SpyLOG

2.3. Психологические теории возникновения аддиктивного поведения

Актуальность проблемы аддиктивного поведения личности подтверждается тем, что практически во всех психологических теориях (как классических, так и развивающихся в последнее время) делаются попытки объяснения причин формирования аддиктивного поведения. Однако, теоретическое объяснение процесса формирования аддиктивного поведения, предложение способов избавления от зависимости на практике часто оказывалось менее эффективным, чем ожидалось в теории. Рассмотрим основные теории и концепции, в которых описываются причины формирования аддиктивного поведения, и в соответствии с ними предлагаются способы избавления от зависимости.

Психоанализ . З.Фрейд описывал структуру личности через три основные инстанции: Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego входят в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego – принципом реальности. Ego "ведет войну" против Id, против Super-Ego и внешней реальности. Длительную зависимость ребенка от родителей определяет «Сверх Я», которое выполняет функции самонаблюдения, совести и идеала. В области психоанализа изучение Я началось с раскрытия и описания защитных механизмов (A.Freud, 1946), например, интеллектуализация в качестве защитного механизма в подростковом возрасте выступает против собственных инстинктивных влечений личности. Согласно психоаналитикам, личность, развиваясь, закономерно проходит оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную стадии. В основе формирования зависимости лежат дефекты (внутриличностные конфликты) в психосексуальном созревании, приобретенные в частности на оральной и/или анальной стадии развития [22]. Человек под действием наркотического вещества регрессирует на более ранние стадии развития, избегая таким образом, решения существующих конфликтов.

Современные психоаналитики различают адаптацию как процесс и адаптированность как результат этого процесса. Используя введенные З.Фрейдом понятия «аллопластических» и «аутопластических» изменений, они различают аллопластическую адаптацию (человек изменяет внешний мир в соответствии со своими потребностями) и аутопластическую адаптацию (обеспечивается изменением личности). К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации Г.Гартманн добавляет еще один: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма. Хорошо адаптированный человек способен наслаждаться жизнью, у него не нарушены продуктивность и психическое равновесие. Адаптивный процесс регулируется со стороны Я. В этой связи наркотик может рассматриваться как средство, повышающее уровень адаптированности [23].

Следуя психоаналитической традиции, П.Блос (1962) предложил теорию индивидуализации. П.Блос различает две фазы индивидуализации: в 3 года и в период взросления [36]. В периоде взросления важными частями индивидуализации являются: 1) склонность к регрессии на более ранние этапы развития, выражающаяся в сотворении кумиров (как идеализация детьми родителей), «эмоциональном растворении» (абсолютное подчинение религиозным и политическим идеям, уходу в свои переживания, что может сопровождаться приемом наркотических веществ), «жажде аффектов и объектов», которая проявляется в стремлении к идентификации группе как замене семьи, и амбивалентность; 2) нонконформизм , как механизм защиты против выраженной склонности к регрессии, обеспечивающий подростку переживание уникальности своего Я, отделения себя от других.

Согласно психоаналитическим представлениям, в том числе и теории П.Блосса, чтобы обрести индивидуальность человек должен освободиться от привязанностей раннего детства. Этот шанс дается человеку в период взросления.

В индивидуальной психологии (А.Адлер) основное внимание уделяется рассмотрению врожденного комплекса неполноценности и его компенсации. В качестве основной цели для всех людей, которая выстраивает жизненный план, Адлер понимал достижение превосходства. Все манеры поведения формируются в детстве и несут на себе печать окружения. Изменить их можно лишь вследствие высокой степени самосознания или на стадии невроза, благодаря индивидуально-психологическому подходу врача [32].

Человек воспринимает ситуации не такими, какие они есть в действительности, а через призму своих предубеждений, личных интересов, т.е. через схему апперцепции, которая появляется в детстве и обслуживает достижение основной цели жизни, выбранной индивидом. Прототип личности формируется в возрасте 4-5 лет.

Преодолеть успешно чувство неполноценности возможно при развитии чувства общности. Индивиды с недостаточно развитым чувством общности составляют группу проблемных детей, преступников, душевнобольных, алкоголиков, наркоманов. Эта группа рассматривается, как обладающая «частной логикой», люди не могут справиться со своими проблемами и получать удовольствие от социального общения, потому что в детстве у них сформировался план, в основе которого лежит защитная функция. Этот план согласован и препятствует личностным изменениям, так как представляет единую форму адаптации, которую человек сумел для себя создать.

Транзактный анализ (Э. Берн) рассматривает зависимость от алкоголя и наркотиков как вариант Игры (Алкоголик), в которую человек может играть всю жизнь. Он не боится потерять здоровье, так как это как раз то, чего он нередко и добивается, следуя своему сценарному предписанию: «Убей себя». У наркоманов и алкоголиков, по мнению Э.Берна, отчетливо проявляется материнское влияние. Таким людям необходимо приказание прекратить прием наркотиков, что равносильно распоряжению покинуть мать и жить по-своему, т.е. зависимость от наркотических веществ, по сути, является другой стороной зависимости от матери. Усвоенный зависимый способ поведения (семейный сценарий), скорее всего, будет проявляться и в дальнейшей семейной жизни этого человека [3].

Гуманистический психоанализ. В современной жизни существует базовое противоречие (Эрик Фромм), которое зажимает личность с двух сторон: с одной стороны – почетно любить других, приветствуется альтруизм; с другой стороны, любить себя – это грех, хотя является самым сильным и законным стремлением человека. Если человек способен на продуктивную любовь к себе и другим, то он способен утвердить собственную жизнь, счастье, развиваться и достичь свободы.

Центральным понятием в теории Э. Фромма является «отчужденность»; по его мнению, оно порождает тревогу, стыд и чувство вины. Быть отчужденным значит быть беспомощным, не владеть собственной жизнью и не влиять на ход событий. Самая глубинная человеческая потребность, по мнению Э. Фромма, это потребность преодолеть свою отчужденность, освободиться из плена одиночества. Один из путей достижения этой цели – всевозможные оргиастические состояния, которые могут принимать форму аутогенного экстаза, иногда с помощью наркотических средств [45]. В современных культурах, которым не свойственны оргии, это приобретает форму алкоголизации и наркотизации. Внешний мир исчезает, а вместе с ним исчезает состояние отчужденности. Однако, если в первом случае решение социально запрограммированно, современные индивиды страдают от чувства вины и угрызений совести. Стараясь избежать отчуждения в забытьи опьянения, индивид ощущает одиночество еще сильнее, когда оргиастическое переживание проходит, и он вынужден вновь прибегать к этим средствам все чаще и интенсивнее [32].

Общим для всех форм оргиастического соединения является следующее: 1) оно отличается силой и даже страстностью; 2) оно охватывает всего человека - его душу и тело; 3) оно преходящее и периодически повторяется.

Выход из этой ситуации Э. Фромм видит в развитии творческой деятельности и истинной любви. Наркомана (зависимого человека вообще) он относит к мазохистскому типу личности, которая является пассивной формой симбиотической связи. Иными словами, наркоманией болеют люди, неспособные любить. Такие люди не принимают решений, покоряются судьбе, болезни, оргиастическим состояниям, вызванными наркотиками.

Теория психосоциального развития. Эрик Эриксон говорит о существовании определенных психологических стадий развития Я, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Личностное развитие протекает всю жизнь. Отрицательный или положительный полюс кризиса может быть изменен ходом дальнейшей жизни. Недостатки всех предшествующих стадий развития манифестируются в подростковом возрасте во время кризиса идентификации личности или путаницы ролей (12-18 лет). Развивается новый подход к жизни, подросток может создавать себе мыслительные идеалы: идеальные образы семьи, общества, религий и др. Основная задача – это интегрировать все то, что знает о себе подросток (свои роли) и спроецировать получившийся образ в будущее [48].

Подростки пытаются создавать свою субкультуру, они озабочены тем, что их мнение не совпадает с мнением других людей, в поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое должно теперь включать половую зрелость, некоторые подростки вновь пытаются решить конфликты прошлых лет, прежде чем создать для себя окончательные идеалы.

От самой первой стадии (потребность в доверии себе и другим) подросток ищет людей, которым можно было бы верить, и люди должны доказать, что им можно верить. С другой стороны, он боится быть обманутым и может выражать эту потребность в циничном недоверии.

От второй стадии подросток получает чувство «свободно желать». В ситуации выбора подросток будет вести себя вызывающе по отношению к взрослому, чтобы не быть «опозоренным» принуждением в собственных глазах и глазах сверстников.

Возраст игры (третья стадия) дает в наследие безграничное воображение того, кем некто мог бы стать. Подросток готов доверять тем сверстникам или тем направляющим (или же вводящим в заблуждение) старшим, которые зададут образцы, иллюзорные границы его устремлений.

Если в младшем школьном возрасте формируется желание сделать дело «хорошо», то подросток стремится к выбору профессии, которая приносила бы удовлетворение, не обращая внимания на перспективу карьеры и заработную плату.

Если молодой человек может идентифицировать себя с новыми ролями, предполагающими компетентность и творчество, если были положительно разрешены кризисы предшествующей идентичности, то этот период проходит более спокойно, чем у тех, кто не способен найти свое место в жизни. В основе этого лежат предшествующие сильные сомнения в своей этнической, сексуальной или ролевой спутанности, которые соединяются с застарелым чувством безнадежности. Отчуждением этой стадии является спутанность идентичности. Подростки последней группы часто пополняют группу деликвентных подростков.

Теория процесса противодействия в мотивации объясняет наркотическую толерантность, абстинентный синдром и множество других явлений, утверждая, что любое смещение оптимального уровня возбуждения приводит к началу процесса, который возвращает этот уровень в исходное положение. В том случае, если изначальный источник смещения исчезает, процесс противодействия становится более заметным, что подтверждается в случае с абстинентным синдромом. Исследования воздействия награды на определенные зоны головного мозга привели к гипотезе о существовании в нем центров удовольствия. Существуют доказательства того, что стимуляция некоторых зон мозга дает эффект получения специфических видов награды. Согласно дофаминовой теории удовольствия, неврологические механизмы такого эффекта основаны на возбуждении нервных волокон, которые берут начало в одной из структур головного мозга – передней комиссуре – и которые передают нервные импульсы с помощью дофамина.

Интеракционистский подход (Шибутани) представляет поведение человека в виде социальной матрицы из пяти функциональных единиц: действие, значение, роль, личность, группа [47]. Как человек воспринимает свое окружение зависит от значений, которые имеют для личности различные объекты, дающие человеку удовлетворение. Чтобы избежать фрустрации в ситуации «блокады» потребностей, мышление выбирает подходящий образ для завершения действия, и затем возникает вторичное приспособление. В этой потребностной цепочке объектом может выступить психоактивное вещество, что приводит к фиксации данной модели поведения.

Теория личностных конструктов (Дж. Келли) рассматривает личность как целостное образование, состоящее из системы конструктов, которые формируются на основе опыта и определяют поведение человека. Жизненная концепция может быть внутренне конфликтной и противоречивой. Это указывает на сниженные адаптационные возможности, что является основной причиной неврозов, алкоголизма, наркомании и других личностных расстройств.

Гуманистические концепции характеризуют личность как человека-в-процессе, открытого новому опыту, в ситуации «здесь и сейчас», стремящегося к саморазвитию внутренних побуждений и способности принимать решения (К.Роджерс). Если сообщение (то, что человек выражает), опыт (то, что происходит в его поле опыта) и осознавание (то, что человек замечает) соответствуют друг другу, то говорят о высокой конгруэнтности. Каждый опыт неконгруэнтности между самостью (концепцией Я) и реальностью ведет к возрастающей уязвимости личности, что приводит к усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Человек возвращается к здоровью, возвращая себе подавленные или отрицавшиеся части себя, и открывая внутренний «локус контроля» [32].

Личность, по мнению А.Маслоу, сама создает иерархию потребностей и способна к усилию, необходимому для перехода на уровень метамотивации. Он определяет неврозы и психологическую неприспособленность как «болезни лишенности», т.е. основной механизм развития болезни – это неудовлетворение базовых потребностей, что приводит к фрустрации и препятствует самоактуализации.

Принципы и ценности человека отчаявшегося и человека психологически здорового различаются в восприятии (интерпретации) физического, социального и собственного психологического мира, организация которого непосредственно связана с индивидуальной системой ценностей. Депривированной (базально неудовлетворенной) личности мир представляется полным опасности.

Самоактуализированных людей А.Маслоу определяет как здоровых, способных к восприятию фактов (в отличие от склонности к восприятию мира через призму устоявшихся мнений или представлений); их притягивает неструктурированность и еще неоткрытые истины; они открыты для опыта и склонны к риску; у них отсутствует чувство вины и стыда (способность принимать себя и не огорчаться по поводу своих недостатков). Здоровый человек испытывает дискомфорт только тогда, когда видит, что реальный ход вещей отклоняется от возможного, достижимого. Основные характеристики здорового человека – это спонтанность, простота, естественность; служение в противоположность эгоцентрическим тенденциям; отстраненность, потребность в уединении; автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность; способность радоваться жизни; целостная (интегрированная) система ценностей. «Удовлетворение стремления к развитию делает человека здоровым», - пишет Маслоу [19]. У самоактуализированной личности взаимоотношения с реальностью детерминируются изнутри.

В.Франкл обращается к проблеме смысла жизни, которая особенно обострена в подростковом возрасте. Молодые люди демонстрируют свою взрослость тем, что ставят под сомнение смысл жизни. Подростку нужно найти смысл жизни, найти, а не взять. «Смысл должен быть найден, он не может быть создан», - пишет Франкл. На основе данных наблюдения за узниками концлагерей, он сделал вывод, что наибольшие шансы выжить были у тех, кто направлен в будущее. Человек без «внутреннего стержня» легче попадает в зависимость. Состояние опьянения – это состояние условного удовлетворения, так как истинная радость не может быть самоцелью.

Как отмечает Г.Олпорт, несмотря на свои страдания, наркоман все равно возвращается к наркотикам: так он «решает» все свои проблемы. Эти люди – жертвы установки «магического мышления»: с точки зрения человека субъективная реальность абсолютна и безусловна, она важнее, чем реальность внешняя. К наркотику приводит фрустрация, одиночество, отчуждение. Наркоман нуждается в том, чтобы чувствовать себя всемогущим, его зависимость - это образ жизни. Только изменение мировоззрения способно избавить его от зависимости.

В деятельностном подходе поведение понимается как особым образом организованная деятельность, которая осуществляет связь организма с внешней средой через реализацию мотивов (С.Л. Рубинштейн). Осуществляясь в действиях и поступках, мотивы закрепляются и переходят в характерологические черты, по мере того, как начинают определять образ действий. Зависимое поведение можно определить как ложно опредмеченную потребность, а основной механизм его развития – как «сдвиг мотива на цель». Доминирующим мотивом становится поиск объекта, который удовлетворяет потребность, замещающую истинную, обладание объектом дает временное ослабление внутреннего напряжения. Вся смысловая сфера личности перестраивается в соответствии с этим ведущим мотивом. Б.Г. Ананьев определяет поведение человека как сложный комплекс видов его социальной деятельности. В поведении существует взаимозависимость между: информацией о людях и межличностных отношениях; коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; преобразованием внутреннего мира самой личности. В подростковом возрасте ведущим типом деятельности (Д.Б. Эльконин) снова становится общение. Недостаточное развитие социальной компетентности может быть компенсировано психоактивными веществами, которые дают ощущение достижения «Я – социального, каким хочу, чтобы меня видели другие». Объект зависимости может быть включен в структуру Я-концепции как самостоятельный внутренний образ и затем влиять на поведение подростка.

С точки зрения сравнительно нового направления психологии и психотерапии - онтопсихологии (А. Менегетти), которое является синтезом психоанализа 3.Фрейда и А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга и гуманистической психологии А.Маслоу, Р.Мэя и К.Роджерса - индивид обращается к наркотикам тогда, когда он психологически уже является наркоманом. Наркотики являются следствием, а не причиной. Молодой человек должен знать и чувствовать свою необходимость и полезность как личность. Взрослому же молодой человек нужен для укрепления общества, к которому взрослый уже принадлежит. По сути, молодой человек способен решать проблемы лишь в той мере, в какой его научили взрослые. А.Менегетти пишет, что наиболее эффективное и единственное решение, ведущее к победе, состоит в «притворном приспособлении к системе при одновременном и постоянном самосовершенствовании, беспрерывном движении вперед» [20], т.е. в принятии ценностей, норм и общественных правил, при этом имея возможность реализации в рамках указанных социумом границ собственной внутренней сущности. Однако, большинство взрослых считает себя образцом для своих детей и используют их для компенсации своей личной незавершенности, формируя зависимую форму отношений.

Основатель техники реконструкции личности, получившей название «психосинтез» , Р. Ассаджиоли выделяет пять критических стадий на пути к достижению полного духовного сознания: кризисы, предшествующие духовному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовного пробуждения; «темная ночь души» [1]. Описание кризиса, предшествующего духовному пробуждению близко к описанию кризиса подросткового возраста. В подростковом возрасте человек впервые начинает задумываться о смысле жизни, о смысле своего существования, о справедливости и об истоках страданий, о цели существования человечества вообще. В период этого кризиса человек испытывает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты, которая может быть вызвана разочарованиями от прежних представлений о будничной, реальной жизни. «В ходе этой борьбы, - пишет Р.Ассаджиоли, некоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадно ищут новых занятий, возбуждений и ощущений. Иногда таким путем удается приглушить свое беспокойство, но почти никогда не удается избавиться от него совсем». Если не увидеть и не направить это неосознанное, в данном случае с точки зрения подростка, беспокойство на развитие и личностную трансформацию, то через какое-то время из подавленного оно станет актуальным и будет дезорганизовывать жизнь, внутренняя пустота окажется еще более невыносимой. Р.Ассаджиоли использует понятие жизненной ориентации как основного направления жизни человека. Человек делает свой выбор на основе того, что он уже осознает и будет действовать в соответствии с тем, что отвечает желаниям его души. Злоупотребление наркотиками рассматривается как личностное поведение, направленное на изоляцию от общества, где личность не признана.

В трансперсональной психологии (Ст.Гроф) использование наркотических веществ связывается с патологией в III перинатальной матрице, а именно, со стремлением индивида к ненасильственному самоубийству. Если во время родов использовалась анестезия, то индивид будет почти на клеточном уровне запрограммирован искать выход из тяжелых стрессов в наркотическом состоянии [9]. В общем согласии с психоаналитической теорией, алкоголь и наркотики представляются связанными с депрессией и суицидом. Употребление подобных препаратов – это стремление пережить недифференцированное единство, отменить сам процесс рождения.

По мнению гештальтпсихологов (М.Вертхаймер, В.Келлер, К.Коффка и др.) внутренняя системная организация целого (гештальта) какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей.

Гештальттерапия (Ф.Перлз) описывает невротические механизмы нарушения контактов. Всякое проявление целостного Я есть сообщение личности о себе. Первоначально среда формирует механизмы контакта, которые потом используются личностью при взаимодействии с окружением. Взаимодействуя со средой, организм образует «контактную границу», на которой происходит удовлетворение потребностей. Получив удовлетворение, потребность «уходит» в фон, уступая место другой потребности. У людей с зависимым поведением нарушается процесс «контакт – ухода», одна доминирующая потребность выступает как фигура. Образуется ригидный паттерн поведения, утрачивается контакт с реальностью. Гештальт остается незавершенным. Сознание удерживает в качестве фигуры лишь потребность, соответствующую принятому личностью представлению. Личность не развивается.

В нейролингвистическом программировании ( NLP ) социально незрелый или больной человек для каждой ситуации обычно использует одну стратегию поведения, социально зрелый - две-три. Чем больше стратегий, тем больше выбор и тем лучше адаптация. С помощью алкоголя и наркотиков любой человек может на время «включить» нейросоматический контур человеческого мозга, который отвечает за сенсорносоматическое блаженство.

Подводя итог анализу литературных источников, зависимое поведение можно охарактеризовать как:

  1. циклически повторяемый паттерн взаимодействия с миром и с самим собой, подкрепляемый переживанием удовлетворения потребностей;
  2. временное ослабление внутреннего напряжения, возникающего при фрустрации значимых для личности потребностей. Необходимое условие – внешний стимул к снятию внутреннего напряжения;
  3. форму субъект-объектных отношений, в которых субъектом выступает предмет зависимости;
  4. поведение, определяемое одним доминирующим мотивом;
  5. искаженную форму взаимодействия со средой, направляемую фиксированной потребностью, которая замещает истинную.

Представляется перспективным направление современных исследований проблемы зависимого поведения, в котором психическая зависимость рассматривается как устремление (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров), т.е. самоценная форма активности, заключающая в себе возможности неограниченного самовоспроизводства (В.А. Петровский). Переживание иллюзорной избыточности собственных возможностей формирует эмоциональное влечение к наркотику [22]. Если после употребления наркотика личность пережила состояние избыточности возможностей в преодолении внутренних и внешних факторов, препятствующих удовлетворению потребностей, то возникает предрасположенность к наркомании [22].

Остановимся кратко на теории В.А. Петровского, рассматривающего личность как систему устремлений: когнитивных, эмоциональных, волевых.

Устремления В.А. Петровский определяет как форму активности, где «хочу» (ценности) и «могу» (способности и возможности) выступают совместно, это направленность человека на продуцирование таких действий, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение.

Развитие личности рассматривается как становление особой целостности, в процессе которого человек формирует и раскрывает свою природу и познает мир окружающей его природы, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед самим собой.

•  В познании развитие устремлений выражается в построении категориального образа мира, проявлении творческого воображения, поиске неизвестного и парадоксального, децентрации и т.д. Развитие познавательных устремлений сопровождается яркими интеллектуальными эмоциями (удивление, сомнение и уверенность, эмоция догадки, радости открытия, успеха) и позволяет человеку выходить за пределы ограничивающей его данности окружающего мира, представляет выбор нескольких выходов из ситуации, способов достижения целей и задач.

•  При организации произвольного поведения (волевая сфера личности) устремления проявляются через целеполагание, поиск средств, контроль над исполнением, оценка результатов.

Особенностью волевого развития является становление способности и желания произвольно регламентировать свое поведение (саморегламентация как проявление свободной воли).

Потребности в регламентации может иметь родительско-детскую природу (ранние родительские воздействия на ребенка, явление «родительского программирования») и взрослые основания, которые выражаются в способности видеть и устанавливать границы, осознавать их существование. В сфере познания - граница между известным и неизвестным; в творчестве – граница между тем, что человек может создать, и тем, что он не может; при риске – граница между благополучием и угрозой существования; в общении – граница между открытостью другим и защищенностью от них; в игре – граница между воображаемым и реальным и пр.

В отношении становления личности можно говорить о нецелесообразности, и даже опасности родительско-детской регламентации без возможности осознания и взрослой регламентации.

•  В эмоциональной сфере устремления проявляются при осуществлении эмоциональных контактов с миром – это вчувствование, выявление значимости событий, самовыражении и т.д. Развитие познавательного, собственно аффективного и произвольно-волевого направлений личности обеспечивает эмоциогенная среда: предметная, социальная, природная и среда собственного Я. Эмоциональному устремлению на уровне «хочу» в сфере «Я-другие» будет соответствовать эмпатия ; в сфере «Я-Сам» – самопринятие, самочувствие; в сфере «Я-Природа» - вчувствование; в сфере «Я-рукотворный мир» – эстетические переживания. На уровне «могу» эмоциональные устремления проявляются во владении языком эмоций, его «алфавитом» и эмпатийным языком (как более высоким уровнем).

Развивающая эмоциогенная среда «Я-Другие» может быть условно разделена на несколько субсфер: «Я-мать», «Я-родители», «Я-отец», «Я-домашние близкие», «Я-брат/сестра», «Я-дети», «Я-воспитатель», «Я-друзья», «Я-взрослые», «Я-общественные явления». Субсферы выделяются в соответствии с хронологическим проявлением по мере взросления ребенка. Развивающий эффект взаимодействий во многом определяется вторым элементом этой субъект-субъектой системы.

Цель общения ребенка с природой (эмоциогенная развивающая среда «Я-Природа») – освобождение от «нажима» культуры.

Развивающая эмоциогенная среда «Я-рукотворный мир» включает такие субсферы, как: «Я-искусство, предметы искусства», «Я-жилая среда (предметы обихода, игрушки)», «Я-производство, предметы труда и орудия». В совместной деятельности взрослый инициирует у ребенка стремление и развитие его способности преобразовывать мир, ощущая радость (от сделанного своими руками и принятия подарков от других) и разделяя ее с другими.

Развивающее эмоциогенное пространство «Я-Сам» включает «Я-телесное» и «Я-психическое/духовное».

В.А. Петровский рассматривает развитие личности как чередование фаз, качественно отличающихся от предыдущей и последующей, которые включают: источник – цель – средство – результат (выступающий как источник развития для последующей фазы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ц

 

 

И

 

 

 

 
Ц

 

 

И
Ц

 

 

 
И
И

 

Р

Взрослость

 

Интеграция

 

С

Р

Юношеский возраст

 

Индивидуализация

С

Р

Подростковый возраст

 

Первичная социализация

С

Р

 

 

Подростковой возраст характеризуется высоким уровнем фрустрации значимых потребностей при частичной или полной неосознаваемости, субъективным переживанием ограниченности возможностей собственной реализации в кругу значимых других, что порождает генерализованную неудовлетворенность (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров), которая является источником развития в подростковом возрасте, а при соответствующих условиях лежит в основе формирования зависимости.

Приняв за основу модель развивающейся личности при переходе от детства к взрослости В.А. Петровского и основные положения теории идентичности Э. Эриксона, мы предлагаем следующую модель формирования зависимого поведения старшеклассников (на примере наркомании).

По словам Эдуарда Шпрангера (1920): «Ни в каком возрасте человек не нуждается так в понимании, как в годы юности. Создается впечатление, будто глубокое понимание другими – необходимое условие формирования личности. И тем не менее всегда находятся разнообразные обстоятельства, затрудняющие или вовсе исключающие подобное понимание» [36]. В подростковом возрасте усиливается «потребность быть личностью» (В.А. Петровский). Понять, что «Я – Личность» подросток может только через других людей. Развитием личности движет потребность «Быть значимым другим для значимого другого» . Существующие противоречия между «Я – наличное» (гипотетическое собственное Я в глазах другого) и «Я потенциальное» (Я в собственных глазах) затрудняют процесс персонализации (идеальной представленности в другом человеке). Разрешение этого противоречия (конфликта неперсонализированности) может способствовать как разрешению кризиса и обретению идентичности (Э.Эриксон), так и вести к формированию спутанной идентичности.

В поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое должно теперь включать половую зрелость, подростки вновь пытаются решить конфликты прошлых лет, прежде чем создать для себя окончательные идеалы. От самой первой стадии (потребность в доверии себе и другим), согласно теории Э.Эриксона, подросток ищет людей, которым можно было бы верить, и люди должны доказать, что им можно верить. С другой стороны, он боится быть обманутым и может выражать эту потребность в циничном недоверии. Подросток стремится быть не просто взрослым, а похожим на того, с кем считаются взрослые. При этом не важно негативное или позитивное это будет лицо. От второй стадии подросток получает чувство «свободно желать». В ситуации выбора подросток будет вести себя вызывающе по отношению к взрослому, чтобы не быть «опозоренным» принуждением в собственных глазах и глазах сверстников. Подросток готов доверять тем сверстникам, или тем направляющим (или же вводящим в заблуждение) старшим, которые зададут образцы, иллюзорные границы его устремлений. Подросток стремится к выбору профессии, которая приносила бы удовлетворение, не обращая внимание на перспективу карьеры и заработную плату.

Таким образом, главную цель периода взросления можно определить как разрешение личностью конфликта неперсонализированности, т.е. достижение конгруэнтности образов «Я в глазах другого» и «Я в собственных глазах».

Средства достижения желаемой цели, удовлетворения ведущих потребностей субъекта. Если молодой человек может идентифицировать себя с новыми ролями, предполагающими компетентность и творчество, если были положительно разрешены кризисы предшествующей идентичности, то этот период проходит более спокойно, чем у тех, кто не способен найти свое место в жизни. В основе этого лежат предшествующие сильные сомнения в своей этнической, сексуальной или ролевой идентичности, которые соединяются с застарелым чувством безнадежности. Отчуждением этой стадии является спутанность идентичности.

По мнению Л.И.Божович, «побуждение к действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит ее удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности» [Л.И.Божович, 1972, с 27]. А.Н.Леонтьев определяет развитие потребностей как результат изменения и расширения объектов, с помощью которых они удовлетворяется [5].

Потребность «быть личностью» в подростковом возрасте может реализоваться через развитие устремлений личности (когнитивных, эмоциональных, волевых), и это будет способствовать обретению истинной идентичности.

Однако средством, расширяющим границы возможностей и дающим иллюзорное удовлетворение потребностей может стать и употребление наркотических веществ, которое лишь будет компенсировать недостатки и вести к последующей деформации личностного развития. Таким образом, эффективная социализация в социуме и преодоление оппозиции «Я собственное» и «Я глазами другого» достигнуто не будет. Конфликт неперсонализированности останется неразрешенным, и у подростка может формироваться психологическая зависимость от наркотика, характеризующаяся субъективной ценностью и самовоспроизводимостью (употребление наркотика дает временное ослабление существующему внутриличностному напряжению, и подросток не имеет другого средства, чтобы с ним справляться).

Формирующаяся зависимость также является устремлением, так как при помощи внешнего средства (наркотика) подросток получает ощущение «Я могу!», которое переживается как расширение возможностей. Возможность воспроизводить и длить это состояние произвольно (принимая новые дозы наркотика) делает его (состояние) ненасыщаемым. Употребление наркотика самоценно, т.к. требует проявления надситуативной активности, связанной с нарушением запрета взрослых.

Результатом развития в старшем подростковом возрасте (и одновременно источником развития следующей фазы) является «обретение личностью собственной идентичности - самоидентичности. Источником идентичности может выступать референтная группа, значимые другие, мир природы.

Кратко опишем модель конструктивного и деструктивного развития личности в старшем подростковом возрасте.

В результате развития в младшем подростковом возрасте личность начинает переживать так называемую генерализованную неудовлетворенность, которая проявляется во всех сферах жизнедеятельности подростков. Генерализованная неудовлетворенность выступает как источник развития личности в старшем подростковом возрасте.

Основная цель развития личности – преодоление генерализованной неудовлетворенности через разрешение конфликта неперсонализированности. В качестве средства достижения самоидентичности рассматривается неадаптивная активность.

В случае конструктивного развития личность подходит к следующему этапу с обретенной самоидентичностью, способная эффективно адаптироваться к условиям социума, используя при этом ресурсы собственной личности. Неадаптивная активность, обуславливающая достижение идентичности выражается через развитие устремлений личности.

При деструктивном развитии неадаптивная активность может выражаться в формировании зависимости, которую можно также рассматривать как устремление. В этом случае конфликт не разрешается, ослабление напряжения носит вмененный характер, и личность вынуждена прибегать к употреблению наркотика снова и снова. При таком развитии личность подходит к последующему возрастному этапу со спутанной идентичностью, разрешая трудности с использованием внешних средств (наркотика).

Каждый возрастной этап ставит перед личностью свои специфические задачи взросления, от решения которых зависит развитие на последующем возрастном этапе. Нерешенные психологические задачи ведут к накоплению внутреннего напряжения из-за неразрешенных конфликтов. Личность, которая не может справляться с генерализованной неудовлетворенностью, используя внутренние ресурсы (актуализация устремлений), снимает неудовлетворенность внешними средствами (наркотик). Таким образом, нерешенные задачи взросления создают условия для развития психологической зависимости личности.

Назад | Содержание | Вперед