SpyLOG

3.3. Ведущие ценности периода взросления

По данным проведенного нами анкетирования (2002г.) работников системы образования (психологов, социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе), а также из анализа их работы с подростками можно констатировать, что организация профилактики формирования зависимого поведения является для них проблемной областью. Основная трудность в организации профилактики состоит в отсутствии единого подхода к ее проведению. В основном профилактическая работа сводится к проведению лекций, бесед (возможно с привлечением специалистов здравоохранения, работников центров социально-психологической помощи, правоохранительных органов, юристов), конкурсов рисунков, плакатов, рефератов и т.п., тренингов на развитие навыков коммуникативной компетентности у подростков, которые, при отсутствии методологического подхода, превращаются в клуб общения. Конференции, круглые столы для специалистов, занимающихся организацией и проведением профилактики, малоэффективны и превращаются в отчет о проделанной работе.

Профилактическая работа с детьми, входящими в группу риска, сводится к постановке их на внутришкольный учет или на учет в отделение по делам несовершеннолетних, проведению с бесед с подростками и их родителями, контролю за пропусками учебных занятий. Подростки группы риска, по данным анкетирования, являются самой сложной категорией для социально-психологической работы, поэтому специалисты либо дистанцируются, либо формально выполняют необходимую работу. Причина этого в несовершенстве существующей системы работы, специалисты не знают, что делать с такими детьми.

Профилактика основывается на развитии у подростков навыков здорового образа жизни, информировании о последствиях действия психоактивных веществ на организм, запугивании и др.

Анализ современных концепций и программ профилактики зависимого поведения подростков показывает, что в основу большинства из них положен принцип формирования ценности здоровья как ведущей жизненной ценности, что, по нашему мнению, противоречит особенностям подросткового возраста. Здоровье как жизненная ценность в подростковом возрасте не является ведущей ценностью.

Анализ исследований ценностей и ценностных ориентаций показывает, что методы изучения ограничиваются в основном опросниками, которые позволяют опрашивать большое количество респондентов одновременно.

Одно из последних исследований ценностей подросткового возраста было проведено в 1997 году коллективом авторов (М.Н.Достанова, Е.Б.Кнорре, С.В.Кривцова и др.) с использованием методики исследования мотивации и внутренних конфликтов (Е.Б.Фанталовой).

Для нас было важно выявить ценности в актуальной жизни подростка, на которые он ориентируется в период взросления, которыми он живет, а не просто имеет о них представление.

С целью определения наиболее значимых жизненных ценностей подросткового возраста в настоящее время (2002г.) мы провели опрос 250 подростков в возрасте 15-16 лет (120 юношей и 130 девушек). Программа исследования включала проективный метод и метод прямого ранжирования.

Респондентам предлагалось написать 20 ценностей, которые для них являются значимыми в жизни. После этого необходимо было выбрать из написанного списка 10 самых важных ценностей и расположить их в порядке значимости от 1 до 10. Первое место должна была занять самая важная ценность, 10 – наименее важная из выбранных (приложение 2).

В процессе исследований мы столкнулись с устойчивым противоречием между общепринятыми «взрослыми» представлениями о ценностях подросткового возраста и реальными ценностями периода взросления.

Исследование показало, что наиболее значимыми ценностями для подростков являются: семья, родители; друзья; образование. Они занимают первые три позиции в рейтинге. Далее идут: любовь как отношение с противоположным полом; такие абстрактные ценности как жизнь, свобода, независимость; материальное благополучие, карьера, работа. В рейтинге важных жизненных ценностей здоровье занимает 10 место, при чем здоровье близких (родителей, родственников) является более значимым, чем собственное здоровье.

Как показали наши последующие исследования, подросток не имеет достаточного знания о себе, как здоровом или больном, но он знает, что такое здоровье и болезнь близких. Так как сфера отношений с родителями и близкими людьми для подростка является значимой, то естественно и желание, чтобы они были здоровы.

В настоящее время в основу программы профилактики зависимого поведения, как показал анализ, положен принцип формирования навыков здорового образа жизни у подростков и молодежи, что не соответствует особенностям подросткового возраста.

Также нами было проведено исследование значения категорий «здоровье» и «здоровый образ жизни» (точнее смысла, который вкладывают подростки и взрослые в эти понятия) на выборке (181 респондентов) подростков в возрасте 15-17 лет (47 человек) и взрослых (от 25 до 35 лет – 45 человек; от 35 до 50 – 50 человек; от 50 до 67 – 39 человек). Исследование проводилось с использованием модификации метода семантического дифференциала (приложение № 3). В результате выяснилось, что в определении рассматриваемых категорий подростками и взрослыми имеются существенные отличия.

Приведем пример семантического пространства категорий «здоровье» и «здоровый образ жизни» так, как их оценивают подростки. (Для лучшего понимания мы приводим несколько упрощенную картину).

 

Y

Отказ от употребления алкоголя

Зависит от взрослого,

важно для взрослого

Не имеет смысла

Ограничивает поведение

Ценно для меня Не способствует

Дает уверенность в себе X самореализации

Способствует самореализации ЗОЖ Не связан с риском

Не зависит от взрослого Здоровье

Помогает в решении проблем

Дает возможность рисковать

Соблюдение правил гигиены

Диета и физические упражнения

Отказ от употребления никотина,

наркотиков

Связано с уважением и признанием в обществе

 

Факторы Х и Y обозначены нами соответственно как личностный и медико-социальный аспекты оцениваемых категорий «здоровье» и «ЗОЖ».

В медико-социальном аспекте в сознании подростка значение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» сближаются: и здоровье, и здоровый образ жизни требуют соблюдения правил личной гигиены, связаны с физическими упражнениями и с соблюдением определенных правил питания (больше для понятия «ЗОЖ»), дают уважение и признание в обществе. Это можно увидеть из проекций рассматриваемых понятий на фактор Y .

В медико-социальном аспекте определение подростками рассматриваемых понятий во многом похожи, однако, можно видеть принципиальные, на наш взгляд, отличия:

•  ЗОЖ предполагает правильное питание, а здоровье, как его понимают подростки, позволяет человеку не придерживаться особых правил питания;

•  подростки считают, что ЗОЖ предполагает отказ от употребления алкоголя и табака, в отличие от здоровья, который позволяет курить и пить;

•  здоровье дает больше возможности рисковать и быть уверенным в себе, своих силах и возможностях, чем соблюдение правил ЗОЖ;

•  здоровье важно для подростка больше, чем здоровый образ жизни.

 

__________ «Здоровье»

_ _ _ _ _ _ _ «Здоровый образ жизни»

 

Следует обратить внимание на полярность фактора, отражающего медико-социальный аспект: употребление алкоголя и отказ от курения и наркотиков образуют разные полюса фактора. Этот факт не случаен. В профилактической работе в настоящее время упор делается на информировании о вреде наркотиков и никотина на организм человека, алкогольные напитки (в частности, пиво) наоборот рекламируются.

Из представленного семантического пространства видно, что ценность здоровья для подростков в том, что его наличие дает уверенность в себе, способствует самореализации, дает возможность рисковать, помогает в решении проблем и не зависит от взрослого. Здоровый образ жизни оценивается подростками как не имеющий смысла (т.е. не актуальный в подростковом возрасте); соблюдение правил ЗОЖ не связано с риском, ограничивает поведение и поэтому и не ведет к самореализации.

В дальнейшем человек начинает различать, что такое для него «здоровье» и «здоровый образ жизни», в отличие от подростков, для которых эти понятия во многом являются абстрактными. Обратимся к результатам исследования, полученным на выборке молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет.

__________ «Здоровье»

_ _ _ _ _ _ _ «Здоровый образ жизни»

 

А. Сходство . Поддержание здоровья и соблюдение правил ЗОЖ зависят от самого взрослого и связаны с волевыми усилиями, требуют полного отказа от любых наркотиков, кроме этого, быть здоровым и жить в соответствии с правилами ЗОЖ в настоящее время модно (критерий 3, 8, 12, 13).

 

Б. Различие рассматриваемых понятий можно увидеть в том, что:

Таким образом, мы видим, что человек даже в возрасте 25-35 лет осознает ценность здоровья как возможность собственной реализации и не рассматривает ЗОЖ как условие сохранения здоровья.

По результатам нашего исследования это понимание приходит в среднем в 40 - 60 лет, когда понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» для взрослых становятся семантически близкими категориями. Для одной группы взрослых ЗОЖ является условием сохранения здоровья, и они стараются соблюдать правила ЗОЖ. Другая группа взрослых рассматривает ЗОЖ как условие сохранения здоровья в подростковом и юношеском возрасте. Эта группа характеризуется большей пассивностью собственного поведения и, как правило, не ведут здоровый образ жизни. Основная причина такого образа жизни в том, что здоровье уже потеряно в молодости.

Взрослый, формируя навыки здорового образ жизни, основывается на понимании категории «болезнь – здоровье», принятой во взрослом мире, где границы уже известны. Для подростка же здоровье ценно, в том смысле, что дает возможность экспериментировать с телом и собой, выявляя таким образом свои возможности и способности. Переживая физический риск, подросток острее ощущает реальность собственного «Я», узнает об особенности личностных границ, и таким образом усваивает категории «болезнь – здоровье». Подросток не может разделить эти ценности, так как они не пережиты, отсутствуют в его опыте, а принять на веру – означает подчиниться, потерять свободу и попасть в зависимость от взрослого, снова оказаться в детской позиции. Здоровый образ жизни в том смысле, как его понимают взрослые (отсутствие наркотиков, ограничение потребления табака и алкоголя, здоровое питание, соблюдение режима дня и др.), ограничивает самопознание подростка, который может формально согласиться с задачами, поставленными взрослыми, но реально поступает в соответствии с собственными задачами взросления. Употребление, например, пива, компенсируя неуверенность и невзрослость, обеспечивает психологическое благополучие, которое важнее отсроченного во времени (когда-то в старости что-то может болеть) физического здоровья. Таким образом, физическое самочувствие сильно зависит от психологического, и оно становится опережающим у подростков, в отличие от взрослых, у которых физическое и психологическое самочувствие более уравновешены. («Я знаю от взрослых, что употреблять алкоголь плохо, но сами взрослые это делают. Мне это дает ощущение собственной значимости, и я буду продолжать»).

3.4. Оценка значимых субличностей через систему ведущих ценностей подростка: конструирование семантического пространства индивидуального сознания

Для более детального изучения индивидуального сознания подростков нами было проведено дополнительное исследование. Суть его заключалась в том, как подросток оценивает собственные субличности или внутренние образы через актуальную для него систему ценностей. Всего было обследовано 25 подростков в возрасте 16 лет. Результаты были обработаны с использованием процедуры факторного анализа.

Респондентам предлагалось оценить насколько предъявляемые ценности актуальны для следующих персонажей: «Я в 13 лет», «Я - взрослый», «Я - идеальное», «Я в настоящем», «Мои родители», «Типичный подросток», «Типичный взрослый», «Здоровый человек», «Счастливый человек», «Успешный человек» (приложение 4).

Обратимся к результатам исследования и полученного семантического пространства.

А . Фактор X образован такими высоко коррелирующими ценностями, как: самореализация, свобода и независимость, собственное здоровье, образование, уважение и признание – положительный полюс. Видимо, собственное здоровье и образование рассматривается подростками как условие личной успешности. Отрицательный полюс представляет ограниченность свободы и независимости, возможности самореализации, недостаточное признание в обществе.

Фактор Y образован такими ценностями, как «риск» и «любовь», с одного полюса, а другой включает осознание здоровья, близких как ценность, карьерный рост, наличие хорошей работы и здоровый образ жизни. Обратим внимание, что в сознании подростка любовь (отношения с противоположным полом) связывается с возможность рисковать, кроме того, риск и любовь противопоставляются здоровому образу жизни.

 

 

 

Ф1

Ф2

•   

Собственное здоровье

0,77

-0,06

•   

Здоровье близких

0,69

-0,37

•   

Родители, родственники

0,69

0,06

•   

Друзья

0,67

0,18

•   

Образование

0,74

0,10

•   

Любовь

0,64

0,31

•   

Карьера, работа

0,53

-0,49

•   

Свобода, независимость

0,82

-0,18

•   

Уважение, признание

0,71

-0,17

•   

Риск

-0,32

0,99

•   

Спорт

0,56

0,04

•   

Самореализация

0,85

0,06

•   

Здоровый образ жизни

0,69

-0,35

Б. Подростки оценивают себя в настоящем как склонных к риску, стремящихся к установлению контактов с противоположным полом, не заботящихся о соблюдении правил здорового образа жизни, и в этом образ «Я в настоящем» совпадает с образом «Типичного подростка». Однако, «Типичный подросток» представляется ограниченным в возможности самореализации, проявлениях свободы и независимости, его меньше волнует собственное здоровье и образование в отличие от образа «Я в настоящем», которое оценивается как более успешный.

В. Образы успешного, счастливого и здорового человека практически сливаются в оценках подростков и характеризуются высокой степенью личной успешности.

 

 

Типичный подросток Я в настоящем

 

Я в 13 лет

Самореализация

Свобода,

независимость

Собственное здоровье

Образование

Типичный взрослый Успешный человек

Счастливый человек

Здоровый человек

 

Я идеальное

Я взрослый

Мои родители

Г. Близость образов «Мои родители», «Я-идеальное», «Я-взрослый» объясняется тем, что они складываются под влиянием родителей. Ребенок как бы запрограммирован быть похожим на своих родителей.

Е . В сознании подростка образ «Типичного взрослого» близок по значению с образом «Типичного подростка». Подросток приписывает взрослому достаточно высокую вероятность проявления риска и допущение несоблюдения правил здорового образ жизни. Подросток рассуждает примерно так: «Если сами взрослые поступают не так, как учат меня, значит, чтобы быть взрослым я тоже не буду соблюдать правила ЗОЖ».

 

Таким образом, необходим принципиально иной основополагающий принцип в разработке психологических программ работы с подростками и молодежью, в том числе и по профилактике зависимого поведения. Таким принципом в организации психологической работы с подростками и молодежью мы считаем содействие в решении задач взросления.

Из сравнения выявленных ведущих ценностей подросткового возраста и основных задач взросления можно сказать, что именно решение задач взросления является ценным для подростка.

Ценности

Психологические задачи взросления

* Я и мое имя.

Принятие своего имени.

Риск, сила, признание.

Принятие собственной внешности и тела.

Любовь, близкие отношения с противоположным полом.

Выстраивание отношений с противоположным полом, усвоение специфики поведения и образа мужской или женской роли.

Семья, родители, родственники; здоровье близких; свобода, независимость.

Выстраивание отношений с родителями, обретение эмоциональная независимость от взрослого.

Друзья, дружба, доверие, преданность.

Выстраивание отношений со сверстниками обоих полов, с группой.

Жизнь как целое. Образование; карьера и профессиональная перспектива, благосостояние и благополучие.

Построение системы ценностей, отношение со временем (будущим, смертью, жизнью, Богом).

Выбор профессиональной перспективы.

Собственное здоровье (больше психологическое, чем физиологическое).

Принятие себя.

Приоритет личности подростка, как основного принципа построения работы психолога, выражается в ориентации программ на ценности подросткового возраста, а не на декларациях взрослых, вести к эффективной социализации, содействовать решению задач взросления, которые, как правило, противоположны педагогическим ожиданиям некомпетентных воспитателей.

В период взросления физическое развитие опережает социальное, вызывая при этом гиперчувствительность во всех важных сферах жизни, с которой подросток не может совладать. Так появляется реактивность поведения. Задача взрослых научить подростков справляться с реактивностью, преобразуя в активность, что актуализирует устремления личности. Свои адекватные формы выражения реактивность находит в решении задач взросления.

Таким образом, адекватно используя энергию и сопротивление реактивности, можно содействовать в решении задач взросления. Если подросток переживет ощущение «Я МОГУ» решать свои задачи САМ, он будет доверять себе, верить в собственные силы. А человек, доверяющий себе, – доверяет миру (Т.П.Скрипкина, 1998). Подросток осваивает ценности взрослого мира, не теряясь в нем, а приобретая ощущение уникальности и неповторимости собственного Я, которое переполнено желаниями и активностью в поисках проверки своих возможностей.

Назад | Содержание | Вперед