SpyLOG

ВВЕДЕНИЕ

Ко-терапевтическая компьютерная система "Келли-98" (диагностика и коррекция психической адаптации личности) основывается на принципах техники репертуарных решеток G . Kelly . Разработчик является практикующим психотерапевтом и автором концепции психической адаптации, послужившей теоретической основой для создания Методики. Психологическая поддержка в проблемных психологических ситуациях, а также психотерапевтическая помощь клиентам в случаях срывов нормального процесса психической адаптации - это главные задачи, которые психолог или психотерапевт может наиболее успешно решить с использованием данной Методики.

В руководстве представлено теоретическое и методическое обоснование Ко-терапевтической компьютерной системы "Келли-98", построенной на основе техники репертуарных решеток G . Kelly . Отличительной особенностью данной Методики является стирание грани между диагностикой и коррекцией.

Методика предназначается для широкого использования в области психологического консультирования и психотерапии. Она может также с успехом применяться в сфере организацион ного и профессионального консультирования.

Руководство включает множество примеров из практики применения Методики, которые будут полезны как начинающему психологу-консультанту, так и опытному психотерапевту.

 

Предлагаемая Методика - пример эффективного использования в области психологического консультирования и психотерапии техники репертуарных решеток, разработанной известным американским психологом и психотерапевтом Джорджем Келли, автором одной из теорий личности.

Методика восполняет недостаток надежных инструментальных средств в арсенале медицинских психологов и психотерапевтов. Широкий спектр ее диагностических и коррекционных возможностей, а также уровень компьютерного воплощения, позволяет рекомендовать Методику в качестве одного из основных инструментов автоматизированного рабочего места психолога (психотерапевта).

Опытным специалистам Методика дает возможность существенно экономить время и оперативно получать информацию, позволяющую планировать и направлять психотерапевтический процесс. Появляется возможность привлекать в "помощники" компьютер при работе с сопротивлением пациента, прослеживать при повторных исследованиях личностные изменения, а, следовательно, и эффективность психотерапев тического воздействия.

Обоснованная формализация психотерапевтического процесса, осуществленная в Методике, а также целостность и относительная просто та, делают ее особенно ценной для начинающих психотерапевтов. Методика может стать хорошей основой для начала психотерапевтической деятельности и последующего накопления профессионального опыта в этой области.

Работая с Методикой, можно не просто выявить отдельные показа тели, а выйти на уровень постановки психологического диагноза. В то же время уже на этапе интерпретации результатов Методика оказывает психотерапевтический эффект, подготавливая пациента в случае необходимости к более глубокому психотерапевтическому воздействию. Методика может быть рекомендована для широкого использования медицинскими психологами и психотерапевтами.

 

Главный психотерапевт Министерства

Здравоохранения Российской Федерации,

доктор медицинских наук, профессор Б. Д. Карвасарский

 

Эта работа обращена к весьма актуальной проблеме - выявлению и нормализации механизмов психологической защиты человека. Нет надобности пояснять, насколько часто в настоящее время бывает ос лаблена защитная способность здоровой личности. Исследования пос ледних лет свидетельствуют о резком учащении ситуаций, когда защита не выдерживает натиска экстремальных ситуаций и приводит человека на грань разрушения здоровья, возникновения неврозов и ряда других болезненных состояний.

На этом фоне самое время для практических психологов и психо терапевтов обратиться к имеющемуся инструментарию для зондирова ния этих ослабленных обстоятельствами граней психики. Однако оказа лось, что набор необходимых методик и тестов более чем ограничен. В нашей стране используется только тест Плучека. Но этот тест малопро дуктивен именно в интересующей нас области, поскольку дает возмож ность выяснить только индивидуальную структуру защитных механизмов: какие именно формы защиты преобладают у данного человека, и не позволяет количественно "взвесить" состояние защиты в целом и, тем более, получить количественные критерии.

Предлагаемая Методика "КЕЛЛИ - 98", включающая адаптирован ный способ применения репертуарных решеток Келли, восполняет этот пробел. Большим достоинством методики является возможность ЦЕЛОСТ НОЙ ОЦЕНКИ состояния адаптационной способности человека с помощью введенных автором новых и продуктивных критериев оценки системы конструктов - ЖЕСТКОСТЬ И РЫХЛОСТЬ. Жесткая система конструктов является причиной чрезмерной категоричности в оценках людей и интерпретации мира. В сильно связанных конструктах отражаются устойчивые позиции, установки или представления человека, которые он может и не осознавать. Это не позволяет человеку быть достаточно объективным и гибким при объяснении тех или иных поступков окружающих, что приводит к ухудшению контактов и порождает конфликты. При этом жесткость системы конструктов увеличивается по мере нараста ния психической напряженности и состояния острого стресса, вызванных проблемной ситуацией. С другой стороны, рыхлая система конструктов характерна для личностей с ослабленной защитой.

Методика позволяет работать с разнообразным контингентом клиен тов. Так, например, в руководстве представлены интересные практи ческие материалы, полученные в ходе обследования "проблемных" ПОД РОСТКОВ. Использование Методики не только увеличивает надежность диагностики, но и делает возможным целенаправленное построение пос ледующей коррекционной работы и организацию ускоренного осознания подростком противоречивости своей жизненной позиции, препят ствующей развитию его личности. Исследования автора убедительно показали, что работа с Методикой стимулирует у подростков развитие способности к вербальному выражению, потребности в эмоциональном и интеллектуальном общении. Существенно, что, имея большой опыт в этой сфере практической психотерапии, автор приводит в руководстве ряд развернутых примеров, иллюстрирующих продуктивность использования Методики.

Очень подкупает многовариантность использования Методики "Келли-98". Она может применяться не только в компьютерном, но и в бланковом варианте и даже просто как план построения диагностической беседы. Применение Методики помогает психотерапевту направ ленно строить развернутую беседу с клиентом, концентрируя его внима ние на наиболее значимых аспектах взаимоотношений с лицами бли жайшего окружения. Кроме того, она позволяет изучать целые группы с целью выявления внутригрупповых отношений, неформальных лидеров и оценки микроклимата. Многократное применение Методики допол нительно дает возможность проследить групповую динамику.

В процессе использования любого варианта Методики могут обнару житься истинные психологические проблемы, о которых клиент не расположен рассказывать в непосредственной беседе. Они проявляют ся в форме проекций на персонажи тестирования и выражаются в исполь зуемых клиентами конструктах (клишированных определениях). Напри мер, может звучать мотив обделенности вниманием и потребности в покровительстве со стороны этих персонажей, вскрывающий рассогласо вание между притязаниями личности и тем, что она имеет. Достаточно часто на основе полученных при тестировании сведений удается сделать вывод о недостаточной критичности или закомплексованности клиента.

В заключение хочется поздравить психологов и психотерапевтов с приобретением хорошего и надежно работающего инструмента, кото рый поможет им на разных этапах работы с клиентом.

Доктор психологических наук, профессор Р. М. Грановская

2. Теоретическое обоснование и назначение Методики

В основу предлагаемой Методики положена техника репертуарных решеток Джорджа Келли (29). Эта техника также как и теория конструктов Дж. Келли сразу завоевали мировое признание. Особенно возросла их популярность в 70-х годах благодаря успехам когнитивного подхода в психологии личности.

"Репертуарный тест ролевых конструктов" (сокращенно Реп-тест), основанный на технике репертуарных решеток, был разра ботан Дж. Келли для выявления и анализа системы конструктов, с помощью которой человек воспринимает и объясняет поступки значимых в его жизни людей. Под личностными конструктами Келли подразумевал "понятийные системы или модели", то есть идеи или мысли, облеченные в словесную форму, которые человек исполь зует, чтобы осознать или интерпретировать свой опыт, объяснить или предсказать развитие событий (28, с. 8-9). Примерами личностных конструктов могут быть характеристики, которые человек при меняет по отношению к другим людям или объектам.

Pen -тест был предложен как диагностический инструмент психотерапевта, позволяющий ему понять систему личностных конструктов клиента и то, как он использует ее для оценки своего физического и социального окружения (28). В отличие от всех остальных психометрических методик, Pen -тест позволял получать сугубо индивидуальные, уникальные для каждого клиента результаты, описывающие мир внутренних переживаний человека в его же собственных терминах. Выявленные с его помощью закономерности были специфичны только для одного человека и не проявлялись у другого. Естественно, что к таким данным невозможно было применять традиционные психометрические методы стандартизации, а также оценивать методику традиционными мерами надежности и валидности.

Уникальность получаемых результатов превращала Реп-тест в особый психодиагностический инструмент психотерапевта, помогающий находить свой подход к каждому клиенту.

Разрабатывая новую модификацию техники репертуарных решеток, мы старались усилить прежде всего, психотерапевтическую направленность Методики. В ходе многолетних исследований и апробации была разработана форма Методики, которая позволяла получать чрезвычайно полезную в рамках последующей пси хотерапии информацию. Кроме того, уже в процессе тестирова ния и анализа результатов Методика оказывает на человека первоначальное психотерапевтическое воздействие.

Методика обладает универсальностью и может быть исполь зована для решения широкого круга задач. Весьма перспективная область применения Методики - это коррекция внутригрупповых отношений. Как инструмент сопровождения психотерапевтических и психокоррекционных тренинговых групп она позволяет проследить динамику группового развития. В условиях естественных групп, таких как семья, малые производственные коллективы, с помощью данной Методики можно проиллюстрировать партнерам их взаимные позиции, что бывает трудно сделать иными способами. Богатый опыт применения разработанной нами Методики в области психологической диагностики позволяет нам с полным основанием подтвердить слова Дж. Келли о том, что техника ре пертуарной решетки - по существу универсальный инструмент психолога и психотерапевта.

На прием к практическим психологам и психотерапевтам в боль шинстве случаев обращаются клиенты с социальными стрессовыми расстройствами (1), а также в кризисных состояниях, обусловленных различного рода конфликтами. Психологические проблемы могут быть связаны и с более глубокими нарушениями психической адаптации - с неврозами, алкоголизмом, психосоматическими расстройствами. Во всех этих случаях психотерапевту важно иметь представление об адаптивных возможностях человека.

Установлено, что человек, попадая в проблемную психологическую ситуацию, в целях сохранения себя как личности, как це лостной системы отношений, по определению В. Н. Мясищева (17), включает в работу многообразные адаптивные процессы. На уровне вегетативного обеспечения жизнедеятельности психическая адаптация, в частности, проявляет себя возрастанием интегрирован- ности в деятельности различных подсистем организма (дыхатель ной, сердечно-сосудистой, гомеостатической и др.). При этом вегетативные показатели можно измерить приборами и выразить в соответствующих числах. Затем, пользуясь методами математической статистики, можно вычислить вероятностные показатели второго порядка, характеризующие согласованность или рассог ласованность в работе отдельных подсистем и сделать выводы о процессах адаптации на уровне вегетативной регуляции целостного организма.

На протяжении двух десятилетий в научных исследованиях по проблемам психической адаптации и дезадаптации и в психотерапевтической практике мы испытывали потребность в инструментальных методах, позволяющих контролировать эти процессы. В своих ранних работах (5, 8, 13, 25) мы пытались найти психофи зиологические корреляты различных уровней психической адаптивности, а также измерять ее стандартизированными психодиаг ностическими тестами. В результате были выявлены закономер ности психической и психофизиологической регуляции при активной психической адаптации (в стрессовых ситуациях у практически здоровых людей) и при нарушении психической адаптации. На психологическом уровне эти закономерности можно было наблюдать только на статистических моделях при обследовании больших однородных массивов людей, находящихся в практически одинаковых условиях, но различающихся лишь фактором психической адаптивности (20).

В психологии учесть взаимосвязи между функциональными показателями оказалось значительно сложнее. В традиционной психометрии психологические измерения ориентированы на стандарты и статистические нормы. Но как понять, например, по высокому уровню тревоги, является ли это нормальной реакцией на стресс, или тревожность сигнализирует о срыве процесса адаптации? Еще слож нее обстоит дело с квалификацией таких адаптивных реакций как вытеснение, перенесение, регрессия, рационализация и др. В на стоящее время их принято обозначать термином "психологические защиты". Но работают ли эти защиты на психическую адаптацию, или за ними стоит дезадаптация - этот вопрос практически не ре шен. В то же время, очевидна его принципиальность. В том случае, когда, например, вытеснение (непреднамеренное забывание эмоци онально неприятных событий) происходит в рамках нормальной пси хической адаптации, как это бывает при переживании тяжелых психических травм, в соответствии с личностно-центрированным под ходом (2, 28), психологу или психотерапевту не рекомендуется гру бо вмешиваться в жизнь клиента. Психолог может только помочь ему разобраться в проблемах и обсудить возможные варианты их решения, однако, выбор способа действия или стратегии поведения должен оставаться за клиентом. Во втором случае, когда, например, больной алкогольной зависимостью или неврозом принял решение обратиться за психотерапевтической помощью, вряд ли будет гу манным предоставить его самому себе. По правилам этики психоте рапевт должен использовать весь арсенал доступных ему психотерапевтических методов, включая прямое внушение, и ответствен ность за здоровье клиента он может смело брать на себя (15). Но прежде необходимо отграничить нормально протекающую адапта цию от ее нарушения. Данному вопросу посвящена одна из после дних наших работ (9).

В экспериментальных исследованиях нам удалось установить, что на уровне психической регуляции, также как и на уровне вегетативного обеспечения психической жизни, действуют приблизи тельно одинаковые закономерности. Показателями нормальной или патологической психической адаптации являются согласованность или рассогласованность определенных психических процессов, сбалансированность или разбалансированность отдельных свойств личностной системы, однозначность или неопределенность интер претации человеком окружающего мира, непротиворечивость или противоречивость его жизненной концепции и др. Таким образом, мы пришли к необходимости для диагностики психической адаптации измерять статистические взаимосвязи между различными психологическими показателями.

Для исследования системы отношений личности техника репертуарных решеток удобна особенно тем, что она доступна математической обработке. Поэтому для математической обработки таблицы данных мы используем процедуры корреляционного и факторного анализа. Они позволяют получить вероятностные характеристики системы конструктов, отражающие жесткость или рыхлость этой системы, сбалансированность или разбалансированность отдельных элементов системы (факторов) по содержанию составляющих их конструктов и др. Подробное описание этих и других показателей Методики будет приводиться в рекомендациях по интерпретации данных тестирования.

На практике мы убедились, что техника Келли может надежно измерять определенные адаптивные свойства, присущие конкретному человеку, сигнализировать о динамике состояния его адаптивных систем. Мы уверены, что валидность нашей Методики именно в отношении диагностики психической адаптации со временем полностью подтвердиться.

Прежде чем перейти к описанию Методики, основанной на современных представлениях о психической адаптации, необходимо подробнее рассмотреть идею конструкта Келли. Под конструктом понимается не просто семантическое обозначение какого- либо понятия, а сложный психологический образ, который, кроме вербального выражения, содержит в себе сенсорную, моторную, идеаторную и эмоциональную компоненты (28). В нашей Методи ке конструктам придается примерно такое же значение. Однако конструкты нас интересуют не только с позиции исследования вербального мышления, но и с точки зрения изучения межперсональ ных отношений и возможных внутриличностных конфликтов.

Кроме того, что конструкт - это "модель", которую человек создает, а потом пытается приспособить к действительности в целях ее интерпретации, конструкт можно рассматривать и как вербальное выражение потребности человека в эмоциональном и интеллектуальном общении. В противоположность Келли, считав шему мотивацию "излишним конструктом" (26, с. 444), мы выяснили, что, оперируя системой конструктов, можно вскрыть проти воречия в этих потребностях, которые существенно влияют на психическую адаптивность.В свою очередь, потребности, доминирующие в отношениях личности, образуют ее жизненную позицию, которая также может быть противоречивой. Эта противоречивость в конечном счете проявляется или внутриличностной конфликтностью невротического плана, или дискордантностью (лат. dis cordare - не соответствовать).( В психологии употребляется для обозначения поведения человека, не соответствующего принятым нормам) и нарушением социально-психической адаптации (18). Следовательно, конструкты можно исполь зовать не только в качестве психодиагностических признаков. Со вершенствуя систему конструктов, человек может сознательно или неосознанно скорректировать свою жизненную позицию и устра нить противоречия, угрожающие нормальному течению психической адаптации. На этом основании Методику можно использовать как средство позитивной психотерапии (19).

Нужно заметить, что и сам автор теории личностных конструктов говорил об изменении в конструктной системе человека. Его вывод об опыте утверждает: "Система конструктов человека меняется в соответствии с успешностью интерпретации повторя ющихся явлений" (27, с. 72). Успешная и неуспешная психическая адаптация также накладывает отпечаток на систему конструктов, поэтому в процессе психотерапии нередко приходится "переучивать" клиента интерпретировать явления, особенно связанные с человеческим общением.

Большинство психологических проблем, дающих толчок процессам психической адаптации или дезадаптации, проистекает из конфликтов в межперсональных отношениях и отношениях человека с самим собой, то есть принадлежат сфере общения. Известно, что общение - это не простой обмен знаками и символами. В русской философии (22) общение трактуется как приобщение или соучастие. С этих позиций социально-психологическую адаптацию человека вообще неправомерно рассматривать без референтной группы людей, причастных к его жизни. В первую очередь - это родные и близкие люди, друзья, сотрудники, с которыми осуществляется совместная деятельность. Именно референтная группа составляет ядро системы отношений личности.

В психологии получила признание транзактная теория общения Э. Берна (4), на основе которой построен эффективный психотерапевтический метод транзактного анализа. В транзактном анализе внимание фиксируется на обмене "поглаживаниями", а не удовлетворенность общением связывается с отсутствием "признания". Равноценный обмен поглаживаниями рассматривается как признание людьми друг друга. Эта теория также положена в основу нашей Методики.

Э. Берн рассматривает признание как сложный акт, связанный с социально-ролевыми позициями личности. Человек не может быть признан как нечто целое, он хочет быть признанным как отец, мать, сын или дочь, как мастер или директор. При этом самое ценное наблюдение Э. Берна заключалось в том, что каждой социальной роли человека соответствует свое "эго-состояние". Эго-состояние, так же как и конструкт Дж. Келли, содержит в себе много психических компонентов: позу, выражение лица, настроение, внешние эмоциональные проявления, ход мыслей и действий. В истинности этого наблюдения мы убедились в процессе обследования клиентов по нашей Методике, когда в качестве персонажей референтной группы в репертуарный список включили три основные социально-психологические роли - "Родитель", "Ребенок" и "Взрослый". Действительно, когда человек продуцирует конструкты по отношению к этим персонажам, у него наблюдают ся соответствующие эго-состояния.

Таким образом, выбор персонажей репертуарного списка для обследования по Методике основывался на концепции Э. Берна об эго-состояниях человека. Тем самым для оценки психической адаптивности человека, наряду с системой конструктов, мы можем анализировать систему эго-состояний. Эти системы оказались аналогичны друг другу. Кстати, авторы упоминавшейся работы (23) так же замечали, что нет больших различий между анализом репертуарной решетки по строкам и столбцам, только они не объясняли этого факта. Поэтому при описании Методики мы говорим об анализе системы конструктов. Но следует иметь ввиду, что это одновременно и анализ эго-состояний, по Э. Берну.

Если конструкты выражают потребности, ожидания или установ ки личности в сфере отношений, то эго-состояния, скорее, опреде ляются степенью удовлетворенности этих потребностей. Иными сло вами, с нашей точки зрения, конструкт можно рассматривать как перцептивный, а эго-состояние - как апперцептивный паттерн отношений личности. При отсутствии психопатологии эти паттерны не очень жестко, но достаточно значимо согласованы между собой, не зависимо от межиндивидуальных различий содержания конструктов и эго-состояний. При глубоких нарушениях психической адаптации, по-видимому, нарушается связь между указанными паттернами. Это подтверждают клинические наблюдения, в частности, так называемая, неадекватность в отношениях больных шизофренией. Клиницисты невооруженным взглядом отмечают диссоциацию между восприятием больного родных и близких и формой выражения своего отношения к ним при шизофрении.

Выявленная связь между конструктами и эго-состояниями является обоснованием целесообразности применения нашей Методики в комплексе с транзактным анализом. С нашей точки зрения, не вызывает сомнения целесообразность совместной коррекции, с одной стороны, системы конструктов, а с другой - системы эго-состояний.

Таким образом, теоретической основой данной Методики являются учение В. Н. Мясищева о личности как о целостной системе отношений, теория конструктов Дж. Келли, теория общения Э. Берна и, в частности, его концепция эго-состояний личности, а также наши многолетние исследования проблемы психической адаптации человека.

Завершая теоретическое обоснование Методики, мы можем утверждать, что по форме эта Методика мало отличается от Реп- теста Келли. В ней сохранены все атрибуты автора: репертуарный список, персонажи, конструкты, оценки персонажей по конструктам, репертуарная решетка. Мы не меняли также последователь ность процедур и сохранили рекомендованные способы выявления конструктов по отношению к персонажам. Интересующиеся психосемантическими исследованиями могут использовать ее как семантический дифференциал. В то же время, наша Методика приобрела новое содержание. Она имеет иное назначение, чем техника Келли. В этой связи сам автор утверждал, что он предложил технику, которая обладает универсальностью по отношению ко многим задачам психологии. Мы используем ее для диагностики психологических проблем и оказания психотерапевтического влияния на психическую адаптивность человека.

Для того, чтобы назначение Методики было более понятным, мы должны очень коротко познакомить пользователя с некоторы ми положениями концепции психической адаптации, поскольку она опубликована в разрозненных источниках (7, 11, 20).

Центральным понятием концепции является проблемная психологическая ситуация, так как под психической адаптацией понимается психическая регуляция в проблемной психологической ситуации.

М. Аргайль (27) выделяет следующие признаки проблемной психологической ситуации: 1) наличие препятствия к осуществлению целенаправленной деятельностью личности; 2) ощущение блокады потребностей, сопровождаемая переживанием непреодолимой трудности, которая хорошо осознается; 3) отрицательные эмоциональные переживания, достигающие значительной силы до того, как будет найден выход из ситуации или до включения защитных адаптивных психических процессов; 4) временное незнание способов, путей решения проблемы, преобразования ситуации или выхода из нее; 5) ощущение необходимости принять ка кое-либо решение, хотя еще неизвестно, каким это решение будет.

В дополнение к определению М. Аргайль мы отмечаем следу ющие признаки психической адаптации: 1) уменьшение степеней свободы отдельных подсистем личности и нарастание генерали зованное личностного реагирования; 2) угнетение потребностей личности, не включенных в решение психологической проблемы; 3) заострение присущих личности черт и отношений к себе и окружающим людям; 4) мобилизация энергетических ресурсов личности, не используемых в обычных психологических ситуациях.

Психическая адаптация, как и физиологический адаптационный синдромом Г. Селье (21), имеет 3 стадии течения. На первой стадии отмечается тревога, растерянность, ажитация или полная бездеятельность, наплывы мыслей, которые сконцентрированы вокруг проблемной ситуации, психосоматические нарушения - потеря аппетита, сна и др. Эта стадия завершается включением механизмов психологической защиты, которые обеспечивают избирательную устойчивость к психологическим факторам, вызвавшим психическую дезадаптацию. При разрешении проблемной ситуации, психическая регуляция возвращается в привычное русло, при этом личность приобретает новый опыт поведения в подобных ситуациях и становится более адаптивной. Многие проблемные психологические ситуации бывают принципиально неразрешимыми (например, поте ря близкого человека и блокада потребности общения с ним), но тогда определенные психологические защиты устойчиво вплетаются в структуру личности и никак не изменяют ее, а, напротив, делают ее более устойчивой. Но если адаптивные ресурсы психики оказываются недостаточными, то на третьей стадии может происходить срыв психической адаптации.

С развитием дезадаптации человек утрачивает четкое осознание блокированной актуальной потребности. Иногда он может формально говорить о ней, но она не захватывает целостную систему личности. Так, например, невротик может рассуждать с вами о том, что ему необходимо "взять себя в руки", что он понимает картину своей болезни, только вот сегодня он неважно себя чувствует и ему необходимо отдохнуть. Или, например, алкоголик может сокрушаться о непоправимом вреде, который ему нанес алкоголь, но возвращаясь от психотерапевта домой, он обязательно найдется повод "выпить последний раз". За всеми подобными психологическими ситуациями стоит тяжелое нарушение психической адаптации, которое заключается в деформации потреб ностной сферы личности в результате нерешенной психологической проблемы. В свою очередь, психотерапевт в таких случаях встречается со специфическими (невротическими, алкогольными и т. п.) психологическими проблемами.

Наконец, еще два ключевых понятия – психическая адаптивность и психическая адаптированность.

Под психической адаптивностью понимается интегральное свойство личности, характеризующее ее стрессоустойчивость, способность противостоять срывам психической адаптации. Психическая адаптивность зависит от многих конституциональных, врожденных и приобретенных факторов, определяющих структуру личности. Адаптивность может снижаться в результате неуспешных адаптации: если состоявшаяся адаптация расширяет адаптационный потенциал человека, то несостоявшаяся адаптация этот потенциал сужает.

Поэтому вводится такое понятие как психическая адаптированность - состояние адаптивных систем человека, достигнутое в результате активного приспособления к пережитым и переживаемым проблемным психологическим ситуациям. По существу - это структура личности со всеми ее дисгармониями и разбалансиро- ванностью отдельных подсистем, выступающими как следствие несостоявшейся адаптации. Психическая адаптированность, в отличие от адаптивности, в значительной мере подвержена изменениям под влиянием условий внешней, особенно, социальной среды, а также вследствие психологической коррекции.

Речь идет о том, что человек может быть от природы наделен достаточно хорошими адаптивными способностями, но подавлен ными вследствие предшествующих неудачных адаптации. В таких случаях диапазон психической адаптивности может быть расширен в результате психологической коррекции. Когда мы говорим о том, что наша Методика предполагает коррекцию психической адаптивности, то имеем ввиду именно такое расширение ее диапазона.

Основное назначение Методики - это инструментальное обеспечение диагностики психологических проблем, которые находятся в стадии активного решения или остались неразрешенными. Первая группа проблем влечет человека по пути самосовершенствования и развития. Вторая - обременяет это развитие и препятствует пра вильному принятию решений в повседневных задачах. Разграничить эти проблемы может только сам специалист, а Методика является инструментом, помогающим ему увидеть то, что невозможно рассмотреть невооруженным глазом. В конечном счете, Методика по могает поставить психологический диагноз, независимо от того, яв ляется ли человек здоровым или больным в нозологическом плане.

Наиболее систематизированное представление о психологи ческом диагнозе содержится в трудах Л. С. Выготского (14). Л. С. Выготский выделял три уровня психологического диагноза.

Первый уровень - симптоматический или эмпирический - ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основе которых непосредственно строятся практические выводы. Второй уровень психологического диагноза учитывает не только наличие определенных особенностей и симптомов, но и причины их возникновения. Этот диагноз называется этиологи ческим. Высший уровень психологической диагностики, по Л. С. Вы готскому, - это типологический диагноз, заключающийся в опре делении места и значения полученных данных в целостной дина мической картине личности. Такой диагноз, по Л. С. Выготскому, неразрывно связан с прогнозом личностного развития.

Психическая адаптация осуществляется при помощи адаптивных психических процессов, на основе которых формируются ведущие стратегии поведения личности в проблемных ситуациях. Определение характера адаптивных психических процессов и стратегий личности по существу и составляет содержание первого уровня психологического диагноза, по Л. С. Выготскому.

В психологической литературе существуют понятия "психологические защиты личности" или "защитные механизмы психики", под которыми подразумевают процессы вытеснения, подавления, иден тификации, рационализации и др. Указанные процессы в нормальной психической деятельности направлены на адаптацию личности в проблемной психологической ситуации и предупреждение состояния психической дезадаптации. Так, например, решение психологической проблемы может быть отсрочено путем подавления и вытеснения конфликта. Временная дезактуализация целей личности иногда может быть совершенно адекватной, так как со временем ситуация может измениться в лучшую сторону, и цель адаптации в конечном итоге будет достигнута без заметной деформации личности. Или при помощи адаптивных психических процессов регрессии может актуализироваться опыт прежних адаптации личности. Возникающие в стрессе инфантильные реакции в ряде ситуаций могут воздейство вать на окружающую социальную микросреду и изменять в выигрышную для личности сторону условия адаптации. Кроме того, адаптивные психические процессы могут снижать психическое напряжение, что предупреждает развитие срыва психической адаптации и различных болезненных состояний. Ярким примером такого рода процессов является рационализация. При помощи рационализации человек не только снимает эмоциональную напряженность, мешающую принятию верного решения, но и корректирует потребности в соответствии с реальной ситуацией.

Адаптивные психические процессы следует отграничивать от аналогичных клинических феноменов, поддерживающих патологические состояния психики (неврозы, психосоматические заболева ния и др.). В таких случаях речь идет о нарушенной психической адаптации и снижении психической адаптивности за счет формирования устойчивых неадаптивных стратегий поведения, называемых в психоаналитической литературе патологическими защитами психики (24).

В содержание этиологического диагноза входит оценка привычных стратегий психической адаптации в различных проблемных ситуациях. Важно установить, какие факторы являются ведущими в возникновении личностных проблем. Таким образом, установление этиологии с позиции концепции психической адаптации представляет собой диагностику слабых звеньев в системе психической регуляции. Для этого используются как известные психодиагности ческие тесты, так и разработанная нами Методика. В качестве примера этиологического диагноза можно привести определение типа алкогольной зависимости при наличии у личности алкогольной проблемы (6).

Типологический диагноз определяется целостной оценкой адаптивных свойств личности. Категорией, определяющей прогноз личностного развития, является психическая адаптивность. Оценка адаптивности как устойчивого свойства личности и адаптированности как ее актуального состояния в совокупности составля ют исходную позицию психотерапевта не только относительно прогноза, но и тактики психотерапевтической работы с пациентом.

Таким образом, суть психологического диагноза заключается в распознавании типа психической адаптивности и состояния адаптированности с позиции близости личности к срыву процесса нормальной адаптации и перехода психической регуляции на качествен но иной уровень - на уровень психической дезадаптации. При этом в описание психологического статуса должен быть включен анализ адаптивных психических процессов и неадаптивных тактик и стратегий, используемых личностью в различных проблемных ситуациях. Установление такого диагноза должно вплотную подводить к решению второго вопроса - о наиболее перспективных точках приложения психотерапевтических усилий по отношению к конкретному пациенту.

В нашей практике клиенты, обратившиеся на прием в связи с неразрешенными психологическими проблемами при отсутствии явных признаков психической дезадаптации, подвергаются инди видуальной или групповой психологической коррекции, направленной на предупреждение психопатологических срывов. Цель пси хологической коррекции заключается в избавлении от нерациональных стратегий адаптации, за счет чего повышается психическая адаптированность. В данном случае Методика используется как инструмент самопознания для тестируемого.

По существу, это рациональный анализ адаптивных процессов, которые сознательно или подсознательно клиент использует нерационально, в ущерб успешной адаптации в условиях сложившейся конфликтной ситуации. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы дать возможность пациенту осознать неадекватность своих действий, понять роль неэффективных жизненных концепций, так, чтобы он мог самостоятельно овладеть ситуацией и решить свою психологическую проблему. Для того, чтобы "запус тить" продуктивные, но забытые адаптивные реакции, иногда мы прибегаем к стрессопсихотерапии. Не исключается медикаментозная поддержка для снижения избыточной эмоциональной напряженности. Адекватная ситуации тревога и внутренняя напряженность, по нашему мнению, являются необходимым компонентом нормального процесса психической адаптации. Все средства психотерапевта направлены на подталкивание пациента к самостоятельному решению проблемы за счет внутренних ресурсов психики, так как совершенствование позитивного опыта психической адаптации пациента, с нашей точки зрения, является главным фактором личностного роста.

Ощутимую помощь Методика оказывает в диагностике кризисных состояний, связанных со стрессовыми ситуациями. В силу своей проективности она дает возможность быстро установить контакт с клиентом, особенно в случаях, когда психологическая травма касается интимных сторон его жизни. По ряду критериев она позволяет с высокой долей вероятности предполагать возможность перехода от нормальной психической адаптации к де задаптации.

Методика успешно используется для семейной психологичес койконсультации и психотерапии. Ее преимущество заключается в том, что она позволяет познакомить членов семьи с их позициями по отношению друг к другу. Часто возникает необходимость продемонстрировать супругам неоднозначность их отношений к ребенку, показать родителям, как к ним на самом деле относится ребенок, проследить динамику этих отношений. Все это очень легко сделать при помощи нашей Методики.

Для проведения групповой психологической коррекции мы пользуемся разработанной нами программой тренинга психической адаптивности (12). Понимание психотерапевтом механизмов психической адаптации дает возможность полнее использовать влияние группы на развитие адаптивных психических способностей. Методика в данном случае применяется как для диагностики психической адаптивности, так и для контроля динамики состояний участников тренинга и группы в целом.

Для больных с нарушенной психической адаптацией могут использоваться и иные психотерапевтические подходы. При этом наша Методика может иметь следующее назначение.

Во-первых, она используется как способ подготовки пациента к терапии на основании углубленной диагностики психологических проблем. Известно, что мотивы для обращения за психотерапевтической помощью могут не соответствовать реальным психологическим проблемам клиентов. В частности, больные алкоголизмом часто идут на нейролингвистическую терапию из-за конфликтов в семье, на работе и т. д., сознательно преследуя цели социальной реабилитации. Тестирование помогает раскрыть для них истинную психологическую проблему. В результате терапия становится эффективнее, или же пациент отказывается от терапии.

Во-вторых, в процессе тестирования вскрываются патологи ческие защиты психики. В случае необходимости снятия этих защит методами рациональной позитивной психотерапии Методика предоставляет для пациента и психотерапевта наглядный иллюстративный материал.

В-третьих, компьютерный вариант Методики дает возможность дополнительного суггестивного воздействия на пациента. У людей определенного типа доверие к компьютерной технике выше, чем к авторитету психотерапевта. Дополнительная суггестия на подготовительном этапе также повышает эффективность самих психотерапевтических методов.

По существу, данную Методику можно использовать в сочетании с любыми другими методами индивидуальной и групповой психотерапии. Она дает редкую возможность отследить динамику психотерапевтического процесса и оценить его эффективность.

Резюмируя описание назначения Методики, следует подчеркнуть, что она является диагностическим инструментом психолога и психотерапевта, опосредующим контакт с клиентом. Методам беседы и наблюдения, широко применяемым в практике психологического консультирования, данная Методика задает определенный алгоритм, таким образом, беседа и наблюдение становятся формализованными. Являясь опосредующим звеном между клиентом и психологом, Методика способствует преодолению психологических защит и сопротивления клиента в ходе психотерапии. Истинные психологические проблемы, о которых клиент может не рассказать при непосредственной беседе, часто переносятся на персонажи, выявленные в ходе тестирования, и выражаются в содержании конструктов. В этом смысле наша Методика обладает всеми свойствами проективных тестов. Кроме того, в результате тестирования получаются качественные и количественные показатели, позволяющие обосновать психологический диагноз и выбрать адекватные пути психологической коррекции и психотерапии.

Как средство психологической коррекции и психотерапии, на ряду с функцией посредника между клиентом и психотерапевтом, Методика приобретает самостоятельную ценность, так как она дает клиенту материал для психологического самоанализа и саморегуляции.

Методика была апробирована на контингенте подростков в кризисной службе Санкт-Петербургского объединения "Детская психиатрия", в реабилитационной школе №33 Петроградского района г. Санкт-Петербурга и других учреждениях, На контингенте взрослых - в отделении неврозов Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Имеется также большой опыт применения Методики для диагностики и психотерапии больных с алкогольной зависимостью в хозрасчетном наркологическом центре Санкт- Петербурга.

 

 

Содержание | Вперед