3.3. Ведущие ценности периода взросления
По данным проведенного нами анкетирования (2002г.) работников системы образования (психологов, социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе), а также из анализа их работы с подростками можно констатировать, что организация профилактики формирования зависимого поведения является для них проблемной областью. Основная трудность в организации профилактики состоит в отсутствии единого подхода к ее проведению. В основном профилактическая работа сводится к проведению лекций, бесед (возможно с привлечением специалистов здравоохранения, работников центров социально-психологической помощи, правоохранительных органов, юристов), конкурсов рисунков, плакатов, рефератов и т.п., тренингов на развитие навыков коммуникативной компетентности у подростков, которые, при отсутствии методологического подхода, превращаются в клуб общения. Конференции, круглые столы для специалистов, занимающихся организацией и проведением профилактики, малоэффективны и превращаются в отчет о проделанной работе.
Профилактическая работа с детьми, входящими в группу риска, сводится к постановке их на внутришкольный учет или на учет в отделение по делам несовершеннолетних, проведению с бесед с подростками и их родителями, контролю за пропусками учебных занятий. Подростки группы риска, по данным анкетирования, являются самой сложной категорией для социально-психологической работы, поэтому специалисты либо дистанцируются, либо формально выполняют необходимую работу. Причина этого в несовершенстве существующей системы работы, специалисты не знают, что делать с такими детьми.
Профилактика основывается на развитии у подростков навыков здорового образа жизни, информировании о последствиях действия психоактивных веществ на организм, запугивании и др.
Анализ современных концепций и программ профилактики зависимого поведения подростков показывает, что в основу большинства из них положен принцип формирования ценности здоровья как ведущей жизненной ценности, что, по нашему мнению, противоречит особенностям подросткового возраста. Здоровье как жизненная ценность в подростковом возрасте не является ведущей ценностью.
Анализ исследований ценностей и ценностных ориентаций показывает, что методы изучения ограничиваются в основном опросниками, которые позволяют опрашивать большое количество респондентов одновременно.
Одно из последних исследований ценностей подросткового возраста было проведено в 1997 году коллективом авторов (М.Н.Достанова, Е.Б.Кнорре, С.В.Кривцова и др.) с использованием методики исследования мотивации и внутренних конфликтов (Е.Б.Фанталовой).
Для нас было важно выявить ценности в актуальной жизни подростка, на которые он ориентируется в период взросления, которыми он живет, а не просто имеет о них представление.
С целью определения наиболее значимых жизненных ценностей подросткового возраста в настоящее время (2002г.) мы провели опрос 250 подростков в возрасте 15-16 лет (120 юношей и 130 девушек). Программа исследования включала проективный метод и метод прямого ранжирования.
Респондентам предлагалось написать 20 ценностей, которые для них являются значимыми в жизни. После этого необходимо было выбрать из написанного списка 10 самых важных ценностей и расположить их в порядке значимости от 1 до 10. Первое место должна была занять самая важная ценность, 10 – наименее важная из выбранных (приложение 2).
В процессе исследований мы столкнулись с устойчивым противоречием между общепринятыми «взрослыми» представлениями о ценностях подросткового возраста и реальными ценностями периода взросления.
Исследование показало, что наиболее значимыми ценностями для подростков являются: семья, родители; друзья; образование. Они занимают первые три позиции в рейтинге. Далее идут: любовь как отношение с противоположным полом; такие абстрактные ценности как жизнь, свобода, независимость; материальное благополучие, карьера, работа. В рейтинге важных жизненных ценностей здоровье занимает 10 место, при чем здоровье близких (родителей, родственников) является более значимым, чем собственное здоровье.
Как показали наши последующие исследования, подросток не имеет достаточного знания о себе, как здоровом или больном, но он знает, что такое здоровье и болезнь близких. Так как сфера отношений с родителями и близкими людьми для подростка является значимой, то естественно и желание, чтобы они были здоровы.
В настоящее время в основу программы профилактики зависимого поведения, как показал анализ, положен принцип формирования навыков здорового образа жизни у подростков и молодежи, что не соответствует особенностям подросткового возраста.
Также нами было проведено исследование значения категорий «здоровье» и «здоровый образ жизни» (точнее смысла, который вкладывают подростки и взрослые в эти понятия) на выборке (181 респондентов) подростков в возрасте 15-17 лет (47 человек) и взрослых (от 25 до 35 лет – 45 человек; от 35 до 50 – 50 человек; от 50 до 67 – 39 человек). Исследование проводилось с использованием модификации метода семантического дифференциала (приложение № 3). В результате выяснилось, что в определении рассматриваемых категорий подростками и взрослыми имеются существенные отличия.
Приведем пример семантического пространства категорий «здоровье» и «здоровый образ жизни» так, как их оценивают подростки. (Для лучшего понимания мы приводим несколько упрощенную картину).
Y
Отказ от употребления алкоголя
Зависит от взрослого,
важно для взрослого
Не имеет смысла
Ограничивает поведение
Ценно для меня Не способствует
Дает уверенность в себе X самореализации
Способствует самореализации ЗОЖ Не связан с риском
Не зависит от взрослого Здоровье
Помогает в решении проблем
Дает возможность рисковать
Соблюдение правил гигиены
Диета и физические упражнения
Отказ от употребления никотина,
наркотиков
Связано с уважением и признанием в обществе
Факторы Х и Y обозначены нами соответственно как личностный и медико-социальный аспекты оцениваемых категорий «здоровье» и «ЗОЖ».
В медико-социальном аспекте в сознании подростка значение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» сближаются: и здоровье, и здоровый образ жизни требуют соблюдения правил личной гигиены, связаны с физическими упражнениями и с соблюдением определенных правил питания (больше для понятия «ЗОЖ»), дают уважение и признание в обществе. Это можно увидеть из проекций рассматриваемых понятий на фактор Y .
В медико-социальном аспекте определение подростками рассматриваемых понятий во многом похожи, однако, можно видеть принципиальные, на наш взгляд, отличия:
ЗОЖ предполагает правильное питание, а здоровье, как его понимают подростки, позволяет человеку не придерживаться особых правил питания;
подростки считают, что ЗОЖ предполагает отказ от употребления алкоголя и табака, в отличие от здоровья, который позволяет курить и пить;
здоровье дает больше возможности рисковать и быть уверенным в себе, своих силах и возможностях, чем соблюдение правил ЗОЖ;
здоровье важно для подростка больше, чем здоровый образ жизни.
__________ «Здоровье»
_ _ _ _ _ _ _ «Здоровый образ жизни»
Следует обратить внимание на полярность фактора, отражающего медико-социальный аспект: употребление алкоголя и отказ от курения и наркотиков образуют разные полюса фактора. Этот факт не случаен. В профилактической работе в настоящее время упор делается на информировании о вреде наркотиков и никотина на организм человека, алкогольные напитки (в частности, пиво) наоборот рекламируются.
Из представленного семантического пространства видно, что ценность здоровья для подростков в том, что его наличие дает уверенность в себе, способствует самореализации, дает возможность рисковать, помогает в решении проблем и не зависит от взрослого. Здоровый образ жизни оценивается подростками как не имеющий смысла (т.е. не актуальный в подростковом возрасте); соблюдение правил ЗОЖ не связано с риском, ограничивает поведение и поэтому и не ведет к самореализации.
В дальнейшем человек начинает различать, что такое для него «здоровье» и «здоровый образ жизни», в отличие от подростков, для которых эти понятия во многом являются абстрактными. Обратимся к результатам исследования, полученным на выборке молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет.
__________ «Здоровье»
_ _ _ _ _ _ _ «Здоровый образ жизни»
А. Сходство . Поддержание здоровья и соблюдение правил ЗОЖ зависят от самого взрослого и связаны с волевыми усилиями, требуют полного отказа от любых наркотиков, кроме этого, быть здоровым и жить в соответствии с правилами ЗОЖ в настоящее время модно (критерий 3, 8, 12, 13).
Б. Различие рассматриваемых понятий можно увидеть в том, что:
Таким образом, мы видим, что человек даже в возрасте 25-35 лет осознает ценность здоровья как возможность собственной реализации и не рассматривает ЗОЖ как условие сохранения здоровья.
По результатам нашего исследования это понимание приходит в среднем в 40 - 60 лет, когда понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» для взрослых становятся семантически близкими категориями. Для одной группы взрослых ЗОЖ является условием сохранения здоровья, и они стараются соблюдать правила ЗОЖ. Другая группа взрослых рассматривает ЗОЖ как условие сохранения здоровья в подростковом и юношеском возрасте. Эта группа характеризуется большей пассивностью собственного поведения и, как правило, не ведут здоровый образ жизни. Основная причина такого образа жизни в том, что здоровье уже потеряно в молодости.
Взрослый, формируя навыки здорового образ жизни, основывается на понимании категории «болезнь – здоровье», принятой во взрослом мире, где границы уже известны. Для подростка же здоровье ценно, в том смысле, что дает возможность экспериментировать с телом и собой, выявляя таким образом свои возможности и способности. Переживая физический риск, подросток острее ощущает реальность собственного «Я», узнает об особенности личностных границ, и таким образом усваивает категории «болезнь – здоровье». Подросток не может разделить эти ценности, так как они не пережиты, отсутствуют в его опыте, а принять на веру – означает подчиниться, потерять свободу и попасть в зависимость от взрослого, снова оказаться в детской позиции. Здоровый образ жизни в том смысле, как его понимают взрослые (отсутствие наркотиков, ограничение потребления табака и алкоголя, здоровое питание, соблюдение режима дня и др.), ограничивает самопознание подростка, который может формально согласиться с задачами, поставленными взрослыми, но реально поступает в соответствии с собственными задачами взросления. Употребление, например, пива, компенсируя неуверенность и невзрослость, обеспечивает психологическое благополучие, которое важнее отсроченного во времени (когда-то в старости что-то может болеть) физического здоровья. Таким образом, физическое самочувствие сильно зависит от психологического, и оно становится опережающим у подростков, в отличие от взрослых, у которых физическое и психологическое самочувствие более уравновешены. («Я знаю от взрослых, что употреблять алкоголь плохо, но сами взрослые это делают. Мне это дает ощущение собственной значимости, и я буду продолжать»).
3.4. Оценка значимых субличностей через систему ведущих ценностей подростка: конструирование семантического пространства индивидуального сознания
Для более детального изучения индивидуального сознания подростков нами было проведено дополнительное исследование. Суть его заключалась в том, как подросток оценивает собственные субличности или внутренние образы через актуальную для него систему ценностей. Всего было обследовано 25 подростков в возрасте 16 лет. Результаты были обработаны с использованием процедуры факторного анализа.
Респондентам предлагалось оценить насколько предъявляемые ценности актуальны для следующих персонажей: «Я в 13 лет», «Я - взрослый», «Я - идеальное», «Я в настоящем», «Мои родители», «Типичный подросток», «Типичный взрослый», «Здоровый человек», «Счастливый человек», «Успешный человек» (приложение 4).
Обратимся к результатам исследования и полученного семантического пространства.
А . Фактор X образован такими высоко коррелирующими ценностями, как: самореализация, свобода и независимость, собственное здоровье, образование, уважение и признание – положительный полюс. Видимо, собственное здоровье и образование рассматривается подростками как условие личной успешности. Отрицательный полюс представляет ограниченность свободы и независимости, возможности самореализации, недостаточное признание в обществе.
Фактор Y образован такими ценностями, как «риск» и «любовь», с одного полюса, а другой включает осознание здоровья, близких как ценность, карьерный рост, наличие хорошей работы и здоровый образ жизни. Обратим внимание, что в сознании подростка любовь (отношения с противоположным полом) связывается с возможность рисковать, кроме того, риск и любовь противопоставляются здоровому образу жизни.
|
|
Ф1 |
Ф2 |
|
Собственное здоровье |
0,77 |
-0,06 |
|
Здоровье близких |
0,69 |
-0,37 |
|
Родители, родственники |
0,69 |
0,06 |
|
Друзья |
0,67 |
0,18 |
|
Образование |
0,74 |
0,10 |
|
Любовь |
0,64 |
0,31 |
|
Карьера, работа |
0,53 |
-0,49 |
|
Свобода, независимость |
0,82 |
-0,18 |
|
Уважение, признание |
0,71 |
-0,17 |
|
Риск |
-0,32 |
0,99 |
|
Спорт |
0,56 |
0,04 |
|
Самореализация |
0,85 |
0,06 |
|
Здоровый образ жизни |
0,69 |
-0,35 |
Б. Подростки оценивают себя в настоящем как склонных к риску, стремящихся к установлению контактов с противоположным полом, не заботящихся о соблюдении правил здорового образа жизни, и в этом образ «Я в настоящем» совпадает с образом «Типичного подростка». Однако, «Типичный подросток» представляется ограниченным в возможности самореализации, проявлениях свободы и независимости, его меньше волнует собственное здоровье и образование в отличие от образа «Я в настоящем», которое оценивается как более успешный.
В. Образы успешного, счастливого и здорового человека практически сливаются в оценках подростков и характеризуются высокой степенью личной успешности.
Типичный подросток Я в настоящем
Я в 13 лет
Самореализация
Свобода,
независимость
Собственное здоровье
Образование
Типичный взрослый Успешный человекСчастливый человек
Здоровый человек
Я идеальное
Я взрослый
Мои родители
Г. Близость образов «Мои родители», «Я-идеальное», «Я-взрослый» объясняется тем, что они складываются под влиянием родителей. Ребенок как бы запрограммирован быть похожим на своих родителей.
Е . В сознании подростка образ «Типичного взрослого» близок по значению с образом «Типичного подростка». Подросток приписывает взрослому достаточно высокую вероятность проявления риска и допущение несоблюдения правил здорового образ жизни. Подросток рассуждает примерно так: «Если сами взрослые поступают не так, как учат меня, значит, чтобы быть взрослым я тоже не буду соблюдать правила ЗОЖ».
Таким образом, необходим принципиально иной основополагающий принцип в разработке психологических программ работы с подростками и молодежью, в том числе и по профилактике зависимого поведения. Таким принципом в организации психологической работы с подростками и молодежью мы считаем содействие в решении задач взросления.
Из сравнения выявленных ведущих ценностей подросткового возраста и основных задач взросления можно сказать, что именно решение задач взросления является ценным для подростка.
Ценности |
Психологические задачи взросления |
* Я и мое имя. |
Принятие своего имени. |
Риск, сила, признание. |
Принятие собственной внешности и тела. |
Любовь, близкие отношения с противоположным полом. |
Выстраивание отношений с противоположным полом, усвоение специфики поведения и образа мужской или женской роли. |
Семья, родители, родственники; здоровье близких; свобода, независимость. |
Выстраивание отношений с родителями, обретение эмоциональная независимость от взрослого. |
Друзья, дружба, доверие, преданность. |
Выстраивание отношений со сверстниками обоих полов, с группой. |
Жизнь как целое. Образование; карьера и профессиональная перспектива, благосостояние и благополучие. |
Построение системы ценностей, отношение со временем (будущим, смертью, жизнью, Богом). Выбор профессиональной перспективы. |
Собственное здоровье (больше психологическое, чем физиологическое). |
Принятие себя. |
Приоритет личности подростка, как основного принципа построения работы психолога, выражается в ориентации программ на ценности подросткового возраста, а не на декларациях взрослых, вести к эффективной социализации, содействовать решению задач взросления, которые, как правило, противоположны педагогическим ожиданиям некомпетентных воспитателей.
В период взросления физическое развитие опережает социальное, вызывая при этом гиперчувствительность во всех важных сферах жизни, с которой подросток не может совладать. Так появляется реактивность поведения. Задача взрослых научить подростков справляться с реактивностью, преобразуя в активность, что актуализирует устремления личности. Свои адекватные формы выражения реактивность находит в решении задач взросления.
Таким образом, адекватно используя энергию и сопротивление реактивности, можно содействовать в решении задач взросления. Если подросток переживет ощущение «Я МОГУ» решать свои задачи САМ, он будет доверять себе, верить в собственные силы. А человек, доверяющий себе, – доверяет миру (Т.П.Скрипкина, 1998). Подросток осваивает ценности взрослого мира, не теряясь в нем, а приобретая ощущение уникальности и неповторимости собственного Я, которое переполнено желаниями и активностью в поисках проверки своих возможностей.
Назад | Содержание | Вперед