сделать свой выстрел. Если он угадывает, кто из членов группы мафия, то днем объявляют, что комиссар убил одного из мафиози, и этот человек выбывает из игры вместе с тем, кого убила мафия (возможно ввести правил, чтобы и тот и другой говорили последнее слово). Если же комиссар показывает на честного гражданина, то ведущий объявляет, что комиссар промахнулся. Задачей для всей группы: найти мафию. Задача для каждого: остаться в живых. У мэра города есть одно преимущество. Днем при обсуждении, если на него попадает подозрение, он может показать свою карточку". В этой игре возможно наличие различных ролей: реаниматора (он просыпается ночью по просьбе ведущего, и если он сможет угадать, кого убили, он сможет его оживить); человека, кто все знает (он изначально знает, кто мафия, его задача - организовать честных граждан против мафии). Игра заканчивает в случае, если мафия найдена или все честные граждане убиты. После игры проводится обсуждение.
Упражнение "РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО".
Цель: развитие невербальной коммуникации.
Задачи:
Ход работы: "Пусть каждый участник посмотрит на группу и выберет того, кого он меньше всего знает. Подойдите друг к другу. Вы можете расположиться в комнате, как вам удобно. Представьте, что между вами находится звуконепроницаемое стекло. Вам нужно поговорить на какую-либо тему в течение 10 минут (темы могут быть предложены ведущим). После задания проводится обсуждение.
Вопросы ведущего:
Упражнение "КТО ЗНАЕТ ПРО ТЕБЯ, КАКОЙ ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ?"
Цель: осознание себя в глазах других.
Задачи:
Ход работы: "Участникам необходимо разбиться на пары. В течение 30 минут вам предлагается рассказать друг другу о своем "истинном Я", то есть описать себя таким, "каким я себя вижу и переживаю". После работы в парах все участники снова садятся в круг. Теперь каждый из участников рассказывает о своем партнере от его лица. После этого проводится обсуждение.
Вопросы ведущего:
Упражнение "РОЛЕВАЯ ИГРА".
Цель: репетиция поведения в ситуации межличностного взаимодействия.
Задачи:
Ход работы: "Представьте ситуацию, в которой вы хотели бы действовать с уверенностью в себе и запишите ее. Вы можете потратить несколько минут на "мозговую атаку" в группе для выдвижения идей, хотя ситуация, выбранная каждый человеком, должна быть значимая для него лично. Вероятнее всего, ситуация будет включать аспекты просьбы или отказа, управления критикой или реализацией в общении положительных или отрицательных чувств".
Затем поделите группу на подгруппы по 5-6 человек. В каждой подгруппе участники по собственной инициативе начинают с короткого описания стрессовой ситуации, которую они определили для себя. Далее каждая ситуация разыгрывается, и главный участник этой ситуации пробует различные модели поведения для ее разрешения. После того, как все ситуации проиграны, участники в этих малых группах дают обратную связь каждому из протагонистов.
Упражнение "ПОПРОСИ МЕНЯ О…"
Цель: трансформации слабостей в достоинства.
Задачи:
Ход работы: "Сейчас вам нужно найти партнера, которому вы больше всего доверяете. Вы можете свободно расположиться в помещении, как вам угодно. После этого вам нужно рассказать партнеру о своих недостатках и слабостях. Завершением каждого монолога должна быть искренняя просьба о помощи".
Вопросы ведущего:
Занятие 9. Трансовые переживания:
Цель: Рефлексия "особых" состояний.
Задачи:
Проблемы:
Основные понятия:
Упражнения:
"СИНХРОНИЗАЦИЯ"
Цель: осознание возможности переживания чувства единения с другими людьми
Задачи:
Ход работы: участникам предлагается на счет "3" показать одинаковое количество пальцев на 1 руке. Синхронизация наступает в тот момент, когда почти все участники показывают одинаковое количество пальцев.
Работа направлена на рефлексию состояния, которая может быть зафиксирована в суггестивной форме: "то состояние, которое вы сейчас испытали, оно кратковременное, но достигнуть его можно, если обратить на него внимание… Теперь … вы это … можете".
Упражнение "ОТКАЖИСЬ ОТ…".
Цель: осознание своего индивидуального "Я".
Задачи:
Ход работы: "Закройте глаза, займите то положение, которое вам удобно, чтобы расслабиться. Почувствуйте свое тело. Руки, ноги, тело, голову. Вспомните своих близких людей, тех, кому вы доверяли и доверяете, тех, кого вы любили и любите. Отпустите их, пусть они уходят от вас. Почувствуйте то, что у вас нет близких людей. Вы - единственный человек на земле, который не имеет близких людей. Но не беспокойтесь, через 10 минут это все вернется. А сейчас вы единственный человек, который не имеет близких людей. Вспомните своих родителей, откажитесь и от них. Вы единственный человек, кто не имеет родителей. Но помните через 10 минут это всё вернётся. Почувствуйте, что вы единственный человек на земле, у которого нет ни близких, ни родителей. Почувствуйте своё тело и откажитесь от него, вы это не ваше тело, вы это что-то другое, отпустите его, пусть оно "умирает". Но помните, всё это через десять минут вернётся, а пока у вас нет тела. Откажитесь от своих мыслей, веди ваши мысли это не вы, вы это что-то другое. Пусть они уходят, откуда пришли, пусть они текут свободно, не задевая вас. Откажитесь от своего будущего, от своих планов, целей, желаний. Это всё не вы, вы это что-то другое. Откажитесь от своего прошлого, от своих воспоминаний, от прошлых событий. Ваше прошлое это тоже не ваше "Я". Но помните, всё это через 10 минут вернётся, а пока у вас нет прошлого и будущего. Откажитесь от своих чувств, от переживаний по поводу отказа, от тревоги, от чувства одиночества, от страха. Откажитесь от своих проблем, ведь проблемы это тоже не вы, вы это что-то другое. А теперь откажитесь и от той мысли, что через десять минут это всё вернётся. Найдите своё "Я", найдите в себе что-то вечное, истинно ваше, своё личное, своё подлинное "Я". Побудете в этом состоянии, постарайтесь максимально вжиться в него. Теперь выстройте в своём внутреннем пространстве всё то, от чего вы отказывались, с учётом того, что вы сейчас пережили. Верните себе мысли, чувства, будущее, прошлое, тело, родителе, окружающих. Почувствуйте, что изменилось…"
Диалог субличностей.
Проясняется понятие субличности. Выбирается несколько основных субличностей. "Вслушивание" в их диалог. Влияние на некоторые субличности и через них организация влияния на субличности, неподдающиеся прямому воздействию.
Образ вашей планеты.
Работа "Образ твоей планеты" ведется в русле методологии юнгианского анализа, в частности, с помощью техники направленной визуализации, или направленного аффективного воображения.
"ДИАЛОГ С ЗЕРКАЛОМ"
Цель: диалог со своим отражением как с "alter ego"
Задачи:
Инструкция: "Посмотрите на себя в зеркало… Увидьте в зеркале себя... Увидьте в зеркале свое лицо, а не маску… Задайте себе вопрос и ждите ответа… Лучше, если это будет не придуманный, а настоящий ответ…"
Дальнейшая работа идет с помощью вопросов:
Работа ведется с динамикой состояния в процессе диалога. Условия проведения: зеркала (15 х 20), комната для релаксации.
"ПОГОВОРИТЕ ЯЗЫКОМ ТРЕХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ"
Цель: рефлексия "дурашливых" состояний
Задачи:
Ход упражнения: выбираются 2 участника, которым предлагается поговорить друг с другом на языке трехлетних детей, т.е. не выговаривая каких - то букв, соблюдая детскую интонацию, задавать типичные для этого возраста вопросы.
Возможен вариант, когда в ситуации задействуется вся группа ("Детский сад"). Работа ведется с чувствами, состояниями и отношениями. Важно зафиксировать возвращение участников из состояния "Ребенка" во взрослое состояние.
Занятие 10. Тренинг чувства юмора
Цель: развитие чувства юмора как защитного механизма.
Задача:
Проблемы:
Основные понятия:
или
Упражнения:
"СОЧИНИ АНЕКДОТ ПРО СЕБЯ" (ПОСМЕЙСЯ НАД СОБОЙ)
Цель: развитие способности к комичному восприятию себя (особенно в стрессовых ситуациях)
Задачи:
Ход упражнения: Участники в анекдотичной форме рассказывают какую - либо историю о себе. Анекдот должен быть непродолжительным по времени, то правдивым и смешным.
Работа ведется с личностным содержанием (темой) анекдота. Возможно введение суггестивной формулы: "Теперь ты понимаешь, что над этим (со-держанием) можно смеяться. И не нужно опасаться своего смеха".
"РАБОТА С ОБРАЗОМ ЧУВСТВА ЮМОРА"
Цель: осознание источника и личностных ресурсов чувства юмора
Задачи:
Описание сессии.
Психолог: представь свое чувство юмора… Можешь закрыть глаза,
рас-слабиться… Попробуй увидеть свое чувство юмора… Какое оно? Опиши его…
Клиент: Это шар, белый и светящийся. Немного похоже на шаровую
мол-нию.
П: Шаровая молния? Какая она?
К: Белая, светящаяся, почти серебряная
П: Она теплая или холодная?
К: Теплая, почти горячая
П: А какая она, если до нее дотронуться?
К: Мягкая, воздушная… Рука почти тонет в ней
П: А какое чувство появляется у тебя, когда рука тонет?
К: Становится светло, хорошо, спокойно
П: Ага, спокойно… Посмотри вокруг. Где находится твое чувство юмора?
К: В голубой бездне, как в небе… Мне кажется, что я лечу вслед
за ним…
П: Летишь? А что ты чувствуешь?
К: … Свободу… Мне стало легче дышать…
П: Ты свободна?
К: Да, я чувствую, что могу лететь туда, куда хочу
П: А куда ты летишь? Куда оно тебя ведет?
К: К Солнцу. Этот шарик - как бы часть Солнца и я лечу вслед за
ним
П: Что сейчас происходит? Ты смеешься? Над чем?
К: Не знаю. Я как бы вливаюсь в Солнце вслед за шариком.
П: Откуда смех?
К: Я просто смеюсь? Мне свободно. Я еще никогда не чувствовала
себя так. Это здорово. Как будто освобождение
П: Тебе нравится это состояние?
К: Да, очень нравится
П: Видишь, как легко тебе становится от чувства юмора? Чувствуешь,
что оно дает тебе свободу, свободу от напряжения
К: Да
П: Теперь ты знаешь, как достичь свободы?
К: Да, свобода - это когда смешно
П: Как самочувствие?
К: Хорошо, спокойно
П: Можем ли мы на этом закончить?
К: Да
П: Хорошо. Немного отдохни, и выходи из этого состояния
Интерпретация: Интерпретируется образ чувства юмора с точки зрения юнгианского психоанализа. В данном случае мы не акцентируем внимания на образе, а работаем с непосредственно возникающими при описании образа чувствами. В конце работы, как было показано, дается суггестия на способность актуализировать чувство юмора как способ снятия напряжения.
Занятие 11. Работа с конкретными личными проблемами
Цель: проработка конкретных проблем в групповом процессе.
Задачи:
Проблемы:
Занятие 12. Заключение
Цель: Закрепление навыков.
Задачи:
Проблемы:
Примечание: упражнения, отмеченные звездочкой, описаны в специальном издании "Упражнения для психоактивной профилактики подростковой наркомании". Самара, 1999.
Программа освобождения от психологической наркозависимости - послемедикаментозная реабилитация - состоит из двух этапов: компрессионного и интеграционного. Все без исключения ученые-специалисты, отечественные и зарубежные, признают минимальную доступность наркозависимых психотерапевтическим воздействиям. Поэтому первый этап - компрессионный - направлен, прежде всего, на то, чтобы сделать наркозависимого доступным психотерапии. Компрессионный этап включает в себя следующие периоды.
После чего начинается второй этап - интеграционный, в котором могут подключаться к работе профессиональные психотерапевты и психологи в зависимости от личностных особенностей, желаний и выбора клиента, а также инструкторы-консультанты из бывших наркозависимых, представители различных конфессий, участники программы "12 шагов анонимных наркоманов".
В процессе компрессионного этапа параллельно начинается работа с родными и близкими наркозависимого, как индивидуально, так и в постоянно действующей группе.
В основе содержания компрессионного этапа лежат концепция и методика, разработанные и апробированная учеными Самарского Государственного Университета, которая позволяют актуализировать конструктивный потенциал таких глубинных внутриличностных оппозиций, как: персона и тень; эго и тело; организм и среда; Человек и Вселенная.
Параллельно идет работа по гармонизации отношений между внутриличностными
ЭГО-состояниями клиента (Родитель, Взрослый, Дитя) в процессе диалогического
взаимодействия между осознаваемым и неосознаваемым, между персональным
- трансперсональным в человеке.
Интеграционный этап, наряду с использованием традиционных групповых и
индивидуальных психокоррекционных техник, дополняется специально разработанной
методикой парадоксальных интенций, утверждений и словесных формул, "превосходящей"
утверждения и формулы наркотической субкультуры своей "семантической
силой". Методика представляет собой целую систему парадоксальных
импульсов-высказываний, позволяющих снижать и разрушать наркоманские "мнения",
клише и стереотипы наркокультуры.
Назад | Содержание | Вперед