SpyLOG

3. Процедура тестирования

Процедура тестирования включает в себя следующие этапы:

  1. планирование тестирования и настройка методики на со ответствующий режим;
  2. формирование списка персонажей по заданному репертуару;
  3. выявление конструктов;
  4. оценивание персонажей по выявленным конструктам.

Рассмотрим последовательно отдельные этапы, отмечая воз можные модификации процедуры в зависимости от варианта об следования (бланкового или компьютерного) и характера психологических проблем клиента.

3.1. Планирование тестирования и настройка методики на соответствующий режим

При планировании тестирования для соответствующей настрой ки системы необходимо определиться в следующих вопросах.

1. Для чего будет использоваться Методика? Возможные сферы применения Методики следующие:

  1. психологическое консультирование взрослых;
  2. психологическое консультирование подростков;
  3. профессиональное психологическое консультирование;
  4. психотерапия больных неврозами, психосоматическими за болеваниями, лиц с алкогольной и наркоманической зависимостью;
  5. семейное консультирование;
  6. сопровождение групп психологического тренинга;
  7. анализ системы отношений персонала предприятий;
  8. изучение и коррекция социально-перцептивных качеств руководителя.

В зависимости от цели обследования выбирается конкретный репертуар персонажей. Стандартный репертуар персонажей, чаще всего используемый при проведении обследования в целях психо логического консультирования и психотерапии, приводится при опи сании следующего этапа процедуры тестирования. Нестандартные репертуары персонажей, используемые при применении Методики в других целях, приводятся в соответствующих разделах главы 6.

В принципе, репертуар персонажей может быть любым. Психо лог-пользователь Методики может сформировать его самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей и проблем клиента.

При работе с группами (семейными, тренинговыми, произ водственными) стандартный репертуарный список может быть расширен до 30 персонажей. В этих случаях в него могут войти дополнительные персонажи: члены семьи, участники тренинговой группы, сотрудники производственного коллектива. Подробнее об этом будет сказано в соответствующих разделах главы 6.

2. Какой вариант тестирования предполагается использовать?

Возможны три варианта тестирования:

  1. компьютерный вариант;
  2. бланковое тестирование с последующей компьютерной об работкой данных;
  3. бланковое тестирование без последующей компьютерной обработки данных.

Возможности обработки и интерпретации тестовых данных в каждом варианте тестирования различны.

Бланковое тестирование с последующей компьютерной обработкой используется в тех случаях, когда отсутствует возможность работать с клиентом непосредственно за компьютером. В процедурном отношении этот вариант разделяется на два этапа. Первая встреча с клиентом ограничивается сбором информации. В ходе этой встречи не следует преждевременно обсуждать полученные данные, поскольку Ваше первоначальное представление о тестируемом может несколько измениться после их компьютерной обработки.

Готовясь к повторной встрече с клиентом, психолог анализирует результаты компьютерной обработки данных. Цель самой встречи - окончательная формулировка психологического диагноза (заключения), начало процесса психологической коррекции (психотерапии).

Следует иметь ввиду, что компьютерная обработка данных, полученных на бланке, несколько отличается от обработки данных, полученных при непосредственном тестировании на компьютере. Это обусловлено различием в структуре данных. При бланковом тестировании используется более грубая оценочная шкала по сравнению со шкалой Дембо-Рубинштейн, применяемой при тестировании на компьютере. Правда опыт показал, что это различие не столь существенно. Кроме этого, бланковое тестирование не позволяет учесть временные показатели.

В целом рассматриваемый вариант работы можно признать вполне приемлемым. В некоторых случаях (при необходимости проведения множества индивидуальных консультаций в каком-то учреждении, при работе с семьями на дому) он даже имеет преимущество перед компьютерным вариантом.

Вариантбланковоготестирования без последующей компьютер ной обработки данных наименее информативен в психодиагности ческом плане и ограничен в психокоррекционных и психотерапевти ческих возможностях. Однако и он вполне приемлем. При наличии навыка работы с Методикой материалы бланкового тестирования могут дать психологу много полезной информации, необходимой для понимания психологических проблем клиента.

Компьютерная программа требует соответствующей настройки при проведении первых двух вариантов тестирования. (См. "Руководство пользователя компьютерной программой"). Для бланкового тестирования разработан соответствующий протокол (Приложение 2).

3.2. Формирование списка персонажей

Стандартный репертуар основан на ролевых позициях личности Э. Берна (позиции "Я-Родитель", "Я-Взрослый" и "Я-Ребенок").

Данный репертуар ролевых позиций подходит для обследования большинства взрослых людей при самом широком круге психологических проблем. Он включает 9 персонажей. При формировании списка персонажей в соответствии со стандартным репертуаром, психолог использует несколько инструкций для клиента.

Первая инструкция, выявляющая позицию "Я-Ребенок", звучитсле- дующим образом: "Выберите, пожалуйста, из числа знакомых Вам людей трех человек, играющих для Вас роль родителя. Это могут быть как настоящие родители, так и люди, которые Вас опекают, наставляют, воспитывают". Имена или социальные роли этих пер сонажей записываются в соответствующие позиции Бланка фиксации результатов или вводятся непосредственно в компьютер под номера ми 1,2,3 (рис.3).

Затем обследуемому предлагается вторая инструкция: "Выберите, пожалуйста, из числа знакомых Вам людей трех человек, с которыми Вы общаетесь как взрослый со взрослым, то есть имеете партнерские отношения (на равных). Это могут быть жена или муж, друзья или коллеги по работе. Неважно, имеете ли Вы с ними дружеские отношения или отношения соперничества" .Имена этих персонажей записываются под номерами 4,5,6 (рис. 3).

Позиция "Я-Родитель" выявляется третьей инструкцией: "Те перь, из числа знакомых Вам людей выберите, пожалуйста, трех человек, играющих для Вас роль ребенка. Это могут быть Ваши собственные дети, дети родственников или знако мых и даже взрослые люди - главное, чтобы Вы испытывали к ним родительские чувства, потребность опекать и наставлять". Эти персонажи записываются под номерами 7, 8, 9 (рис. 3).

Кроме этого, список персонажей дополняется персонажами "Я- идеальное", "Я-реальное" и "Я-детское" (рис. 3). При этом клиенту даются следующие пояснения: ""Я-идеальное" -это тот человек, которым Вы хотели бы быть, достигнув полного совершенства. "Я-реальное" - это тот человек, которым Вы видите себя в на стоящее время. "Я-детское" - это Ваше настоящее представление о себе как о ребенке".

3.3. Выявление конструктов

Конструктом может быть любое слово или словосочетание. Он может быть выражен прилагательным ("Хороший - Плохой"), существительным ("Редиска - Солнышко") и другими частями речи ("Любит меня - Дерется, пьет"). Конструкт имеет два полюса. Левый по люс обозначает качество, которое обследуемый приписывает конк ретному персонажу репертуарного списка. Правый полюс - это понятие, противоположное данному качеству безотносительно к конкретному персонажу.

Существует несколько способов выявления конструктов. В боль шинстве случаев при сохранном вербальном интеллекте предпочти тельнее использовать способ триад. Сначала обследуемый работает с первой тройкой персонажей, выполняя следующую инструкцию психолога: "Найдите, пожалуйста, такое душевное качество или особенность отношения к людям, которое отличает первый персонаж от двух других". Предложенное качество психолог за писывает как левый полюс конструкта (рис. 4). Затем он просит об следуемого сформулировать понятие, противоположное данному качеству, и записывает его как правый полюс конструкта. После этого аналогичным образом второй персонаж сравнивается с пер вым и третьим, а третий - с первым и вторым. На этом выявление первой триады конструктов заканчивается.

Точно так же выявляются конструкты по отношению к персонажам второй и третьей триад (позиции "Я-Взрослый" и "Я-Родитель").

Последние 3 конструкта относятся к "Я" обследуемого и являются самооценочными. Для их выявления используются следующие вопросы. "Я-идеальное" - "Чего Вам не хватает для того, чтобы достичь своего идеала, быть совершенным? Что бы Вы попросили для себя у судьбы?". "Я-реальное" - "Назовите один из своих недостатков или одно из своих достоинств - в зависимости от того, что Вам легче назвать". "Я-детское" - "Вспомните, каким (какой) Вы были в детстве? Назовите одно из свойственных Вам детских качеств или состояний". Правый полюс этих конструктов, как и во всех других случаях, выявляется вопросом: "Как Вы назовете человека, не обладающего таким свойством, а имеющего противоположное качество?" (рис. 5). По завершении процедуры выявления конструктов рекомендуется еще раз уточнить их содержание, обсудив с клиентом общий список персонажей и конструктов. При необходимости в список персонажей и конструктов на данном этапе могут быть внесены изменения.

При выявлении конструктов методом триад подростки и клиенты с невысоким вербальным интеллектом могут испытывать затруднения. Этот факт сам по себе имеет диагностическое значение. Однако, в таких случаях не следует отказываться от проведения тестирования. Можно выявлять характеристики персонажей (конструкты) методом попарных сравнений или методом свободных ассоциаций.

Сформулируем некоторые общие требования, касающиеся процедуры выявления конструктов:

•  Прежде чем дать окончательную формулировку конструкту, психолог должен хорошо понять содержание, вкладываемое в него
клиентом. Для этого необходимо максимально использовать сво бодные ассоциации и высказывания клиента. Конструкт должен быть проницаемым не только для клиента, но и для психотерапевта. Пси хотерапевт должен хорошо понимать, какое отношение к персонажу
выражает клиент при помощи того или иного конструкта.

•  Конструкты часто бывают асимметричными по лингвистическому содержанию (то есть, не являются антонимами). Поэтому, если у клиента встречается, например, конструкт "Злой - Мягкий", не следует пытаться поправить его, предложив более правильный, с Вашей точки зрения, конструкт "Злой - Добрый". Клиент с большим успехом будет пользоваться собственной формулировкой выделенного им психологического качества.

•  Каждый конструкт имеет фокус применимости, специфичный для каждого обследуемого. Это значит, что один и тот же
конструкт клиенты могут использовать в разных значениях. Например, конструкт "Добрый - Недобрый" можно использовать и в смысле "Добрый - Жадный", и в смысле "Добрый - Злой". Если психотерапевту хорошо известен фокус применимости конструктов данного обследуемого, ему легче интерпретировать результаты тестирования.

•  Не следует стремиться к обобщенной формулировке конструкта, так как, обобщая конструкты за клиента, Вы обедняете информацию о нем на этапе интерпретации результатов.

•  Конструкты должны быть приемлемы для всех персонажей! Если у Вас возникает подозрение, что выявленный конструкт специфичен только для данного персонажа (например "Бизнесмен - Не бизнесмен"), попросите обследуемого "примерить" его ко всем другим персонажам списка. Если Ваше предположение подтвердилось и обследуемый будет испытывать затруднение, попросите его выбрать другое качество.

•  Конструкты не должны повторяться! При повторении каких-то конструктов следует поинтересоваться: "Вы имеете ввиду то же понятие, которое у нас уже встречалось? Если нет, то назовите его другими словами".

•  Если противоположный полюс конструкта выявить не удается, то по согласованию с клиентом в качестве правого полюса записывается тот же конструкт, но с приставкой "не".

Умение выявлять значимые для клиента конструкты (по способу их выражения, тембру голоса, сопроводительным жестам и мимике и др.) формируется по мере накопления опыта. Грамотно подобранный список персонажей и искусно выявленные конструкты - это залог успеха всей последующей работы с Методикой.

При бланковом обследовании персонажи и конструкты заносятся в Бланк фиксации результатов.

3.4. Оценивание персонажей по конструктам

Изданном этапе обследуемому предлагается оценить каждый персонаж по всем выявленным конструктам. Как при бланковом, так и при компьютерном обследовании процедура оценивания выпол няется самим клиентом. Обычно ему дается следующая инструкция:

"Итак, мы выяснили, какие качества присущи выделенным Вами персонажам. Теперь всех этих людей, включая Вас самих в ролях "Я-идеальное", "Я-реальное" и "Я-детское", необхо димо оценить по всем указанным качествам. Вы должны "примерить" все названные качества поочередно к каждому персонажу данного списка и дать ему по каждому качеству соответствующую оценку".

Дальнейшие шаги при бланковом и компьютерном вариантах обследования различаются.

При бланковом варианте клиенту выдается Бланк фиксации ре зультатов и поясняются правила его заполнения: "Начните спервого персонажа. Вы присвоили ему качество... Оцените его по всем оставшимся качествам. Если персонажу подходит характеристика, указанная слева, поставьте рядом оценку "+". Таким образом, первому персонажу по первому качеству мы должны поста вить "+". Примерьте к этому же персонажу второе, затем третье качество и т. д. Если Вы считаете, что данному персонажу бол fa me подходит характеристика, указанная справа, поставьте оценку "-". Оценки "+" и "-" не означают, хорошее это качество или плохое. Они указывают только на местоположение характеристики (слева или справа). В некоторых случаях Вам будет трудно отне сти персонаж к какому-либо полюсу, так как в человеке в равной степени (одинаково часто) могут проявляться оба качества - тог да поставьте оценку "О", что будет означать "нечто среднее". При оценивании ориентируйтесь на Ваше первое побуждение - чаще всего оно бывает наиболее верным. Помните, что Вы выражаете только свое отношение к этим людям, - они не обязательно долж ны быть такими на самом деле".

При переходе к оценке "Я-идеальное" дайте обследуемому следующее пояснение: ""Я-идеальное" - это тот человек, которым Вы хотели бы быть. Давайте себе такие оценки, ко торые бы Вы хотели получать от окружающих, наиболее значимых для Вас людей". При переходе к оценке "Я-реаль-ное" уместен следующий комментарий: "Ваши оценки должны отражать то, как Вы относитесь к себе сейчас". При оценивании "Я-детское" следует сказать: "Ваши оценки должны отражать Ваше настоящее представление о том, каким Вы были в детстве".

При работе на компьютере прежде чем перейти к процедуре оценивания необходимо убедиться, что клиент овладел интерфейсом, то есть умеет пользоваться клавиатурой, при необходимости следует провести обучение. Программой предусмотрена возможность предварительной тренировки.

В компьютерном варианте тестирования используется оценочная шкала Дембо-Рубинштейн. На этой шкале не задана размерность, а указаны лишь полюса отрезка ( рис. 6). В инструкции обследуемому дается следующее пояснение: "Левый край этого отрезка соответ ствует самой высокой степени выраженности обозначенного здесь качества. Правый край - это наибольшая степень выражен ности качества противоположного. Середина шкалы, обозначенная "О", отражает нечто среднее между качествами, указанными на краях шкалы. Передвигая стрелку, Вам необходимо найти то место на шкале, которое соответствует Вашей оценке персона жа по данному качеству. В затруднительных ситуациях Вы можете оставить стрелку посредине, но старайтесь делать это как можно реже. Ориентируйтесь при оценивании на свое первое побуждение - оно наиболее верное. Не задумывайтесь долго над оценками. Время оценивания фиксируется компьютером".

Так же как и при бланковом варианте обследования необходи мо внимательно проследить за работой клиента во время оценивания первого персонажа. Будьте готовы оказать клиенту помощь, успокоить его, если по каким-то причинам произошла ошибка или заминка. Знание о том, что время фиксируется компьютером, со здает большее напряжение, чем при тестировании на бланке. Особенно это сказывается при переходе к оценкам своего "Я".

Дополнительные особенности компьютерного обследования могут проявиться непосредственное процессе тестирования. При затруднениях в процедурных вопросах можно обратиться за помощью, которая предусмотрена в программе на любом шаге тестирования.

ВНИМАНИЕ! На этапе тестирования необходимо периодически убеждаться, что фокус применимости конструктов при оценке разных персонажей не сместился и не изменился. Для этого, особенно при оценивании первого персонажа, психологу необходимо участвовать в работе клиента, помогая ему своими комментария ми и вопросами. Например: "Вы помните, что это качество Вы обнаружили у бабушки. Оно подходит маме?.. А это - при надлежит Вашей подруге. Насколько мама в этом смысле похожа на подругу?" и т. п. Важно, чтобы в процессе оценивания тестируемый сохранял первоначальный личностно значимый для него смысл конструкта и не переходил к формальной его трактовке. Постепенно клиент может переходить к самостоятельной работе. Необходимость в помощи обычно возникает еще раз перед началом оценивания своего "Я", когда от психолога требуется напомнить, что такое "Я-идеальное", "Я-реальное" и "Я-детское".

 

Назад | Содержание | Вперед