SpyLOG

4. 3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И . ВОСПИТАНИИ - СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Осуществление деятельностного подхода в практике обучения и воспитания имеет чрезвычайно важное значение, которое объяс няется рядом причин социально-экономического характера. Во- первых, в настоящее время современный мир испытывает на себе те последствия многообразного потока информации во всех обла стях знаний. В таких условиях необходимо уметь не только воспринимать ее, но, что самое главное, самостоятельно переработать, отобрать для себя нужное и использовать в практической деятель ности. Во-вторых, масса открывающихся возможностей на попри ще предпринимательства, бизнеса, коммерции и т.д. требует от со временного человека таких личностных качеств, как решительность, от ветственность, предприимчивость, находчивость, инициативность, смелость, энергичность, дерзновенность и др Очевидно, что в та ких условиях возрастают требования к школе как целостной системе образования, дающей базовую общую подготовку будущего полноправного члена общества. Причем следует отметить, что в данных общественно-политических и социально-экономических условиях базовая общеобразовательная подготовка включает в себя, наряду с определенным государственным стандартом объемом зна ний, умений и навыков, обучение технике самостоятельного «добывания» нужной информации для решения различного рода проблем.

Это означает формирование умения, во-первых, вычленять проблемы, во-вторых, искать пути их рационального решения, в-третьих, критически анализировать полученные таким путем знания, в-четвертых, применять данные знания и умения для решения новых задач или задач в новых, оригинальных, нестандартных условиях.

Следовательно, приобретение обязательных классических знаний становится лишь средством, вспомогательным способом целостного всестороннего развития личности учащегося, приоритетной же целью обучения и воспитания на нынешнем этапе развития сферы образования и просвещения, да и общества в целом, является интеллектуальное и нравственное развитие человека.

Исходя из данной формулировки цели образования, государство, объясняя социальный заказ школе, таким образом трактует ее: современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Отсюда вытекает и ряд конкретных задач, которые школа обязана решать, опираясь на требование общества:

  1. воспитание будущего гражданина, легко и гибко адаптирую щегося в меняющихся жизненных ситуациях. Этому будет способ ствовать формирование умения самостоятельно приобретать необ ходимые знания, умение правильно и в нужный момент применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  2. воспитание будущего гражданина, умеющего самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальной жизни трудности, искать пути их преодоления, опираясь на современные технологии как в науке, экономике, технике, так и в быту, обыденной жизни;
  3. воспитание будущего гражданина, умеющего грамотно рабо тать с информацией, т.е. уметь собирать, анализировать необходи мые факты для решения проблем, находить оптимальные варианты выхода из проблемных ситуаций, делать необходимые обобщения и выводы, на их основе устанавливать закономерности, применять полученные новые знания для решения новых проблем и т.д.;
  4. воспитание будущего гражданина, обладающего такими лич ностными качествами, как коммуникабельность, контактность с различными людьми в различных социальных группах, умеющего работать сообща в различных областях, предотвращая или умело выходя из возникающих конфликтных ситуаций;
  5. воспитание будущего гражданина, владеющего навыками самовоспитания.

Таким образом, если школа в какой-то мере продвинется по пути решения данных задач, то в результате такой деятельности общество получит человека, который на протяжении всей жизни сможет найти свое место, применить знания на практике, т.е. он бу дет способным не только генерировать новые идеи, но и претворять их в жизнь на практике. В этом случае человек полностью реализует свои притязания. С другой стороны, общество получит гражданина, способного самостоятельно работать над развитием собствен ной нравственности, культурного уровня, интеллекта в целом.

Следовательно, в настоящее время господствующее положение в сфере образования постепенно завоевывает следующее направление - интеллектуальное и нравственно-духовное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целе сообразную деятельность в различных областях знания.

Именно таким образом объясняется появление и претворение в жизнь педагогической технологии, основанной на индивидуально- личностном подходе в обучении и воспитании. Идеология данной технологии предусматривает пересмотр принципов обучения с це лью их дополнения и нового толкования. Так, например, принцип доступности, понимавшийся ранее как принцип, на основе которог о учащимся предлагался посильный для восприятия материал, те перь трактуется с точки зрения индивидуального развития каждого школьника, что означает такое содержание образования и такой объем нового знания, которое может перерабатывать ученик в зав исимости от личностных особенностей. Кроме того, имеет смысл говорить о таких принципах обучения, как осуществление деятельн остно-личностного подхода, что означает активное участие школьника в процессе обучения на правах партнера по учебному исследованию; принцип единства эмоционального и интеллекту ального предполагает воздействие с помощью различных методов обучения, содержания обучения на потребностно-мотивационную сферу школьника; принцип внутреннего побуждения к учению - не обходимость приятия потребностей и интересов учащихся, основываясь на материале, личностно воспринимаемом обучающимися; принцип индивидуализации обучения, при котором учитель в пер вую очередь формулирует цель обучения, определяет методы и содержание его, позволяющих достичь весьма важных успехов в собственном развитии каждого ученика.

Таким образом, новая педагогическая технология относится к гуманистическому направлению в образовании, особенностью которого является особое внимание к индивидуальности человека, его мнению, четкая ориентация на сознательное активное развитие «самодеятельности» (А. Дистервег). Квинтэссенцией индивидуаль но-личностного подхода в учебно-воспитательном процессе являет ся, во-первых, вовлечение каждого учащегося в активный познава тельный процесс, во-вторых, придание этому процессу личностного своеобразия, самобытности, индивидуальной неповторимости, в- третьих, применение на практике конкретных знаний, осознанно и, что самое главное, оперативно и своевременно, учитывая особенности ситуации, самих знаний как таковых, и что наиболее важно, особенности личности учащегося.

4.4. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОС ПИТАНИИ

Принципы работы учителя были точно сформулированы К.Д.Ушинским (49). Он утверждал, что при обучении следует соблюдать следующие правила: своевременность, постепенность, ор ганичность, самодеятельность, сообразование с силами учащихся, ясность. Однако данные правила требуют от учителя в процессе преподавания построения такой учебной деятельности, которая со ответствовала бы естественно развивающейся детской природе и удовлетворяла бы формированию в ней потребностей и запросов. Это будет возможно при соблюдении четырех условий: постоянство, твердость, нравственность, полезность.

Следовательно, специфика работы учителя с учетом современных образовательных тенденций заключается в том, что значительно расширяются аспекты его деятельности.

Традиционно функции учителя ограничивались лишь сообщающей деятельностью. О том, что этого явно недостаточно, во многих своих статьях и письмах не раз отмечал Н.И.Пирогов. В ча стности, им подчеркивалась важнейшая воспитательная функция в работе педагога. Каждый учитель, по его мнению, должен прежде всего усвоить, «... что наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется, - иногда глубоко, и потому для поверхностного наблюдателя незаметно, - другой важный элемент -воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не зна ет всех свойств науки и выпускает из своих рук такой рычаг, кото рым можно легко поднять большие тяжести».

Несмотря на значимость воспитательного аспекта на всех эта пах урока, который объясняется образованием нравственных со временных убеждений, твердой и свободной воли, т.е. воспитанием гражданских и человеческих доблестей, составляющих лучшее ук рашение времени и общества, Н.И.Пирогов тем не менее отмечал, что воспитательный элемент не должен стоять на первом месте и быть исключительной задачей. Учитель никогда не должен забы вать свою прямую цель - систематическую передачу знаний в соот ветствии детской природой, т. к. развитие должно опираться на факт, назначение, быть его прямым, конечным выводом, только в этом случае процесс обучения может иметь силу.

Таким образом, Н.И.Пирогов уже в середине XIX века обосно вал важнейшую закономерность обучения, о которой учитель обя зан помнить: единство и взаимосвязь трех функций: образовательной, развивающей и воспитательной.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский, как бы продолжая мысли своего современника, помимо указанных функций деятель ности учителя отмечал, что сущность ее должна заключаться в организации и руководстве самостоятельной исследовательской работой учащихся. Школа существует для достижения своего высше го предназначения: научить ученика не столько понимать, что та кое научная истина, сколько вырабатывать ее у себя самого, созна-1ельно и самостоятельно. С этой целью учителя должны профессионально разбираться в следующих вопросах:

  1. какой способ изложения при данных местных условиях можно считать удобнейшим для сознательного усвоения той или иной пауки;
  2. как направить изложение каждого предмета к развитию той или другой душевной и умственной способности конкретного ученика;
  3. какими средствами возбудить и поддержать внимательность целого класса, столь необходимую для усвоения науки.

Таким образом, краеугольным камнем эффективного обуче ния, способного решить задачи по всестороннему и гармоническо му развитию личности школьника, становится индивидуально-личностный подход. Н.И.Пирогов трактовал его так: «...обучение и воспитание должно быть приноровлено к темпераменту и различ ным способностям каждого - развивать или обуздывать их. Это необходимо потому, что врожденные склонности ребенка, его темпе рамент подсказывают, вполне и всегда, что он должен делать и к чему стремиться» .

Исходя из этого, крупнейший деятель образования России делает вывод о том, что свое предназначение школа может выполнить при одном условии - даровитости преподавателя. В это понятие он вкладывал следующее содержание:

  1. наличие у учителя достаточной общей и специальной подготовки;
  2. высокое нравственное и общекультурное воспитание, т.е. необходимо общечеловеческое и специально-научное образова ние учителя.

Эта идея абсолютно созвучна идее великого чешского гумани ста Я.А. Коменского об универсальности учителя. По его утвержде нию, универсальный учитель - это «пампедический наставник, умелый в обучении всех людей всему, что способствует совершенствованию человеческой природы ради доем тип-имя человеку всецелого совершенства».

Для достижения данной цели необходимо соблюдение трех вещей:

  1. каждый учитель сам должен быть таким, каким должен де лать других;
  2. каждый учитель должен владей, искусством делать других такими;
  3. каждый учитель должен быть ренителем своего дела - должен мочь, уметь, хотеть насаждать мудрость.

Опираясь на данные положения крупнейших ученых-педагогов и общественных деятелей, следует подчеркнуть, что в настоящее время поставленные ими задачи не только не потеряли своей актуальности, но, наоборот, их значение стало еще более очевидным.

В условиях инновационных образовательных процессов, направленных на формирование личности с активной жизненной по зицией, работа учителя еще более усложнилась. В связи с этим пе ред учителем встает прямой вопрос: на каких принципах строить весь учебно-воспитательный процесс. Психологи (Д.Б.Богоявленская, В.В.Стопин) выделяют два основных принципа:

1) восхождение от социального индивида к личности (по В.В.Столину, социальный индивид способен осваивать окружаю щий мир, овладевать многообразными знаниями, умениями, навыками, деятельностями, подчиняться нормам, правилам, требовани ям; личность - это способность человека совершать выборы, строить свой жизненный путь, соотносить свое «Я» и координировать собственное поведение в системе общественных отношений (48));

2) восхождение от личности к социальному индивиду.

При сравнении данных двух подходов становится очевидным преимущество второго перед первым, которое проявляется прежде всего в самой сути каждого из них.

Первый принцип предполагает формирование личности на ос нове развития социальных качеств. Таким образом, исходя из вы шеуказанных определений социального индивида и личности, главной задачей учителя становится процесс обеспечения соответ ствующих условий для развития знаний, умений и навыков, овладе ния нормами и правилами человеческого бытия и т.д., что как раз и является первоочередным при становлении необходимых социально значимых личностных качеств. Следовательно, основное внимание учитель уделяет формированию познавательной сферы, а эмо циональная остается вне поля его зрения.

Также следует отметить, что ориентация на становление социально индивидных качеств не приводит автоматически к развитию собственно личностных свойств А ведь личность, по утверждению Д.Б. Эльконина, - это «высшая психологическая инстанция органи зации и управления своим поведением, заключающаяся в преодоле нии самого себя» 1 . Следовательно, лишь через актуализацию лич ностного начала возможно в полной мере сформировать и соци ально-индивидные качества.

Таким образом, первый принцип работы учителя характеризу ет традиционный подход к процессу обучения, что ни в коей мере не отвечает сути инновационного обучения

В этом отношении интересен второй принцип, на который может и должен опираться учитель в своей работе.

Суть его заключается в том. что данный принцип ориентиро ван на активное включение личности в педагогический процесс на основе ее жизненного опыта, личностных переживаний. Значит за дача учителя будет заключаться в том, чтобы обеспечить условия для самоопределения личности, ее самопостроения, преодоления себя, созидания собственного жизненного пути. Данное понимание смысла работы педагога как нельзя лучше соответствует как сущ ности инновационных процессов, так и целям воспитания и обуче ния - формирование активной жизненной позиции личности школьника. Следовательно, рассматриваемый принцип - принцип восхождения от личности к социальному индивиду - с полным пра вом можно назвать инновационным принципом работы учителя. Именно он в наибольшей мере отвечает действительным тенденци ям в современной педагогике, которые связывают с понятием лич ностной ориентации в учебно-воспитательном процессе. Исходя из инновационного принципа работы учителя, индивидуально- личностный подход в школьной практике означает построение обучения и воспитания таким образом, чтобы учащиеся ощущали себя субъективно свободными, что означает:

  1. постоянное самоопределение,
  2. поиск смысла жизни и себя в жизни;
  3. постоянное построение собственной личности;
  4. преодоление себя, своих сомнений, личностного дискомфорта;
  5. самостоятельное определение личностью, что она познает, делает и т.д.;
  6. выработка своего творческого подхода;
  7. наличие собственного индивидуализированного отношения на происходящее.

Следовательно, специфика работы современного учителя будет заключаться в смене ориентации в процессе формирования лично сти: переход от субъект-объектного подхода к субъект- субъектному, что означает, наряду с передачей и усвоением знаний, умений и навыков, совместный личностный рост, совместное личностное развитие учителя и ученика.

А.Б.Орлов (45) раскрывает следующие принципы такого подхода:

  1. Принцип диалогизации педагогического взаимодействия: позиции учителя и ученика должны быть равноправными, т.е. по зициями соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей.
  2. Принцип проблематизации: учитель не воспитывает, не передает, но актуализирует, стимулирует тенденцию школьника к личностному росту, его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования нравственных поступков, для само стоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем.
  3. Принцип персонализации. Традиционное взаимодействие - это ролевое взаимодействие, т.е. взаимодействуют не личности, а роли, все, что этому не соответствует, изгоняется. Поэтому следует отказаться от ролевых масок, важно включить во взаимодействие и те элементы личностного опыта, которые не соответствуют роле вым ожиданиям и нормативам (чувств, переживаний и т.п.).
  4. Принцип индивидуализации. Традиционное взаимодействие - взаимодействие фронтальное, не ориентированное на личность ученика, его интересы, потребности. Индивидуализация означает выявление и развитие общих и специальных способностей, выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содер жания, форм и методов обучения.

Именно реализация данных принципов даст возможность полностью реализовать личностную ориентацию, создать условия для превращения традиционной школы в подлинную инновационную школу.

Следовательно, совершенствование деятельности учителя должно протекать по следующим направлениям:

  1. преодоление педагогических стереотипов, внедрение нового педагогического мышления в практику обучения и воспитания, гуманизация отношений;
  2. обучение анализу собственной педагогической деятельности;
  3. подготовка к использованию новых прогрессивных форм и методов работы со школьниками;
  4. развитие профессиональной и социальной активности, способности к самопостроению и самореализации собственной личности.

В основе данных направлений лежат три важнейших положе ния, которые и определяют специфику работы учителя в рамках инновационных образовательных процессов: необходимость осу ществления культурологического подхода в деятельности педагога, что означает изучение, осмысление и осознание не только психолого-педагогических дисциплин, но и наук, позволяющих лучше по нять окружающую среду, время и место, в котором работает учи тель; смысл деятельностного подхода к профессиональной работе заключается в возможности еще глубже проникнуть в суть своего дела, до конца понять предназначение учительской профессии как таковой; антропологический подход как нельзя лучше способствует осознанию того, что основа педагогической деятельности - это ре бенок с его интересами, мечтами, фантазиями и проблемами.

4.5.Задания для самостоятельного осмысления:

  1. Сформулируйте сущность идеи индивидуально-личностного подхода в учебно-познавательной деятельности школьника.
  2. Обоснуйте преимущества инновационных методов и форм обучения в сравнении с традиционным подходом к данным струк турным компонентам процесса обучения в рамках решения проблемы активизации познавательной деятельности школьника.
  3. Проанализируйте деятельность учителя, работающего не традиционно, и деятельность учеников, являющихся участниками такого рода обучения.
  4. Составьте примерную схему деятельности учителя, рабо тающего в системе инновационного обучения, цель которого - активизация познавательной деятельности учащихся, отражающей его основные профессиональные и личностные качества.

5. заключение

Итак, современные инновационные образовательные процессы основаны на стремлении школы формировать навыки активной познавательной деятельности учащихся. Иначе говоря, тщательность исследования педагогическими коллективами новых педагогиче ских концепций и технологий, скрупулезность освоения ими современных методов и форм обучения, объясняется общественной ориентацией на личность. В сфере образования данный подход трактуется как индивидуально-личностное обучение и развитие школьника.

Наиболее значимые его черты:

  1. Изменение позиции учащегося в зависимости от характера учебных ситуаций: поисковый характер деятельности - ученик- исследователь; игровой характер - играющий ученик; в ситуации столкновения мнений, защиты своей точки зрения - он спорящий, принимающий решение и т.д. Таким образом, наяву проживание школьником учебного процесса в роли активного его участника.
  2. Дидактический поиск модели обучения, ориентированной на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потреб ностями, интересами и опытом школьников.
  3. Обучение, основанное на рефлексивной деятельности уча щихся как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане, спо собствующее развитию творческого критического мышления, формированию самостоятельного опыта деятельности, определению личностных смыслов.
  4. Создание дидактических условий для самоорганизации уча щихся на самостоятельное познание, в связи с чем процесс обучения приобретает личностную значимость, т.к. формируется индивиду альный опыт, обеспечивается соотнесенность его с жизненными коллизиями. Исходя из этого, взаимодействие учителя и учеников строится в духе стимулирования, побуждения к самостоятельному поиску и осмыслению изучаемых явлений.
  5. Обучение, способствующее реализации воспитательной функции, в результате чего ученики приучаются слушать других, взвешивать и оценивать аргументы собеседников и свои собствен ные, формулировать свои взгляды, позицию в обстановке- оживлен ного обмена мнениями, обращать внимание на мнение меньшинства, убеждать других, не стараясь во что бы то ни стало настоять на своей точке зрения.

Таким образом, инновационные образовательные процессы - это одно из благоприятных условий реализации индивидуально- личностного подхода в учебно-воспитательной деятельности, который означает, с одной стороны, поиск путей решения проблемы ак тивизации познавательной деятельности школьников, а с другой - способ достижения цели воспитания, являющейся ценностным за воеванием человечества - формирование гражданина с активной жизненной позицией.

Назад | Содержание | Вперед