Введение
Социальное развитие подростка влечет за собой развитие правового сознания как совокупности представлений о его правах и обязанностях в различных сферах его жизни. Очевидно, что эталоном формирования правового сознания служат другие люди. Однако поскольку значение семьи в период взросления уступает значению межличностных контактов со сверстниками, усвоение прав и обязанностей подростком происходит через призму юношеских ценностей, опасений и представлений о нормах. Таким образом, формирование и коррекция представлений о правах и обязанностях (в том числе и уголовных) возможно и необходимо в среде межличностных контактов.
Правовой аспект межличностных отношений является одним из основных аспектов у подростков-заключенных в момент выхода из колонии.
Особого внимания заслуживает проблема отношения подростка с жертвой собственного преступления, с ее родственниками. Очевидным является то, что возможно возникновение проблемных ситуаций типа мщения со стороны родственников или самой жертвы, а также барьер в общении с теми, кто являлся свидетелями по его делу.
Правовой аспект межличностных отношений подразумевает знание подростком прав и обязанностей себя и свои друзей, а также умение их применять и использовать с пользой для собственного развития. Кроме того, подросток может быть уверен в том, что он может быть защищен от своих бывших друзей, так или иначе повлиявших на то, что он оказался в заключении. С другой стороны, вернувшись из мест заключения, подросток негласно обладает властью, поскольку считается авторитетным среди членов своей компании, что нередко становится причиной новых нарушений.
Как было показано, возможна месть и самосуд со стороны жертвы, и в этом случае подросток вынужден будет либо идти на новое преступление, либо погибать, становясь жертвой собственной неосведомленности и неграмотности.
Подросток, выходя из колонии, может быть одержим местью, либо чрезмерной агрессией на других людей за обиду, которую он несет в себе, за те годы, что он находился в колонии. Эти эмоции он может вымещать на окружающих людей.
Подросток зачастую разрешает себе вести себя на основании тех прав, автором которых он сам и является, либо та среда в которой он оказался.
Но здесь важно разграничение авторства. Подростку нужно дать понять, что есть права, которые дает государство, за все остальные - нужно нести ответственность.
Задача психолога состоит в ознакомлении подростка-заключенного с правами человека, данные государством и в понимании подростками взаимосвязи своих прав и ответственности, которую они несут сами за свои поступки.
Цель - формирование правового сознания
Методическое обеспечение ведущего - Уголовный Кодекс, Конституция, Декларация Прав человека.
План:
Ход занятия:
Группа делится на 2 -3 подгруппы. Ведущий предлагает участникам вспомнить какие - либо старые сказки, в которых существуют противоправные действия. Примером может быть отравление Мертвой Царевны в одноименной сказке А.С. Пушкина. Необходимо вспомнить не мене 10 -15 таких сюжетов, описав и доказав их противоправность. Если есть возможность, можно дать участникам статьи УК и Конституции РФ, чтобы примеры противоправных действий были закреплены законодательно, т.е. с указом статей соответствующих актов. Итогом игры должно стать вынесение вердикта каждому из выбранных группами подсудимых.
Возможен вариант такой игры, когда проводится "суд" на каким - либо известным персонажем сказки или исторической личностью. Группа делится соответственно на "обвинителей" и "адвокатов", участвующих в судьбе подсудимого.
Итогом занятия должно стать обсуждение возможных проблем с законом в процессе межличностного общения, а также путей выхода из таких проблем.
Другим вариантом проведения занятия может стать игра "Мафия", которая поможет участникам научиться не только анализу ситуаций личностного взаимодействия, но и способам решения конфликтов без противоправных действий.
Введение
Подростковый возраст известен в литературе как период поиска способов самовыражения. Одним из способов самовыражения для старших подростков иногда становится работа, сотрудничество, причем как со взрослыми, так и со сверстниками. Появление денег в качестве предмета взаимодействия подростков определяет уровни и формы их общения, занимая очень часто центральную роль.
В подростковом возрасте важно быть успешным, и атрибутом успешности является "много денег", экономическая независимость, в том числе и от родителей. В связи с актуальной экономической ситуацией обостряется разделение "богатые" - "бедные", что оказывает влияние на общение подростков: между ними появляются отношения, описываемые в терминах "кредит", "долг", "оплата", "проценты" и т.д. В связи с этим нарастает напряженность в межличностных отношениях, обусловленная развитием зависти, недоверия, неуверенности в себе, низкой самооценкой.
Экономический аспект межличностных отношений в опыте подростка-заключенного представлен качественно сходным содержанием. Подросток - правонарушитель "зарабатывает" за счет своего статуса, пользуется многими привилегиями, может иметь почти все, что у него есть на "свободе" (книги, любимые аудиокассеты, бытовая техника и т.д.). Очевидно, что в таком случае отношения строятся на строгом расчете, недоверии другим и на не уверенности в себя и не доверии себе, также появляется зависть, обида, агрессия, неадекватность самооценки. Такая ситуация начинает обостряться в тех случаях, когда необходимо согласование средств и мотивов межличностного общения ради достижения общей цели.
Задача психолога - развить способность у заключенного подростка кооперироваться с другими людьми ради общей цели на основе договора, а также к активной собственной позиции подростка в общении с другими людьми.
Цель:
Осознание себя субъектом экономического аспекта во взаимодействии с другими людьми.
Задачи:
Основные понятия:
План занятия:
Материал: ручки, блокноты, бланки игры "Кораблекрушение"
Ход занятия:
Игра проводится в несколько этапов:
А) Группе дается следующая инструкция: "Вы - пилоты космического корабля, исследующего неизвестную планету. Однако ваш корабль потерпел крушение. Вы знаете, что в 500 км от того места, где вы приземлились, есть ваша станция и вам нужно до нее дойти. На вашем корабле осталось 14 вещей, которые, возможно, пригодятся вам, чтобы выжить. Какие - то вещи вы можете взять с собой. Сейчас каждому из вас нужно поставить порядковый номер для этих снаряжений, ориентируясь на их значимость и незаменимость для вас".
Б) Затем - каждый участник получает экспериментальный бланк со списком этих вещей и ранжирует их в столбике ИР (индивидуальное решение) в течение 10 минут.
№ |
Список снаряжений |
ИР |
ГР |
ОР |
ИР-ОР |
ГР-ОР |
1 |
Коробок спичек |
14 |
||||
2 |
Карта лунной поверхности |
3 |
||||
3 |
Пищевой концентрат |
4 |
||||
4 |
Моток нейлонового шнура |
6 |
||||
5 |
Шелковый купол парашюта |
8 |
||||
6 |
2 баллона кислородом |
1 |
||||
7 |
Магнитный компас |
13 |
||||
8 |
Комплект сигнальных ракет |
10 |
||||
9 |
25 литров воды |
2 |
||||
10 |
Обогреватель на солнечных батареях |
12 |
||||
11 |
Радиостанция 200 км действия |
5 |
||||
12 |
Аптечка первой помощи |
7 |
||||
13 |
Самонадувающаяся спасательная шлюпка |
9 |
||||
14 |
Коробка сухого молока |
11 |
||||
Результаты |
В) После этого игра переходит на этап групповой дискуссии. Вся группа, совещаясь, принимает общее решение и ранжирует их в новом порядке в графе ГР (групповое решение).
Г) Когда у каждого участника заполнено оба столбца, ведущий предлагает список правильных решений, которые записываются в столбик ОР (основное решение).
Д) В столбике ИР - ОР (индивидуально решение - основное решение), оценивающем индивидуальную эффективность, ставится разность решений по каждому пункту (она высчитывается из разности соответствующих значений). Подсчитывается общее количество расхождений и записывается в строке результатов.
Е) В столбике ГР - ОР (групповое решение - основное решение), оценивающем групповую эффективность, ставится разность решений по каждому пункту (она высчитывается аналогично). Подсчитывается общее количество значений и записывается в строке результатов.
Ж) Следующим этапом становится сравнение эффективности группового и индивидуального решения, обсуждаются результаты взаимодействия. Это возможно с помощью вопросов:
Примечание: столбик ОР заполняется участниками на этапе (Г).
Задача группы в этом случае - отследить стратегии эффективного убеждения собеседника, место экономических отношений в межличностных отношениях.
Введение
Одним из аспектов межличностных отношений является этический аспект. Он представлен в опыте подростка образом жизни, системой ценностей, ориентирами, нормами поведения, а также феноменами уважения себя и других людей, честности, совести и доверия.
В подростковом возрасте система ценностей формируется под воздействием референтной группы. В процессе взаимодействия с группой значимых для него людей, происходит переоценка "сфотографированных" когда - то ценностей. "Новыми" ценностями подростки затем руководствуются, принимая жизненно важные решения о допустимой для себя степени риска, связанного с различными моделями поведения, включая и такие, как употребление наркотиков или противоправное поведение. Итак, сформированная система ценностей влияет на отношения подростка со сверстниками и со взрослыми людьми, на его самоотношение.
Подросток -заключенный оказывается в ситуации, где его отношения с другими обусловлены его статусом. Статусное положение подростка ценится больше, чем он сам, больше, чем его личность, индивидуальность, оно решает многое в процессе взаимодействия с другими людьми, причем не только с такими же заключенными, как и он сам, но и с работниками колонии. В межличностных отношениях заключенных искажены понятия справедливости и честности, а достижение личной цели может осуществляться за счет унижения других людей. Все это может поощряться и поддерживаться окружающими. Восприятие подростка как "телесного наполнения" статуса обесценивает подростка как такового, вследствие чего общение происходит на манипулятивном уровне, главенствующим становится принцип "Ты - мне, я - тебе".
Очевидно, что такие явления в личности подростка обусловлены ограниченностью контактов подростка - заключенного. В связи с этим возникает вопрос о расширении опыта отношений у подростка-заключенного.
Задача психолога состоит в создании ситуации общения с целью выявления системы ценностей и ориентиров в поведении подростка-заключенного.
Цель: коррекция системы ценностей подростка - заключенного путем создания ситуации межличностного общения
Основные понятия:
План занятия:
Ход занятия.
Занятие проводится в форме игр "Остров", "Титаник", "Вакцина от СПИДа", "Воздушный шар" и т.д. Примерные инструкции к играм:
"Остров": "Вы плыли на корабле, который потерпел кораблекрушение. Сейчас вы - на острове, и самое ужасное - вы начинаете понимать , что остров необитаем. Чтобы как - то выжить в течение месяца, пока придет спасательный корабль, вам нужно чем - то питаться. И вероятнее всего, вам придется съесть своего же товарища. Подумайте, посовещайтесь, кого можно было бы съесть?";
"Воздушный шар": "Вы летите на воздушном шаре и вдруг начинаете понимать, что шар медленно начинает падать вниз, в океан. И чтобы он вновь поднялся, нужно скинуть лишний груз с шара. Поскольку все мешки с песком и провизия закончились, придется скинуть кого - то из вас. Решите, кого вы скинете с шара";
"Вакцина от СПИДа": "Эпидемия СПИДа в нашей стране распространяет силы. Кроме того, эта болезнь уже передается и по воздуху, как грипп или простуда. На вашу группу дали вакцину, однако не хватает ровно на одного человека. Посовещайтесь и решите, кому все - таки придется умереть от этой страшной болезни, так как без этой вакцины не выживет никто";
"Титаник" ("Вы - пассажиры "Титаника". Вы тонете. Есть одна маленькая лодка, места в которой для всех не хватит. Подумайте, кого в первую очередь вы посадите в шлюпку, а кто погрузится в океан вместе с кораблем. И еще. В одной из кают случайно обнаружился пистолет. Если хотите - можете его взять. Подумайте, принесет ли он вам пользу?") и т.д.
Суть этих игр такова: один или два человека становятся "лишними" в кругу. Группе представляется возможность решить, кто станет этим лишним, выбрав "свой" критерий отбора "лишних" людей.
По окончании самой игры работа ведется с чувствами и отношениями, которые проявились в процессе обсуждения. Такими реакциями могут быть "бойкот", истерика, уход и т.д. Желательно, чтобы ведущий сделал акцент на позитивные высказывания участников, которые впоследствии помогли бы им эффективно общаться.
Как вариант, возможно ведение группы только с помощью обсуждения следующих вопросов или написания сочинения по одной из тем:
ПРИМЕР. УПРАЖНЕНИЕ "Остров"
Упражнение проводилось в группе, состоящей из 9 человек. Участники группы были в возрасте 17 лет
- Представьте себе, что вы, все вместе, плыли на корабле; он потерпел кораблекрушение, но вы чудом спаслись и оказались на необитаемом острове. На этом острове нет ничего живого: скалы и песок; вода, омывающая остров очень соленая. Пока вас 9 человек. Вы просидели на этом острове уже какое-то время, мимо не проплывало ни одного корабля. Вы знаете, что корабль должен прийти через месяц, чтобы выжить, вам нужно чем-то питаться. И придется вам найти жертву среди вас; того, кого вы съедите. Сейчас вам нужно найти эту жертву
- А мы будем питаться растениями
- На острове нет ничего живого
- Тогда поймаем что-нибудь в море
- Попробуйте не выходить из условий
- Но такого вообще не может быть
- Представьте и обратите внимание на то, как вы сейчас ведете себя, ведь так вы ведете себя всегда когда сложившаяся ситуация для вас неопределенная и стрессовая
Затем идет обсуждение в группе, ведущий должен только периодически возвращать внимание группы к поставленной перед ними задаче
- Давайте, пусть каждый из нас предложит кандидатуру, а затем подсчитаем голоса, и за кого будет большинство, тот и окажется жертвой
- Вся группа согласна с таким условием, ведь сейчас выбрать могут каждого из вас
- Нет, может быть, кто-то сам захочет стать жертвой?
- Может быть, мы подождем, пока кто-то умрет на острове, и мы его съедим
- А может, кто уснет первый, того и убьем
- Вы говорите о каких-то ужасах, разве так можно, так нельзя; ведь мы же все люди и имеем право на жизнь
- Давайте тогда договоримся, что мы никого есть не будем, а постепенно все умрем
- А я знаю, что когда люди голодные, они способны на что угодно
Ведущий в этот момент кладет нож на пол в центр круга
- Один из участников берет его в руки
В группе возрастает напряжение
- Зачем тебе нож? Зачем ты его взял?
- А почему бы и нет
- Ну что, вы согласны сейчас договариваться? В каких условиях люди еще могут договариваться, а в каких - уже нет?
- Обратите внимание на то, что вы сейчас чувствуете?
- Перед вами стоит задача, решайте ее
- Почему сейчас некоторым все равно, а кто-то пытается взять все в свои руки, даже нож, чтобы они не оказались этой жертвой
Игра считается завершенной, если группа не ищет другие варианты решения поставленной задачи, все варианты иссякнут, либо если жертва найдена и она согласна с этой ролью.
Введение
В подростковый период возрастает значение групп сверстников. По мере того, как зависимость детей от семьи ослабевает, усиливается их зависимость от круга друзей, которые обеспечивают им эмоциональную поддержку и служат "полигоном" испытания новых качеств. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими и социальными переменами в своей жизни. Естественно, они обращаются за помощью к тем, кто испытывает то же самое, то есть к сверстникам.
Эмоциональный аспект межличностных отношений состоит из комплекса переживаний, сопровождающих построение контактов. Очевидно, что подросток, освободившийся из мест лишения свободы, строит свои отношения на уровне "никому не доверяю". Именно в работе с этой установкой и заключается задача работы психолога с заключенным.
С другой стороны, каждый подросток, независимо от того, был ли он осужден, или нет, имеет потребность в установлении близких отношений, однако подросток - преступник находится в еще более сильном двойном зажиме: остро переживая свое заключение, он усугубляет свой возрастной кризис такими состояниями (именно состояниями, а не чувствами), как обида, злость, недоверие, вина, жажда мщения и т.д. Такие противоположные тенденции создают на пути подростка множество препятствий и проблем, таких, например, как невротический страх близости, в основе которого лежит страх быть отверженным, обиженным, брошенным.
Кроме того, здесь существует и другая трудность: в период заключения межличностные контакты характеризовались прежде всего эмоциональной пустотой, опосредованностью роли заключенного, его статусом, а также носили однополый характер, чем и были ограничены.
В связи с этим может возникать множество межличностных конфликтов, обусловленных как субъективными предпосылками (установка на непонимание у заключенного и непринятие заключенного со стороны его оппонента), так и объективными предпосылками (разницей социальных статусов), а также конфликты, связанные с комплексом подростка по поводу его прошлого.
Задача психолога состоит в коррекции у заключенного установок на общение, обучении подростка навыкам взаимодействия в проблемных для него ситуациях. Очевидным здесь является тот факт, что проблемными для подростка будут именно ситуации установления более или менее близких отношений и контактов, а также способы прерывания отношений с людьми, которые представляют для него угрозу.
Итак, задача психолога - развитие у заключенного социального интеллекта (коммуникативной компетентности и психологической проницательности).
Цель: осознание себя субъектом межличностных отношений, развитие коммуникативной компетентности
Основные понятия:
Материал: пластиковый стаканчик
План занятия:
Описание упражнений.
1. "Живая социометрия". Выбирается один участник. Желательно, чтобы выбор был добровольным. Участнику предлагается расставить других участников на такое расстояние, чтобы оно выражало его отношение к ним. В каждом из случаев важно обращать внимание подростка на то, что он сам может устанавливать дистанции в отношениях с другими людьми, так, как он сделал на занятии. Параллельно необходимо вести работу с эмоциональными состояниями, которые сопровождают построение каждой "границы". Обсуждение упражнения может проводиться по следующим вопросам:
2. "Стаканчик". В центр круга ставится пластиковый стаканчик. Ведущий дает следующую инструкцию: "Этот стаканчик - сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза). Это и есть то, что вы очень любите и то, чем очень дорожите" (пауза). После этого (2 - 3 мин) ведущий внезапно мнет или наступает на стаканчик. Важно обсудить, что почувствовали участники, что им захотелось сделать и т.д.
Возможно проведение параллели чувств "здесь и сейчас" на ситуации общения:
Заключительная фраза ведущего этого упражнения может быть следующей: "То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе, и в общении с другими людьми".
3. "Черное и белое". Группа выбирает человека, с которым бы хотела поработать из тех, кто заявил свое желание. В центр группы ставятся 2 стула: "черный" и "белый" (при этом не так важно, чтобы они действительно были соответствующих цветов). Пока участник находится за дверью, группе дается задание: "Эти 2 стула - абсолютны разные, и то, на какой стул сядет (имя), будет зависеть то, что вы ему скажете. Если он садится на "белый", то вы говорите ему только хорошее, если на "черный" - наоборот. Я попрошу вас быть искренними и ничего не придумывать. Попробуйте отследить, как изменится поведение ..., когда он будет сидеть на одном стуле и на другом стуле." Участнику предлагается сесть на тот стул, который ему больше нравится (напомним, что о задаче, поставленной перед группой, участник не знает). После упражнения - ведется работа с конкретными отношениями и чувствами как у основного участника, так и у всей группы.
В заключении данного занятия будет лучше, если каждый участник скажет свое мнение о том что он сегодня пережил, что ему понравилось, а что - нет. Ведущему желательно поощрять попытки сотрудничества, установление тесных эмоциональных контактов, самому живо реагировать на происходящее в группе.
ПРИМЕР. УПРАЖНЕНИЕ "Живая социометрия"
В группе выбирается один участник
- Встань сейчас к стене и попробуй выразить свое отношение к каждому из участников в дистанции. Поставь сейчас каждого участника группы на каком-то расстоянии от тебя. Попробуй определить комфортное расстояние и дистанцию с каждым из группы.
- Я не понимаю, как надо расставить
- Куда, например, должен встать Саша по отношению к тебе?
- Справа
- Попробуй также для всех остальных найти свое место в пространстве этой комнаты
Женя расставляет всех остальных
- Вот так выглядят твои отношения в группе. Кто-то к тебе ближе, кто-то - дальше
- Что ты сейчас чувствуешь?
- Непонятно что
- Что будет, если все подойдут ближе к тебе?
- Подойдите все ближе к Жене
- Стало неудобно, появилось напряжение
- Что ты сейчас хочешь сделать?
- Отодвинуть всех назад
- А что тебя тревожит?
- Они слишком близко ко мне, мне так не удобно
- Ты ведь сам можешь определять и устанавливать дистанцию в отношениях с другими людьми. Главное - надо чувствовать, какая дистанция с конкретным человеком для тебя комфортна и эффективна
- Кого бы ты сейчас хотел отодвинуть дальше, а кого оставить на месте, а кого приблизить, сократить дистанцию
Женя называет имена и выбирает дистанцию
- Попросишь их об этом?
- Да
- Попроси каждого занять комфортную для тебя дистанцию
Женя расставляет всех участников
- Всех в группе устраивает их место? Может быть, кто-то хочет изменить его
- Нет
- Обратите внимание на свои ощущения и переживания, сейчас вы находитесь на такой дистанции от других людей, на которой вам комфортно. Кто почувствует это, можете завершить ситуацию
Пауза. Все возвращаются в круг.
Назад | Содержание | Вперед