SpyLOG

§ 3. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ « I »- К «О-ДАННЫХ

В этом параграфе излагаются результаты, полученные при анализе « L »- и « Q »-данных с помощью методов факторного анализа.

Работы с использованием « L »-данных довольно мно­ гочисленны. Начало этим исследованиям положили Г. В. Олпорт и X . С. Одберт [66]. Ими была проведена работа по составлению словаря терминов для описания личности. С этой целью они проанализировали 18000 слов, из которых отобрали несколько более 4500 слов, ясно обозначающих черты личности, а также важные и устойчивые характеристики поведения.

Р. Б. Кэттелл осуществил дальнейший анализ этих 4500 характеристик личности и разделил его на сино­ нимичные группы [70; 71]. Из каждой синонимичной группы он отобрал по одному представителю, выражающему, по его мнению, основное смысловое содержание соответствующей синонимичной группы. Таким образом он сократил список личностных признаков с 4500 до 171. Для дальнейшего сокращения Р. Б. Кэт­ телл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из 171 характеристики личности. Он решил, что судьи лучше смогут отобрать наиболее значимые характеристики личности.

Для выяснения группового мнения судей Р. Б. Кэттелл провел взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высококоррелирующие характеристики, которые, по-ви­ димому, выражали одни и те же суждения. Как и ожидалось, все плеяды содержали пары членов, имеющие высокие отрицательные корреляции, например: разговорчивый — молчаливый, доверчивый — подозрительный, гибкий — ригидный, веселый — печальный и т. д. Эти полярные характеристики были отобраны для дальней­ ших исследований. Таким образом Р. Б. Кэттелл полу­ чил набор из 36 биполярных названий, который он за­тем слегка расширил до общего количества 46 пар пу­ тем включения специальных терминов, взятых из ра­ бот других исследователей (рис. 1.6 на с. 85).

Затем для каждой биполярной пары характеристик были составлены рабочие определения, образцы кото­ рых приведены ниже:

1. Гибкий. Легко меняет свои планы, легко перестраивается, способен на компромиссы. Он не удивляется, не становится раздражительным,не отказывается от задуманного и не меняет своих планов, если развитие событий не совпадает с его ожиданиями.

Ригидный. Настаивает на том, чтобы все выполнялось так, как он привык это делать, не изменяет свои привычки и поведение под давлением окружающих, теряется, если привычные способы поведения не приводят к успеху.

2. Эмоциональный. Всегда аффектированный, возбужденный, много смеется, часто бывает сердит, проявления эмоций отличаются чрезмерной выразительностью.

Бессовестный. Неразборчив в средствах, не стремится соблюдать моральные принципы; когда дело касается личной выгоды, может пойти на ложь и обман, не уважает достоинства других людей.

3. Сознательный. Всегда честен, хорошо знает правила поведения, и всегда им следует, даже если за ним никто не наблюдает. Никогда не лжет и не обманывает, с уважением относится к другим людям.

Стабильный. Эмоциональная выразительность отсутствует, диа позон эмоциональных проявлений мал, сохраняет спокойствие даже в эмоциогенных ситуациях (в со­ ревновательной обстановке, в опасной ситуации, в веселой ком­ пании и т. п.).

Аналогичные определения были составлены для всех 46 пар прилагательных. Это было необходимо для обу­ чения экспертов и формирования у них единства мнений.

Затем в целом ряде согласованных исследований с использованием биполярных прилагательных было по­ казано, что пространство « L »-данных может быть «свернуто» к 12—15 факторам. Полученные с помощью « L »- данных факторы подтвердили существование таких психологических концепций, как «циклотимический темперамент», «экстраинтроверсия», «самоконтроль» и другие, а также добавили много новых.

Эти результаты имеют большое значение для теории личности, но малопригодны для практического ис­ пользования. Процедура экспертного оценивания очень трудоемка и редко может быть использована в реаль­ ных условиях. Трудность измерения с помощью « L »-дан ных состоит в том, что невозможно организовать мас совые измерения с помощью одних и тех же экспертов. Поэтому был осуществлен переход от исследований « L »-данных к исследованиям « Q »-данных. При этом в качестве направляющих гипотез в исследованиях использовали факторы, выделенные в исследованиях « L »- Данных.

Большинство уже существовавших опросников не создавались на базе заранее выработанных факторных структурных исследований и теорий. При их конструировании отбирались вопросы, касающиеся преимущест­ венно психического здоровья, экстраверсии и адаптации к разным сферам деятельности. Поэтому некоторые области личности, указанные факторами в « Q »-данных, оказались не затронутыми опросниками. Для комплексного изучения всей личностной сферы на основе « Q »- данных была организована серия исследований, координированных с « L »-данными. Эти исследования показали, что существует около 20 интроспективных факторов. Большинство из них совпадает с факторами, полученными на « L »-данных.

Для идентификации факторов введены две системы обозначений: индексная и алфавитная.

Индексная система обозначений представляет собой систему универсальных индексов, записываемых в виде У.И.( L , Q )№, где У.И. — сокращение от «универсаль­ ный индекс»; L , Q — обозначение типа данных; № — номер фактора в системе универсальной индексации. Он может меняться от 1 до 20.

Алфавитная система обозначений использует для индексации буквы A , B , C , D , E , F , G , H , l ,], K , LM , N ,0, Q 1 , Q 2, , Q 3, . Q 4 )- Буквами Q 1 , Q 2 , Q 3 , Q 4 обозначаются факторы У.И.(С?) 16—19, потому что они, в отличие от факторов А О, выделяются только в « Q »-данных.

Помимо обозначений, факторам присвоены два вида названий: технические и бытовые.

Технические названия предназначены для психологов. Эти названия тесно связаны с научно установленным значением фактора. Часто в качестве технической терминологии используются акронимичные названия, например: сизотимия, surgency , eksvia — invia и т. Д.

Бытовые названия представляют собой описательные общедоступные определения. Они предназначены для общения психологов с непрофессионалами. Например, бытовое название фактора А — «теплота — холод­ ность в отношениях», фактора С — «эмоциональная стабильность—неустойчивость» и т. д.

Все названия факторов, технические и бытовые, даются в биполярной форме. Преимущество такого способа определения содержания факторов заключается в том, что устраняется двусмысленность в оценке направ­ ления оси фактора. Указанием различных противоположностей можно изменить направление интерпрета циа фактора. Например, противоположностью «северным полярным условиям» могут быть как «южные полярные условия», так и «условия на экваторе». Противоположностью «эмоциональности» могут быть «сдержанность» и «вялость эмоций». По этой причине биполярное определение устраняет неоднозначности в определении содержания фактора.

При этом следует иметь в виду, что определение концов оси фактора, как положительных, так и отрицатель­ ных, условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Например, то, что на положительном по­ люсе фактора А оказалась аффектотимия, а на отрицательном — сизотимия, есть лишь результат фактори­ зации. В психологическом смысле эти полюса одинаково ценны, так как многие важные человеческие характеристики ассоциируются как с сизотимией, так и с аффектотимией. Положительный или отрицательный смысл они могут приобрести только в отношении конкретной деятельности. Так, например, сизотимия явля­ ется положительным качеством для технических, а аффектотимия—для командных видов спорта.

Далее описываются личностные факторы, выделен­ ные из « L »- и «(2»-данных. Описание каждого фактора состоит из следующих частей:

а) универсальный и буквенный индекс фактора;

б) техническое и бытовое название фактора;

в) список наиболее значимых характеристик факто­ ра в « L »-данных;

г) список наиболее информативных вопросов « Q »- данные);

д) интерпретация фактора.

1. Фактор А, или V . H .( L , Q )1.

 

Положительный полюс ( A - V )

Отрицательный полюс СА— )

Аффектотимия (циклотимия)

Сизотимия

Сердечность, доброта

Обособленность, отчужденность

1.

2.

Легкость общения

Гибкость, приспособленность

Конфликтность

Ригидность

 

3. Добросердечность Холодность

4. Открытость Скрытность, неразговорчивость

5. Эмоциональность Сдержанность

6. Доверчивость Подозрительность

7. Беспечность Осторожность

8. Общительность Отгороженность, эгоистич­ ность

 

 

В « Q -данных фактор А сформировали следующие вопросы:

  1. Мне больше нравится работа

а) инженера; б) преподавателя.

2. Работая на предприятии, я предпочту иметь дело с:

а) техникой; б) людьми.

3. Мне хочется быть

а) администратором; б) архитектором.

4. Я бы выдержал жизнь отшельника:

а) Нет; б) да.

5. При прочих равных условиях я выберу в друзья человека, который в состоянии:

а) произвести хорошее впечатление на людей; б) составить интересную интеллектуальную компанию.

6. Я бы предпочел прочесть книгу о:

а) науке; б) социальном обеспечении.

Гипотеза о существовании данного фактора возник ла еще до внедрения факторного анализа в психологи­ ческие исследования. Она опирается на клинические представления о существовании двух типов психических расстройств: шизофрении и маниакально-депрессивного психоза (МДП). Позднее Кречмер указал, что в стер­ той форме некоторые особенности этих расстройств наблюдаются и у здоровых людей. В соответствии с этим он выделил два типа темперамента — циклотимический и шизотимический — и предположил, что форма заболевания, которая может возникнуть у человека под влиянием психотравмы, зависит от преморбидного типа темперамента. Исследования этого фактора позволили в значительной степени отойти от клинической интерпретации. В современном толковании фактора А, как нормальной психической характеристики здоровых людей, он описывает особенности динамики эмоциональных переживаний. Испытуемых с высокими оценками по фактору отличают яркие, трепещущие эмоции. Они живо откликаются на любые происходящие события (со­ общение, зрелища, происшествия и т. п.), настроение в течение дня у них сильно колеблется, экспрессия вы­ разительная, эмоциональные переживания бурные, яркие, но не обязательно искренние. Учитывая легкую подверженность лиц с высокими оценками по фактору А аффективным переживаниям, положительный полюс был переименован в аффектотимию.

Аналогичным образом после уточнения содержания было изменено название отрицательного полюса факто­ ра А. Вместо «шизотимия» его новое научное название сизотимия («шизо» происходит от латинского «схизо» — расщепление, а «сизо» означает «скучный, унылый, плоский»).

Для высоких значений фактора характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Люди на полюсе аффектотимии хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов, любят работать с людьми, с готовностью участвуют в общественных мероприятиях.

На противоположном полюсе имеют значение такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых, трепещущих эмоций. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они не интересуются жизнью ок­ ружающих, чуждаются людей, предпочитают «общаться» с книгами и вещами. Они стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий, не идут на компромиссы. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки.

Нельзя считать, что аффектотимия — это хорошо, а сизотимия — плохо. Каждый тип для разной деятельности имеет свои преимущества и недостатки. Аффектотимы предпочтительны на административных постах, требующих постоянного общения с людьми; сизоти мы там, где требуются точность, аккуратность, тщатель­ ность исполнения.

2. Фактор В, или У.И(Ь)2.

Эти характеристики умеренно коррелируют с оцен­ ками по интеллектуальным тестам. Включение этих пе­ ременных в систему факторов личности обусловлено не стремлением к получению информации о личности, как таковой, а решением практических задач. Экспериментально показано, что уровень интеллекта существенно влияет на успешность деятельности в самых различных сферах.

Положительный плюс (8+)

Отрицательный полюс (В—)

 

Высокий интеллект

Низкий интеллект

 

Умный

Глупый

  1. Высокие умственные способности
  2. Быстро соображает
  3. Понимает абстракции
  4. Широкие интеллектуальные интересы
  5. Упорный, настойчивый
  6. Образованный
  1. Низкие умственные способ­ ности
  2. Соображает медленно
  3. Не понимает абстракции
  4. Интеллектуальные интересы отсутствуют
  5. Не доводит дело до конца
  6. Необразованный

Высокие оценки имеют лица с хорошим уровнем интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, быстро обучающиеся.

Человек, имеющий низкие оценки по фактору, склонен к медленному обучению, с трудом усваивает новые понятия, все понимает буквально и конкретно. Низкая оценка по этому фактору может быть получена как в результате низкого интеллекта, так и вследствие эмоциональной дезорганизации мышления.

3. Фактор С, или y . H .( L , Q )3.

Положительный плюс (С+)

Отрицательный плюс (С-)

Сила «Я»

Слабость «Я»

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

  1. Свободный от невротических симптомов
  2. Неипохондричен, не проявляет заботы о сотоянии здоровья
  3. Интересы постоянны
  4. Спокойный
  5. Реалистичен в отношении к жизни
  6. Настойчив, упорен
  7. Умеет держать себя в руках
  8. Безмятежный
  1. Имеет много невротических симптомов
  2. Ипохондричный, беспокоится о сотоянии здоровья
  3. Переменчив, неустойчив в интересах
  4. Легко расстраивается
  5. Уклоняется от ответственности
  6. Не доводит дело до конца
  7. Невыдержан
  8. Тревожный

 

Иллюстративные вопросы к фактору С:

  1. У меня всегда хватает сил, чтобы справиться с трудностями,

а) Да; б) нет.

2. Мне часто приходилось менять планы из-за состояния здо­ ровья.

а) Да: б) нет.

3. У меня крепкий сон.

а) Да; б) нет.

4. Яркие сновидения, которые нарушают сон, бывают у меня

а) редко; б) часто.

5. Бывает, что я чувствую себя уставшим, не сделав ничего существенного.

а) Часто; б) редко.

6. Если потребуется, я смогу раз и навсегда изменить старую привычку.

а) Да; б) нет.

Этот фактор характеризует способность управлять эмоциями и настроением, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение. Было показано, что низкая эмоциональная устойчивость является наиболее общей составной частью всех патологических отклонений: неврозов, психопатий, алкого­ лизма и т. д.

Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающихся случайным колебаниям настроения. На веши они смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными.

Низкие оценки бывают у лиц, неспособных контролировать эмоции и импульсивные влечения, особенно неспособных выразить их в социально-допустимой форме. Внешне это проявляется как плохой эмоциональ­ ный контроль, отсутствие чувства ответственности, капризность, уклонение от реальности. Внутренне они чувствуют себя беспомощными, усталыми и неспособными справиться с жизненными трудностями.

4. Фактор D , или У.И.( L , Q)4.

Положительный плюс ( D +)

Отрицательный плюс ( D -)

Возбудимость

Флегматичность

Беспокойство

Уравновешенность

  1. Нетерпеливый
  2. Демонстративный
  3. Активный
  4. Ревнивый
  5. Высокое самомнение
  6. Непостоянный
  7. Бесцеремонный
  1. Спокойный
  2. Удовлетворенный
  3. Флегматичный
  4. Неревнивый
  5. Самокритичный
  6. Постоянный
  7. Тактичный

Вопросы, имеющие высокие факторные нагрузки:

1) На уроках я обычно

а) сижу спокойно; б) много двигаюсь.

2. Когда я сержусь, мне часто хочется что-нибудь специально разбить.

а) Да; б) нет.

3. Часто мне трудно сосредоточиться, потому что всякая чушь лезет в голову.

а) Да; б) нет.

4. Ни игровой площадке я большую часть времени
а) стою на месте; б) бегаю.

5. Если мне объясняют что-нибудь непонятное и неинтересное, то

а) меня это раздражает; б) я спокойно слушаю.

Этот фактор ярко выражен у детей и не идентифицируется у взрослых. Наряду с факторами Си I факт op D относится к эмоциональным факторам. Он является показателем активности и эмоциональной возбу­ димости.

Высокие оценки свидетельствуют о неумении владеть собой, держать себя в руках. По незначительному поводу возникают бурные эмоциональные реакции раздражения, гнева, слезливости и т. п. Поведение таких детей сильно зависит от текущего состояния. Они могут быть приятными и милыми в спокойном состоянии и сильно раздражают своим поведением в состоянии утомления, обиды, неудовлетворенности и т. п. В них они становятся требовательными, капризными и агрессивными. Трудности и сбивающие помехи легко выводят их из спокойного настроения, они аффективно реагируют на замечания, наказания и строгое обращение, обижаются и сердятся, если им не оказывают уважения и предпочтения.

Низкие оценки характерны для детей, которые хорошо владеют собой, сохраняют спокойствие и уравновешенность даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах в деятельности. Их трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Даже когда все дети громко кричат или смеются, они остаются спокойными и невозмутимыми. Вероятно, им не хватает инициативы и активности. По сравнению с другими детьми они медлительны, ма­ лоподвижны и недостаточно энергичны.

5. Фактор Е, или y . H .( L , Q )5.

Положительный полюс ( E +)

Отрицательный полюс (Е— )

Доминантность

Конформность

Настойчивость, напористость

Покорность, зависимость

1. Независимый Подчиняющийся

2. Самоуверенный Неуверенный в себе

3. Хвастливый Скромный

4. Экстрапунитивный Интрапунитивный, импуни- тивный

5. Грубый, бесцеремонный Тактичный

6. Смелый Робкий, осторожный

7. Конфликтный Доброжелательный

8. Своенравный Послушный

 

Вопросы, вошедшие в фактор Е с высокими нагрузками:

1. Во время коллективных мероприятий я предпочитаю оставаться в стороне.

а) Да; б) нет.

2. Мне говорили, что я гордый и заносчивый,

а) Да, говорили; б) нет, не говорили.

3. Мне нравится обедать в ресторане, потому что там обслуживают официанты.

а) Да, нравится; б) нет, не нравится.

4. Если человек давит на меня и пытается мною командовать, то я

а) буду стараться избегать контактов с ним; б) постараюсь встретиться и выяснить отношения.

5. Чувствую, что я еще не приспособился к жизни, что не все
идет так, как мне хотелось бы.

а) Верно; б) неверно.

Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условностей и авторитетов. Эти лица действуют смело, энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих.

В экспериментах, посвященных изучению групповой динамики, показано, что если члены группы имеют вы­ сокие оценки по фактору, то между ними устанавливаются более свободные и доверительные отношения. Это, вероятно, происходит потому, что все они испытывают сильную потребность в автономии. В группах, объеди­ ненных по роду занятий, высокие факторные оценки наблюдаются у лиц, деятельность которых требует проявления активности, настойчивости и ответственности.

Человек, имеющий низкую оценку по фактору, послушен, конформен, не умеет отстоять свою точку зрения, покорно следует за более сильными, сам уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, по­ этому часто оказывается зависимым, берег на себя вину, кротко подчиняется всем обязанностям. Такая пас­ сивность является частью многих невротических состояний. Низкая доминантность положительно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах, вплоть до аспирантов. Вероятно, послушание положи­ тельно оценивается педагогами, что повышает результаты экзаменов.

Необходимо отметить, что доминантность следует отличать от авторитарности. Понятие «авторитарная личность» является не чертой, а типом. Она является конгломератом по крайней мере четырех факторов лич­ ности и различается в зависимости от общей культуры и конкретно-исторических условий. Одно из самых ра­ зительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная лич­ность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

6. Фактор F , или У.И.( L , Q)6.

Положительный полюс ( F +)

Отрицательный полюс ( F -)

Surgency

Desurgency

Беспечность

Озабоченность

  1. Жизнерадостный
  2. Общительный
  3. Энергичный
  4. Разговорчивый
  5. Спокойный
  6. Живой, проворный
  7. Доверчивый
  8. Гибкий
  1. Печальный
  2. Избегающий общества
  3. Апатичный
  4. Молчаливый
  5. Беспокойный
  6. Медлительный

 

Вопросы, имеющие высокие нагрузки по фактору F :

1. Я предпочитаю работу, которая сопряжена с постоянными
переменами и разъездами.

а) Да; б) нет.

2. Обо мне можно сказать, что я человек беспечный и безза.
ботный.

а) Да; б) нет.

3. Мне нравятся компании и большие скопления людей,
а) Да; б) нет.

4. Я страстно желаю возбуждения в периоды однообразной
жизни.

а) Да; б) нет.

5. В компании я отпускаю шуточки и рассказываю забавные
истории.

а) Редко; б) часто.

С первого взгляда может показаться, что это фактор состояния, а не личности. Однако это не так. Доказано, что по фактору F имеются устойчивые различая между людьми. Исследования показывают, что степень выраженности этой черты соответствует степени ингибиции (давления) при воспитании. Ингибиция может зависеть как от условий жизни и культурных норм, так и от семейных традиций. Существует доказательство значимых изменений уровня surgency личности при фронтальной лоботомии, после психотерапии при умеренной алкогольной интоксикации.

Высокие оценки по фактору характерны для лиц бодрых, активных, беспечных, легко воспринимающих жизнь. Они живут, не задумываясь серьезно над событиями, легко относятся к жизни, верят в удачу и свою счастливую звезду, о будущем не заботятся, строят жизнь по принципу «авось пронесет». Исследования по­ казывают, что эти лица имеют в основном более простой, более оптимистичный характер, или у них более беспечное отношение к жизни за счет уменьшения стремлений.

Социологически установлены положительные корреляции между surgency и длительностью холостяцкой жизни, стремлением жить в центре больших городов, любовью к путешествиям и переменам.

Низкие оценки свидетельствуют о сдержанности, озабоченности, склонности все усложнять, ко всему под­ ходить слишком серьезно и осторожно. Такие лица живут в постоянном беспокойстве о своем будущем, озабо­ чены последствиями своих поступков, постоянно ожидают возможных неудач и несчастий. Для защиты от неудач принимают предохранительные меры, старательно планируют свои поступки.

7. Фактор G , или У.И.( L , Q )7.

Положительный полюс ( G +)

Отрицательный полюс ( G -)

Сила «сверх-Я»

Слабость «сверх-Я»

Высокая совестливость

Недобросовестность

1.Стойкий, упорный

2.Обязательный

3.Дисциплинированный

4.Собранный

5.Высокоморальный

6.Ответственный

7.Внимательный к людям

8.Требовательный к порядку

1.Непостоянный, переменчивый

2.Легкомысленный

3. Потвортсвующий своим желаниям

4.Небрежный

5.Аморальный

6.Безответственный

7.Небрежный в обыденной жизни

8.Расхлябанный

Вопросы, имеющие высокие нагрузки по фактору G :

1. Я считаю, что

а) любая работа должна делаться тщательно; б) некоторые виды работ допускают быстрое, небрежное выполнение.

2. Люди должны больше заботиться о выполнении законов

а) Да; б) нет.

3. В человеке больше ценится

а) изобретательное воображение; б) сильная воля.

4. Если бы люди меньше говорили, а больше делали, им бы жилось лучше.

а) Да; б) нет.

5. Я стараюсь не ранить чувства людей неосторожными замечаниями.

а) Да, стараюсь; б) нет, не стараюсь.

Фактор G содержательно напоминает фактор С (си­ ла «Я»), особенно в том, что касается регуляции пове­ дения. Разница заключается в том, что фактор G характеризует настойчивое стремление к соблюдению мо­ ральных требований, которое не характерно для почти флегматичного поведения лиц с высокими оценками по фактору С.

На полюсе высоких значений фактора находятся такие черты, как чувство ответственности, обязатель ность, добросовестность, стойкость моральных принципов. Эти лица глубоко порядочны не потому, что это может оказаться выгодным, а потому, что они не могут поступить иначе по своим убеждениям. Они точны и ак­ куратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью. Высокая добросовестность, сознательность обычно сочетаются с хо­ рошим самоконтролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным, эгоистическим целям.

Человек, имеющий низкую оценку по фактору, склонен к непостоянству, легко бросает начатое дело. Ленивый, недобросовестный, эгоистичный, он не прилагает усилий к выполнению общественных требований и культурных норм, презрительно относится к моральным ценностям, ради собственной выгоды способен на нечестность или обман. Низкие оценки по фактору G бывают у асоциальных психопатов, правонарушителей и других групп лиц, которые характеризуются низкими моральными качествами.

Фактор G отрицательно коррелирует с правонарушением и асоциальным поведением, а положительно — с успехами в обучении и общими достижениями. В групповой динамике он положительно связан со степенью дружественности, уровнем группового сотрудничества.

8. Фактор Н, или У.И.( L , Q )8.

Положительный полюс ( H +)

Отрицательный полюс ( H -)

Pamia

Threctia

Смелость

Робость

  1. Общительный
  2. Оживление в присутствии лиц противоположного пола
  3. Отзывчивый
  4. Эмоциональные и артистические процессы
  5. Дружелюбный
  6. Импульсивный
  7. Беззаботный
  8. Любит быть на виду
  1. Застенчивый
  2. Смущение в присутствии лиц противоположного пола
  3. Сдержанный
  4. Ограниченные интересы
  5. Враждебный
  6. Сдержанный
  7. Осторожный
  8. Испытывает страх к жизни

Вопросы, вошедшие в фактор с высокими нагрузками:

1. Переезжая на повое место, я долго завязываю новые знакомства.

а) Да; б) нет.

2. Я люблю поговорить и использую для этого каждую возможность.

а) Да; б) нет.

3. Мне бывает трудно говорить перед большой аудиторией,

а) Да; б) нет.

4. Меня смущает, когда в магазине или на улице я вдруг замечаю, что за мной наблюдают.

а) Да; б) нет.

5. У меня больше друзей противоположного пола, чем своего

а) Да; б) нет.

Это четко определенный фактор, который выделяется даже при приближенном определении факторов. Сов­ ременные представления связывают его с чувствительностью вегетативной нервной системы к угрозе. Су­ ществуют доказательства, что это один из двух-трех наиболее сильно наследственно обусловленных фак­ торов.

Высокие оценки свидетельствуют о невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Обследования лиц с Н+ показывают, что они свободно вступают в контакты, не испытывают трудности в общении, охотно и много говорят, не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами, о неудачах быстро забывают, не делают надлежащих выводов из пережитых наказаний.

В групповой деятельности лиц с H - часто выбирают лидерами, особенно если деятельность группы связана с соперничеством, соревнованиями или риском. По-видимому, этот фактор является важным для успешности в тех видах деятельности, где требуется уметь противодействовать усталости при работе с людьми и выдерживать эмоциональные нагрузки. Имеются экспериментальные данные, указывающие на то, что у этих лиц часто бывают подъемы систолического давления и они чаще болеют коронарными заболеваниями, что связано с их большой эмоциональной активностью.

Личности с низкой оценкой имеют сверхчувствительную симпатическую нервную систему, что делает их остро реагирующими на любую угрозу. Именно по этой причине отрицательный полюс называется threctia (со­ кращение от «повышенная чувствительность к угрозе»). Эти индивиды считают себя крайне робкими, неуверенными в своих силах, терзаются необоснованным чувством собственной неполноценности, медлительны и сдержанны в выражении своих чувств, не любят работать в контакте с людьми, предпочитают иметь одного-двух близких друзей вместо большой компании, не могут поддерживать контакты с широким кругом людей.

9.  Фактор Г, или y . H .( L , Q )9.

Положительный полюс ( I +)

Отрицательный полюс ( I -)

Premsia

Harria

Мягкосердечность, нежность

Суровость, жестокость

  1. Нетерпеливый, требовательный
  2. Зависимый
  3. Сентиментальный
  4. Эмоциональный, чувствительный
  5. Наслаждается фантазиями
  6. Действует по интуиции
  7. Мягкий к себе и окружающим
  8. Ипохондрик, беспокоится о здоровье
  1. Эмоционально зрелый
  2. Независимый
  3. Реалист
  4. Рационалист, подчиняющий чувства рассудку
  5. Не фантазирует, практичен
  6. Действует по логике
  7. Суровый циник
  8. Не обращает внимание на физические недомогания

Вопросы, имеющие высокие нагрузки по фактору ;

1. Я бы хотел быть

а) артистом; б) инженером.

2. У меня хорошая физическая выносливость.
а) Да; б) нет

3. Я люблю поэзию больше, чем прозу.
а) Да; б) нет.

4. Я охотнее посмотрю соревнования по
а) боксу; б) фехтованию.

5. Друзья считают меня

а) добросердечным; б) практичным.

Настоящий фактор предназначен для измерения тонкости эмоциональных переживаний, поэтому одно из его бытовых определений — это «тонкокожесть — толстокожесть». Научное название тоже указывает на это: prem sia является акронимом от английского «запроектированная эмоциональная чувствительность» ( projected emotional sensitivity ). Аналогичное название для противоположного полюса — harria — является неологизмом от «защищенная эмоциональная чувствительность». В литературных ассоциациях он мог бы быть хорошо принят как фактор «Теннисон-Хэмингуэй», или более общее «поэзия — проза». :

Высокая оценка по фактору является показателем мягкости, утонченности, образного, художественного восприятия мира. Внешний вид, стиль поведения, манера держаться — все свидетельствует об утонченном вкусе, изысканности, тонкости восприятия. Эти лица не любят «грубых людей» и «грубую» работу, романтически обожают путешествия и новые впечатления, обладают богатым воображением и эстетическим вкусом, художественные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные события.

Фактор/ позволяет выделить людей, склонных к художественной деятельности. Высокие оценки по фактору имеют художники, артисты и музыканты.

Низкие оценки характерны для лиц мужественных, суровых, практичных и реалистичных. К жизни они подходят с логической меркой, больше верят рассудку, чем чувствам, не доверяют впечатлениям и ощу­ щениям, интуицию подменяют расчетом, а психотравмы изживают за счет рационализации.

У детей фактор / — связан со стремлением к высокой успеваемости и дисциплинированности, ориентации в поведении на требования учителей и воспитателей. В то же время дети с низкими значениями фактора / реже болеют, более агрессивны, охотнее занимаются физкультурой и спортом.

Проведенные исследования свидетельствуют об очень высокой детерминации индивидуального уровня фактора / влиянием окружающей среды с доминированием влияния общей атмосферы в семье. Показано, что гиперопека, изнеживающее воспитание положительно, а холодность, безнадзорность отрицательно коррелируют с уровнем фактора /.

10. Фактор J , или У.И.(Ь,О)10.

Положительный полюс (У + )

Отрицательный полюс ( J -)

Coasthenla

Zeppfa

Осторожный индивидуализм

Интерес к участию в общих делах

1.

2.

3.

4.

Действует индивидуально

Замкнутый

Препятствует общим интересам

Усталый

Холодно относится к общегрупповым нормам

Любит совместные действия

Любит внимание

Подчиняет личные интересы групповым

Сильный, энергичный

Принимает общегрупповые нормы

Вопросы, имеющие максимальные нагрузки по фактору Ji

1. По утрам я чувствую себя усталым,

а) Да; б) нет.

2. Я охотнее прочту смешную историю, чем книгу с интересными фактами. .

а) Да; б) нет.

3. Часто все оказывается таким трудным, что приходится обращаться к взрослым за помощью.

а) Да; б) нет.

4. Я часто чувствую себя несчастным, потому что не могу что- то сделать так же хорошо, как другие.

а) Да; б) нет.

5. Когда я читаю что-нибудь трудное, я часто отвлекаюсь,

а) Да; б) нет.

Этот фактор не ясно демонстрируется у взрослых и отчетливо выделяется у детей. По характеру и ассоциа­ циям он имеет наиболее сложную картину для интерпретации. В процессе интерпретации он назывался по-разному: «неврастения», «фактор Гамлета», «астения в результате культурного давления» и т. д.

Высокие оценки характерны для лиц, считающихся разумными, рассудительными, вдумчивыми и упорными. Они уделяют много внимания планированию своего поведения, задумываются над своими ошибками и способами их исправления. Они знают, что по своим взглядам сильно отличаются от сверстников, знают, что имеют меньше друзей, чем остальные, но не считают возможным менять свое поведение и идти на поводу у группы. В отстаивании своей точки зрения могут быть жесткими и бескомпромиссными, не забывают неспра­ ведливого обращения, не прощают обид даже своим друзьям. По этой причине они не пользуются любовью окружающих, хотя их уважают и ценят те, кто хорошо с ними знаком.

Низкие оценки характерны для лиц живых, экспрессивных, деятельных и некритичных. Этот фактор по­ ложительно коррелирует с успехами в школьном обучении и профессиональной деятельности. Возможно, не удивительно, что фактор / имеет тенденцию к связи с правонарушениями индивидуального, а не группового характера. Одновременно среди них отмечается высокая вероятность исправления поведения под влиянием воспитания.

Назад | Вперед