Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Различия в психическом развитии детей, страдающих текущими заболева-ниями мозга, и детей, развивающихся на дефектной основе. Особенности психического развития детей-олигофренов, детей, перенесших травмы головного мозга, страдающих шизофренией, эпилепсией и т. д. Степени умственной отсталости. Использование медицинских данных о детях для квалифицированной оценки особенностей их поведения и выбора индивидуальных мер корригирующего воспитания и обучения.
Причинами умственной отсталости детей являются различные поражения их головного мозга. К таким поражениям относятся воспалительные заболевания (энцефалиты и мепингоэнце-фалиты), интоксикации (эндокринные, обменные и др.), ушибы головного мозга (природовые и бытовые травмы), а также мно-гие другие заболевания, источники которых еще не вполне изучены.
Сущность и проявления всех этих поражений головного мозга описаны в учебниках психиатрии и невропатологии. Психологическая же характеристика учащихся вспомогательных школ должна быть ограничена лишь теми данными, которые нужны учителю для квалифицированного наблюдения за детьми, а главное - для правильного выбора мер индивидуального подхода к разным учащимся при их воспитании и обучении.
В результате различных заболеваний по-разному нарушается высшая нервная деятельность, возникают разнообразные расстройства психики. Учитель вспомогательной школы должен знать, какое именно заболевание вызвало умственную отсталость у того или иного ученика.
Знание диагноза и истории заболевания помогает учителю лучше понять психическое состояние и особенности поведения ученика, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании. Диагнозы и истории заболевания хранятся в личном деле, которое медицинские работники заводят на каждого из учеников.
Весь состав учащихся вспомогательной школы можно (с практической целью) разделить на две основные группы.
К первой группе следует отнести детей, перенесших однажды, на одном из этапов развития, какое-либо поражение головного мозга, а затем развивавшихся на дефектной основе, но практически здоровых. Ко второй группе следует отнести детей, которые в период обучения в школе страдают текущими заболеваниями мозга. Они развиваются и в то же время болеют: их состояние может значительно меняться.
Рассмотрим состав учащихся вспомогательных школ по группам.
Первая группа
Первую группу детей можно разделить на две подгруг.пы в зависимости от того, на каком этапе развития головною мозга ребенка происходит его поражение:
Дети-олигофрены.
В личных делах учащихся вспомогательных школ чаще всего встречается диагноз
"олигофрения". Дети-олигофрены действи-тельно составляют основную
часть учащихся вспомогательных школ. Однако олигофрения, что в переводе
на русский язык означает "малоумие", не является названием какой-либо
определенной болезни. Олигофрения-это клинически разнородная группа. Это
название состояния, возникающего после различных видов поражения центральной
нервной системы ребенка в период до развития его речи, т. е. примерно
до года-двух лет жизни. К числу таких поражений относятся наследственные
и внутриутробные повреждения зародыша, природовые травмы и асфиксии, а
также другие заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка
примерно до двухлетнего возраста.
При всем разнообразии причин, вызывающих олигофрению, для нее характерны
следующие общие признаки: ранний срок поражения центральной нервной системы
и последующее прекращение заболевания. При олигофрении психическое развитие
ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного
течения заболевания нервной системы у ребенка нет и он практически здоров.
Особенности психического развития детей-олигофренов в значительной мере
сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи.
Различия в нарушении психики, обусловленные разным характером заболевания,
как бы перекрываются сходными условиями психического развития. Поэтому
дети-олигофрены, несмотря на различия в этиологии заболевания, представляют
в известной мере однотипную с психологической точки зрения группу.
Анализ литературы показывает, что разные исследователи выдвигали свои гипотезы относительно "ведущего синдрома" или основного нарушения при олигофрении. Так, например, Курт Левин считал таким синдромом особенности аффективно-волевой сферы. Большинство современных исследователей утверждает, что основным синдромом, или основным дефектом, наблюдающимся при олигофрении, является трудность обобщения и отвлечения (М. С. Певзнер) или слабость регулирующей роли речи (А. Р. Лурия).
Правильность любого из этих положений легко доказать, ибо при олигофрении
всегда, безусловно, обнаруживается и трудность обобщения, и незрелость
эмоционально-волевой сферы, и запоздалое плохое развитие речи, и слабость
ее регулирующей функции. Но если попытаться все же, руководствуясь современными
данными, найти центральные определяющие дефекты, то такими представляются
два: во-первых, отмеченный Г. Е. Сухаревой, де-фицит любознательности,
потребности в новых впечатлениях, по-знавательных интересов, слабость
ориентировочной деятельности;
во-вторых, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, плохая
обучаемость. К этому с годами, естественно, присоединяется бедность кругозора,
малый запас представлений, конкретность и поверхностность мышления, то
есть слабость обобщений, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Всесторонне изучавшая работоспособность больных олигофре-нией Э. А. Коробкова писала: "Одной из наиболее существенных и неправильных предпосылок, лежащих в основе большинства зарубежных исследований состояния умственной отсталости, является представление о том, что больной олигофренией - как бы ухудшенный вариант нормы. Предполагается, что существует некоторый средний уровень ума, характеризующий здорового человека, и что в сопоставлении с ним у олигофрена на ту или иную толику ума меньше (недаром принятый термин "олигофрения" в переводе на русский язык означает "малоумие")..." "Олигофрен оказался,-пишет далее Э. А. Коробкова,-не просто "хуже" среднего человека, принятого за условную норму, олигофрена отличает качественное своеобразие: не худшая, а иная структура психики, жизненных установок и проявлений" ¹.
Как уже отмечалось, дети-олигофрены-это основной состав учащихся вспомогательных школ. Поэтому все дальнейшие главы этой книги посвящены анализу своеобразия психического развития именно олигофренов.
В этом разделе дается лишь краткое указание на то, каковы особенности их развития.
Психика ребенка-олигофрена совершенно непохожа на психику нормального ребенка-дошкольника. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития. Для возникновения этого своеобразия небезразличны, конечно, и этиологические факторы, которые часто остаются нераспознанными.
В медицинских заключениях, направляемых во вспомогательные школы, часто значится: "Олигофрения невыясненной этиологии" либо "Олигофрения сложной этиологии". Под сложностью этиологии подразумевается сочетание нескольких вредностей, в котором трудно вычленить основной, определяющий фактор.
По данным Г. Е. Сухаревой ², следует различать три
группы патогенных факторов, обусловливающих возникновение олигофрении:
неполноценность генеративных клеток родителей (в том числе наследственные
заболевания и патология эмбриогенеза);
вредные воздействия на плод в период внутриутробного развития, родовая
травма и постнатальные поражения нервной системы ребенка (инфекции, травмы,
ожоги) до трех лет.
Примером патологии эмбриогенеза является болезнь Дауна.
Наличие этого вида олигофрении легко устанавливается по очень характерному внешнему облику ребенка (своеобразные черты лица, диспластичная фигура, плохая моторика и т. п.). Эти дети с большим трудом усваивают общие понятия, отвлеченный счет. Память у них плохая. Поэтому обучить их чему-либо новому чрезвычайно трудно. Но благодаря покладистому, добродушному нраву эти дети легко поддаются воздействию со стороны педагога. При продуманном воспитании и режиме они правильно себя ведут и приобретают хорошие привычки. Однако самостоя-тельно ориентироваться в жизненных ситуациях не могут. Морально-этические правила усваиваются ими с трудом.
Другим примером являются дети, имеющие диагноз "Олигофрения специфической
этиологии" ("Lues congenita"). У них также имеются некоторые
внешние признаки болезни (диспластичное телосложение, седловидный нос,
изрезанные зубы и т. д.). Однако по внешним признакам судить о наличии
болезни нельзя;
в диагнозе необходимо убедиться по медицинским данным. Такие дети по сравнению
с другими детьми-олигофренами более сообразительны. Степень их умственной
отсталости не так велика, но они очень истощаемы. Поэтому их успеваемость
в школе оказывается посредственной. Поведение этих детей обнаруживает
неровности: они внушаемы, эмоционально неустойчивы, легко переходят от
одного настроения к другому. Некоторые из этих детей страдают текущим
заболеванием - сифилисом мозга.
К числу олигофренов относятся также некоторые дети из числа страдающих эндокринопатией и многие другие.
Дети, перенесшие поражение головного мозга в дошкольном или младшем школьном возрасте.
Некоторые заключения врачей-психоневрологов, относящие-ся к ученикам вспомогательной школы, формулируются следующим образом: "Олигофрения после травмы головного мозга" (либо после какого-нибудь иного поражения мозга). В других заключениях просто отмечают перенесенное ребенком основное заболевание, например: "Остаточные явления после параинфек-ционного менингоэнцефалита".
В подобных случаях речь идет о состояниях, близких к олигофрении. Такие дети, так же как и олигофрены, практически здоровы, хотя и развиваются на дефектной основе. Однако есть и различия. Если те или иные вредности или болезни поражают детей до двух лет, как правило, возникает олигофрения. Если же они поражают детей сравнительно старшего возраста, возникают более определенные, специфичные для каждой болезни особенности психики.
Рассмотрим эти особенности.
Некоторые дети, перенесшие энцефалит, становятся слишком подвижными, расторможенными. Они очень быстро и непосредственно реагируют на все происходящее вокруг них явления и события: необдуманно действуют и говорят, чрезвычайно внушаемы и легко попадают под влияние окружающих их людей. Из-за неустойчивости внимания и некритичности мышления такие дети учатся обычно плохо, но изредка удивляют своих учителей и очень удачными ответами.
В условиях строгого, продуманного режима дети могут вести себя правильно. При отсутствии такого режима, под влиянием плохих товарищей они легко приобретают дурные склонности и становятся на плохой путь. Особенно неблагоприятно влияет на них безделье, в то время как организованный, заполненный трудом, спортом и играми режим действует на них благотворно. Умеренная, но заполняющая почти все время нагрузка не утомительна для этих детей. Основное, в чем они нуждаются, это непрерывное, неослабевающее наблюдение и контроль со стороны учителя и других воспитателей, имеющие в виду предупреждение дурных влияний и привычек. Поэтому, беседуя с родителями и другими воспитателями таких детей, учитель обращает особое внимание на необходимость осуществлять по-стоянный контроль и наблюдение. У девочек, перенесших энцефалит, легко возникают преждевременные сексуальные интересы и склонности в том случае, если находится дурной человек, который у них эти инстинкты пробуждает. Мальчики оказываются нередко втянутыми в воровские компании, бродячие шайки. Следует подчеркнуть, что сам по себе энцефалит, само воспаление мозга таких антисоциальных склонностей образовать не может. Они сравнительно легко возникают в том случае, если дети оказываются в атмосфере дурных влияний. Дети легко поддаются этим влияниям вследствие того, что отличаются повышенной внушаемостью и некритичностью. Кроме того, этому способствует присущая им слабость тормозных процессов.
Наибольшую трудность для учителя представляет преодоление присущей этим детям расторможенности. Приучая детей владеть собой, тормозить свои непосредственные импульсивные реакции, учитель тем самым не только воспитывает детей, но и осуществляет определенное лечебное воздействие - укрепляет их нервную систему.
Следовательно, здесь речь идет о необходимости регламентированного режима, предъявления достаточной трудовой и спортивной нагрузки и осуществления наблюдения и контроля.
Последствия энцефалита иногда принимают иную форму. Дети становятся малоподвижными, их моторика оказывается скованной. У них возникает плохой почерк. Их речь носит смазанный, невнятный характер (как будто каша во рту). По своему внешнему виду они производят впечатление тупых, глубоко отсталых детей. Однако их суждения бывают довольно разумными. Они осознают и тяжело переживают свою недостаточность. Некоторая инерт-ность психики, присущая этим детям, проявляется, с одной стороны, в настойчивости и целенаправленности их действий, с другой - в заметной косности, назойливости по отношению к другим детям. Очень трудно, но важно уберечь их от насмешек и обид со стороны других детей.
Трудовое обучение таких детей и последующее их трудоустройсгво представляют
собой нелегкую задачу. Плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений
сочетаются у них иногда с дефектами органов зрения или слуха. Плохой почерк
и невнятная речь еще более затрудняют выбор какой-либо профессии. Между
тем при удачно подобранной специальности эти дети могут хорошо трудиться,
так как обладают нужным усердием, чувством долга и ответственностью за
порученное дело. Поэтому учитель должен задолго до окончания школы, буквально
с момента начала трудового обучения, учитывая местные конкретные условия,
заботиться о их будущем.
Вторая группа
Ко второй группе учащихся вспомогательных школ относятся дети, страдающие текущими заболеваниями головного мозг.
Поскольку каждое текущее заболевание центральной нервной системы ребенка
постепенно действует на нее разрушающе, многие клиницисты обобщают такие
формы понятием деменции (органическая деменция, шизофреническая деменция,
эпилетическая деменция). Деменция обозначает распад, который отличается
от недоразвития. Клинически это логично. Такая строгость понятий необходима,
вероятно, для комиссии по отбору детей во вспомогательную школу. Однако
специфика детского возраста- это развитие и очень ярко выраженная тенденция
к компенсации.
Поэтому было бы нежелательно, чтобы учитель вспомогательной школы рассматривал
своих учеников, страдающих текущими заболеваниями мозга, как обреченных
на деменцию. Как свидетельствует изучение дальнейшей жизни этих детей,
многие из них благодаря щадящим условиям вспомогательной школы и успехам
медицины становятся практически здоровыми и хорошо работают. Другие сохраняют
какие-то недостатки психики, но успешно их компенсируют. Настолько успешно,
что эти недостат-ки становятся малозаметными в профессиональной, семейной
и общественной жизни.
Однако для того, чтобы возможность компенсации стала более вероятной, учитель должен знать, каковы особенности этого продолжающего болеть ребенка. Учитель не имеет возможности рассчитывать на каждодневный надзор со стороны врача-психоневролога (как это бывает в больнице). Он сам должен хорошо значь, когда требуется срочная помощь психоневролога, когда не срочная, но необходимая. Учитель должен строить свою педагоги-ческую тактику с учетом особенностей больного ребенка.
Все рассмотренные группы детей (олигофрены, дети, страдающие сифилисом нервной системы, эпилепсией, шизофренией, гидроцефалией, перенесшие травму и энцефалиты) могут иногда входить в состав учащихся вспомогательных школ.
Остановимся на вопросе о значении приведенных кратких психопатологических
данных для учителей вспомогатольных: школьных занятие этих данные необходимо/учителю
прежде всего-йля квалифицированиоге наблюдения за учениками. Поскольку
в образовательных школах учатся дети, % которых возможны обастрели заболеваний,
нужно,- чтобы учитель -МИР правильно разбираться в признаках болезни и
своевременно-принять необходимые меры;
Признаками обострения могут быть такие явления, как ухудшение умственной
работоспесобности, неправильности -поведения, нарушение восприятия и моторики..
Еще более-важнее знание приведенных данных для выбора при-еиов^индйвнГдуайьного подхода к детям при их обучении" и воспитании. 'Вели учитель услышит одинаково плохой ответ от двух учеников, например" от ребенка-эпилептика и от ребенка, псреи^ё-шеро травюу толовного мозга, ему может показаться целесообразным в первом- случае оставить ребенка на дополнительные занятия, а во втором обратить внимание на режим сна ребенка.
Знание того, какие дети отличаются повышенной утомляемостью, помогает учителю правильно дозировать учебную и трудовую -нагрузку, распределять общественные поручения;
Знание особенностей характера и эмоциональных реакций да-тсн позволяет
выбирать правильную тактику при решений сложных" и сравнительно простых
вопросов воспитания. Одного ребенка полезно расшевелить,' вовлечь в подвижные
игры. Другому, например 'ревматику, чрезмерное' возбуждение вредно, и
если он сам предпочитает не играть, а остаться зрителем, надо предоста-вить
ему такую возможность. Если ребенок-олигофрен или' трав-матяк, обидевшись;
пошел погулять по саду, пусть погуляет, осoibiHir от обиды; ребенка же,
больного "эпилепсией, надо иметь перед глазами (на случай припадка).
Если на уроке вертится ученик;! перенесший хорею, учитель скорее всего
не сделает ему замечания. Если же будет шалить и вертеться травматик,
учитель, быть может, сделает ему строгое замечание.
*' Конечно, 'не "следует во всех подобных случаях поступать каждый
раз точно так, как мы только что сказали. Многое зависит от ч индивидуальных
особенностей каждого- из детей. Но знан"е психопатологии может помочь
учителю лучше разобраться в особенностях психики учеников.
Олигофренопедагог должен непрерывно пополнять и'совершен-рвовать свои знания по психопатологии, следить за всей публику-' ющейся в этой области литературой. Книги профессора Г. Е. Сухаревой "Лекции по психиатрии детского возраста"' должны стать настольными для учителя вспомогательной школы. Кроме тою, учитель должен тщательно изучать медицинские заключения и вы-писки из больничных историй болезни своих учеников, если тако-вые имеются в личном деле.
Степени умственной отсталости.
Принято различать три степени умственной отсталости: дебильность (самая
легкая), имбецильность (более глубокая) и идиотия (наиболее тяжелая).
Дебилы, заканчивая вспомогательную школ, достигают а результате обучения
сравнительно высокого уровня психического развития. Они становятся самостоятельными
гражданами, т. е несут ответственность за свои поступки, овладевают профессиями,
требующими средней квалификации, имеют право быть владельцами комнат,
домов и т. д. В ряде случаев возникают сомнения в их вменяемости, дееспособности
и трудоспособности, и тогда тот факт, что юноша или девушка окончили вспомогательную
школу, может послужить основанием для психиатрической экспертизы. Однако
сама ио себе умственная отсталость в степени дебильности не может быть
причиной невменяемости, нетрудоспособности либо недееспособности человека.
Причиной этого могут оказаться лишь те основные заболевания, которые привели
к умственной отсталости. В настоящее время дебилы считаются ограниченно
годными к несению воинской службы. Заключение об ограниченной годности
или непригодности к несению воинской службы делается на основе психиатрической
экспертизы. При этом большое вни-мание уделяется характеристике из вспомогательной
школы, ко-торую окончил юноша-призывник. Кроме того, широко применя-ются
экспериментально-психологические методы исследования для оценки его психического
состояния и развития.
В последние годы многие огечественные и зарубежные авторы делают попытки провести более дифференцированную оценку степеней умственной отсталости, особенно се легких форм - дебильности. Используются термины: "легкая дебильность", "средняя дебильность", "выраженная дебильность". Несомненно, что эти понятия могут иметь большое практическое значение, по? скольку дифференцированная оценка состояния ученика может везволить более точно и эффективно проводить различные педаго-гические, трудовые и другие мероприятия. Однако в настоящее время остаются еще несколько неопределенными те критерии, ко-торые положены в основу такой классификации.
Кроме того, существует (согласно международной rласскфикации психических заболеваний) понятие "пограничная умственная отсталость", которое предположительно должно характеризовать состояние между нормальным психическим развитием и легкой дебильностью. Однако, поскольку понятие "пограничная умственная отсталость" основано на измерительном подходе к величине ума, целесообразность ею использования представляется o сомнительной.
В специальных классах, существовавших в прошлом почти при всех вспомогательных школах, обучались глубоко отсталые дети - имбецилы. Они не усваивают общих понятий, правил арифмешки и грамматики. За много лет школьного обучения с трудом усваивают лишь элементарные навыки чтения и письма. Трудно, но практически возможно приспособить их к выполнению некоторых видов производительного труда. Однако самостоятельно жть им-бецилы не могут, так как нуждаются в опеке н надзоре.
Обучение глубоко отсталых детей (имбецнлов) во вспомогательных школах проводилось у нас в разные годы по-разному. Специальные классы для глубоко отсталых детей в разные годы то открывались, то ликвидировались. Согласно инструкции Министерства просвещения СССР имбецилов во БСПОМО! ательные школы принимать не следует. Однако существует ряд причин, по которым их все же принимают. Во-первых, не так легко провести грань между дебильностью глубокой степени и имбецильностью. Во-вторых, имбецилы являются все же в некоторой мере обучае-мыми детьми. Они могут за несколько лет научиться хоть кое-как читать, писать и усвоить легкие виды ручного труда. Поэтому понятна и оправдана настойчивость родителей, добивающихся обучения их детей. Без обучения они становятся тяжелым бременем для общества, семьи и сами остаются несчастными существами. Поскольку они в некоторой мере обучаемы и податливы лечебно-му воздействию, их совершенно необходимо учить и развивать.
Дети-идиоты не могут быть направлены во вспомогательную школу. Они подлежат содержанию в учреждениях социального обеспечения. У них почти не развита речь, отсутствуют навыки самообслуживания, нарушена координация движений. Такие дети нуждаются в уходе.
У них можно воспитать элементарные навыки и умения, если этим занимается олигофренопедагог. При умелом подходе можно даже добиться значительных сдвигов в их состоянии.
В силу различных важных причин вопрос о все более тонком разграничении
степеней умственной отсталости приобрел в последнее время особую актуальность,
в частности в связи с необходимостью решать следующие задачи: разработка
критериев, на основании которых может быть назначена пенсия по инвалидности
с дсгстаа; определение того, где лучше воспитывать имбецилов- в специальных
классах при вспомогательных школах или в учреж-дениях социального обеспечения.
Важно также определи! ь, лучше ли воспитывать умственно отсталых в условиях
ик максимальной .дифференциации по степени умственной отсталости (например,
имбецилы обучаемые и необучаемые, дебилы с легкой степенью умственной
отсталости и дебилы со сравнительно более тяжелой степенью умственной
отсталости).
Можно понять всех тех, кто хотел бы нмс-гь "единую линейку"
для разграничения разных степеней умственной отсталости. Од-нако использованию
подобной линейной шкалы мешает не только ее теоретическая необоснованность,
но и еще ряд обстоятельств, например разнообразие умственного недоразвития
и разный темп компенсации.
Все эти вопросы, несмотря на множество исследований, не мо-гут считаться достаточно изучаемыми.
Во многих зарубежных исследованиях используются разные тестовые измерения интеллектуального коэффициента (IQ).
В последние годы советскими исследователями опубликован ряд работ, в
которых представлен качественный анализ экспериментов, выполненных с целью
определения критериев определения степеней умственной отсталости.
В отечественной литературе последних лет появились работы, основанные
на качественном анализе экспериментальных данных. Таковы, например, составленные
С. Д. Забрамнон (1979) методические указания к психолого-педагогическому
изучению детей.
Вопросам коррекционной работы с имбецилами посвящена и большая серия очень серьезных экспериментальных и педагогических исследований, выполненных под руководством М. И. Кузьмицкой.
В анализе психического развития и трудового обучения имбе-цилов наметились как бы две параллельные линии.
Одна линия исходит из учреждений социального обеспечения (А. А. Ватажина, И. И. Зелингер, В. М. Коган, Н. Ф. Деметьева и Л. Н. Поперечная). Представителями этих учреждений разрабатываются программы обучения и соответствующие методические руководства.
Другая линия-исследования олигофренопедагогов М. И. Кузьмицкой, Г. В.
Цикото, А. Р. Маллер, Я. Г. Юдилевич и др. Эти исследования (особенно
Г. В. Цикото) отличаются особой глубиной и теоретической продуктивностью.
Очевидно, что полученные при исследовании имбецилов данные должны быть
отражены в отдельном монографическом труде. Важность создания такого труда
диктуется, в частности, тем, что многие имбецилы обучаемы и могут быть
включены в трудовую деятельность.
Вопросы и задание
Литература
¹ Коробкова Э. А Психологический анализ факторов работоспособности
при олигофрении-В сб Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство при
олигофрении. М., 1965, с 35.
² LM. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии
детского воз-Раста (клиника олигофрении). М, 1965.
3 См.: Сухарева Г. Е. Лекции по
психиатрии детсксио возраста, т. I (^Зб), т. II (1962), т. Ill (1968).
Назад | Содержание | Вперед