SpyLOG

8. Некоторые научные результаты, полученные в процессе апробации методики

Помещенные здесь материалы могут привлечь внимание тех, кто интересуется диагностикой и коррекцией неэффективных стра тегий психической адаптации. К таким стратегиям мы относим ад- диктивные формы поведения (ф ормы поведения, причиняющие вред человеку и его социальному окруже нию, выражающиеся в стремлении уйти от реальности посредством изме нения своего психического состояния, сопровождающиеся развитием субъек тивно приятных эмоциональных состояний), деструктивные позиции в партнер ских и семейных отношениях, стратегии, направленные на дезин теграцию психической или психосоматической регуляции, девиантное поведение и др.

Опишем более подробно опыт применения Методики в ходе работы с клиентами, имеющими неэффективную стратегию пси хической адаптации, связанную с алкогольной зависимостью. Нами было проконсультировано более 100 пациентов в возрасте от 20 до 50 лет с различной, чаще неглубокой степенью алкогольной зависимости (1 -я, 2-я стадии хронического алкоголизма).

Стратегия алкоголика, также как и стратегия невротика - это уход (в пьянство, в болезнь) от решения проблемной ситуации.

Наш подход к психотерапии алкогольной зависимости заключает ся в следующем. Пациентам предоставляется возможность осоз нать замаскированные позиции их бессознательного "Я". После этого их обучают рациональным способам разрешения конфликтов между сознательным и бессознательным"Я", которые, по на шему мнению, во многом обусловливают аддиктивное поведение. Описанные выше возможности Методики делают ее адекватным средством решения поставленных задач.

Проективный характер Методики позволил достоверно опре делить мотивы обращения за медицинской помощью, которые оп ределяли тип отношения к алкогольной зависимости.

В нашей выборке выделились 3 группы пациентов: 1) пациенты, обратившиеся с осознанной установкой на избавление от алкоголь ной зависимости в связи с проблемами здоровья, нехваткой денег, страхом потерять карьеру и др.; 2) пациенты, обратившиеся ситуа тивно с установкой уладить конфликт на службе или в семье, - для этих лиц главная цель состояла в создании образа трезвенника на актуаль ный период жизни, в дальнейшем они мечтали продолжить пить, но "быть умнее, чем раньше"; 3) пациенты, имеющие смешанный тип моти вации, при котором одновременно имеется и осознание болезни, и же лание изменить отношение окружающих к себе. Последний тип в нашей выборке был преобладающим.

Методика также позволила выявить группы пациентов, различаю щиеся по психологическим механизмам формирования алкогольной зависимости. Наиболее многочисленную группу составили пациенты, у которых алкоголь первоначально являлся средством улучшения неблаго получной психической адаптации: использовался для преодоления про блем в общении, подавления чувства собственной неполноценности при половых контактах и т. д. На первых этапах за счет алкоголизации акту альность указанных проблем действительно снижалась, но с возникновением алкогольной зависимости появлялись новые, порой более зна чительные проблемы. В следующую группу вошли так называемые сим птоматические пьяницы, у которых алкоголь являлся средством купирования психопатологических расстройств: субдепрессивных состо яний, дисфорических переживаний и т. д.

По составу вторая группа менее многочисленна. Все пациен ты этой группы обязательно нуждались в замещающей терапии после прекращения употребления алкоголя.

Третья группа пациентов использовала алкоголь как средство ухода от реальности. В этой группе наиболее часты случаи поли- наркоманий. От психотерапевта аддикты требуют не столько по мощи в преодолении алкогольной зависимости, сколько содей ствия в поиске более подходящего заменителя алкоголя, так как с его помощью они больше не могут продолжать аддиктивное пове дение. Эта группа достаточно многочисленна и наиболее трудна в терапевтическом плане. Для таких пациентов нами разрабатыва ются специальные программы групповой психотерапии, эффективность которых еще нуждается в дополнительной проверке.

Четвертая, самая малочисленная группа состоит из классических алкоголиков, прошедших длительную стадию бытового пьянства, на которой алкоголь принимался "за компанию" в привычных сообществах друзей и приятелей. В результате, скорее всего, по чисто биологическим причинам, у них изменилась толерантность, обнаружились абстинентные симптомы, психологическая и физиологичес кая зависимости. В терапевтическом отношении эти пациенты наиболее перспективны, однако и для них необходимы психотерапевтические про граммы по обучению трезвому образу жизни.

Выявленные типы отношения к алкогольной зависимости и психологические механизмы ее формирования имеют важное значение для выбора психотерапевтической стратегии и тактики.

Представленный материал собирался в наркологическом центре, куда обращается довольно специфический контингент. Однако есть основания считать, что полученный опыт практического использования новой компьютерной технологии может найти широкое примене ние в сети учреждений здравоохранения, особенно в подростковой психиатрической службе для профилактики психической дезадапта ции и, в частности, адциктивного поведения и алкогольной зависимости. Данным материалом мы попытались показать, какой вклад предложенная компьютерная технология вносит в решение задач, связан ных с преодолением алкогольной зависимости.

Обширный материал также собран нами в области диагности ки и коррекции нерациональных стратегий психической адапта ции у подростков. Более 200 подростков с нарушениями школь ной адаптации были обследованы с помощью нашей Методики. Эти данные еще не публиковались.

Обследованный контингент представлен учащимися 7-10 классов массовых школ из различных регионов России (гг. Санкт-Петер бург, Брянск, Челябинск, Новый Уренгой, Ноябрьск), где нами про водились выездные сессии со студентами - слушателями курса "На рушения психической адаптации в школьном возрасте". Неуспеваемость и нарушения школьного поведения явились пово дом для психологической консультации этих учащихся.

По характеру психологических проблем обследованных под ростков можно разделить на четыре группы.

Первая группа подростков имела основные проблемы в познава тельной сфере. При комплексном психологическом обследовании у них был выявлен сниженный уровень интеллектуального развития, не обязательно достигающий степени олигофрении, но все-таки препят ствующий успешной учебной деятельности. У наших обследуемых та кая форма школьной дезадаптации встретилась в 17% случаев.

Вторая группа - подростки с нормальным интеллектом, но сво еобразной организацией высшей нервной деятельности, создаю щей препятствия для обучения в условиях режима, навязываемо го массовой школой. В частности, к этой группе относились под ростки с остаточными проявлениями органического поражения головного мозга, с повышенной истощаемостью психических про цессов, препятствующей сохранению работоспособности на про тяжении всего школьного урока. Сюда же были включены подрос тки с акцентуациями характера: гипертимного (плохо переносили регламентированый стиль учебной деятельности) и астено-невро тического (не успевали за общим темпом работы) типов. Численность данной группы составила 19%.

У подростков третьей группы основные психологические про блемы были связаны с нарушениями общения. Они имели конф ликтные отношения с учителями, родителями и сверстниками. По знавательные способности у детей этой группы чаще всего были хорошими. А их конфликтность, как правило, была обусловлена акцентуированными или психопатическими чертами характера (де монстративного, шизоидного, эпилептоидного и неустойчивого ти пов). К этой же группе были отнесены подростки, имеющие не вротический конфликт, который возник ситуативно и получил чрез мерное развитие. Среди наших обследуемых такая форма нарушения школьной адаптации наблюдалась в 23% случаев.

Следует заметить, что во всех упомянутых группах школьная мотивация была на первых порах достаточно высокой и оставалась такой до тех пор, пока ребенку удавалось решать свои пси хологические проблемы, то есть в течение периода активной пси хической адаптации. С развитием дезадаптации школьная моти вация существенно снижалась. Поэтому было нелегко установить первоначальную причину школьных неуспехов, так как на нее, как правило, наслаивалась измененная мотивация.

Четвертая группа, наиболее многочисленная (41%), была пред ставлена подростками с изначально отсутствующей мотивацией к учебе при сохранности всех психических функций. При желании эти подростки могли бы в полной мере усвоить программу сред ней школы, приспособиться к школьному распорядку (режиму) и нормально взаимодействовать с людьми. В данном случае не было оснований говорить о нарушении психической адаптации. Откло нения наблюдались в социальном развитии. Поэтому данная груп па была исключена из дальнейшего рассмотрения.

Обследование описанных групп с помощью Методики позволило подтвердить нарушения психической адаптации и выявить механизмы этих нарушений.

Подростки первой группы никогда не признавали свою интел лектуальную несостоятельность, а иногда и не осознавали ее вслед ствие действия психологических механизмов вытеснения и пере несения. Они были склонны выражать негативное отношение к тем преподавателям, предметы которых они не усваивали, обвиняя их в плохом объяснении материала.

Интеллектуальные проблемы выявлялись у этих детей уже на первых шагах процедуры тестирования. Список персонажей в соответствии с репертуаром тестирования формировался с трудом. При наличии полной семьи, а также бабушек и дедушек, выбор "роди тельских" персонажей затруднений не вызывал. Но подростки из не полных семей не могли подобрать три "родительских персонажа. Объяснить им отвлеченно суть родительской роли было очень слож но. Такие же сложности они испытывали в понимании сути отноше ний "Взрослый-Взрослый", понятий "друг-враг" и др.

В еще большей степени несостоятельность вербального интел лекта проявлялась при выявлении конструктов. Выразить словами отношение к персонажу, т. е. спродуцировать конструкт подросткам было крайне сложно. При этом спонтанная речь подростка с интел лектуальной недостаточностью может быть очень бойкой, так что не достаток словарного запаса не сразу бросается в глаза.

Метод сравнения персонажей в триадах в данном случае ока зывался совершенно непригодным. Приходилось синтезировать конструкты из разрозненных свободных ассоциаций подростков по поводу каждого персонажа. Для пояснения этой процедуры при ведем фрагмент диалога психолога с обследуемым:

•  Как ты относишься к своей маме?

•  Я ее люблю.

•  За что?

•  Она хорошая.

•  Чем она тебе нравится?

•  Она мне все покупает.

В данном случае фраза "все покупает" является конструктом, так как понятия "люблю", "хорошая" стереотипно применяются под ростком ко всем эмоционально привлекательным персонажам.

У этой группы подростков часто встречались личные ("Любит меня", "Нравится мне", "Играет со мной") и моторные ("Дерется", "Дарит подарки") конструкты. В целом характер конструктов очень полярный. С одной стороны, выступают общие и малодифферен цированные качества ("Хороший - Плохой"), а с другой - единич ные действия ("Подколол меня" и т. п.).

Подростки нуждались в помощи психолога и в процессе оце нивания персонажей по конструктам. В противном случае, первоначальное содержание конструктов не сохранялось. Однако даже при самом тщательном выполнении процедуры у этих подростков выявлялось много сильно связанных пар конструктов. При этом в целом система конструктов оказывалась, как правило, рыхлой (от 15% до 25% значимых корреляций).

Выявленные факторы были довольно примитивны по содер жанию (например: "Дерется", "Ругается", "Дурак", "Плохой"). Со держание полюсов и распределение персонажей на оси факторов было, как правило, психологически понятно подросткам.

Таким образом, обследование подростков первой группы с по мощью Методики подтвердило нарушение вербального интеллекта. Для окончательного заключения в таких случаях рекомендуется до полнительная диагностика уровня интеллектуального развития.

Во второй группе подростков процедура тестирования не вы зывала описанных выше затруднений, а результаты отражали пси хофизиологические особенности обследуемых или особенности их темперамента и характера.

Отличительной чертой астенических подростков было продуцирование конструктов, отражающих проблемы здоровья: "Силь ный - Слабый", "Шустрый - Медлительный", "Больной - Здоровый" и др. Гипертимные подростки часто называли конструкты типа "За нуда - Не зануда", "Скучный - Веселый", отражающие особеннос ти их темперамента (оптимизм, активность и т.п.). В процессе тестирования прослеживались скорость реакций, стиль работы, степень истощаемое™ обследуемого.

Система конструктов у этой группы подростков оказывалась, как правило, достаточно совершенной. Доля коррелирующих кон структов колебалась от 25% до 50% в зависимости от степени эмоциональной напряженности. Сильно связанные пары конструк тов появлялись в небольшом количестве (1-2 пары).

При анализе выделенных факторов особое значение придавалось динамике самооценок, так как при данной форме нарушения школьной адаптации самооценка часто бывает заниженной. Обсуждение динами ки самооценок с подростком имело коррекционное значение.

В целом следует отметить, что при отсутствии глубокой педаго гической запущенности, которая, к сожалению, часто сопутствует всем формам школьной дезадаптации, подростки второй группы наибо лее доступны психологической коррекции. В первую очередь это свя зано с сохранностью интеллектуальных функций, на которые опира ется рациональная позитивная психотерапия. За весьма поверхнос тной психологической защитой у подростков этой группы обнаружи валась высокая критичность по отношению к своим недостаткам. Более того, у представителей этой группы в течение длительного времени сохранялась положительная мотивация к учебе и установка на социально приемлемые нормы поведения. В данном случае Методика помогала конкретизировать психологическую проблему под ростка и, совместно с учителями и родителями, выбрать наиболее рациональную стратегию ее преодоления.

Третья группа обследованных была самой разнообразной по содержанию психологических проблем, вызвавших нарушения школьной адаптации. Так как причины школьной дезадаптации в данном случае лежали в сфере межличностного взаимодействия, использование Методики в отношении данной группы подростков представлялось особенно полезным.

В начале процедуры тестирования довольно много времени уходило на установление доверительного контакта с этими под ростками. При формировании списка персонажей важно было включить в него лиц, задействованных в конфликте (ими могли оказаться учителя, родители, одноклассники). Поэтому мы не все гда придерживались ролевых позиций "Родитель - Взрослый - Ребенок" и стремились к тому, чтобы персонажи были участника ми актуальных отношений, связанных с обучением в школе. Таким образом, в центре диагностики и последующего обсуждения ока зывались межличностные отношения подростков.

В данной группе преобладали эмоциональные конструкты, вы ражающие обиду, злость, сарказм и другие негативные эмоции. Часто встречались конструкты, в которые вкладывался перенос ный смысл: "Слишком умный", "Деловой", "Святой" и т. п.

Обращала на себя внимание категоричность в оценках персо нажей по конструктам: оценки преимущественно располагались на краях шкалы. В целом система конструктов отличалась жестко стью (от 30% до 60% значимых корреляций), свидетельствуя о напряжении подростков, связанном со школьной адаптацией. Силь но коррелирующие пары конструктов встречались редко.

Анализ содержания факторов и распределения персонажей между их полюсами часто обнаруживал действие нерациональных психоло гических защит. Доминировали механизмы проекции, свидетельствую щие о склонности этой группы подростков переносить собственные не достатки на эмоционально неприемлемых персонажей. Анализ инфор мации, имеющей отношение к самооценочным персонажам, нередко выявлял завышенную самооценку обследуемых.

При обсуждении результатов тестирования во многих случаях рас крывалась эгоцентрическая позиция консультируемого подростка, сфор мировавшаяся вследствие разных причин. Иногда она была связана с психопатологией. Например, по просьбе преподавателей нами была про тестирована ученица 10-го класса. Оказалось, что необычное поведение девочки обусловлено заболеванием - эпилепсией. Психологическая кор рекция подростка в таких случаях достаточно сложна. Прежде всего не обходимо работать с преподавателями и формировать у них адекватное отношение к больному ребенку. В этих целях мы и использовали резуль таты тестирования.

Многие конфликты подросткового возраста связаны с неприз нанием личности подростка взрослыми и, в частности, родителями. Это может быть причиной побегов из дома, бродяжничества, поисков референтной группы, в которой подросток получит при знание как взрослый самостоятельный человек. Конфликты тако го рода хорошо раскрываются в ходе тестирования, а результаты этого тестирования оказываются полезными для корректировки позиции родителей.

Излишняя родительская опека, по нашим данным, препятствует нормальной социализации подростка. Так называемые "домашние" дети, как правило, находятся в социальной изоляции от сверстни ков-подростков. Часто это выливается в конфликт: над подростком начинают достаточно зло подшучивать, в результате чего он перестает'ходить в школу. В данной ситуации результаты тестирования использовались нами для позитивной психотерапии ребенка, в час тности, для формирования у него самостоятельности.

Мы специально не занимались подростками четвертой груп пы, имеющими нарушения социальной адаптации. Однако можно отметить, что в силу своего проективного характера Методика позволяет получить важную информацию (отношения в референт ной группе, скрытые мотивы поведения), необходимую для рабо ты и с этими детьми.

Мы остановились только на тех сферах применения Методики, в которых нами получен наиболее солидный материал. В целом, как уже было показано ранее, область ее применения гораздо более обширна.

Назад | Содержание | Вперед