SpyLOG

4. ПРИЛОЖЕНИЕ

4.1ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Организация профилактики аддиктивного поведения связанная с закономерностями построения, реализации и оценки всего процесса с учетом целей профилактики. В основе технологии должны лежать данные современных научных исследований, в том числе и исследований особенностей коллектива конкретного образовательного учреждения, где организуется профилактическая работа. Необходимо также использовать знания других дисциплин, результаты прогнозов социально-экономического развития, социологии, педагогики, психологии, экономики и др. Цель технологии - обеспечить рост эффективности процесса профилактики аддиктивного поведения среди детей и молодежи, повысить психологическую грамотность преподавательского состава, родителей и общественности.

Организацию профилактики аддиктивного поведения нужно рассматривать не как отдельное направление, а комплексно, как элемент единой системы учебно-воспитательного процесса.

Технология организации профилактики аддиктивного поведения включает:

  1. цели (определение целей (почему и для чего?) должно содействовать отбору и построению содержания (что?));
  2. организацию процесса (как?);
  3. методы и средства (с помощью чего?);
  4. уровень квалификации специалистов (учителей, психологов, социальных педагогов, социальных работников и др. (кто?));
  5. мотивация участников (специалистов, детей и родителей (зачем?));
  6. непрерывное повышение квалификации специалистов;
  7. методы оценки достигаемых результатов (так ли?).

Профилактика аддиктивного поведения как технологический процесс должна удовлетворять следующим принципам.

  1. Научность и современность предполагает обязательность внедрения в практику работы научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений, новых методов и подходов к решению проблемы формирования зависимого поведения. Это способствуют преодолению инертности в организации профилактической работы, в частности, и воспитательного процесса в целом.
  2. Системность как принцип организации профилактики предполагает работу со всеми субъектами (учащиеся, учителя, родители, общественность), основанную на взаимодействии учреждений и ведомств, занимающихся профилактической работой, при этом четко разграничивая выполняемые функции (организация профилактик зависимого поведения среди детей и молодежи в рамках социально-педагогических комплексов).
  3. Оптимизация как достижение целей с минимальными затратами времени и сил субъектов процесса профилактики с учетом эффективности работы. Необходимо четко планировать профилактическую работу, включая в содержание необходимое и достаточное (технологический стандарт).
  4. Дифференцированность, во-первых, по возрасту (учащиеся – младшей школьный возраст, младший и старший подростковый возраст и юношеский возраст) и по категории субъектов (учащиеся, родители, учителя, общественность); во-вторых, по степени вовлеченности, например, в наркогенную ситуацию (дети и подростки «группы риска», имеющие опыт употребления наркотических веществ, прошедших курс лечения от зависимости, группа детей и подростков, не вовлеченных в наркогенную ситуацию).
  5. Воспроизводимость процесса и результатов профилактической работы или стремление к достижению аналогичных результатов при условии использования определенной программы и относительном постоянстве факторов.
  6. Качественная оценка результатов профилактической работы, в частности и воспитательной работы в целом. Можно считать, что основная часть преподавателей не имеет необходимого уровня подготовки для научного анализа собственной учебно-воспитательной работы. Анализ достигнутых результатов замещается отчетом о выполненной работе.

Анализ работы тесно связан с планированием процесса профилактики формирования зависимого поведения и должен включать в себя:

  1. Обоснование подхода, программы, методов проведения профилактической работы; выполнение целей и задач исследования, подтверждение или опровержение гипотезы).
  2. Диагностический этап:

3.Заключение об эффективности реализуемого подхода, профилактической программы, соответствие полученных результатов целям профилактической работы, рекомендации по повышению эффективности организации профилактической работы, если есть необходимость – обоснование изменения подхода, программы, методов проведения профилактики.

4.2.ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

(разработана на кафедре психологии СамГУ)

Цель программы: содействие подросткам в решении задач взросления.

Задачи программы:

Описание программы занятий.

Занятие 1. Знакомство. Правила и принципы групповой работы.

Цель: знакомство с группой.

Задачи :

Основные понятия: тренинг, группа, правила работы; ожидания; отношения, контакт.

Занятие 2. Принятие своего имени.

Цель: определение отношения к собственному имени.

Задачи:

Основные понятия: имя, прозвище, кличка, значение имени.

Занятия 3, 4. Принятие своей внешности: тела и лица.

Сессия «Принятие лица».

Цель: осознание своего отношения к лицу.

Задачи:

Основные понятия: лицо, выражение лица, мимика, пантомимика, «нравлюсь - не нравлюсь».

Сессия «принятие своего тела».

Цель: осознания своего отношения к телу.

Задачи:

Основные понятия: лицо, тело, мимика, пантомимика, «нравлюсь - не нравлюсь», мышечный «зажим».

Занятие 5. Стрессы, негативные переживанияя, конфликты.

Цель: Осознание множественности своих чувственных проявлений.

Задачи:

Основные понятия: эмоция, чувство, переживание; скука, тревога, интерес, кайф, негативные переживания, проблемы, конфликт, разрешение конфликта.

Занятие 6. Выстраивание отношений с противоположным полом.

Цель: коррекция отношения к своему и противоположному полу.

Задачи:

Основные понятия: женственность, мужественность; половая идентификация; женское поведение, мужское поведение; стереотипы.

Занятие 7. Выстраивание отношений с родителями, обретение эмоциональной независимости от родителей.

Цель: понимание явления «зависимости – независимости» от родителей

Задачи:

Основные понятия: зависимость – независимость – созависимость; уход из семьи; отношения; сценарий; семья.

Занятие 8, 9. Выстраивание отношений с другими.

Цель: актуализация механизмов сепарации подростка от подростковой группы, активизирование процессов формирования личной ценностной основы личности подростка.

Задачи:

Занятие 10, 11. Выстраивание отношений со временем (будущим, смертью, Богом/Абсолютом).

Цель сессии: определить пути построения отношений со временем.

Задачи:

Основные понятия: время, временное; прошлое, настоящее, будущее; одиночество; смысл жизни; Абсолют, Вселенная; жизнь – смерть.

Занятие 12. Принятие себя.

Наверное, самой важной, интегральной задачей периода взросления становится задача принятия себя как личности, как целостного субъекта, способного к зрелой и целенаправленной активности. Подросток «знает» себя из оценок окружающего мира и желаемых (зачастую, иллюзорных) представлений о себе. Задача заключается в познании своей собственной и истинной сущности. Очевидно, что такой процесс является интегрирующим в себе все предыдущие задачи взросления.

Цель: завершение работы в группе.

 

4.3. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рейтинг ценностей старших подростков

 

Ценность

Кол-во выборов подростков, внесших данную ценность в 10 самых значимых

% от общего кол-ва ценностей, отнесенных к 10 самых значимых

Рейтинг

•   

Семья, Родители, Родственники

22

12,4

1-2 место (44% - 20% подростков)

•   

Друзья, Дружба

20

11,2

2,3,5 место (16%,12%, 20%)

•   

Образование (языки)

18

10,1

1, 3, 5 место (12%, 12%, 12%)

•   

Любовь

17

9,6

2, 5 место (12%, 12%)

•   

Здоровье (мое, близких )

15

8,4

10 место (12%)

•   

Благосостояние (деньги, квартира, машина и др.)

13

7,3

4,6,8 место (16%, 12%, 12%)

•   

Карьера, дело, работа

12

6,7

7, 9 место (12%, 12%)

•   

Общение

10

5,6

-

•   

Свобода, Независимость

10

5,6

1, 4 место (12%, 12%)

•   

Поддержка, взаимопонимание, уважение

7

3,9

-

•   

Мой город, мир, Родина

6

3,4

7 место (12%)

•   

Жизнь

6

3,4

1 (12%)

•   

Свободное время, отдых

6

3,4

-

•   

Школа (оценки, аттестат)

5

2,8

-

•   

Семья и дети (будущие)

4

2,2

-

•   

Дом

4

2,2

-

•   

Спорт

3

1,7

-

 

 

178

100%

 

 

•   

Семья, Родители, Родственники

1-2 место (44% - 20% подростков)

•   

Друзья, Дружба

2,3,5 место (16%,12%, 20%)

•   

Образование (языки)

1, 3, 5 место (12%, 12%, 12%)

•   

Любовь

2, 5 место (12%, 12%)

•   

Жизнь

1 (12%)

•   

Свобода, Независимость

1, 4 место (12%, 12%)

•   

Благосостояние (деньги, квартира, машина и др.)

4,6,8 место (16%, 12%, 12%)

•   

Мой город, мир, Родина

7 место (12%)

•   

Карьера, дело, работа

7, 9 место (12%, 12%)

•   

Здоровье (мое, близких )

10 место (12%)

 

4.4. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Оценочные шкалы

(-3 –2 –1)

«Здоровье»

ЗОЖ Оценочные шкалы

(+1 +2 +3)

Среднее значение

Станд. отклон. Среднее значение Станд. отклон.

•   

Соблюдение правил гигиены

-2,78

0

-2,89 0,3 Игнорирование правил гигиены

•   

Ценно для меня

-3

0

-2,67

0,5

Не имеет смысла

•   

Требует волевого усилия

-2,11

1,3

-1,67

1,9

Не требует волевого усилия

•   

Необходимо придерживаться диеты (питаться правильно)

-0,11

2,3

-1,44

2

Можно позволить себе не придерживаться особой диеты

•   

Требует постоянных физических упражнений

-1,11

2,4

-1,78

1,9

Не требует постоянных физических упражнений

•   

Допускает употребление алкоголя

0

1,7

2,56

0,7

Отказ от употребления алкоголя

•   

Отказ от курения

-0,78

2,3

-2,11

2,0

Можно курить

•   

Отказ от употребления любых наркотиков

-2,11

2,0

-2,33

2,0

Некоторые наркотики можно употреблять

•   

Дает возможность рисковать

0,44

2,0

1,11

2,0

Не связан с риском

•   

Дает уверенность в себе

-2,22

0,8

-0,89

2,5

Не влияет на уверенность в себе

•   

Ограничивает поведение

0,89

1,5

0,89

2,1

Не ограничивает поведение

•   

Зависит от взрослых

1

1,6

0,44

2,2

Не зависит от взрослых

•   

Сегодня это модно

1,22

2,0

0,22

2,6

Не зависит от моды

•   

Дает ощущение «взрослости»

0,78

1,5

0

2,2

Не дает ощущение «взрослости»

•   

Важно для меня

-2,22

1,6

-1,33

2,5

Важно для моих родителей

•   

Важно для взрослых

1,11

2,4

0

2,7

Важно для меня

•   

Позволяет быть независимым

-0,56

1,7

-0,33

2,1

Не позволяет быть независимым

•   

Связано с уважением и признанием в обществе

-1,11

1,6

-0,22

2,4

Не связано с уважением и признанием в обществе

•   

Способствует самореализации

-2

1,7

-1,22

1,6

Не способствует самореализации

•   

Помогает в решении проблем

-1,22

1,6

-1,22

1,3

>Не влияет на решение проблем

 

4.5. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Экспериментальный бланк

 

Известно, что ценности в жизни с возрастом у каждого человека изменяются.

Вспомните, представьте и оцените от –3 (-2,-1,+1,+2) +3 какие ценности, указанные в столбцах, соответствуют обозначенным персонажам.

Если для персонажа рассматриваемая ценность совершенно не важна в жизни, поставьте в соответствующей ячейке «-3», если ценность является главной, то поставьте «+3». В зависимости от степени важности можно ставить цифры –2,-1,+1,+2. Цифру «0» ставить нельзя. Помните, что нет правильных и неправильных ответов. Каждый ваш выбор является верным.

 

Ценности Персонажи Собственное здоровье Здоровье близких Родители, родственники Друзья Образование Любовь Благосостояние Карьера, работа Свобода, независимость Уважение, признание Риск Спорт Самореализация Здоровый образ жизни
Я в 13 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я в 23 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я – взрослый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я в старости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я – идеальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я в настоящем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я, каким не хочу быть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типичный взрослый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожилой человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типичный подросток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровый человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счастливый человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успешный человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назад | Содержание | Вперед