ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Организация профилактики аддиктивного поведения связанная с закономерностями построения, реализации и оценки всего процесса с учетом целей профилактики. В основе технологии должны лежать данные современных научных исследований, в том числе и исследований особенностей коллектива конкретного образовательного учреждения, где организуется профилактическая работа. Необходимо также использовать знания других дисциплин, результаты прогнозов социально-экономического развития, социологии, педагогики, психологии, экономики и др. Цель технологии - обеспечить рост эффективности процесса профилактики аддиктивного поведения среди детей и молодежи, повысить психологическую грамотность преподавательского состава, родителей и общественности.
Организацию профилактики аддиктивного поведения нужно рассматривать не как отдельное направление, а комплексно, как элемент единой системы учебно-воспитательного процесса.
Технология организации профилактики аддиктивного поведения включает:
Профилактика аддиктивного поведения как технологический процесс должна удовлетворять следующим принципам.
Анализ работы тесно связан с планированием процесса профилактики формирования зависимого поведения и должен включать в себя:
3.Заключение об эффективности реализуемого подхода, профилактической программы, соответствие полученных результатов целям профилактической работы, рекомендации по повышению эффективности организации профилактической работы, если есть необходимость – обоснование изменения подхода, программы, методов проведения профилактики.
4.2.ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ
(разработана на кафедре психологии СамГУ)
Цель программы: содействие подросткам в решении задач взросления.
Задачи программы:
Описание программы занятий.
Занятие 1. Знакомство. Правила и принципы групповой работы.
Цель: знакомство с группой.
Задачи :
Основные понятия: тренинг, группа, правила работы; ожидания; отношения, контакт.
Занятие 2. Принятие своего имени.
Цель: определение отношения к собственному имени.
Задачи:
Основные понятия: имя, прозвище, кличка, значение имени.
Занятия 3, 4. Принятие своей внешности: тела и лица.
Сессия «Принятие лица».
Цель: осознание своего отношения к лицу.
Задачи:
Основные понятия: лицо, выражение лица, мимика, пантомимика, «нравлюсь - не нравлюсь».
Сессия «принятие своего тела».
Цель: осознания своего отношения к телу.
Задачи:
Основные понятия: лицо, тело, мимика, пантомимика, «нравлюсь - не нравлюсь», мышечный «зажим».
Занятие 5. Стрессы, негативные переживанияя, конфликты.
Цель: Осознание множественности своих чувственных проявлений.
Задачи:
Основные понятия: эмоция, чувство, переживание; скука, тревога, интерес, кайф, негативные переживания, проблемы, конфликт, разрешение конфликта.
Занятие 6. Выстраивание отношений с противоположным полом.
Цель: коррекция отношения к своему и противоположному полу.
Задачи:
Основные понятия: женственность, мужественность; половая идентификация; женское поведение, мужское поведение; стереотипы.
Занятие 7. Выстраивание отношений с родителями, обретение эмоциональной независимости от родителей.
Цель: понимание явления «зависимости – независимости» от родителей
Задачи:
Основные понятия: зависимость – независимость – созависимость; уход из семьи; отношения; сценарий; семья.
Занятие 8, 9. Выстраивание отношений с другими.
Цель: актуализация механизмов сепарации подростка от подростковой группы, активизирование процессов формирования личной ценностной основы личности подростка.
Задачи:
Занятие 10, 11. Выстраивание отношений со временем (будущим, смертью, Богом/Абсолютом).
Цель сессии: определить пути построения отношений со временем.
Задачи:
Основные понятия: время, временное; прошлое, настоящее, будущее; одиночество; смысл жизни; Абсолют, Вселенная; жизнь – смерть.
Занятие 12. Принятие себя.
Наверное, самой важной, интегральной задачей периода взросления становится задача принятия себя как личности, как целостного субъекта, способного к зрелой и целенаправленной активности. Подросток «знает» себя из оценок окружающего мира и желаемых (зачастую, иллюзорных) представлений о себе. Задача заключается в познании своей собственной и истинной сущности. Очевидно, что такой процесс является интегрирующим в себе все предыдущие задачи взросления.
Цель: завершение работы в группе.
Рейтинг ценностей старших подростков
№ |
Ценность |
Кол-во выборов подростков, внесших данную ценность в 10 самых значимых |
% от общего кол-ва ценностей, отнесенных к 10 самых значимых |
Рейтинг |
|
Семья, Родители, Родственники |
22 |
12,4 |
1-2 место (44% - 20% подростков) |
|
Друзья, Дружба |
20 |
11,2 |
2,3,5 место (16%,12%, 20%) |
|
Образование (языки) |
18 |
10,1 |
1, 3, 5 место (12%, 12%, 12%) |
|
Любовь |
17 |
9,6 |
2, 5 место (12%, 12%) |
|
Здоровье (мое, близких ) |
15 |
8,4 |
10 место (12%) |
|
Благосостояние (деньги, квартира, машина и др.) |
13 |
7,3 |
4,6,8 место (16%, 12%, 12%) |
|
Карьера, дело, работа |
12 |
6,7 |
7, 9 место (12%, 12%) |
|
Общение |
10 |
5,6 |
- |
|
Свобода, Независимость |
10 |
5,6 |
1, 4 место (12%, 12%) |
|
Поддержка, взаимопонимание, уважение |
7 |
3,9 |
- |
|
Мой город, мир, Родина |
6 |
3,4 |
7 место (12%) |
|
Жизнь |
6 |
3,4 |
1 (12%) |
|
Свободное время, отдых |
6 |
3,4 |
- |
|
Школа (оценки, аттестат) |
5 |
2,8 |
- |
|
Семья и дети (будущие) |
4 |
2,2 |
- |
|
Дом |
4 |
2,2 |
- |
|
Спорт |
3 |
1,7 |
- |
|
|
178 |
100% |
|
|
Семья, Родители, Родственники |
1-2 место (44% - 20% подростков) |
|
Друзья, Дружба |
2,3,5 место (16%,12%, 20%) |
|
Образование (языки) |
1, 3, 5 место (12%, 12%, 12%) |
|
Любовь |
2, 5 место (12%, 12%) |
|
Жизнь |
1 (12%) |
|
Свобода, Независимость |
1, 4 место (12%, 12%) |
|
Благосостояние (деньги, квартира, машина и др.) |
4,6,8 место (16%, 12%, 12%) |
|
Мой город, мир, Родина |
7 место (12%) |
|
Карьера, дело, работа |
7, 9 место (12%, 12%) |
|
Здоровье (мое, близких ) |
10 место (12%) |
№ |
Оценочные шкалы
(-3 –2 –1) |
«Здоровье» |
ЗОЖ | Оценочные шкалы
(+1 +2 +3) |
||
Среднее значение |
Станд. отклон. | Среднее значение | Станд. отклон. | |||
|
Соблюдение правил гигиены | -2,78 |
0 |
-2,89 | 0,3 | Игнорирование правил гигиены |
|
Ценно для меня | -3 |
0 |
-2,67 |
0,5 |
Не имеет смысла |
|
Требует волевого усилия | -2,11 |
1,3 |
-1,67 |
1,9 |
Не требует волевого усилия |
|
Необходимо придерживаться диеты (питаться правильно) | -0,11 |
2,3 |
-1,44 |
2 |
Можно позволить себе не придерживаться особой диеты |
|
Требует постоянных физических упражнений | -1,11 |
2,4 |
-1,78 |
1,9 |
Не требует постоянных физических упражнений |
|
Допускает употребление алкоголя | 0 |
1,7 |
2,56 |
0,7 |
Отказ от употребления алкоголя |
|
Отказ от курения | -0,78 |
2,3 |
-2,11 |
2,0 |
Можно курить |
|
Отказ от употребления любых наркотиков | -2,11 |
2,0 |
-2,33 |
2,0 |
Некоторые наркотики можно употреблять |
|
Дает возможность рисковать | 0,44 |
2,0 |
1,11 |
2,0 |
Не связан с риском |
|
Дает уверенность в себе | -2,22 |
0,8 |
-0,89 |
2,5 |
Не влияет на уверенность в себе |
|
Ограничивает поведение | 0,89 |
1,5 |
0,89 |
2,1 |
Не ограничивает поведение |
|
Зависит от взрослых | 1 |
1,6 |
0,44 |
2,2 |
Не зависит от взрослых |
|
Сегодня это модно | 1,22 |
2,0 |
0,22 |
2,6 |
Не зависит от моды |
|
Дает ощущение «взрослости» | 0,78 |
1,5 |
0 |
2,2 |
Не дает ощущение «взрослости» |
|
Важно для меня | -2,22 |
1,6 |
-1,33 |
2,5 |
Важно для моих родителей |
|
Важно для взрослых | 1,11 |
2,4 |
0 |
2,7 |
Важно для меня |
|
Позволяет быть независимым | -0,56 |
1,7 |
-0,33 |
2,1 |
Не позволяет быть независимым |
|
Связано с уважением и признанием в обществе | -1,11 |
1,6 |
-0,22 |
2,4 |
Не связано с уважением и признанием в обществе |
|
Способствует самореализации | -2 |
1,7 |
-1,22 |
1,6 |
Не способствует самореализации |
|
Помогает в решении проблем | -1,22 |
1,6 |
-1,22 |
1,3 |
>Не влияет на решение проблем |
Экспериментальный бланк
Известно, что ценности в жизни с возрастом у каждого человека изменяются.
Вспомните, представьте и оцените от –3 (-2,-1,+1,+2) +3 какие ценности, указанные в столбцах, соответствуют обозначенным персонажам.
Если для персонажа рассматриваемая ценность совершенно не важна в жизни, поставьте в соответствующей ячейке «-3», если ценность является главной, то поставьте «+3». В зависимости от степени важности можно ставить цифры –2,-1,+1,+2. Цифру «0» ставить нельзя. Помните, что нет правильных и неправильных ответов. Каждый ваш выбор является верным.
Ценности Персонажи | Собственное здоровье | Здоровье близких | Родители, родственники | Друзья | Образование | Любовь | Благосостояние | Карьера, работа | Свобода, независимость | Уважение, признание | Риск | Спорт | Самореализация | Здоровый образ жизни |
Я в 13 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я в 23 года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я – взрослый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я в старости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я – идеальное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я в настоящем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я, каким не хочу быть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мои родители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Типичный взрослый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пожилой человек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Типичный подросток |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здоровый человек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Счастливый человек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Успешный человек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Назад | Содержание | Вперед