SpyLOG

4. Основные психодиагностические данные

В настоящей главе описываются содержание и психодиагностическое значение (интерпретация) основных показателей.

Важно отметить, что психодиагностическая процедура Методики в значительной мере опирается на методы беседы и наблюдения. Обсуждению с клиентом полученных данных уделяется особое внимание. Обсуждение становится неотъемлемой частью процедуры тестирования и интерпретации результатов, позволяя получить дополнительную психодиагностическую информацию и более глубоко интерпретировать полученные данные. В дальнейшем метод беседы превращается в основное средство психоло гической коррекции и психотерапии.

Бланковый вариант методики, не предусматривающий последующую компьютерную обработку тестовых данных, вообще можно считать методом алгоритмизированной беседы. Следует отметить ряд преимуществ такого метода по сравнению с традиционными беседой и наблюдением:

•  четкий алгоритм облегчает контакт с клиентом, что особенно важно для начинающего психолога (психотерапевта);

•  процедура тестирования отвлекает клиента от проблем, которые привели его к психологу, и, тем самым, способствует снятию психологических защит и сопротивления в ходе психотерапии;

•  проективный характер тестовых данных, полученных с помощью непрямых вопросов, ускоряет получение необходимой психодиагностической информации и увеличивает ее достоверность;

•  наблюдение за клиентом в деятельности и в ходе взаимодействия с ним повышает информативность метода;

•  наличие протокола тестирования помогает психологу делать выводы и проводить психологическую коррекцию (психотерапию);

•  использование алгоритма способствует быстрому накоплению консультационного и психотерапевтического опыта.

При использовании компьютерного варианта Методики методы беседы и наблюдения приобретают еще большие преимущества.

Компьютер выполняет функцию посредника между психологом и клиентом. Это создает у клиента впечатление, что он избавлен от необходимости раскрывать психологу интимную информацию о себе. Задача клиента - отвечать на вопросы психолога для того, чтобы лучше понять результаты компьютерного тестирования. Таким образом, существенно облегчается беседа с клиентом, а данные наблюдения, опосредованные результатами компьютерного тестирования, оказываются более достоверными.

Протокол с результатами компьютерного тестирования содержит важную информацию. Полученная информация анализируется и обсуждается совместно с клиентом в целях постановки психологического диагноза и проведения психологической коррекции (психотерапии).

Обсуждение результатов компьютерного тестирования играет клю чевую роль в установлении контакта с клиентом и является началом психотерапевтического процесса, предполагающего сотрудничество. В этом процессе главная роль отводится клиенту, преодолевающему свою проблему. Психотерапевт только помогает ему своими знаниями, опытом, использованием специальной компьютерной технологии.

Дополнительные возможности, которые получает психолог (психотерапевт), использующий в работе нашу компьютерную Методику, касаются как удобств самого психолога, так и эффективности психо терапевтического процесса, и заключаются в следующем:

•  Компьютерная математическая обработка психодиагностических данных позволяет делать надежные психотерапевтические выводы о состоянии психической регуляции клиента, содержании его психологических проблем (часто неосознаваемых) и др.

•  Возможность сохранить результаты в памяти компьютера позволяет наглядно демонстрировать клиенту позитивное влияние психотерапии, научно обобщать и накапливать психотерапевтический опыт.

•  Результаты компьютерного тестирования могут использоваться для иллюстрации или подтверждения слов психолога. Авторитет компьютера помогает преодолевать психологические защиты (сопротивление) клиента, и может использоваться как средство суггестивного воздействия.

Технология использования беседы и наблюдения в процессе работы с Методикой помимо данной главы раскрывается при описании процедуры тестирования (Глава 2) и в примерах (Приложе ние 1). Но в целом такая технология постепенно формируется в процессе накопления индивидуального опыта работы с Методикой. Причем каждый психолог (психотерапевт) вносит в эту технологию свой индивидуальный стиль, и это вполне естественно. Ведь мы предлагаем не стандартизированный психологический тест, а многопро фильную методику исследования личности, которую каждый может приспособить для решения своих задач.

Методика направлена на исследование личности и, в частности, ее адаптивных характеристик. Она позволяет выявить актуальные психологические проблемы, признаки психической дезадаптации и осуществить рациональную психологическую коррекцию неэффективно протекающих процессов психической адаптации. Для этих целей психолог пользуется следующими психодиагностическими данными:

  1. Репертуарный список персонажей.
  2. Список выявленных констуктов.
  3. Группы конструктов.
  4. Основные свойства системы конструктов.
  5. Таблица оценок персонажей по конструктам.
  6. Факторы - обобщенные конструкты.
  7. Распределение персонажей на осях факторов.
  8. Временные характеристики.

4.1. Список персонажей

Определение. Перечень лиц, определенный психологом совместно с испытуемым, называется списком персонажей (рис. 7).

Психодиагностическое значение. В списке персонажей отражается круг общения клиента, нормативная референтная группа, иг рающая регулятивную роль в отношении его поведения. Затруднения в выборе персонажей, играющих те или иные социальные роли, свидетельствуют об определенных проблемах в общении. Социальные роли, которые обследуемый присваиваеттемили иным персонажам, часто позволяют сделать выводы о его положении в референтной группе (например, муж может оказаться в роли ребенка, жена или младшая сестра - в роли родителя и т. д.), позволяют судить о степени согласованности формальных (социальных) и неформальных (психологических) ролей персонажей.


Обсуждение. Задача обсуждения на этапе выявления персонажей состоит в получении дополнительной информации о значимых для обследуемого людях, попутное уточнение сведений анамнеза.

При наличии рассогласования формальных и неформальных ролей персонажей важно выяснить причины этого рассогласования.

Полезно уточнить, как в действительности проявляется детская, взрослая или родительская позиции во взаимодействии об следуемого с конкретным персонажем, отвечает ли этот человек соответствующими (комплементарными) реакциями, есть ли примеры взаимодействий с другими людьми по подобному сценарию. При обсуждении может выявится, что персонаж не понимает направленных на него реакций или ожидает от обследуемого другого отношения, что может быть причиной конфликта в отношениях как с данным персонажем, так и с другими реальными людьми.

4.2. Список выявленных конструктов

Определение. Под конструктом в контексте нашей Методики следует понимать вербализованное отношение тестируемого к персонажам репертуарного списка (рис. 7). В отличие от определения конструкта как идеи (Дж. Келли) мы ставим на первое место отношение самого тестируемого к этой своей "идее". Например, конструкт "слишком умный" может быть сформулирован клиен том с восхищением, иронией или обидой.

Психодиагностическое значение. В полученном списке конструктов отражаются особенности межперсональных отношений об следуемого, а также его отношения к самому себе.

Обсуждение. Главная цель обсуждения - понять содержание, ко торое обследуемый вкладывает в названные им конструкты: "Что Вы имеете ввиду, когда говорите, что человек обладает этим качеством?'. Полезно уточнить отношение обследуемого к полюсам названного им конструкта: "Является ли какой-нибудь полюс этого качества наибо лее привлекательным для Вас в человеке?'. Так как при этом большое значение имеют невербальные составляющие, психолог, не участвующий в выявлении конструктов и не обсуждавший их значение с клиентом, вряд ли может браться за интерпретацию данных. Интер претировать данные только по протоколам обследования без работы с реальным человеком можно лишь весьма приблизительно.

Таким образом, в процессе выявления конструктов ведется интенсивное наблюдение за обследуемым, осуществляющим в это время активную психическую деятельность. При минимальном вмешательстве в эту деятельность необходимо выявить наиболее значимые для обследуемого конструкты, чему во многом способствует сенситивность психолога.

4.3. Психодиагностическое значение групп конструктов

Конструкты, выявленные при использовании стандартного ре пертуара персонажей, образуют три группы.

Конструкты 1 -и группы

Определение. Сфера отношений Ребенок-Родитель описывается конструктами № 1, № 2, № 3, № 10 (рис. 7).

Психодиагностическое значение. Конструкты этой группы позволяют выявить влияние родительских установок на отношения клиента с людьми и его социальное поведение.

В "родительских" конструктах человека часто отражается то, чего ему (по его мнению) не хватает или не хватало в родительском воспитании, может звучать потребность в покровительстве со стороны указанных персонажей. Эти конструкты могут также выражать те качества, которыми обделен обследуемый..

При выявлении "родительских" конструктов могут вскрыться серьезные проблемы семейных взаимоотношений. На характеристику "родительских" персонажей наиболее часто влияют механизмы проекции (перенос собственных мыслей, чувств и внутренних переживание на других) и интроекции ( присвоение чужих переживаний себе) .

При сопоставлении конструкта №10 ("Я-идеальное") с другими конструктами этой группы могут выявиться рассогласования между притязаниями клиента на родительскую опеку и тем, что он имеет в реальности. Например, конструкт №10 - "Счастливый", конструкты №№1-3 - "Пьяница", "Зануда", "Больной". Подобное сочетание конструктов указывает на явный конфликт между тем, "Чего я хочу" и тем, "Что я имею".

Кроме того, сам по себе конструкт №10 может свидетельствовать об интернальности (тенденция человека брать ответственность за события своей жизни на себя) или экстернальности ( переносить ее на других: бога, судьбу и т. д.) обследуемого. Ответы: "Усидчивый", "Волевой", "Способный" и т. п., - говорят в пользу интернальности. Для экстернальных личностей характерны конструкты "Счастливый", "Богатый" и др. В конструкте №10 мо жет также выражается родительская установка, неосознанно принятая (усвоенная) обследуемым.

Обсуждение. При обсуждении могут быть заданы следующие вопросы: "Имеются ли лично у Вас те качества, которыми Вы ха рактеризуете родительские персонажи? Хотели ли бы Вы сами обладать такими качествами? Возможно, Вы наделили этими качествами родительские персонажи потому, что в реальных отношениях с родителями Вам всегда этого не хватало?" и т. п.

Конструкты 2-й группы

Определение. Сфера отношений Взрослый-Взрослый опи сывается конструктами №4, № 5, №6, № 11 (рис. 7).

Психодиагностическое значение. По содержанию этих конструктов можно судить об особенностях партнерских отношений обследуемого. Нередко в них отражается то, как обследуемый видит нормальные человеческие взаимоотношения и что в этих отношениях он ожидает от других людей. У лиц, склонных к проекциям, в этих конструктах могут отражаться не вполне осознаваемые качества собственной личности. Персонажам этой группы обследуемый может приписывать собственные актуальные потребности в эмоциональном и интеллектуальном общении. Иногда в этих конструктах выражаются притязания человека в области социальных достижений. Таким образом, при выявлении "взрослых" конструктов могут вскрываться причины проблем обследуемого в сфере общения.

Конструкт № 11 ("Я-реальное") в сопоставлении с другими кон структами данной группы позволяет выявить представление клиента о взаимодействии с окружающими через сравнение позиций "Я" и "Они". Эти взаимоотношения могут строиться по принципу дополнительности. Например, конструкт № 11 ("Я") - "Физически слабый", конструкты №4-6 ("Они") - "Ловкий", "Занимается спортом", "С ним интересно играть". Конкурентные отношения можно проиллюстрировать следующим примером: конструкт № 11 - "Упрямый", конструкты № 4-6 - "Постоит за себя", "Проныра", "Человек с характером". Определение характера этих отношений по могает понять механизмы социальной адаптации.

Кроме того, сама по себе самооценка личности ("Я-реальное") косвенно позволяет сделать вывод о недостаточной критичности или, наоборот, закомплексованности обследуемого, в зависимости от того, какие качества он приписывает себе. Если клиент более охотно называет свои достоинства, чем недостатки, или как недостаток приписывает себе социально одобряемое качество (например, говорит: "Есть у меня недостаток - я слишком скромный") - то это позволяет предположить недостаточно критичное отношение к себе.

Обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения могут быть следующими: "Согласны ли Вы с поговоркой: каков твой друг, таков и ты сам? Присутствуют ли данные качества у Вас? Как Вы относитесь к этим качествам? Насколько Вы удовлетворены отношениями с этим человеком? Эти люди действительно обладают данными качествами, или это выражение Вашего желания по отношению к ним?"

Конструкты 3-й группы

Определение. Сфера отношений Родитель-Ребенок описывается конструктами №7, №8, №9, № 12 (рис. 7).

Психодиагностическое значение. Эти конструкты отражают осо бенности отношения к тем людям, которых обследуемый воспринимает как нуждающихся в опеке, наставлениях и воспитании. Обычно эти конструкты подразумевают эмоциональное отношение (положительное или отрицательное) к выраженным в них человеческим качествам, то есть позволяют судить о приятии или неприятии клиентом определенных черт личности другого. Иногда в них проецируются собственные черты обследуемого, воспринимаемые им как нежелательные (внутренний конфликт), причем этот конфликт не всегда отчетливо осознается.

Сопоставление конструкта № 12 ("Я-детское") с конструктами № 7-9 дает возможность проникнуть в психологические проблемы раннего детства. Здесь могут проективно проявиться отношения к современному поколению детей, которые также поддаются рассмотрению с позиции "Я" и "Они". Например, конструкт № 12 - "Предоставлен сам себе", конструкты №7-9 - "Ласковый", "Ум ный", "Попрыгунья" - при таком сочетании можно предположить, что родитель замещает неудовлетворенность своим детством положительным отношением к собственным детям, а возможно, и гиперопекой.

Содержание конструкта №12 также может свидетельствовать о динамических сдвигах в личности (астении, апатоабулии и др.). Например, конструкт "Полный желаний - Апатичный" позволяет заподозрить апатоабулические симптомы. Конструкт "Беззаботный - Усталый" нередко встречается при неврозах.

Обсуждение. Для уточнения родительской позиции обследуемого, его отношения к собственному детству, особенностей его детского анамнеза можно задать примерно такие вопросы: "Это качество чаще присуще детям, или как дети, так и взрослые в равной степени могут обладать им? Может быть этого качества Вам самому недоставало в детстве или недостает сейчас? Как Вы относитесь к этим качествам? Что в них Вам нравится, а что нет?" и т. п.

4.4. Основные свойства системы конструктов

Если отдельные конструкты отражают отношение к опреде ленному персонажу, выраженное в словесной форме, то список конструктов в целом (систему конструктов) мы определяем как систему отношений клиента с референтной группой людей. При использовании нестандартных репертуарных списков персонажей структура системы конструктов изменяется. Основные свойства системы конструктов определяются по следующим признакам.

  Когнитивная сложность - Когнитивная простота

Определение. Преобладание конструктов, обладающих высокой степенью обобщенности, и, в то же время, тонко дифференцирующих психологические качества персонажей, использование нешаблонных понятий, которые обследуемый может подробно объяснить и приложить для оценки большинства персонажей, свидетельствует о когнитивной сложности системы конструктов. Отсутствие подобных конструктов говорит о ее простоте.

Психодиагностическое значение. Степень когнитивной сложности системы конструктов позволяет судить о социальном интеллекте и психологической проницательности обследуемого, косвенно характеризует его вербальный интеллект.

Разнообразие - Однообразие

Определение. Вариативность конструктов по вербальному вы ражению и эмоциональному значению.

Психодиагностическое значение. Степень разнообразия понятий, используемых для обозначения конструктов, позволяет судить о богатстве или бедности словарного запаса и особенностях словоупотребления (в конструктах реализуется сленг, профессиональный жаргон и т. д.). Если содержание конструктов обследуемый трактует очень однообразно, но оценки персонажей по ним существенно отличаются, это свидетельствует о том, что система реальных отношений обследуемого с окружающими людьми гораздо сложнее, чем ее осмысление на вербальном уровне. Пре обладание конструктов, выражающих определенное настроение, помогает диагностировать психическое состояние обследуемого.

Эмоциональность- Рациональность

Определение. Преобладание эмоциональных конструктов, отчетливо выражающих определенное отношение к человеку (типа "подлый", "нуждается в любви" и т. п.), характеризует систему конструктов как эмоциональную. Преобладание рациональных конструктов, отличающихся формальностью и бедностью эмоционального прояв ления (типа "сильный-слабый", "начитанный-безграмотный" и т. п.), характеризует систему конструктов как рациональную.

Психодиагностическое значение. Оценка системы конструктов с позиции эмоциональности-рациональности позволяет установить соотношение интеллектуальной и эмоциональной сфер клиента (циклотимию - шизотимию). В некоторых случаях избыточная рациональность может быть связана с включением психологических защит (страх обсуждения психологической проблемы или ее вытеснение). Избыточная эмоциональность конструктов чаще связана с проекцией собственной эмоциональности клиента. Использование эмоциональных конструктов для характеристики лишь отдельных персонажей может свидетельствовать об эмоциональной напряженности в отношениях с ними.

Эго-направленность

Определение. Преобладание конструктов, свидетельствующих об отношении персонажей к обследуемому (типа "любит меня - ненавидит меня" и т. п.), отражает высокую эго-направленность системы конструктов. При низкой эго-направленности прослежи вается тенденция давать "объективную" оценку персонажам с по- зицииг "Какой он есть на самом деле?" - или с позиции референ тной группы: "Каким его считают".

Психодиагностическое значение. Высокая эго-направленность подчеркивает эгоцентрические черты личности обследуемого. Низкая - ориентированность в оценках на свой рациональный опыт (рационализм) или на мнение окружающих (конформизм). Эгоцентрическая позиция во взаимодействии с окружающими существенно снижает эффективность общения и возможность установления доверительных, дружеских отношений. Осознание собственной эгоцентрической позиции может служить отправным моментом для психотерапии.

Идеомоторность

Определение. Идеаторными мы называем конструкты, сфор мулированные в виде понятий или идей (например "Авторитетный-Неавторитетный"). Моторные конструкты отражают действие или поведение (например: "Быстрее всех бегает", "Дерется" и т. п.). Промежуточное положение занимают эмоциональные конструкты (типа "Ласковый-Грубый").

Психодиагностическое значение. Преобладание моторных кон структов над эмоциональными и идеаторными у подростков часто наблюдается при задержке психического развития. У взрослых моторные конструкты встречаются редко и обычно свидетельствуют об особенностях эмоционально-волевой сферы (человек сначала делает, а потом думает), в некоторых случаях это может быть признаком психического инфантилизма.


В процессе компьютерной обработки данных тестирования вычисляются коэффициенты корреляции между оценками отдельных персонажей по всем конструктам. Затем строится корреляционная матрица, в которой величина взаимосвязи между конструктами отображается в виде коэффициентов корреляции (рис. 8). Абсолютная величина коэффициента корреляции, принимающая значение от 0 до 1, является статистической мерой связанности конструктов.

Сопоставление корреляций между конструктами у многочисленных клиентов позволили нам сформулировать дополнительные свойства системы конструктов, имеющие психодиагностическое значение.

Рыхлость - жесткость системы конструктов

Определение. Рыхлой считается система, в которой мало ста тистически значимых связей между конструктами. Жесткой считается система, в которой много статистически значимых связей между конструктами. (по нашему опыту, у большинства обследуемых значимыми можно считать коэффициенты корреляции, превышающие 0,3. Если менее 20% всех свя зей превышают данный порог, то система конструктов считается рыхлой. Если более 50% корреляций превышает порог значимости, то система считается жесткой. В норме, при спокойном эмоциональном состоянии, доля значимых корреляций колеблется от 25 до 35%).

Психодиагностическое значение. Система отношений человека является целостной, и это находит отражение в корреляционных связях между конструктами. Если относительное число значимых связей невелико (<20%), можно сделать вывод о нарушении целостности (о рыхлости) системы отношений. Такая организация системы конструктов затрудняет интерпретацию внешнего мира, прогноз поведения других людей и собственных взаимоотношений с ними. Рыхлая система конструктов наблюдается при неврозах, шизофрении и других формах психической дезадаптации.

Жесткая система конструктов обуславливает чрезмерную ка тегоричность в оценках людей и в интерпретации внешнего мира. Такая организация конструктов не позволяет быть достаточно объективным и гибким при объяснении тех или иных поступков окружающих.

Это приводит к ухудшению контактов и повышает вероятность возникновения конфликтов.

Жесткость системы конструктов увеличивается по мере нарас тания психической напряженности в состоянии острого стресса, вызванного проблемной психологической ситуацией. При включении в процесс адаптации механизмов психологической защиты жесткость системы конструктов снижается.

Иногда рыхлость или жесткость системы конструктов может быть признаком низкой валидности проведенного исследования. Возможно, тестируемый неправильно понял инструкцию или осуществлял оценивание персонажей с какой-либо своей установкой.

Сильно связанные конструкты

Определение. Встречаются пары конструктов, сильная статис тически связь между которыми заставляет предположить, что оценки персонажей по этим конструктам практически совпадают. Вероятно, содержание этих конструктов в представлении тестируемого совпадает, хотя и обозначается им разными словами. Такие пары конструктов мы называем сильно связанными (по нашим данным, сильно связанными конструктами следует считать пары конструктов, имеющие коэффициент корреляции больше 0,8). (рис. 8).

Психодиагностическое значение. В сильно связанных конструктах, как правило, отражаются устойчивые позиции, установки или представления клиента, которые он может и не осознавать. При обсуждении сильно связанных пар конструктов чаще всего удается понять психологические причины существования данной связи. Например, у клиентки с алкогольной зависимостью обнаружилось, что конструкт "Зависимый" сильно коррелирует с конструктом "Необласканный". Обсуждение этой связи позволило проинтерпретировать психологические механизмы ее алкоголизации, которые она не осознавала до психологического тестирования. Связь конструкта "Умный" с конструктом "Подлый", выявленная у подростка, оказалась признаком его социальной дезадаптации. Во взаимоотношениях со сверстниками ему часто доставалось именно от "умных" ребят. Подробнее об интерпретации этого показателя, а также всех последующих можно будет узнать в процессе знакомства с примерами (Приложение 1).

Обсуждение. Для понимания психологических механизмов воз никновения сильных корреляций между конструктами необходимо задать клиенту уточняющие вопросы. Например: "Почему данные качества (характеристики) должны сочетаться в человеке? Что, по Вашему мнению, может объединять эти характеристики?" и т. п.

4.5. Таблица оценок персонажей по конструктам

Определение. Таблица, содержащая оценки каждого персонажа по всем конструктам (заполненная репертуарная решетка), представ ляет собой исходные данные для последующей математической об работки (рис. 9).

Психодиагностическое значение. При визуальном изучении таблицы иногда можно отметить категоричность или повышенную осторожность в оценках некоторых персонажей или самооценках. В первом случае значения оценок находятся преимущественно на краях оценочной шкалы (1 или -1), во втором - близки к ее середине (0). Тенденция к средним (нулевым) оценкам может свиде тельствовать о слабой способности дифференцировать людей по каким-либо признакам и низкой психологической проницательности клиента.

Большое значение при визуальном анализе таблицы придается сопоставлению самооценок ("Я-реальное", "Я-идеальное", "Я-детское"), выявлению причин их возможного рассогласования. Иногда в процессе такого сопоставления проявляется довольно драматичная картина, указывающая на наличие определенных внутренних проблем или конфликтов. Это может быть связано с неприятием каких-либо черт "Я-реального" или "Я-детского" (при сильном отличии оценок "Я- идеального" по соответствующим конструктам), ощущением невозможности реализовать свое идеальное "Я" (при сильном рассогласовании оценок "Я-реального" и "Я-идеального"). В таблице могут более наглядно проявиться динамические сдвиги личности, выявиться детские проблемы и т. д.

Сравнивая попарно оценки "Я-реального" и "Я-идеального" с оценками других персонажей, можно выявить людей, с которыми обследуемый явно отождествляет (или противопоставляет) себя или свой идеальный образ.

В целом, данная таблица позволяет еще глубже понять положение обследуемого и особенности его взаимоотношений в референтной группе (см. пунктЗ.1.).

Обсуждение. Уточняющие вопросы в данном случае могут выг лядеть следующим образом: "Бы давали персонажам довольно категоричные оценки. Вы действительно человек категоричный, или это делалось "под настроение"? Можно ли сказать, что Вы всегда проявляете осторожность в оценке других людей? Почему Вы так нерешительно оценивали себя?" и т. п.

Важно обсудить те персонажи, оценки которых сильно отличаются от самооценки клиента или очень сходны с ней: "Этот человек очень не похож(похож) на Вас ("Я-реальное"). Этот человек в большой степени соответствует (не соответствует) Вашему идеалу ("Я- идеальное"). Как Вы к нему относитесь ? Какие отношения существуют между Вами? Насколько Вы удовлетворены этими отношениями? Часто бывает, что человек приписывает другим свои чувства, особенности или проблемы. Подумайте, не произошло ли это с Вами в данном случае?" и др.

Специально обсуждается расхождение "Я-реального" и "Я-идеального" по отдельным конструктам: "Данные качества "Я-реально го" не соответствуют Вашему идеалу. Как Вы к этому относитесь? Насколько достижимой Вам кажется эта цель?" и др.

 

4.6. Факторы (обобщенные конструкты)

Термин "факторы" употребляется в разных значениях. Часто по нятие фактор используется психологами для обозначения некоторой причины. Например, неблагополучные роды являются фактором риска возникновения отклонений в психическом развитии ребенка. Другое понимание фактора мы находим в модели личности Р. Кеттелла, где фактор представляется как совокупность устойчиво связанных свойств личности. В этом втором значении понятием "фактор" будем пользоваться и мы. Факторы, выделенные Р. Кеттеллом в результате факторного анализа психологических признаков, являются универсальными, общими для всех людей. В этом смысле их можно назвать "общечеловеческими факторами". Факторы, выделяемые методом факторного анализа результатов заполнения нашей Методики, сугубо индивидуальны и имеют психологический смысл только для обследованного человека. Они представляют собой некий образ или "гештальт" - комплекс вербальных характеристик. На полюсах факторов располагаются конструкты обследуемого, которые в совокупности образуют для него некий новый, обобщенный конструкт, подобный факторам второго порядка Р. Кеттелла. По своему психологическому содержанию факторы, как правило, отражают индивидуальные жизненные позиции или представления обследуемого, которые влияют на его поведение и взаимоотношения с другими людьми. Правильно ин терпретировать выраженную в факторе позицию может только сам клиент, опираясь, если это необходимо, на помощь психолога.

Величина фактора

Определение. Это мера информативности фактора. Наибольшую величину имеют первые факторы, поэтому в нашей Методике мы выбрали для интерпретации три первых фактора (рис. 8).

Психодиагностическое значение. Факторы с наибольшей величиной отражают преобладающие позиции обследуемого, проявляющиеся в отношениях с окружающими. Чем меньше величина фактора, тем больше вероятность того, что представленная в нем позиция не осознается обследуемым.

Обсуждение. Обычно вес фактора обсуждается с клиентом в том случае, если он задает вопрос психологу: "А что обозначает эта цифра?" Такой вопрос свидетельствует о педантичности и настороженности обследуемого.

Если в психотерапевтических целях обсуждать содержание какого-либо фактора нецелесообразно, можно объяснить клиенту, что данный фактор не стоит интерпретировать, потому что его величина очень мала и он может оказаться случайным.

Факторный вес

Определение. Фактор объединяет в некоторую систему связанные между собой конструкты и является поэтому обобщенной характеристикой. Полюса фактора содержат вербальные обозначения включенных в него конструктов. Каждый конструкт в факторе имеет определенную величину, называемую факторным весом. Факторный вес отражает вклад отдельных конструктов в содержание данного фактора. Поэтому главную роль в факторе играют конструкты с наибольшим весом. Для описания одного фактора, как правило, достаточно 3-5 конструктов (рис. 10).

Психодиагностическое значение. Конструкт с наибольшим факторным весом играет ведущую роль в жизненной позиции обследуемого, представленной данным фактором.

Обсуждение. Обсуждение веса того или иного конструкта иногда помогает обследуемому осознать обобщенный смысл фактора, выра женные в нем представления. При затруднениях в интерпретации фак тора обследуемому можно сказать: "Обратите внимание, что вот эта характеристика наиболее значима в данной совокупности качеств, потому что она имеет самый большой вес" или "Этому качеству мож но не придавать особенного значения - его вес незначительный."

Сбалансированность конструктов в факторе

Определение. При сбалансированном факторе конструкты, расположенные на его полюсах, логически связаны между собой, а содержание фактора в целом воспринимается как непротиворечивое и психологически понятное.

Например, один полюс фактора описывается конструктами "Добрый", "Порядочный", "Умный", "Веселый", а другой - противоположными качествами: "Жестокий", "Непорядочный", "Глупый", "Ничего не радует". Подобное сочетание характеристик не воспринимается как противоречивое. Вероятно, Вы без труда сможете вспомнить знакомых людей, обладающих свойствами одного и другого полюсов фактора. Такой фактор можно назвать сбалансированным. При оценке сбалансированности фактора главным экспертом выступает психолог.

 

 

Другой пример. Один полюс фактора описывается конструктами "Порядочный", "Пьющий", "Трудяга", а другой - противоположными качествами: "Негодяй", "Непьющий", "Лентяй". Содержание полюсов данного фактора может вызывать сомнения. До вольно трудно полагаться на порядочность и трудолюбие пьяницы. Врядли логически обосновано и содержание противоположного полюса, отражающее представление о том, что непьющие люди -негодяи и лентяи. Подобного рода факторы следует считать разбалансированными, но для психотерапевта они могут нести совершенно определенный смысл. Так, в нашем примере разбалан- сированный фактор раскрывает механизмы психологической защиты клиента, который пытается оправдать пьянство положительными социальными качествами.

Психодиагностическое значение. Психологический анализ и ин терпретация выделенных факторов позволяет понять некоторые жиз ненные позиции, установки обследуемого, его взгляды на себя и окружающий мир. Часто во время такой работы вскрываются причины или уточняется содержание психологических проблем человека.

Прежде всего, в диагностических целях выясняется, насколько обследуемому понятны сочетания вербальных характеристик (конструктов), представленные на полюсах факторов. Если обсле дуемый видит определенный смысл в полученном сочетании конструктов, оно не представляется ему противоречивым, и он может обозначить это сочетание каким-либо обобщающим понятием, то анализ психологического содержания данного фактора не вызывает у него затруднений. Клиент довольно быстро осознает содержание представленной жизненой позиции, ее проявления в отношениях к другим и представлениях о самом себе.

Если сочетание характеристик на полюсах фактора представляется клиенту нелогичным, а Вы уверены, что он добросовестно и правильно выполнял тестирование, и предполагаете, что подобное содержание фактора может иметь для него определенный смысл, логично допустить, что в данном случае Вы столкнулись с неосознаваемыми психологическими защитами и сопротивлением клиента. Можно вернуться к обсуждению этого фактора через некоторое время. Часто "авторитет" компьютера способствует преодолению сопротивления и помогает осознать содержание фактора, который первоначально казался клиенту нелогичным и лишенным смысла.

Так как факторный анализ позволяет выявить и неосознаваемые жизненные установки человека, обсуждение значений второго и третьего факторов должно сопровождаться одновременным поиском причин, по которым обследуемый может избегать их осознавания.

Если содержание полюсов фактора отчетливо противоречит отношению клиента к тем персонажам, которые по результатам факторного анализа должны обладать группой качеств, указанной на соответствующем полюсе (см. пункт 3.7.), то результат следует признать случайными.

В психологическом содержании факторов могут отражаться раз личные позиции обследуемого (позиция Родителя, Взрослого или Ребенка). В 1-м факторе чаще всего представлена рациональная родительская позиция клиента (т. е. большинство конструктов, об разующих этот фактор, являются характеристиками детских персонажей). В других факторах клиент может проявить эмоциональную позицию ребенка и позицию взрослого. Таким образом удается понять, какую систему представлений человек начинает использовать для интерпретации внешнего мира, находясь в роли Родителя, Взрослого или Ребенка.

Иногда в содержании факторов отражаются определенные пси хические состояния (депрессия, дисфория, благодушие и др.).

Обсуждение. Уточняющие вопросы в данном случае могут звучать примерно так: "В сочетании этих характеристик выражена какая-то Ваша позиция в отношениях с людьми, какая-то точка зрения или взгляд на людей, характерные для Вас, возможно, в определен ном душевном состоянии. Попытайтесь определить, что могут означать все эти характеристики вместе взятые (указывается на один из полюсов фактора)? Попробуйте назвать это сочетание качеств ка ким-либо одним словом или словосочетанием."

При наличии в факторе признаков разбалансированности следует задать вопрос: "Не видите ли Вы противоречий в таком сочета нии характеристик? Каким образом в человеке могут сочетаться данные качества?" При этом можно указать на конструкты, которые, с Вашей точки зрения, противоречат друг другу.

4.7. Распределение персонажей по осям факторов

Факторный анализ позволяет определить место каждого персонажа на оси между полюсами фактора. В результате данной процедуры все персонажи распределяются на оси фактора в зависимости от выраженности у них соответствующего набора качеств. Ближе к полюсам располагаются те персонажи, которым в наибольшей степени свойственны характеристики данного полюса (рис. 10).

Асимметричное распределение

Определение. Персонажи располагаются преимущественно на одном полюсе фактора. Тестируемый приписывает всем персонажам качества (конструкты), расположенные на этом полюсе.

Психодиагностическое значение. Отношение обследуемого к тому полюсу фактора, на котором располагаются все персонажи, позволяет сделать вывод о его отношении к референтной группе в целом.

Нормальное распределение

Определение. Персонажи относительно равномерно располагаются на оси фактора.

Психодиагностическое значение. Анализ распределения персонажей на оси фактора позволяет выяснить, с кем из них обследуемый идентифицирует себя или кому себя противопоставляет, предположить наличие конфликтных отношений с конкретными персонажами. Взаимное расположение "Я-идеапьного", "Я-реального" и "Я-детского" отражает особенности самооценки клиента.

Обсуждение. Вопросы, которые задаются обследуемому на этом этапе обсуждения результатов, могут быть следующими: "Вы согласны, что этим персонажам в первую очередь присущи характеристи ки данного полюса ?... Чувствуете ли Вы сходство с этими людьми по данным качествам? Вы действительно так не похожи на этих людей? (В зависимости от того, на каком полюсе располагается "Я-реаль- ное"). Как Вы к этому относитесь (Что Вы чувствуете по этому пово ду)?... Вы согласны, что Вашему реальному "Я" присущи качества, расположенные на этом полюсе? По какому из названных качеств Вы бы особенно хотели измениться, чтобы приблизиться к "Я-идеальному"? (В случае большого расстояния между "Я-реальным" и "Я- идеальным")... Вы согласны, что в детстве Вы обладали именно такими качествами? В каких Ваших поступках эти качества проявлялись?' и т. п.


4.8. Временные характеристики

В ходе тестирования фиксируются три временных показателя:

  1. Общая продолжительность процедуры оценивания персонажей.
  2. Время, затраченное на оценивание отдельных персонажей по всем конструктам.
  3. Время, затраченное на оценивание всех персонажей по каждому конструкту.

Психодиагностическое значение. Общая продолжительность процедуры оценивания персонажей по конструктам отражает свойства темперамента или состояние обследуемого во время тестирования. Например, необычно медленный темп работы может свидетельствовать о заторможенности, депрессии.

Динамика времени оценивания отдельных персонажей отражает изменения умственной работоспособности (рис. 11). При недостаточной обученности клиента работе с клавиатурой компьютера эта кривая будет характеризовать его психомоторную обучаемость. Больше всего времени у этих обследуемых уходит на оценку первых персонажей. При резком увеличении времени оценивания отдельных персонажей можно предположить особую эмоциональную значимость этих персонажей для клиента или наличие конфликтных отношений с ними.

Значительное увеличение времени оценивания персонажей по отдельным конструктам обычно свидетельствует о степени психо логической сложности или эмоциональной значимости конкретного конструкта для обследуемого.

Обсуждение. В ходе обсуждения обследуемому задаются вопросы, позволяющие уточнить субъективные причины выявленных временных задержек. Например: "На оценку этого персонажа у Вас ушло больше всего времени. Что Вы думаете по этому поводу? Возможно, это обусловлено особенностями Ваших взаимоот ношений с этим человеком?... На оценивание персонажей поданному качеству (конструкту) Вы потратили больше всего времени. Насколько это качество значимо для Вас в характере человека, в отношениях между людьми?

По каким признакам Вы обычно судите о наличии этого качества у человека? Возможно, Вам сложно оценивать выраженность данного свойства у других людей?" и т. п.

Обсуждение психодиагностического значения описанных показателей с клиентом позволяет получить достаточно информации для уточнения его психологической проблематики и проведения психологической коррекции в рамках когнитивной психотерапии.

Подробная схема обсуждения наиболее важных показателей, составленная на основе информации, изложенной в данной главе, приведена в "Компьютерной интерпретации результатов", которая в виде распечатки может быть получена после тестирования (Прило жение 3). На этапе освоения Методики при недостаточном опыте консультационной и терапевтической работы допустимо ограничиться анализом "Компьютерной интерпретации результатов", который проводится совместно с клиентом. В ходе такого анализа психолог может:

1) дополнительно пояснить выводы, которые приведены в разделе "Общая характеристика системы представлений" (Приложе ние 3) и отражают особенности взаимоотношений клиента с другими людьми;

2) обсудить с обследуемым вопросы (напечатаны жирным шрифтом в Приложениии 3), сформулированные в контексте полученных результатов, в целях осознания и, возможно, последующей коррекции определенных представлений (личностных позиций, жестких установок в общении и др.). При этом можно воспользоваться цветными графическими представлениями результатов, которые доступны только на экране компьютера и не приводятся в распечатке;

3) предложить обследуемому подвести итог обсуждения, сфор мулировав возможные выводы. Это позволит клиенту закрепить осознание себя и своего поведения во взаимодействии, достигнутое в ходе консультации.

Для развернутого психологического заключения ("диагноза") с позиции нашей концепции психической адаптации (Глава 1) необходим дополнительный эвристический анализ полученной психодиагностической информации (Глава 4).

Консультационная схема, предложенная в "Компьютерной ин терпретации результатов", может быть использована при проведении индивидуальной или семейной психотерапии (психологи ческой консультации).

В случае применения Методики для решения иных практических задач (например, в области профконсультирования, управленческого консультирования, при сопровождени тренинговых групп и др.) распечатывать следует только результаты тестирования: количественное и графическое представление основных психодиагностических показателей (Приложение 4). Схему обсуждения полученных результатов, направленную на достижение стоящих перед Вами в данном случае целей, Вы сможете разработать самостоятельно, опираясь на информацию, изложенную в данной Главе, а также в Главе 6.

Назад | Содержание | Вперед