SpyLOG

7. Сферы практического применения Методики

Технология, положенная в основу данной Методики, является достаточно универсальной и может быть использована в самых различных областях психологической практики. Освоив психоте рапевтический (психокоррекционный) вариант Методики, подробно описанный в предыдущих главах, Вы получите достаточно инфор мации для того, чтобы в дальнейшем самостоятельно модифици ровать Методику для решения иных практических задач. Тем не менее, основываясь на имеющемся у нас опыте, мы бы хотели дать некоторую дополнительную информацию в этом направлении: очертить круг возможных сфер применения Методики и дать соответствующие практические рекомендации.

7.1. Психологическое консультирование

В области психологического консультирования используется основной вариант Методики, позволяющий выходить на решение психокоррекционных и психотерапевтических задач, описанный в предыдущих главах. Здесь нам хотелось бы остановиться на неко торых моментах, которых не удалось коснуться в рамках описания основной процедуры.

Психологическое консультирование - наиболее распространен ное направление работы практического психолога. На консульта цию к психологу приходят люди, которые, как правило, испытывают затруднения в осознании своей психологической проблемы и не способны принять какое-либо решение в связи с ней. Методика "Келли-98" может стать Вашим надежным партнером уже при пер вой встрече с клиентом. Для того, чтобы войти в мир субъективных переживаний и понять психологические проблемы человека, очень важно исследовать его представления о самом себе и значимых для него людях.

Поэтому после непродолжительного знакомства и выяснения причины обращения за консультацией, можно перейти к психологическому тестированию. При этом клиенту можно сказать: "Сейчас мы хотим предложить Вам заполнить компьютерную ме тодику, которая поможет разобраться в Вашей проблеме. К более подробному обсуждению проблемы мы вернемся пос ле выполнения тестового задания".

Процесс тестирования на компьютере, по отношению к кото рому у многих людей имеется большое доверие, способствует установлению более глубокого контакта между клиентом и психоло гом. Кроме того, отвлекаясь от непосредственного разговора о проблеме, который может быть эмоционально неприятным, кли ент получает дополнительное время для того, чтобы освоиться и постепенно перейти на более доверительный уровень общения.

Тестирование проводится с использованием стандартного ре пертуара ролевых позиций ("Родитель", "Взрослый", "Ребенок") в соответствии с описанной выше процедурой (Глава 2).

Прежде чем перейти к формированию списка персонажей, об следуемому обычно дается вводная инструкция: "По условиям тестирования мы с Вами должны познакомить компьютер ную программу с людьми, которые имеют отношение к Вашей проблеме". Приступая к выявлению конструктов, можно добавить: "Теперь сообщим программе информацию о психологических особенностях выбранных Вами персонажей". Перед процедурой оценки персонажей по конструктам обследуемому можно сказать: "Теперь Вы будете общаться с компьютерной программой самостоятельно, и от степени Вашей откровенности будет зави сеть мера помощи, которую она сможет Вам оказать." Далее в соответствии с процедурой идет оценивание персонажей по конст руктам.

После завершения тестирования психолог знакомится с ре зультатами, делает для себя предварительные выводы и пригла шает клиента: "Давайте вместе попробуем разобраться в том, что компьютерная программа думает по поводу Ваших проблем. Обсуждение выданных ею результатов часто помога ет людям понять свои проблемы и найти способ их реше ния". При этом психолог побуждает клиента к активности, акцен тируя внимание на том, что лучше всего понять и объяснить результаты может только сам клиент. В процессе анализа резуль татов психолог воздерживается от категорических интерпретаций. Очень полезно использовать в диалоге незаконченные предложе ния типа: "Посмотрите, какие оценки по этому фактору Вы дали своему сыну. Возможно, он..." Иногда это помогает кли енту четко сформулировать свою проблему. Например, на такой наводящий вопрос одна клиентка с отчаянием заявила: "Да, я и раньше понимала, что не люблю его (сына), он постоянно мешал мне в личной жизни. Но я ведь все для него делаю и все знают, как хорошо я к нему отношусь!"

Продолжительность психологической консультации с приме нением Методики "Келли-98" составляет около 40 минут. При этом удается получить психодиагностическую информацию, которая мо жет оставаться недоступной и в результате многочасовой беседы.

Если тестирование не выявляет серьезных психологических проблем, для решения которых необходима психологическая кор рекция или психотерапия, Методика может быть использована для самопознания и развития адаптивных возможностей клиента. Работу с Методике и можно рассматривать как своеобразный психо логический тренинг, направленный на совершенствование систе мы представлений, влияющей на отношения человека с окружаю щими людьми и самим собой. В результате, по нашим данным, в определенной степени достигается эффект, наблюдаемый в груп повом тренинге общения. Человек расширяет представления о зна комых людях и о самом себе, получает возможность посмотреть на нихс разных сторон, начинает по-новому оценивать (понимать) содержание отношений с некоторыми людьми.

7.2. Психологическое консультирование подростков

При использовании Методики в процессе психологического консультирования подростков требуются некоторые изменения процедуры тестирования. Специфика тестирования подростков обусловлена их возрастными личностными особенностями и уровнем развития вербального интеллекта. Мы не считаем подростко вый возраст ограничением для применения Методики. Однако, при проведении тестирования и интерпретации результатов необхо димо учитывать следующие обстоятельства.

Подростковый возраст связан с активным самоутверждением в социальных отношениях, поэтому наиболее актуальными для подрост ка становятся отношения "Взрослый - Взрослый", хотя ценность отношений "Родитель - Ребенок" также сохраняется. Исходя из этого, для обследования подростков рекомендуется использовать сле дующий репертуар ролевых позиций. Подростку предлагается выбрать:

•  трех человек, к которым он относится как ребенок к родителю,

•  трех хорошо знакомых людей, с которыми он общается как взрослый человек со взрослыми, при условии, что это об щение ему приятно (друзья),

3) трех человек, с которыми он также общается как взрослый человек со взрослыми, но при условии, что эти отношения ему неприятны (враги).

Уже по тому, как идет выбор персонажей, можно судить о коммуникативных особенностях подростка. Одни подростки испытывают трудности в выборе друзей, другие - в выборе врагов, что может свидетельствовать об их синтонности или агрессивности.

При выявлении конструктов подросткам бывает трудно сравни вать персонажи по триадам. В таком случае следует перейти к об суждению отдельных персонажей. Например, можно спросить: "По чему ты считаешь Петра своим другом, что тебе в нем нравит ся?" Или: "За что тебе не нравится Иван, что ты в нем видишь плохого?" Необходимо избегать общих конструктов, типа "Плохой - Хороший", и выбирать более конкретные, например, "Обманул меня", "Драчливый", "Курит" и т. п. Большое количество личных и моторных конструктов является нормой для подростков.

Часто словарный запас подростков не позволяет им выразить свое отношение к персонажу одним словом. В этих случаях для обобщения нескольких фраз или предложений обследуемому может понадобиться помощь психолога. При этом важно, чтобы ито говый конструкт был принят подростком как свой собственный. При возникновении сложностей с называнием противоположного по люса конструкта лучше всего ограничиться добавлением отрица ния "не".

Уровень развития вербального интеллекта в подростковом воз расте обуславливает также невысокую когнитивную сложность и небольшое разнообразие конструктов. Чем меньше возраст под ростка, тем обычно более рыхлой бывает его система конструктов. В то же время в ней, как правило, выявляется много сильно корре лирующих конструктов. Часто подростки вкладывают в общеупот- ребимые слова свой сугубо индивидуальный смысл, который необ ходимо тщательно прояснить в процессе обсуждения содержания конструктов. С возрастом, по мере развития вербального интел лекта, индивидуальные значения понятий у подростков приближают ся к общепринятым.

 

Учет описанных выше моментов позволит Вам грамотно ис пользовать Методику "Келли-98" для оказания консультативной пси хологической помощи подросткам.

7.3. Профконсультирование

В отличие от обычной психологической консультации профконсультация предполагает раскрытие склонностей и способностей че ловека к различным видам деятельности. Использование Методи ки "Келли-98" в данном случае позволит судить о коммуникативных способностях человека, даст дополнительную информацию о на правленности его профессиональных интересов. В комплексе с невербальными интеллектуальными тестами Методика позволит оценить общий уровень развития интеллекта. Но специфичные именно для данной Методики диагностические возможности, определяю щие ее основное значение при проведениии профконсультаций, состоят в следующем. Методика позволяет выявить наиболее важ ные представления или позиции человека, связанные с профессио нальной деятельностью. Именно эти представления (или позиции) могут затруднять выбор профессии, служить причиной неудовлет воренности в профессиональной деятельности, осложнять поиск работы у безработного и т. п.

При тестировании в целях профконсультаций нами обычно ис пользуется следующий репертуар ролевых позиций. Персонажи, вы полняющие для обследуемого роль "Ребенка" (номера 7-9 в стандартном репертуарном списке), не выявляются, а на их место об следуемого просят подобрать:

•  "Человека, знающего свое дело, - хорошего профессионала";

•  "Человека, плохо знающего свое дело, - плохого професси онала";

•  "Человека, профессия которого Вас привлекает".

В остальном процедура тестирования не изменяется.

В процессе анализа результатов обращается внимание на бли зость самооценокобследуемого("Я-реального","Я-детского","Я-иде ального") к оценкам персонажей, выбранных на указанные выше роли. Кроме этого, учитывается весь комплекс описанных показателей (Гла ва 3,4)

7.4. Семейное консультирование

При использовании Методики для консультирования семейных пар список персонажей целесообразно наполнять общими знакомыми и теми лицами из ближайшего окружения семьи, которые оказывают существенное влияние на развитие семейных отношений. Однако, если это по каким-либо причинам оказывается невозможным, допускается тестирование каждого члена семьи в соответствии со стандартным репертуаром ролевых позиций. В этом случае в список должны быть внесены сами участники семейной консультации.

Иногда целесообразно проводить тестирование одного члена семьи в присутствии другого. Но в каждом случае этот вопрос решается индивидуально.

Совместный анализ полученных результатов помогает членам семьи сравнить свои жизненные позиции, понять, в чем их отношения не являются комплементарными (например, жена приписывает мужу позицию "Родителя", а он хочет общаться с ней с позиции "Взрослого"). Часто участникам семейной консультации удается осоз нать расхождение своих воспитательских позиций, разницу в оцен ках одних и тех же поступков ребенка, рассогласование во взглядах на общих знакомых и родственников. Может выясниться, что роди тели имеют совершенно неадекватное представление о том, как их воспринимает ребенок, и многое другое. Все это Методика позволя ет продемонстрировать очень наглядно, создавая основу для прове дения семейной коррекции. В примерах Приложения 1 приведены конкретные случаи семейного консультирования.

7.5. Сопровождение психотерапевтических и тренинговых групп

Это весьма перспективная область применения Методики, так как до настоящего времени нет эффективных психодиагностичес ких средств, позволяющих оценить результаты групповой психо логической коррекции и психотерапии.

Наша Методика дает возможность проанализировать дина мику психической адаптивности индивидуально у каждого участ ника группы, а также отметить динамику развития группы в це лом. В разработанном нами тренинге психической адаптивности участники группы проходят трехкратное тестирование.

Первое тестирование осуществляется перед началом работы группы по схеме общего психологического консультирования.

Его задача -диагностика психической адаптивности. Второе тестиро вание проводится после сплочения группы. Список персонажей и конструктов сохраняется прежним, но в число персонажей дополнительно включаются все члены тренинговой группы. Точно в та ком же варианте осуществляется третье тестирование на завер шающем этапе работы с группой.

Задачи тестирования группы:

Предварительное углубленное изучение психологических проблем участников дает возможность укомплектовать груп пу в соответствии с замыслом ведущего;

•  Информация о психической адаптивности членов группы позволяет ведущему заблаговременно скорректировать программу и выбрать техники, наиболее соответствующие данному составу участников;

•  Совместный психологический анализ индивидуальных и групповых результатов тестирования (демонстрация груп повой оценки личности данного участника на основе обобщения индивидуальных результатов тестирования) сам по себе оказывается эффективным средством групповой пси хологической коррекции и психотерапии.

Опыт показывает, что для работы с группами лучше прово дить тестирование на бланке с последующей компьютерной об работкой данных. Это значительно сокращает время обследова ния. Организационно групповое тестирование осуществляется следующим образом.

Время тестирования назначается участникам с интервалом в 15-20 минут. За этот промежуток времени психолог успевает индивидуально с каждым обследуемым заполнить список персона жей, выявить конструкты и объяснить процедуру оценивания пер сонажей по конструктам. После этого обследуемый приступает к самостоятельному заполнению репертуарной решетки, а психо лог начинает работать со следующим человеком. При такой орга низации за 3-4 часа удается протестировать группу из 12 человек.

7.6. Анализ системы отношений персонала предприятий

Методика может быть с успехом использована в работе Служб управления персоналом. Она позволяет исследовать особенности системы отношений между сотрудниками различных подразделений, помогает выявить индивидуальные психологические пробле мы производственных коллективов.

Для использования Методики в производственной сфере не обходимо изменить репертуар ролевых позиций. Например вмес то "Родительских" персонажей можно ввести следующие роли:

  1. "Начальник - формальный лидер производственного коллектива";
  2. "Неформальныйлидер";
  3. "Учитель - человек, у которого есть чему поучиться".

Персонажи, участвующие в отношениях "Взрослый-Взрослый", заменяются на "Трех членов коллектива, с которыми приятно со трудничать", а "Детские" персонажи - на "Трехчленов коллектива, сотрудничество с которыми неприятно".

С общего согласия членов коллектива тестирование прово дится следующим образом. На первом этапе согласно приведен ному выше репертуару ролевых позиций выявляются персонажи и соответствующие им конструкты. Прежде чем перейти к этапу оценивания персонажей по конструктам, в полученный список включа ются все оставшиеся члены коллектива. Далее все персонажи оце ниваются по конструктам, выявленным на первом этапе.

Обобщение индивидуальных результатов тестирования по груп пе позволяет построить "коллективные психологические портреты", являющиеся своеобразной групповой оценкой личности. Эти порт реты могут включать списки конструктов, отражающие качества, которыми члены групп охарактеризовали данного человека. Кро ме того в них может содержаться информация о том, какие соци альные роли (формальный лидер, неформальный лидер, учитель) чаще всего приписывались данной личности, в какую группу - "при ятно сотрудничать" или "неприятно сотрудничать" - она чаще все го попадала.

Кроме этого, обобщение индивидуальных результатов позво ляет в целом оценить систему отношений в коллективе, охаракте ризовать коллектив с позиции сплоченности, единства мнений и направленности. Таким образом, Методика позволяет получить практически все социометрические показатели (степень принятия и отверженности в группе, формальное и неформальное лидер ство, групповую оценку лидерства и т. п.).

Такой анализ помогает понять реальное содержание и источ ники проблем, существующих в коллективе. Как правило, полу ченная информация во многом не является очевидной для сотруд ников обследованных подразделений. Таким образом, работая на осознание реального положения дел, эта информация сама по себе выполняет мощную корректирующую функцию, а также помогает найти адекватные средства для изменения сложившейся небла гоприятной ситуации. Повторные обследовния одних и тех же про изводственных подразделений позволяют отслеживать динамику их развития.

Использование Методики в реальных (действующих) коллекти вах требует особой деликатности и осторожности. Чрезвычайно важ но соблюдать принцип конфиденциальности обследования. Инфор мация о результатах индивидуального тестирования должна выда ваться только самому обследуемому. Обобщенная информация для администрации выдается только анонимно и не может являться ос нованием для принятия каких-либо административных мер к сотруд никам. Основным принципом в работе с Методикой, позволяющей получить интимную информацию о межличностных отношениях в коллективе, должен быть принцип "Не навреди".

Более подробно процедура группового тестирования описана в Руководстве пользователя компьютерной программы (п. 15).

7.7. Управленческое консультирование

Психологи Служб управления персоналом могут использовать Методику для оказания психологической консультативной помощи руководителям разного уровня. Психическое здоровье и эффективность деятельности руководителя во многом зависят от уровня раз вития его социально-перцептивных качеств: социальных установок, психологической проницательности, жизненных позиций, касающих ся профессиональной деятельности и проявляющихся в производ ственных взаимоотношениях. Исследовать и развивать указанные качества можно с помощью данной Методики.

Как уже отмечалось, работу с Методикой можно рассматри вать как своеобразный психологический тренинг, в результате которого совершенствуется система представлений, влияющая на отношения руководителя с подчиненными и характер его само оценки. Руководитель получает возможность расширить свои пред ставления о сотрудниках, посмотреть на них с разных точек зре ния, по-новому оценить содержание отношений с некоторыми людьми, лучше понять самого себя.

В процедуру тестирования в данном случае можно внести сле дующие изменения (можно использовать и стандартную для психологического консультирования процедуру). Сначала психологом со здается список качеств, наиболее важных для данного руководите ля и обусловленных спецификой его деятельности. Например, руководитель банка должен быть компетентным в вопросах выгод ного вложения денежных средств, способным к разумному риску и т. п. В соответствии со стандартной процедурой лучше всего выб рать 9 качеств. Таким образом, этапы выявления персонажей и кон структов меняются местами.

Вслед за этим с обследуемым обсуждается первое качество (на пример, компетентность в вопросах выгодного вложения денежных средств). Его просят выразить суть данного качества одним- двумя словами, формулировка обследуемого записывается как левый полюс конструкта. Для выявления правого полюса обследуемого просят назвать качество, противоположное первому. Только после этого подбирается персонаж, соответствующий данному конструкту (не важно, левому или правому полюсу - на выбор обследуемого). Кон структы, касающиеся самооценок, выявляются в обычном порядке.

В остальном процедура тестирования и основные подходы к обсуждению результатов сохраняются. При повторном тестирова нии рекомендуется оставлять прежний список конструктов, но под бирать новый список соответствующих им персонажей.

Назад | Содержание | Вперед