SpyLOG

ГЛАВА V. 20 ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

СФЕРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение

Семейные отношения есть элемент системы отношений личности, имеющий свои особенности и способы урегулирования. Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих семейные, т.е. личные, и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание. Особого внимания заслуживает проблема определения семейного правого статуса подростков, вернувшихся из мест заключения. Актуальность проблемы обусловлена несколькими факторами:

  1. Необходимостью участия семьи в правовой защите подростка посредством представления его интересов в обществе (несовершеннолетние дети находятся под опекой своих родителей или людей, их заменяющих).
  2. В связи с разрастающейся криминогенной ситуацией вокруг рынка недвижимого имущества, многие освобожденные из колонии подростки оказываются лишенными не только родительского попечительства, но и законно принадлежащей им жилищной площади. Например, без согласия подростка продаются или размениваются квартиры, в которых номинально прописан этот подросток, что является нарушением конституционально установленного его права на жилплощадь.

Подросток - правонарушитель, таким образом, возвращаясь в реальную, "свободную" жизнь, должен иметь представление о своих правах и обязанностях как гражданина правового государства, чтобы затем не оказаться невольной жертвой неиспользованных им прав. Следуем тому же примеру с разделом жилищной площади: в этом случае, если подросток не знает своего права на эту квартиру, возможен деструктивный выход. Например, возвратившись в свой родной дом и не встретив там родственников, подросток вынужден становиться беспризорным, в конечном счете, идущим на новое преступление.

Примером возврата в криминальный мир может стать ситуация, когда подросток слепо следует просьбам своей семьи, пренебрегая своими правами (ради матери или отца он соглашается на продажу квартиры, но не осознает, что лишает себя возможности нормальной жизни по возвращению), ставя под угрозу свое существование в социуме как полноправного гражданина. Важно помочь подростку развести понятия "любовь" и "право", "любовь" и "закон". Несомненно, такая нелегкая задача не может быть решена за одно занятие, однако стоит предложить подростку набор реальных ситуаций (см. далее), с помощью анализа которых он бы смог убедиться в необходимости правовой самозащиты.

С другой стороны, правовой аспект семейных отношений подразумевает также и тот факт, что не только семья соблюдает права подростка, но и подросток соблюдает права семьи.

Цель: Знакомство подростка с его правами и обязанностями в аспекте семейных отношений.

Материал: доска, мел (ватман, маркер)

Основные понятия:

План:

  1. Дискуссия на тему актуальности обсуждаемой проблемы. Мнение участников по этому поводу. Дискуссия может проводиться с помощью следующих вопросов:
  1. Основной ход занятия.
  2. Заключительная часть: закрепление приобретенных знаний, умений и навыков. Работа с актуальными чувствами. Такими чувствами могут быть агрессия, истерика, обида, уход и т.д. С каждым из состояний необходимо работать индивидуально, уделяя внимание не только данной ситуации, но и особенностям поведения участника в жизни вне группы.

Методическое обеспечение ведущего: семейный кодекс, Конституция РФ, Декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

Ход занятия:

Занятие проводится в форме мозгового штурма на тему "Возможные проблемы, возникающие в семье по поводу моих прав и обязанностей. Пути их решения".

На заключительном этапе всего занятия необходимо закрепление приобретенных знаний, умений, навыков, что может быть сделано в виде составления небольшой памятки "Свод законов моей семьи", в которой подробно стоит описать юридические права и обязанности каждого ее члена.

Заключительная фраза ведущего может быть примерно такой:

"Сейчас у нас с Вами состоялся разговор, в ходе которого каждый из вас узнал о существовании возможности быть не только наказанным государством, но и также быть защищенным с его помощью. Как вы смогли увидеть, защита иногда бывает необходима даже в семейных отношениях, во многих спорных вопросах, решение которых находится в компетенции закона. Однако вам следует понимать, что выбор остается за вами: знать эти права или пользоваться ими? Попытавшись сегодня решить поставленную вами проблему, предлагая множество решений, вы смогли увидеть, что главное решение действительно существует, и что его можно воплотить и в реальной жизни".

Приложение. Предложим перечень возможных проблем, которые могут стать предметом обсуждения на таком занятии:

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ведение

Экономическая сфера семьи включает в себя домоводство и семейный бюджет, который представляет собой баланс доходов и расходов. Бюджет семьи зависит от уровня доходов ее членов, от количества работающих членов семьи, от состояния здоровья членов семьи, от количества и качества капиталовложений, личностных качеств членов семьи. Равноправное и целесообразное распределение обязанностей между членами семьи выступает важнейшим условием формирования эффективных экономических отношений.

Возвращаясь из мест лишения свободы, подросток 14 - 18 лет еще не имеет возможности экономического самообеспечения и, говоря языком экономистов, становится еще одной статьей расходов семейного бюджета. В связи с этим возможны конфликтные ситуации, причиной которых становится семейный экономический кризис, а также то, что подросток не принимает участия в пополнении семейного бюджета (обвинения со стороны родителей, ограничение в одежде, питании и т.д.). С другой стороны, иногда, чтобы как - нибудь помочь своей семье, подростки идут на новое преступление (воровство, грабеж, разбой и т.д.), что опять возвращает их в мир криминальных отношений.

Задача экономической ресоциализации подростков - правонарушителей может решаться в нескольких направлениях:

  1. Социальное направление: Выделение семьям освобождающихся подростков со стороны государства денежной компенсации в целях экономического содействия в ресоциализации (например, целевые взносы для покупки одежды, питания и т.д.).
  2. Психологическое направление: Изменение установки на иждивенчество в семье на установку участия в экономическом сотрудничестве.

Иного решения требуют ситуации, когда осужденный возвращается в интернат или детский дом, не имея своей семьи и хотя бы минимальной экономической поддержки. В этом случае перед подростком стоит задача моментальной ориентации в социуме с целью нахождения в нем своего места и возможности существования. Со стороны государства важно предусмотреть такие ситуации и оказать первоначальную экономическую поддержку выпускающимся подросткам.

Возвращение подростка в семью изменяет ее обычное состояние, и причиной этих изменений становится он сам. В связи с этим становится актуальным вопрос о содействии подростку в осознании своего места и функции в семье как экономической системе, формировании установки на экономическую автономию в семье.

Цель: Осознание особенностей взаимоотношений в семье как экономической структуре

Материал: блокноты, ручки

Основные понятия:

План:

  1. Дискуссия по проблеме экономической зависимости от семьи. Дискуссия может проводиться по следующим вопросам:
  1. Основная часть.
  2. Заключение. Результатом занятия должно стать закрепление установки на экономическую автономию в семье. Мы предполагаем здесь то, что, являясь членом семьи, подросток может либо напрямую участвовать в доходах семьи, зарабатывая деньги и обеспечивая свое существование, либо, не имея возможности работать, выполняет работу по дому.

Методическое обеспечение ведущего: семейный кодекс, Конституция РФ, Декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

Ход занятия:

Занятие проводится в форме игры "Семейный пирог". Группе представляется возможность разработать критерии деления семейного пирога. Желательно, чтобы количество критериев было не ограничено, однако каждый из критериев был объясним и реален.

Вариантом работы может быть коррекция инфантильных установок типа "Родители должны меня обеспечивать", "Я не должен работать" и т.д. у участников. Актуализация установок возможна в ситуации ведения тренинга, а также в специально созданных для этого условиях типа ролевой игры.

Ролевая игра представляет собой набор ролей и правил, соблюдение которых позволяет отследить основные тенденции в поведении участников.

Что касается применения ролевой игры в целях работы с установками, то в данном случае работа возможна по следующим этапам:

  1. Выявление когнитивного компонента установки: формулирования установки в виде высказывания типа "Я должен…", "Я всегда…" или "Я никогда…" и т.д.
  2. Выявление эмоционального компонента установки, работа с чувствами, возникающими при актуализации установки.
  3. Выявление поведенческого компонента установки: работа с ситуацией, в которой проявляется установка, и формой ее реализации.

Результатом работы со всеми 3 компонентами является выход на жизненный сценарий, типичные психологические игры и манипуляции.

Роли в игре: отец и сын. Выбираются 3 исполнителя роли сына. Сюжет игры может заключаться в следующем: сын (17 лет) вернулся из колонии и вечером разговаривает с отцом по поводу дальнейшей жизни. Каждому из "сыновей" даются разные установки, например:

Задача "отца" - понять установки каждого из сыновей, попытаться договориться с "сыном", отследить свое отношение к "сыну" в каждом из случаев.

Результатом занятия должно стать осознание участниками необходимости экономического участия в жизни семьи, своих возможностей подобного участия (бытовые обязанности, обучение, работа и т.д.).

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение

Этический аспект семейных отношений связан с такими функциями семьи, как воспитательная и духовная (функция культурного общения). Семья выступает первичным институтом социализации личности, формируя ее нормы и ценности, представления о добре и зле, о том, что такое "хорошо", и что такое "плохо", своими действиями подтверждая или опровергая предлагаемые принципы и нормы. Семья наделяет ребенка совокупностью взглядов, системой ценностей, характерной для всего общества в целом.

Возвращаясь из мест заключения, подросток становится объектом перевоспитания со стороны общества, ему приходится усваивать нормы и ценности, ставшие для него "чужими", и семья в перевоспитания играет ведущую роль. Выходя "на свободу", подросток является носителем системы ценностей, в корне отличающейся от той, которую ему предлагала семья на протяжении всего периода воспитания. Кроме того, система ценностей молодых людей в возрасте 14 - 18 лет является еще крайне неустойчивой и потому подверженной различного рода вмешательствам и переформированиям.

В сознании подростка - правонарушителя существует представление о жизни "по понятиям", и очевидно, что эти "понятия" являются чуждыми для его семьи (конечно, если речь не идет о династиях преступников) как носителя системы ценностей общества в целом. Нормы, понятные и приятные освободившемуся подростку, становятся предметами многих конфликтов с членами семьи, а затем -возможно являются причинами новых преступлений.

Суть таких конфликтов заключается, видимо, в снижении ценности самой семьи, родственных отношений, понятий, усвоенных в процессе общения с родителями.

Задача в работе с этическим аспектом семейных отношений состоит в формировании у подростка установки на семью, на близкие и глубокие родственные отношения.

Цель: повышение ценности семьи в сознании подростка

Основные понятия:

Методическое обеспечение ведущего: Декларация прав человека

План:

  1. Дискуссия по проблеме, которая может проводиться с помощью вопросов:
  1. Основная часть.
  2. Заключение. Результат работы предполагает принятие подростком семьи как ценности, формирование установки на внутрисемейное сотрудничество.

Ход занятия:

Занятие проводится в форме тренинга, в основу которого положен принцип построения семейной скульптуры. Участники, сначала по кругу, описывают образ идеальной семьи, в которой все друг друга понимают, возможно, указывают основные функции членов семьи, подчеркивая их значение для всей семьи.

Затем группа предлагает список из 5 - 10 ценностей семьи, которые будут расположены в порядке их значимости. Ценности записываются ведущим на ватмане и обсуждаются.

Затем - группа делится на 3 - 4 подгруппы, каждая из которых выбирает свою ценность и "строит" ее образ, групповую скульптуру (желательно, чтобы в ее построении участвовали все участники). В процессе выполнения задания ведущий может обращать внимание участников на их особенности взаимодействия друг с другом, а также представления, исходя из которых они "строят" свои скульптуры. Это возможно с помощью уточняющих, проясняющих вопросов, а также с помощью поощрений инициативы и творческих идей у участников. Таким образом, мы получаем несколько скульптур семейных ценностей, каждая из которых может двигаться, говорить, звучать и т.д. Важно, чтобы участники могли показать значение каждой ценности в жизни членов семьи.

На следующем этапе возможно построение общей скульптуры семейных ценностей, которая, в конечном счете, должна стать скульптурой ценности семьи. Важно, чтобы все "ценности", находясь в одной скульптуре, смогли найти точки соприкосновения, "ужиться" вместе.

Заключение может проводиться с помощью вопроса "Как сочетать свою систему ценностей и ценности семьи?", фиксируется внимание участников группы на более эффективных способах, отмечаются попытки к нахождению путей взаимодействия.

Примерами семейных ценностей могут быть:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение

Семья как институт социализации личности оказывает влияние не только на социальное, но также и на эмоциональное развитие ребенка. Будучи включенным в систему внутрисемейных отношений, ребенок узнает весь спектр эмоциональных состояний, сопровождающих установление межличностных контактов.

Необходимость изучения семейных отношений в свете проблемы ресоциализации подростков - преступников обусловлена четырьмя факторами:

  1. Подростковому возрасту характерна повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.
  2. В подростковом возрасте происходит перенос центра социализации из семьи в группу сверстников, что приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми. Ослабление влияния родителей отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Хотя у многих подростков родители как центр ориентации и идентификации отступают на второй план, это относится далеко не ко всем областям жизни. Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается важной референтной группой. Это, в свою очередь, приводит к усилению протестных реакций и эмансипированного поведения со стороны старшеклассников, и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей.
  3. Особенности эмоционального взаимодействия подростков со взрослыми людьми в закрытых учреждениях: ограниченность эмоциональных контактов, однозначность, регламентированность.
  4. Эмоциональные особенности личности подростка - правонарушителя: запрет на проявление чувств, депрессивные состояния, апатия, агрессивность, безразличие, злость и т.д.

Очевидно, что подросток, возвращаясь в семью, чувствует, с одной стороны, радость освобождения, а с другой стороны, не знает, что делать со свободой, которая его иногда пугает. Кроме того, противоречивыми оказываются чувства членов семьи по отношению к освобожденному, обуславливающие нагнетание напряжения.

Действительно, семья играет особую роль для подростка, вернувшегося из мест заключения, поскольку становится для него почвой восстановления способности к переживанию близости, любви, гармонии в отношениях. Однако семья, напротив, может стать также фактором дальнейшего развития склонности к преступному поведению. Такое возможно в случае агрессивного отношения к подростку со стороны членов семьи, его игнорирования, гиперопеки и других форм проявления нарушения семейных связей. Очевидно, что каждая из описанных семейных реакций может послужить увеличению протеста со стороны подростка, свойственного его возрасту, способом выражения которого зачастую выступает новое преступление.

Итак, возможно несколько вариантов эмоциональных отношений внутри такой семьи:

  1. Агрессивность со стороны родственников, обвинение в несчастьях всей семьи
  2. Дистанцированность, отдаленность родственников
  3. Гиперопека, жалость
  4. Принятие, помощь в адаптации
  5. Излишний контроль со стороны родственников
  6. Предоставление излишней свободы со стороны родственников
  7. Игнорирование ситуации заключения

Важно помочь подростку понять, что именно в семье он может накопить тот необходимый опыт установления эмоциональных связей (пусть не всегда этот опыт будет положительным), который обеспечит эффективность его межличностных отношений вне криминального мира, а затем поможет в создании собственной благополучной семьи.

Цель: осознание своего отношения к членам семьи и к семье в целом

Основные понятия:

Методическое обеспечение ведущего: Методика "Рисунок семьи", "Кинетический рисунок семьи"

План:

  1. Вступительная часть, которая может проводиться с помощью вопросов:
  1. Основная часть, которая проводится с помощью методики "Рисунок семьи" или "Кинетический рисунок семьи"
  2. Заключение, задачей которого является отреагирование чувств, возникших в каждом случае, при работе с каждым рисунком. Заключение возможно с помощью, например, таких слов: "Как вы поняли, семья - это действительно ваши близкие люди, которые готовы принять вас настолько, насколько вы это им позволите. Те чувства, которые возникли сегодня у вас - они не случайны, они, возможно, многое прояснили вам о ваших отношениях к каждому члену вашей семьи, и в том числе, к самому себе. Поэтому, возвратившись в семью, постарайтесь оценить и принять те отношения, которые есть в вашей семье. Не будьте слишком требовательны к родственникам, и тогда вы почувствуете, что сами можете достигнуть своих целей".

Материал: листы формата А4 по количеству участников, цветные карандаши

Ход работы:

Работа проводится в несколько этапов:

  1. Проведение процедуры "Рисунок семьи". Каждому участнику дается задание нарисовать свою семью. Если занятие проводится с помощью методики "Кинетический рисунок семьи", то задание должно прозвучать следующим образом: "Нарисуйте свою семью, где каждый член семьи занимается своим обычным делом". Задание должно быть дано наиболее неопределенно, чтобы каждый из участников смог понять его по - своему. В процессе выполнения задания участники могут задавать вопросы типа "Как рисовать?", "Я не умею рисовать", "Кого рисовать?", "Рисовать себя или нет?" и т.д. Ведущему стоит отвечать на эти вопросы наиболее неопределенно, не задавая рамок и границ. В то же время, важно поддерживать участников в процессе выполнения задания, что можно сделать с помощью высказываний типа: "Попробуй все же нарисовать", "Я думаю, у тебя получится" и т.д. Время выполнения - 25 - 30 минут.
  2. Следующий этап - групповое обсуждение рисунков, которое можно проводить как в открытой, так и в анонимной форме. Ведущий в данном процессе является не столько интерпретатором рисунка (хотя навыками методического анализа рисунков он должен обладать), сколько равноправным участником, который делится своими впечатлениями по поводу конкретного рисунка с другими участниками. В результате обсуждения важно дать понять участникам, как отличаются их представления об отношениях в семье, какие особенности отношений каждый заметил у себя и у других, какие, согласно рисункам, существуют общие черты в отношениях.
  3. Заключительный этап упражнения может быть посвящен обсуждению конкретных проблем в отношениях, которые, как считают участники, могут появиться при их возвращении. Примерами таких проблем могут быть следующие:

Как вариант работы, можно предложить подросткам написать письмо домой, в котором рассказать о своих опасениях, страхах, надеждах, которые он чувствует в связи со скорым возвращением. Такое задание поможет подросткам отреагировать отрицательные и поделиться положительными эмоциями и чувствами, что будет способствовать снижению уровня тревоги по отношению к семье. Кроме того, можно дать задание рассказать или написать о своем первом дне "на свободе", о тех чувствах и реакциях, с которыми его встретят дома. Очевидно, что помимо диагностической функции (т.е. возможности понять ожидания подростков, а также реальную семейную ситуацию), упражнение может носить и коррекционную функцию (в процессе обсуждения возможна коррекция установок, ожиданий, обучение техникам преодоления проблемных ситуаций).

Несомненно, идеальным вариантом работы с осужденными станет вариант, предполагающий работу с родственниками осужденных, коррекция их установок, чувств и системы отношений, поскольку такой вариант создаст более благоприятные условия для социализации подростков.

Пример. Подросткам, стоящим на учете в ОППН, было предложено написать небольшое сочинение на тему "Что мне дает семья?" Мы приведем небольшие выдержки из полученных эссе.

Очевидно, что подростки описывают свои семьи с позиции "обиженного ребенка", нуждающегося в понимании, любви и доверии. Видимо, дефицит этих чувств действительно существует в семьях, где воспитываются подростки - правонарушители. Целью работы в данном случае должно быть отреагирование негативных переживаний, связанных с семьей.

Назад | Содержание | Вперед