SpyLOG

6.приложения

В приложениях даны подробные технологии методов и форм обучения по предложенной в пособии классификации в зависимо сти от характера восприятия и направленности в процессе обуче ния

Приложение 1

Методы обучения, данные в первом приложении, рассмотрены с точки зрения их популярности в практике учителя, целенаправ ленности, значимости и конкретной технологии применения Мето ды обучения расположены по принципу нарастания степени активности в действиях школьников и даны в строгой алфавитной после довательности в зависимости от их принадлежности к той или иной группе методов обучения, согласно выявленной классификации.

ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ I группа - сообщающие методы обучения Информационно-словесные методы обучения

ЛЕКЦИЯ (от латинского - lectio - чтение) - метод обучения, представляющий собой монологическое изложение учителем учебной информации Цель лекции - передача учащимся определенных знаний из области наук о природе, обществе, технике, культуре Преимущество лекции в том, что за сравнительно короткое время может быть дан большой по объему материал, а благодаря систем ности его подачи у учащихся можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте

Требования к лекции

В средней школе применение лекционного метода целесообразно в следующих случаях

  1. при прохождении нового материала, мало связанного или со всем не связанного с предыдущим,
  2. при обобщении различных разделов пройденного учебного материала, в конце изучения каждой крупной темы,
  3. при сообщении учащимся сведений о практическом примене нии изученных закономерностей,
  4. при разборе сложных закономерностей с применением большого математического аппарата и ряда логических умозаключений,
  5. при изучении тем, характеризующихся особенно широкими межпредметными связями,
  6. при проведении уроков проблемного характера

ОБЪЯСНЕНИЕ - наиболее часто используемый монологический метод обучения, когда учитель сообщает основные сведения, под тверждает их записями на доске Цель метода объяснения изучение теоретического материала различных наук, раскрытие причинно- следственных связей и т д.

При его использовании учитель должен помнить о следующем

  1. точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса,
  2. последовательное раскрытие причинно-следственных связей,
    аргументации и доказательств,
  3. использование сравнения, сопоставления, аналогии;
  4. привлечение ярких примеров,
  5. безукоризненная логика изложения

РАССКАЗ - метод рассказа предполагает устное изложение со держания учебного материала, не прерываемое вопросами учащих ся с целью знакомства с определенными предметами, явлениями, со бытиями или процессами в форме их словесного описания Виды рассказов могут быть разными, в зависимости от его цели, напри мер рассказ-вступление, имеет своей целью подготовку учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение пред полагает непосредственное изложение нового материала, рассказ- заключение подводит итог сказанному, выделяя наиболее значимые выводы, обобщения и т д.

Условия эффективного применения метода рассказа

РАССУЖДЕНИЕ. Цель данного метода - исследование предме тов или явлений, вскрытие причин, анализ внутренних признаков, доказательство определенных положений. В доказательствах выде ляются основное положение, истинность которого доказывается, и суждения, обосновывающие правильность того или аргумента.

2. Перцептивные методы обучения

ДЕМОНСТРАЦИЯ (от латинского - demonstratio -показывание). Данный метод является способом обучающего взаимодействия учителя со школьниками на основе показа в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производ ственных процессов, действия приборов и аппаратов с точки зрения их аналитического рассмотрения и обсуждения, связанных с ними проблем. Цель метода демонстрации - обогащение учеников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, расширение общего кругозора, активизация психических процессов школьника, возбуждение живого интереса к пред мету познания.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от латинского - illustratio - изображение). Данный метод является способом обучающего взаимодействия учителя и ученика с точки зрения создания в сознании школьников с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Основная цель метода иллюстрации - образное воссоздание формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. На основе активизации всех анализаторов и связанных с ними психических процессов ощущения, восприятия, представления возникает богатая эмпирическая база для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности школьников. Метод иллюстрации предпола гает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, эскизов, зарисовок на доске и пр.

Требования к методам демонстрации и иллюстрации:

  1. демонстрируемые и иллюстрируемые предметы должны быть хорошо видны;
  2. восприятие демонстрируемых и иллюстрируемых предметов разными органами чувств, а не только органами зрения;
  3. обязательная постановка вопросов перед наблюдением, что бы обратить внимание школьников на важнейшие компоненты и особенности предметов;
  4. наблюдение демонстрируемых и иллюстрируемых предметов, явлений, процессов в их действии и развитии.

ПОЯСНЕНИЕ, РАЗЪЯСНЕНИЕ, УКАЗАНИЕ. Данные методы сло весного изложения материала позволяют более эффективно сочетать слово и наглядность, помогают учителю вычленять в иллюстрациях и демонстрациях то, что четко и глубоко раскрывает суще ственные признаки изучаемых предметов и явлений, а ученикам по зволяют целенаправленно распределять свое внимание, запоминать существенное и на этой основе делать выводы, являющиеся новым знанием.

Именно поэтому учителю следует помнить о том, что:

  1. необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  2. детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  3. привлекать учеников к нахождению желаемой информации в иллюстрируемом или демонстрируемом материале.

3. Информационно-развивающие методы обучения

БЕСЕДА - диалогический метод обучения. Цель метода беседы - работа учителя с учениками с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих школьников к усвое нию фактов, понятий или закономерностей. Как правило, беседы носят объяснительный характер и рассчитаны на использование ранее усвоенных знаний. Беседа имеет ряд преимуществ:

  1. развивает память и речь учащихся;
  2. делает знания учащихся открытыми;
  3. является хорошим диагностическим средством;
  4. активизирует учащихся
    Требования к беседе:

КОНСУЛЬТАЦИЯ - метод применяется с целью уточнения плана самостоятельной работы ученика, выяснения отдельных проблем и вопросов. Вопросы, задаваемые учителем на консультации, можно разделить на четыре группы:

  1. обусловленные пробелами в знаниях или несформированностью учебных умений;
  2. вызванные неточным, неадекватным восприятием и осмыслением материала, неверно сформированным способом деятельности;
  3. нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющей границы учебного предмета;
  4. проблемные, ориентированные на обсуждение, полемику, вы яснение точек зрения и предполагающие собственную поисковую деятельность школьника.

Консультации выполняют роль своеобразной обратной спят, с помощью которой можно выяснить степень усвоения школьники- ми программного материала.

Несмотря на то, что данный метод является сообщающим, следует приучать школьников к мысли о том, что к консультации надо готовиться: прорабатывать конспект, литературу, чтобы задавать вопросы по существу.

Значение консультации возрастает вместе с ростом значения самостоятельной, индивидуальной работы учеников.

ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ. Цель проблемной лекции - обсуждение непонятных вопросов или наиболее важных, являющихся ключе выми вопросами изучаемой темы. Проблемные лекции отличаю и от обычных тем, что начинаются с вопроса, с постановки пробле мы, которую в ходе изложения учебного материала учитель послед овательно и логично решает или раскрывает пути ее решения. Среди сформулированных проблем могут быть проблемы, взятые из различных областей знаний. Постановка проблемы побуждает слушателей к мысли, к попытке самостоятельно ответить на по ставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу привлекает внимание слушателей.

Логико-педагогический план проблемной лекции содержит три основных этапа:

1. Вводная часть. Формулирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса.

2. Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Демонстрация, опыт (по необходимости). Характе ристика разных точек зрения. Определение своей позиции. Формул ировка частных выводов. Показ связей теории с практикой. Область применения.

3. Заключение. Формулировка основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на во просы.

ПРОБЛЕМНЫЙ РАССКАЗ - строится на основе обычного рас сказа и имеет туже специфику, что и проблемная лекция.

II группа - операционные методы обучения

1 Репродуктивные методы обучения

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Цель лабораторной работы - углуб ленное изучение научно-теоретических основ предмета и овладение современными методами, навыками экспериментирования с примен ением вычислительной техники, современной аппаратуры, приборов. Данный метод обучения применяется для выяснения свойств, причин явления путем настоящего эксперимента в контролируемых условиях. В ее ходе теоретические знания подтверждаются в практ ической деятельности. Тематика лабораторных работ подбирается так , чтобы был охвачен наиболее важный материал учебной дисци плины, для каждой разрабатываются соответствующие методичес кие указания, в которых излагаются ее цели и задачи, организация поведения, указывается необходимое оборудование, приборы, технические средства, перечисляются правила техники безопасности, приводятся требования к качеству подготовки отчетов и порядок их защиты. В ходе работы у учащихся формируются умения наблю дать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков и т.п.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - проводится после изучения крупных тем, разделов и носит обобщенный характер. Основная цель данно го метода - развитие умений пользоваться теорией на практике, за крепление знаний путем вовлечения учащихся в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, выработка навы ков использования вычислительной техникой, умение пользоваться литературой.

Методика проведения практических работ включает в себя следующее:

  1. практические работы должны способствовать выработке умений и навыков выполнения расчетов, решения задач, анализа и т д.;
  2. в процессе практической работы ученики осваивают именно те практические методы, которые могут пригодиться им в жизни;
  3. подготовка практической работы включает подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов, обеспечение практических занятий методическим материалом, проверку готовности класса,
    технических средств обучения;
  4. перед началом практической работы надо ознакомить уча щихся с целями и задачами такого рода занятий, формами отчетности, установить готовность занимающихся к выполнению практических работ;
  5. необходимо наращивать сложность практических работ, т.к.
    однообразие примеров утомляет, снижает мыслительную активность и усвоение материала;
  6. в решении практических задач предоставление учащимся по возможности полной самостоятельности, прибегая к помощи на доске лишь в тех случаях, когда возникают затруднения для всего класса;
  7. при объяснении практических задач нужно показывать пути, алгоритмы их решения.

Несмотря на разницу в содержании лабораторных и практических работ, методика их проведения в значительной мере близка. Структура проведения данных методов обучения сводится в основном к следующему:

Эффективность лабораторных и практических работ зависит от:

УПРАЖНЕНИЕ. Цель упражнений - неоднократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения бывают эффективны при вы полнении следующих условий:

  1. сознательный подход учащихся к выполнению упражнений;
  2. соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, что означает выполнение сначала упражнений по за учиванию и запоминанию учебного материала, затем – упражнения на воспроизведение, применение ранее усвоенного, а затем упраж нения на самостоятельный перенос изученного в иные ситуации. С помощью последних возможно включение новых знаний в систему уже имеющихся. При таком подходе к упражнениям как практиче скому, операционному методу обучения у школьников развиваются навыки самостоятельной деятельности, логического анализа фак тического материала, которые лежат в основе формирования науч ных понятий, практических умений и навыков.

2. Созидающие методы обучения

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Цель - уча щиеся самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем мл занятии докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое положение изучае мой темы. Значимость данного метода велика:

•  результаты учебных исследований учитель может использовать как иллюстративный материал при объяснении той или иной учебной темы;

•  результаты исследования могут быть использованы школьниками при выступлении на конференциях, семинарах, на заседаниях предметных кружков, школьных научно-исследовательских обществах и т.д.

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ, ИНЦИДЕНТА, ЭКСПЕРИМЕНТА. Цель - результаты деятельности изображаются путем перечисления характе рных для изученных явлений, предметов, фактов или процессов признаков. В начале или в конце описания дается представление об и (ученном в целом, основную часть составляют элементы описания отрывки, раскрывающие отдельные стороны изученного.

Эффективность данного метода зависит от системы элементов опи сания, которая имеет в виду:

•  порядок важности описываемых элементов;

•  порядок последовательности расположения в пространстве;

•  хронология описываемых элементов;

•  выделение основных моментов, событий в изучаемом, наблюдаемом и т.д.;

•  порядок их следования;

•  акцент на их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодейст вие

ПОИСКОВАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА - С ПОМОЩЬЮ инструкции учителя учащиеся самостоятельно выполняют исследование, на основе которого формулируют выводы о свойствах тех или иных веществ, о взаимосвязи и зависимости между исследуемыми фактами, процессами, явлениями, о способах выявления тех или иных ка честв изучаемого предмета. Следовательно, цель данного метода - развитие у школьников навыков самостоятельной поисковой ис следовательской деятельности, самодеятельности, научного мыш ления.

При проведении поисковой лабораторной работы учителю следует помнить о следующем:

  1. четкое определение хода самостоятельного исследования должно осуществляться заранее;
  2. усилия школьников должны быть целенаправленными и со средоточены на решении основных вопросов исследуемой темы;
  3. после поисковой лабораторной работы обязательная эври стическая беседа, в ходе которой под руководством учителя школьники на основе проведенных наблюдений и экспериментов делают обобщения и теоретические выводы;
  4. необходимы обоснованность и убедительность теоретических положений.

III группа - творческие методы обучения

1. Исследовательские методы обучения

«ВОПРОСЫ СОКРАТА». Цель - под руководством учителя школьники учатся сами отыскивать ответы на проблемные вопро сы. Условия эффективности данного метода:

•  предъявление учащимся целенаправленных вопросов;

•  предъявление вопросов при соблюдении их строгой последовательности;

•  принятие во внимание при формулировке следующего вопро са предшествующих ответов учащихся;

•  в целях более яркого показа неверности суждений школьни ков иногда возможны вопросы, которые заведомо могут завести школьников в тупик, в этом случае возникает желание узнать необходимую для решения проблемы новую информацию.

ДЕЛОВАЯ КОРЗИНА. Цель метода - активизировать учащихся, ориентировать их на самостоятельное решение различных проблем в исследовательской деятельности.

В «деловой корзине», в качестве которой может выступать небольшой ящик, помещаются задания, написанные на листках бума ги. Школьники по очереди вынимают из «корзины» задания и выполняют их сугубо самостоятельно. Затем весь класс коллективно выполняет все задания, что приводит к еще более глубокому их анализу.

«ДУМАЙ И СЛУШАЙ». Цель данного метода - обучение реше нию практических проблем. Его реализация опирается на группо вую деятельность школьников.

Каждому ученику отводится короткий отрезок времени, за ко торый он должен высказать свое мнение по решению актуальной для него или предложенной учителем проблемы практической дея тельности. Остальные школьники его прерывать не могут, а долж ны внимательно слушать. После выступления своего товарища они должны активно помочь ему до конца решить проблему.

ЛАБИРИНТ ДЕЙСТВИЙ - Цель метода - научить быстро и пра вильно ориентироваться в многовариантных ситуациях или ситуа циях со многими возможными исходами.

Учащиеся снабжаются детальным печатным описанием инцидент а, случая, ситуации, которые возникают в реальной деятельности. В конце описания каждой ситуации приводится список действий, одно или несколько из которых являются приемлемыми для раз решения данной проблемы. Такой перечень позволяет школьникам не только «прокрутить» возможные варианты решения проблемы, но и мысленно проследить все возможные последствия реше ния, непредвиденные побочные осложнения и т.д. Таким образом, у ченикам предоставляется возможность решить задачу нескольки ми способами, чтобы научить их отличать тупиковые варианты решений от решений, ведущих к цели.

ОБСУЖДЕНИЕ ВПОЛГОЛОСА. Цель данного метода - научить школьника рассуждать по поводу изучаемой проблемы, слушать мнения других, учитывать их и вырабатывать общую точку зрения на решение поставленного вопроса или проблемы.

Для проведения этого метода сравнительно многочисленная группа школьников разбивается на небольшие подгруппы, которые будут обсуждать те или иные вопросы, входящие в тему занятий. Каждая подгруппа, состоящая примерно из десяти человек, получает от учителя задание, выполнение которого должно дать какой-то конкретный выход. В зависимости от трудоемкости работы количест во членов подгрупп может уменьшаться до четырех человек, но не менее, т.к. дальнейшее его снижение делает метод неэффективным. Время должно строго лимитироваться.

Традиционные материальные результаты «обсуждения вполголоса» таковы:

•  составление списка интересных мыслей, возникших при вы полнении данного задания;

•  выступление одного-двух членов подгрупп с докладами, в кото рых анализируются пути решения данной проблемы, предлагае мые подгруппой;

•  составление методических разработок или инструкций;

•  составление плана действий для выполнения задания другими подгруппами.

Существуют два варианта тем для обсуждения, так называемые «открытый» и «закрытый». В качестве «закрытого» задания может рассматриваться предложение доказать, что данная проблема существует в конкретной среде. Пример «открытого» задания: составить список сопутствующих задач, которые должны быть решены для устранения проблемы.

Обсуждение может организовываться двояко: либо все подг руппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на подтемы - отдельные задания.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧА ЩИХСЯ. Цель - привитие навыков самостоятельной работы, иссле довательской творческой деятельности. Самый распространенный вид данной работы - работа с книгой. Существует несколько спосо бов самостоятельной работы с первоисточниками. Основные из них:

  1. аннотирование - краткая характеристика печатного издания, включающая в себя его содержание в виде главнейших вопросов, иногда возможна его оценка;
  2. конспектирование - краткое изложение, краткая запись со держания прочитанного. Существуют следующие наиболее общие правила конспектирования:

3. план - цель - формирование навыков организации работы с литературой, т.е. понимание темы, определение главной мысли работы, ее составных частей, их порядка и взаимодействия. Требова ния к плану:

4. реферат ( от латинского - referre - докладывать, сообщать) -
краткое устное или письменно изложение научной работы, содер жание прочитанной книги и т.п., доклад на какую-либо тему, основан ный на обзоре литературы и других источников.

Условиями эффективности данного метода являются:

5. рецензия - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному;

6. тезисы - кратко сформулированные основные положения изучаемого первоисточника, обычно без привлечения фактического материала.

Самостоятельная исследовательская работа учащихся имеет большое значение: во-первых, она придает познавательной и прак тической работе учащихся поисково-творческий характер, во- вторых, формирует у них умение определять актуальные научные проблемы и ориентироваться в них, в-третьих, находить самостоя тельно пути их решения, в-четвертых, конкретная работа с научной литературой позволяет школьникам формировать такие навыки, как: умение анализировать первоисточники, синтезировать инфор мацию из разных источников, реферировать, рецензировать первоисточники, составлять аннотации, оформлять научный реферат, готовить доклад по проблеме, осваивать умение осуществлять поиск необходимой литературы, анализировать ее, составлять библио графию, давать критический анализ, ее обзор.

«ЭКЗАМЕН». Цель - обеспечение активного, очень самостоя тельного, планомерно о усвоения содержания обучения, а также преодоление психологической напряженности, которую ученики, сдающие экзамен, часто испытывают в ожидании «неизвестного вопроса».

По прохождении половины курса обучения ученикам предос тавляется возможность самим подготовить список экзаменацион ных вопросов. Прежде всего они вместе вырабатывают критерии «хорошего вопроса», которые удовлетворяли бы и учителя. После этого каждый школьник индивидуально составляет список вопро сов по курсу. Вторая часть каждого урока посвящается открытой защите, сравнению, уточнению составленных вопросов. Конечный результат такой работы - список из десяти вопросов, составляемый каждым учеником. Из каждого списка учитель выбирает по три обязательных вопроса и таким образом формирует окончательный список вопросов к экзамену, количество вопросов в котором равно числу обучающихся в классе, умноженному на три, и, который ока зывается подготовленным самими учениками. Для того чтобы ква лифицированно защитить свои предложения и оппонировать чу жим, нужно хорошо знать предмет. В процессе выбора, оценки, обсуждения, уточнения вопросов ученики постоянно испытывают не обходимость пересмотреть материал по курсу, в результате чего у них появляется реальная потребность в постоянной учебе.

2. Игровые методы обучения

Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения учеником социальных установок. В последнее время широкое распространение получило имитационное модели рование, что означает живое изображение основных черт реальности. Имитационное моделирование предстает в школьной практике в виде нескольких ипостасей: во-первых, это анализ конкретных си туаций, т.е. глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации, выполняемое для того, чтобы выявить ее ча стные и (или) общие характерные свойства; во-вторых, это ролевые учебные игры, включающие в себя игры-драматизации в сочетании с эмоциональной рефлексией, игры-дискуссии, в которой учитель за ранее продумывает и выделяет в содержании учебного материала противоположные идеи, стороны жизненных явлений, подходы, взгляды и т.п. Противопоставления, столкновения этих бинарных оппозиций и используются в дальнейшем как основа для учебно- игровой ролевой деятельности школьников; в-третьих, это различ ного рода игры-состязания, игры-упражнения, игры-иллюстрации.

АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ. Цель - формирование и развитие умений и навыков конкретной продуктивной деятельно сти в нетиповых или даже непредвиденных ситуациях в игровой форме. Участники оказываются в активной позиции благодаря во влеченности в обсуждение реальной жизненной ситуации. Они имеют дело с конкретными, а не выдуманными фактами и собы тиями. Данный метод имеет несколько вариантов:

•  случай из жизни;

•  снятый фильм или видеоматериал;

•  случай, предложенный участником;

•  случай, возникший в диалоге;

•  анализ принятого в какой-то ситуации решения.

В приложении рассматриваются студия случая, метод развития инцидента и анализ критического инцидента.

  1. Студия случая. Ученикам представляется письменный или видеоматериал, который содержит в себе проблемную ситуацию. На его основе разворачивается дискуссия, цель которой - найти пути решения проблемной ситуации. Руководитель дискуссии - учитель;
  2. Метод развития инцидента. Учитель описывает группе ин цидент; ученики могут задавать вопросы, выясняя различные детали. Каждый из школьников высказывает свое мнение об инциденте и о путях выхода из него. Ученики, выступившие со сходными мне ниями, объединяются в подгруппы, и между ними разворачивается дискуссия, цель которой - определить истинные причины инцидента и наилучшие пути выхода из него;
  3. Анализ критического инцидента. Ученики разбиваются на небольшие подгруппы. Каждому из школьников отводится не сколько минут для того, чтобы вспомнить какой-либо критический инцидент. Затем в подгруппах производится обмен опытом по по воду развития и итогов инцидентов.

Рекомендации к применению метода анализа конкретных ситуаций:

  1. при анализе ситуаций необходимо выделение не столько фактов, сколько признаков проблемы и ее факторов;
  2. важнейший отправной момент - постановка проблемы;
  3. проблема должна быть сформулирована кратко, четко и ясно;
  4. важно обращать пристальное внимание на процесс выдвижения учениками предположений и их проверки;
  5. необходима разработка критериев решения проблем (критерий - это правила или требования к отбору наилучших пред положений);
  6. представление ученикам программы действий, в которую должны входить как цели, так и границы доступных ресурсов, для того, чтобы учащиеся не дали себя увлечь нереалистичными планами.

ДЕЛОВАЯ ИГРА. Цель - выработать у учащихся умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, творческое мышление, способность оценивать деятельность.

Деловая игра - это имитационная игра, в которой воспроизво дится настоящая деятельность конкретных работников. Данный метод можно разделить на следующие этапы: подготовительный, вводная часть, игровой, заключительный.

На подготовительном этапе учащиеся изучают возможности использования общих теоретических методов решения ситуационных задач в данной игре, знакомятся с объектом игрового моделирования, игровой ситуацией, функциями участников, правилами и методикой проведения игры, а также системой оценивания. В конце данного этапа рекомендуется провести проверку подготовки участников в форме репетиции деловой игры или зачета.

Во вводной части деловой игры комплектуются игровые груп пы, выдвигаются лидеры, распределяются роли между участника ми.

Центральная часть деловой игры - игровой этап. Занятие носит увлекательный, захватывающий характер, если разыгрывается си туация, затрагивающая только что изученный материал и требую щая совершения каких-то действий, поступков или применения навыков коррекции межличностных отношений. Не рекомендуется заострять внимание школьников на том, что они участвуют в игре.

На заключительном этапе проводится анализ результатов, подводятся итоги игры, при этом нельзя обсуждать актерские данные соучастников. Результаты игры анализирует либо учитель, ли бо сами участники. При обсуждении результатов и подведении ито гов объявляются победители, выясняются причины победы одних и поражения других. Выявляются слабые стороны в теоретической и практической подготовленности учащихся.

ИННОВАЦИОННАЯ ИГРА. Цель - организация действий участ ников в моделируемой развивающейся деятельности, позволяющая получить на выходе реальные желаемые результаты. Инновацион ная игра, в отличие от деловой игры, более приближена к реальной ситуации и на выходе дает реальный продукт.

При организации инновационной игры необходимо придерживаться ряда принципов:

  1. системности: игра программируется и организуется как целостная система человеческой деятельности и взаимодействий;
  2. коллективной ответственности', ответственность за ход и результаты игры несет учитель вместе с коллективом учеников;
  3. единоначалия: руководитель игры в праве принимать решения, касающиеся организации игры, в течение всего игрового периода;
  4. самопрограммирования: программа конкретной игры намечает ее лишь в общих чертах. В ходе же ее развития новые ситуации, идеи, повороты в работе задают и новые игровые сюжеты, формы и методы работы. Как правило, в начале игры самопрограммирование осуществляется учителем, в конце игры - силами участников.
  5. саморазвития: игра осуществляется не по жестко определенным заранее предписаниям, а в соответствии с возникшей «здесь и теперь» ситуацией и ориентацией на поиск новых средств ее разрешения, новых форм деятельности и взаимодействий;
  6. контролируемой борьбы: конкурсность, конкурентность, соревновательность во взаимодействии групп. Каждая группа готовит свой проект, но победитель только один;
  7. развивающего обучения: ориентация учеников не на расширение объема знаний, а на освоение и разработку новых средств разрешения проблемных ситуаций в ходе реализации перспективных стратегий участников.

Программа организации инновационной игры включает три этапа работы:

  1. подготовка игры: уточнение основной задачи игры; проведение первичного анализа ситуации, в которой возникла задача; разработка программы игры; исследование личностных особенностей участников; организационные мероприятия по подготовке;
  2. проведение игры: введение в игру - ознакомление участников с правилами игры, распределение участников по группам; организация процесса игры - установление операций техники и процедуры;
  3. завершение игры: в последний день инновационной игры формируется инициативная группа для доведения результатов игры до сведения всего коллектива и до уровня распорядительных документов.

Рекомендуется продолжительность инновационных игр - не менее пяти дней.

Необходимый условный перечень «ролей», в которых выступает учитель при применении игровых методов обучения:

Учитель-инструктор - помогает школьникам освоить правила игры, получить представление о последствиях игровых действий. Тем не менее, это вовсе не означает, что учитель должен максимально подробно объяснять детали игры: как правило, по-настоящему правила уясняются уже по ходу игры. Чрезмерное инструктирование может привести к запутыванию учеников, что снижает их интерес к процессу обучения, поэтому инструктаж можно свести к минимуму. Обсуждение игры, тех или иных ее ходов рекомендуется проводить после игры, когда известны результаты и видны успехи и просчеты.

Учитель-судья-рефери - осуществляет руководство и контроль за ходом игры, что помогает обеспечить ее педагогическую результативность. Это сказывается, например, при распределении ролей с целью достижения активности всех членов классного коллектива Учитель поддерживает ход игры, т.е. соблюдение всех правил, и при этом не вмешивается в него.

Учитель-тренер - в процессе игры дает ученикам подсказки направленные на то, чтобы помочь школьникам полнее использо вать возможности игры. В функции учителя-тренера входит и под бадривание наиболее несмелых и нерешительных учеников.

Учитель-председатель-ведущий - проводит заключительный этап игры, т.е. обсуждение. В ходе обсуждения он избегает предла гать классу свои выводы и обобщения, но ставит ученикам такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять игровую модель и имитируемые реальные явления, обдумывать связи между содержа нием игры и изучаемым предметным материалом, предлагав школьникам внести собственные поправки в ход игры, дополнение в сценарий или правила игры.

 

3. Дискуссионные методы обучения

ДИСКУССИЯ - обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями идеями между двумя или более лицами. Цель - обнаружить различия в понимании вопроса и в товарищеском споре установить ис тину, прийти к единой точке зрения. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми.

Первый шаг в каждой дискуссии - определить желаемый ре зультат. Следующий - понять точку зрения другой стороны.

Условия эффективности дискуссии:

Основные задачи ведущего дискуссию:

  1. создать атмосферу, в которой может развиваться свободная
    дискуссия;
  2. обеспечить понимание и поддержку группой целей дискуссии;
  3. стимулировать высказывание идей, мнений;
  4. убедиться, что все имеют возможность высказаться;
  5. поддерживать дискуссию в нужном направлении;
  6. уважать чужие мнения, даже если он с ними не согласен;
  7. контролировать ее ход с помощью вопросов;
  8. разъяснять запутанные вопросы;
  9. обеспечить участников дискуссии нужной информацией;
  10. сделать заключение.

Требования к правильной постановке вопросов: краткость, ясность формулировки, понятность, связанность только с сутью дела, логическая последовательность.

Наиболее полезны открытые вопросы, начинающиеся с вопро сительных слов «почему», «что» или «как», на которые нельзя отве тить просто «да» или «нет». Как правило, полезнее ставить вопросы, на которые может ответить любой учащийся, чем задавать индивидуальные вопросы. Общие вопросы заставляют готовить кол лективные ответы. Индивидуальные вопросы полезны в том случае, если нужно включить отмалчивающегося школьника в дискуссию или остановить болтуна, кроме того, они способствуют поддержанию дискуссии, если она начинает «угасать». Целесообразно ис пользование индивидуальных вопросов и в тех случаях, когда надо узнать конкретный личный опыт. Следует избегать задавать индивидуальные вопросы в определенном порядке, например, по часовой стрелке и т.д. Полезно трансформировать общие вопросы в индивидуальные, т.е. поставить вопрос перед группой, сделать паузу для обдумывания и адресовать его конкретному лицу.

Во время дискуссии полезно периодически резюмировать ее промежуточные результаты, что позволяет акцентировать основ ные положения, убедиться в прогрессе, достигнутом при обсужде нии проблемы, удерживать дискуссию на правильном пути, предос тавить участникам возможность сделать те замечания, которые они не успели сделать раньше, мотивировать стремление учащихся к дальнейшему прогрессу.

Если дискуссия отклоняется от темы и класс уходит от основ ной проблемы, ведущему следует обобщить это отклонение, указать, как и когда можно продолжить решение данного вопроса, и предложить вернуться к главной теме.

Очень важно в конце дискуссии сделать эффективное обобще ние, сформулировать единые выводы, показать, к чему ведет несо гласие с ними, отметить все идеи класса.

«ГРУППА ШУМА». Цель - оказание помощи всему классу в вы яснении неясных понятий, осуществление обратной связи с аудито рией, активизация критического мышления у учеников, включение в работу пассивных учащихся и т.п. Создается небольшая группа школьников (2-6 человек), которая, прерывая обычный ход урока, дискутирует с лектором во время занятий.

МОЗГОВАЯ АТАКА. Цель - развитие творческих способностей, возможность решения сложных проблем сообща. Для обсуждения конкретной проблемы ученики делятся на две подгруппы: генераторы идей и критики. Генераторы идей высказывают все идеи по решению данной проблемы, которые приходят им в голову. Основные принципы мозговой атаки:

  1. не критиковать - можно высказать любую мысль без опасения, что она будет признана неудачной;
  2. стимулировать любую инициативу, причем чем страннее кажется идея, тем лучше;
  3. стремиться к наибольшему количеству идей;
  4. разрешается изменять, комбинировать, улучшать предложенные идеи (свои и чужие).

По завершении работы подгруппой генераторов идей присту пает к работе подгруппа критиков. Она анализирует, оценивает, синтезирует предложенные идеи, выбирает те, которые обеспечи вают решение проблемы.

Ученые предлагают реализацию метода мозговой атаки по следующей схеме:

  1. этап - подготовка к решению проблемы. Задача учителя: ин формирование учеников о теме исследования, подготовка вспомогательных средств, необходимых для регистрации идей и их визуального изображения.
  2. этап - свободное высказывание идей. Задачи учителя: ознакомление с правилами участия; устное сообщение и визуальный по каз однозначной проблемы; поиск такого определения неоднознач ной проблемы, которое признается всеми учениками; активизация работы учащихся в группе в случае, если творческая напряженность снижается (путем постановки вопросов, предложения собственных идей, новых подходов и др.). Правила участия: запрещены споры, критика и сравнительная оценка; количество идей важнее их качества; могут быть представлены и чужие идеи; не нужно чуждаться непривычного, утопического. Идеи должны быть представлены в сжатом виде.
  3. этап - развитие идей. Задачи учителя: приведение примеров, поиск комбинаций; представление полного списка идей, рожденных на этапе их высказывания, поскольку возможности комбинирования идей тем меньше, чем уже плоскость, в которой ведется поиск взаимосвязей между ними. Правила участия: такие же, как и во втором этапе.
  4. этап - критика идей. Задачи учителя: включение в список идей, поступивших после коллективной работы; классификация идей; обеспечение обсуждения, критики и качественной оценки каждой идеи; информирование о проблемах, оставшихся открытыми. Задачи школьников: обсуждение, критика и качественная оценка каждой идеи по следующим критериям: соответствие предпосылкам и удовлетворение требований; возможность реализации или ее отсутствие; возможность реализации сразу или по истечении кон кретного периода времени; возможность реализации идей, не отвечающих поставленной цели, в других областях; возможность реали зации без дальнейших исследований.

ПРОГРЕССИВНЫЙ СЕМИНАР. Цель метода - провести обучаю щихся по долгому пути противоречий, сомнений, дискуссий и, при меняя формы групповой работы, найти и доказать истину.

Учитель подбирает несколько тем для занятий и распределяет их среди обучающихся. Каждый получает по одной теме, которая будет обсуждаться во время следующих друг за другом занятий. Обсуждение каждой темы организуется следующим образом: прежде всего школьник формулирует шесть «ценных утверждений» по предложенной ему теме. Эти утверждения должны быть: а) ясными, специфичными и значимыми; б) достаточно противоречивыми, чтобы их принятие или отклонение требовало дискуссий; в) пред ставляющими личные убеждения автора, основанные на его личном опыте.

Составив список своих утверждений, ученик предъявляет его всем членам группы за неделю до первого занятия по данной теме. В качестве приложения представляется список литературы, на ос нове которой автор строит свои суждения. Во время первой встречи ученик знакомит группу со всеми своими утверждениями, объясняя при этом, в чем заключается их «ценность». После этого начинается групповая свободная дискуссия о «ценности» утверждений. Как правило, во время первого занятия группа не приходит к единому мнению. Во время второй встречи необходимо выработать единое отношение к предложенным утверждениям или внести в них какие-то изменения Если единогласия добиться не удается, несогласное меньшинство готовит доклад как ответ на утверждение большинст ва

Особенно эффективно применение этого метода для развития экономического мышления, творческой инициативы, убеждений личности

ТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ - необходим для организации обучения по этому методу учитель пишет на доске несколько вопросов, которые должны побудить учащихся к дискуссии. Затем он выходит из кабинета, школьники разделяются на несколько групп и дискути руют по данной теме. Через час педагог возвращается, и все слушают доклад представителя учащихся об итогах дискуссии.

Приложение 2

Во втором приложении рассматриваются нетрадиционные формы организации обучения, основанные на дискуссионном методе обучения. Это связано с тем, что, во-первых, дискуссия обес печивает высокую вовлеченность учащихся в обсуждение учебного материала; во-вторых, побуждает школьников искать различные способы для выражения своей мысли; в-третьих, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения. Следовательно, дискуссия - эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся, результаты которой являются личностно значимыми для каждого из ее участников.

Технология дискуссионных форм обучения может быть схема тично представлена следующим образом:

  1. работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников;
  2. соответствующая организация места и времени работы;
  3. процесс общения протекает как взаимодействие участников;
  4. взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;
  5. направленность на достижение учебных целей.

Нетрадиционные формы организации обучения

БРИГАДНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Цель - содействовать формированию межпредметных связей, развивать у школьников способность ре шать комплексные проблемы.

Данная форма обучения применяется в том случае, если требуется обсудить комплексные проблемы или конкретные случаи.

На урок приглашаются несколько преподавателей - специалистов в разных областях, которые с точки зрения своих наук объяс няют, разъясняют учащимся важнейшие положения изучаемой про блемы. В заключении урока основной преподаватель делает выво ды, которые и будут являться новым знанием для школьников.

ДЕБАТЫ - формализованное обсуждение проблемы, построен ное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противоположных, соперничающих групп - и опровержений. Урок начинается с выступления от каждой из сто рон, после чего «трибуна» предоставляется для вопросов и коммен тариев участников поочередно от каждой стороны.

ДИСПУТ. Его готовит группа школьников под руководством учителя. Они выделяют из своей среды ведущего, подбирают литературу, определяют вопросы, знакомят с ними остальных учеников, продумывают оформление аудитории. Весь класс получает задания обдумать свое мнение по изложенным вопросам; познакомиться с основной литературой по методике подготовки диспута.

Перед началом диспута в классе вывешиваются плакаты, ри сунки, схемы. Ответственные за диспут проводят его в течение од ного академического часа. Второй час посвящается обсуждению диспута. Учащиеся концентрируют внимание на выборе темы, про граммы диспута, подготовленности ведущих, общей готовности класса.

КРУГЛЫЙ СТОЛ - беседа, в которой «на равных» участвует не большая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и «аудиторией» (остальной частью класса).

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ. Цель - предоставление школьникам информационного материала с очевидной демонстрацией его пре имущества и недостатков не рецептурным образом, а на основе противоборств мнений и суждений.

Небольшая группа людей (как правило, учителей), дискутирует по определенной теме или проблеме. Учащиеся размещаются во круг них и внимательно следят за дискуссией.

СИМПОЗИУМ - форма урока, при которой участники выступа ют с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).

«ТЕХНИКА АКВАРИУМА» - особый вариант организации кол лективного взаимодействия, применяющийся при работе с мате риалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.

Техника проведения данной формы обучения:

  1. постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя;
  2. учитель делит класс на подгруппы, обычно они располагаются по кругу;
  3. учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию группы всему классу;
  4. группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения;
  5. учитель просит представителей группы собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соот ветствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет право высказаться, однако участникам групп раз решается передавать указания своим представителям записками;
  6. учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций;
  7. «аквариумное» обсуждение проблемы между представителя ми групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения;
  8. после такого обсуждения проводится критический разбор всем классом.

Данная форма урока интересна тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигается участием каждого в началь ном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителя ми. В поле внимания всего класса находятся всего пять-шесть гово рящих, это сосредотачивает восприятие на основных позициях. «Техника аквариума» не только усиливает включенность детей в групповое обсуждение проблем, развивает навыки участия в груп повой работе, совместном принятии решений, но и дает возмож ность проанализировать ход взаимодействия участников на меж личностном уровне.

УЧЕБНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. Цель - обобщение изучения раздела, крупной темы. Тема конференции формулируется так, чтобы, не повторяя содержания изученного, подойти к материалу с проблем ных позиций.

Учитель вместе с учащимися разрабатывает тематику конференции, распределяет доклады и сообщения. На конференцию мо гут приглашаться гости, роль которых на конференции определяет ся заранее.

Открывая конференцию, учитель формулирует ее тему, определяет задачи, знакомит участников с планом и регламентом, руково дит всем процессом обсуждения. От него требуется собранность, такт, неослабное внимание к происходящему, своевременная и быстрая реакция на ход конференции.

Не менее важное значение имеет и подведение итогов. В предельно краткой форме необходимо отметить степень достижения поставленных задач, оценить доклады и выступления, обозначить вопросы, которые возникли в ходе конференции, и определить, как их дальше изучать.

ФОРУМ - обсуждение, в ходе которого группа (обычно четыре- шесть учеников) вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом). Разрешается выступать неограниченное время, если при этом удается поддерживать заинтересованность школьников.

Назад | Содержание | Вперед