SpyLOG

9.2. Семейное консультирование

Пример № 4. На выездной сессии в г. Таллинне к нам обратился Игорь, 23 года, с жалобами на свои личные и семейные проблемы, которые он не мог решить самостоятельно. Игорь имел среднее образование, работал ме неджером в одной из частных фирм. Работа его вполне устраивала. Он об щался с ограниченным кругом друзей, ценил хорошее отношение к себе, общением в целом был удовлетворен. Игорь не имел дурных привычек, лю бил что-нибудь мастерить, серьезно занимался единоборством. Жена была на четыре года младше Игоря, сыну шел второй год. Игорь всегда помогал жене ухаживать за ребенком. Он говорил, что очень любит сына и жену, но в последнее время в их отношениях появились проблемы. По его словам, жена приревновала его к одной женщине, с которой у него были чисто дружеские отношения. Когда жена с ребенком находились в отъезде, он встречался с этой женщиной просто для того, чтобы поговорить, делился с ней своими переживаниями. Однако жена не верила Игорю и постоянно упрекала его этими встречами.

Отношения с женой осложнялись высокой возбудимостью Игоря. Иногда он терял контроль над своим поведением и в эти моменты бывал крайне жестоким. Был случай, когда он увидел, что какой-то парень вскрыл его машину и пытается ее обворовать. Он избил его так, что тот получил серь езные травмы. Когда Игорь собирался слегка "проучить" жену, то всегда срывался и проявлял жестокость. Однажды Игорь чуть не задушил жену: "Я хотел только немножко придавить ей горло, но руки сами сжались, и я отпустил ее только тогда, когда она начала хрипеть. Я сам очень сильно испугался. Но у меня это получается как-то автоматом." Их семейные отношения стали очень напряженными. Жена с ребенком ушла жить к его мате ри, и Игорь остался в квартире один. Он хотел бы убедить жену в том, что его жестокость больше никогда не повторится, доказать ей, что он не допускал супружеской неверности.

Мы предложили Игорю отвлечься от своих проблем и пройти психо логическое тестирование, на что он согласился.

На этапе формирования списков персонажей и конструктов (рис. 27), мы выяснили, что "мать - человек "деловой", то есть проявляет беспокойство и суетливость там, где следует проявить разумность". Она руководит предприятием, где работает Игорь. Своего отца Игорь по мнит, но контактов с ним не поддерживает - родители в разводе. Он часто встречается с бабушкой и дедушкой, которые живут с ним в одном городе. В юности, поссорившись с матерью, он находил у них убежище. Бабушку Игорь считает добрым и мягким человеком: "Она всех только просит, хотя могла бы требовать". С дедушки он во всем брал пример и до сих пор прислушивается к его советам. Так что "родительские" конст рукты выражают, скорее всего, потребность Игоря в спокойном и мяг ком поучении.


В отношениях к женой Игорь чувствует себя покровителем и ему приятно, когда она это покровительство принимает. Конкурентные отно шения с младшей сестрой обусловлены тем, что ей, по его мнению, от матери достается больше материальных благ. Это объяснение может быть не совсем объективным, поскольку мы знаем, что самому Игорю от матери достались квартира и машина. Ирина - это та самая школьная подруга Игоря, к которой его ревнует жена. Игорю нравится спокойный характер Ирины. Муж Ирины - родственник жены, и они всегда дружили семьями. Можно отметить, что референтные отношения типа Взрослый-Взрослый у Игоря сложились преимущественно с женским полом. В этих отношениях ему нравится покровительствовать, он стремиться к спо койствию и не очень любит конкурентов. Хороших друзей среди мужчин, по словам Игоря, у него нет.

Роман - это сын Ирины, Александр - племянник клиента, а Игорь - его полуторагодовалый сын. По характеру "детских" конструктов можно догадаться, что у Игоря в роли отца преобладают директивные тенден ции - ему явно не нравятся упрямые и жестокие дети, особенно, если они чувствуют себя безнаказанными.

Оценивая себя, Игорь говорил, что ему недостает деловой хватки, и это мешает ему открыть свое дело. Характеризуя "Я-реальное", он, не задумываясь, назвал свое отрицательное качество - вздорность, кото рая по существу отражает его эксплозивный характер. Говоря о своих особенностях в детском возрасте, он отметил, что вплоть до конца подросткового периода, ему очень мешали робость и застенчивость. Чтобы их преодолеть, он начал усиленно заниматься спортом и теперь почти избавился от этих качеств.

Доля значимых корреляций между конструктами составила 26.73 % (рис. 28), что свидетельствует об отсутствии чрезмерного напряжения и состояния стресса. Слишком высоких корреляций между конструктами нет. Это свидетельствует о том, что каждый конструкт представляет со бой самостоятельную меру отношений с людьми.




Главный фактор содержит четыре значимых конструкта (рис. 29). С одной стороны, Игорь различает людей "стеснительных, ленивых, хлад нокровных, тянущихся к нему", а с другой - "не стеснительных, хватких, вздорных, не тянущихся к нему". К числу первых он относит Романа,а также "Я-детское" и "Я-реальное". "Я-идеальное" находится несколько ближе к другому полюсу. Жена расположена близко к "Я-идеальному" и находится на одном уровне с "конкурирующей" сестрой и матерью.

Мы предположили, что в этом факторе отражается деловая позиция Игоря. Он подтвердил, что с точки зрения отношения к делу такое расположение персонажей соответствует его представлениям. Расположе ние "Я-детского" и "Я-реального" на одном уровне, он прокомментиро вал следующим образом: «Делом я хотел бы заниматься только по необ ходимости, потому что душа моя не расположена к этому.»

Фактор № 2 содержит пять значимых конструктов (рис. 30) и явля ется эмоциональным по содержанию. Левый полюс воспринимается Иго рем как неприятный. Здесь находятся люди "жестокие, дерганые, дело вые (в смысле - суетливые) и жесткие", которые, по мнению Игоря, его отвергают. К ним он относит детей, в том числе своего маленького сына, и мать. Здесь же расположено и "Я-реальное", что указывает на нали чие внутреннего конфликта. Правый полюс, куда относятся "добрые, спо койные, разумные и мягкие" люди, для Игоря эмоционально приемлем. Его идеал находится на одном уровне с женой, но все-таки еще более приятными людьми оказываются бабушка, дедушка и Ирина.

Следует вспомнить о том, что до начала тестирования Игорь говорил о своей любви к сыну и жене. Уточняя данный вопрос в процессе обсуждения второго фактора, мы услышали, что появление ребенка внесло диссонанс в отношения Игоря с женой: "Я действительно ловлю себя на мысли, что сын для нее теперь - все, а я ничего не значу." Таким образом, выявленное "конкурентное" отношение к сыну раскрывает эгоцентрическую позицию Игоря, которая проявляет себя на уровне эго-состояния "Я-ребенок" и на сознательном уровне не одобряется. Осознание данной позиции поможет Игорю ее скорректировать

 

.



Фактор № 3 содержит четыре значимых конструкта (рис. 31). Вместе с Игорем мы выяснили, что в третьем факторе отражаются волевые качества человека. Левый полюс включает "упорство, спокойную после довательность в принятии решений, способность выдерживать конкуренцию и быть образцом для других". Именно таким Игорь находит себя в юношеском возрасте ("Я-детское") и утверждает, что теперь он стал "тряпкой" ("Я-реальное"). Поэтому его идеал близок к образу себя в детстве и к дедушке. "Я-реальное" похоже на мать и Ирину. Своей "мяг котелостью", по его мнению, они обе способствовали его разрыву с женой (мать - тем, что приютила ее, а Ирина - тем, что явилась центром семей ного конфликта).

На основании проведенного психологического анализа мы пришли к следующему заключению.

•  Общий уровень психического развития Игоря соответствует возрасту и полученному образованию - его конструкты имеют высокую сте пень когнитивной сложности.

•  Среди личностных особенностей следует отметить эпилептоидные черты характера и склонность к реакциям перенесения. Психологические проблемы семейного содержания, безусловно, связаны с личностными особенностями, но ъ настоящее время они но сят отчетливо ситуационный характер.

•  Позиция Игоря по отношению к семейной проблеме явно активная - ведь он сам обратился за психологической помощью. Однако регулировать свое поведение ему не всегда удается, и этому мешают нерациональные психологические защиты (перенесение и агрессия). Поэтому он нуждается в психологической коррекции.

5. Адаптационный потенциал Игоря несколько ограничен особенностями характера, но прогноз в отношении актуальной проблемной ситу ации должен быть благоприятным. Игорь стремится активно решать свои психологические проблемы, у него нет признаков дезадаптации (Глава 1). Успешной адаптации в данном случае мешают нерациональные психологические защиты и противоречивая самооценка. В частности, у Иго ря выражены реакции перенесения в форме проекции своего детского эго-состояния («Я-детское») на сына и других персонажей. Он склонен искать причины своих конфликтов в окружающих (экстрапунитивный тип реакций). Преобладающая экстернальная стратегия адаптации находит выражение в его агрессивности. Таким образом, психическая адаптация Игоря нуждается в коррекции.

С точки зрения позитивной психотерапии важно отметить, что на сознательном уровне Игорь не разделяет позицию своего детского "Я". Возможно, это принесет пользу в процессе предстоящей психотерапевтической работы.

Пример №5. По совету Игоря, через день на консультацию при шла его жена Габриэлла, возраст - 19 лет. Внешне она выглядела совер шенно юной и хрупкой девушкой, очень эмоциональной и экспансивной. При разговоре о проблемах на глазах у нее то и дело наворачивались слезы. Она успокоилась, когда мы начали процедуру тестирования.

В процессе формирования списка персонажей (рис. 32), мы узнали, что у Габриэллы в детстве были очень сложные отношения в семье. Отца она не помнила. По ее словам, мать всегда была занята своей жизнью, и между ними были враждебные отношения. Последний муж матери, которого Габриэлла называла отчимом, появился после того, как она ушла из дома после очередной ссоры.

Покинув дом, Габриэлла долго не знала, куда ей деться, ее посещали суицидные мысли. Тогда ее приютил Игорь, у которого была своя квартира, и они жили сначала "как друзья" (Габриэлле в то время шел шестнадцатый год). Она оставила дневную школу и стала учиться в вечерней (надо было работать). Школу окончила успешно и хотела учиться дальше, но родился ребенок, и она без специального образования стала работать бухгалтером.

По содержанию выявленных конструктов (рис. 32) видно, что к "родительским" персонажам Габриэлла не испытывает теплого эмоционального отношения. Отчим иногда принимал участие в ее жизни, и она довольна тем, что он человек разумный и ровный: "Не такой психованный как мать". Она благодарна свекрови за проявляемую "терпеливость", осо бенно во время ссоры с Игорем.

Габриэлла считала, что их брачный союз возник не из любви, а из дружбы: "Просто он очень хороший, отзывчивый человек и любит де тей". Она считала этот брак не прочным и боялась, что Игорь влюбится и бросит ее: "Он мечется между мной и Ирой... Меня охватывает дрожь, когда я смотрю с балкона на ее окно, а если я встречаю ее на улице, то хочется в нее вцепиться." Внести Иру в список персонажей Габриэлла не согласилась. Она сказала, что при мысли об Ире у нее начинает болеть голова, колет в сердце, а по ночам из-за этих мыслей она страдает бессонницей.

Кира и Юля - подруги Габриэллы. В первой ее привлекает практичес кий склад ума: "Она всегда знает, как поступить правильно." Вторая - "живет по настроению, как будто кроме себя самой ее никто не интересует. Когда я с ней общаюсь, мне самой хочется жить так же." Это отноше ние Габриэлла выразила конструктом "уводит меня", который, по всей видимости, можно понять как "провоцирует меня на спонтанные поступ ки".

Детские конструкты "безобидный" и "нуждается в любви" указывают на недостаток родительского тепла, который она ощущала в детстве. Конструкт "замкнутый", характеризующий сына, скорее отражает нео пытность Габриэлы в роли матери: "Я часто боюсь, что не понимаю, чего он хочет," - поясняла она. В самооценочных конструктах отражается неудовлетворенность Габриэллы собой, в частности, своими эмоциональ ными реакциями.

Доля значимых корреляций между конструктами составляет 42.42% (рис. 33) - это близко к верхней границе нормы. Слишком высокие корреляций имеют три пары конструктов (коэффициент связи: 0.84, 0.88, 0.86).



При обсуждении психологического содержания выявленных связей Габриэлла отметила, что качества "жадность" и "неуравновешенность", так же как "жадность" и "отсутствие любви к детям", у нее связаны с образом матери: "Когда я оценивала других, я не могла отделаться от нее." Сильную связь конструктов "нуждается в любви" и "замкнутый" она объясняла влиянием образа своего сына: "Я постоянно думаю, что с ним будет, если мы с Игорем разойдемся."

Главный фактор содержит шесть значимых конструктов (рис. 34). Следует отметить, что этот фактор получился сложным по содержанию составляющих его качеств. Ясно только то, что левый полюс является принимаемым (расположение "Я-идеального"), а правый - отвергаемым. При этом Габриэлла не видела противоречивости в сочетании качеств на полюсах фактора. На вопрос, действительно ли "удовлетворенный любовью, мудрый, добрый и ровный человек, любящий детей", может быть "злопамятным", она ответила: "Такому человеку все равно могут причинить зло." А на вопрос: "Почему "нуждающийся в любви" человек "глупый"?", - она сказала: "Глупо хотеть того, чего нет." Таким образом, не вдаваясь в трактовку не вполне понятного содержания фактора, мы постепенно выяснили противоречивую позицию Габриэллы, связанную с психотравмирующей ситуацией.

 





В идеале она хотела бы быть похожей на персонажи, расположен ные на левом полюсе фактора (на Киру и сына). При этом она считает, что необходимо помнить о причиненном ей зле и обидах. Вероятно, конструкт "удовлетворенный - нуждается в любви" не случайно вышел на первое место в главном факторе, так как он выражает основную психо логическую проблему нашей пациентки - неудовлетворенную потреб ность в любви. Ее высказывания, типа "глупо хотеть любви, которой не существует в природе", свидетельствуют о включении в адаптивный про цесс механизмов рационализации.

Фактор № 2 содержит четыре значимых конструкта (рис. 35). Во втором факторе самый большой вес имеет детский конструкт Габриэл лы "центр скандала". При обсуждении этого фактора она высказала мысль, что до настоящего времени ее преследует какой-то рок, потому что вок руг нее неизбежно возникают конфликтные ситуации. В частности и теперь, когда она стала жить у свекрови, ухудшились отношения свекрови с дочерью (Маша - это младшая сестра Игоря). "Раньше я замечала, что приношу людям одни неприятности. Теперь замечаю это меньше, но все-таки и сейчас это так", - вздохнув, сказала она. По-видимому, в этом отразилась склонность пациентки к рефлексии и болезненному самоанализу. В то же время в своей склонности порождать конфликты она считала виновной мать. Данную позицию Габриэллы вряд ли можно бы стро изменить, так как она имеет слишком давнюю предысторию. Одна ко при проведении психотерапии, в данном случае семейной, ее необходимо учесть и познакомить с ней Игоря. Игорь не подозревал, что его жена во многом полагается на судьбу, а напротив, считал ее слишком независимой.

Фактор № 3 содержит три значимых конструкта (рис. 36). Совместно с Габриэллой мы проинтерпретировали полюса третьего фактора. Левый полюс относится к непонятым людям, которые в значительной мере беспомощны и "нуждаются в любви". Правый - напротив, к тем, кто "открыт", понятен для окружающих, удовлетворен и может "постоять за себя". Габ риэлла назвала это своими словами: "Слева - любовь защищенная, а справа - беззащитная." Заметим, что к этому времени она отвлеклась от своего прежнего состояния и стала охотно шутить. Тот факт, что она наделила чертами беззащитной любви мужа и его близких, мы в дальнейшем ис пользовали на совместной семейной консультации.

На основе полученных данных мы сформулировали следующее пси хологическое заключение.

•  Общий уровень психического развития по данным беседы, на блюдения и тестирования можно оценить как достаточно высокий.

•  Личность - невротическая, причем истоки невротического разви тия личности лежат в семейном воспитании.

•  В настоящее время психологическая проблема семейного содер жания имеет ситуационный характер, однако субъективная психическая ситуация не вполне совпадает с объективной. Очевидно, что представления партнеров о проблемной ситуации не совпадают.

•  Позиция клиентки активная, но эта активность в настоящее время имеет патологическую направленность в сторону образования невроти ческих симптомов.

•  По всем признакам видно, что Габриэлла переживает проблем ную психическую ситуацию, которая генерализованно захватила всю ее личность. Активная адаптация в настоящее время заходит в тупик. Она предприняла попытку ухода от психотравмирующей ситуации - ушла жить к свекрови - но это внесло еще больше напряжения в ее отношения с близкими людьми, и она почувствовала себя виновницей новых конф ликтов. У нее просматриваются элементы психологической защиты в форме рационализации. Мы также предполагаем работу механизмов вытеснения и подавления. Примечательно, что ни при первой, ни при последующих встречах она и словом не обмолвилась о том, что истин ной причиной ее ухода к свекрови было то, что муж чуть не задушил ее. На первый план в ее переживаниях выступают ревность к сопернице и страх потерять мужа. Психологическая защита клиентки очень слабая. Нарастают симптомы психической дезадаптации. Психосоматический ра дикал синдрома дезадаптации выражается в снижении аппетита, нарушении сна, головных болях и болях в сердце. Клиентка уже неделю не ходит на работу, так как на работе у нее "все валится из рук и она не может заставить себя думать о делах". В итоге можно сделать вывод об остром нарушении психической адаптации, при котором необходима пси хотерапевтическая помощь.

Позитивная психотерапия в таком состоянии малоэффективна. Пер воначально необходимо провести медикаментозную терапию с целью снять избыточное эмоциональное напряжение. Для дальнейшего веде ния мы передали клиентку с соответствующими рекомендациями мест ному психотерапевту. Предварительно мы провели совместную консуль тацию, на которой присутствовали Габриэла, Игорь и их будущий се мейный психотерапевт, которого они выбрали сами. В заключение кратко опишем ход этой консультации.

Супруги пришли к назначенному времени, по-видимому, из разных мест. Вначале атмосфера была очень напряженная, так как наши парт неры проявляли выраженную подозрительность и недоверие друг к дру гу. Порой они даже забывали о присутствии двух консультантов и начи нали выяснять отношения между собой. С трудом удалось их успокоить, предложив без лишних эмоций еще раз проанализировать результаты психологического тестирования. Предварительно мы договорились с ними о такой консультации, и они доверили нам вести это совместное обсуж дение.

В ходе обсуждения мы старались не разделять и не порицать ничь их позиций. Мы подчеркивали, что их нужно принять такими, какие они есть, что мнение друг друга необходимо учитывать для восстановления нормальных взаимоотношений. Постепенно настороженность и недове рие уступили место любопытству, а затем и настоящему интересу к ре зультатам тестирования партнера. Имея опыт интерпретации собствен ных данных, Габриэла и Игорь с пониманием оценивали результаты друг друга. Возник лишь один неприятный инцидент, когда Габриэлле пока залось, что по второму фактору Игорь наградил ее соперницу Ирину более положительными характеристиками. Она вспылила и даже вышла из кабинета. Пришлось защитить Игоря, мы сказали Габриэлле: "По- видимому, такая характеристика относится к тебе не как к человеку вообще, а к твоему теперешнему состоянию. Наверное, в глазах Игоря сейчас ты действительно выглядишь более "дерганой, неразумной и жестокой", и он сомневается, действительно ли тебя тянет к нему в такой же степени, как это было раньше. Ирина же не переживает такого состояния, которое переживаешь ты. Кроме того, вы обе находитесь рядом, на положительном полюсе его отношений. Поэтому вряд ли в этом факторе можно усмотреть предпочтение Игорем одной из вас."

Со стороны Игоря вслед за этим прозвучало несколько упреков в сторону Габриэллы, но они были не столь резкими, как в начале совме стных контактов. Это еще раз подтвердило, как нелегко супругам восстанавливать отношения и признавать позиции друг друга, но начало этой встречей все-таки было положено. Следует отдать должное компь ютерному экрану, на который супруги смотрели как привороженные. Оче видно, что к словам друг друга у них было намного меньше доверия, чем к строчкам их же собственных слов на экране компьютера.

С консультации супруги ушли вместе, по имеющимся у нас катам-нестическим данным, они уже полгода живут в мире. Как сложатся их дальнейшие отношения - покажет время.

Пример № 6. В этом примере описывается семейное консультиро вание родителей уже знакомого нам Ильи (пример № 3).

Родители прихошли на консультацию в связи с проблемами мальчика. Елена (мать Ильи) жаловалась на чувство усталости и нервность. Она говорила: "Я как ломовая лошадь тащу весь семейный груз, и нико му нет до меня дела. Ребенок - урод - после работы надо мчаться за ним в гимназию, иначе забудет что-нибудь или потеряет по дороге порт фель. Муж как бревно лежит на диване, и если спросишь его, почему не вынесено мусорное ведро, он невинно ответит, мол, ты мне этого не говорила. В общем, я устала и вся издергалась." Вид у нее действитель но был утомленный, руки и голос дрожали, глаза были влажные.

Елене 43 года, но выглядела она несколько старше своего возраста. Худощавая, высокая, с мужеподобной фигурой и неженственно рез коватыми движениями, она производила впечатление довольно стенич- ной женщины. Судя по ее рассказам, она действительно проявляла чрез мерную активность и на работе, и дома. При этом ощущался явный не достаток внимания к своей внешности - не причесана, не накрашена, одета кое-как. Мы прервали многословные жалобы клиентки и предло жили приступить к процедуре тестирования.

С персонажами Елены (рис. 37) мы уже частично знакомы по дан ным тестирования Ильи. Елена характеризует мать (бабушку Ильи) кон структом "категоричный": "С ней часто возникают конфликты по поводу воспитания сына. Кроме того, она вмешивается в мои отношения с му жем." Хамулин - давний друг семьи. Когда-то они дружили семьями, но теперь он развелся. Однако для Елены Хамулин - личность авторитетная, так как "у него есть чему поучиться". Хамулин и его бывшая жена Муза - оба вхожи в дом наших клиентов, но принимают их по отдельно сти. Муза, по словам Елены, любит поучать, но сама "вызывает жалость". Это люди более старшего возраста, и у них есть взрослая дочь, которая также включена в список персонажей (Оля).

Саша - муж Елены. Ира и Вова - это еще одна семья, с которой дружат наши супруги. Заметим, что для проведения позитивной семей ной психотерапии мы старались выбирать персонажи, известные обоим супругам. Это позволяет сопоставить их позиции по отношению к одним и тем же людям. Хорошо было бы в качестве детского персонажа включить кого-либо из друзей Ильи, но таких не оказалось. Елена пожелала включить свою племянницу Киру.

Совместный анализ системы конструктов позволил сделать следу ющие выводы. Родители не являются для Елены авторитетом. Мать она считает неудачницей, отца своего не знает (он давно ушел из семьи). Неудовлетворенная потребность в родительской опеке отражается в кон структе "авантюрист", которым Елена охарактеризовала Хамулина - ав торитетный для нее "родительский" персонаж. На противоположном по люсе этого конструкта находятся "нерешительные" люди, на которых нельзя опереться. В отношениях "Взрослый-Взрослый" Елена катего рична в оценках ("приспособленец"), ценит интеллектуальные качества и привыкла брать ответственность на себя (муж Саша - "неприспособ ленный"). В отношениях с младшим поколением ее больше всего беспо коит проблемность детей и собственный недостаточный контакт с ними (заметим, что Елена относительно поздно родила ребенка и сама вы росла единственным ребенком в неполной семье). В самооценочных кон структах звучит сожаление о том, что жизнь утратила былой романтизм, а также желание проявлять в ней еще больше упорства.

-

 

Доля значимых корреляций между конструктами составляет 25.76% (рис. 38), что свидетельствует об отсутствии стресса. Слишком высокую корреляцию имеет одна пара конструктов (коэффициент связи: 0.83).

Эта корреляция отражает категоричность Елены. Она интерпретировала ее следующим образом: "Терпимый человек не может добиться цели. Быть терпимым - значит все и всем прощать."

Главный фактор содержит пять значимых конструктов (рис. 39). Са мый большой вес в главном факторе получил конструкт "добивается цели - не настойчив", отражающий стеничность Елены. Сочетание характеристик на полюсах фактора было для нее понятным: "глупые", не являющиеся "приспособленцами", "терпимые" люди "трудны" в обраще нии и не могут быть настойчивыми. "Настойчивый" же человек - "ум ный", "не терпим" к недостаткам других, должен быть "приспособлен цем". Тогда он "легкий" в обращении. Эту сложную и неординарную позицию по отношению к людям Елена высказала со свойственной ей категоричностью.

-



 

Из распределения персонажей на оси фактора наглядно видно, что Саша (муж) и Илья (сын) в данном случае далеки от идеала Елены. Ее самооценки последовательно смещаются в сторону противоположного полюса. Между "Я-реальным" и "Я-идеальным" располагается Ха- мулин со своей дочерью Олей.

Фактор № 2 содержит тоже пять значимых конструктов (рис. 40). Самый большой вес во втором факторе имеет конструкт "авантюрист", который отражает положительное для Елены качество. Это качество она приписывает "Я-детскому" и "Я-реальному", хотя в идеале хотела бы эту черту в себе несколько умерить. "Авантюристичность" в представлении Елены связана с "коммуникабельностью", "нетерпимостью", "глубиной" и "категоричностью". По ее мнению, все эти качества также заслужива ют положительной оценки. К положительному полюсу она относит мать и Музу, которые "сумели сделать для себя выбор", и, в несколько меньшей степени, Хамулина, Иру, Илью, Олю и "Я - идеальное". Саша (муж) снова оказывается на противоположном отрицательном полюсе.

Фактор № 3 содержит четыре значимых конструкта (рис. 41). Этот фактор, как оказалось, состоит из двух обособленных пар конструктов. По некоторым комментариям Елены мы поняли, что "высокая духовность" не вызывает у нее жалости, потому что "духовный человек сам найдет свой путь и не нуждается в жалости." Другая пара конструктов ("неприспо собленный" и "не настойчив") может быть объединена характеристикой, для которой хорошо подходит выражение: "Рожденный ползать - летать не хочет." Елена приняла этот афоризм и добавила: "Духовность и со стоит в том, что человек видит свой полет". Тогда мы попытались проин терпретировать левый полюс фактора как "полет с подрезанными кры-. льями", на что встретили оживленную эмоциональную реакцию: "Я дей ствительно всю жизнь летаю с подрезанными крыльями, только я не знала, что сама к этому стремлюсь."

На основании полученных данных мы составили следующее психо логическое заключение:

•  Уровень психического развития без сомнений можно оценить как достаточно высокий.

•  В личности не выявлено каких-либо особенностей темперамента или характера, затрудняющих психическую адаптацию. Напротив, отме чена высокая стеничность. Обращают на себя внимание своеобразие не которых представлений и экстернальная стратегия в поведении Елены. Всех окружающих ее людей она хотела бы изменить по своему усмотре нию, не желая принимать их такими, какие они есть.

•  Несмотря на жалобы невротического характера, признаков пси хической дезадаптации у Елены не обнаружено. Отсутствуют так же ат рибуты, обязательные для проблемной психической ситуации: наличие актуальной потребности, незнание путей ее удовлетворения, высокая степень эмоционального напряжения и т. д. Елена окружена конфликта ми, которые проходят осевой нитью через всю ее жизнь в связи с ее характерологическими особенностями и теми жизненными позициями, которые она приобрела в индивидуальном опыте. Таким образом, мы не выявили у Елены психологических проблем, но констатировали ее высокую конфликтность.

•  Жизненная позиция активна. Елена способна даже подавлять своей активностью окружающих. Очевидно, что это существенно повлияло на
психическое развитие ребенка, мешая формированию его самостоятель ности. К сожалению, Елене недостает самокритичности, чтобы осознать
отрицательные стороны этой позиции.

•  В результате психическая адаптивность, безусловно, снижеяа и нуждается в психологической коррекции.

Пример № 7. Саша (отец Ильи) пришел на консультацию исключи тельно по настоянию Елены. Ситуация с сыном ему представлялась хотя и проблемной, но совершенно понятной и объяснимой: "Если бы она (Елена) не суетилась и не дергала всех, все бы было нормально." При нять участие в оказании помощи Илье он охотно согласился, и мы при ступили к процедуре тестирования.

В списке персонажей (рис. 42) - в основном знакомые по материа лам обследования Ильи и Елены имена. Как уже отмечалось, для семей ной психотерапии это важное условие. В данном случае предложенный список персонажей совпал с референтной группой Саши, и мы внесли в него только некоторые изменения. Но можно было бы следовать и иным путем: в обычном порядке выявить персонажи и конструкты Саши, а затем в список дополнительных персонажей внести тех лиц, в отноше нии которых нам было важно сравнить взаимные позиции супругов.

 


 



 



Зоя - мать Саши. Она играет значительную роль в его жизни, но с Еленой практически не встречается. Юра - сын начальника Саши: по отношению к нему Саша испытывает отеческие чувства.

В "родительских" персонажах Саша ценит "душевность", "разум ность" и "альтруизм", (характеристика "себялюбивый" по отношению к Хамулину имеет отрицательную модальность). В отношениях "Взрослый - Взрослый" ему импонируют "отзывчивость", "видение поля" и "деловитость". В "детских" персонажах он положительно оценивает интеллекту альные способности, осуждает "хитрость" и "лень".



В самооценках он сожалеет по поводу своей вспыльчивости ("распущенный"), и выражает желание проявлять больше ответственности и заботы. По его словам, реализации этого желания мешает очень высокая инициативность жены.

Доля значимых корреляций между конструктами составляет 36% (рис. 43). Слишком высоких корреляций (>0,8) нет. Это свидетельствует о достаточном совершенстве системы конструктов.

Главный фактор содержит четыре значимых конструкта (рис. 44). Левый полюс фактора Саша пояснил следующим образом: "В безответ ственности меня больше всего упрекает жена. Мне кажется, что в этих характеристиках отражается ее взгляд на меня. Но я себя таким не считаю. Скорее мне подходят те качества, которые написаны справа. Надо сказать, что быть серьезным и сдержанным в этой ситуации мне тоже изрядно надоело." По данным комментариям можно предположить, что Саша склонен к интроекции. Елена по этому фактору совпадает с его "Я- реальным" и характеризуется как человек "серьезный, активный, сдер жанный и простой".

Фактор №2 содержит четыре значимых конструкта (рис. 45). Характеристики левого полюса второго фактора относятся к Елене и к матери.

В данном случае они близки к идеалу Саши. Он согласился с мыслью, что жена в настоящее время во многом для него играет роль матери. На вопрос, почему они получились бездельницами, он ответил, не задумываясь: "Они только с виду деловые, а по существу их суета никому не нужна." Таким образом, объяснение данного полюса у клиента не вызвало затруднений. "Черствый", "глупый", "деловой" и "себялюби вый" - это характеристики отрицательного полюса главного фактора, на котором располагается семья Хамулиных.

 


Фактор № 3 содержит пять значимых конструктов (рис. 46).


На левом полюсе - "душевный, сдержанный и себялюбивый бездельник" находится сам Саша ("Я-реальное") и его сын Илья. Такое положение очень близко к идеалу Саши. Жена Елена вместе с его матерью распо лагаются ближе к другому полюсу фактора и характеризуются как "без душные, упрямые, распущенные и деловые альтруистки." Саша проком ментировал этот полюс следующим образом: "Они ведь материнские обязанности выполняют не от души, а потому что по положению матери должны быть альтруистками."

В заключении по поводу психологического диагноза Саши отметим, что, на наш взгляд, он не имеет своих внутренних проблем и не замеча ет проблем психического развития своего сына Ильи.

Перед проведением совместной семейной консультации мы задума лись над вопросами врачебной этики. Может ли психотерапевт навязы вать свою помощь психически здоровым родителям, которые по законам клиент-центрированной психотерапии сами должны нести ответственность за свою жизнь? Мы решили, что в данном случае главным клиентом в этой семье является ребенок - Илья, психологические проблемы которого (становиться взрослым или оставаться ребенком) могут существенно повлиять на его психическое развитие. Илья действительно нуждался в психотерапевтической помощи, потому что в существующих условиях у него формировался психический инфантилизм, который мог стать серь езным ограничением для его социально-психологической адаптации. Мы решили, что наша терапия будет центрирована на Илье и пригласили его на консультацию вместе с родителями.

Пока Илья решал тесты и играл в компьютерные игры, мы обсудили с родителями их взгляды на общих знакомых. Инициатива в обсуждении явно принадлежала Елене. Просматривая Сашины результаты, она то и дело отпускала реплики: "Муза - умная. Ну ты даешь! Она же дура наби тая!... Откуда ты взял, что Хамулин себялюбивый? Конечно, он всегда утирает тебе нос... Вы с Ильей оба - таланты, за вами только горшки выноси!.. То, что ты распустился - это я знаю точно, только не думаю, что ты собираешься стать заботливым."

При знакомстве с главным фактором Елена сказала: "Да, я серьез ная, активная, сдержанная и простая, но при чем здесь ты - ты должен быть слева, ты ведь еще не вырос из ребенка."

Увидев третий фактор, Елена сильно возмутилась: "Я так и думала, что ты считаешь меня бездельницей!" - воскликнула она. "Ну вот, сколько для вас ни старайся, это все равно не будет оценено!" Саша начал успокаивать Елену, и по этой сцене мы догадались, что в их семейных отно шениях практикуется социально-психологическая игра, описанная Э. Бер ном под названием "Попался, негодяй!" (4). Взаимные обсуждения протоколов на этом мы приостановили и перешли к персоне Ильи, что вызвало у супругов взаимную заинтересованность.

Мы обратили внимание на то, что Илья вплотную подошел к реше нию вопроса: "Быть взрослым или нет", обсудили реальные психологи ческие проблемы мальчика, которые появятся у него в связи с принятием ответственности за свою собственную жизнь. Наметили направления помощи, необходимой ему от родителей.

После этого Елена еще несколько раз обращалась к нам за консуль тацией. Вначале она принимала все рекомендации. Но через некоторое время стала занимать очень независимую позицию, так что создавалось впечатление, что она просто приходила поучить психотерапевта. При этом ее внешний вид существенно отличался от первоначального в луч шую сторону. Затем, примерно на год, связи с этой семьей были утеряны. Позже стало известно, что Елена решила свои проблемы, связав судьбу с Хамулиным. Илья остался жить с папой. Были основания пред полагать, что он принял решение "стать взрослым", хотя, по словам отца, у него пока еще не все получалось. Сам Саша в психотерапевтической помощи не нуждался.

Назад | Содержание | Вперед