Введение
Предмет психологии умственно отсталого ребенка. Место этой дисциплины в ряду других смежных дисциплин.
Психология умственно осталого ребенка - это одна из отраслей психологии, которая изучает специальный объект - ученика вспомогательной школы. Поэтому ее иногда называют специальной психологией. Студенты-дефектологи изучают разные курсы специальной психологии, соответствующие их специальности. Так, например, сурдопедагоги изучают психологию глухого ребенка. Курс специальной психологии для олигофренопедагогов - психология умственно отсталого ребенка. Этот курс основывается на данных общей психологии, но существенно от нее отличается. Общая психология изучает психические процессы и свойства личности взрослого нормального человека, а предмет изучения специальной психологии для олигофренопедагогов - своеобразие психического развития умственно отсталого ребенка.
Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие. При разных поражениях нервной системы развитие происходит поразному. Именно своеобразие психического развития умственно отсталых детей, а также особенности развития разных групп этих детей являются предметом психологии умственно отсталого ребенка.
Первая часть данного курса содержит разделы, которых нет в курсе общей психологии. Таковы, например, следующие разделы:
Вторая и третья части курса строятся аналогично курсу общей психологии. Но в то время как общая психология изучает психи-ческие процессы (ощущения, восприятия, память, мышление) взрослого нормального человека, в данном курсе (вторая часть) изучаются особенности ощущений, восприятий, памяти, мышления и других психических процессов умственно отсталого ребенка. Точно так же в третьей части излагаются особенности эмоционально-волевой сферы, характера, личности умственно отсталого ребенка.
Психология умственно отсталого ребенка граничит с рядом смежных дисциплин и частично использует их данные. Прежде всего она тесно связана с детской психологией, изучающей особенности психического развития детей на разных возрастных этапах: младенчество, преддошкольный и дошкольный возраст, младший школьный, подростковый и юношеский возраст. Чтобы лучше изучить особенности психического развития умственно отсталого ребенка, необходимо сравнить его с нормальным сверстником. Поэтому психология умственно отсталого ребенка использует данные детской возрастной психологии. На настоящем этапе развития специальной психологии накоплены главным образом сведения об умственно отсталом школьнике. В дальнейшем же, разумеется, предстоит подробно изучить и другие возрастные этапы.
Важнейшее значение для понимания особенностей психическо-го развития
умственно отсталых детей имеет правильное понима-ние проблемы происхождения
и развития психики, изучаемой общей и детской психологией.
Вторая смежная с психологией умственно отсталого ребенка дисциплина -
это детская психиатрия, изучающая различные заболевания психики ребенка,
их причины, проявления, последствия и методы лечения. Из детской психиатрии
можно почерпнуть много полезных сведений об особенностях психики детей,
перенесших те или иные заболевания нервной системы. Однако предметы изу-чения
обеих этих наук существенно отличаются. Психология умственно отсталого
ребенка изучает особенности и закономерности психического развития ребенка,
перенесшего болезнь или ее приступы, а детская психиатрия изучает причины,
закономерности протекания и методы лечения самой болезни. Проще говоря,
врач-психиатр интересуется тем, почему ребенок заболел, каково его состояние,
как его вылечить, а педагог и психолог думают о том, как этого перенесшего
болезнь ребенка воспитать, обучить, подготовить к участию в трудовой жизни.
Но чтобы воспитывать и обучать, педагог и психолог должны знать, каковы
последствия той или иной болезни, т. е. знать детскую психиатрию.
Очень важно дефектологам-олигофренопедагогам учитывать основную тенденцию современной советской психиатрии детского возраста к максимальной дифференциации психически неполноценных детей по этиологическим признакам, т. е. по причинам, а так-же по формам течения заболеваний.
Учащиеся вспомогательных школ вовсе не представляют собой
однородной массы обучаемых олигофренов. Современная психиат-рия различает
множество разных форм олигофрении. Кроме того, во вспомогательных школах
обучаются (и должны обучаться) многие дети не олигофрены, т. е. такие,
у которых умственная отсталость возникла в результате различных видов
заболеваний головного мозга, перенесенных в дошкольном возрасте. Глубокое
знание этих различных групп умственно отсталых детей помогает найти дифференцированные
пути коррекции и компенсации патологии их психического развития. Индивидуальный
подход при обучении и воспитании психически неполноценных детей, понимание
их особенностей и поиски соответствующих методов воспитания и обучения
просто немыслимы без знания психиатрии детского возраста. В последние
два-три десятилетия содружество детской психиатрии и дефектологии по ряду
причин несколько ослабело. Оно должно быть восстановлено молодыми кадрами.
Наиболее тесная связь и взаимозависимость имеется между психологией умственно отсталого ребенка и олигофренопедагогикой. Как известно, олигофренопедагогика изучает содержание и методы воспитания и обучения умственно отсталых детей. Но чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умственно отсталых детей.
Необходимость индивидуального подхода к умственно отсталым детям при их обучении и воспитании очень велика. Так, например, при плохом усвоении материала одному ученику можно предложить дополнительные занятия, а другому можно посоветовать больше отдыхать. Анализируя ошибки учащихся, допускаемые ими в письменных работах, нужно уметь отделить ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, от ошибок, обусловленных последствиями болезни (бывают и такие, как это видно из данных психологии). При определении размера домашних заданий и при повторении учебного материала необходимо знать особенности памяти умственно отсталых учащихся. Чтобы подготовиться к занятиям, возможно доходчивее объяснить новый учебный материал, подобрать наиболее подходящие наглядные пособия к уроку, следует учесть особенности восприятия умственно отсталых детей.
Многие непонятные на первый взгляд странности в поведении учеников (замкнутость, обидчивость, вспышки возбуждения, дурные привычки и т. д.) учитель может понять и устранить, зная особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсгалых детей.
Практическое значение психологии умственно отсталого ребен-ка для учителей вспомогательных школ очень велико. Почти в каждом разделе своей работы олигофренопедагог использует по-лученные при изучении этого курса знания. Но связь психологии умственно отсталого ребенка с олигофренопедагогикой вовсе не носит одностроннего характера. Обобщая большой фактический
материал опыта учителей, характеризующий трудности обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы, можно сделать выводы об особенностях психики этих учащихся. Так, например, выявляя специфические трудности усвоения речи, арифметики, профессиональных умений, можно с большой достоверностью установить различные особенности психического развития этих учащихся, уяснить, что именно лимитирует их дальнейшее развитие.
* * *
Воспитание и обучение умственно отсталых детей во вспомогательных школах - гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уродами. Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель вспомогательной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности. В этом ему может помочь знание психологии умственно отсталого ребенка.
Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов. Поэтому изучение способов воспитания и коррекции недостатков этих детей оказывается иногда полезным для теоретического и методического углубления общей педагогики и психологии.