SpyLOG

5. Развернутое психологическое заключение

Развернутое психологическое заключение ("диагноз") основывается на оценке нескольких составляющих.

1. Уровень общего психического развития

Оценить уровень психического развития обследуемого важно по той причине, что без учета этого показателя трудно понять, почему данное психическое переживание так актуально для человека, почему данная ситуация превратилась для него в проблемную. Психологическая ситуация умственно отсталого человека может быть так же сложна, как и у интеллектуала, только проблемы у них будут возникать под влиянием разных событий. Проблемы лиц со сниженным уровнем развития могут быть совершенно неожиданными для окружающих (педагогов, психологов, родителей).

2. Личностные особенности

Субъективное переживание проблемной ситуации зависит от характерологических особенностей человека. То, что полной энергии гипертимной личности дается легко, для психастеника может составить серьезную психологическую проблему. И, наоборот, гипертимная личность, вынужденная вести образ жизни психастеника, столкнется со сложной для нее задачей. Таким образом, для того, чтобы понять, насколько серьезна психологическая проблема клиента, необходимо учитывать особенности его темперамента и характера.

3. Характер и содержание психологической проблемы

По характеру психологическая проблема может быть ситуационной (обусловленной реальной сложной психологической ситуацией) или личностной (проистекать из особенностей личности и ее ограниченных возможностей). Содержание психологических проблем бывает самым разнообразным (семейные, сексуальные, возрастные проблемы, проблемы воспитания, образования и т. д.). Важно подчеркнуть, что проблема, по поводу которой клиент обращается к психологу, по характеру и содержанию часто не совпадает с его реальной проблемой (примеры Приложения 1). Выявление реальной психологической проблемы клиента, по существу, совпадает с понятием нозологического диагноза по Л. С. Выготскому.

4. Позиция клиента по отношению к проблеме.

В данном случае позиция - это стратегическое отношение клиента к проблеме (ведущая стратегия его психической адаптации (Глава 1)). Эта позиция влияет на восприимчивость клиента к психотерапевтическому воздействию и выбор психотерапевтических средств психологом.

Активная позиция по отношению к проблеме подразумевает осознание проблемы и поиск выхода из существующей ситуации. Если человек не вполне осознает характер и содержание проблемы, но пытается найти выход, его активность может носить неце ленаправленный характер и быть неэффективной. В таких случаях человек проявляет высокую готовность к принятию психологичес кой помощи. В свою очередь, действующие на подсознательном уровне психологические защиты будут снижать психотерапевти ческую восприимчивость клиента.

Наконец, позиция клиента может быть сознательно пассивной, если он не хочет расставаться со своей проблемой.

5. Адаптационный потенциал личности

Адаптационный потенциал личности связан со всеми предыдущими показателями (уровнем психического развития, типом личности, характером и содержанием психологических проблем, позицией клиента по отношению к проблеме) и является наиболее интегральной составляющей психологического заключения. Адаптационный потенциал считается высоким, если человек способен решать психологические проблемы и находить выход из проблем ной ситуации, приобретая новый социальный опыт и развивая собственную личность. При низком адаптационном потенциале проблемные ситуации часто разрешаются неблагоприятно для личности, в результате чего накапливается негативный опыт адаптации и ухудшается психическая адаптированность.

Рассмотрим, на основании каких психодиагностических данных делается заключение по указанным составляющим психологического диагноза.

5.1. Оценка уровня общего психического развития

Наряду с анамнестическими сведениями (жизненный путь, об разование, род занятий и т. п.) и данными наблюдения, низкий уровень психического развития помогают выявить следующие пси ходиагностические результаты.

При низком уровне психического развития обследуемый испытывает затруднения в формировании списка персонажей. В крайних случаях из числа знакомых людей клиент может назвать только маму и папу. Очень ограниченный круг общения может стать препятствием для тестирования.

Этап выявления конструктов также вызывает трудности. Конструкты отличаются когнитивной простотой и однообразием, высока доля моторных конструктов (в норме у взрослых может встретиться 1-2, у подростков - 3-4 моторных конструкта).

По данным корреляционного анализа обнаруживается высокий процент сильно связанных конструктов (больше трех пар) при относительно рыхлой системе конструктов в целом.

В факторах прослеживается разбалансированность системы конструктов. При обсуждении выявляется неверная трактовка об щепринятых понятий, низкий вербальный интеллект.

Дополнительное обследование интеллекта (тест Векслера, тест Равена) позволяет уточнить характер интеллектуальных наруше ний.

5.2. Диагностика личностных особенностей

Психологические проблемы могут быть связаны с такими личностными особенностями как выраженные акцентуации характера, психопатические черты, изменения личности, вызванные различными заболеваниями (шизофренией, эпилепсией).

При формировании списка персонажей у обследуемых с указанными личностными особенностями наблюдается выраженная из бирательность в выборе персонажей. Иногда они сопротивляются включению в список людей, формально играющих определенные социальные роли (отца, матери, жены, детей и т. д.). Обычно это свидетельствует о конфликте с данными лицами.

Предположить наличие выраженных личностных особенностей, затрудняющих адаптацию человека, можно и по содержанию конкретного списка конструктов.

Количество эмоциональных и рациональных конструктов во многом связано с типом высшей нервной деятельности, и отражает соотношение эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

Высокая эго-направленность конструктов часто встречается у эгоцентричных и демонстративных личностей, склонных предъявлять повышенные требования к окружающим и видеть в них источник своих проблем.

В целом, многие психодиагностические показатели, описанные в предыдущей главе, позволяют получить дополнительную ин формацию о личности обследуемого, но это зависит от контекста конкретной консультационной ситуации.

5.3. Выявление характера и содержания психологической проблемы

О наличии психологической проблемы свидетельствуют следующие признаки, описанные нами в 1-й главе: 1) блокада жизненно важной потребности; 2) высокая степень психической напряженности; 3) включение в психическую адаптацию психологических защит.

При нарушении адаптации осознание клиентом психологической проблемы затруднено из-за чрезмерной работы механизмов психологической защиты. Поэтому для того, чтобы понять реальное содержа ние проблемы он нуждается в помощи психолога. С этой целью психолог использует весь комплекс полученных психодиагностических дан ных.

Эмоциональные реакции обследуемого при формировании списка персонажей, а также содержание соответствующих конструктов позволяют выявить тех представителей референтной группы, с которыми у него существуют проблемные, напряженные, травмирующие отношения. Особое внимание обращается на конструкты, выбранные для оценки "родительских" персонажей, В ходе их обсуждения могут проявиться источники имеющихся у клиента проблем.

Большое количество персонажей, вызывающих отрицательные эмоциональные реакции обследуемого, - важный диагностический признак. Для уточнения содержания проблемы клиента необходимо тщательно проанализировать нюансы взаимоотношений с этими людьми. В ходе такого анализа полезно использовать таблицу оценок персонажей пс конструктам. Эта таблица наглядно иллюстрирует многомерную личностную оценку каждого персонажа, позволяя быстро понять, с кем обследуемый себя идентифицирует и кому себя противопоставляет.

Таким образом, обсуждение списка персонажей, списка конструктов и таблицы оценок персонажей по конструктам позволяет исследовать систему взаимоотношений обследуемого с наиболее значимыми людьми и тем самым получить информацию, существенную для понимания его возможных проблем.

Следующим важным показателем является жесткость - рыхлость системы конструктов. Этот показатель выявляет клиентов с чрезмерно ригидной и однозначной или, наоборот, аморфной и неопределенной картиной мира. Это - наиболее общая психологическая особенность когнитивной системы человека, которая может порождать множество симптомов или проблем. Жесткая система конструктов, как правило, свидетельствует об активной психической адаптации человека, связанной с наличием определенной проблемной ситуации. Рыхлая - о нарушении психической адаптации. Понять конкретное содержание наиболее жестких установок клиента помогают сильно связанные пары конструктов. Однако сильные корреляции между отдельными парами конструктов могут и отсутствовать в же сткой системе конструктов.

Наконец, наиболее ценную информацию о содержании проблем клиента часто удается получить при обсуждении выделен ных факторов. В ходе такого обсуждения мы получаем возможность понять некоторые жизненные позиции человека, его взгляды на себя и окружающий мир. Эти позиции могут быть неэффектив ными с точки зрения адаптации. Они могут искажать реальное положение дел, нарушать взаимоотношения и служить источниками проблем человека. Некоторые из этих позиций человек начи нает осознавать только в ходе обсуждения результатов тестирования. Этому способствует анализ распределения персонажей на оси между полюсами факторов. Соотнесение выявленных жизненных позиций с конкретными людьми позволяет еще глубже понять их психологический смысл. Положение "Я-идеального" ближе к какому-либо полюсу фактора свидетельствует о его приемлемости для обследуемого. Положение "Я-реального", "Я-детского" и "Я-идеального" на оси фактора относительно друг друга отражает особенности мотивации и самооценки клиента. Положение "Я-реального", "Я-детского" и "Я-идеального" на оси фактора относительно других персонажей существенно дополняет картину взаимоотношений клиента в референтной группе.

5.4. Определение позиции клиента по отношению к проблеме

Понять позицию клиента по отношению к своей проблеме помогает обсуждение следующих психологических данных.

Пассивное отношение к проблеме может выявиться при обсуждении списка конструктов. Например, если "Я-реальное" описывается клиентом как "Усталый", или "Безвольный", или"Слабый" и т. п.,-то при более подробном обсуждении содержания конструкта он может говорить о нежелании и неспособности что-либо менять, отсутствии стремления к чему-либо.

Проективное толкование содержания выделенных факторов также позволяет обнаружить отношение клиента к проблеме. Важное значение имеют факторы, в интерпретации которых обследуемый испытывает затруднения. Часто в подобных случаях мы сталкиваемся с действием психологических защит клиента, которые препятствуют осознанию проблемы и порождают неосознанно пассивное отношение к ней.

Кроме того, интерпретировать данные в этом направлении иногда помогает анализ распределения персонажей (прежде всего, самооценочных) между полюсами факторов. В первую очередь следует обращать внимание на относительное расположение "Я-реального" и "Я-идеального". В примере 3 (Приложение 1) приводится иллюстрация такого распределения персонажей, в котором расположение самооценок указывает на сознательное нежелание подростка преодолевать свой инфантилизм.

Понимание позиции, которую клиент занимает по отношениию к своей проблеме, помогает выбрать соответствующие стратегию и тактику психотерапевтической работы.

 

5.5. Оценка адаптационного потенциала личности

В теоретической части руководства (Глава 1) адаптационный потенциал описывается в терминах психической адаптивности и психической адаптированности.

Высокий адаптационный потенциал соответствует хорошему психическому здоровью. Отклонения личностного развития, неврозы и нервно-психические расстройства приводит к снижению адаптационного потенциала. Снижение адаптационного потенциала связано с накоплением негативного опыта индивидуальной адаптации в проблемных психологических ситуациях.

Одним из основных показателей адаптационного потенциала является рыхлость - жесткость системы конструктов. Рыхлая система конструктов характерна для личности с низким адаптационным потенциалом и свидетельствует о нарушении психической адаптации. Жесткая система конструктов, как правило, свидетельствует об активном протекании процесса психической адаптации. Тем не менее и в данном случае приходится говорить о низком адаптационном потенциале, так как существует угроза срыва нормального процесса психической адаптации.

Другой важный показатель - сбалансированность конструктов в факторах. Несбалансированность конструктов отражает низкий адаптационный потенциал: разбалансированность различных подсистем личности, по нашим данным, является признаком низкой психической адаптивности.

На оценку адаптационного потенциала влияют также выводы, сделанные при оценке предыдущих составляющих психологического заключения.

С учетом описанных компонентов психологического диагноза составляется развернутое психологическое заключение. Образцы подобных заключений имеются в приведенных нами примерах (Приложение 1).

6. Психологическая коррекция и психотерапия

Разграничение психологической коррекции и психотерапии основывается на развернутом психологическом заключении (диагнозе). Под коррекцией следует понимать комплекс мер, направленных на психологическую поддержку и предупреждение срывов психической адаптации у практически здорового человека. Психотерапия - это оказание психологической помощи людям с нарушенной психической адаптацией. Таким образом, определяющей в выборе психо- коррекционного или психотерапевтического подходов является та часть психологического заключения (диагноза), которая касается оценки адаптационного потенциала личности.

Методика построена таким образом, чтобы максимально просто перейти от процесса диагностики к психологической коррекции и психотерапии. Во многом эти процессы тесно переплетаются. Элементы психологической коррекции и психотерапии могут включаться непосредственно в диагностическую процедуру. Тогда в процессе тестирования психокоррекционные и психотерапевтические задачи выступают на первый план по сравнению с психодиагностическими.

Использовать возможности коррекции, которые появляются в самом процессе тестирования и в ходе анализа полученных результатов, очень важно. Наш опыт свидетельствует о том, что эмоциональное состояние и актуальные переживания клиента в это время благоприятствуют активному началу психокоррекционного (психотерапевтического) процесса. Вовлеченность человека в процесс тестирования и интерес к результатам диагностики существенно снижают возможное сопротивление и действие механизмов психологических защит.

6.1. Проведение психологической коррекции

Диалог с психологом на этапе тестирования и подробный анализ результатов диагностики помогают клиенту глубже осознать особенности своих отношений с другими людьми и нюансы самовосприятия, способствуют пониманию источников существующих проблем и конфликтов, нахождению рационального пути их решения. Психологическая коррекция осуществляется преимущественно в рамках позитивного рационального подхода. В процессе обсуждения психолог старается акцентировать внимание клиента на тех психодиагностических данных, которые могут подсказать ему рациональный путь решения существующей психологической про блемы. При этом необходимо соблюдать основной принцип кли-ент-центрированного подхода и не интерпретировать результаты тестирования за клиента. Гораздо важнее, каким образом резуль таты диагностики будут поняты и объяснены самим обследуемым. Таким образом, в процессе психологической коррекции главная роль принадлежит клиенту как исследователю собственных пси хологических проблем.

Коррекции могут подвергаться:

•  позиция клиента по отношению к себе и другим людям;

•  позиция клиента по отношению к психологической проблеме в целом (стратегия психической адаптации);

•  адаптивные процессы или психологические защиты, затрудняющие психическую адаптацию человека в определен ной проблемной ситуации.

Главным образом, психологическая коррекция осуществляется в процессе обсуждения психодиагностических данных. Рассмотрим значение отдельных психодиагностических показателей для проведения психологической коррекции (дополнительная информация содержится также в Главе 3).

При обсуждении списка персонажей внимание клиента акцентируется на том, какие социальные роли ("Родитель", "Взрослый", "Ребенок") он присваивает тем или иным людям и, соответствен но, в какой позиции по отношению к ним находится он сам. Возможно, клиент обнаружит нечто новое для себя.

Фиксируются и обсуждаются конструкты, позволяющие пред положить наличие конфликтных отношений с соответствующими персонажами (пункт 3.2.). Осознанная вербализация конфликтных отношений активизирует механизм поиска рационального пути выхода из конфликта.

Анализ конструктов по группам помогает клиенту более четко осознать то содержание, которое он вкладывает в социальные роли "Родитель", "Взрослый", "Ребенок". В некоторых случаях клиенту удается понять, что к оценке данной проблемной ситуации он подходит с позиции усвоенных родительских паттернов поведения или с позиции ребенка. Как правило, выявляется множество нюансов в отношениях к данным социальным ролям, которые требуют психологической коррекции. Поэтому обсуждение конструктов по группам практически всегда бывает полезным.

Процедура оценивания персонажей по конструктам позволяет клиенту расширить диапазон применимости собственных конструктов, "примерив" их ко всем персонажам репертуарного списка. Эта процедура сама по себе вносит коррекцию в представления клиента о себе и других людях, упорядочивает его когнитивную систему и часто снимает эмоциональную напряженность. Иногда обследуемые говорят: "Теперь я понимаю, что смотрел на этого человека односторонне. Он действительно негодяй, но у него, оказывается, есть много положительных качеств."

Полезно обратить внимание клиента на расхождение самооценок "Я-реальное" и "Я-идеальное". Это помогает более четко осознать соб ственные притязания. Сравнение самооценок "Я-детское" и "Я-реальное" часто побуждает клиента задуматься: "Почему я стал таким?" - что, в свою очередь, также активизирует поиск путей изменения.

Сравнение оценок отдельных персонажей по конструктам может выявить действие психологических механизмов перенесения: проекцию собственных личностных особенностей обследуемого на других персонажей или интроекцию качеств определенных персонажей на себя. Обычно это наблюдается в тех случаях, когда оценки отдельных персонажей и самооценки ("Я-детское", "Я-реальное", "Я-идеальное") по многим конструктам оказываются идентичными.

Корректирующую функцию может выполнять обсуждение основных и дополнительных свойств системы конструктов.

В целях психологической поддержки клиента можно отметить когнитивную сложность и разнообразие его конструктов. Под из быточной рациональностью конструктов нередко скрывается психологическое подавление или вытеснение реальных психологических проблем. Эго-направленность и присутствие моторных конструктов, как правило, свидетельствуют о слабом самоконтроле человека, необходимости развития навыков саморегуляции.

Жесткая система конструктов, по нашему мнению, не обязательно требует психологической коррекции. Естественное эмоциональное напряжение активизирует психическую адаптацию. При избыточном напряжении клиенту также можно рекомендовать методы саморегуляции эмоционального состояния.

При появлении сильно связанных конструктов психологическая коррекция заключается в сознательном разведении их смысла. Это расшатывает жесткие и не всегда адаптивные установки человека и в целом улучшает его когнитивную систему.

Как правило, значительный корректирующий потенциал скрыт в содержании выделенных факторов. Если факторы сбалансированы, то клиент обсуждает выраженные в них представления и пытается подытожить их в некотором новом обобщающем конструкте. Это раз вивает его систему представлений о себе и окружающих людях, а также способствует осознанию им своих жизненных позиций. Разба-лансированные факторы свидетельствуют о наличии проблем, тре бующих серьезной психологической коррекции, а, возможно, и пси хотерапии.

Анализ распределения персонажей на оси между полюсами фак торов наглядно демонстрирует клиенту оценку собственного "Я" и других персонажей репертуарного списка с точки зрения жизненной позиции, выраженной в факторе. Эти данные иногда иллюстрируют отношение клиента к проблеме. Если при наличии психологической проблемы "Я-реальное" и "Я-идеальное" на оси между полюсами глав ных факторов занимают одинаковое положение, это говорит о пассивной позиции клиента, при которой эффективность психологической коррекции будет низкой. В таком случае психолог может констатировать, что "спасение утопающего - дело рук самого утопающего", что нередко оказывает хорошее стимулирующее влияние на клиента.

После первичной психологической работы с клиентом могут возникнуть новые психокоррекционные задачи, для решения которых можно повторно использовать данную Методику.

При достаточно высоком уровне общего психического развития и определенном складе личности клиент может самостоятельно ра ботать с Методикой, используя ее для совершенствования взаимо отношений с людьми. Возможность совершенствования когнитивной системы человека с помощью метода репертуарных решеток описывалась самим Дж. Келли. В нашей Методике речь в большей степени идет о совершенствовании системы отношений. С помощью Методики клиент может периодически обнаруживать у себя ошибки и заблуждения в отношениях с окружающими и пытаться их преодолевать. Такие клиенты могут посещать психотерапевта только время от времени для обсуждения результатов работы над собой.

Для психологической коррекции проблем, существующих у клиента в отношениях с другими людьми, полезно сравнить взаимные позиции участников проблемных взаимоотношений (семейных, производственных и др.). С этой целью каждая из сторон должна пройти тестирование. При сравнении полученных результатов позиции участников конфликтных взаимоотношений, а сле довательно и сами отношения, как правило, корректируются, часто без вмешательства психолога.

Повторное тестирование после проведения индивидуальной коррекции или коррекции конфликтных отношений позволяет кон тролировать динамику психической адаптации и оценивать по ней эффективность психологической помощи.

6.2. Общие правила психотерапевтического применения Методики

При работе со специфическими психологическими проблемами, возникающими при неврозах, психосоматических расстройствах, патологической алкогольной зависимости и других формах нарушения психической адаптации, рекомендуется иная позиция психотерапевта. На первых этапах лечения эти больные в очень незначительной степени способны к роли исследователя собственных психологических проблем, и их интерпретация психодиагностических данных чаще всего неадекватна.

Одна из главных задач при тестировании данной категории клиентов состоит в раскрытии механизмов возникновения болезненных расстройств. Как уже отмечалось, из-за действия многообразных па тологических защит психики специфические психологические проблемы обычно недоступны сознанию этих клиентов. Поэтому в работе с ними мы в большей степени опираемся на психоаналитический подход, допускающий интерпретации со стороны психолога. Применение Методики в данном случае требует, с одной стороны, знания самой проблемы неврозов, психосоматических заболеваний или алкоголизма, а с другой - дополнительной подготовки по интерпретации данных тестирования. Некоторая информация по этим вопросам содержится в примерах Приложения 1.

При работе с данной группой клиентов Методика может ис пользоваться как дополнение к другим психотерапевтическим техникам, а также как самостоятельный инструмент позитивной рациональной психотерапии в тех случаях, когда это эффективно (часто это определяется стадией течения заболевания). При этом на рациональном уровне с больными рекомендуется обсуждать только довольно очевидные факты. Например, проявление в результатах тестирования патологической защиты психики (нежелание признавать болезнь и отсутствие стремления вылечиться). При достаточной внушаемости клиента допускается прямое авторитарное внушение, опосредованное через компьютер. Конкретные примеры психотерапии неврозов и алкогольной зависимости приводятся в примерах Приложения 1.

В некоторых случаях результаты тестирования помогают обосновать перед больным назначение медикаментозных средств или психотерапевтического лечения (гипнотерапии, нейролингвистического программирования, прохождения психотерапевтической группы).

Необходимо проявлять осторожность в использовании "Ком пьютерной интерпретации результатов". Она может сыграть как положительную, так и отрицательную роль. Результаты, выданные на руки больному с психастеническим или истерическим неврозом, могут дать ему пищу для болезненного самоанализа и ухудшить его психическое состояние. "Компьютерную интерпретацию результатов" следует выдавать только в том случае, когда психотерапевт уверен в психотерапевтической пользе этого. В противном случае она может вызвать ятрогении (ухудшение состояния в результате ненамеренного внушающего воздействия), стать орудием кверулянтской деятельности паранойяльного клиента или просто не найти соответствующего применения.

Принимая решение о предоставлении клиенту "Компьютерной интерпретации результатов", следует иметь в виду несколько общих правил:

  1. Ориентируйтесь на целостное представление о психологических проблемах клиента, которое сложилось у Вас в процессе работы с ним. Компьютерная интерпретация – это только часть информации, которую необходимо учитывать.
  2. Если результаты тестирования оспариваются клиентом и вызывают у него отрицательные эмоции, в то время как Вам они представляются психологически понятными и до стоверными, значит Вам еще не удалось преодолеть сопротивление клиента. В таком случае не спешите вооружать его документом, который он может неосознанно использо вать для укрепления нерациональной психологической защиты. Пользуйтесь принципами "не вреди" и "клиент всегда прав" - и при следующей встрече с клиентом Вы добьетесь больших успехов.
  3. Не упускайте возможности использования данного документа для повышения психической адаптивности клиента.
    Очень часто эффект позитивной рациональной психотерапии возрастает, если общение с клиентом завершается вручением "Компьютерной интерпретации результатов", в которую вы можете вписать и свои рекомендации.

Назад | Содержание | Вперед