Службы экстренной психологической помощи по телефону существуют в мире почти 50 лет, и около 15 лет в России.
За рубежом это, в основном, волонтерские организации, тысячи членов
которых дарят свое сердце и душу не некоторое время страждущим и зовущим
о простом человеческом участии, тем, кто оказался в замкнутом пространстве
одиночества. Они не имеют профессионального образования, не выполняют
профессиональных задач, и гордятся этим. Потому что звонящие туда имеют
все возможности получить грамотную, квалифицированную психологическую,
психиатрическую и социальную помощь, но выбирают их - осуществляющих "befriending"
- "дружение" по телефону, находясь с ними "heart to heart"
- сердце к сердцу. Некоторые другие стремятся к тому, чтобы как можно
скорее включить позвонившего в четко отлаженную систему социальной помощи,
предоставляют для этого всю необходимую информацию, предлагая, а иногда
и, навязывая оперативное вмешательство в частную жизнь, если речь идет
об угрозе жизни и здоровью.
По России прокатилась и пошла на убыль огромная волна открытия "Телефонов
Доверия". Остались те, кто работал не ради сиюминутных коньюктурных
выгод, не для отчетности и те, кто выдержал испытание доверием.
Сейчас в России работает более 200 ТЭПП (телефонов экстренной психологической помощи), вместе они принимают более 1 500 000 обращений в год, и работают на них более 2 500 консультантов.
В отличие от своих зарубежных коллег, эти люди принимают на себя не только порывы и проявления человеческой сущности позвонивших, отдавая при этом часть себя неизвестному, случайному знакомому. Они вынужденно берут на себя функции психологов, психиатров, социальных работников, педагогов, терапевтов, становятся универсальными собеседниками - если тебе доверяют, то во всем, и во всем ждут помощи.
Сотрудники "Телефонов Доверия" принимают на себя огромную ответственность за ту ситуацию, с которой к ним позвонят. Они не могут взять отсрочку или переадресовать звонящего к другим специалистами из-за специфики работы - экстренности ситуации, да к тому же таких специалистов у нас мало или они недоступны. Психологическая культура общества низка и подразумевает табу на все, что начинается со слова "психо -". Если Вы одиноки - клуб знакомств за деньги, если Вам плохо - Вас ждут маги и колдуны, а если Вы устали жить - психиатрическая больница. Психологов, особенно профессиональных и опытных, не хватает.
Разговор по телефону - особенная область человеческой коммуникации. А если она еще и несет на себе такую огромную нагрузку, как на "Телефоне Доверия", становясь для некоторых последним шансом, то становится понятно, насколько высоки требования к людям, которые приходят на дежурства.
К сожалению, до сих пор у нас в стране нет такой специальности, как " консультант ТЭПП". Но "Телефоны Доверия" работают, и возникает проблема обучения и переподготовки кадров. По мнению большинства, самой оптимальной базой для специализации в телефонном консультировании является психологической образование. Поэтому именно для студентов-психологов и была разработана учебная программа дисциплины специализации по курсу "Экстренное психологическое консультирование по телефону". Программа была апробирована в различных вузах г. Самары, в нее внесены коррективы. Практика показала, что изучение данного курса значительно углубило профессиональные знания и расширило практические навыки студентов не только в области консультирования по телефону, но и во многих других. Программа рассчитана на 32 учебных часа, теоретические и семинарские занятия сочетаются с тренинговыми.
Тема 1: | История развития служб экстренной психологической помощи по телефону. Теоретические и морально-этические основы оказания экстренной психологической помощи. | 4 ч. Лекц. |
Профессионально значимые качества при подборе консультантов "Телефона Доверия". | 2 ч. Сем. | |
Тема 2: | Логика телефонной беседы, изменения схемы консультирования. Задачи экстренного психологического консультирования. | 4 ч. Лекц. |
Тема 3: | Этапы и техники консультирования: установление эмпатического контакта, выслушивание, рефлексия, этап поиска возможностей, принятия решения, резюме. | 4ч. Практ. |
Тема 4: | Кризисная интервенция. | 2 ч. Лекц. |
Тема 5: | Депрессия. Горе, утрата. | 2 ч. Лекц. |
Тема 6: | Суицид. | 4ч. Лекц., 2 ч. Сем. |
Тема 7: | Трудности и специфика консультирования по телефону. "Синдром сгорания". Супервизия. | 4 ч. Лекц. |
Тема 8: | Практикум экстренного психологического консультирования. | 4 ч. Практ. |
Итоговое занятие (зачет) | ||
Итого: |
32 ч.
|